сквозного внутреннего контроля. М.: Инфра-М, финансовой отчетности в соответствии с МСФО: 2012. 328 с. последние изменения // Международный бухгал-
6. Соловьева О.В. Концептуальные основы терский учет. 2011. № 40, 41.
СЕРЕБРЯКОВА Татьяна Юрьевна - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tserebryakova@rucoop.ru
SEREBRYAKOVA, Tatyana Yurievna - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Accounting, Analysis and Audit. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tserebryakova@rucoop.ru
УДК 336.226.1
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Л.В. Улыбина
Раскрыта социально-экономическая сущность подоходного налогообложения, выявлены роль и значение НДФЛ в формировании доходной части бюджета Российской Федерации, рассмотрены проблемы прогрессивного налогообложения и предложены пути их решения.
Ключевые слова: налоговая система; налогообложение; бюджет; развитие подоходного налогообложения; налог на доходы физических лиц в Российской Федерации; функции подоходного налога; прогрессивное налогообложение.
L.V. Ulybina. ECONOMIC CONTENT INCOME TAX
Disclosed socio-economic essence of income taxation, identified the role and importance in shaping the personal income tax revenues of the budget of the Russian Federation, the problems of progressive taxation and suggests ways to address them.
Keywords: tax system; taxation; budget; development of income taxation; income tax on individuals in the Russian Federation; functions of income tax; progressive taxation.
В налоговой системе любого государства всегда присутствуют два основных компонента: корпоративный и индивидуальный. Среди индивидуальных налогов наиболее распространённым является подоходный налог, или налог на доходы физических лиц, существующий практически во всех странах.
Распространение налога в большинстве стран мира стало возможным, прежде всего, благодаря увеличению индивидуальных доходов и сосредоточению разных их видов (вследствие одновременного владения промышленными предприятиями, ценными бумагами, недвижимостью и т.д.) в одних руках, что делало более целесообразным совокупное обложение доходов.
Как писали российские ученые П. Гензель и А. Соколов, только при достаточно высоком уровне экономического развития, обусловливающем соответствующие доходы, а также с
увеличением числа больших доходов возникают условия для введения подоходного налогообложения [3].
Другим важным условием распространения налога на доходы физических лиц стало повышение уровня налоговой культуры, лишь частично связанное с уровнем общей культуры (а значит, и образованности) населения. По мнению исследователей, уплату налогов как исполнение гражданского долга налогоплательщики начали воспринимать лишь с середины XIX в. Это стало возможным благодаря лучшему осмыслению каждым индивидом своей зависимости от других индивидов и общества в целом, следовательно, важности удовлетворения общественных потребностей. Кроме того, подобному восприятию способствовали изменения в структуре государственных расходов в направлении увеличения доли социальных расходов, особенно на образование и здраво-
32 Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №1(15)
охранение, а также повышение прозрачности расходования бюджетных средств.
Три основные предпосылки форсированного развития налога представлены на рис. 1.
Указанные предпосылки обусловили постепенное закрепление налога на доходы физических лиц в налоговых системах многих стран и его превращение в основной источник доходов государственного бюджета. Так, во второй половине 20-х гг. ХХ в. доля указанного налога в общей сумме налоговых поступлений составляла 62,6 % во Франции, 56,4 % - в США, 45,3% - в Великобритании, 39,0 % - в Германии.
Место и роль налога в налоговой системе, как правило, связывают с его преимуществами:
• позволяет облагать плательщика в соответствии с его платежеспособностью;
• в большей степени отвечает требованиям социальной справедливости вследствие введения необлагаемого минимума и прогрессивной шкалы налогообложения, которая применяется в подавляющем большинстве стран;
• позволяет облагать доходы, получаемые из разных источников, и доходы вне зависимости от их формы - денежной или натуральной;
• является одной из наиболее совершенных форм налогообложения, поскольку охватывает чистый доход общества - тот основной источник, из которого должны платиться налоги;
• обеспечивает взаимосвязь между налогами и общественными благами, получаемыми индивидом от государства, спрос на которые (согласно экономическим оценкам западных ученых), как и сумма налоговых платежей, зависит от величины индивидуального дохода.
В современных условиях налог на доходы физических лиц взимается практически во всех странах мира, за исключением стран, указанных на рис. 2.
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог с населения) занимает одно из значимых мест в бюджетных доходах большинства развитых стран мира. Данный налог носит ярко выраженный социальный характер,
Рис. 1. Предпосылки форсированного развития подоходного налогообложения
Страны, где отсутствует подоходный налог
■ Андорра;
■ Ба га мы;
■ Бахрейн; • Бермуды;
■ Бурунди;
■ Британские Виргинские Острова ■ Каймановы острова;
■ Кувейт;
■ Монако;
■ Оман;
■ Катар;
■ Сомали;
■ ОАЭ;
■ Уругвай;
■ Вануату.
По данным «Википедии»
Рис. 2. Страны, где отсутствует подоходный налог
обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения и обеспечивает стабильный рост поступлений в бюджет за счет увеличения доходов граждан.
Подоходный налог с населения в большинстве развитых стран является самой крупной статьей доходов государственного бюджета. Наибольшую долю в общей сумме налоговых поступлений подоходный налог составляет в Дании - более 50 %; в других странах этот показатель колеблется в пределах 25-35 %. В Российской Федерации доля НДФЛ в структуре доходов и общих налоговых поступлений значительно ниже (табл. 1).
Экономическая сущность налогов проявляется через механизм реализации ими функций. Налогам присуще выполнение таких функций, как фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная. Реализацию данных функций в подоходном налогообложении можно представить следующим образом (табл. 2).
Эффективная реализация указанных функций НДФЛ характерна для экономически разви-
тых стран. Современный же этап развития нашей страны характеризуется недостаточностью роли социальной функции НДФЛ, ее неадекватностью сложившимся социально-экономическим условиям. Сегодня налог выполняет в основном фискальную функцию и практически не выполняет своего основного предназначения - сокращение неравенства в распределении доходов населения. В этих условиях многие ученые и экономисты склоняются к возврату применения прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, которое существовало в нашей стране до 2001 г
Стремясь вывести уплату НДФЛ из тени, российские законодатели ввели с 2001 г. плоскую шкалу налогообложения. При этом все последующие годы наблюдался значительный рост поступления данного налога в бюджет, что служило чиновникам оправданием решения о переходе на единую ставку налогообложения. Однако расчеты показали, что в основном рост поступлений объясняется не переходом к линейному налогообложению, а другими причинами - высокими темпами инфляции и, как следствие, ростом заработной платы в абсолютном выражении.
Плоская шкала НДФЛ облегчила только на-
логовую отчетность, которую можно было бы упростить и без этого, но введение такой шкалы нарушило параметры социально-экономической стабильности в стране, поскольку ввело дополнительное налоговое бремя на тех, кто и без этого не обладал богатством.
В 2001 г на обсуждение был вынесен законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ» (в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и повышения стандартного и имущественного налоговых вычетов). В указанном законопроекте предлагалась следующая шкала ставок налога на доходы физических лиц (табл. 3).
Различные варианты прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц имеют свои специфические особенности. С учетом этих особенностей предложено на первоначальном этапе развития потенциала рассматриваемого налога ввести трехступенчатую прогрессию за счет введения необлагаемого минимума и повышенной ставки для высоких доходов. Такая система ставок в большей мере будет отвечать принципам всеобщности и равенства налогообложения. В то же время, с од-
Таблица 1
Налоговые поступления в консолидированные бюджеты регионов Российской Федерации
в 2011-2012 гг.*
Вид налога Доля налогов в ВВП, % Доля налогов в налоговых доходах, %
2011 2012 2011 2012
Налог на прибыль организаций 2,8 3,8 29,0 33,9
Налог на доходы физических лиц 4,2 4,5 41,6 40,0
Акцизы 0,3 0,8 2,6 7,3
Налоги на совокупный доход 0,4 0,5 4,5 4,0
Налоги на имущество 1,3 1,6 13,7 14,0
Платежи за пользование природными ресурсами 0,2 0,1 2,5 0,8
Налоговые доходы - всего 9,8 11,3 100 100
*Источник Росстат
Таблица 2
Функции подоходного налога и их содержание
Функции Содержание
Фискальная Выступает одним из бюджетообразующих налогов и основным финансовым источником субъектов РФ
Распределительная Является инструментом сглаживания в поляризации доходов различных слоев населения
Регулирующая Выступает регулятором воздействия на увеличение потребительского спроса через увеличение покупательной способности населения
Воспроизводственная Служит для обеспечения достойного уровня воспроизводства и проживания человеческого и трудового потенциала
Социальная Является мерилом социальной справедливости в обществе и инструментом реализации социальных задач, определенных государством
34
вестник Российского университета кооперации. 2014. №1(15)
Таблица 4
Прогрессивная шкала ставок по налогу на доходы физических лиц в зависимости от величины прожиточного минимума
Таблица 3
Прогрессивная шкала ставок налога на доходы физических лиц, предлагаемая Советом Федерации
Федерального Собрания РФ
Сумма дохода, млн руб. Ставка налога
До 3 13 %
От 3 до 15 0,39 % +25 % с суммы, превышающей 3 млн руб.
От 15 до 30 3,39 % +35 % с суммы, превышающей 15 млн руб.
Свыше 30 8,64 % +50 % с суммы, превышающей 30 млн руб.
Размер дохода в месяц, руб. Ставка налога, %
В пределах однократного прожиточного минимума 0
От 1 до 3 прожиточных минимумов включительно 5
От 3 до 6 прожиточных минимумов включительно 10
От 6 до 9 прожиточных минимумов включительно 15
От 9 до 12 прожиточных минимумов включительно 20
От 12 до 15 прожиточных минимумов включительно 25
Более 15 30
ной стороны, такая система может сохранить прежний уровень поступления налога в бюджет, а с другой - совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда может не потерять стимулирующего характера.
Мы согласны с доктором экономических наук Б.Х. Алиевым, который предлагает увязывать шаг прогрессии с кратной величиной прожиточного минимума и на основании этого установить следующую шкалу ставок по НДФЛ (табл. 4) [2].
Достоинством этой модели является мягкий шаг прогрессии и постоянная индексация облагаемого дохода, что в условиях высокой инфляции в нашей стране играет немаловажную роль.
Безусловно, при переходе на прогрессивную систему налогообложения доходов физических лиц возможны потери, во-первых, из-за установления необлагаемого минимума и бо-
лее низких ставок налога в отношении лиц с низкими и средними доходами, во-вторых, по причине сокрытия от налогообложения в результате внедрения прогрессии части доходов.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1, 2. М.: Юрайт, 2012. 789 с.
2. Алиев Б.Х., Кагиргаджиева З.К., Кадие-ва Р.А. Использование потенциала налога на доходы физических лиц в Российской Федерации и в промышленно развитых странах // Финансы и кредит. 2011. №31. С. 10.
3. Гензель П.П. Прямые налоги. Очерк теории и практики. Л.: Финансовое издательство НКФ СССР, 1927.
4. Налоговые реформы. Теория и практика: монография для магистрантов / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 463 с.
УЛЫБИНА Лариса Витальевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: l.v.ulybina@rucoop.ru
ULYBINA, Larisa Vitalievna - Candidate of Economics, Associate Professor, Department of World Economy and tax systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: l.v.ulybina@rucoop.ru