Научная статья на тему 'Особенности отношения родителей к ребенку с сенсорной недостаточностью'

Особенности отношения родителей к ребенку с сенсорной недостаточностью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
407
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN AND PARENTS'' RELATIONS / PARENTS'' ATTITUDE / ADULTS AND CHILDREN''S INTERRELATION / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ / СЛАБОВИДЯЩИЙ РЕБЕНОК / РЕБЕНОК С СЕНСОРНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ / РЕБЕНОК С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗРЕНИЕМ / A CHILD WITH SENSORY INSUFFICIENCY / A CHILD WITH WEAK SIGHT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ларина Е. С., Коваль В. В.

В работе рассмотрены психологические основы детско-родительских отношений к ребенку с сенсорной недостаточностью (ослабленным зрением).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PARENTS'' ATTITUDE TO A CHILD WITH SENSORY INSUFFICIENCY

The article describes psychological basis of children and parents'' relations to a child with sensory insufficiency (weak sight).

Текст научной работы на тему «Особенности отношения родителей к ребенку с сенсорной недостаточностью»

После проведения методики с подростками «группы риска» были получены следующие результаты: из терминальных ценностей 40% испытуемых отдают предпочтение материальнообеспеченной жизни, 40% - свободе, 13,4% - наличию хороших и верных друзей, и 6,6% испытуемых - удовольствиям (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения); из инструментальных ценностей 40% подростков «группы риска» отдают предпочтение независимости, 20% испытуемых смелости в отстаивании своего мнения, 14,5% - непримиримости к недостаткам в себе и других, и 5,5% испытуемых - высоким запросам (высокие требования к жизни и высокие притязания).

Здоровье, интересная работа, развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование - данные ценности остались без внимания подростков «группы риска».

После проведения методики с благополучными подростками были получены следующие результаты: из терминальных ценностей 40% испытуемых отдали предпочтение активной деятельной жизни, 35% - счастливой семейной жизни и 25% под-

Библиографический список

ростков - здоровью; из инструментальных ценностей 40% благополучных подростков отдают предпочтение эффективности в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), 30% испытуемых твердой воле (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), 18% - ответственности (чувство долга, умение держать свое слово), 12% испытуемых - широте взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).

И так, большинство подростков «группы риска» ориентированы на такие ценности, как материально-обеспеченную жизнь, свободу, наличие хороших и верных друзей, удовольствия, независимость, тогда как благополучные подростки ориентированы на ценности активной деятельной жизни, счастливую семейную жизнь, здоровье, широту взглядов.

Таким образом, в ценностных ориентациях подростков «группы риска» преобладают ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия. Такие ценности не способствуют формированию у них духовно-нравственных ценностных ориентаций и нуждаются в коррекционной работе.

1. Греханкина, Л.Ф. Формирование ценностных ориентаций школьников // Школа. - 2003. - № 4.

2. Самсонова, Е.А. Молодежь: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни / Е.А. Самсонова, Е.Ю. Ефимова // Социологические исследования. - 2007. - № 11.

3. Самара, Г. Дети в обществе риска: социализация и адаптация / Г. Самара, М. Ноготкова // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2006. - № 11.

Bibliography

1. Grekhankina, L.F. Formirovanie cennostnihkh orientaciyj shkoljnikov // Shkola. - 2003. - № 4.

2. Samsonova, E.A. Molodezhj: cennostnihe orientacii i realii povsednevnoyj zhizni / E.A. Samsonova, E.Yu. Efimova // Sociologicheskie issledovaniya. - 2007. - № 11.

3. Samara, G. Deti v obthestve riska: socializaciya i adaptaciya / G. Samara, M. Nogotkova // Alma Mater: Vestnik vihssheyj shkolih. - 2006. -№ 11.

Статья поступила в редакцию 13.10.13

УДК 159.922

Larina E.S., Koval У У PECULIARITIES OF PARENTS' ATTITUDE TO A CHILD WITH SENSORY INSUFFICIENCY.

The article describes psychological basis of children and parents' relations to a child with sensory insufficiency (weak sight).

Key words: children and parents' relations, parents' attitude, adults and children's interrelation, a child with sensory insufficiency, a child with weak sight.

Е.С. Ларина, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск;

В.В. Коваль, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: irina_radionova12@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ С СЕНСОРНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

В работе рассмотрены психологические основы детско-родительских отношений к ребенку с сенсорной недостаточностью (ослабленным зрением).

Ключевые слова: детско-родительские отношения, родительское отношения, взаимоотношение взрослых и детей, слабовидящий ребенок, ребенок с сенсорной недостаточностью, ребенок с ослабленным зрением.

В настоящее время в России дети с сенсорной недостаточностью представляют собой неуклонно растущую в количественном отношении, категорию детей с ограниченными возможностями. К данной категории относят дети с нарушением слуха, речи, с нарушением интеллектуального развития, дети слепые и с ослабленным зрением.

Дети с сенсорной недостаточностью (с ослабленным зрением), вследствие ограниченности сенсорной сферы, результатом которой выступает недостаток информации о предметах и явлениях окружающего мира, начиная с первых месяцев обнаружения дефекта зрения, нуждаются в специальных мероприятиях, направленных на формирование у них механизмов компенсации дефекта зрения и их социально-психологической и педагогической адаптации к условиям современной жизни [1].

Проблему детско-родительских отношений изучают многие авторы в области психологии, педагогике такие, как В.З. Денискина, В.А. Кручинин, А.Г. Литвак, Р.М. Боскис, Г.А. Буткина, Е.А. Куракина и другие. В их работах значительное внимание уделяется изучению детско-родительских отношений, их особен-

ностей, типов родительского отношения, проявление родительского и детского отношения друг к другу.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, родительские отношения

- это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [2].

По мнению, Д.И. Фельдштейна, в настоящее время проблема взаимоотношений взрослых и детей, приобрела особую остроту и значимость. Стремясь максимально полноценно воспитывать своих детей, современные родители активно передают эту важнейшую функцию в руки других людей (педагогов, психологов), родители снимают с себя многие обязанности и родительскую ответственность за образовательно-воспитательный процесс, в результате часто «атрофируется» их ответственное отношение к детям. При этом резко обострились противоречия между усиливающийся с возрастом потребностью ребенка во внимании и усложнением социальной ситуации, с одной стороны, и непрерывным ослаблением необходимого внимания со стороны взрослых, в том числе родных людей - с другой [2].

2її

И.Е. Валитовой и З.Р. Железняковой выделяют концептуальную модель взаимодействия взрослого и ребенка, основанную на сущностных характеристиках данной категории. Основная мысль данной модели заключается в том, что при взаимодействии с ребенком взрослый выступает, как носитель культуры и посредник в ее усвоении [3].

Л.А. Куклин предлагает брать сотрудничество, как основной тип взаимоотношений в семье, предполагающий опосредо-ванность межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития

- коллективом [2].

В свою очередь А.Ю. Федотов утверждает, что в каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество [3].

Т.И. Шульга определила три типа уклада семейной жизни с точки зрения его педагогической целесообразности: благоприятный для воспитания, педагогически противоречивый и неблагоприятный для воспитания [4].

Таким образом, от родительского отношения к детям зависит, развитие ребенка, его будущая жизнь, место в социуме и то, как он сумеет адаптироваться в этом мире.

Младший школьный возраст является особенным, так как в этот период ребенок поступает в начальную школу, он впервые становится субъектом общественно значимой и оцениваемой деятельности. Здесь меняется его отношение со взрослым, и возникают мотивы конкуренции, сравнивания, сотрудничества, появляется желание быть лидером. Меняется отношение ребенка к самому себе. Ребенок по-новому относится к собственным удачам и неудачам.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов утверждают, что младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению [1].

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей.

Для ребенка с ослабленным зрением ситуация поступления в школу более сложная, так как дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой.

Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт; нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке.

Для ребенка с ослабленным зрением школа - это тяжелый процесс вхождения в общество на равных правах с детьми нормой развития. Межличностные отношения слабовидящих в социуме складываются тяжело и зависят чаще от состояния зрительной ориентировки.

Слабовидящим детям тяжело адаптироваться к школе. Нарушение зрения влечет за собой нарушение социальных контактов и целый ряд отклонений в формировании личности, что вызывает появление негативных характерологических особен-

ностей у слабовидящего ребенка, таких как сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; ограничения или недоступность в работе, требующей большой зрительной нагрузки.

Ребенок с ослабленным зрением нуждается в поддержке семьи, так как семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым [5].

Таким образом, семья играет важную роль в жизни слабовидящего ребенка, так как она оказывает непосредственное влияние на его развитие личности.

Целью исследования явился: выявление особенностей родительского отношения к ребенку с сенсорной недостаточностью (слабовидящему).

В исследование приняли участие дети с ослабленным зрением, дети с нормой развитие и их родители.

Для выявления детско-родительских отношений использовалась методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эй-демиллер и В.В. Юстицкис (АСВ).

После проведения данной методики с семьями, воспитывающих ребенка с ослабленным зрением, были выявлены 6,6% гармоничных семей. В таких семьях преобладает гиперпротекция, родители стремятся, удовлетворять все потребности ребенка, присутствует степень запретов, но никаким образом не ущемляется развитие ребенка, выдвигаемые требования к ребенку соответствуют его возможностям. Родители и ребенок находятся в постоянном взаимодействием, присутствует взаимопонимание, духовное, эмоциональное удовлетворение обеих сторон.

Так же было выявлено 93,3% негармоничных семей, из которых 40% семей с доминирующей гиперпротекцией. При данном стиле воспитания, ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, но в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. 33,3% семей с повышенной моральной ответственностью. Данный тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожномнительной акцентуации личности. У 13,3% семей выявился тип воспитания - гипопротекция. Ребенок в такой семье предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях неустойчивого типа. У 6.6% семей выявилось жестокое обращение. С ребенком с ослабленным зрением в данных семьях на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворения их потребностей. Тип воспитания - потворствующая гиперпротекция и эмоциональное отвержение не были выявлены.

После проведения методики с семьями, воспитывающих ребенка с нормой развития было выявлено 19,8% гармоничных семей, и 80,2% - негармоничных семей, среди которых 26,6% являются преобладающим типом воспитания - повышенная моральная ответственность. У 20,2% семей - эмоциональное отвержение, у 20% семей выявился такой тип воспитания, как доминирующая гиперпротекция, 6.6% семей имеют тип воспитания - жестокое обращение, а такой тип воспитания, как потворствующая гиперпротекция и гипопротекция семьи не были выявлены.

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих ребенка с сенсорной недостаточностью (слабовидящим) имеют свои особенности. В таких семьях преобладающим типом воспитания является гиперпротекция. Родители предъявляют низкие требования к ребенку, в них присутствует большое количество запретов, родители ограждают ребенка практически от всего, мешая его самостоятельности, стараются удовлетворять все его потребности. Данный тип воспитания формирует отрицательные черты характера ребенка, такие как эгоизм, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм и равнодушие.

Библиографический список

1. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: учеб. пособие для ВУЗов. -М., 2000.

2. Андриенко, Е.В. Социальная психология. - М., 2007.

3. Савина, Е.А. Родители и дети: психология взаимоотношений. - М., 2003.

4. Фридман, И.К. О контакте родителей с детьми. Вопросы психологии. - 1999. - № 1.

5. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии. - М., 2003.

Bibliography

1. Ermakov, V.P. Osnovih tiflopedagogiki: razvitie, obuchenie i vospitanie deteyj s narusheniem zreniya: ucheb. posobie dlya VUZov. - M., 2000.

2. Andrienko, E.V. Socialjnaya psikhologiya. - M., 2007.

3. Savina, E.A. Roditeli i deti: psikhologiya vzaimootnosheniyj. - M., 2003.

4. Fridman, I.K. O kontakte roditeleyj s detjmi. Voprosih psikhologii. - 1999. - № 1.

5. Kuznecova, L.V. Osnovih specialjnoyj psikhologii. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 13.10.13

УДК 378

Manuzina E.B., Norina E.E. PECULIAR FEATURES OF STUDENTS' TRAINING FOR INNOVATIVE BUSINESS IN THE INNOVATION-ATTRACTIVE REGION. The article dwells on the peculiar features of the students' training for innovative business in theinnovative-developing region. The author offers the leading directions of innovative business activity in the high school. Priority projects of students' training for business in a humanitarian academy are definedbased on the analysis of the priorities of educational policy in the region and the city. The results of the diagnostic of the students of psycho-pedagogical profile are presentedin order to identify the students'competence in business (entrepreneurial ability, the potential of start-ups and businessmanagement skills). The author also describes the project aimed at the business organization in the field of early childhood education and the services provided in the early childhood education or care preschool centers.

Key words: innovation activity, innovation business, innovative educational program, innovation management competence.

Е.Б. Манузина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: manuzina70@mail.ru;

Е.Э. Норина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E- mail: docenko@list.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОМ РЕГИОНЕ

В статье раскрыты особенности подготовки студентов к инновационной предпринимательской деятельности в инновационно развивающемся регионе. Автором предложены ведущие направления инновационной предпринимательской деятельности в вузе. На основе анализа приоритетных направлений образовательной политики в регионе и городе, определены приоритетные проекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в условиях гуманитарного вуза. В статье представлены результаты диагностики студентов психоло-го-педагогического профиля с целью выявления их готовности к предпринимательской деятельности (предпринимательские способности, потенциал владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения бизнеса), а также описан проект, направленный на организацию бизнеса в сфере дошкольного образования и оказание услуг дошкольного образования или услуги по уходу и присмотру за дошкольниками.

Ключевые слова: инновационная активность, инновационная предпринимательская деятельность, инновационная образовательная программа, компетенции в области управления инновациями.

Студенты и аспиранты высших учебных заведений являются важнейшим резервом научного, социально-экономического и технического развития Российской Федерации. Следовательно, система российского высшего образования должна быть ориентирована на решение инновационных задач подготовки специалистов по созданию и организации производства конкурентоспособной продукции.

В нормативных документах отмечается, что важнейшим направлением инновационного развития является стимулирование инновационной активности молодежи, в том числе, научно-технического творчества школьников и студентов, без чего невозможно формирование нового поколения глобально конкурентоспособных кадров в сфере науки и инновационного предпринимательства [1]. Однако российская высшая школа, как в плане стимулирования, так и мотивации талантливой молодежи в настоящее время еще недостаточно ориентирована на интенсификацию инновационной деятельности. Вузы пока еще неудовлетворительно решают задачи разработки инновационных образовательных технологий и внедрения инновационных образовательных программ.

Исходя из поставленных задач, современные высшие учебные заведения должны разрабатывать модели инновационной подготовки молодых специалистов с учетом региональной специфики и особенностей данного образовательного учреждения. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина определены свои пути инновационной подготовки конкурентоспособных молодых специалистов для экономики региона. Анализ теоретический исследований по проблеме и сложившейся образовательной практики позволил выделить ведущие направления инновационной предпринимательской деятельности в вузе:

- «организация и развитие сотрудничества по вопросам коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности между вузом и другими участниками инновационной системы (инфраструктурные организации рынка инноваций и венчурных инвестиций, научные организации, финансовые институты, хозяйственные общества, уполномоченные органы государственного управления и местного самоуправления, различные организации и т.д.);

21З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.