Научная статья на тему 'Федеральная социально-экономическая политика в обеспечении развития Республики Дагестан'

Федеральная социально-экономическая политика в обеспечении развития Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
786
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / АНАЛИЗ / STRATEGY / PROGRAM / DEVELOPMENT / POTENTIAL / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедова М. Р.

Предмет. В связи с кризисным состоянием регионов Российской Федерации стало особенно важным осуществление государственной региональной политики федеральным центром посредством эффективной реализации целевых программ, влияющих в том числе и на социально-экономическое развитие Республики Дагестан. Цели. Анализ концепции развития Республики Дагестан и рассмотрение участия республики в федеральных целевых программах, влияющих на решение проблем в регионе, определение адекватности отражения приоритетов для экономического развития региона в ходе реализации целевых программ, определяющих стратегию его экономического развития. Методология. В качестве методологической основы исследования были использованы сравнительный и факторный виды анализа для сравнения стратегий развития Республики Дагестан и Северо-Кавказского федерального округа, а также метод стратегического анализа внешней и внутренней среды региона для составления SWOT-анализа. Кроме того, использовались статистические данные министерств и ведомств республики. Результаты. Рассмотрены различные элементы воздействия федеральных и субфедеральных компонентов на региональную политику Республики Дагестан. Выявлены различия в приоритетных направлениях экономики Дагестана в Стратегии развития Республики Дагестан и в Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа. Представлен авторский SWOT-анализ региона. Выводы. Реализация данных федеральных и субфедеральных целевых программ, стратегий роста и постановлений Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Дагестан позволит повысить конкурентоспособность республики, ее инвестиционную привлекательность, а также будет способствовать сокращению отставания от других субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмедова М. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal social and economic policies in ensuring the development of the Republic of Dagestan

Subject The article discusses the influence of State policies on the social and economic development of the Republic of Dagestan through target programs. Objectives The paper aims to analyze the concept of development of the Republic of Dagestan in the Socio-Economic Development Strategy of the Republic of Dagestan and North Caucasian Federal District, review and analyze the Republic's participation in federal target programs that affect the problem solving in the region. Methods For the study, I used methods of comparative, factorial, and strategic analyses, SWOT analysis, statistical information of ministries and departments of the Republic of Dagestan. Results I present my own Strength, Weakness, Opportunities, and Threats analysis of the region, showing what Federal target programs the Republic of Dagestan participated in. Conclusions I conclude if certain federal and sub-federal target programs, growth strategies and Government regulations get implemented, it will be possible to increase the region's competitiveness and investment attractiveness, and reduce its backlog from other constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Федеральная социально-экономическая политика в обеспечении развития Республики Дагестан»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Устойчивое развитие регионов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Милена Расуловна АХМЕДОВА

преподаватель кафедры мировой экономики и менеджмента,

Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация

[email protected]

История статьи:

Принята 06.04.2014 Принята в доработанном виде 25.04.2016 Одобрена 16.05.2016

УДК 338.22 JEL: Н76, О18, О29

Ключевые слова: стратегия, развитие, потенциал, регион, анализ

Аннотация

Предмет. В связи с кризисным состоянием регионов Российской Федерации стало особенно важным осуществление государственной региональной политики федеральным центром посредством эффективной реализации целевых программ, влияющих в том числе и на социально-экономическое развитие Республики Дагестан.

Цели. Анализ концепции развития Республики Дагестан и рассмотрение участия республики в федеральных целевых программах, влияюшдх на решение проблем в регионе, определение адекватности отражения приоритетов для экономического развития региона в ходе реализации целевых программ, определяющих стратегию его экономического развития. Методология. В качестве методологической основы исследования были использованы сравнительный и факторный виды анализа для сравнения стратегий развития Республики Дагестан и Северо-Кавказского федерального округа, а также метод стратегического анализа внешней и внутренней среды региона для составления SWOT-анализа. Кроме того, использовались статистические данные министерств и ведомств республики. Результаты. Рассмотрены различные элементы воздействия федеральных и субфедеральных компонентов на региональную политику Республики Дагестан. Выявлены различия в приоритетных направлениях экономики Дагестана в Стратегии развития Республики Дагестан и в Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа. Представлен авторский SWOT-анализ региона.

Выводы. Реализация данных федеральных и субфедеральных целевых программ, стратегий роста и постановлений Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Дагестан позволит повысить конкурентоспособность республики, ее инвестиционную привлекательность, а также будет способствовать сокращению отставания от других субъектов Российской Федерации.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Социально-экономическая ситуация в Республике Дагестан за последние пять лет в целом характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей и прежде всего валового регионального продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, инвестиций в основной капитал [1].

Вместе с тем по показателям уровня и качества жизни республика отстает от среднероссийских. Социально-экономическое положение Дагестана характеризуется высоким уровнем безработицы, недостаточным развитием промышленности и сельского хозяйства, обеспечением объектами социальной сферы, незначительными объемами инвестиций, сложной общественно-политической и криминогенной ситуацией.

Характер многочисленных проблем свидетельствует о необходимости целенаправленной поддержки государства в обеспечении устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан.

Учитывая масштабность задач, связанных с развитием республики, для их решения наиболее предпочтительным является программно-целевой метод [2], так как государство продолжает поиск решений, которые могут стабилизировать состояние экономики [3].

Модернизация экономики республики и ее переход на инновационную модель [4], увеличение занятости трудоспособного населения, повышение качества его жизни до среднероссийского уровня невозможны без принятия комплексных системных мер [5].

Основными механизмами воздействия на социально-экономическую политику любого региона являются программы, имеющие целевой характер. Элементы воздействия федеральных и субфедеральных компонентов на региональную политику Республики Дагестан представлены на рис. 1.

Правительством Республики Дагестан неоднократно предпринимались попытки программного решения

проблем развития региона. Главной целью программ являлась стабилизация экономики.

Для решения задач социально-экономического развития Республики Дагестан на федеральном и региональном уровне принималось большое количество различного рода решений: федеральные целевые программы, протокольные решения, постановления, распоряжения и т.д. [6]

Необходимо отметить, что по количеству принятых решений, направленных на развитие региона, Республика Дагестан стоит на одном из первых мест среди субъектов Российской Федерации.

Все регионы, даже имеющие самостоятельность в рамках федерализации, входят в состав одного государства [7], поэтому на их территории действуют единые федеральные программы, которые являются основным механизмом для реализации поставленных государством приоритетов [8].

Так, например, базовые цели, определенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития регионов Российской Федерации до 2020 г.1 не противоречат целям Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. (Стратегия СКФО)2 и Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г. (Стратегия РД)3. Можно отметить лишь то, что цели, поставленные в Стратегии РД, являются более четкими, и это понятно, так как в Стратегии СКФО взгляд на входящие в него регионы более общий. Так, в Стратегии СКФО не определены стратегические ориентиры по развитию основных отраслей Дагестана: сельского хозяйства, промышленности, строительства, розничной торговли и платных услуг населению.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края.

1 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

2 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 № 1485-р.

3 Утверждена Законом Республики Дагестан от 15.07.2011 № 38.

Стратегия СКФО разработана с учетом:

• Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

• Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351;

• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537;

• Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р;

• Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 № 877-р;

• Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р;

• Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 № 1235-р.

Дагестан по своей территории и населению занимает примерно третью часть территории Северо-Кавказского федерального округа, однако доля его проектов, включенных в Стратегию развития округа, значительно меньше. Проблема состоит в том, что конкурентные преимущества республики так и не трансформировались в качественные проекты.

Очевидно, что непропорциональное распределение проектов не будет способствовать социально-экономическому выравниванию регионов [9], скорее наоборот - увеличит разрыв между отсталыми и благополучными субъектами Федерации [10], входящими в округ: одни республики получат больше государственных инвестиций, государственных гарантий и стимулов, другие - меньше [11].

При разработке и рассмотрении проектов необходимо учитывать экономические факторы: конкурентные преимущества, ресурсный потенциал, перспективные секторы экономики [12]. Эти

факторы не были учтены при включении Дагестана в Стратегию СКФО по причине низкого качества представленных проектов.

В перечне приоритетных инвестиционных социальных проектов (мероприятий) на 2010-2013 гг. по реализации Стратегии СКФО в приложении 2 в разделе «Энергетика» включен только один дагестанский проект - «Строительство Ирганайской ГЭС», которое практически завершено и в настоящее время планируется ввести в строй еще два агрегата. При этом строящиеся Гоцатлинская и Агвалинская ГЭС и другие дагестанские гидроэлектростанции в Стратегию СКФО не вошли. Кроме того, не были включены инвестиционные проекты по развитию промышленности, агропромышленного комплекса. И это при том, что Дагестан почти на 60% является аграрной республикой. Полностью проигнорирован тот факт, что Дагестан считается одним из крупнейших в Российской Федерации регионом-производителем мяса, винограда, что здесь активно развиваются личные подсобные хозяйства, производящие более 80% республиканской сельхозпродукции.

Острота и масштабность проблем в экономике и социальной сфере Республики Дагестан требуют применения комплексного подхода к решению проблемы стабилизации социально-экономического положения республики для обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого экономического роста и диктуют необходимость концентрации усилий отраслевых ведомств, различных видов государственной поддержки и финансовой помощи за счет средств федерального бюджета [13].

Приоритеты, определенные Правительством Российской Федерации, обозначены в федеральных программах, целевых программах СевероКавказского федерального округа, а также в региональных целевых программах и постановлениях. Они оказывают большое влияние на социальную и экономическую жизнь региона, их реализация поможет республике справиться с возникшими трудностями и проблемами [14, 15].

Так, например, в список приоритетных мероприятий на 2010-2013 годы по реализации Стратегии СКФО в Республике Дагестан в соответствии с федеральной целевой программой «Юг России (2014-2020 годы)» предполагается строительство завода по производству стеклотарной продукции для обеспечения развития промышленного производства в Республике Дагестан с использованием передовых мировых технологий. Кроме того,

в ходе реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» намечается строительство портового железнодорожного сортировочного парка морского порта Махачкала, а также реконструкция инженерных сооружений а э р о по р то в с кого компле кса « Уйта ш» (г. Махачкала).

Также в перечень перспективных при реализации Стратегии СКФО в Республике Дагестан вошли проекты, связанные:

• с туристско-рекреационным комплексом -совместно с другими республиками СевероКавказского федерального округа предполагается реализовать создание горнолыжных туристических кластеров «Архыз», «Приэльбрусье», «Матлас», «Мамисон»;

• с транспортным комплексом - совместно со Ставропольским краем планируется строительство платной автомобильной дороги Махачкала -Кизляр - Кочубей - Нефтекумск - Буденновск -Минеральные воды, а также намечается развивать железнодорожный узел станции Махачкала;

• энергетическим комплексом - завершение строительства Ирганайской гидроэлектростанции.

Эти масштабные задачи свидетельствуют о значительном влиянии и взаимодействии различных элементов социально-экономической политики республики и Северо-Кавказского федерального округа, а также Российской Федерации в целом.

Отрасли, определенные Правительством Российской Федерации в качестве приоритетных, более подробно и расширенно рассматриваются по регионам округа в Стратегии СКФО, а по каждому региону, например Дагестану, более развернуто и подробно - в Стратегии РД. Однако в Стратегии СКФО для развития Республики Дагестан выделяют лишь пищевую, легкую и топливную промышленность, производство строительных материалов и добычу минералов и руд. При этом в Стратегии РД легкая промышленность и добыча минералов и руд являются приоритетами второстепенной важности.

Для реализации государственной социально-экономической политики, направленной на развитие регионов Северо-Кавказского федерального округа, а также для контроля и координации осуществления федеральных целевых программ и государственных программ 12 мая 2014 г. был

подписан Указ Президента Российской Федерации о формировании Министерства по делам Северного Кавказа. По нашему мнению, эффективная работа такого министерства поможет регионом округа не только осуществлять выбранные проекты развития, но и создавать всю инфраструктуру под них, в том числе и формировать социальную основу. Для социально-экономического развития нестабильных регионов Северного Кавказа, в том числе и Дагестана, не способных в настоящее время справиться со всеми имеющимися проблемами (безработица, недостаток квалифицированного населения, высокая степень коррупции, низкие темпы роста и т.д.) и грамотно использовать имеющийся потенциал, дополнительная помощь может быть весьма полезной, а совместная работа -более продуктивной.

В постановлении Правительства Республики Дагестан от 04.07.2013 № 340 «О реализации приоритетных проектов Президента Республики Дагестан» были определены 10 приоритетных проектов, которые должны быть реализованы к 2015 г. Среди них:

• «Обеление» экономики» - развитие и вывод из «тени» отраслей экономики Дагестана и тем самым увеличение налогооблагаемой базы, а следовательно, пополнение казны за счет налогов;

• «Инвестиции в Дагестан» - привлечение дополнительных финансовых средств в различные отрасли экономики, повышение деловой активности;

• «Эффективное территориальное развитие» -увеличение жилищного строительства, а также формирование благоприятной городской среды;

• «Создание «точек роста» Республики Дагестан» -особое внимание инвестиционным проектам, которые требуют особого внимания и постоянного контроля;

• «Новая индустриализация» - рост промышленного производства, увеличение рабочих мест, пополнение бюджета за счет налогов;

• «Эффективный агропромышленный комплекс» -развитие агропромышленного предпринимательства, организация высокоприбыльного агробизнеса;

• «Человеческий капитал» - создание и организация качественного образовательного процесса в соответствии с кадровым спросом, построение эффективной системы здравоохранения, поднятие

культуры и вхождение республики в российское и международное культурное пространство;

• «Бренд Нового Дагестана» - повышение имиджа республики, увеличение ее рейтинга среди других субъектов Федерации для привлечения инвесторов, а также для выхода местных производителей на российский и международные рынки;

• «Правопорядок и безопасность в Дагестане» -обеспечение безопасности населения республики.

В дальнейшем некоторые из этих проектов объединили и укрупнили из-за дублирования некоторых мероприятий. В итоге получилось семь приоритетных проектов развития Республики Дагестан: «Обеление» экономики», «Новая индустриализация», «Эффективное государственное управление», «Безопасный Дагестан», «Эффективный агропромышленный комплекс», «Человеческий капитал».

Ежегодно в Республике Дагестан выходит постановление Правительства республики «О реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан» и назначаются ответственные за координацию хода реализации и составление отчетов о выполнении плана мероприятий по определенным проектам, в котором отражаются ожидаемый результат, сроки окончания и исполнители (должностные лица). Работа министерств идет по этому же плану. Они представляют информацию правительству о фактическом исполнении запланированных мероприятий.

По нашему мнению, реализация выделенных приоритетных проектов будет способствовать развитию и росту конкурентоспособности экономики республики [16], уменьшению различий в уровне развития муниципальных образований, консолидации усилий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при определении приоритетов социально-экономического развития муниципальных образований и республики в целом [17].

Что касается Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, то сбалансированное территориальное развитие страны предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики

регионов. Однако в Стратегии СКФО нет ориентирования на выравнивание регионов. В ней делается акцент на фокусированное развитие, а не на политику выравнивания.

Российская Федерация в своем бюджете выделяет средства на реализацию долгосрочных федеральных целевых программ на каждый год. В 2013 г. предусматривалась реализация 50 программ по девяти приоритетным направлениям:

• развитие высоких технологий;

• транспортная инфраструктура;

• социальная инфраструктура;

• безопасность;

• Дальний Восток;

• развитие села;

• жилье;

• развитие регионов;

• развитие государственных институтов.

Дагестан участвует не во всех программах. Реализуя федеральные целевые программы, государство ориентирует экономику и социальную сферу субъектов Федерации, а также осуществляет контроль за ее результатами. Так, например, в рамках перспективного направления «Развитие высоких технологий» Республика Дагестан принимает участие только в трех программах:

• «Развитие телерадиовещания Российской Федерации на 2009-2015 годы»;

• «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы»;

• «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы».

В рамках программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» мероприятия по Республике Дагестан были намечены с 2011 г.

В области связи в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» был предусмотрен перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии. Республика Дагестан в числе 27 регионов включена во вторую очередь создания сетей цифрового телевизионного вещания (2011-2012 годы) на территории Российской Федерации.

Республика Дагестан участвует в реализации мероприятий четырех подпрограмм федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2015 гг. [18]:

• «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» (строится третья нитка водовода Миатли - Махачкала, выполняются работы по реконструкции системы водоснабжения г. Буйнакска и реконструкции и расширению канализации г. Махачкалы);

• «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2011-2015 годы»;

• «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;

• «Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан».

В 2013 г. на реализацию мероприятий по этим подпрограммам было предусмотрено выделение из республиканского бюджета 649,96 млн руб.

Кроме того, Республика Дагестан в 2013 г. принимала участие в реализации двух подпрограмм федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (20102015 годы):

• «Гражданская авиация»;

• «Автомобильные дороги».

По двум оставшимся подпрограммам Республика Дагестан не представлена («Морской транспорт», так как в 2010 г. закончили строительство портового железнодорожного сортировочного парка морского порта Махачкала, и «Железнодорожный транспорт», так как на территории Республики Дагестан осуществляются мероприятия федерального значения).

В целях развития сельских территорий Республика Дагестан реализует мероприятия в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Также финансируются мероприятия в рамках программы «Социальное развитие села до 2013 года», в соответствии с которой идет софинансирование газификации горных районов республики. По существующему соглашению между ОАО «Газпром» и Республикой Дагестан осуществляется строительство межпоселковых газопроводов в пяти горных районах (Ботлихский, Цумадинский, Гумбетовский, Хунзахский и Казбековский

районы), а также внутрипоселковые газопроводы в Ботлихском и Цумадинском районах. В настоящее время начато строительство 17 межпоселковых газопроводов в Ботлихском и Цумадинском районах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме этого, реализуются мероприятия федеральных целевых программ «Сохранение и восстановление плодородия почв земель с е ль с кохоз яйс тве нно го назначе ния и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» и «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах»).

В области развития социальной инфраструктуры Республика Дагестан участвует в реализации пяти программ:

• «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»;

• «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы» (в рамках программы финансируются учебные организации федеральной формы собственности);

• «Культура России (2012-2018 годы)»;

• «Доступная среда на 2011-2015 годы»;

• «Развитие водохозяйственного комплекса культуры и спорта на 2012-2020 годы».

В республике в 2013 г. были приняты следующие законы:

• Закон Республики Дагестан от 08.04.2013 № 21 «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей»;

• Закон Республики Дагестан от 29.04.2013 № 27 «Об установлении дополнительных ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Дагестан»;

• Закон Республики Дагестан от 12.03.2013 № 4 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Дагестан».

В рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» было принято постановление Правительства Республики Дагестан от 19.09.2012 № 316 «О мерах по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетного сектора

экономики». Благодаря этому средняя заработная плата социальных работников составила 5 543 руб., педагогов - 13 500 руб., работников культуры -7 881 руб. Среднемесячная заработная плата работников отрасли «Здравоохранение» за I квартал 2013 г. составила 13 063 руб. на одного работника (рост на 6,5% к уровню 2012 г.).

В 2013 г. в рамках программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» продолжалось строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в Буйнакске и Кизляре, а также спортивного комплекса в Махачкале и реконструкция стадиона «Труд».

В сфере обеспечения безопасности в 2013 г. Республика Дагестан принимала участие в реализации следующих федеральных целевых программ:

• «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)»;

• «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)»;

• «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2025 года».

В рамках приоритетного направления «Развитие регионов» республика участвует в реализации программы «Юг России». Федеральная целевая программа «Юг России (2014-2020)» является фактическим продолжением программы «Юг России (2008-2012 годы)».

Для создания социально развитого инновационного государства, а также для сокращения социально-экономического неравенства среди субъектов Федерации на территории Северо-Кавказского федерального округа осуществляется федеральная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, утвержденная Правительством Российской Федерации от 17.12.2012 № 2408-р. На основе реализации данной программы предполагается достижение целей по повышению качества жизни населения округа, а также создание условий для развития реального сектора экономики. В рамках данной программы реализуется федеральная целевая программа «Юг России (20142020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1297.

Программой регламентированы объемы и источники финансирования мероприятий, осуществляемых в Республике Дагестан по конкретным направлениям в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета. В соответствии с условиями предоставления средств из федерального бюджета в Республике Дагестан была принята республиканская целевая программа «Реализация федеральной целевой программы «Юг России 2008-2012 годы», в которой регламентированы конкретные объекты по источникам и объемам финансирования. Общий объем средств, предусмотренный программой по Республике Дагестан, составлял 189 117,94 млн руб., в том числе из федерального бюджета -171 925,4 млн руб., из республиканского бюджета -1 384,54 млн руб.

Решение о продолжении федеральной целевой программы «Юг России (2014-2020 годы)» является очевидным, так как предыдущие программы были удачно реализованы. За период с 2008 по 2010 г. с учетом оптимизации средств федерального бюджета и концентрации объемов финансирования на пусковых объектах в Республике Дагестан были введены в эксплуатацию:

• восемь школ на 2 360 учебных мест (в 2010 г. -четыре школы на 1 080 учебных мест);

• три больничных учреждения, в том числе поликлиника на 100 пос./см. с реабилитационным отделением в с. Агвали Цумадинского района;

• лечебный корпус районной больницы с поликлиникой в с. Арани Хунзахского района;

• больница в с. Новолакское на 50 койко-мест по переселенческой программе. Также в рамках переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства построено 27,61 тыс. м2 жилья (415 домов).

Все предусмотренные по программе индикаторы были достигнуты в полном объеме, а по значительной их части, в том числе по вводу объектов, перевыполнены.

Республика Дагестан принимает участие в реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 20132020 годы», в рамках которой предусмотрено строительство зданий Левашинского и Сергокалинского районных судов.

Для поддержки и развития малого и среднего бизнеса в республике реализуется программа

«Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан (2009-2011 годы)».

Что касается 2015 г., то в соответствии с распоряжением Правительства Республики Дагестан от 13.03.2015 № 72-р предполагалось выполнение на территории республики 26 федеральных целевых программ, из них по 18 программам предварительно была проведена работа органов исполнительной власти Дагестана в государственных органах по реализации мероприятий в рамках данных программ с участием средств федерального бюджета. В 2015 г. примерный объем финансирования из государственного бюджета на реализацию целевых программ в Дагестане составлял 20 532,59 млн руб. (124% к соответствующему объему 2014 г.).

По состоянию на 01.08.2015 на реализацию мероприятий в Республике Дагестан были утверждены объемы финансирования в сумме 26 488,86 млн руб. (84,2% от заявленного объема финансирования), в том числе:

• за счет средств федерального бюджета -17 171,76 млн руб. (83,6%);

• за счет средств республиканского бюджета -9 317,10 млн руб. (85,3%).

При этом Республика Дагестан не была представлена в восьми государственных программах.

Для обеспечения развития Дагестана на основе реализации федеральных и региональных целевых программ, распоряжений Правительства, а также стратегий роста регионов можно проанализировать возможности и угрозы, а также преимущества и недостатки экономики республики (табл. 1). Анализ свидетельствует о том, что несмотря на некоторую неразвитость экономики и социальной сферы республики, возможностей для их развития достаточно. Если рассматривать сильные стороны экономики Дагестана, то динамика естественного прироста населения с каждым годом растет, что приводит к увеличению численности постоянного населения и к росту экономически активного населения, а следовательно, к избытку дешевой рабочей силы.

Высокий дух предпринимательства народов Северного Кавказа привит им с очень давних времен. Население Дагестана в силу своего выгодного географического положения издавна занималось торгово-посреднической деятельностью и распространяло излишки произведенной продукции. Торговцы республики продавали свои продукты на рынках Грузии, Туркменистана, Азербайджана, Ирана и Казахстана [19].

Выгодное приграничное положение дает Дагестану перспективы развития не только торговых отношений, но и информационного сотрудничества, участия в сфере регулирования рынка труда, научного сотрудничества, взаимодействия правоохранительных сил на приграничной территории.

Наличие самобытной культуры, общенародного сознания, общей истории, нравственных принципов около 100 народностей, живущих в Дагестане, влияет на культурно-этническое возрождение, направленность которого обусловливает культурный, экономический, политический потенциалы, а также влияет на социально-экономические и культурные программы и проекты.

Федеральные, субфедеральные и республиканские программы и концепции находятся во взаимосвязи друг с другом и оказывают взаимное влияние на региональную политику [20].

Таким образом, если в Дагестане будет реализована хотя бы часть целевых программ, в которых участвует республика, учтены сильные и слабые стороны экономики и социальной сферы, использованы все имеющиеся возможности, то региональная политика будет более эффективной а следовательно, повысится социальное и экономическое состояние Дагестана. Это приведет к уменьшению разрыва в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, а экономика станет конкурентоспособной.

Таблица 1

Авторский SWOT-анализ экономики Республики Дагестан Table 1

Author's SWOT analysis of the economy of the Republic of Dagestan

Особенности экономики т, _ _ Характеристика _Республики Дагестан_ _

1. Сильные стороны (S) Высокий уровень естественного прироста населения.

Приграничное положение (расположение в зоне сочленения Европы и Азии. Дагестан

граничит по суше и по Каспийскому морю с Грузией, Туркменистаном, Азербайджаном,

Ираном и Казахстаном).

Развитая транспортная инфраструктура.

Уникальная структура агропромышленного комплекса.

Высокий дух предпринимательства.

Большое количество трудовых ресурсов.

Емкий потребительский рынок.

Большое количество рек, которые используются в гидроэнергетике, мелиорации, водоснабжении.

Высокий туристско-рекреационный потенциал.

Существенное инвестирование в жилищное строительство.

Высокие показатели плотности железнодорожной и автомобильной сети.

Богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности.

Наличие развитой системы энергоснабжения.

Большая инвестиционная привлекательность.

Наличие самобытной культуры и истории.

Благоприятная демографическая ситуация.

Наличие международной транспортной сети.

Избыток дешевой рабочей силы.

Наличие минерально-сырьевого ресурсного потенциала и большое количество полезных _ископаемых_

2. Слабые стороны (W) Слабая развитость малого и среднего бизнеса.

Недостаток собственных финансовых ресурсов.

Недостаточная материальная база здравоохранения, детских дошкольных и школьных учреждений.

Плохое состояние дорожных покрытий.

Высокий уровень безработицы.

Неблагоприятный инвестиционный климат.

Наличие слабо регулируемой внутренней и внешней миграции.

Большой износ основных фондов практически во всех отраслях.

Неразвитая система ипотечного кредитования.

Дорогая аренда помещений.

Наличие теневой экономики.

Нецелевое использование дотационных средств.

Отсутствие условий для инновационных комплексов, объектов инновационной деятельности.

_Производство недостаточно конкурентоспособной продукции._

Клановость экономики. Трудности в устройстве на работу. Низкие зарплаты.

Неконкурентоспособный финансовый сектор. Периферийное положение относительно центральных районов. Плохая собираемость налогов. Большая имущественная дифференциация.

Недостаточно эффективная организация социального обеспечения населения. Слабо адаптированная к местным условиям отраслевая структура хозяйства. Медленная реструктуризация предприятий и неэффективный менеджмент. Большое количество необработанной и неиспользованной земли. Увеличение преступности в сфере экономики. Низкий сервис.

Технологическая отсталость в сельском хозяйстве и промышленности. _Плохо развитый туристско-рекреационный комплекс_

3. Возможности (О) Эффективная реализация поставленных приоритетных направлений.

Обеспечение занятости населения, а также создание новых рабочих мест. Создание устойчивого финансового сектора. Построение конкурентоспособной экономики.

Получение лидирующих позиций в промышленном и сельскохозяйственном комплексах.

Продолжение работы по формированию благоприятной для развития бизнеса

нормативно-правовой среды.

Снижение уровня коррупции.

Легализация бизнеса.

Развитие человеческого потенциала.

Полное использование гидроэнергетического потенциала рек. Уменьшение уровня дотационности республики.

Приближение основных показателей развития экономики к среднероссийскому уровню.

Развитие инвестиционной инфраструктуры.

Создание условий для разработки и распространения инноваций.

Технологическая модернизация экономики.

Улучшение социальной инфраструктуры.

Обеспечение институционального развития.

Улучшение жилищных условий населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание научного кластера.

_Эффективная реализация государственной политики в сфере экономики_

4. Угрозы (Т) Терроризм.

Вытеснение с рынка местных производителей иностранными из-за вступления в ВТО.

Резкое истощение плодородия почв сельскохозяйственных земель.

Превращение светской республики в сугубо мусульманскую.

Отток квалифицированной рабочей силы за пределы республики.

Отсталость технологической основы отраслей хозяйства, их высокая ресурсо-

и энергоемкость.

Сокращение лесного массива.

_Неуклонное уменьшение биологического разнообразия_

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 1

Элементы воздействия федеральных, субфедеральных компонентов на региональную политику Республики Дагестан Figure 1

Elements of the impact of federal, sub-federal components on the regional policy of the Republic of Dagestan

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

2. Региональная социально-экономическая политика страны.

3. Федеральная целевая программа «Юг России» (2014-2020 гг.).

4. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» (2010-2015 гг.).

5. Федеральная целевая программа «Жилище 2002-2015».

6. Федеральная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

1. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. 2. Федеральная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 г.»

1. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г.

2. Концепция развития агломерации Южного Дагестана.

3. Региональная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Дагестан на 2011-2015 гг.».

4. Региональная целевая программа «Реализация федеральной целевой программы «Юг России» (2008-2012) на территории Республики Дагестан».

5. Региональная целевая программа «Развитие здравоохранения в Республике Дагестан на 2013-2017 гг.».

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Ильченко А.Н., Абрамова Е.А., Иванова Н.А. Статистический анализ развития регионов на основе интегральной оценки социально-экономической инфраструктуры // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-6. С. 1440-1445.

2. Хоменко В.В., Макеева Ф.С. В поисках эффективных стратегий управления крупными российскими регионами: взгляд из Татарстана // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 4. С. 81-87.

3. Исхакова А.Ф., Прядкина Н.Н. Формирование и реализация стратегии развития региона // Вестник ОГУ. 2012. № 8. С. 110-115.

4. Panasyuk M., Pudovik E., Malganova I., Butov G. Regional Multicultural Community: Problems of Life Quality Estimation. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2014, vol. 5, no. 18, pp. 323-326. doi: 10.5901/mjss.2014.v5n18p323

5. Садков В.Г., Греков И.Е. Об оптимальных размерах участия государства в экономике // Общество и экономика. 2006. № 11-12. С. 57-77.

6. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М.: Либроком, 2012. 264 с.

7. Княгинин В.Н., Липецкая М.С. Практические аспекты разработки стратегий социально-экономического развития регионов РФ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. История. Политология. 2008. № 2. С. 163-168.

8. Popovici O.C., Calin A.C. Attractiveness of Public Policies for FDI in Central and Eastern European Countries. Annals of the University of Oradea. Economic Science Ser., 2012, vol. 21, iss. 1, pp. 61-67.

9. Stan Czamanski, Luiz Augusto de Q. Ablas. Identification of Industrial Clusters and Complexes: A Comparison of Methods and Findings. Urban Studies, 1979, vol. 16, no. 1, pp. 61-80. doi: 10.1080/713702464

10. Abay Mulatu. On the Concept of 'Competitiveness' and Its Usefulness for Policy. Structural Change and Economic Dynamics, 2016, vol. 36, pp. 50-62. doi: 10.1016/j.strueco.2015.11.001

11. Аузан А., Сатаров Г. Приоритеты институциональных преобразований в условиях экономической модернизации // Вопросы экономики. 2012. № 6. С. 65-73.

12. Schwab K. The Global Competitiveness Report 2015-2016. Geneva, World Economic Forum, 2014, 403 р.

13. Бейбалаева Д.К. Основные мероприятия по выводу экономики Республики Дагестан из депрессивного состояния // Российское предпринимательство. 2008. № 3. С. 149-152.

14. Arnold D. Traditions of Systems Theory: Major Figures and Contemporary Developments. Routledge, 2013, 386 p.

15. Князев Ю. О корректировке экономической модели России и новой стратегии развития // Общество и экономика. 2016. № 5. С. 18-34.

16. Renuka Mahadevan, Sandy Suardi. Impact of Socio-Economic Factors and Social Affiliation on Living Standards: A quantile regression approach. Applied Economics Letters, 2012, vol. 19, no. 13, pp. 1231-1236. doi: 10.1080/13504851.2011.619478

17. Nakamura H.R., Olsson M., Lonnborg M. FDI in the post-EU Accession Baltic Sea Region: A Global or a Regional Concern? Baltic Journal of Economics, 2012, vol. 12, iss. 2, pp. 89-108. doi: 10.1080/1406099X.2012.10840519

18. Сухарев О.С. Экономический рост быстро изменяющейся экономики: теоретическая постановка // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 2. С. 359-370.

19. Фролова Е.Д. Стратегия развития предприятия в условиях глобальной инновационной экономики // Известия ИГЭА. 2005. № 1. С. 25-29.

20. Mazurov Y.L., Tikunov V. How to Measure Sustainable Development: A view from Russia. International Journal of Sustainable Development and World Ecology, 2006, vol. 13, no. 6, pp. 525-537.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Sustainable Development of Regions

FEDERAL SOCIAL AND ECONOMIC POLICIES IN ENSURING THE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Milena R. AKHMEDOVA

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 6 April 2016 Received in revised form 25 April 2016 Accepted 16 May 2016

JEL classification: H76, 018, 029

Keywords: strategy, program, development, potential, analysis

Abstract

Subject The article discusses the influence of State policies on the social and economic development of the Republic of Dagestan through target programs.

Objectives The paper aims to analyze the concept of development of the Republic of Dagestan in the Socio-Economic Development Strategy of the Republic of Dagestan and North Caucasian Federal District, review and analyze the Republic's participation in federal target programs that affect the problem solving in the region.

Methods For the study, I used methods of comparative, factorial, and strategic analyses, SWOT analysis, statistical information of ministries and departments of the Republic of Dagestan. Results I present my own Strength, Weakness, Opportunities, and Threats analysis of the region, showing what Federal target programs the Republic of Dagestan participated in. Conclusions I conclude if certain federal and sub-federal target programs, growth strategies and Government regulations get implemented, it will be possible to increase the region's competitiveness and investment attractiveness, and reduce its backlog from other constituent entities of the Russian Federation.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Il'chenko A.N., Abramova E.A., Ivanova N.A. [A statistical analysis of regional development based on the integral assessment of the socio-economic infrastructure]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2013, no. 8-6, pp. 1440-1445. (In Russ.)

2. Khomenko V.V., Makeeva F.S. [In search for effective strategies for the management of major Russian regions: Evidence from Tatarstan]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii = Review of Economy, Law and Sociology, 2013, no. 4, pp. 81-87. (In Russ.)

3. Iskhakova A.F., Pryadkina N.N. [Formation and implementation of a strategy for development of the region]. Vestnik OGU = Vestnik of OSU, 2012, no. 8, pp. 110-115. (In Russ.)

4. Panasyuk M., Pudovik E., Malganova I., Butov G. Regional Multicultural Community: Problems of Life Quality Estimation. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2014, vol. 5, no. 18, pp. 323-326. doi: 10.5901/mjss.2014.v5n18p323

5. Sadkov V.G., Grekov I.E. [On optimal extent of government involvement in the economy]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2006, no. 11-12, pp. 57-77. (In Russ.)

6. Zubarevich N.V. Sotsial'noe razvitie regionov Rossii: problemy i tendentsii perekhodnogo perioda [Social development of the regions of Russia: problems and trends in the transition period]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2012, 264 p.

7. Knyaginin V.N., Lipetskaya M.S. [Practical aspects of development of the strategies for socio-economic development of regions of the Russian Federation]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoriya. Politologiya = Belgorod State University Scientific Bulletin. History, Political Science, 2008, no. 2, pp. 163-168. (In Russ.)

8. Popovici O.C., Calin A.C. Attractiveness of Public Policies for FDI in Central and Eastern European Countries. Annals of the University of Oradea. Economic Science Ser., 2012, vol. 21, iss. 1, pp. 61-67.

9. Stan Czamanski, Luiz Augusto de Q. Ablas. Identification of Industrial Clusters and Complexes: A Comparison of Methods and Findings. Urban Studies, 1979, vol. 16, no. 1, pp. 61-80. doi: 10.1080/713702464

10. Abay Mulatu. On the Concept of 'Competitiveness' and Its Usefulness for Policy. Structural Change and Economic Dynamics, 2016, vol. 36, pp. 50-62. doi: 10.1016/j.strueco.2015.11.001

11. Auzan A., Satarov G. [Priorities of the institutional changes in the conditions of economic modernization]. Voprosy Ekonomiki, 2012, no. 6, pp. 65-73. (In Russ.)

12. Schwab K. The Global Competitiveness Report 2015-2016. Geneva, World Economic Forum, 2014, 403 p.

13. Beibalaeva D.K. [The main activities on pulling out the economy of the Republic of Dagestan of the doldrums]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2008, no. 3, pp. 149-152. (In Russ.)

14. Arnold D. Traditions of Systems Theory: Major Figures and Contemporary Developments. Routledge, 2013, 386 p.

15. Knyazev Yu. [On adjustment of Russia's economic model and the new development strategy]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2016, no. 5, pp. 18-34. (In Russ.)

16. Renuka Mahadevan, Sandy Suardi. Impact of Socio-Economic Factors and Social Affiliation on Living Standards: A Quantile Regression Approach. Applied Economics Letters, 2012, vol. 19, no. 13, pp. 1231-1236. doi: 10.1080/13504851.2011.619478

17. Nakamura H.R., Olsson M., Lonnborg M. FDI in the post-EU Accession Baltic Sea Region: A Global or a Regional Concern? Baltic Journal of Economics, 2012, vol. 12, iss. 2, pp. 89-108. doi: 10.1080/1406099X.2012.10840519

18. Sukharev O.S. [Economic growth in a rapidly changing economy: a theoretical setting]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2016, vol. 12, no. 2, pp. 359-370. (In Russ.)

19. Frolova E.D. [The enterprise development strategy in the global innovation economy]. Izvestiya IGEA = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2005, no. 1, pp. 25-29. (In Russ.)

20. Mazurov Y.L., Tikunov V. How to Measure Sustainable Development: A view from Russia. International Journal of Sustainable Development and World Ecology, 2006, vol. 13, no. 6, pp. 525-537.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.