ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 5 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
>
Креативная экономика
издательство
Подходы к установлению должностных окладов работников центров занятости населения в субъектах российской Федерации
Забелина О.В. 1, Сковпень В.А. 1, Широкова Л.Н. 1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия АННОТАЦИЯ:
В статье обобщена практика установления должностных окладов руководителям и специалистам, окладов (тарифных ставок) рабочим в центрах занятости населения субъектов РФ. После введения новых систем оплаты труда подходы к установлению должностных окладов работников региональных бюджетных, автономных и казенных учреждений существенно различаются, хотя в большинстве случаев основой их построения выступают профессиональные квалификационные группы. При этом среднемесячная заработная плата работников в сфере трудоустройства и подбора персонала сохраняется на сравнительно низком уровне по сравнению со средней по экономике и в обрабатывающих производствах, что обусловлено недостаточностью выделяемых средств на оплату труда из бюджетов субъектов РФ и невозможностью казенных учреждений использовать доходы от приносящей доход деятельности. Как показано в статье, размеры должностных окладов работников центров занятости населения значительно различаются по субъектам РФ, но в большинстве из них установлены на достаточно низком уровне. Поэтому повышение должностных окладов (тарифных ставок) работников как основной части заработной платы является актуальной задачей. В результате исследования сформулированы предложения по построению схемы должностных окладов для работников центров занятости, в том числе по размерам должностных окладов, их дифференциации, а также по индексации заработной платы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: занятость населения, заработная плата, должностной оклад, профессиональные квалификационные группы, индексация.
Approaches to the establishment of official salaries of employment centers employees in the subjects of the Russian Federation
Zabelina O.V. 1, Skovpen V.A. 1, Shirokova L.N. 1
1 AU-Russian Research Institute of Labor, Russia
Введение
В настоящее время развитию рынка труда и повышению занятости населения на государственном уровне уделяется большое внимание, что нашло отражение в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2].
Службы занятости населения наряду со своей основной функцией -регистрацией граждан в целях содействия поиска подходящей работы,
а также регистрацией безработных граждан, большое внимание должны уделять оказанию населению государственных услуг, в том числе организации профессионального обучения безработных, оказанию помощи в трудоустройстве молодежи, получившей среднее профессиональное образование, инвалидов и самозанятых. Это требует повышения эффективности работы центров занятости населения по улучшению качества и доступности государственных услуг, а также увеличению материальной заинтересованности работников центров занятости в выполнении возложенных на них обязанностей, в том числе роста уровня профессиональной подготовки персонала и улучшения организации и оплаты их труда.
В этой связи крайне актуальной является задача по формированию конкурентоспособной заработной платы работников центров занятости населения с целью привлечения высококвалифицированного персонала из коммерческого сектора и удержания специалистов в государственных учреждениях.
заработная плата работников в сфере занятости населения
Новые системы оплаты труда работников государственных учреждений, в том числе федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, установленные
ABSTRACT:_
The article summarizes the practice of establishing the salaries of managers and specialists, salaries (tariff rates) workers in the employment centers of the Russian Federation. After the introduction of new remuneration systems, approaches to the establishment of salaries of employees of regional budget, Autonomous and state institutions differ significantly, although in most cases the basis for their construction is professional qualification groups. At the same time, the average monthly salary of employees in the field of employment and recruitment remains at a relatively low level compared to the average in the economy and in manufacturing, due to the lack of funds allocated to pay for labor from the budgets of the subjects of the Russian Federation and the inability of state institutions to use income from income-generating activities. As shown in the article, the size of the official salaries of employees of employment centers vary significantly in the subjects of the Russian Federation, but in most of them are set at a fairly low level. Therefore, raising the salaries (tariff rates) of employees as the main part of wages is an urgent task. As a result of the study, proposals were formulated for the construction of a scheme of official salaries for employees of employment centers, including the size of official salaries, their differentiation, as well as the indexation of wages.
KEYWORDS: employment, salary, official salary, professional qualification groups, indexation JEL classification: J21, J30, J31, J33 Received: 18.10.2018 / published: 30.12.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zabelina O.V. (Zabe1ina.OV0tversu.ru)
CITATION:_
Zabelina O.V., Skovpen V.A., Shirokova L.N. (2018) Podkhody k ustanovleniyu dolzhnostnyh okladov rabotnikov tsentrov zanyatosti naseleniya v subektakh Rossiyskoy Federatsii [Approaches to the establishment of official salaries of employment centers employees in the subjects of the Russian Federation]. Ekonomika truda. 5. (4). - 1221-1238. doi: 10.18334/et.5.4.39507
постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 [3], а также государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений, были направлены на реализацию более гибких подходов к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации работников и сложности труда, усиление самостоятельности учреждений в решении вопросов оплаты труда и повышение ответственности руководителей за выполнение показателей эффективности деятельности учреждений. В данном постановлении был предусмотрен отказ от Единой тарифной сетки и переход на новые системы оплаты труда, основанные на профессиональных квалификационных группах (ПКГ) и квалификационных уровнях внутри ПКГ.
За последние годы заработная плата работников бюджетной сферы повышалась на основании постановлений Правительства РФ, а также в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации (от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и другими). Однако средняя номинальная заработная плата работников бюджетной сферы, в том числе и в деятельности по трудоустройству и подбору персонала, отстает от средней по экономике России и в обрабатывающих производствах. По своим значениям отставание в уровнях средней заработной платы в деятельности по трудоустройству и подбору персонала по сравнению с данными по здравоохранению и представлению социальных услуг, а также образованию незначительно. Следовательно, можно констатировать, что средняя заработная плата работников бюджетной сферы в целом по России продолжает сохраняться на сравнительно низком уровне по сравнению со средней по экономике России и производственными видами деятельности (табл. 1).
В зависимости от эффективности работы организаций различных видов экономической деятельности и доходности бюджетов субъектов РФ складывается и уровень номинальной начисленной заработной платы работающих в сфере трудоустройства и подбора персонала в регионах.
Наиболее высокая средняя заработная плата работающих в сфере трудоустройства и подбора персонала сложилась в субъектах РФ, где применяются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в г. Москве (рис. 1).
ОБ АВТОРАХ:_
Забелина Ольга Викторовна, начальник Лаборатории стратегических исследований социально-трудовых отношений, доктор экономических наук, профессор (Zabe1ina.OV0tversu.ru) Сковпень Виктория Александровна, ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук ([email protected])
Широкова Лидия Николаевна, ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент ([email protected])
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Забелина О.В., Сковпень В.А., Широкова Л.Н. Подходы к установлению должностных окладов работников центров занятости населения в субъектах Российской Федерации // Экономика труда. -2018. - Том 5. - № 4. - С. 1221-1238. doi: 10.18334М.5.4.39507
Таблица 1
Динамика соотношения средней заработной платы работников бюджетной сферы и средней заработной платы по экономике России и обрабатывающим
производствам,%
Год Здравоохранение и представление социальных услуг Образование Деятельность по трудоустройству и подбору персонала
В процентах к средней по экономике России
2013 г. 82,2 78,9 85,0
2014 г. 82,5 76,5 81,8
2015 г. 82,8 79,1 81,9
2016 г. 81,0 76,5 74,3
2017 г. 81,3 77,3 76,0
В процентах к средней по обрабатывающим производствам
2013 г. 90,4 86,7 93,5
2014 г. 91,7 85,0 90,1
2015 г. 88,3 84,4 87,4
2016 г. 86,0 81,2 78,9
2017 г. 82,6 78,6 77,2
Источник: рассчитано по: [12, с. 235-236; 13, с. 219-220; 14; 16; 17].
Рисунок 1. Дифференциация среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работающих в сфере трудоустройства и подбора персонала в субъектах РФ (2017 г., все формы
со бственности) Источник: составлено пе: [16, 17].
О покупательной способности средней номинальной начисленной заработной платы можно судить, если сравнит!) номинальную начисленную заработную плату работающих в сфере трудоустройства и подбора персонала в субъектах РФ с величиной регионального прожиточного минимума трудоспособного населения. В среднем
по России на номинальную заработную плату в 2017 г. можно выкупить 2,8 потребительских корзины трудоспособного населения. В 39 субъектах РФ можно выкупить менее 2,0 потребительских корзин (от 1,0 в Псковской области, 1,1 - в Республике Крым, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках до 1,9 в г. Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Кемеровской, Орловской областях и других). Наиболее высокий уровень реальной заработной платы достигнут в Воронежской области, в которой на среднюю заработную плату можно выкупить 3,1 потребительской корзины, в Оренбургской области - 3,2, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и в Тюменской области - 3,3, в Ямало-Ненецком автономном округе - 4,4 потребительской корзины [18].
Следовательно, повышение заработной платы работников центров занятости населения является весьма актуальной задачей, которую возможно решить на основе совершенствования системы стимулирования работников, прежде всего, путем увеличения должностных окладов (тарифных ставок) и внедрения эффективного контракта (в том числе балльной оценки за выполнение показателей результативности деятельности учреждений и их отдельных подразделений) при систематической индексации фонда оплаты труда центров занятости населения.
обобщение практики установления должностных окладов (тарифных ставок) работников центров занятости населения в субъектах российской Федерации
Подходы к установлению должностных окладов (тарифных ставок) работников центров занятости населения в субъектах РФ рассмотрены в настоящей статье на примере нормативных правовых актов 72 субъектов РФ, которыми утверждены Положения об оплате труда работников центров занятости населения1 (по состоянию на февраль-апрель 2018 г.).
Большинство субъектов РФ, осуществивших после 2008 г. перевод работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений на новые системы оплаты труда, приняли за основу установление должностных окладов (тарифных ставок) на базе профессиональных квалификационных групп. Вместе с тем в ряде регионов были разработаны свои подходы к отраслевым системам оплаты труда. В частности, в Московской области были разработаны схемы должностных окладов служащих и тарифная сетка для рабочих, а в г. Санкт-Петербурге - система базовой единицы и коэффициентов к ней.
Подход к установлению окладов (должностных окладов) работников центров занятости населения по профессиональным квалификационным группам применяется
1 По данным информационных банков «Региональное законодательство» компьютерных справочных правовых систем «Гарант», «КонсультантПлюс», а также официальных сайтов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По 13 субъектам РФ информация о соответствующих нормативных правовых актах в вышеуказанных источниках отсутствует.
в 84,7% из проанализированных субъектов РФ. В качестве примера такого подхода к установлению должностных окладов можно привести опыт Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (табл. 2).
Таблица 2
Должностные оклады по ПКГ общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих (на примере отдельных должностей работников центров занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)
Квалификационные уровни Наименование должностей, отнесенных к квалификационным уровням Размер должностного оклада, руб. Коэффициент междолжностной дифференциации
ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня»
1-й квалификационный уровень инспектор центра занятости населения, профконсультант, психолог 9 048 -
2-й квалификационный уровень инспектор центра занятости населения II категории, профконсультант II категории, психолог II категории 9 485 1,05
3-й квалификационный уровень инспектор центра занятости населения I категории, профконсультант I категории, психолог I категории 9 953 1,05
4-й квалификационный уровень ведущий инспектор центра занятости населения, ведущий профконсультант, ведущий психолог 11 492 1,15
ПКГ «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня»
1-й квалификационный уровень начальник отдела центра занятости населения 14 664 1,28
Источник: составлено по: [9].
Необходимо отметить, что, как правило, в тех субъектах РФ, где должностные оклады установлены в более высоких размерах, наблюдается более низкая их дифференциация (в частности, это имеет место в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре и в Ненецком автономном округе). В то же время в регионах с существенно более низкими абсолютными размерами должностных окладов их дифференциация составляет 10-20% (например, в Красноярском крае и Иркутской области), что может быть объяснено ограниченными финансовыми возможностями, не позволяющими установить одновременно и высокие размеры должностных окладов, и соответствующую их дифференциацию.
В соответствии с 5-й частью статьи 144 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) «системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом ... рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» [1].
Согласно пункту 33 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных
и муниципальных учреждений на 2018 год [8] (далее - Единые рекомендации), «при разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации ... не вправе формировать и утверждать профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп». Однако это было сделано в Республике Марий Эл, Брянской области, Тверской области, что следует оценить отрицательно. В Белгородской, Орловской и Свердловской областях, Республике Башкортостан и Республике Калмыкия в квалификационные уровни ПКГ добавлены должности, не предусмотренные соответствующими приказами о ПКГ.
В ряде субъектов РФ (например, Тамбовская область, Республика Крым, Республика Башкортостан, Свердловская область, Омская область и некоторые другие) по должности инспектора центра занятости населения предусмотрены внутридолжностные категории: без категории, II категория, I категория.
Положительно следует характеризовать подход к установлению должностных окладов по уровням квалификации профессионального стандарта для должностей работников, предусмотренных профессиональным стандартом «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения», утвержденным приказом Минтруда России от 28.11.2016 № 676н [6], что с учетом постепенной замены Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих профессиональными стандартами является актуальным. Данный подход применяется в Республике Северная Осетия - Алания и Нижегородской области (табл. 3).
Следует отметить, что вышеуказанным профессиональным стандартом предусмотрены уровни квалификации и должности по ним, однако коэффициенты междолжностной дифференциации в профессиональных стандартах не предложены.
Пунктом 11 Единых рекомендаций предусмотрено, что «размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются на основе ПКГ (квалификационных уровней ПКГ) ..., либо на основе схем окладов (должностных окладов) с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от сложности труда. По должностям служащих, не включенным в ПКГ, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов)».
В Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Томской области для служащих устанавливаются оклады по ПКГ, а для рабочих применяется тарифная сетка. Схемы окладов применяются как для рабочих, так и для служащих в Астраханской области, Краснодарском крае, Республике Коми, Ярославской области. Схемы окладов служащих и тарифная сетка рабочих установлены в Липецкой области, Московской области, Республике Крым, Саратовской области.
В трех российских регионах применяются отличные от вышеназванных подходы: в г. Санкт-Петербурге, как отмечалось, - система базовой единицы и коэффициентов,
Таблица 3
Должностные оклады по уровням квалификации профессионального стандарта (на примере отдельных должностей работников центров занятости населения
Нижегородской области)
Уровень квалификации Наименование должности Должностной оклад, руб. Коэффициент междолжностной дифференциации
6 инспектор центра занятости населения, профконсультант, психолог 5 752 -
инспектор центра занятости населения II категории, профконсультант II категории 6 587 1,15
инспектор центра занятости населения I категории, профконсультант I категории 7 886 1,20
ведущий инспектор центра занятости населения, ведущий профконсультант 9 742 1,24
7 начальник отдела центра занятости населения1 13 314 1,37
1 В Нижегородской области должностные оклады начальников отделов центра занятости населения дифференцируются в зависимости от численности экономически активного населения на обслуживаемой центром территории. В данном примере приведен должностной оклад начальника отдела центра занятости населения, обслуживающего территорию с численностью экономически активного населения от 8 до 40 тыс. человек (минимальный из представленных).
Источник: составлено по: [10].
в Ульяновской области - система базовых окладов и повышающих коэффициентов, в Смоленской области - схема должностных окладов служащих в соответствии с группами по оплате труда в процентах от базовой суммы (для рабочих - схема окладов в абсолютных размерах).
При этом только в 64% субъектов РФ из принявших подход по ПКГ условия установления окладов (должностных окладов) конкретны и понятны, а в 36% данный вопрос сопряжен с определенными проблемами. В частности, в Республике Мордовия, Республике Татарстан, Чеченской Республике предусмотрен диапазон повышающих коэффициентов к окладам. «Вилки» окладов предусмотрены в Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, Камчатском крае, Курганской области, Томской области, Еврейской автономной области, но не приведены критерии их установления в пределах «вилки». Это не соответствует норме подпункта «в» пункта 4 Единых рекомендаций, который предусматривает установление фиксированных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц. Сложная система расчета должностных окладов присутствует в нормативных правовых актах Вологодской, Омской и Орловской областей.
При этом необходимо иметь в виду, что подпунктом «ж» пункта 33 Единых рекомендаций предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации «не вправе устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы». Однако эта норма не выполняется в ряде субъектов РФ, например, в Республике Дагестан, Республике Коми, Республике Хакасия, Пермском крае, Орловской области, Курской области, Ростовской области, Самарской области (для рабочих).
В некоторых субъектах РФ должностные оклады по должностям начальников отделов центров занятости населения дифференцируются по группам по оплате труда руководителей, которые устанавливаются в зависимости от численности населения на обслуживаемой центром занятости населения территории (наряду с Нижегородской областью, данный подход применяется, например, в Брянской и Саратовской областях). В Ярославской области по группам по оплате труда дифференцируются должностные оклады не только руководителей структурных подразделений, но и специалистов, а в Свердловской области - всех работников центров занятости населения.
Что касается размеров окладов (должностных окладов), то у инспекторов центров занятости населения почти в половине из рассмотренных субъектов РФ (47,8%) в анализируемом периоде они не превышали 5 тыс. руб. (рис. 2), то есть составляли лишь немногим более половины минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ с 1 января 2018 года в размере 9 489 руб., что можно характеризовать отрицательно, поскольку инспекторы центра занятости населения - это основной персонал данных учреждений. Должностные оклады, как известно, отражают сложность труда и квалификацию работников, поэтому их доля в заработной плате должна быть весомой, составляя не менее 60-70%. В соответствии со сложившейся практикой в системе социального партнерства на уровне минимального размера оплаты труда устанавливается тарифная ставка первого разряда, то есть работника неквалифицированного труда2.
Распределение по размерам должностных окладов инспекторов и ведущих инспекторов центров занятости населения в субъектах РФ, включенных в обследование, приведено на рисунке 2.
2 Как известно, с 1 сентября 2007 года соответствующие положения статей 129 и 133 ТК РФ признаны утратившими силу (в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ). Однако необходимо иметь в виду, что в декабре 2017 года было издано Постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 38-П, в котором указано, что федеральный законодатель правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
более 10 5 тыс .
5 тыыс . руб. и менее
5,1-6,0 тыс. руб. 27,4 %
Рисунок 2. Распределение по размерам долженостных окладов инспекторов и ведущих инспектор ов це н тров за нятости населения в субъектах РФ, включенных в обследование Источник расхчитано по: [11].
Как видно из данных, представленных на рисунке 2, ситуация с должност оыми окладами ведущих инспекторов центров занятости населения более позитивная: только в 12,9% субъектов РФ они не превышают 5 тыс. руб., а в 17,7% субъектов РФ должностные оклады ведущих инспекторов центров занятости населения установлены в размере выше 10 тыс. руб. При этом наиболее высокие должностные оклады сложились в Ямало-Ненецком автономном округе (13 000 руб.), Ненецком автономном округе (14 300 руб.), Республике Крым (15 082 руб.).
По должности начальников отделов центров занятости населения доля субъектов РФ с должностными окладами соответствующих работников в размере не выше 5 тыс. руб. составляет всего 4,5%, а в размере более 10 тыс. руб. - 33,3%.
В проанализированных регионах в основном установлена низкая дифференциация в тарифной части оплаты труда работников центров занятости населения, и дифференциация заработной платы осуществляется за счет других ее элементов, преимущественно стимулирующих выплат. Что касается междолжностной дифференциации по должностям инспекторов центров занятости населения без категории, II и I категорий, ведущего инспектора, коэффициенты дифференциации составляют, как правило, от 1,05 до 1,2. В целом наиболее низкая дифференциация должностных окладов инспекторов центров занятости населения отмечается в Калининградской и Новгородской областях, Забайкальском крае. К лучшим практикам с точки зрения междолжностной дифференциации должностных окладов можно отнести следующие субъекты РФ: с прогрессивным нарастанием междолжностных коэффициентов - Нижегородская область, Воронежская область; с равномерным и прогрессив-
ным нарастанием - Кемеровская область, Ростовская область, Самарская область, Красноярский край, Иркутская область.
Предложения по построению системы должностных окладов работников
При построении схемы должностных окладов работников вначале необходимо определить размер минимального оклада (тарифной ставки) в учреждении, то есть оклада (тарифной ставки) неквалифицированного работника, занятого выполнением простых работ в нормальных условиях труда (рабочего 1-го разряда ЕТКС).
По нашему мнению, для достижения оптимальной структуры заработной платы доля тарифной части оплаты труда должна составлять, как было указано выше, не менее 60-70%. Если принять за основу долю тарифа на уровне 60% и МРОТ в размере 11 163 руб., то минимальный оклад (рабочего 1-го разряда) должен составлять не менее 6 700 руб. При этом если в субъекте РФ величина прожиточного минимума трудоспособного населения превышает МРОТ, то в качестве базы для расчета оклада рабочего 1-го разряда целесообразно использовать величину прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ (исключая долю выплат по районным коэффициентам и процентным надбавкам за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока).
При разработке подходов к дифференциации должностных окладов по сложности труда наиболее обоснованным является применение аналитических методов оценки сложности труда работников. Как отмечают специалисты, самым распространенным методом оценки сложности труда является балльно-факторный метод [19, с. 30] (УвйыгкзЫкк, 2017). Однако аналитические методы являются достаточно трудоемкими и затратными как с точки зрения финансовых ресурсов, требуемых для их проведения, так и с точки зрения необходимого времени. В небольших учреждениях могут успешно применяться и неаналитические методы оценки сложности труда, которые, в свою очередь, безусловно, являются менее точными, чем аналитические.
В то же время коэффициенты дифференциации должностных окладов по сложности труда могут быть установлены и без применения оценки сложности труда, а путем сопоставления предварительно установленного должностного оклада по должности, отнесенной к высшей группе сложности труда, с минимальным окладом и дальнейшим применением прогрессивного, равномерного, регрессивного или смешанного нарастания должностных окладов по группам сложности труда в зависимости от политики управления персоналом, а также финансовых возможностей учреждения.
Также коэффициенты дифференциации могут быть установлены и экспертно. Следует учитывать, что существует нижний предел («порог») ощущения работником увеличения заработной платы [22, с. 95] (Уакоу1ву, 2005), который, по оценкам социологов, составляет 10% [21, с. 25].
Для построения схемы должностных окладов инспекторов центров занятости населения и их непосредственных руководителей в качестве основы для группировки
Таблица 4
Предлагаемые размеры должностных окладов инспекторов центров занятости населения и их дифференциация
наименование должности должностной оклад, руб. коэффициент междолжностной дифференциации коэффициент дифференциации к окладу рабочего
рабочий 1-го разряда (справоч-но) 6 700 1,0 1,0
инспектор центра занятости населения 12 060 1,80 1,80
инспектор центра занятости населения II категории 13 266 1,10 1,98
инспектор центра занятости населения I категории 14 593 1,10 2,18
ведущий инспектор центра занятости населения 16 052 1,10 2,40
начальник отдела центра занятости населения 18 460 1,15 2,76
Источник: рассчитано авторами.
должностей по сложности работ целесообразно, исходя из вышеизложенного, использовать ПКГ или профессиональный стандарт. При этом следует отметить, что два данных подхода для указанных должностей работников схожи и предусматривают кате-горирование должностей инспекторов центров занятости населения.
Размеры дифференциации должностных окладов в зависимости от сложности трудовых функций, то есть нарастания должностных окладов по группам сложности труда, целесообразно использовать равномерно-прогрессивные: равномерные по должностям инспекторов без категории, II и I категорий и ведущего инспектора и прогрессивные для начальника отдела центра занятости населения. Расчет размеров должностных окладов инспекторов ЦЗН на основе экспертно установленных соотношений представлен в (табл. 4).
Уровень оплаты труда сотрудников центров занятости населения обусловлен в значительной степени низкой долей должностных окладов в фонде заработной платы, которая во многих случаях не достигает 50%. В фонде оплаты труда незначительна доля компенсационных выплат, т.к. в центрах занятости населения отсутствуют опасные и вредные условия труда, а компенсационные выплаты осуществляются только в соответствии со статьями 151-154 Трудового кодекса РФ. Поэтому увеличение должностных окладов (тарифных ставок) возможно за счет снижения доли стимулирующих выплат.
Важная роль должностных окладов в структуре заработной платы отмечена в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской
Федерации на 2018-2020 годы, пунктом 2.11 которого предусмотрено «Проводить работу, направленную на увеличение доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы работников организаций бюджетной сферы в соответствии с Едиными рекомендациями.». В Единых рекомендациях, в свою очередь, указано, что достижение сбалансированной структуры заработной платы будет способствовать сохранению кадрового потенциала, повышению качества и престижности работы в бюджетных учреждениях, снижению внутрирегиональной дифференциации в оплате труда.
Индексация заработной платы
В целях обеспечения повышения уровня реального содержания номинальной заработной платы необходимо проводить ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Статьей 134 ТК РФ предусмотрено, что государственные учреждения «производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права». Однако подходы к решению данного вопроса приведены только 31% из проанализированных Положений субъектов РФ. При этом в большинстве случаев информация о механизмах индексации не приведена, а присутствуют лишь ссылки на нормативные правовые акты субъектов РФ по данному вопросу (например, в Псковской и Калужской областях, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах) или указано, что индексация заработной платы работников учреждений производится в соответствии с действующим законодательством (например, в Пермском крае, Волгоградской области, Республике Тыва).
Необходимо отметить положительную практику таких субъектов РФ, как Санкт-Петербург, где установлено, что индексация осуществляется ежегодно на величину не менее уровня инфляции (роста потребительских цен); Забайкальский край, в котором предусмотрено, что индексация осуществляется в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом уровня инфляции. Также положительной оценки заслуживает предусмотренная в Воронежской области норма о необходимости при увеличении размеров окладов (должностных окладов) работников учреждения соблюдать дифференциацию в размерах окладов (должностных окладов).
В Положениях об оплате труда субъектов РФ следует оговорить, что именно подлежит индексации: заработная плата, должностные оклады или фонд оплаты труда. Как правило, в Положениях об оплате труда субъектов РФ указано, что индексации подлежат размеры окладов (должностных окладов) работников учреждения. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 декабря 2017 г. № 2716-р индексируется оплата труда работников.
Во II квартале 2018 г. по сравнению со II кварталом 2017 г. величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ возросла с 11 163 руб. до 11 280 руб. [4, 5], то есть на 1,0%, индекс потребительских цен снизился за январь-
июнь 2018 г. по сравнению с январем-июнем 2017 г. с 102,3 до 102,1% [15]. Таким образом, важно учитывать, что величина прожиточного минимума трудоспособного населения в последние годы, по данным Росстата, растет более высокими темпами, чем индекс потребительских цен. Поэтому при индексации размеров окладов (должностных окладов) пропорционально росту цен происходит снижение ее покупательной способности. Как отмечают ученые, мнение которых разделяют авторы статьи, чтобы повысить реальное содержание заработной платы, необходимо индексировать ее более высокими темпами по сравнению с ростом цен на потребительские товары и услуги [20, с. 350-351].
заключение
По нашему мнению, для улучшения организации оплаты труда в бюджетном секторе экономики целесообразно поддержать предложение Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, в пункте 3 постановляющей части которого отмечено, что «Федеральный законодатель правомочен . учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом». Решение данного вопроса на федеральном уровне позволило бы привести организацию заработной платы в соответствие с требованиями Трудового кодекса РФ и теоретических подходов экономики труда.
При разработке схемы должностных окладов работников центров занятости населения следует иметь в виду, что профессиональный стандарт «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения», утвержденный приказом Минтруда России от 28.11.2016 № 676н (с изм. и доп. от 21 марта 2017 г.), предусматривает более широкий перечень должностей работников центров занятости населения, чем ПКГ. При этом, как известно, должности работников центров занятости населения не выделены в отдельные ПКГ, а включены в ПКГ общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. № 247н (с изм. и доп. от 11 декабря 2008 г.), которые были приняты уже 10 лет назад. В настоящее время задачам по поддержке занятости населения на государственном уровне уделяется большое внимание, в частности, в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также в Приоритетной программе «Повышение производительности труда и поддержка занятости» [7], поэтому считаем целесообразным по должностям работников центров занятости населения внесение дополнений в профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих с целью приведения их в соответствие с вышеуказанным профессиональным стандартом.
ИСТОЧНИКИ:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и
доп. от 11 октября 2018 г.) // справ.-правовая система «Гарант».
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // справ.-право-вая система «Гарант».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введе-
нии новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (с изм. и доп. от 10 ноября 2017 г.) // справ.-правовая система «Гарант».
4. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2017 г. № 1119 «Об установлении
величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 г.» // справ.-правовая система «Гарант».
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 августа 2018 г. № 550н
«Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года» // справ.-правовая система «Гарант».
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2016 г. № 676н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения» (с изм. и доп. от 21 марта 2017 г.) // справ.-правовая система «Гарант».
7. Приоритетная программа «Повышение производительности труда и поддержка за-
нятости» / Паспорт приоритетной программы утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 августа 2017 г. № 9 с изм. и доп. от 28 февраля 2018 г.) // справ.-правовая система «Гарант».
8. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном
уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г., протокол № 11) // справ.-правовая система «Гарант».
9. Приказ Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского АО - Югры
от 2 марта 2017 г. № 2-нп «Об утверждении положения об установлении системы оплаты труда работников казенных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подведомственных Департаменту труда и занятости населения
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (с изм. и доп. от 22 декабря 2017 г.) // справ.-правовая система «Гарант».
10. Постановление Правительства Нижегородской области от 15 октября 2008 г. № 466 «Об оплате труда работников государственных казенных учреждений центров занятости населения Нижегородской области» (с изм. и доп. от 22 декабря 2017 г.) // справ.-правовая система «Гарант».
11. Нормативные правовые акты, которыми утверждаются системы оплаты труда работников центров занятости населения субъектов РФ (72 субъекта РФ; по состоянию на февраль-апрель 2018 г.) // справ.-правовая система «Гарант», «КонсультантПлюс», официальные сайты органов исполнительной власти субъектов РФ.
12. Труд и занятость в России. 2015. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/free_doc/doc_2015/trud2015.rar (дата обращения: 24.09.2018).
13. Труд и занятость в России. 2017: стат. сб. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/trud.rar (дата обращения: 24.09.2018).
14. Денежные доходы. Социально-экономическое положение России - 2018 г. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b18_01/IssWWW.exe/Stg/d01/3-1-1.doc (дата обращения: 24.09.2018).
15. Потребительские цены. Социально-экономическое положение России - 2018 г. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b18_01/IssWWW.exe/Stg/d07/2-5-1.doc (дата обращения: 24.09.2018).
16. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике по 2016 г. (трудоустройство и подбор персонала). Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/43246 (дата обращения: 18.06.2018).
17. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике с 2017 г. (деятельность по трудоустройству и подбору персонала). Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/57824 (дата обращения: 18.06.2018).
18. Величина прожиточного минимума за IV квартал 2017 года. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_01/IssWWW.exe/Stg/d02/urov-6. doc (дата обращения: 18.06.2018).
19. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика. / 8-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2017.
20. Жуков А.Л. Регулирование заработной платы: современные тенденции и пути реформирования: монография. М.: ИД «АТиСО», 406.
21. Рекомендации по разработке внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда работников предприятий. - М.: НИИ труда, 1997.
22. Яковлев Р.А. Оплата труда в организации. / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МЦФЭР, 2005. - 525 c.
REFERENCES:
Rekomendatsii po razrabotke vnutriproizvodstvennyh tarifnyh usloviy oplaty truda rabotnikov predpriyati[Recommendations for the development of internal tariff conditions of remuneration of employees of the enterprise] (1997). M.: NII truda. (in Russian).
Vetluzhskikh E. (2017). Motivatsiya i oplata truda: Instrumenty. Metodiki. Praktika [Motivation and remuneration: Tools. Methods. Practice] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).
Yakovlev R.A. (2005). Oplata truda v organizatsii [Remuneration in the organization] M.: MTsFER. (in Russian).
Zhukov A.L. (406). Regulirovanie zarabotnoy platy: sovremennye tendentsii i puti reformirovaniya [Wage regulation: current trends and ways of reforming] M.: ID «ATiSO». (in Russian).