УДК 336.226.112.1
Велешкевич А.П. студент 3 курса Никитина К.В. студент 3 курса факультет банковского дела Конончук И.А., к. э. н.
доцент кафедра финансов УО «Полесский государственный университет»
Республика Беларусь, г. Пинск ПОДОХОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Аннотация: В данной работе рассмотрена система подоходного налогообложения физических лиц. Проведен анализ подоходного налога в консолидированном бюджете Республике Беларусь. Выявлены особенности и проблемы уплаты налога с физических лиц. Предложен ряд путей решения проблем.
Ключевые слова: подоходный налог, налоговые поступления, налоговая ставка, физические лиц, государственный бюджет.
Veleshkevich A.P.
Nikitina K. V.
Students
3 year, Faculty of banking Polessky State University Republic of Belarus, Pinsk Kononchuk I.A., candidate of economic sciences, docent Docent of the Department of "Finance " Polessky State University Republic of Belarus, Pinsk INCOMING TAXATION OF PHYSICAL PERSONS IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Abstract: In this paper, the system of personal income taxation is considered. The analysis of income tax in the consolidated budget of the Republic of Belarus was conducted. The peculiarities and problems of payment of the tax from individuals are revealed. A number of ways of solving problems are offered.
Keywords: income tax, tax revenue, tax rate, individuals, state budget.
Налоги с населения являются одним из экономических инструментов государства, с помощью которого оно пытается решать различные задачи: обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирование наиболее
рационального использования получаемых доходов; материальная поддержка наименее защищенных категорий граждан.
Среди всех налогов, уплачиваемых физическими лицами, наибольшую долю в доходах консолидированного бюджета составляет подоходный налог. Так, например, подоходный налог с физических лиц за 2014-2017 гг. увеличился на 1129,4 млн руб. (таблица 1), обеспечивая 16 - 17 % всех поступлений консолидированного бюджета.
Таблица 1 - Удельный вес подоходного налога с физических лиц в консолидированном бюджете Республики Беларусь за 2014-2017 гг._
Показатель 2014 2015 2016 2017
Доходы консолидированного бюджета, 21 928,1 26 632,1 28 526,3 31 651,4
млн руб.
Налоговые поступления, млн руб. 18 901,7 22 276,7 23 852,3 26 340,5
Доля налоговых поступлений в доходах бюджета, % 86,3 83,6 83,6 83,2
Подоходный налог с физических лиц, млн 3 209,2 3 700,9 3 937,9 4 338,6
руб.
Доля подоходного налога с физических лиц в доходах консолидированного бюджета, % 17,0 16,6 16,5 16,5
Источник: собственная разработка на основании источника [2]
Подоходный налог считается одним из самых собираемых налогов, как в Республике Беларусь, так и в других странах, что объясняется широким перечнем его плательщиков (резиденты и не резиденты) и широкой налоговой базой [1].
Данный налог также формирует значительную часть государственного бюджета и является неотъемлемой частью функционирования экономики в целом, т.к. обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения.
В передовых странах фискальное значение подоходного налога намного выше, чем в Республике Беларусь. Так, например, в США подоходный налог федерального уровня колеблется в пределах от 10 до 39,6%, в Испании и Англии доля подоходного налога в бюджете составляет более 20 %, во Франции подоходный налог (5,5-75 %) занимает второе место среди источников бюджетных доходов, во многих других странах он обеспечивает 20—30 % всех налоговых поступлений в бюджет. Больший удельный вес подоходного налога объясняется применением более высоких ставок на доходы граждан [3].
Следует отметить, что подоходный налог во всех развитых странах взимается именно по прогрессивной шкале с широким диапазоном налоговых ставок. Применение прогрессивной ставки объясняется наиболее полному соответствию принципу справедливости, т.к. позволяет перераспределить налоговое бремя, практически освободить от налогов плательщиков, находящихся на грани выживания, и в то же время сделать основной упор на налоговое обложение сверхдоходов.
Вместе с тем пропорциональная налоговая ставка характеризуется определенными преимуществами: простота в применении; существенное снижение административных и судебных издержек (в развитых странах они составляют около 5% от налоговых сборов), выход доходов из тени [4]. Учитывая перечисленные положительные стороны пропорциональной ставки подоходного налога, Республика Беларусь в 2009 году перешла при исчислении подоходного налога с физических лиц с прогрессивной на пропорциональную ставку в размере 12%, а в 2015 же году она увеличилась до 13%. Однако практика применения плоской шкалы подоходного налогообложения в Республике Беларусь выявила ряд ее недостатков: низкий уровень налогообложения личных доходов привел к повышению уровня налогообложения добавленной стоимости, что оказывает дестимулирующее воздействие на экономическое развитие; низкий уровень налога на личные доходы при единой ставке определенным образом сдерживает проведение активной социальной политики в силу отсутствия необходимых ресурсов; единая ставка подоходного налога при высоком уровне дифференциации доходов населения создало массовое убеждение в несправедливости существующей системы распределения, что привело к дестимулированию трудовой деятельности населения.
Поэтому к основным предложениям по совершенствованию подоходного налогообложения физических лиц в стране можно отнести следующее:
• целесообразно вернуться к прогрессивной ставке налога, что приведет к установлению социальной справедливости и сглаживанию различий по уровню доходов населения, а также увеличению налоговых поступлений за счет больших налоговых отчислений граждан с высокими доходами;
• размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда, что позволит увеличить доходы мало- и среднеобеспеченных категорий налогоплательщиков.
Расчет суммы дополнительного ежемесячного дохода налогоплательщика при увеличении стандартного налогового вычета до БПМ произведем по формуле (1):
* = (ГР1- (1)
где, S - сумма дополнительного ежемесячного дохода налогоплательщика, бел. руб.; Ур1- стандартный налоговый вычет в размере бюджета прожиточного минимума (с 01.02.2018 года БПМ в Республике Беларусь составляет 199.32 бел. руб.); Ур -стандартных налоговых вычетов для граждан с низким налогооблагаемым доходом (с 01.01.2018 года составляет 102 бел. руб.); Рсо^- стандартный подоходный налог (13%).
С учетом округления сумма дополнительного ежемесячного дохода налогоплательщика составит:
5 = (199,32 - 102) X 0.13 = 12,65 Что соответствует 151,8 высвободившихся за год денежных средств физического лица — плательщика подоходного налога в результате изменения величины налогового вычета.
Следовательно, социальный эффект данного предложения, заключается в том, что увеличение стандартного вычета по подоходному налогу до БПМ, позволит обеспечить соблюдение принципа справедливости налогообложения, предлагаемая шкала налогообложения обеспечит умеренное налогообложение доходов лиц, получающих низкие и средние доходы, и более высокие ставки налогообложения лиц, получающих высокие доходы. Реализация предложенной меры также будет способствовать росту налоговых поступлений в бюджет страны.
Подводя итог можно констатировать, что система подоходного налогообложения граждан в Республике Беларусь несовершенна и нуждается в реформировании, решая проблемы обеспеченности финансовыми ресурсами реализацию взятых на себя государством обязанностей, с другой стороны, создавая условия для экономического развития страны. Одним из вариантов решения данной проблемы может послужить увеличение налогового вычета до БПМ, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни населения, к дальнейшему сокращению неравенства в доходах, стимулированию потребления и улучшению экономического климата в стране.
Использованные источники:
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь по состоянию наапрель 2018 г.// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информ. РБ. - Минск, 2018.
2. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь[Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. - Минск, 2000-2018. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. -Дата доступа: 17.04.2018.
3. Финансы и социально-экономическое развитие Беларуси[Электронный ресурс] / Электронная библиотека «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации». - Минск, 2018. Режим доступа: http://lib.i-bteu.by. - Дата доступа: 17.04.2018.
4. Кисель, И.А. Проблемы подоходного налогообложения в Республике Беларусь / И.А.Кисель, Н.Н.Зорина // Молодой ученый. — 2013. — №4. - С. 210-214.