88
Экономические науки
УДК 616-018
ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ГРАЖДАН
Агузарова Л.А., доктор экономических наук, профессор,
заведущий кафедрой бухгалтерский учет и налогообложение,
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»,
г. Владикавказ
E-mail: [email protected]
Бердиева Ф.В, магистрант 2-го года обучения,
программа подготовки «Налоги и налоговое консультирование»,
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»,
г. Владикавказ
E-mail: [email protected]
В статье исследуются проблемы налогообложения доходов физических лиц в современных условиях. Одним из аспектов решения стоящих перед государством проблем является реформирование существующей системы налогообложения доходов граждан. Представлен анализ удельного веса налога на доходы физических лиц в налоговых поступлениях конкретного бюджета субъекта за 2013-2015 гг. Авторы предлагают наиболее приоритетные направления взимания, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, налогообложение, налоговые вычеты, ставки налога.
PROBLEMS OF THE TAXATION OF THE INCOME OF CITIZENS
Aguzarova L.A., Doctor of есопот '!сsciences, professor, managing department financial accounting and the taxation
FSBEI HE "North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov", city of Vladikavkaz Tilova L. A., undergraduate of the 2nd year of training, program of preparation "Project management and programs",
FSBEI HE "North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov", city of Vladikavkaz
The article examines the problem of the personal income tax in the current conditions. One aspect of the solution of problems facing the state is to reform the existing system of taxation of personal incomes. The analysis of the share of tax on personal income tax revenue for the particular subject, the 2013-2015 budget. The authors offer the most priority directions of collection, calculation and payment of tax on personal income. Key words: tax on personal income taxation, tax deductions, tax rate.
В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью и противоречивостью законодательной базы, что приводит к негативным явлениям, порождающим спад производства, а также массовое стремление населения к сокрытию своих доходов и, в конечном итоге, нарушению целостности системы налогообложения, в т.ч. за счет налога на доходы физических лиц.
Налог на доходы физических лиц в системе поступлений консолидированного бюджета субъекта РФ занимает важнейшее место. Покажем удельный вес налога на доходы физических лиц в
доходах консолидированного бюджета конкретного субъекта (табл.).
Данные таблицы показывают, что за 20132015 гг. в доходах консолидированного бюджета РСО-Алания удельный вес налога на доходы физических лиц равен: в 2013 г. - 21,7 %; в 2014 г. -21,8 %; в 2015 г. - 22,0 %о [13]. Так, в структуре налоговых доходов аналогичный показатель составил более половины поступлений: в 2013 г. - 52,9 %; в 2014 г. - 54,8 %; в 2015 г. - 53,4 %. Причем в доходах регионального бюджета удельный вес налога больше по объему поступлений, имеет
Таблица
Удельный вес налога на доходы физических лиц в доходах консолидированного бюджета РСО-Алания за 2013-2015 гг.
Наименование дохода 2013 г. 2014 г. 2015 г.
факт, млн руб . УД • вес, % факт, млн руб . УД • вес, % факт, млн руб . УД • вес, %
Доходы бюджета, в том числе: 24351,1 100,0 25276,2 100,0 24852,1 100,0
налог на доходы физических лиц из них: 5285,2 21,7 5514,2 21,8 5475,5 22,0
региональный бюджет РСО-Алания 3171,1 13,0 3860,7 15,3 3825,3 15,4
местные бюджеты РСО-Алания 2114,2 8,7 1653,5 6,5 1650,2 6,6
Налоговые доходы бюджета всего, в том числе: 9986,7 100,0 10 058,5 100,0 10 253,0 100,0
налог на доходы физических лиц из них: 5285,2 52,9 5514,2 54,8 5475,5 53,4
региональный бюджет РСО-Алания 3171,1 31,8 3860,7 38,4 3825,3 37,3
местные бюджеты РСО-Алания 2114,1 21,1 1653,5 16,4 1650,2 16,1
Источник: Отчеты об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ за 2013-2015 гг., расчеты автора
тенденцию к повышению [3]: в 2013 г. - 13,0 %; в 2014 г. - 15,3 %; в 2015 г. - 15,4 %. Оставшаяся доля налога принадлежит местным бюджетам республики: в 2013 г. - 8,7 %; в 2014 г. - 6,5 %; в 2015 г. - 6,6 В налоговых доходах регионального бюджета республики удельный вес налога на доходы физических лиц составил: в 2013 г. -31,8 %; в 2014 г. - 38,4 %; в 2015 г. - 37,3 %, а в налоговых доходах местных бюджетов: в 2013 г. - 21,1 %; в 2014 г. - 16,4 %; в 2015 г. -16,1 %. В целом поступления по исследуемому налогу повышаются. Как очевидно, в 2015 г. налог на доходы сократился. Такая ситуация связана напрямую с созданием рабочих мест в республике. На сегодняшний день многие организации на грани банкротства, растет количество убыточных предприятий и организаций, сокращается количество рабочих мест [4]. Объем поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.
Вместе с тем в российской налоговой практике наблюдаются проблемы по исследуемому налогу. Рассмотрим основные проблемы нало-
гообложения доходов физических лиц, которые существуют в действующей практике:
1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере может его стимулировать, либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.
2. Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.
3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет - это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их
90
ЛА АГУЗАРОВА, Ф.В. БЕРДИЕВА
основная функция - регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.
4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100 %-ную собираемость налога, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.
5. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно налог на доходы физических лиц в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В России действует 13-процентная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. [1]. Государственной Думой РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения - это налоговая ставка, которая возрастает, прежде всего, по мере роста дохода.
Несмотря на то что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, все же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц [2]. Возьмем в пример Японию. НДФЛ уплачивается по прогрессивной шкале, которая, в свою очередь, имеет 5 налоговых ставок: 10 %, 20 %, 30 %, 40 %, 50 %. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 иен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всем при этом, есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает, прежде всего, семейное положение человека, также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Кроме того, имеются дополнительные налоговые льготы.
Реформа по налогообложению, которая проводилась в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы [9]. В основном из-
менению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации.
К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее:
- введение прогрессивной ставки налога;
- введение необлагаемого минимума (доход не подлежит обложению до 10 000 руб.);
- увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы;
- ужесточение контроля по собираемости налога на доходы физических лиц в первую очередь с тех лиц, у которых доход превышает средний уровень;
- применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах);
- совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.
Подводя итог, можно сказать, что система налогообложения доходов граждан несовершенна. Требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, - обеспечивать финансовыми ресурсами потребности территориальных органов. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию НДФЛ помогут повысить уровень его поступлений в бюджеты субъектов, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.
ЛИТЕРАТУРА
1. АгузароваЛ.А. Новое в налоговом законодательстве Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 6. - С. 9-11.
2. АгузароваЛ.А., БестаеваЗ.У. Методология исчисления и взимания налогов с физических лиц в России: проблемы и пути совершенствования // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-1. -С. 597-600.
3. Агузарова Ф.С. Прямые налоги и сборы Российской Федерации: роль, проблемы и перспективы развития // Российская юстиция. - 2016. - № 5. - С. 63-66.
4. Агузарова Ф.С. Федеральные налоги и сборы Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Вопросы управления. - 2016. - № 3. - С. 92-99.
5. Бажина О.С., Темирканова О.Н., Цалоева М.К. Совершенствование налогового регулирования и администрирования как инструмент повышения качества системы управления региональным налогообложением // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2008. - № 5. - С. 1-11.
6. БалаеваД.А. Особенности механизма реализации налоговой политики России // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2015. - № 5-1. - С. 8-10.
7. БалаеваД.А., Дзарасова А.К. Анализ роли налогового стимулирования в инвестиционной деятельности / В сб.: Эволюция современной науки: Сб. статей Международной научно-практической конференции. В 3 ч. / Отв. ред. А.А. Сукиасян. - 2016. - С. 8-10.
8. Дзанаева И.Э., Цуциева О.Т. Проблемы конкурентоспособности и перспективы унификации налоговой политики стран ЕАЭС // Международный научный альманах. - 2016. - № 5. - С. 95 - 99.
9. Зангионов А.Н., ГагуловаЗ.В., Попова В.В. Об истории развития подоходного налогообложения в России / В сб.: Экономическая ситуация в России и пути укрепления налогового потенциала: Сб. науч. трудов. -Владикавказ, 2007. - С. 60-66.
10. Тадтаева В.В. Налогообложение физических лиц: анализ и пути оптимизации (на примере Республики Северная Осетия - Алания) / В сб.: Актуальные проблемы современной науки: теория и практика. Материалы I международной заочной научно-практической конференции / Отв. ред. З.Н Зангиева. -2013. - С. 49-59.
11. Токаева С.К., Туаева В.Ю. Роль налогового потенциала в формировании доходов региональных и местных бюджетов / В сб.: Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов России: Сб. трудов. - Владикавказ, 2016. - С. 132-137.
12. Хапсаева Р.Б., Каряева С.Т., Циноева Д.Р. Об итогах функционирования стабилизационного фонда РФ // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 17. - С. 159-164.
13. ЦаллаговаЛ.М., Хачиров И.Э. Социально экономическое прогнозирование развития городских округов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № 7. - С. 7.