Научная статья на тему 'Подкасты для развития навыков говорения и аудирования на уроках английского языка'

Подкасты для развития навыков говорения и аудирования на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

2072
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подкаст / навыки говорения / навыки аудирования / английский язык / уроки английского языка. / podcast / speaking skills / listening skills / English language / English lessons.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А.А. Гусева, Е.А. Калинина

Статья посвящена вопросам использования подкастов для развития у учащихся навыков говорения и аудирования на уроках английского языка. Даны определения по- нятиям «аудирование», «говорение», «подкаст». Выделены основные виды подкастов. Проанализированы этапы работы с подкастом. Дана характеристика ключевых дидакти- ческих свойств подкастинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PODCASTS FOR DEVELOPING SPEAKING AND LISTENING SKILLS AT ENGLISH LESSONS

The article discusses the issues of using podcasts for developing speaking and listening skills among students at English lessons. It includes the definitions of such terms as «listening», «speaking» and «podcast». The article identifies the key types of podcasts. It analyzes the main stages of activities with a podcast. It characterizes the key didactic features of the podcasting.

Текст научной работы на тему «Подкасты для развития навыков говорения и аудирования на уроках английского языка»

5. Lyster R, Ranta L. (1997) Corrective Feedback and Learner Uptake: Negotiation of Form in Communicative Classrooms. Studies in Second Language Acquisition. New York: Routledge, 1997. P. 37-66.

А.А. Гусева, Е.А. Калинина

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 372.881.111.1

ПОДКАСТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ

И АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена вопросам использования подкастов для развития у учащихся навыков говорения и аудирования на уроках английского языка. Даны определения понятиям «аудирование», «говорение», «подкаст». Выделены основные виды подкастов. Проанализированы этапы работы с подкастом. Дана характеристика ключевых дидактических свойств подкастинга.

Ключевые слова: подкаст, навыки говорения, навыки аудирования, английский язык, уроки английского языка.

PODCASTS FOR DEVELOPING SPEAKING AND LISTENING SKILLS

AT ENGLISH LESSONS

The article discusses the issues of using podcasts for developing speaking and listening skills among students at English lessons. It includes the definitions of such terms as «listening», «speaking» and «podcast». The article identifies the key types of podcasts. It analyzes the main stages of activities with a podcast. It characterizes the key didactic features of the podcasting.

Keywords: podcast, speaking skills, listening skills, English language, English lessons.

Современные реалии обуславливают знание английского языка как одного из базовых, а коммуникативную компетенцию, как ведущую, которыми должен обладать квалифицированный специалист. Обучение английскому языку является одним из приоритетных направлений современного образовательного процесса в России. Подтверждением этому служит перспектива введения c 2022 г. обязательного Единого Государственного Экзамена по иностранному языку. Безусловно, достойный уровень знания английского языка предполагает гармоничное и системное развитие всех видов речевой деятельности. Если же говорить о навыках, которые необходимы, для того, чтобы процесс коммуникации проходил наиболее эффективно, то говорение и аудирование выходят на первый план.

Понятие аудирование достаточно полно рассматривается в работе Ма-тиаш А.В. «Методика обучения аудированию на занятиях по иностранному языку в средней школе» [1, с. 214]. Автор приводит определения, данные Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н., Гальсковой Н. Д. и Гез Н.И., а также Зимней И.А. Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о

том, что аудирование представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием речи на слух.

Следует отметить, что формирование способности воспринимать и понимать речь на слух ведет к развитию у обучающихся коммуникативных навыков. Следовательно, аудирование является основой такого вида речевой деятельности, как говорение.

Говорение, как и аудирование, относится к рецептивным видам речевой деятельности. Говорение может быть выражено в форме монолога и диалога. Трусова Т.С. перечисляет языковые клише, которые могут помочь в оформлении речи говорящего [2, с.1-3]. Приведенные автором клише свидетельствует о многообразии и вариативности коммуникативных ситуаций, когда требуется знание средств, позволяющих свободно общаться.

В настоящее время существует огромное множество средств и методов обучения навыкам аудирования и говорения. С развитием информационных технологий и Интернета появились новые возможности изучения английского языка с помощью сервиса подкастов.

Термин «подкастинг» (podcasting) образовался от iPod и broadcasting (повсеместное вещание, широковещание) и является процессом создания и распространения звуковых и видеофайлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в Интернете (вещание в Интернете). Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания [3].

Сысоев П.В, а в след за ним Погуляев Ф.В., под подкастом понимают аудио - или видеозапись, сделанную любым человеком, которая доступна для прослушивания и просмотра во всемирной сети [4, с. 189, 5, с.63]. Дополнительный анализ термина «podcast», содержащегося в словарях английского языка: Longman Dictionary of Contemporary English [6], Oxford English Dictionary [7], Cambridge Dictionary [8], позволяет сделать вывод, что под-каст представляет собой созданный любым человеком файл в аудио- или видеоформате, размещенный в сети Интернет и доступный для скачивания на любой электронный носитель.

Типологически подкасты делятся на: 1. аудио-подкасты (в формате аудиофайла), видео-подкасты (в формате видеофайла) и скринкасты (в формате видеофайла с наложенной после звуковой аудиодорожкой); 2. подкасты, распространяемые посредством персонального компьютера и мобильного устройства; 3. всесторонние подкасты (охватывают большой спектр файлов от музыкальных произведений до интервью, новостей и реальных разговоров между людьми) и учебные подкасты (создаются в учебных целях и предполагают не только прослушивание или просмотр материалов, но и выполнение различных упражнений и заданий) [9, с. 30]; 4. аутентичные подкасты, созданные носителями языка, и подкасты, созданные обучающимися и преподавателями с целью развития навыков говорения. Подробный обзор сервисов подкастов с характеристикой каждого из них представлен на сайте http://www.list-english.ru/podcast.html [10]. Указанные на сайте сервисы подкастов отличаются между собой по содержанию,

по уровню сложности представленных материалов, интерфейсу и другим характеристикам.

Процесс работы с подкастами включает в себя три этапа:

1. Предтекстовый. На данном этапе преподаватель озвучивает учащимся правила работы с подкастами; возможно, обозначает тему текста и проводит ее обсуждение; может дать какие-то ключевые слова, встречающиеся в подкасте. Также на данном этапе важно снять грамматические и лексические трудности, с которыми могут столкнуться слушатели. Для этого требуется ознакомить учащихся с незнакомой лексикой, сложными грамматическими конструкциями, что позволит преодолеть психологические трудности, как правило, сопровождающие прослушивание иностранной речи.

2. Текстовый. На данном этапе учащиеся непосредственно работают с самим подкастом в зависимости от задач, которые поставил перед ними преподаватель (понимают основную суть подкаста, вычленяют запрашиваемую информацию и т.п.). Возможна также работа с раздаточным материалом.

3. Послетекстовый. На данном этапе обучающимся может быть предложено выполнить задания на понимание услышанного / увиденного подкаста. Например, расставить предложения в правильном порядке, найти соответствие между термином и его определением, заполнить пробелы в тексте нужными словами и т.п. Также на данном этапе происходит обсуждение услышанного / увиденного материала, дискуссия по спорным вопросам. В формате проектной деятельности обучающиеся могут создать собственные подкасты в виде монологической речи или, к примеру, интервью, а затем в рамках аудиторных занятий провести их обсуждение, оценить работу друг друга.

Многие исследователи выделяют различные дидактические свойства подкастинга [11, с. 152]. Свойствами, наиболее полно отражающими особые черты подкастинга, на наш взгляд, являются: доступность, аутентичность, актуальность, интерактивность, мотивирующий потенциал, продуктивность, многоканальность и многофукциональность.

Доступность выражается в том, что пользователи могут прослушивать и просматривать интересующий их файл в любое удобное для них время, как в формате он-лайн, так и посредством скачивания материалов и дальнейшей работы с ними. Все материалы находятся в свободном доступе и их использование является бесплатным.

Аутентичность выражается в том, что многие аудио- и видеофайлы создаются носителями языка. Соответственно, у обучающегося появляется возможность ознакомиться со множеством диалектов, и, следовательно, звукопроизносительной стороной языка, что, безусловно, способствует развитию его аудитивных навыков.

Актуальность выражается в том, что подкасты постоянно обновляются, и у пользователей есть возможность подписаться на обновления и следить за появляющимися файлами.

Интерактивность выражается в том, что пользователи могут быстро и легко осуществлять поиск подкастов по любой интересующей их тематике, с учетом уровня владения языком и другими поисковыми параметрами.

Мотивирующий потенциал подкастов связан с тем, что технология подкастинга в отличие от традиционных методов обучения, является понятной молодой аудитории обучающихся - активным пользователям сети Интернет. Современная тематика подкастов, возможность прослушивать и просматривать материалы в любое удобное для них время, создают благоприятную почву для самостоятельного изучения языка.

Продуктивность подкастов выражается в возможности обучающихся создавать свои собственные аудио- и видеофайлы, которые также будут находиться в свободном доступе в сети Интернет. Это, в свою очередь, дает обучающимся возможность почувствовать себя активными участниками иноязычной коммуникации, причастными к чему-то важному, а также примерить на себя определенные роли, снять языковой барьер и приобрести уверенность в собственных силах, что способствует появлению мотивации к изучению иностранного языка и делает сам процесс изучения более интересным и продуктивным.

Многоканальность подкастов выражается в возможности задействовать у обучающихся разные органы чувств, поскольку подкасты могут быть представлены как в аудио-, так и в видеоформате. Наличие же изображения и звукового сопровождения одновременно, позволяют учащимся лучше запоминать языковой материал и более успешно овладевать соответствующими навыками.

Многофункциональность подкастов выражается в том, что они направлены на развитие не только таких видов речевой деятельности, как аудирование и говорение, но также способствуют улучшению навыков чтения, произношения, усваиванию грамматики английского языка и обладают общеобразовательной направленностью.

Проведенные исследователями эксперименты по использованию под-кастов свидетельствуют о том, что данные средства благоприятным образом влияют на развитии аудитивных навыков [12, с. 242]. А поскольку виды речевой деятельности тесно связаны между собой, то, следовательно, подка-сты влияют на развитие в том числе и коммуникативных навыков, и в конечном счете - на формирование коммуникативной компетенции.

И, наконец, занятия с использованием подкастов способствуют развитию у обучающихся самообразовательной компетенции, поскольку работа с подкастом может проходить вне образовательного учреждения, а разнообразная актуальная тематика подкастов, их доступность и интерактивность мотивирует учащихся к самостоятельному изучению языка.

Список использованной литературы и источников

1. Матиаш А.В. Методика обучения аудированию на занятиях по иностранному языку в средней школе // Сборник статей XV Международной научно-практической конференции «WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS», Пенза, 30 ноября 2017г. С.214-216.

2. Трусова Т.С. Обучение говорению на уроках английского языка в старшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S12- 0,4 п.л. URL://http://e-koncept.ru/2016/76142.htm. - С.1-7.

3. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс] URL:// https: //ru.wikipedia. org/wiki/Подкастинг

4. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. -2014. - С. 189 - 201.

5. Погуляев Ф.В. Методические функции видео-подкастов в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т.22, вып. 3 (167).- С.63.

6. Longman Dictionary of Contemporary English [Электронный ресурс] URL:// https://www.ldoceonline.com/search/english/direct/?q=podcast

7. Oxford English Dictionary [Электронный ресурс] URL:// https://www.oed.com/viewdictionaryentry/Entry/273003

8. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс] URL:// http s://dictionary. cambridge. org/ru/словаь/английский/podcast

9. Мусина А.А., Шкилев Р.Е. Преимущества в использовании подкастов при обучении английскому языку учащихся старших классов // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 1. С.29-32.

10. Сайт www.list-english.ru [Электронный ресурс] URL:// http://www.list-english.ru/podcast.html

11. Сапух Т.В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2016. Т. 5 - № 3 (16). С.150-153.

12. Стройков С.А., Мазина А.А., Стройкова М.Д. Формирование навыков аудирования на уроках иностранного языка в средней школе посредством подкастов и видеока-стов // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы четырнадцатой международной научно-практиечской конференции. Самара: СГСПУ, 2019. С.237-243.

Р.Р. Гюльмамедова, А.А. Логинова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 372.881.111.1

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Данная работа посвящена исследованию классификации игровых технологий с точки зрения различных наук сфер научного знания. В работе сравниваются игровые технологии, применяемые на уроках согласно УМК «Enjoy English. 3 класс» под редакцией М.З. Биболетовой и «Английский язык. 3 класс» под редакцией В.П. Кузовлева.

Ключевые слова: игра, игровые технологии, учебник, ученик, учитель, английский язык, социальная роль.

GAME TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE

TEACHING

The work is devoted to the study of the classification of gaming technologies from the point of view of various sciences fields of knowledge. The work compares the gaming technol-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.