Научная статья на тему 'Подходы к региональному целеформированию (на примере Республики Дагестан)'

Подходы к региональному целеформированию (на примере Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ПРИОРИТЕТ / УРОВЕНЬ / СИСТЕМА / ЦЕЛЬ / STRATEGY / REGION / DEVELOPMENT / PRIORITY / LEVEL / SYSTEM / OBJECTIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курчаев Ш. В.

Рассмотрены вопросы стратегического целеформирования долгосрочного развития субъектов РФ. Для проведения анализа и синтеза приоритетных направлений регионального развития предложена четырехуровневая модель, предполагающая рассмотрение групп целевых ориентиров на межгосударственном, государственном, межрегиональном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author formulates some strategic objectives for long-term development of RF subjects and offers a four-level model for analyzing and synthesizing regional priority directions as including a set of targets on the interstate, state and interregional and regional levels.

Текст научной работы на тему «Подходы к региональному целеформированию (на примере Республики Дагестан)»

©Курчаев Ш.В., 2011

УДК 332.1 ББК 65.04

ПОДХОДЫ К РЕГИОНАЛЬНОМУ ЦЕЛЕФОРМИРОВАНИЮ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Ш.В. Курчаев

Рассмотрены вопросы стратегического целеформирования долгосрочного развития субъектов РФ. Для проведения анализа и синтеза приоритетных направлений регионального развития предложена четырехуровневая модель, предполагающая рассмотрение групп целевых ориентиров на межгосударственном, государственном, межрегиональном и региональном уровнях.

Ключевые слова: стратегия, регион, развитие, приоритет, уровень, система, цель.

В современных условиях продолжают усиливаться различия в уровне развития регионов РФ, что можно объяснить их неравными «стартовыми» условиями при переходе к рыночным отношениям, различиями в социально-экономическом потенциале, неравным доступом к бюджетным ресурсам и программам целевого федерального финансирования. Это приводит к появлению деструктивных процессов в региональных экономиках, социальному неравенству, территориальному обособлению и деградации наиболее отсталых, депрессивных субъектов РФ.

Проблема дифференциации уровней социально-экономического развития особенно актуальна для регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), в состав которого с января 2010 г. входит Республика Дагестан. Действительно, некоторые субъекты РФ, входящие в СКФО, относятся к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией [7, с. 2]. Кроме того, большинство субъектов Федерации в СКФО уже на протяжении многих лет продолжают оставаться реципиентами средств из федерального бюджета.

Адекватной реакцией на указанные негативные процессы является проведение поли-

тики устойчивого и сбалансированного развития региональных систем, осуществляемой одновременно как на федеральном уровне, так и на уровне региона, который сам становится субъектом контура территориального управления, активно формируя и реализуя стратегию социально-экономического развития.

В соответствии с проектом Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ под стратегией следует понимать систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти [4]. Таким образом, актуализируется задача по разработке методов стратегического целеполагания социальноэкономического развития региона.

Стратегическое целеполагание регионального развития можно представить как синтез атрибутов целеформирования и целеосуществ-ления, что позволяет сочетать статику и динамику исследуемого процесса. Отправной точкой к определению основных атрибутов целе-формирования служит выбор целевого сценария и приоритетных направлений развития региона, на реализации которых должны быть сфокусированы совместные усилия органов власти, населения и бизнес-сообщества. Далее уточняется система целей и ориентиров регионального развития, согласованная с положениями стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны в целом и соответствующая выбранным стратегическим ориентирам разви-

тия данного субъекта РФ. Кроме того, в региональной стратегии должны быть предусмотрены атрибуты целеосуществления, раскрывающие способы достижения намеченных целей и описывающие то, какие конкретные результаты при этом будут получены.

Исходя из предложенной схемы, отправной точкой в процессе целеформирования является выбор целевого сценария и приоритетных направлений развития региона. В проекте Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ указано, что число приоритетных направлений, как правило, не может превышать 2-3. Однако анализ региональных стратегий показывает, что субъекты РФ устанавливают значительно большее количество целевых приоритетов, что подчеркивает необходимость сбалансированного развития всех основных компонентов региональных подсистем. Так, например, Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (20082025 гг.) включает в себя четыре основных блока: демографическая и социальная политика, экономический потенциал, транспортная инфраструктура и экологическая обстановка [5]. По этим блокам, составляющим основу долгосрочного социально-экономического развития Волгоградской области, строятся сценарии, а также выявляются основные приоритетные направления развития. По ним также определяются ожидаемые результаты, формируются индикаторы развития.

Приоритетные направления регионального развития правомерно определять, используя подход, предложенный А.Ю. Мельвилем [2]. В рамках этого подхода приоритетные направления развития региона располагаются вдоль временной оси («воронки причинности»). При этом фокус внимания последовательно сужается от мега- до мезоуровня (макрорегиона и региона) глобальной экономической системы в соответствии с определенной логикой - спуск

на каждый последующий уровень анализа предполагает, что объяснительный потенциал приоритетных направлений предшествующего уровня уже исчерпан (см. рис.).

Используя указанный подход, рассмотрим приоритетные направления социально-экономического развития региона на примере Республики Дагестан (РД).

Направления межгосударственного взаимодействия РД проявляются в первую очередь в контуре взаимодействия стран СНГ и Каспийского региона. Принятая Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г. содержит целый ряд приоритетных направлений экономического развития, в том числе касающихся РД [6]. В Стратегии определены направления сотрудничества государств Содружества в области образования и науки, промышленной политики, топливно-энергетического комплекса, взаимной торговли, социальной политики и пр.

В частности, в сфере транспорта аргументирована необходимость формирования в пространстве СНГ сети транзитных транспортных магистралей континентального значения, транс- и евроазиатских транспортных коридоров. Для РД это означает перспективу создания мультимодального транспортно-логистического центра, связывающего морской порт, железную дорогу, федеральную автомагистраль и международный аэропорт в Каспийске. Это гарантирует возможность существенного увеличения объемов торговли с государствами Каспийского региона и Индией (в случае прокладки проектируемой в отдаленной перспективе железнодорожной ветки через Азербайджан, Иран и Пакистан) [3]. РД сможет при этом реализовать свое важное предназначение опорного в разных смыслах Российского региона в Каспийском регионе (что в большей степени и с активным опережением осуществляется сейчас Астраханской областью).

Межгосударственные Л Приоритетные Л Приоритетные Л Приоритетные

приоритетные направления направления направления

направления развития [У развития РФ [У развития [У развития Республики

СКФО Дагестан

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень 4-й уровень

Рис. Вектор процесса формирования приоритетных направлений регионального развития

Представляется необходимым увязывать стратегию и тактику проведения реформ на уровне региона с общей стратегией государственной региональной политики, в том числе следует учитывать положения, представленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [1]. В контексте развития Юга России для приморских и горных регионов данным документом рекомендуется сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли и рекреационных услуг с высоким уровнем менеджмента и сервиса. Растущий спрос на туристические услуги даст импульс развитию современного гостиничного бизнеса, связанного с ним производства товаров и услуг, а также модернизации пищевой промышленности и сельского хозяйства, развитию транспорта и строительства.

По мнению автора предлагаемой статьи, помимо развития туристической отрасли (деструктивным фактором развития которой в современных условиях является нестабильная социально-политическая и экономическая обстановка в регионе), целесообразно более полно задействовать существующий потенциал РД в сфере электроэнергетики, сельского хозяйства, транспорта, добычи полезных ископаемых и пр. Представляется недопустимым «выключать» из региональной стратегии перспективные социальноэкономические проекты регионального развития.

В этом контексте более взвешенными выглядят цель и задачи Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 г. [7, с. 2-3], которые должны стать стратегическими ориентирами развития входящих в него регионов, включая РД. Главной целью Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики, создания новых рабочих мест, повышения уровня жизни населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО. При этом в рамках Стратегии запланирован переход указанных субъектов РФ от политики стабилизации к политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения их самодостаточного существования, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.

Оптимальный сценарий, предполагающий полную реализацию заявленных в Стра-

тегии целей и мероприятий, характеризуется следующими параметрами [7, с. 59]:

-значительное сокращение разрывов по производительности в ключевых секторах экономики СКФО;

- глубокая модернизация социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающая значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов качества жизни населения;

- создание новых центров экономического развития, преодоление отставания депрессивных регионов;

- активная интеграция в российский и мировой рынок;

- существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов;

- опережающее развитие транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа, отвечающей потребностям экономики и населения на качественные транспортные услуги и инфраструктуру;

- стабилизация общественно-политической и межэтнической ситуации;

-динамичное развитие туристического комплекса.

Для достижения заявленных целей необходимо реализовать ряд общесистемных мер, которые будут являться основой будущего развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО. К таким общесистемным мерам относятся [там же, с. 63]: создание преференциальных режимов для частных инвестиций; стимулирование ускоренного развития малого и среднего бизнеса; развитие особых механизмов управления занятостью; обеспечение развития кадрового потенциала; создание условий для обеспечения эффективной охраны окружающей среды.

Развитие процесса целеформирования в направлении от мега- к макро- и затем к мезоу-ровню глобальной экономической системы диктует необходимость рассмотрения приоритетов развития отдельного субъекта РФ. По мнению автора настоящей статьи, наиболее полно приоритетные направления развития РД определены в проекте Стратегии социально-экономического развития РД до 2020 года [3]. В данном документе выделены внутренние целевые ори-

5 2 Ш.В. Курчаев. Подходы к региональному целеформированию (на примере Республики Дагестан)

ентиры развития муниципальных образований, а также две приоритетные группы направлений социального и экономического развития.

Для социального сектора в проекте Стратегии заданы следующие первоочередные целевые ориентиры социокультурного развития и повышения качества жизни населения РД: улучшение состояния здоровья населения, поддержание и развитие здорового образа жизни; повышение качества, доступности и результативности образования; рост интеллектуального потенциала и культурного уровня; формирование современного человеческого капитала и эффективное его использование; усиление борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом в республике и др. В части задач экономического развития определены следующие приоритетные направления развития экономики: опережающее развитие топливно-энергетического комплекса; развитие агропромышленного комплекса; формирование развитой индустрии производства стройматериалов; инновационно-технологическая модернизация отраслей экономики; развитие туристско-рекреационного комплекса; создание транспортного и логистического комплекса и др.

В условиях существующей макроэкономической нестабильности и неопределенности пространственного развития РФ в целом определить цели и приоритетные направления социально-экономического развития региона, равно как и обосновать методы, инструменты и источники реализации обозначенных приоритетов, представляется довольно сложным. Тем не менее выполнение процедуры целеформирования является важным и неизбежным этапом разработки стратегии развития региона. Предложенный в настоящей статье методический подход к последовательному четырехэтапному рассмотрению направлений пространственного развития позволяет выделить и согласовать наиболее значимые для данного региона целевые ориентиры, учесть существующие ограничения и про-

тиворечия в целях повышения благосостояния и качества жизни населения региона, обеспечения устойчивых темпов экономического роста и усиления его конкурентных позиций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. : утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11 2008 г. N° 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - N° 47. - С. 5489.

2. Мельвиль, А. Ю. Методология «воронки причинности» как промежуточный синтез «структуры и агента» в анализе демократических транзитов / А. Ю. Мельвиль // Политические исследования. - 2002. - № 5. - С. 54-58.

3. Проект стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.minobr.e-dag.ru/gov/strategij a/doc7. htm. -Загл. с экрана.

4. Требования (технический стандарт) к стра-

тегии социально-экономического развития субъекта РФ : проект : утв. приказом Минрегиона РФ от 27.02 2007 г. 14. - Электрон. текстовые дан. - Ре-

жим доступа: http://archive.minregion.ru/OpenFile. ashx/tstdnrt.doc?AttachID=505. - Загл. с экрана.

5. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008-2025) / авт. коллектив: О. В. Иншаков (рук авт. коллектива) [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. В. Иншакова ; РАН, Отд-ние обществ. наук, Юж. секция содействия развитию экономики ; ВолГУ - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2008. - 356 с.

6. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г. : утв. Решением Совета глав правительств СНГ от 14 нояб. 2008 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://dic.edu.ru/ exhibition/docs/2421/. - Загл. с экрана.

7. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. : утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сент. 2010 г № 1485-р. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.government.ru/ media/2010/10/4/35578/file/1485.doc. - Загл. с экрана.

ON APPROACHES TO REGIONAL OBJECTIVES’ FORMATION IN DAGESTAN

Sh. V. Kurchaev

The author formulates some strategic objectives’ for long-term development of RF subjects and offers a four-level model for analyzing and synthesizing regional priority directions as including a set of targets on the interstate, state and interregional and regional levels.

Key words: strategy, region, development, priority, level, system, objective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.