Научная статья на тему 'Подходы к созданию специальных формирований, предназначенных для решения задач гражданской обороны в военное время'

Подходы к созданию специальных формирований, предназначенных для решения задач гражданской обороны в военное время Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4077
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / SPECIAL UNIT / МЧС РОССИИ / EMERCOM OF RUSSIA / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / CIVIL DEFENСE / СИЛЫ И СРЕДСТВА / FORCES AND MEANS / ПОСТОЯННАЯ ГОТОВНОСТЬ / LEVEL READINESS / ВОЕННОЕ ВРЕМЯ / WARTIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойко Александр Викторович, Кузнецов Олег Борисович, Никулин Никита Александрович

Рассматриваются основные подходы, принципы, направления и этапы создания специальных формирований, предназначенных для решения задач гражданской обороны в военное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бойко Александр Викторович, Кузнецов Олег Борисович, Никулин Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES FOR FORMATION THE SPECIAL UNITS SOLVING THE CIVIL DEFENСE TASKS IN WARTIME

The article presents the main approaches, principles, devices and steps for formation the special units solving the civil defenсe tasks in wartime.

Текст научной работы на тему «Подходы к созданию специальных формирований, предназначенных для решения задач гражданской обороны в военное время»

_ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ_

УДК 355.58.001

А.В. Бойко, О.Б. Кузнецов, Н.А. Никулин

ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Рассматриваются основные подходы, принципы, направления и этапы создания специальных формирований, предназначенных для решения задач гражданской обороны в военное время.

Ключевые слова: специальное формирование, МЧС России, гражданская оборона, силы и средства, постоянная готовность, военное время.

A. Boiko, O. Kuznetsov, N. Nikulin

APPROACHES FOR FORMATION THE SPECIAL UNITS SOLVING THE CIVIL DEFENСE TASKS IN WARTIME

The article presents the main approaches, principles, devices and steps for formation the special units solving the civil deferne tasks in wartime.

Keywords: special unit, EMERCOM of Russia, civil defe^e, forces and means, level readiness, wartime.

Тенденции развития современной цивилизации во всех её проявлениях выдвигают новые требования к уровню готовности государства к решению задач гражданской обороны в военное время. Непрекращающиеся военные конфликты в различных регионах мира, повышение уровня потенциальной техногенной опасности, возникновение различных природных катаклизмов - все эти факторы, особенно если они воздействуют в совокупности, определяют необходимость создания и поддержания в постоянной готовности соответствующей системы противодействия, которой в военное время является система гражданской обороны (ГО).

В последнее время принят ряд законодательных и других нормативных правовых документов, которые призваны сформировать фундамент решения данной задачи в современных условиях. Много внимания при этом уделяется вопросам совершенствования сил и средств ГО, в том числе сил и средств МЧС России.

Так, в соответствии с Концепцией строительства и развития сил и средств МЧС России на период до 2020 года (далее - Концепция) основной целью деятельности по данному направлению является повышение эффективности реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, минимизации гибели людей, возможных потерь и материального ущерба в результате опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с принятым решением, начиная с 2011 года, выполнение мероприятий по гражданской обороне и защите населения в военное время (в части привлечения сил МЧС) планируется осуществлять силами и средствами МЧС России постоянной готовности без дополнительного наращивания сил за счёт мобилизационного развёртывания.

В связи с этим мобилизационное задание, которым предусматривалось развёртывание на военное время воинских частей войск ГО и Государственной противопожарной службы (ГПС) различного предназначения, ликвидируется.

В результате проведённых мероприятий с 1 января 2011 года силы МЧС России имеют со-

став, представленный на рис. 1. При этом штатная численность сил МЧС России как в мирное, так и в военное время, должна составлять 257600 ед. личного состава (в т. ч. 7230 ед. военнослужащих).

Авиация МЧС России

Центральный аппарат

Организации, находящиеся в ведении МЧС России (ВНИИ, вузы, медицинские и др. учреждения)

Спасательные Федеральная

воинские противопожарная

формирования служба

Спасательные воинские формирования центрального подчинения

Специальные подразделения ФПС, подразделения обеспечения

Межрегиональный

Орган управления -

структурное подразделение РЦ

Спасательные воинские формирования

регионального подчинения

Орган управления - структурное подразделение РЦ

Региональный

Орган управления -структурное подразделение ГУ МЧС России по субъекту РФ

Территориальные, объектовые и договорные формирования

НЦУКС

Региональные центры

Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России Федеральная аварийно-спасательная служба

Центр обеспечения деятельности ГИМС

уровень

Орган управления - структурное подразделение РЦ

ЦУКСы

Главные управления по субъектам РФ

уровень

ЦУКСы

Орган управления -структурное подразделение ГУ МЧС России по субъекту РФ

Специальные формирования, создаваемые на военное время в целях решения задач ГО (СФ ГО)

АСФ центрального подчинения

Орган управления - структурное подразделение РЦ

АСФ регионального подчинения

Орган управления -структурное подразделение ГУ МЧС России по субъекту РФ

Рис. 1. Состав сил и средств МЧС России на 1 января 2011 года

В то же время анализ задач ГО, а также состава, оснащённости и подготовленности сил МЧС России позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, существующая численность спасательных формирований не позволяет в полном объёме выполнять комплекс аварийно-спасательных работ в случае достаточно крупномасштабного воздействия средств поражения противника по территории страны. С другой стороны, предполагаемое наделение подразделений ГПС функциями по ведению аварийно-спасательных работ требует длительного времени для подготовки сотрудников ГПС и привлечения существенного объёма различного рода ресурсов для переоснащения подразделений. В то же время в распоряжении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления уже сегодня имеется достаточно большое количество (общей численностью более 10 000 чел.) хорошо подготовленных и оснащённых аварийно-спасательных формирований. Проблема их применения в военное время заключается в том, что личный состав данных формирований может быть призван по мобилизации для направления их в Вооружённые силы Российской Федерации.

Во-вторых, некоторые из задач ГО являются довольно специфическими и к их решению целесообразно привлекать специально подготовленные и оснащённые подразделения, которые находятся в

ведении федеральных органов исполнительной власти и могут быть использованы в военное время.

В настоящее время гарантированным способом обеспечить функционирование аварийно-спасательных формирований и формирований федеральных органов исполнительной власти в военное время (не допустив призыва их личного состава по мобилизации в вооружённые силы) является придание им статуса специальных формирований, предназначенных для решения задач ГО в военное время (СФ ГО).

С этой целью Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 223-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», которыми в состав сил гражданской обороны включены специальные формирования, создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны (СФ ГО).

Однако в настоящее время ряд вопросов по созданию и оснащению СФ ГО остаётся не решённым.

По нашему мнению, приоритетными направлениями создания и оснащения специальных формирований ГО являются:

определение задач, возлагаемых на специальные формирования ГО;

определение принципов создания, подготовки и применения специальных формирований ГО (разработка и утверждение Положения о специальных формированиях ГО);

определение перечня необходимых специальных формирований ГО на военное время, их состава и оснащения;

подготовка нормативной правовой базы, обеспечивающей создание, мобилизационную подготовку и отмобилизование специальных формирований ГО.

Более детально данные направления, на наш взгляд, должны выглядеть следующим образом.

Специальные формирования ГО необходимо создавать для решения двух блоков задач:

обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны в военное время;

выполнение отдельных задач гражданской обороны в военное время.

Для решения первого блока задач СФ ГО предлагается создавать на базе организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ).

Для решения задач второго блока - на базе существующих аварийно-спасательных формирований, которые находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ОИВ СРФ) и органов местного самоуправления муниципальных образований (ОМСУ).

Основными задачами в данном случае могут являться: прикрытие объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение связью пунктов управления и устойчивости их работы; эвакуация раненых и больных; перевозка личного состава, техники и материальных средств; срочное восстановление функционирования коммунальных служб; захоронение трупов, а также выполнение других задач гражданской обороны (рис. 2).

Принципы создания специальных формирований, передаваемых в Вооружённые силы Российской Федерации или используемых в их интересах, определены «Положением о создании и подготовке специальных формирований...», утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2000 г. № 466-37. По нашему мнению, они в полной мере могут быть применимы и в процессе создания и подготовки СФ ГО.

Задачи ГО Формирователи

Для обеспечения выполнения мероприятий ГО

Организация связи в целях обеспечения управления силами и средствами ГО Минкомсвязи России

Эвакуация пострадавшего населения Минтранс России

Срочное захоронение трупов Минздравсоцразвития России

Обесп ечение маскировки важных объектов Спецстрой России

Для выполнения задач ГО

Обнаружение и обеззараживание районов РХБ заражения Проведение пиротехнических работ, связанных с обез-врежи ванием авиационных бомб и фугасов в военное время Обесп ечение проведения аварийно-спасательных работ ОИВС РФ, ОМСУ (АСФ)

Рис. 2. Задачи, предназначенные для решения СФ ГО

Ниже представлен предлагаемый вариант основных принципов создания специальных формирований ГО:

^г- —

ФОИВ

моб.задания

Подведомственные организации

Правительство РФ

-1—1-.....

I ,

■ *••••'£.....

мет. рекомендации

МЧС России

*-А

I !

Т I

мет. рекомендации

ндации

ОИВ СРФ

гт

РЦ

МЧС России

взаим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

взаимодеиствие

т

I

t ▼ I

I

ГУ

МЧС России

АСФ (субъекта, МО)

Предложения по созданию СФ ГО Контроль, надзор ■ ► Отчётные документы

.........► Информирование

— ■ Мобилизационные задания -- ■ Методические рекомендации

Рис. 3. Порядок установления мобилизационных заданий

создание специальных формирований осуществляется на основе утверждённых Правительством Российской Федерации мобилизационных заданий. (При объявлении процедуры банкротства (ликвидации) организаций-исполнителей ФОИВ, ОИВ СРФ (ОМСУ) принимают меры по сохра-

нению мобилизационного имущества и передаче мобилизационных заданий по созданию и подготовке специальных формирований другим организациям-исполнителям) (рис. 3);

организации-формирователи осуществляют мобилизационную подготовку специальных формирований ГО;

финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке специальных формирований в мирное время должно осуществляться за счёт средств федерального бюджета Российской Федерации;

ФОИВ, ОИВ СРФ (ОМСУ) разрабатывают Положения, инструкции и другие необходимые нормативные правовые документы и методические материалы по мобилизационной подготовке специальных формирований ГО;

организации-исполнители разрабатывают штаты и табели к штатам специальных формирований ГО, согласовывают их с МЧС России и утверждают установленным порядком;

специальные формирования ГО после отмобилизования целесообразно оставлять на территории субъекта РФ для решения задач ГО под руководством высшего должностного лица субъекта РФ.

В настоящее время создание, подготовка и функционирование специальных формирований регламентируются следующими нормативными правовыми документами:

Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»;

Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;

Федеральный закон от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной безопасности»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2000 г. № 466-37 «Об утверждении Положения о создании и подготовке специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации.»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.1997 г. № 706-34 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения в период мобилизации и в военное время из местных ресурсов мобилизационных потребностей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований».

Финансирование подготовки специальных формирований должно осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1996 г. № 1539-89 на основании утверждённых мобилизационных заданий.

Накопление материальных ценностей в мобилизационном резерве для специальных формирований, их содержание, освежение, замена и разбронирование должно осуществляться организациями-формирователями в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» и утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.1997 г. № 570-27«Положением о мобилизационном резерве».

Перечень необходимых специальных формирований, создаваемых на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны, сроки и места их развёртывания должны опреде-

ляться МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Создание специальных формирований целесообразно провести в течение 2011 - 2015 годов в два этапа.

I этап (2011 - 2013 гг.)

ЦРЦ - Московская (3 ПСЦ), Воронежская (СО) и Белгородская (СО) области; СЗРЦ - Ленинградская (2 СПСО, СО), Калининградская (СПСО, СО) и Псковская (СО) области;

ЮРЦ - Кабардино-Балкарская Республика (ПСО), Краснодарский край (3 СО), Ростовская область (2 СО);

ПРЦ - Республика Башкортостан (2 СО); УРЦ - Челябинская область (2 СО); СРЦ - Иркутская область (СО);

ДВРЦ - Приморский край (ПСО, СО), Амурская область (СО); г. Москва (ПСЦ).

II этап (2013 - 2015 гг.)

Учитывая опыт создания специальных формирований на первом этапе, создать специальные формирования в других субъектах РФ, согласно разработанному и утверждённому перечню. Комплектование личным составом СФ ГО предлагается осуществлять:

специалистами из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в мирное время в организациях-исполнителях;

специалистами из числа граждан, не состоящих на воинском учёте и работающих в мирное время в организациях-исполнителях;

гражданами, не состоящими на воинском учёте, путём их найма на работу в период мобилизации и в военное время на соответствующие штатные должности.

В свою очередь, комплектование транспортом СФ ГО предлагается осуществлять за счёт транспортных средств:

организаций-исполнителей;

находящихся на хранении в мобилизационном резерве организаций-исполнителей; специальными транспортными средствами, имеющимися в ведении ФОИВ и организаций МЧС России.

Предлагаемые состав и численность СФ ГО представлены в приложении. Процесс создания СФ ГО должен включать в себя следующие основные этапы: установление мобилизационных заданий на создание СФ ГО;

заключение договора между ФОИВ, ОИВ СРФ (ОМСУ) и организацией-формирователем; назначение должностных лиц СФ ГО;

укомплектование СФ ГО личным составом в соответствии со штатами;

укомплектование СФ ГО транспортными средствами, имуществом и другими материальными средствами в соответствии с табелями к штатам;

разработка мобилизационных документов.

В связи с созданием СФ ГО необходимо на первом этапе провести следующие мероприятия: внести необходимые изменения в законодательство по вопросу создания и подготовки специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для решения задач ГО в военное время (рис. 4);

обеспечить нормативное правовое регулирование действий СФ ГО в военное время, разработав предложения по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2000 г. № 466-37 «Об утверждении Положения о создании и подготовке специальных формирований...».

Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ

Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ

Федеральный закон «О мобилизационной

подготовке и мобилизации в РФ» от 26.02.1997 г. № 31-Ф3

Федеральный

закон от 27.07.2010 г. № 223-Ф3 (вступает в силу с 01.01.2011 г.)

Силы ГО - спасательные воинские формирования ФОИВ, уполномоченные на решение задач в области ГО, подразделения АСФ и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области ГО специальные формирования

1. В п. 5 слова «войска ГО» исключить;

2. В п. 6 «...при федеральных органов исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.»

В статью 2 п. 12 «создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в ВС РФ (и МЧС России) или использования в их интересах, а также в интересах экономики РФ»

«Об утверждении Положения о создании и подготовке ОФ.»

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2000 года № 466-37

?

Под специальными формированиями понимаются организационные структуры, создаваемые на военное время для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности ВО РФ, а также в целях решения задач в области ГО и устойчивости функционирования экономики РФ

Рис. 4. Изменения нормативной правовой базы по вопросу создания и подготовки СФ ГО

Предложенные нами направления полностью отвечают требованиям Концепции строительства и развития сил и средств МЧС России на период до 2020 года и направлены на выполнение решений, принятых Президентом Российской Федерации, Советом Безопасности Российской Федерации, по повышению готовности сил и средств МЧС России к выполнению задач мирного и военного времени.

Приложение

Предлагаемая структура специальных формирований

Организационно-штатная структура специального формирования на базе АСФ субъектов (муниципальных образований) РФ (пожарно-спасательный центр) (вариант)

Организационно-штатная структура специального формирования на базе АСФ субъектов (муниципальных образований) РФ (специализированный пожарно-спасательный отряд) (вариант)

Организационно-штатная структура специального формирования на базе АСФ субъектов (муниципальных образований) РФ (пожарно-спасательный отряд) (вариант)

Организационно-штатная структура специального формирования на базе АСФ субъектов (муниципальных образований) РФ (спасательный отряд) (вариант)

Литература

1. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».

2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями в соответствии с Федеральным законом № 223-Ф3 от 27 июля 2010 г.).

3. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».

4. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

5. Концепции строительства и развития сил и средств МЧС России на период до 2020 года.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2000 г. № 466-37 «Об утверждении Положения о создании и подготовке специальных формирований...».

7. Мобилизационная подготовка экономики. Создание и подготовка специальных формирований. Учебное пособие. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.