Черняев М.С.
Аспирант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Подходы Великобритании к оборонному сотрудничеству с ЕС после Brexit
Выход Великобритании из Европейского союза вызвал необходимость формирования новой внешнеполитической стратегии страны в отрыве от бывших европейских партнеров. Среди прочего, Brexit вынудил британское правительство впервые за долгое время пересмотреть отношения с Европой в аспекте коллективной безопасности и обороны.
Последний раз Соединенное Королевство сталкивалось с подобной по масштабу проблемой реформирования внешнеполитического курса после окончания Второй мировой войны. Тогда Великобритания наравне с союзниками по антигитлеровской коалиции формально вышла из войны в статусе победителя, при этом будучи экономически истощенной и окончательно утратив былое имперское могущество.
В условиях формирования новой модели мироустройства и раздела сфер геополитического влияния между сверхдержавами Лондон был вынужден выстраивать свою внешнюю политику с опорой на более могущественного союзника и встать на путь трансатлантического партнерства, приняв роль младшего сателлита Вашингтона1. Вместе с тем Великобритания стала активным участником послевоенной экономической и политической интеграции Европы.
На протяжении более полувека Великобритания во внешней политике балансировала между атлантизмом и европеизмом, одновременно отвечая желанию США расширить свое влияние в европейском регионе и стремлению ведущих европейских держав к развитию независимых интеграционных процессов на региональном уровне, в том числе военно-политических.
Переломный момент наступил в 2016 году, когда на общенациональном референдуме о членстве Великобритании в Европейском союзе страна проголосовала за Brexit. Неожиданные для кабинета Дэвида Кэмерона, ярого противника выхода из ЕС, результаты голосования и последующая спешная отставка премьер-министра ознаменовали про-
1 Шибаева В.М. Изменение статуса Великобритании в системе международных отношений после Второй мировой войны // Манускрипт. 2016. № 6-2 (68). С. 203-205.
Км _
вал вышеуказанного внешнеполитического курса страны. Формированием новой парадигмы британской внешней политики, в частности, в области оборонного взаимодействия с Евросоюзом предстояло новому лидеру Консервативной партии и премьер-министру Терезе Мэй.
Мэй: партнерство на особых условиях.
До прекращения членства страны в ЕС власти Великобритании скептически относились к оборонным проектам европейских государств, выдвигаемым вне рамок функционирования НАТО, опасаясь ослабления альянса и нарастания трансатлантических противоречий. Поэтому в 2017 году Соединенное Королевство оказалось в числе немногих государств, отказавшихся поддержать инициативу постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны ЕС (The Permanent Structured Cooperation, PESCO), на данный момент являющуюся одним из столпов оборонной политики Евросоюза. Программа создавалась в целях развития коллективного оборонного потенциала, а также повышения оперативной готовности вооруженных сил государств-членов ЕС. 11 декабря 2017 года она была утверждена 25 государствами ЕС, отказались от присоединения, помимо Великобритании, только Дания и Мальта2. Стоит отметить, что учредители PESCO оставили для неприсоединившихся государств опцию будущей интеграции в ее состав. Такой возможностью в мае 2023 года воспользовалась Дания, ставшая 26 членом программы.
Отношения Великобритании и ЕС в сфере безопасности и обороны складывались неоднозначно. Так, несмотря на отказ страны присоединиться к PESCO, премьер-министр Тереза Мэй посетила церемонию официального запуска программы в Брюсселе, а в феврале 2018 года, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, обратилась с призывом заключить соглашение о безопасности между Великобританией и ЕС в целях «защиты всех граждан Европейского союза». Мэй заявила, что безопасность Европы по-прежнему важна для Великобритании, но подчеркнула, что в связи с выходом страны из ЕС сохранить сотрудничество в оборонной сфере на прежнем уровне будет затруднительно, если сторонами не придут к соглашению, предполагающему для Великобритании статус особого партнера ЕС3.
В качестве реакции официальных лиц Евросоюза на указанный под-
2 EU formally establishes 25-member PESCO defense and security cooperation pact. // URL: https://www.thedefensepost.com/2017/12/11/eu-25-member-pesco-established/ (23.04.2024).
3 Theresa May calls for UK-EU security agreement. // URL: https://www.dw.com/en/ theresa-may-calls-for-uk-eu-security-agreement/a-42625849 (23.04.2024).
fXÍ
ход Великобритании к выстраиванию отношений в целом, а также на выступление Терезы Мэй в частности допустимо обратиться к заявлению главы Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера, который подтвердил, что стороны будут поддерживать взаимодействие в сфере безопасности, не вдаваясь при этом в детали такого сотрудничества4.
Джонсон: сотрудничество между Великобританией и ЕС не требует институционального оформления.
К 2019 году обозначенные перспективы сотрудничества между ЕС и Великобританией в области безопасности и обороны так и не были достигнуты. Причиной тому, среди прочего, была политическая нестабильность внутри страны. Сменивший в 2019 году Терезу Мэй на посту премьер-министра Борис Джонсон, понимал, что длительный процесс согласования и ратификации Соглашения о выходе Великобритании из состава ЕС привел к тому, что для переговоров о будущих отношениях в области безопасности и обороны осталось слишком мало времени. Учитывая, что все аспекты будущих отношений не могли быть согласованы до окончания в 2020 году переходного периода, для Соединенного Королевства имело смысл оставить вопросы безопасности и обороны вне обсуждения. В результате Джонсон поспешил отказаться от достигнутых Мэй договоренностей с ЕС.
Если Тереза Мэй настаивала на том, чтобы Великобритания после выхода из ЕС приобрела статус особого для Европы партнера в сфере безопасности и обороны, установив «широкое, всеобъемлющее и сбалансированное сотрудничество», то правительством Джонсона было принято решение выстраивать отношения с Евросоюзом «в рамках более широкого дружеского диалога и взаимодействия», при этом не оформляя сотрудничество институционально. Вместо этого Джонсон отдал приоритет вопросам экономики и торговли с ЕС, а также сосредоточил усилия на углублении двусторонних контактов с отдельными европейскими странами5.
Трасс: участие в отдельных программах PESCO.
Несмотря на рекордно краткий за всю историю страны срок пребывания в должности премьер-министра, Лиз Трасс также отметилась в вопросе оборонного сотрудничества Лондона с Брюсселем. В октябре 2022 года Трасс приняла участие в первом саммите Европейского политического сообщества, на котором совместно с лидерами государств-
4 Там же.
5 An Unpopular View on Brexit and EU Defence. // URL: https://dcubrexitinstitute. eu/2020/10/an-unpopular-view-on-brexit-and-eu-defence/ (24.04.2024).
членов ЕС подписала соглашение, позволяющее Великобритании присоединиться к отдельным инициативам в рамках PESCO6.
Решение Трасс о присоединении к программе встревожило некоторых сторонников Brexit. Так, бывший парламентский заместитель государственного секретаря Министерства обороны страны Джеральд Ховарт, на протяжении многих лет возглавлявший кампанию против вступления в PESCO7, заявил, что присоединение к программе, где у страны не будет права вето, грозит подрывом суверенитета Соединенного Королевства, а также угрозой полноценного функционирования НАТО в регионе.
В то же время бывший государственный министр вооруженных сил Марк Франсуа посчитал действия Трасс правильными и отметил, что, находясь за пределами ЕС, Лондон может принять участие в отдельных проектах PESCO, если они имеют для него ценность. Вместе с тем политик подчеркнул, что именно НАТО остается основой безопасности страны.
В ноябре 2022 года Совет ЕС пригласил Великобританию принять участие в проекте «Военная мобильность», целью которого является упрощение процедуры трансграничных военных перевозок внутри ЕС. Впрочем, к тому моменту Трасс уже подала в отставку, а правительство возглавлял действующий премьер-министр от консерваторов Риши Сунак.
Сунак: новые перспективы.
На протяжении длительного времени более тесное взаимодействие с Европейским союзом в аспекте безопасности и обороны оставалась проблемным вопросом для британских лидеров. С приходом во главу правительства Риши Сунака в отношениях между сторонами в данной сфере наметился ряд положительных тенденций.
При Сунаке Великобритания все-таки присоединилась к проекту PESCO «Военная мобильность», несмотря на ряд опасений среди сторонников Brexit. Некоторые из них озвучил заместитель председателя Европейской исследовательской группы - фракции евроскептиков-консерваторов в парламенте страны - Дэвид Джонс.
Во-первых, политик указал на отсутствие прозрачности условий
6 Turner C. The European Political Community is born - now what? // UK in a Changing Europe. // URL: https://ukandeu.ac.uk/the-european-political-community-is-born-now-what/ (24.04.2024).
7 Liz Truss warned she could be falling into EU army trap with new military agreement. // URL: https://www.express.co.uk/news/politics/1679874/liz-truss-eu-army-trap-em-manuel-macron (24.04.2024).
присоединения страны к одному из проектов PESCO, поскольку Министерство обороны отказалось публиковать соглашение о присоединении к проекту, ссылаясь на возможное наличие секретных военных или технических данных.
Во-вторых, парламентарий заявил, что участие в программе PESCO может вызвать конфликтные ситуации с НАТО, которая «является основным гарантом мира в Европе», из-за несоответствия целей PESCO и НАТО8.
Свои опасения также озвучил бывший глава Секретной разведывательной службы МИД Великобритании и сторонник Brexit Ричард Дирлав. Выступая перед комитетом Палаты общин по иностранным делам, он выразил обеспокоенность тем, что участие в одном из проектов PESCO может повлечь за собой дальнейшее вовлечение страны в оборонные инициативы ЕС, что угрожает потерей суверенитета. «Если посмотреть на тексты и механизм подчинения оборонным правилам и законам ЕС, я весьма встревожен тем, что мы внезапно соглашаемся... присоединиться к части PESCO, потому что «части» PESCO не существует», - заявил политик.
Однако Министерство обороны, озвучивая официальную позицию кабинета Сунака в отношении военного сотрудничества с ЕС, поспешило развеять перечисленные опасения. Министр вооруженных сил Джеймс Хиппи, выступая перед Палатой общин с докладом о достигнутых договоренностях Брюсселя и Лондона, сообщил, что участие в одном проекте не приведет к вовлечению страны в другие программы PESCO и «никоим образом не повлияет на суверенный контроль Великобритании над обороной», поскольку проекты PESCO не привязывают третьи страны к нормативно-правовой экосистеме ЕС и не налагают обязательства по присоединению к другим оборонным структурам ЕС или дополнительным проектам PESCO. На вопрос, сможет ли Великобритания в будущем присоединиться к другим проектам PESCO, Хиппи ответил, что правительство «будет рассматривать их в индивидуальном порядке»9.
Также о расширении взаимодействия Великобритании и ЕС в сфере безопасности и обороны свидетельствует тот факт, что PESCO впервые упоминается в ключевом стратегическом документе страны - Обнов-
8 Brexiteers uneasy as UK inches toward EU defense projects. // URL: https://www.po-litico.eu/article/brexit-rishi-sunak-ukraine-war-europe-uk-inches-toward-eu-defense-projects/ (25.04.2024).
9 EU Permanent Structured Cooperation. // URL: https://hansard.parliament.uk/com-mons/2023-06-26/debates/4D331081-E1BD-4358-9D19-D516E82626B2/EUPermanentStruc-turedCooperation (25.04.2024).
ленном Комплексном обзоре 2023 года, опубликованном всего через два года после выпуска Комплексного обзора Бориса Джонсона. Авторы документа отмечают, что Соединенное Королевство будет «развивать новые формы сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес - посредством прямого сотрудничества (в том числе в сфере обороны через PESCO) ...»10.
В данном контексте следует указать, что немаловажную роль в развитии оборонного взаимодействия Лондона и Брюсселя сыграла их консолидированная поддержка Украины после начала Специальной военной операции России в 2022 году11. Спустя всего три года после решительного отказа Бориса Джонсона заключить с ЕС соглашение по внешней политике и обороне страна сперва участвует в саммите Европейского политического сообщества, а затем стремительно присоединяется к проекту «Военная мобильность», призванного среди прочего облегчить транспортировку вооружения и военной техники через Европу.
Являясь третьим по величине поставщиком военной помощи Украине после США и ЕС, Великобритания активизировала контакты с Европейской комиссией и Европейской службой внешних действий в координации санкций против России. Соединенное Королевство также участвовало в создании миссии ЕС по обучению украинских войск, предоставив для нее большую часть учебной программы12.
Однако возросшему уровню взаимодействия Лондона и Брюсселя сопутствует ряд проблем. Например, страна не участвует в усилиях Евросоюза по продвижению совместных исследований и разработок в рамках созданного в 2021 году Европейского оборонного фонда (European Defence Fund, EDF), в то время как ЕС все активнее участвует в попытках содействовать совместным закупкам государствами-членами военной техники, а также наращиванию производства вооружений.
Великобритания обеспокоена тем, что оборонно-промышленные инициативы ЕС не приносят пользу странам, не входящим в союз. В частности, условия участия третьих стран в проектах PESCO и EDF предполагают, что совместно разработанная интеллектуальная собственность не может быть вывезена из ЕС и что третьи страны не могут
10 Integrated Review Refresh 2023. Responding to a More Contested and Volatile World. 2023. P. 22.
11 Bergsen P., Whitman R.G., Billon-Galland A. UK-Europe relations finally head in the right direction // Chatham House. // URL: https://www.chathamhouse.org/2023/01/uk-europe-relations-finally-head-right-direction (25.04.2024).
12 Scazzieri L. What Would UK-EU Defence Industrial Co-Operation Look Like? // Centre for European Reform. // URL: https://www.cer.eu/in-the-press/what-would-uk-eu-de-fence-industrial-co-operation-look (25.04.2024).
блокировать экспорт разработанных в рамках указанных программ продуктов в другие государства. С точки зрения Великобритании, существует риск того, что со временем оборонные инструменты ЕС могут набрать обороты и вызвать постепенную реструктуризацию европейского оборонного рынка в ущерб Великобритании13.
При этом стоит отметить, что во время визита в Варшаву в апреле 2024 года Риши Сунак пообещал увеличить оборонные расходы Великобритании до 2,5% от ВВП страны к 2030 году, переведя оборонную промышленность на военные рельсы14. Можно предположить, что британский премьер-министр таким образом косвенно ответил на призыв канцлера ФРГ Олафа Шольца увеличить расходы европейских стран на оборону, озвученный на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2024 года. Тогда Шольц заявил, что «европейцы должны делать гораздо больше для нашей безопасности сейчас и в будущем»15. И хотя ранее Сунак исключал возможность увеличения ежегодных расходов на оборону, похоже, что сейчас он готов к таким изменениям.
Заключение.
Будучи членом Европейского союза, Великобритания с настороженностью относилась к инициативе постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны и отказалась принять участие в создании программы. С началом процесса выхода из состава ЕС Великобритания выразила обеспокоенность по поводу участия в PESCO, но осталась открытой для диалога по отдельным проектам.
При Терезе Мэй страна стремилась к установлению особых отношений с ЕС, но Евросоюз не был готов предоставить Великобритании соглашение, которое значительно выходило бы за рамки того, что уже было у других стран, не участвовавших в программе.
Когда Борис Джонсон сменил Мэй на посту премьер-министра, Лондон изменил свой подход к сотрудничеству с Брюсселем в сфере безопасности и обороны, отказавшись от каких-либо институциональных отношений с Евросоюзом. Вместо этого Джонсон сосредоточил свои усилия на углублении двусторонних контактов с отдельными страна-
13 Там же.
14 Prime Minister's defence speech in Warsaw: 23 April 2024 // URL: https://www. gov.uk/government/speeches/prime-ministers-defence-speech-in-warsaw-23-april-2024 (26.04.2024).
15 Germany urges UK's Rishi Sunak to spend big on defense // URL: https://www.politi-co.eu/article/rishi-sunak-olaf-scholz-uk-germany-wants-rishi-sunak-to-spend-big-on-defense/ (26.04.2024).
ми-членами союза, считая взаимодействие с ЕС неперспективным ввиду существования НАТО.
Сотрудничество Великобритании и ЕС в сфере безопасности и обороны стало более тесным с началом Специальной военной операции России на Украине. С момента прихода на Даунинг-стрит Риши Сунака во взаимодействии между Великобританией и Евросоюзом, несмотря на ряд неразрешенных проблем, преобладает положительный вектор.
Можно заключить, что проанализированные в статье изменения подходов британских властей к оборонному сотрудничеству с Евросоюзом обусловлены продолжающимся поиском нового места Соединенного Королевства как в европейском регионе, так и на мировой арене. Несмотря на то что выход Великобритании из состава ЕС был окончательно оформлен более четырех лет назад, в условиях стремительно меняющейся геополитической обстановки стране не удалось закрепить за собой статус безусловного регионального лидера, а потому Лондон продолжит с энтузиазмом рассматривать проекты взаимодействия с ЕС в области безопасности и обороны, пока это отвечает взаимным интересам обеих сторон.
Библиографический список
1. Годованюк К.А. Внешняя политика «Глобальной Британии»: особенности «суверенного» атлантизма // Современная Европа. 2021. № 6. С. 30-41. - DOI: http://dx.doi. org/10.15211/soveurope620213041
2. Европа в кризисном мире / отв. ред. Ал.А. Громыко. - М.: ИЕ РАН; Издательство «Весь Мир», 2022. 376 с. - DOI: 10.55604/9785777708953
3. Никуличев Ю.В. «Пробуждение спящей красавицы»: программа PESCO между атлан-тизмом и европеизмом // Проблемы европейской безопасности. 2018. № 3. С. 47-63.
4. Черкашина Т.Н. Концептуальная основа постбрекзитовской внешней политики Великобритании: идея «глобальной Британии» // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9. № 1 (33). С. 160-165. - DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).160-165
5. Шибаева В.М. Изменение статуса Великобритании в системе международных отношений после Второй мировой войны // Манускрипт. 2016. № 6-2 (68). С. 203-205.
6. Batchik J. Rishi Sunak needs to do away with caution to deliver on his promise of evolutionary foreign policy // The Atlantic Council's Europe Center. // URL: https://www.atlanticcouncil.org/ blogs/new-atlanticist/rishi-sunak-needs-to-do-away-with-caution-to-deliver-on-his-promise-of-evolutionary-foreign-policy/ (Дата обращения: 26.04.2024).
7. Bergsen P., Whitman R.G., Billon-Galland A. UK-Europe relations finally head in the right direction // Chatham House. // URL: https://www.chathamhouse.org/2023/01/uk-europe-rela-tions-finally-head-right-direction (Дата обращения: 25.04.2024).
8. Chalmers M. The UK as a European Power // The Royal United Services Institute. // URL: https://rusi.org/explore-our-research/publications/commentary/uk-european-power (Дата обращения: 25.04.2024).
9. Martill B. Withdrawal symptoms: party factions, political change and British foreign policy post-Brexit // Journal of European Public Policy. 2023. Vol. 30. № 11. P. 2468-2491. - DOI: 10.1080/13501763.2023.2198578
10. Ondarza N., Rehbaum D. From "Global Britain" to Realpolitik - the Updated Integrated
Review // Stiftung Wissenschaft und Politik. 2023. - DOI: 10.18449/2023C24
11. Scazzieri L. What Would UK-EU Defence Industrial Co-Operation Look Like? // Centre for European Reform. // URL: https://www.cer.eu/in-the-press/what-would-uk-eu-defence-indus-trial-co-operation-look (Дата обращения: 25.04.2024).
12. Turner C. The European Political Community is born - now what? // UK in a Changing Europe. // URL: https://ukandeu.ac.uk/the-european-political-community-is-born-now-what/ (Дата обращения: 24.04.2024).
References
1. Godovanyuk K.A. Foreign Policy of "Global Britain": Features of "Sovereign" Atlanticism // Modern Europe. 2021. № 6. P. 30-41. - DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620213041
2. Europe in a World in Crisis / ed. Al.A. Gromiko. - M.: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences; Ves Mir Publishing House, 2022. 376 p. - DOI: 10.55604/9785777708953
3. Nikulichev Yu.V. "Awakening the Sleeping Beauty": the PESCO program between Atlanticism and Europeanism // Problems of European Security. 2018. № 3. P. 47-63.
4. Cherkashina T.N. Conceptual basis of post-Brexit foreign policy of Great Britain: the idea of "global Britain" // Bulletin of Omsk University. Series "Historical Sciences". 2022. Vol. 9. № 1 (33). P. 160-165. - DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).160-165
5. Shibaeva V.M. Changing the status of Great Britain in the system of international relations after World War II // Manuscript. 2016. № 6-2 (68). P. 203-205.
6. Batchik J. Rishi Sunak needs to do away with caution to deliver on his promise of evolutionary foreign policy // The Atlantic Council's Europe Center. // URL: https://www.atlanticcouncil.org/ blogs/new-atlanticist/rishi-sunak-needs-to-do-away-with-caution-to-deliver-on-his-promise-of-evolutionary-foreign-policy/ (26.04.2024).
7. Bergsen P., Whitman R.G., Billon-Galland A. UK-Europe relations finally head in the right direction // Chatham House. // URL: https://www.chathamhouse.org/2023/01/uk-europe-rela-tions-finally-head-right-direction (25.04.2024).
8. Chalmers M. The UK as a European Power // The Royal United Services Institute. // URL: https:// rusi.org/explore-our-research/publications/commentary/uk-european-power (25.04.2024).
9. Martill B. Withdrawal symptoms: party factions, political change and British foreign policy post-Brexit // Journal of European Public Policy. 2023. Vol. 30. № 11. P. 2468-2491. - DOI: 10.1080/13501763.2023.2198578
10. Ondarza N., Rehbaum D. From "Global Britain" to Realpolitik - the Updated Integrated Review // Stiftung Wissenschaft und Politik. 2023. - DOI: 10.18449/2023C24
11. Scazzieri L. What Would UK-EU Defence Industrial Co-Operation Look Like? // Centre for European Reform. // URL: https://www.cer.eu/in-the-press/what-would-uk-eu-defence-indus-trial-co-operation-look (25.04.2024).
12. Turner C. The European Political Community is born - now what? // UK in a Changing Europe. // URL: https://ukandeu.ac.uk/the-european-political-community-is-born-now-what/ (24.04.2024).