Научная статья на тему 'Правые силы в Британии'

Правые силы в Британии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великобритания / Консервативная партия / ПНСК / партия «Брекзит» / партия «Реформировать Соединенное Королевство» / Брекзит / парламентские выборы / UK / Conservative Party / UKIP / Brexit party / Reform UK party / Brexit / parliamentary elections

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ананьева Елена Владимировна

В статье рассматриваются политические перспективы британских правых сил, представленных значимыми политическими организациями, в первую очередь Консервативной партией, а также партиями, которые в разное время возглавлял Н. Фарадж (Партия независимости Соединенного Королевства, партия «Брекзит», партия «Реформировать Соединенное Королевство»). Задача исследования – проанализировать особенности противостояния и взаимодействия между этими партиями на фоне борьбы сторонников и противников выхода страны из ЕС до и после референдума о членстве Великобритании в Евросоюзе (2016). Методологически статья опирается на разработанную Т. Хеппелем и дополненную Э. Роу-Крайнсом теорию о тенденции к деградации правящих партий, а также на исследования Э. Гэмбла, посвященные дилемме императивов удержания власти и завоевания электоральной поддержки, и работы Дж. Сартори о роли малых партий. Консервативная партия, стремясь привлечь избирателей, меняла свои социально-экономические и политические программы в зависимости от политической конъюнктуры. Партии Н. Фараджа поставили Брекзит в центр своей политической повестки и после состоявшегося референдума о членстве Британии в ЕС попытались переключиться на решение текущих острых проблем (борьба с пандемией COVID-19 и с нелегальной иммиграцией). В статье представлен анализ влияния внутрипартийного политического лидерства на положение правых партий, рассмотрена зависимость электоральных результатов правых партий от особенностей избирательной системы, а также дается обзор экономических и политических последствий Брекзита. Делается вывод, что разочарование электората в двух ведущих партиях – Консервативной и Лейбористской – открывает возможность для выхода на политическую сцену право-центристских сил. Тем не менее мажоритарная избирательная система препятствует подъему альтернативных правых партий. Несмотря на вероятное поражение на следующих парламентских выборах, партия тори сохранит свое место на политической арене, хотя ее влияние, скорее всего, ослабнет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Right-wing forces in the UK

The article analyzes the right-wing forces in Britain, represented by main political organizations – the Conservative Party, as well as the parties headed by N. Farage (UKIP, the Brexit Party, Reform UK). The purpose of the study is to analyze the features of the confrontation and interaction between these parties against the background of the struggle between the supporters and opponents of the UK’s withdrawal from the EU before and after the UK-EU referendum (2016). The research is based on the methodology of determining the tendency to degradation of the ruling parties developed by T. Heppel and elaborated by A. Roe-Crines, as well as on A. Gamble’s studies of the dilemma of «politics of power» and «politics of support», and on G. Sartori’s concept of the role of small parties. The Conservative Party, in effort to attract voters, changed its socioeconomic and political programs depending on the political situation. Farage’s parties were focused on Brexit before the referendum, and after it experienced a decline and switched priorities to current acute problems (the fight against the COVID-19 pandemic and illegal immigration). The author analyzes the impact of political leadership on the position of right-wing parties, examines the dependence of the electoral results of right-wing parties on the characteristics of the electoral system, and also provides an overview of the economic and political consequences of Brexit. It is concluded that the disillusionment of the electorate in the two leading parties – the Conservative and the Labour – opens up the possibility for a right-centrist political force to enter the political scene. However, the majority electoral system hinders the rise of an alternative force, and the Tory party though weakened will retain its place in the political arena, despite its possible defeat in the next parliamentary elections.

Текст научной работы на тему «Правые силы в Британии»

DOI: 10.31249/ape/2023.04.06

© Ананьева Е.В.1 Правые силы в Британии2

Аннотация. В статье рассматриваются политические перспективы британских правых сил, представленных значимыми политическими организациями, в первую очередь Консервативной партией, а также партиями, которые в разное время возглавлял Н. Фарадж (Партия независимости Соединенного Королевства, партия «Брекзит», партия «Реформировать Соединенное Королевство»). Задача исследования - проанализировать особенности противостояния и взаимодействия между этими партиями на фоне борьбы сторонников и противников выхода страны из ЕС до и после референдума о членстве Великобритании в Евросоюзе (2016). Методологически статья опирается на разработанную Т. Хеппелем и дополненную Э. Роу-Крайнсом теорию о тенденции к деградации правящих партий, а также на исследования Э. Гэмбла, посвященные дилемме императивов удержания власти и завоевания электоральной поддержки, и работы Дж. Сартори о роли малых партий.

Консервативная партия, стремясь привлечь избирателей, меняла свои социально-экономические и политические программы в зависимости от политической конъюнктуры. Партии Н. Фараджа

1 Ананьева Елена Владимировна - кандидат философских наук, руководитель Центра британских исследований, Институт Европы РАН; [email protected]

2 В силу того, что в среде профессиональных исследователей превалируют термины «Британия» и «Соединенное Королевство», автор использует их как в названии, так и в тексте статьи.

поставили Брекзит в центр своей политической повестки и после состоявшегося референдума о членстве Британии в ЕС попытались переключиться на решение текущих острых проблем (борьба с пандемией СОУЮ-19 и с нелегальной иммиграцией). В статье представлен анализ влияния внутрипартийного политического лидерства на положение правых партий, рассмотрена зависимость электоральных результатов правых партий от особенностей избирательной системы, а также дается обзор экономических и политических последствий Брекзита. Делается вывод, что разочарование электората в двух ведущих партиях - Консервативной и Лейбористской - открывает возможность для выхода на политическую сцену право-центристских сил. Тем не менее мажоритарная избирательная система препятствует подъему альтернативных правых партий. Несмотря на вероятное поражение на следующих парламентских выборах, партия тори сохранит свое место на политической арене, хотя ее влияние, скорее всего, ослабнет.

Ключевые слова: Великобритания, Консервативная партия, ПНСК, партия «Брекзит», партия «Реформировать Соединенное Королевство», Брекзит, парламентские выборы.

Цель данной работы - исследовать расстановку политических сил в Великобритании и оценить перспективы правящей Консервативной партии в преддверии парламентских выборов, которые должны состояться не позже января 2025 г.; не менее важно оценить и роль малых правых партий. Задача исследования -проследить внутрипартийную политику Консервативной партии и других правых партий с акцентом на их взаимоотношения после референдума 2016 г. о членстве Соединенного Королевства в ЕС1. Методами исследования избраны сравнительный анализ, контент-анализ (применительно к содержанию партийных программ), ивент-анализ (при оценке выполнения доктринальных установок партий).

Как правило, место партии в границах политического спектра определяют по направленности ее социально-экономической и иммиграционной политики. На правом фланге политического

1 Внешняя политика правых партий, за исключением отношений Великобритании с ЕС, остается вне рамок данной статьи. 106

спектра основное влияние на внутри- и внешнеполитический курс страны оказывает Консервативная партия, а также - до недавнего времени - оказывали так называемые «партии одного лица», которые возглавлял Н. Фарадж (Партия независимости Соединенного Королевства (ПНСК) и партия «Брекзит», в 2021 г. переименованная в партию «Реформировать Соединенное Королевство» (РСК)).

В британской академической литературе существует немало классических трудов, посвященных идеологическим установкам, стратегии и тактике Консервативной партии (напр.: [Gamble, 1974 ; Bale, 2016]). Э. Гэмбл анализировал политику партии тори с точки зрения императива удержания власти (англ. politics of power), с одной стороны, и императива завоевания поддержки (англ. politics of support) - с другой. Из современных исследований стоит упомянуть недавний специальный выпуск журнала «Political Quaterly», посвященный Консервативной партии [Killick, Mabbett, 2021].

Дж. Сартори в своей книге «Партии и партийные системы» [Sartori, 2005], развивая идеи М. Дюверже [Дюверже, 2000], исследовал роль малых партий: потенциально они способны оказывать критически важное влияние на крупные партии. Примерами служат Партия либеральных демократов (ПЛД), вошедшая в коалиционное правительство с консерваторами по итогам выборов 2010 г., и ПНСК, которая оказывала значительное влияние на партию тори, оставаясь вне парламента.

Многие известные британские политологи (М. Гудвин, Т. Бейл и др.) относят ПНСК и партию «Брекзит» к национал-популистам или правым популистам [Goodwin, 2023 ; Goodwin, Malazzo, 2016 ; Bale, 2019], полагая, что основная причина подъема этих партий - утрата либеральным, глобальным правящим классом связи с массами. С таким заключением согласуется и вывод Э. Роу-Крайнса [Roe-Crines, 2022] о дегенерации Консервативной партии (согласно параметрам, предложенным Т. Хеппелем в отношении правящих партий: профессиональная компетентность; доверие к лидеру; идейные разногласия; злоупотребления властью; обновление оппозиции; ощущение, что настала пора перемен [Heppell, 2008]).

Многоаспектный анализ метаморфоз политической жизни Соединенного Королевства в турбулентные годы Брекзита представлен в работах многих российских исследователей. Деградация ранее считавшейся образцовой политической культуры Великобритании проявилась в нарушении принятых «правил игры»: в стране все явственнее стали проявляться тенденции, характерные для нелиберальных демократий [Ананьева, 2022 ; Ковалев, Пала-чанин, 2023]. Однако стремительный ход событий во внутриполитической жизни Великобритании требует их постоянного исследования и анализа - тем более в предвыборный год.

Правление коалиционного правительства Д. Кэмерона и Н. Клегга

Консервативная партия придерживается правоцентристских политических взглядов (рыночная форма хозяйствования и, соответственно, малая роль государства в экономике, низкие налоги, низкие государственные расходы на социальные нужды). Но в зависимости от политической конъюнктуры ее внешнеполитическая и социально-экономическая программы менялись.

В 2010-2015 гг. Консервативная партия под руководством Д. Кэмерона, не получив большинство на выборах, была вынуждена составить правительство с Партией либеральных демократов (ПЛД), - первое коалиционное правительство со времен Второй мировой войны. ПЛД - малая партия «еврооптимистов», ставшая «третьей силой», - и ее лидер Н. Клегг получили политический вес, несоизмеримый с количеством мест ПЛД в Палате общин (57 из 650). Поскольку программы партий значительно различались, в ходе закулисных переговоров каждая из них была вынуждена пойти на уступки, и это стало причиной проведения эклектичной политики правительства. ПЛД добилась проведения референдума о переходе от мажоритарной избирательной системы (невыгодной малым партиям) к системе, близкой к пропорциональной. Референдум состоялся в 2011 г., но, при всей очевидной «несправедливости» мажоритарной системы, электорат оценил коалиционное правление как худший вариант. Либерал-демократы потерпели поражение.

Одним из важнейших условий участия ПЛД в коалиционном правительстве было принятие Закона о фиксированном сроке полномочий парламента. Премьер-министр, по давней традиции, имел право объявлять выборы до истечения срока полномочий парламента данного созыва. Естественно, глава правительства назначал голосование на период высоких рейтингов своей партии. Закон был принят в 2011 г., и с этого времени досрочные выборы можно было проводить, только если за них проголосуют 2/3 депутатов Палаты общин. Дальнейшие события показали, что этот закон стал причиной «паралича» парламента во время переговоров Лондона с Брюсселем по Соглашению о выходе Великобритании из ЕС и Соглашению о торговле и сотрудничестве.

Премьер-министру Д. Кэмерону в 2013 г. пришлось дать обещание провести референдум о членстве Великобритании в ЕС в случае победы консерваторов на следующих выборах 2015 г. -вынужденная мера, поскольку он оказался под давлением с двух флангов.

С одной стороны, внутри партии активно выступали депу-таты-«евроскептики», объединенные в Группу европейских исследований (англ. European Research Group, ERG)1. Свое требование провести референдум тори-«евроскептики» обосновывали необходимостью решить вопрос посредством демократического волеизъявления граждан, т.е. выступали с популистских позиций.

С другой стороны, провести референдум требовала Партия независимости Соединенного Королевства (ПНСК), которая также возникла из объединения «евроскептиков», но уже вне Консервативной партии - из Антифедералистской лиги А. Скеда (название которой указывало на неприятие самой идеи европейского наднационального «супер-государства»). В 2006 г. партию возглавил Н. Фарадж, который скорректировал ее курс и, отказавшись от ра-

1 Объединения «евроскептиков» возникли в британском парламенте сразу после присоединения Великобритании в 1992 г. к Маастрихтскому договору, предполагавшему преобразование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в Европейский союз (ЕС) - политический союз с единой валютой и перспективой единого экономического, налогового и социального законодательства, против чего выступала еще М. Тэтчер.

систских и иных радикальных требований, сумел превратить ПНСК в достаточно весомую политическую силу и оттеснить конкурирующую Британскую национальную партию (БНП)1.

ПНСК считалась «однопроблемной партией». Она однозначно требовала выхода Великобритании из ЕС, завоевывая симпатии некоторых сторонников консерваторов. Постепенно партия Н. Фараджа добивалась успехов на выборах в Европейский парламент, которые проводятся по пропорциональной системе2. В то же время на общенациональных выборах ПНСК получала не более 3% голосов, и ей не удавалось провести своих кандидатов в Палату общин.

ПНСК, как следовало из самого ее названия - Партия независимости Соединенного Королевства - выступала за верховенство решений национального парламента над законодательными актами ЕС, используя в качестве аргумента недовольство населения высоким уровнем иммиграции. Можно предположить, что влияние ПНСК было намного больше, чем доля ее голосов на выборах, и что она способствовала переводу «маргинальных» требований в мейнстрим британской политики.

Обещание Д. Кэмерона во многом объяснялось успехами ПНСК: он выступал за членство страны в ЕС, но в преддверии выборов 2015 г. ему, как лидеру консерваторов, необходимо было решить узкопартийные задачи - умиротворить «евроскептиков» в собственной партии и предотвратить отток избирателей к партии Н. Фараджа. На выборах 2015 г. консерваторы одержали победу: избиратели решили, что однопартийное правительство консерваторов будет «наименее нежелательным».

1 БНП придерживается крайне правой идеологии, включая расизм, антисемитизм, отрицание Холокоста, запрет иммиграции. Она не имеет представительства в Вестминстере. К тому же британцы не склонны к радикализму -ни правому, ни левому. Рейтинг БНП настолько низок, что социологические агентства не включают ее как самостоятельную партию в результаты опросов, а относят в графу «и др.».

2 В 1999 г. - 7% голосов и три места, в 2004 - 16% и 12 мест, в 2009 -16,5% и 13 мест, в 2014 г. - 27,5% и 24 места (больше, чем у лейбористов (20 мест) и консерваторов (19 мест)).

Партия Н. Фараджа на выборах 2015 г. добилась самого крупного успеха в своей истории (получила 12,6% голосов, оттеснив ПЛД на четвертое место), но правила мажоритарной избирательной системы позволили ей получить только одно место в Палате общин.

Таким образом, именно премьер-министр, пытаясь решить узкопартийные задачи сохранения власти, поставил под удар стратегические интересы страны (ведь, по его мнению, Великобритания должна была остаться в ЕС). Глава правительства - теперь уже однопартийного - стал заложником собственных маневров для решения тактических задач. В результате ему предстояло решать более сложную, судьбоносную для страны проблему.

Причины победы брекзитеров

В преддверии референдума в Великобритании развернулась острая борьба между сторонниками членства страны в ЕС (бремей-нерами; англ. Bremainers) и его противниками (брекзитерами; англ. Brexiters). Кампанию за выход из ЕС (англ. Vote Leave) возглавлял Б. Джонсон под простым популистским лозунгом «Вернем контроль над нашими границами, деньгами и законами». Н. Фарадж предлагал кампании сотрудничество, но получил отказ.

Как известно, на референдуме 2016 г. доля голосов, отданных в пользу Брекзита, едва превысила величину статистической погрешности (52 : 48). Раскол во мнениях породил острейшие межи внутрипартийные разногласия, во многом обусловленные искаженными представлениями рядовых британцев об отношениях Соединенного Королевства с Евросоюзом [Ананьева, 2016], сформированными под воздействием СМИ.

Основной аргумент Д. Кэмерона: членство Великобритании в ЕС - вопрос не только экономической, но и национальной безопасности страны. Уговаривая британцев голосовать на референдуме за членство страны в ЕС, руководство страны называло Россию одним из главных бенефициаров Брекзита (наряду с ИГИЛ*). Создавалось впечатление, будто референдум затеяла «коварная» Россия.

Самих британцев, как показывали опросы, больше всего беспокоила не «российская угроза», а иммиграция из стран ЕС. Они

были склонны завышать долю граждан ЕС в стране и величину пособий на их детей. К тому же британцы были уверены, что Брекзит не затронет их личный кошелек. Они желали сохранить доступ к европейским рынкам, но не участвовать в политическом союзе [The perils..., 2016].

Страна раскололась: молодежь в большинстве голосовала за членство в ЕС, старшее поколение - за Брекзит; мегаполисы - за «остаться», малые города и глубинка - за «выйти»; Шотландия и Северная Ирландия проголосовали против выхода из ЕС.

Следует отметить, что референдум 2016 г., на котором британцы голосовали скорее сердцем, а не разумом, стал отражением поднимающегося не только в Великобритании, но и в континентальной Европе протеста против власти истеблишмента, против элит, получающих выгоду от глобализации, против растущего неравенства в доходах. Британцы выразили общие настроения, характерные в тот период для Европы и США, где Д. Трамп стремительно набирал популярность в борьбе кандидатов на пост президента.

После референдума Д. Кэмерон вышел в отставку, поскольку его курс на сохранение членства страны в ЕС потерпел поражение, а Н. Фарадж сложил с себя полномочия лидера, посчитав свою задачу выполненной.

Правление Т. Мэй

Д. Кэмерона сменила Тереза Мэй, в правление которой исполнительная и законодательная ветви власти вошли в острое противостояние; размежевание прошло и по линиям меж- и внутрипартийного раскола в обеих ведущих партиях.

Т. Мэй получила одобрение парламента на досрочные выборы в 2017 г. Ее цель состояла в том, чтобы, увеличив консервативное большинство в Палате общин, укрепить позиции не только правящей партии, но и страны на предстоявших переговорах с ЕС. Но план провалился: консерваторы утратили большинство, и Т. Мэй была вынуждена заключить соглашение о поддержке в Палате общин с Демократической юнионистской партией (ДЮП, Северная Ирландия), после чего ей пришлось маневрировать между противостоящими силами.

Даже в своей партии Т. Мэй не могла опереться на какую-либо одну фракцию. Отсюда ее уступки то бремейнерам, то брек-зитерам. Тем не менее ей не удалось провести через Палату общин свой вариант «сделки» с Брюсселем. Недовольство ее линией нарастало. Т. Мэй все же получила вотум доверия парламентской фракции тори в декабре 2018 г., но через полгода, не сумев преодолеть патовую ситуацию, объявила о своей отставке.

Новая партия Н. Фараджа

На выборах 2017 г. ПНСК получила всего 1,8% голосов и не прошла в парламент [General election..., 2017]. Выполнив свою «историческую миссию» (выход Великобритании из ЕС), «однопро-блемная партия» без харизматичного лидера практически сошла с политической арены. Однако, поскольку Т. Мэй не могла добиться согласия парламента на «сделку» с ЕС, в ноябре 2018 г. была основана новая партия «Брекзит», а в декабре Н. Фарадж возглавил ее. Партия выступала за «жесткий» Брекзит - «без сделки». Несколько известных консерваторов, недовольных политикой Т. Мэй, перешли в эту партию.

Выборы в Европарламент в 2019 г. партия «Брекзит» выиграла триумфально: она получила 30,8% голосов и, благодаря пропорциональной системе, 29 мест (ПЛД - 16 мест при 19,8% голосов, лейбористы - 10 мест при 13,7%, «зеленые» - 7 мест при 11,8% голосов, консерваторы - 4 места при 8,9% голосов) [Results by national..., 2019].

Успех партии Н. Фараджа стал тревожным сигналом для консерваторов, даже несмотря на низкую явку (37%): по умолчанию голосование на этих выборах считалось прокси-референдумом о членстве Великобритании в ЕС (поскольку бремейнеры требовали провести еще один референдум - уже по условиям соглашения с ЕС).

Правление Б. Джонсона

Т. Мэй сменил Б. Джонсон. Новый лидер исключил из партии 21 депутата-бремейнера, в том числе - обладавших значительным авторитетом, за голосование против его политического курса. Желая отстанить законодательную власть от обсуждения своего варианта соглашения с ЕС, Б. Джонсон, готовый вывести Велико-

британию из ЕС даже «без сделки», приостановил работу парламента на время, превышавшее срок, принятый по обычаю.

По иску общественности, бывшего премьер-министра Дж. Мэйджора и межпартийной группы депутатов, Верховный суд признал меру незаконной и недействительной. Таким образом к противостоянию исполнительной и законодательной властей подключилась и судебная власть. Вернувшись к работе, депутаты наложили запрет на выход страны из ЕС «без сделки» и вынудили Б. Джонсона запросить у Брюсселя новую отсрочку. Единственным способом прервать паралич парламента, выйти из противостояния ветвей власти были внеочередные выборы, но Б. Джонсон лишь с четвертого раза получил на это согласие 2 / 3 Палаты общин.

Н. Фарадж предложил лидеру консерваторов предвыборный альянс, однако Б. Джонсон отклонил предложение, хотя опасался, что партия «Брекзит» отберет у тори электорат из округов так называемой «красной стены» - ранее надежных округов лейбористов, где избиратели из рабочего класса выступали за выход Великобритании из ЕС. Но Н. Фарадж все же не стал выставлять кандидатов от своей партии в тех избирательных округах, где консерваторы выиграли в 2017 г., чтобы не разбивать голоса, отданные за Брекзит.

На состоявшихся в декабре 2019 г. внеочередных выборах партия тори одержала крупную победу (получила большинство в Палате общин с перевесом примерно в 80 мест), а электоральные успехи партии «Брекзит» сошли на нет (около 3% голосов и 0 мест).

Победу консерваторам обеспечил лозунг «Завершим Брекзит» (англ. Get Brexit Done), поскольку продолжавшийся паралич парламента и неопределенность ситуации утомили страну; сыграла свою роль и неопределенная позиция по Брекзиту главы Лейбористской партии Дж. Корбина, пытавшегося привлечь голоса и брекзитеров, и бремейнеров.

Социально-экономическая политика Б. Джонсона, в соответствии с предвыборным манифестом 2019 г., была нацелена на удовлетворение запросов избирателей «красной стены», т.е. отходила от канонов экономического либерализма [Подколзина, 2021], вызывая неодобрение правых консерваторов, недовольных «социалистической политикой» правительства.

Что же касается политической жизни страны, то законы, принятые при Б. Джонсоне, укрепили позиции исполнительной власти в противовес законодательной и судебной. В отместку за решение Верховного суда о незаконности длительной пророгации (приостановки деятельности) парламента был принят закон «О пересмотре дел судами» (англ. Judicial Review Act 2022), согласно которому право судебной системы оспаривать действия исполнительной власти было ограничено исключительно процедурными вопросами. Закон «О честных выборах» (англ. Electoral Integrity Act 2022) ограничил полномочия Избирательной комиссии и перевел ее под контроль правительства, - видимо, в ответ на то, что в свое время комиссия накладывала взыскания на некоторых сторонников кампании «Vote Leave» (как, впрочем, и на бремейнеров). Новый закон «О полиции, преступности, приговорах и судах» (англ. Police, Crime, Sentencing and Courts Act 2022) предусматривал расширение полномочий правоохранительных органов. При Б. Джонсоне премьер-министру (исполнительной власти) было возвращено право распускать парламент и назначать дату выборов: закон «О роспуске и созыве парламента» (англ. Dissolution and Calling of Parliament Act 2022) отменил закон 2011 г. о фиксированном сроке полномочий парламента, повышая тем самым электоральные шансы любой правящей партии. Нельзя не упомянуть и о билле о внутреннем рынке (англ. Internal Market Bill), против которого выступили пять бывших премьер-министров, поскольку он нарушал международное право1.

1 Обсуждая «сделку» с Брюсселем, Лондон согласился, чтобы Северная Ирландия осталась в Едином рынке и Таможенной зоне ЕС; таким образом, граница прошла по Ирландскому морю, отделив регион от основной части Соединенного Королевства. После выборов 2019 г. тори уже не нуждались в поддержке ДЮП, а потому поступились интересами юнионистов, чтобы не нарушать Белфастское соглашение 1998 г. (предусматривало открытую границу с Республикой Ирландия). Билль был нацелен на то, чтобы восстановить беспрепятственное движение товаров между регионами страны, фактически в нарушение соглашения с ЕС. Брюссель пригрозил судебным иском. Билль был отозван. Позже проблема вызвала длительный политический кризис в Северной Ирландии: ДЮП отказывается войти в правительство, пока вопрос не будет решен.

В совокупности меры Б. Джонсона привели не только к ослаблению существующей системы сдержек и противовесов, но и к уменьшению доверия к парламентской демократии в целом и исполнительной власти, в частности.

К злоупотребления властью со стороны Б. Джонсона относились: исключение из партии политических противников; незаконная пророгация парламента; ремонт в резиденции премьера за счет средств спонсора (в итоге Консервативная партия заплатила штраф); неуклюжая попытка расформировать парламентский Комитет по привилегиям, чтобы воспрепятствовать расследованию нарушений правил лоббизма депутатом-консерватором О. Патерсоном; нарушение правил локдауна, введенного во время борьбы с пандемией СОУГО-191; назначение заместителем дисциплинарного органа Консервативной партии К. Пинчера, уличенного в неблаговидном поведении, о чем Джонсон знал изначально.

Особенно громкий общественный резонанс вызвали вечеринки в резиденции премьер-министра в период локдауна. Межпартийный парламентский Комитет по привилегиям начал расследование заявлений Б. Джонсона о том, что никаких вечеринок и нарушения правил на Даунинг-стрит, 10, в период локдауна не бы-ло2. Ложь была очевидной, но предстояло выяснить, лгал ли премьер-министр парламенту «сознательно или непреднамеренно»3.

Злоупотребления породили внутрипартийные разногласия -особенно это касалось случаев Патерсона и Пинчера; последний привел к массовой добровольной отставке членов правительства

1 Б. Джонсону был выписан штраф за нарушение антиковидных ограничений. Всего полиция наложила примерно 100 штрафов на 83 сотрудников аппарата премьер-министра, в том числе и на тогдашнего министра финансов Р. Сунака.

2 Сейчас в отношении действий правительства Б. Джонсона в период пандемии идет еще одно расследование под руководством баронессы Х. Халлетт.

3 Тогдашний министр здравоохранения М. Хэнкок принес извинения за то, что правительство пренебрегало санитарными мерами: по его словам, нужно было сконцентрироваться на подготовке к «Брекзиту без сделки» в условиях формирования «популяционного иммунитета», и основные усилия были направлены на создание запасов пластиковых мешков для трупов. Самому министру пришлось уйти в отставку за нарушение антиковидных ограничений.

(60 человек за два дня), первыми подали в отставку министр здравоохранения С. Джавид и министр финансов Р. Сунак. Все это в итоге привело к смещению Б. Джонсона: хотя еще в июне 2022 г. парламентская фракция выразила ему доверие (пусть и с малым преимуществом), уже в июле ему пришлось объявить об отставке.

Политические скандалы, как и последующие полтора месяца правления Лиз Трасс, углубили кризис в Консервативной партии. В рамках своей бюджетной политики Л. Трасс предполагала, снизив налоги за счет увеличения государственного долга, стимулировать экономический рост. В результате процентные ставки взлетели, инфляция стала резко расти, а Банк Англии, МВФ и даже президент США Дж. Байден указали на ошибочность такого подхода. Вскоре методы руководства Л. Трасс (в том числе грубое принуждение депутатов-тори голосовать по указке правительства) привели к ее смещению с поста премьер-министра, а ее экономическая программа практически разрушила некогда устойчивое представление о Консервативной партии как компетентной в сфере экономики.

«Комитет 1922 года» (англ. 1922 Committee) - объединение рядовых депутатов-тори, которое определяет процедуру выборов лццера партии, - поспешно ужесточал правила. Однако после того как парламентская фракция тори, без голосования среди рядовых членов партии, практически «назначила» лидером партии Р. Сунака, неизбежно последовала ответная реакция низового звена (которое считало смещение Джонсона «верхушечным переворотом»). В декабре 2022 г. возникло движение за демократизацию Консервативной партии, которое уже в мае 2023 г. оформилось организационно [The 7 steps..., 2023]. Новые требования были весьма показательны для страны, которая считается «образцовой» западной демократией: участие низового звена в разработке правил выборов лидера партии; расширение полномочий местных отделений партии в выдвижении кандидатур на выборах всех уровней; участие низового звена в голосовании уже на первых этапах отбора кандидатов на пост лидера, а также непосредственно в избрании председателя партии (ныне лидер партии назначает ее председателя) и др.

Низовое звено (состоящее в основном из брекзитеров и депутатов-тори от избирательных округов «красной стены») в целом поддерживает Б. Джонсона, ставит ему в заслугу Брекзит, а также победу партии на выборах 2019 г. и, отметая факты злоупотреблений, считает его жертвой аппарата государственной службы и интриг партийной верхушки, недовольных Брекзитом.

Дальнейшие события лишь усугубили ситуацию. 8 июня 2023 г. парламентский Комитет по привилегиям конфиденциально направил Б. Джонсону свой доклад с результатами расследования по поводу нарушения правил локдауна на Даунинг-стрит, 10, не определив взыскание. 9 июня Джонсон сложил с себя депутатские полномочия и при этом снова нарушил правила, поскольку предал огласке еще неопубликованный доклад. Назвав Комитет по привилегиям «судом кенгуру» (англ. kangaroo court; схожая идиома в России - «Шемякинский суд»), он заявил, что конечная цель проведенного Комитетом расследования, как и назначения Р. Сунака премьер-министром - «обратить Брекзит вспять» [Johnson, 2023]. В результате в окончательном варианте доклада Комитет определил, что Джонсон ввел парламент в заблуждение «сознательно», приостановил его депутатский мандат на 90 дней1 (более строгим взысканием считается только исключение из депутатского корпуса) и отказал в допуске в парламент. Согласно принятой процедуре, Палата общин проголосовала по докладу Комитета. Итог голосования в очередной раз продемонстрировал раскол в стане тори (за доклад проголосовала вся оппозиция и 118 депутатов-тори, включая 15 членов правительства, в числе которых были бывший премьер-министр Т. Мэй, а также Г. Брейди, председатель влиятельного Комитета 1922 года; 225 депутатов-тори голосование бойкотировали).

Однако даже после отставки Б. Джонсона разгорелось несколько новых скандалов, связанных с его деятельностью на посту премьер-министра. Так, список Б. Джонсона по назначениям в

1 Поясним, что приостановка депутатских полномочий на срок свыше 90 дней практически означает отзыв депутата и, соответственно, дополнительные выборы в его избирательном округе. 118

Палату лордов включал настолько сомнительные кандидатуры, что межпартийный Комитет по государственным счетам (англ. Public Accounts Committee) и Комитет по конституционным делам (англ. Constitutional Affairs Committee) теперь проведут проверку всей системы назначений в Палату лордов, а также внесут предложения по вопросам, касающимся численности и роли верхней палаты, ее взаимоотношений с Палатой общин, а также по ограничению срока полномочий пэров (ныне пожизненный).

Б. Джонсон наверняка еще попытается вернуться в политику, так как убежден, что его дискредитировали и устранили с политической арены, чтобы истеблишмент мог отменить Брекзит. В целом же среди рядовых британцев не пользуются популярностью ни Р. Сунак, ни Б. Джонсон [Smith, 2023].

Перспективы партии РСК и ее союза с Б. Джонсоном

После выхода Великобритании из ЕС (31 января 2020 г.) партия «Брекзит» переключила свое внимание на критику работы правительства Б. Джонсона в период борьбы с пандемией COVID-19: сначала идеи о формировании «популяционного иммунитета», а затем жестких локдаунов.

На фоне раздоров в рядах тори Н. Фарадж полагал, что для его партии был бы очень желателен союз с Б. Джонсоном, вплоть до создания общей с ним партии [Maddox, 2023]. Однако Джонсон постепенно отошел от «консервативных» постулатов к «либеральным»: он не уделял особого внимания борьбе с нелегальной иммиграцией, поддерживал курс на углеродную нейтральность, на внедрение в школах идеологии воукизма1, высокие налоги. В целом он стремился исправить расхожее мнение о себе как о «британском Трампе» и опасался, что союз с Фараджем - личным другом и союзником Трампа - повредит его репутации. Причиной отказа Джонсона объединить силы с Фараджем еще в кампании за выход Великобритании из ЕС были не только личные амбиции, но и идейные разногласия.

1 Воукизм (англ. wokeism) - идеологическое течение, уделяющее большое внимание вопросам, касающимся социальной, расовой и половой справедливости.

119

В январе 2021 г. партия «Брекзит», которая с момента своего создания заявляла, что ее цель - «реформировать демократию» в Великобритании, была переименована в партию «Реформировать Соединенное Королевство» (РСК; англ. Reform UK), а 6 марта 2021 г. Н. Фарадж снова заявил, что уходит из политики.

Новым лидером РСК стал Ричард Тайс. Требования партии эклектичны: отменить подоходный налог для лиц с доходом ниже 20 тыс. фунтов стерлингов, отменить налог на наследство, упразднить невыборную Палату лордов, приблизить избирательную систему к пропорциональной, уменьшить поток иммигрантов, выйти из юрисдикции ЕСПЧ, отменить климатическую повестку и др.

В партии состоят те, кто разочарован в обеих основных партиях: они полагают, что лейбористы представляют интересы этнических меньшинств и получателей пособий, а консерваторы так и не завершили Брекзит (не устранили неконтролируемую иммиграцию, не снизили налоги, установили границу по Ирландскому морю, оторвав Северную Ирландию от основной части страны), т.е. после 13 лет пребывания у власти риторика тори расходится с делом.

В условиях мажоритарной избирательной системы, при которой шансы завоевать парламентское большинство имеют лишь крупные партии, малые партии аккумулируют недовольство электората. В настоящее время Брекзит постепенно уступает место другим проблемам в жизни страны, поэтому РСК будет трудно привлечь электорат, если ее повестка останется набором случайных ресенти-ментов и, соответственно, партия не обретет узнаваемого лица.

Вместе с тем Н. Фарадж предупреждает, что, если тори не смогут «справиться с яростью избирателей», то не исключено, что в политику вернется «Ник Гриффин 2.01» [Calgie, 2023]: иными словами, если умеренный популист (подобный Н. Фараджу) не сумеет перевести недовольство избирателей в другое русло, люди могут поддержать крайне правую партию. Н. Фарадж напомнил, что БНП была популярной на севере Англии в 2005-2010 гг. и только ПНСК «увела» у экстремистской партии «рассерженных избирателей». По его мнению, политическое пространство правее

1 Ник Гриффин был председателем БНП с 1999 по 2014 г. (Прим. ред.).

центристских позиций Р. Сунака сейчас шире, чем во времена ПНСК, а недовольство избирателей не ограничивается нелегальной иммиграцией. Н. Фарадж предпочитает дождаться, когда на выборах победят лейбористы и либерал-демократы, поскольку они намерены сменить мажоритарную избирательную систему на близкую к пропорциональной, предоставив малым партиям шанс пройти в парламент [Immigration crisis..., 2023].

Вместе с тем при мажоритарной системе глубокий раскол в ведущей партии может привести к ее «аннигиляции», как произошло в начале XX в. с Либеральной партией в условиях длительного раскола между последователями Г.Г. Асквита и Д. Ллойд Джорджа. Тогда альтернативой либералам стала Лейбористская партия, но пока непохоже, что РСК сможет стать альтернативой тори. РСК лишена того потенциала, которым располагала ПНСК. Р. Тайс, преемник Н. Фараджа, не обладает его харизмой и его опытом политической борьбы. В отличие от Фараджа, искавшего союза с тори, Тайс заявляет, что Консервативную партию следует сокрушить, хотя такие лозунги не привлекут к партии РСК колеблющихся тори. Кроме того, РСК не имеет развитой организационной структуры на местах.

Сегодня в политическом ландшафте Великобритании есть пространство и для консервативных взглядов по социально-культурным вопросам (приверженность традиционным ценностям ныне считается правым уклоном), и для левой социально-экономической повестки. Пространство есть, а политической силы, которая бы его заполнила, нет: рейтинг РКС на июнь 2023 г. составлял всего 4-5% [YouGov / The Times survey..., 2023]. Тем не менее сторонники тори из числа брекзитеров - это протестный электорат без постоянной лояльности к определенной партии. Поэтому, отдав голоса РКС, они могут нанести ущерб тори в нескольких округах [How much..., 2023].

Итоги Брекзита

Консервативная партия до сих пор не решила две основные проблемы - установить контроль над границей и облегчить регулирование бизнеса.

«Вернуть контроль над границами» - лозунг брекзитеров в 2016 г., но в 2022 г. приток иммигрантов почти удвоился. Вакансии низкой квалификации в Великобритании раньше заполняли граждане ЕС из Восточной Европы, но их отток привел к острой нехватке рабочих рук.

Среди других негативных последствий Брекзита - низкий рост ВВП. Великобритания - единственная страна в группе G-7, которая едва избежала рецессии, и ее ВВП к 2023 г. еще не достиг допандемийного уровня [GDP..., 2023].

В целом положение страны в группах G-7 и G-20 уже не настолько прочно, как раньше. Осложнились отношения не только с ЕС, но и с основным союзником - США. Вашингтон все чаще сначала обращается в Брюссель, а не в Лондон, а отношения Белого дома с Даунинг-стрит, 10, зависят от партийной принадлежности администрации США. Президент Д. Трамп обещал Великобритании выгодное двустороннее соглашение о свободной торговле после ее выхода из ЕС, но президенты Б. Обама и Дж. Байден не раз выражали недовольство Брекзитом, поскольку он не отвечает интересам США в Европе и вдобавок угрожает нарушением Белфастского соглашения 1998 г. по мирному урегулированию в Северной Ирландии. Р. Сунак не смог добиться от Вашингтона ни двустороннего соглашения о свободной торговле, ни продвижения кандидатуры Б. Уоллеса на пост Генерального секретаря НАТО.

Все же следует отметить, что в обновленной стратегии национальной безопасности правительство Р. Сунака снизило пафос, заложенный при Б. Джонсоне в концепции «Глобальной Британии» [Integrated review..., 2023]. Однако, независимо от личности действующего премьер-министра, Лондон играет ведущую роль в противодействии России, особенно после начала СВО на Украине.

Общественное мнение

По данным Совета по социально-экономическим исследованиям (англ. Economic and Social Research Council) за июнь 2023 г., на сегодняшний день 56% респондентов высказались бы на референдуме за то, чтобы остаться в ЕС, и 44% - за то, чтобы остаться вне ЕС. Лишь 9% опрошенных считают совершившийся Брекзит успе-

хом, 62% - провалом; 56% полагают, что решение о выходе из ЕС было ошибкой; 72% оценивают деятельность правительства по Брекзиту негативно [YouGov survey..., 2023].

В июне 2016 г., когда проводился референдум, консерваторы опережали лейбористов в соотношении 35:34% [Ipsos MORI..., 2016, p. 3], но летом 2023 г., лейбористы по популярности уже опережали тори - на 25% (популярность консерваторов резко упала с приходом к власти Л. Трасс, а Р. Сунак не смог переломить тенденцию) [Voting intention..., 2023].

Уже ясно, что обещания Р. Сунака выполнены не будут: остановить нелегальную иммиграцию на лодках через Ла-Манш; снизить инфляцию вдвое; сократить лист ожидания в медучреждениях; избежать рецессии и стимулировать рост экономики; снизить государственный долг (около 100% ВВП).

Настоящая проблема - падение уровня жизни населения. Основу электоральной базы консерваторов составляют пенсионеры и лица с ипотекой, которые болезненно реагируют на рост банковской ставки и соответственное повышение обслуживания закладных по жилью (надежные консервативные избирательные округа «синей стены» на юго-востоке Англии наиболее уязвимы). Не смогут удержать консерваторы и избирателей «красной стены» [Reading the death..., 2023].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие консерваторы описывают нынешнее положение дел выражением «extinction-level-event» («событие, подобное вымиранию»). Часть из них даже желает поражения партии на выборах, чтобы в оппозиции «восстановить партию и сделать ее снова консервативной», поскольку сегодня слишком многие члены партии на самом деле стоят на позициях либерал-демократов, на словах исповедуют менеджеризм, а по существу ни во что не верят и политическими вопросами не интересуются [Maddox, 2023 b]. Кроме того, в случае победы на выборах главой партии и правительства останется Р. Сунак, чего не желают сторонники Б. Джонсона и Л. Трасс. Тем не менее социологические опросы свидетельствуют, что на политическом поле Великобритании пока нет места для правой популистской партии (подробнее см.: [Aaranovich, 2023]).

Как бы то ни было, поражение консерваторов на следующих выборах уже не подлежит сомнению, вопрос лишь в том, насколько тяжелым оно будет (по прогнозу на июнь 2023 г., они получат лишь 100 из 650 мест в Палате общин) [Rose, 2023]. И одна из важнейших причин - даже не противостояние бремейнеров и брекзи-теров, а то, как правительство консерваторов воплощало Брекзит.

•Jc-Jc-Jc

Пример ПЛД и ПНСК доказывает, что малые партии могут играть роль «третьей силы» и приобрести влияние, несоразмерное своему политическому весу: ПЛД вынудила партию тори сдвинуться к центру политического спектра в коалиционном правительстве Кэмерона-Клегга, ПНСК воздействовала на партию тори извне парламентской системы, вынуждая ее сдвигаться вправо.

Не затрагивая в данной статье причин общей деградации западных элит, можно отметить, что Консервативная партия демонстрирует «упадок длительного правления» по всем параметрам Т. Хеппеля: профессиональная некомпетентность, кризис лидерства, острые идейные разногласия, злоупотребления властью, непоследовательная социально-экономическая политика.

С 2015 г., когда правительство стало однопартийным, в Великобритании сменилось пять премьер-министров. Положение Р. Сунака неустойчиво - партию разрывают идейные разногласия (тори «одной нации» противостоят сторонникам экономического либерализма; брекзитеры - бремейнерам; низшее звено - партийной верхушке). Таким образом, партия вряд ли сохранит электоральную коалицию, созданную Б. Джонсоном к выборам 2019 г.

Вместе с тем партия РСК не сможет оказать существенного влияния на политические предпочтения британцев. В результате обновленная оппозиция (Лейбористская партия под руководством ее нынешнего лидера Кира Стармера) получает преимущество в общественном мнении при все возрастающем ощущении, что настала пора перемен. Лейбористы сдвинулись к центру политического спектра после смещения Дж. Корбина. На данном этапе у партии нет привлекательной программы, но по сравнению с консерваторами она выглядит более единой. Рейтинг ее лидера К. Стармера невысок (около 30%), у него нет харизмы, какая была

у Дж. Корбина, но на фоне лидеров тори он кажется избирателям более приемлемым руководителем страны [Best Prime..., 2023].

Опросы показывают, что на следующих выборах консерваторов ожидает тяжелое поражение. Следовательно, партия тори столкнется с кризисом идентичности. Однако в отсутствие альтернативы на правом фланге консерваторы сохранят место на политическом поле страны.

ЛИТЕРАТУРА /REFERENCES

Ананьева Е.В. (2016). Брекзит : голосовали сердцем // Международная жизнь. - Москва. - № 7. - С. 47-61 [Ananieva E.V. (2016). Brexit : voting with the heart [Brekzit: golosovali serdtsem] // Mezhdunarodnaya zhizn'. -Moscow. - N 7. - P. 47-61] (In Russian).

Ананьева Е.В. (2022). Британия : новые премьеры, новый монарх через призму политической культуры // Современная Европа / РАН, ИЕ. -Москва. - № 6. - С. 35-50 [Ananieva E.V. (2022). The UK : new prime ministers, a new monarch through the prism of political culture [Britaniya : novye prem'ery, novyi monarkh cherez prizmu politicheskoi kul'tury] // Contemporary Europe / RAS, IE. - Moscow. - N 6. - P. 35-50] (In Russian). DOI: 10.31857/S0201708322060031. EDN: gooyjt.

Дюверже М. (2000). Политические партии / Пер. с франц. - Москва : Академический проект. - 538 с. [Duverger M. (2000). Political parties [Poli-ticheskie partii] / Transl. from French. - Moscow : Academic project. - 538 p.] (In Russian).

Ковалев И.Г., Палачанин И. А. (2023). Фактор Брекзита в развитии современной британской демократии // Актуальные проблемы Европы / РАН, ИНИОН. - Москва. - № 1. - С. 90-112 [Kovalev I.G., Palachanin I.A. The Brexit factor in the development of current British democracy [Faktor Brekzita v razvitii sovremennoi britanskoi demokratii] / / Current problems of Europe / RAS, INION. - Moscow. - N 1. - P. 90-112] (In Russian). DOI: 10.31249/ape/2023.01.05.

Подколзина И. А. (2021). Левый поворот в экономике Британии : фактор Джонсона // Общественные науки и современность / РАН. -Москва. - № 5. - С. 87-102 [Podkolzina I.A. (2021). Left-turn in the UK economy : the Johnson factor [Levyi povorot v ekonomike Britanii: faktor Dzhonsona] // Social sciences and contemporary world / RAS. - Moscow. - N 5. - P. 87-102] (In Russian). DOI: 10.31857/s086904990017285-5.

Aaronovich D. (2023). Flag, faith and failure : three days with the National Conservatives / / Prospect. - London. - 13.06. - URL:

https://www.prospectmagazine.co.uk/politics/61787/ david-aaronovitch-national-conservatism-conference-london (date of access: 10.08.2023).

Bale T. (2016). The Conservative Party from Thatcher to Cameron. -London : Polity Press. - 472 p.

Bale T. (2019). Forty years ago, Thatcherism swept Britain : could our new parties repeat the trick? // The Guardian. - London. - 28.04. - URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2019/apr/28/forty-years-ago-thatcherism-swept-britain-could-our-new-parties-repeat-the-trick (date of access: 10.08.2023).

Best Prime Minister (GB). (2023) // YouGov. - London. - 4 p. - URL: https://docs.cdn.yougov.com/6ph8l75b1l/YG%20trackers%20-%20Best%20Prime% 20Minister_W.pdf (date of access: 10.08.2023).

Calgie Ch. (2023). Nigel Farage warns of «Nick Griffin Mark II» if Tories don't tackle furious voters' anger // The Express. - London. - 21.05. - URL: https://www.express.co.uk/news/politics/1772746/Nigel-Farage-Nick-Griffin-immigration-warning (date of access: 10.08.2023).

Gamble A. (1974). The Conservative nation. - London ; Boston : Routledge & Kegan Paul. - 300 p.

GDP - data tables. (2023) / Office for national statistics. - London. -URL: https://www.ons.gov.uk/economy/grossdomesticproductgdp/datasets/ uksecondestimateofgdpdatatables (date of access: 10.08.2023).

General election 2017 : full results and analysis. (2017) / UK Parliament. House of Commons. - London. - URL: https://commonslibrary.parliament.uk/ research-briefings/cbp-7979/ (date of access: 10.08.2023).

Goodwin M. (2023). Values, voice and virtue : The new British politics. -London : Penguin. - 272 p.

Goodwin M., Milazzo C. (2016). UKIP : inside the campaign to redraw the map of British politics. - Oxford : Oxford Univ. Press. - 256 p.

Heppell T. (2008). The degenerative tendencies of long-serving governments : 1963... 1996... 2008? // Parliamentary Affairs. - Oxford : Oxford Univ. Press. - Vol. 61, Issue 4. - P. 578-596. - URL: https://academic.oup.com/ pa/article/61/4/578/1419098 (date of access: 10.08.2023).

How much of a threat is Reform UK to the Tories? (2023) // Financial Times. - London. - 15.01. - URL: https://www.ft.com/content/9c931c8b-646c-4b5d-bfa4-69e4cadf97da (date of access: 10.08.2023).

Immigration crisis : will Nigel Farage return to politics? (2023) // Spectator TV. - London. - URL: https://www.youtube.com/watch?app= desktop&v=JYMO96UFAiI (date of access: 10.08.2023).

Integrated review refresh 2023 : responding to a more contested and volatile world. (2023) / UK Government. - London. - 13.03. - URL:

https://www.gov.uk/government/publications/integrated-review-refresh-2023-responding-to-a-more-contested-and-volatile-world (date of access: 10.08.2023).

Ipsos MORI June 2016 political monitor. (2016) / Ipsos-MORI. -London. - 16 p. - URL: https://web.archive.org/web/20190609124927/ https://www.ipsos.com/sites/default/files/migrations/en-uk/files/Assets/ Docs/Polls/pm-16-june-2016-charts.pdf (date of access: 10.08.2023).

Johnson B. (2023). It is sad to be leaving... for now // The Guardian. -London. - 09.06. - URL: https://www.theguardian.com/politics/2023/jun/09/ it-is-sad-to-be-leaving-for-now-boris-johnsons-resignation-statement-in-full (date of access: 10.08.2023).

Killick A., Mabbett D. (2021). Politics of power and of support : introduction to an Andrew Gamble inspired Special Section on the Conservative Party // The Political Quarterly. - Hoboken, NJ : Wiley-Blackwell. - Vol. 92, Issue 3. - P. 393-395.

Maddox D. (2023 a). The one reason Boris and Farage will never form new party that Brexit voters would love / / The Express. - London. - 12.06. -URL: https: / / www.express.co.uk/news/ politics/1779620/boris-johnson-nigel-farage-brexit-new-party (date of access: 10.08.2023).

Maddox D. (2023 b). Tory MPs are now saying they WANT to lose next election, says David Maddox // The Express. - London. - 27.06. - URL: https://www.express.co.uk/news/politics/1784776/tories-extinction-rishi-sunak-five-priorities (date of access: 10.08.2023).

Reading the death certificate on Boris Johnson's political career. (2023) // The Economist. - London. - 15.06. - URL: https://www.economist.com/ britain/2023/06/15/reading-the-death-certificate-on-boris-johnsons-political-career (date of access: 10.08.2023).

Results by national party 2019-2024 : United Kingdom official results. (2019) / European Parliament. - Brussels. - URL: https://www.europarl.europa.eu/ election-results-2019/en/national-results/united-kingdom/2019-2024/ (date of access: 10.08.2023).

Roe-Crines A.S. (2022). The degenerative tendencies of long-serving governments : 1963... 1996... 2009... the Conservatives in 2022? // The Political Quarterly. - Hoboken, NJ : Wiley-Blackwell. - Vol. 93, Issue 2. - P. 336-341. -URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-923X.13108 (date of access: 10.08.2023).

Rose R. (2023). Labour still in the 400 Club // Electoral Calculus. -London. - 30.06. - URL: https://www.electoralcalculus.co.uk/blogs/ ec_rrose_20230630.html (date of access: 10.08.2023).

Sartori G. (2005). Parties and party systems : a framework for analysis. -Colchester : ECPR Press. - 368 p.

Smith M. (2023). Sunak favourability drops in wake of Privileges Committee report vote // YouGov. - London. - 22.06. - URL: https://yougov.co.uk/ topics/politics/articles-reports/2023/06/22/sunak-favourability-drops-wake-privileges-committe (date of access: 10.08.2023).

The 7 steps to reform. (2023) / Conservative Democratic Organisation. -London. - URL: https://www.conservativedems.co.uk/our-aims (date of access: 10.08.2023).

The perils of perception and the EU : public misperceptions about the EU and how it affects life in the UK. (2016) / Ipsos-MORI. - London. - 09.06. - URL: https://web.archive.org/ web/20170321063219/https://www.ipsos-mori.com/ researchpublications/researcharchive/3742/The-Perils-of-Perception-and-the-EU.aspx (date of access: 10.08.2023).

Voting intention tracker (GB). (2023) // YouGov. - London. - 3 p. - URL: https://docs.cdn.yougov.com/odnmab0zgj/YG%20trackers%20-%20Voting% 20Intention%20since%20GE%202019_W.pdf (date of access: 10.08.2023).

YouGov survey results. (2023) // YouGov. - London. - 17-18.05. - 2 p. -URL: https://docs.cdn.yougov.com/kgmj346w0u/Internal_Brexit_230518_W.pdf (date of access: 10.08.2023).

YouGov / The Times survey results. (2023) / / YouGov. - London. - 1516.06. - 4 p. - URL: https://docs.cdn.yougov.com/ aengav0nsg/TheTimes_VI_ 230616_W.pdf (date of access: 10.08.2023).

DOI: 10.31249/ape/2023.04.06

© Ananieva E.V.1 Right-wing forces in the UK

Abstract. The article analyzes the right-wing forces in Britain, represented by main political organizations - the Conservative Party, as well as the parties headed by N. Farage (UKIP, the Brexit Party, Reform UK). The purpose of the study is to analyze the features of the confrontation and interaction between these parties against the background of the struggle between the supporters and opponents of the UK's withdrawal from the EU before and after the UK-EU referendum (2016). The research is based on the methodology of determining the tendency to degradation of the ruling parties developed by T. Heppel and elaborated by A. Roe-Crines, as well as on A. Gamble's studies

1 Ananieva Elena Vladimirovna - PhD in Philosophy, Head of the Centre for British Studies, Institute of Europe RAS; [email protected] 128

of the dilemma of «politics of power» and «politics of support», and on G. Sar-tori's concept of the role of small parties.

The Conservative Party, in effort to attract voters, changed its socioeconomic and political programs depending on the political situation. Farage's parties were focused on Brexit before the referendum, and after it experienced a decline and switched priorities to current acute problems (the fight against the COVID-19 pandemic and illegal immigration). The author analyzes the impact of political leadership on the position of right-wing parties, examines the dependence of the electoral results of right-wing parties on the characteristics of the electoral system, and also provides an overview of the economic and political consequences of Brexit. It is concluded that the disillusionment of the electorate in the two leading parties - the Conservative and the Labour - opens up the possibility for a right-centrist political force to enter the political scene. However, the majority electoral system hinders the rise of an alternative force, and the Tory party though weakened will retain its place in the political arena, despite its possible defeat in the next parliamentary elections.

Keywords: UK, Conservative Party, UKIP, Brexit party, Reform UK party, Brexit, parliamentary elections.

Статья поступила в редакцию (Received) 10.07.2023 Доработана после рецензирования (Revised) 16.08.2023 Принята к публикации (Accepted) 17.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.