Научная статья на тему 'Оплата труда учителя: что изменилось и чего ждать?'

Оплата труда учителя: что изменилось и чего ждать? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАРИФНЫЕ СТАВКИ / НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА / СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ / МОДЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА / ПОПРАВОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ / TARIFFS / A NEW SYSTEM OF COMPENSATION / MINIMUM SALARY / FUND OF COMPENSATION / INCENTIVE PAYMENTS / MODELING TECHNIQUE / CORRECTION INDEXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куприянова Татьяна Викторовна

Результаты мониторинга введения НСОТ в регионах России. Различия в уровне оплаты труда учителя. Индексация доходов работников образования. Качество образования и контрпродуктивность НСОТ. Транспарентные принципы распределения стимулирующего фонда. Дифференциация размеров окладов и ставок заработной платы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оплата труда учителя: что изменилось и чего ждать?»

О ПЛАТА ТРУДА УЧИТЕЛЯ: что изменилось и чего ждать?

Татьяна Викторовна Куприянова,

заместитель председателя Профсоюза народного образования и науки РФ

С апреля 2005 по 2009 год включительно среднемесячная начисленная (номинальная) зарплата в сфере образования, по данным Росстата, увеличилась в целом почти в 2,7 раза (с 5 до 13,3 тыс. рублей). Средняя зарплата в стране за тот же период в целом выросла в 2,5 раза, или с 8,2 до 18,8 тыс. рублей. При этом потребительские цены выросли практически на 60%, прожиточный минимум трудоспособного населения — более чем на 70%.

• тарифные ставки • новая система оплаты труда • минимальная заработная плата • фонд оплаты труда • стимулирующие выплаты

• модельная методика • поправочные коэффициенты

Р

еальная средняя зарплата в сфере образования за рассматриваемый период выросла с учётом роста потребительских цен в среднем в 1,7 раза, по экономике в целом — в 1,5 раза. Разрыв между уровнем оплаты труда работающих в сфере образования и её уровнем в среднем по экономике страны сократился за отчётный период с 40% до 30%.

Реальное повышение зарплаты работников образования и всей бюджетной сферы далось ценой больших усилий Общероссийского Профсоюза образования в тесном взаимодействии с Советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ. Это также результат переговоров с Правительством, встреч с руководством Государственной Думы, общероссийских профсоюзов, с Президентом России.

Совет Ассоциации ежегодно принимает Единые рекомендации по системам оплаты труда работников

бюджетной сферы, утверждаемые Российской трёхсторонней комиссией (РТК), где органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления рекомендовалось провести в соответствующие сроки аналогичную индексацию зарплаты.

Повышение заработной платы было проведено в 2005 году на 33%; в 2006 году — на 27,65%; в 2007 году — на 15%; а в 2008 году — на 14% с февраля, при этом удалось добиться увеличения всей заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений. В результате обращения в Генеральную прокуратуру преподавателям, имеющим надбавки за учёные степени, а также за занимаемую должность доцента или профессора, в конце года была возвращена недоплаченная зарплата.

Приветствуя инициативу Президента России В.В. Путина о реализации приоритетного национального проекта

«Образование», предусматривающего поддержку лучших учителей и школ, увеличение доплат за классное руководство, ускорение перехода на нормативное финансирование образовательных учреждений и другие меры по развитию отрасли, Профсоюз выступает за повышение доступности качественного образования для каждого гражданина страны, настаивает на проведении реальных реформ, сопровождаемых увеличением бюджетных инвестиций, укреплением учебно-лабораторной базы образовательных учреждений, созданием условий для регулярного и эффективного повышения квалификации учителей, повышением зарплаты для привлечения молодых и закрепления высококвалифицированных специалистов в сфере образования.

Профсоюз настаивал на принятии федерального закона об отраслевой системе оплаты труда, устанавливающего систему федеральных государственных гарантий для каждой профессионально-квалификационной группы (ПКГ) педагогических работников, поскольку к российским учителям, независимо от места их проживания, предъявляются единые требования при выполнении федерального компонента стандарта общего образования.

Учитывая уровень доходов большинства населения страны, а также состояние материально-технической базы образовательных учреждений, профсоюз не мог поддержать предложения о решении накопившихся в образовании проблем за счёт внутренних ресурсов отрасли путём сокращения сети учреждений, штатов, численности работников, а также перевода учреждений образования в другие организационно-правовые формы.

Серьёзную обеспокоенность Профсоюза и Совета Ассоциации вызвало решение Правительства об отказе с 1 сентября 2007 года от индексации тарифных ставок и окладов ЕТС и переходе от периодичес-

кого повышения заработной платы всех работников в связи с ростом потребительских цен к увеличению фондов оплаты труда и установлению стимулирующих выплат работникам с учётом качества и результатов труда.

При формировании проекта федерального бюджета на трёхлетний период (2008—2010 годы) предложения экономического блока Правительства РФ были направлены фактически на «замораживание» зарплаты бюджетников в ближайшие три года, поскольку предлагалось проводить её индексацию лишь в соответствии с прогнозируемой годовой инфляцией.

Профсоюз, Совет Ассоциации выразили несогласие с этими предложениями и настаивали на том, что необходимо обеспечить поэтапный переход федеральных бюджетных учреждений на новую систему оплаты труда (НСОТ), начиная с 2008 года, предусмотрев при этом реальное повышение доходов работников.

НСОТ иМРОТ

Важность ускорения введения НСОТ в бюджетных учреждениях, по мнению Профсоюза, была обусловлена шестикратным за отчётный период увеличением минимального размера оплаты труда (МРОТ) (с 720 до 4330 рублей), осуществлённым по настоянию профсоюзов, что без дополнительного увеличения фондов оплаты труда вело к дальнейшей девальвации труда высокой квалификации в бюджетной сфере.

При повышении МРОТ одновременно в законодательном порядке была изменена его структура: МРОТ приравнен к понятию минимальной заработной платы, которая, помимо тарифа, включает компенсационные и стимулирующие выплаты, что привело к резкому сокращению дифференциации в оплате труда в бюджетной сфере.

На протяжении нескольких лет эксперты ЦК Профсоюза совместно со специалистами федеральных органов исполнительной власти принимали самое активное участие в разработке новых условий оплаты труда.

Минздравсоцразвития приняло предложение Профсоюза о создании дополнительной (высшей) профессиональной квалификационной группы для работников из профессорско-преподавательского состава вузов, к которым предъявляются требования о наличии учёной степени кандидата или доктора наук. Это создало предпосылку для установления базового гарантированного оклада таким работникам в большем размере по сравнению с другими профессионально-квалификационными группами (ПКГ). По настоянию профсоюзов принята поправка в статью 144 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой Правительству РФ было предоставлено право устанавливать базовые оклады по профессиональным квалификационным группам работников (которой впоследствии Правительство не воспользовалось).

Кроме того, в целях повышения социального статуса учителей Профсоюз настоял на включении должностей педагогических работников в третью ПКГ, где были размещены должности служащих, к которым предъявляются требования о наличии только высшего профессионального образования.

Профсоюз продолжает реализовать задачу первостепенной важности — повышение реального содержания заработной платы работников образования. По итогам работы V Пленума ЦК Профсоюза (апрель 2009 года) в адрес Председателя Правительства РФ В.В. Путина было направлено Обращение с предложениями:

• проиндексировать в 2009 году зарплату работников образовательных учреждений как минимум на уровне реальной инфляции, оказав финансовую помощь дотационным регионам;

• выделить дополнительные ассигнования из федерального бюджета субъектам РФ на восполнение расходов, связанных с выполнением федерального закона об установ-

лении с 1 января 2009 года МРОТ в размере 4330 рублей;

• утвердить базовые ставки и оклады по профессиональным квалификационным группам работников бюджетных учреждений в целях установления государственных гарантий по оплате труда;

• изменить структуру МРОТ с целью восстановления дифференциации в оплате труда между работниками

с учётом их квалификации, а также климатических условий проживания.

Профсоюз продолжает добиваться индексации заработной платы работников бюджетных учреждений. В акции профсоюзов 7 октября 2009 года, организованной в рамках Всемирного Дня действий «За достойный труд», приняли участие большинство членов Общероссийского профсоюза образования, в регионах состоялись встречи профсоюзного актива с руководителями государственных органов власти и органов местного самоуправления, на которых внимание власти было вновь привлечено к проблеме повышения реального содержания заработной платы работников бюджетной сферы при росте тарифов на все виды коммунальных услуг и фактического роста потребительских цен на продукты питания и другие товары.

При введении новых систем оплаты труда в федеральных образовательных учреждениях Профсоюз добился концентрации средств федерального бюджета в канун 2008 года для увеличения фондов оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях на 30%. Поэтому введение новой системы оплаты труда (НСОТ), при всех её недостатках, позволило увеличить зарплату работников федеральных бюджетных учреждений даже в условиях одновременного повышения МРОТ в 1,9 раза. Дальнейшие события

показали, что промедление с введением НСОТ в федеральных бюджетных учреждениях в условиях кризиса могло бы привести к переносу сроков внедрения НСОТ на два-три года и более.

По настоянию профсоюзов бюджетной сферы РТК приняла решение о проведении ежеквартального мониторинга эффективности применения НСОТ в федеральных, региональных и муниципальных бюджетных учреждениях Министерством здравоохранения и социального развития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. По данным этого мониторинга среднемесячная заработная плата в сентябре 2009 года по сравнению с данными за октябрь 2008 года увеличилась по учреждениям высшего профессионального образования, подведомственным Рособра-зованию, на 20%, с 13,7 тыс. руб. до 16,5 тыс. руб; по учреждениям среднего профессионального образования — на 21,3%, с 9,0 до 10,9 тыс. руб; по учреждениям начального профессионального образования — на 31,5%, с 9,7 да 12,7 тыс. руб; по федеральным государственным научным учреждениям — на 48%.

Сохранен действующий порядок использования федеральными бюджетными учреждениями средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе при формировании штатных расписаний и заключении трудовых договоров с работниками. В результате удалось избежать массового сокращения профессорско-преподавательского состава и других работников учреждений профессионального образования.

При переводе на НСОТ общая численность работников подведомственных Росо-бразованию учреждений уменьшилась на 4,5%, а по основному виду деятельности «Образование» — на 3,1%.

В результате переговоров Профсоюза с Минобрнауки России и Рособразова-нием коллективам вузов были возвращены в виде стимулирующих выплат и премий ранее централизованные средства, за исключением сумм, направленных на поощрение ректоров по результатам работы за год. Первоначально фактическое увеличение фондов оплаты труда федеральных учреждений с 1 декабря 2008 года составило не 30%, а 24,5% в результате централизации значительной части средств, выделенных на введение НСОТ, на уровне Рособразования.

Профсоюзу также удалось добиться исключения из плана Государственной Думы по рассмотрению законопроектов в весеннюю сессию 2010 года законопроекта группы депутатов Государственной Думы, в котором было предложено отменить доплаты за должность доцента и профессора, установленные соответственно в размере 40% и 60% к должностному окладу Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

НСОТ в образовательных учреждениях субъектов РФ

В рамках приоритетного национального проекта «Образование», начиная с 2007 года стартовал конкурсный отбор регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, предусматривающие введение новых систем оплаты труда учителей.

Президиум ЦК Профсоюза призвал территориальные организации к активному участию в работе по формированию и реализации этих проектов в регионах для достижения заявленных целей — повышения качества образования и увеличения доходов учителей, содействия эффективному преодолению социальных рисков при введении

НСОТ.

Проведя экспертизу модельной методики, предложенной Минобрнауки России, Профсоюз более трёх лет предпринимал различные действия — направлял обращения в адрес руководителей страны, в Генеральную прокуратуру РФ, Минюст России, проводил семинары, консультации с региональными органами власти, чтобы внести изменения в эту методику, в которой зарплата педагогов поставлена в непосредственную зависимость от числа учеников в классе, и предотвратить её распространение в регионах.

Отказ федерального центра от установления государственных гарантий по оплате труда в виде базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, устанавливаемых Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам, привёл к значительным различиям как в размерах оплаты труда работников одной и той же категории специалистов, так и в принципах дифференциации размеров окладов и ставок заработной платы.

В новых системах оплаты труда очевидна тенденция к снижению постоянной части в структуре заработной платы (т.е. тарифа), которая должна определяться за исполнение работником непосредственных должностных обязанностей, и увеличения размера переменной её части, выплачиваемой, как правило, за интенсификацию труда, и в меньшей степени — за качество работы.

По-прежнему в отдельных субъектах РФ системы оплаты труда предусматривают зависимость размеров заработной платы учителей от числа учащихся в каждом классе, хотя уже в большинстве регионов порядок применения понятия «ученико/час» при расчёте заработной платы не соответствует предусмотренному в модельной методике Минобрнауки России определению.

Когда выяснилось, что оплата учителей за каждого ученика влечёт за собой снижение размера оплаты их труда, учителям во многих регионах стали за счёт стимулирующей части устанавливать доплаты.

Кроме того, в регионах, применяющих систему оплаты труда учителей, исходя из сто-

имости одного ученико/часа, начали вводить поправочные коэффициенты при делении классов на подгруппы, в малокомплектных школах, а также при индивидуальном обучении детей на дому, чтобы избежать недовольства учителей. В отдельных регионах принято решение об оплате труда учителей, исходя из среднего числа учащихся по школе, при которой оплата труда учителей в классах с малой наполняемостью повышается за счёт её снижения у педагогов, работающих в классах с большим количеством учеников.

На практике доказано, что применение при оплате труда учителей нормативно-подушевого механизма, который используется при нормативно-подушевом финансировании учреждений, а тем более распространение этой системы оплаты труда на учителей других субъектов РФ, не участвующих в конкурсном проекте модернизации образования (КПМО), нецелесообразно ни с экономической, ни с педагогической точек зрения.

Общероссийский профсоюз образования неоднократно обращал внимание властей на контрпродуктивность такой системы оплаты труда учителей с точки зрения влияния на качество их работы. Аналогов такой системы оплаты труда не существует ни в одной стране мира. Учителя не могут быть ответственными за сложившуюся демографическую ситуацию в России, за действия тех, кто комплектует классы, поэтому наша задача — добиться исключения зависимости оплаты труда учителей от числа учащихся.

Сегодня систему оплаты труда в школах, сформированную на основе модельной методики, исходя из стоимости бюджетной образовательной услуги в расчёте на один ученико/час, применяют в 21 субъекте РФ, в том числе в 18 субъектах, реализующих

комплексные проекты модернизации образования. В пяти субъектах РФ (из них в четырёх, реализующих КПМО), система оплаты труда учителей на основе модельной методики используется в порядке эксперимента, либо в части школ (от нескольких десятков до половины школ).

В двух субъектах РФ, один из которых реализует КПМО, уже отказались от расчёта оплаты труда учителей, исходя из стоимости одного ученико/часа.

Считаем необходимым продолжать настаивать на разработке и утверждении единых унифицированных:

• принципов и условий, учитываемых при формировании фиксированных размеров ставок заработной платы (окладов) работников образовательных учреждений за исполнение должностных обязанностей;

• оснований для применения повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы;

• критериев и показателей оценки труда учителей и других педагогических работников при стимулировании их труда с учётом качества и результатов труда.

Стимулирующие выплаты

Профсоюз отмечает факты необъективности и предвзятости при распределении стимулирующих выплат, связанные с отсутствием во многих случаях объективной оценки труда работников, формальным характером решения этих вопросов различными общественными советами, созданными в школе, а также тенденцию сокращения средств на стимулирование труда.

По итогам встречи председателя Правительства РФ В.В. Путина с группой лидеров первичных профсоюзных организаций из разных регионов страны, состоявшейся

25 марта 2009 года, Министру образования и науки А.А. Фурсенко было поручено проанализировать совместно с Профсоюзом и органами исполнительной власти субъектов РФ ситуацию с введением новой системы оплаты труда, обратив особое внимание на необходимость выработать транспарентные принципы распределения стимулирую -щего фонда. Однако до настоящего времени эта работа не завершена.

Поэтому так важно профсоюзным организациям более активно включаться в работу по совершенствованию показателей, используемых для установления стимулирующих выплат.

Проблема уменьшения средств, выделяемых на стимулирующие выплаты работникам образовательных учреждений, стала ощущаться особенно остро с установлением нового минимального размера оплаты труда (4330 рублей) без выделения на это дополнительных средств.

В большинстве субъектов РФ, в которых новые системы оплаты труда были введены в 2009 году, они устанавливались либо при незначительном увеличении бюджетных средств, либо за счёт оптимизации сети учреждений и численности работающих, в первую очередь, за счёт сокращения других, помимо учителей, педагогических работников — педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей, а также обслуживающего персонала.

Как показал проведённый Профсоюзом в начале 2010 года мониторинг, новые системы оплаты труда во всех типах государственных и муниципальных образовательных учреждений были введены в 52 субъектах РФ. В общеобразовательных учреждениях НСОТ в полном объёме была введена в 63 субъектах РФ. В дошкольных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования детей, в учреждениях начального и среднего

профессионального образования, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов — в 52 субъектах РФ.

В связи с экономическим кризисом и резким сокращением доходов региональных и муниципальных бюджетов процесс введения НСОТ замедлился: в 15 субъектах РФ сроки введения НСОТ перенесены на вторую половину 2010 года, в трёх субъектах РФ — на 2011 год, в остальных сроки введения НСОТ пока не определены, хотя в отдельных учреждениях эта работа проводится в экспериментальном режиме.

Полномочия

Введение новых систем оплаты труда в субъектах РФ сопровождалось отступлением от норм федерального законодательства. В связи с этим по предложению Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, внимание субъектов РФ обращено на то, что недопустимо регулировать нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вопросы, не относящиеся к их компетенции.

В частности, к компетенции Федерального уровня власти относятся следующие полномочия, право реализовать которые региональным и местным органам власти не передано:

• изменение порядка регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) при регулировании вопросов оплаты труда педагогических работников, в том числе замена понятия «ставка заработной платы» на понятие «должностной оклад»;

• формирование и утверждение профессиональных квалификационных групп, квалификационных уровней ПКГ и критериев отне-

сения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам;

• перенесение профессий рабочих

и должностей служащих в другие профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни ПКГ, утверждённые Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

• применение наименований должностей работников, по которым отсутствуют утверждённые в установленном порядке квалификационные характеристики;

• утверждение квалификационных характеристик по должностям служащих и профессиям рабочих.

Ставки заработной платы

Кроме того, особое внимание субъектов РФ и региональных и местных органов власти обращено на необходимость при введении НСОТ определять фиксированные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которые должны устанавливаться работникам за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) по занимаемой работником должности, поскольку сегодня фиксированный размер ставки заработной платы у педагогов за установленную им норму часов педагогической работы при оплате труда на основе учени-ко/часа полностью отсутствует.

Предлагаемый в модельной методике порядок формирования окладов, используемый и в нормативных актах субъектов РФ, определяет не фиксированный размер оплаты труда

(т.е. оклад/ставку), а заработную плату, зависящую от многих переменных показателей (количества часов учебной нагрузки, числа учащихся, доплат за неаудиторную занятость и т.д.).

По данным Росстата за отчётный период средняя заработная плата номинально возросла по уровням образования неравномерно и составила за 2009 год: в дошкольном образовании — 9,7 тыс. руб., в основном и среднем (полном) общем — 12,7 тыс. руб., в высшем — 20,3 тыс. руб., т.е. увеличилась в 2,7 раза; в среднем профессиональном образовании увеличилась в 2,6 раза и составила 15,7 тыс. руб. Более скромный рост заработной платы — в 2,4 раза — в начальном общем и начальном профессиональном образовании, где заработная плата сегодня соответственно 10,1 и 12, 0 тыс. руб.

Озабоченность Профсоюза, его территориальных организаций вызывало сокращение в общеобразовательных учреждениях размеров стимулирующих выплат, приводящих к сокращению и самой заработной платы. Это, как известно, было вызвано как резким снижением доходной базы региональных и, особенно, муниципальных бюджетов в условиях кризиса, так и необходимостью профинансировать дополнительные расходы, связанные с повышением размера МРОТ. В конце года, о чём свидетельствует проведённый сравнительный анализ данных Росстата, ситуация начала исправляться. Если в I квартале 2009 года средняя заработная плата в 54 регионах (65% от общего их числа) снизилась по сравнению с IV кварталом 2008 года на 5 — 10%, то уже в IV квартале 2009 года зарплата в образовании была меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года уже лишь в двух регионах: в Московской области — на 4,5% или в среднем на 900 рублей и в Чукотском автономном округе — на 1,5% (около 500 рублей). К сожалению, в начале 2010 года тенденция сокра-

щения заработной платы педагогических работников проявилась вновь.

Мониторинг

Мониторинги, проведённые Профсоюзом совместно с Минобрнауки РФ в 2008 и 2009 годах, а также мониторинг, самостоятельно организованный Профсоюзом в феврале-марте 2009 года, позволили оценить эффективность введения НСОТ в образовательных учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов и, кроме того, сравнить полученные данные с результатами электронного мониторинга, проводимого в рамках КПМО.

По данным, размещённым на сайте КПМО, в 25 регионах, реализующих КПМО, рост номинального значения средней заработной платы учителей по образовательным учреждениям, перешедшим на НСОТ, составил на 1 сентября 2009 года по отношению к уровню 2006 года от 102% до 221%.

При сравнении размеров среднемесячной начисленной заработной платы учителей на 1 октября 2009 года (определённых на основе электронного мониторинга по регионам, реализующим КПМО) с данными Росстата на тот же период о среднемесячной начисленной заработной плате работников в среднем по экономике соответствую -щих регионов выявлено, что заработную плату учителей выше заработной платы работников по экономике в среднем имеют около 9—10 регионов.

В условиях очень разной бюджетной обеспеченности проводимых в регионах России мероприятий по введению НСОТ продолжает возрастать дифференциация в оплате труда учителей не только между регионами, но и в пределах каждого субъекта РФ. При сравнении средней заработной

платы 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых учителей на 1 октября 2009 года мониторинг позволил выявить, что в среднем у высокооплачиваемых учителей заработная плата в 2,7 раза выше, чем у низкооплачиваемых. Например, средняя заработная плата по сравниваемым группам учителей составляет в Республике Мордовия соответственно 12 551 руб. и 4657 руб., в Новосибирской области — 20 544 руб. и 7532 руб. Минимальные различия между этими группами (в 1,5 раза) в Кабардино-Балкарской республике (10 542 руб. и 7073 руб. соответственно), максимальное (в 6,0 раз) — в Калининградской области (41 732 руб. и 6914 руб.). В каждом втором регионе России за два последних года увеличилось различие в оплате труда учителей и прочих педагогических работников; по состоянию на 1 октября 2009 года средняя зарплата учителей по регионам в 1,2 — 1,7 раза выше, чем у прочих педагогических работников, независимо от применяемой в регионах методики формирования НСОТ.

В связи с возрастанием сложности и ответственности работы руководителей общеобразовательных учреждений в условиях модернизации образования увеличились различия в оплате их труда с учителями школ. Так, на 1 октября 2009 года среднемесячная заработная плата административно-управленческого персонала школ превышала среднемесячную заработную плату учителей по отдельным регионам в 1,1—1,7 раза. При этом примерно в половине регионов в 2009 году по сравнению с предыдущим годом разница в оплате труда руководителей и учителей увеличилась, в то время как в других регионах — не изменилась либо начала сокращаться в связи с недостатком бюджетных средств на обеспечение предусмотренных ранее стимулирующих выплат. В 2009 году

размер среднемесячной зарплаты учителей общеобразовательных учреждений превысил среднемесячную зарплату прочего (обслуживающего) персонала по отдельным регионам в 1,7—2,6 раза. При этом в преобладающем числе регионов разрыв в оплате труда между учителями и обслуживающим персоналом школ в 2009 году начал сокращаться по сравнению с предыдущим годом в связи с увеличением почти в 1,9 раза МРОТ с 1 января 2009 года и сокращением стимулирующей части фондов оплаты труда в условиях финансового кризиса.

Проведённый специалистами и экспертами Профсоюза подробный анализ результатов мониторинга эффективности введения НСОТ в образовательных учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов, позволил ещё раз убедиться в необходимости установления Правительством на федеральном уровне базовых окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по всем профессиональным квалификационным группам работников бюджетных учреждений для обеспечения государственных гарантий по оплате труда и установления достойного уровня оплаты труда педагогическим и иным работникам образования за выполнение ими должностных обязанностей, а также предотвращения неоправданной дифференциации в оплате труда, обусловленной резкими различиями между субъектами РФ в уровне бюджетной обеспеченности, но не качеством и результативностью труда работников образования. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.