Научная статья на тему 'ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ: ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ: ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / ПЛАТЕЛЬЩИКИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА / НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ / TAX / TAXATION / INCOME TAX / TAX BURDEN / INCOME TAX PAYERS / TAX DEDUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дяк Т.Д., Арсенович А.А.

В статье проведён анализ современного состояния подоходного налогообложения в Республике Беларусь, а также определены перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCOME TAX: CURRENT PRACTICE AND DEVELOPMENT PERSPECTIVES IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article analyzes the current state of income taxation in the Republic of Belarus, as well as the prospects of its development.

Текст научной работы на тему «ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ: ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

М.Л. Разу. - М.: КНОРУС, 2016.-756 с.

2. Чумаченко, И.В. Система управления качеством проекта создания радиоэлектронной аппаратуры [Текст] / И.В. Чумаченко, Д.В. Головань // Управление проектами и развитие производства: СБ. науч. работа Восточноукраинского национального университета им. В.Даля. - №2 (7). -Луганск, 2003. - С. 61-66.

УДК 336.226.11

Дяк Т.Д. студент 3 курса факультет «Банковского дела» Арсенович А.А. студент 3 курса факультет «Банковского дела» научный руководитель: Конончук И.А., к. э. н.

доцент кафедра финансов УО «Полесский государственный университет»

Республика Беларусь, г. Пинск ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ: ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Аннотация: в статье проведён анализ современного состояния подоходного налогообложения в Республике Беларусь, а также определены перспективы его развития.

Ключевые слова: налог; налогообложение; подоходный налог; налоговое бремя; плательщики подоходного налога; налоговый вычет.

Dyak T., student The 3rd course, faculty of "Banking.»

Arsenovich A., student The 3rd course, faculty of "Banking» Supervisor: Kononchuk I., candidate of economic Sciences, associate

Professor of Finance EI "Polessky state University» Republic of Belarus, Pinsk INCOME TAX: CURRENT PRACTICE AND DEVELOPMENT PERSPECTIVES IN THE REPUBLIC OF BELARUS Abstract: the article analyzes the current state of income taxation in the Republic of Belarus, as well as the prospects of its development.

Key words: tax; taxation; income tax; tax burden; income tax payers; tax deduction.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме того, с помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП.

Также они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота.

Среди прямых налогов важное место занимает подоходный налог, значимость которого определяется не только его достаточно высоким удельным весом в доходах бюджета, но и интересами всей трудоспособной части населения государства.

Впервые подоходный налог был введен в качестве временной меры в Великобритании в 1798 г. и с тех пор он существует почти во всех странах мира [1].

Действующий порядок исчисления и взимания подоходного налога с физических лиц в Беларуси был введен в 1992 г. Подоходный налог призван был служить важным доходным источником бюджетов местного уровня, стимулировать накопление капитала [2].

В Республике Беларусь основным документом, регулирующим налогообложение физических лиц, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть), который был принят 29 декабря 2009 г.

Плательщиками подоходного налога в Республике Беларусь являются физические лица, как резиденты, так и нерезидентыв, а также индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты. В качестве объекта налогообложения выступает доход.

На сегодняшний день в Республике Беларусь применяются следующие ставки подоходного налога:

• 13% - на доходы физических лиц

• 16%- на доходы ИП, нотариусов, адвокатов при осуществлении их деятельности

• 9% - на доходы индивидуальных предпринимателей, которые являются резидентами Парка высоких технологий [3].

С 2009 года в Республике Беларусь применяется пропорциональная ставка подоходного налога, приверженцем которой являлся шотландский экономист А. Смит. Пропорциональное налогообложение характеризуется рядом положительных моментов: простота в применении; значительное снижение административных и судебных издержек (в развитых странах они составляют около 5 % от налоговых сборов), вывод доходов из тени. Однако с переходом на пропорциональное налогообложение государство потеряло мощный встроенный механизм стабилизации экономических процессов, происходящих в государстве [4].

Фискальное значение подоходного налога отражает его доля в доходах консолидированного бюджета. Данный налог является вторым по величине поступлений доходным источником (таблица 1).

Таблица 1 - Удельный вес подоходного налога с физических лиц в консолидированном бюджете Республики Беларусь за 2014-2016 гг._

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Доходы консолидированного бюджета, млн. руб. 21 930,0 26 630,0 28 526,3

Подоходный налог с физических лиц, млн. руб. 3 210,0 3 700,0 3 937,9

Доля подоходного налога с физических лиц в доходах консолидированного бюджета, % 14,6 13,9 13,8

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [5]

Как видно из таблицы, удельный вес подоходного налога с физических лиц в консолидированном бюджете Республики Беларусь не превышает 14,6 % и за рассматриваемый трёхлетний период характеризуется тенденцией к снижению, тогда как в других странах этот показатель значительно выше. Так, в США подоходный налог с физических лиц формирует более 40 % доходной части федерального бюджета, в Германии и Англии доля подоходного налога в бюджете составляет более 30 %, во Франции подоходный налог (25 %) занимает второе место среди источников бюджетных доходов, во многих других странах он обеспечивает 20-30 % всех налоговых поступлений в бюджет.

Больший удельный вес подоходного налога в зарубежных странах объясняется применением более высоких ставок на доходы граждан. Страны Европейского союза лидируют в числе государств с самыми высокими налогами. Максимальная ставка подоходного налога зафиксирована в социально ориентированной Швеции — 56,4 %. За ней следует Бельгия, где максимальная ставка налога на доходы физических лиц равняется 53,7 %. Далее следуют Нидерланды (52,0 %), Дания (51,5 %) и Австрия (50,0 %). Следует отметить, что подоходный налог во всех развитых странах взимается именно по прогрессивной шкале, причем диапазон ставок достаточно широк. Подобное разграничение позволяет решить сразу две важные задачи налогообложения: обеспечить достаточные поступления в бюджеты всех уровней и защитить наименее обеспеченные категории граждан.

При анализе подоходного налогообложения важной составляющей является величина налоговой нагрузки, которая представляет собой совокупное воздействие налога на конкретного плательщика (таблица 2).

Таблица 2 - Величина налоговой нагрузки подоходного налога, возлагаемая на физическое лицо в Республике Беларусь_

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.

1. Доходы

населения, млн. руб. 52 627,6 56 289,1 58 705,4

2.Подоходный налог

с физических лиц, 3 210,0 3 700,0 3 937,9

млн. руб.

3. Налоговая

нагрузка

подоходного налога, 6,1 6,6 6,7

возлагаемая на

физическое лицо

(стр.2/стр.1*100), %

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [5-6]

Величина налоговой нагрузки, возлагаемой на физическое лицо, с каждым годом возрастает. Это вызвано в первую очередь ростом начисленной заработной платой, а также специфичностью применения налоговых вычетов на работника, иждивенцев, на обучение, приобретение жилья и иных.

Подоходное налогообложение напрямую связано с уровнем потребления (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может, как стимулировать потребление, так и сокращать его. Исходя из этого, основной проблемой подоходного налогообложения выступает обеспечение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Иными словами, налоговые ставки должны обеспечивать максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Решение данной проблемы осложняется цикличностью экономики. Разным этапам экономического развития соответствуют разные приоритеты. Приоритетом может выступать как экономическая эффективности, так и социальная справедливость, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

Ключевым направлением при решении данной проблемы может выступить совершенствование системы налоговых льгот, которое будет заключаться в увеличении необлагаемого налогом минимума и доведении его до размера минимального прожиточного минимума в качестве поддержки граждан с низким уровнем доходов.

В странах Европы и Америки основным вычетом из совокупного дохода является не облагаемый налогом минимум, равный минимальному прожиточному минимуму. Этот постулат вытекает из принципа обложения налогом «чистого» дохода, то есть не должна облагаться налогом сумма, необходимая (в минимальном размере) на поддержание здоровья и жизнедеятельности граждан [7].

На сегодняшний день плательщики подоходного налога имеют право на налоговый вычет в размере 102 руб. при получении дохода в сумме, не превышающей 620 руб. в месяц. Таким образом, при доходе в размере 600 руб., применяется данный вычет при исчислении подоходного налога. Размер подоходного налога в данном случае будет равен 64,74 руб., а налоговая нагрузка на плательщика составит 10,79 %.

В случае если рассматриваемый стандартный вычет будет установлен на уровне бюджета прожиточного минимума, который определен в Республике Беларусь на период с 1 февраля 2018 г. в размере 199,32 руб., то

размер подоходного налога будет равен 52,09 руб., а налоговая нагрузка составит 8,68%.

Таким образом, исходя из представленного условного расчёта, можно сделать вывод, что установление в качестве стандартного налогового вычета размер бюджета прожиточного минимума позволит сократить налоговую нагрузку на плательщика с относительно низким уровнем дохода в абсолютном выражении на 2,11%.

Предложенный шаг позволит облагать налогом чистый доход налогоплательщика, освобожденный от расходов на удовлетворение минимально необходимых потребностей. Что в свою очередь будет способствовать улучшению материального положения социально незащищенных слоев населения, реализации основных прав гражданина и обеспечению баланса интересов государства и налогоплательщиков.

Дополнительным нововведением в сфере подоходного налогообложения может стать введение налоговой льготы для супружеских пар. В данном случае семья рассматривается как налоговая единица. Опыт применения данного вида льгот можно перенять у других стран, например, во Франции налог взимается со всей суммы доходов семьи. Также в США доход семьи не делится, на него может заполняться общая декларация, и семейный доход облагается по специальной шкале. В Великобритании величина необлагаемого минимума для супружеских пар значительно превышает базовый необлагаемый минимум.

Размер данной налоговой льготы для Республики Беларусь на начальном этапе использования было бы целесообразно установить в размере стандартного вычета, применяемого при исчислении подоходного налога в случае получения плательщиком дохода менее установленного законодательством размера.

Данное нововведение в налоговое законодательство будет положительно влиять на экономическое состояние физических лиц, а также будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране.

Таким образом, в направлении дальнейшего развития подоходного налогообложения в стране целесообразно увеличить размер стандартного налогового вычета, предоставляемого работнику, до величины бюджета прожиточного минимума для всех категорий граждан, а также введении налоговой льготы для супружеских пар. В этом случае налогообложение доходов населения будет иметь ярко выраженную социальную направленность.

Использованные источники:

1. Налоги и налогообложение: Учебник/ Н. Е. Заяц, Т. Е. Бондарь, Т. И. Василевская и др.; Под общ. ред. Н. Е. Заяц. - Мн.: Выш. шк., 2012. - 303с.

2. Климович В.П., Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В.П. Климович. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА- М, 2015. - 336 с.

3. [Электронный ресурс] / MyFin.by. - Режим доступа:

https://myfLn.by/wiki/term/podohodnyi-nalog-v-respublike-belarus. - Дата доступа: 09.03.2018.

4. Кисель, И.А. Проблемы подоходного налогообложения в Республике Беларусь / И.А.Кисель, Н.Н.Зорина // Молодой ученый. — 2013. — №4. - С. 210-214.

5. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. -Режим доступа: http://www.mmfm.gov.by/ru/ . - Дата доступа: 09.03.2018.

6. Основные показатели денежных доходов населения [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by . - Дата доступа: 10.03.2018.

7. Мировая практика налогообложения доходов физических лиц [Электронный ресурс] / TurboReferat. - Режим доступа: http://turboreferat.ru/taxation-law/nalog-na-dohody-fizicheskih-lic/37847-199071-page2.html . - Дата доступа: 10.03.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.