Научная статья на тему 'Структурные изменения и тренд деиндустриализации экономики региона. Сравнительный анализ'

Структурные изменения и тренд деиндустриализации экономики региона. Сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMY / STRATEGY / RESTRUCTURING / INDUSTRIAL POLICY / MODERNIZATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идзиев Г. И., Рабаданова А. А.

Предмет. В статье рассматриваются проблемы развития производственной сферы экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа, одной из острых проблем для которого является сокращение и постепенное преодоление дотационности. Развитие промышленности может стать реальным и надежным источником налоговых поступлений и обеспечения финансовой самодостаточности региональных бюджетов. Цели. Анализ основных социально-экономических показателей развития экономики региона, выявление особенностей и тенденций изменения экономических показателей в сравнении с целевыми установками стратегии его социально-экономического развития. Методология. В работе использован метод сравнительного анализа на основе данных официальной статистики и оценок автора, а также статистические методы, в частности расчет коэффициентов опережения, характеризующих изменения рассматриваемых показателей во времени, что позволяет дать качественную оценку структурных тенденций в экономике региона. Результаты. На основе анализа динамики основных показателей развития экономики региона, а также коэффициентов опережения, рассчитанных как соотношение темпов роста валового регионального продукта и темпов роста объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видно, что в Российской Федерации и Северо-Кавказском федеральном округе наблюдается однонаправленная тенденция увеличения разрыва между ростом промышленной и сельскохозяйственной продукции в пользу промышленности. Определено, что в Республике Дагестан наблюдается иная картина: там темпы роста продукции промышленности отстают от темпов роста валового регионального продукта и сельского хозяйства. Выводы. Противоречивые результаты динамики соотношений и тенденций в развитии промышленности и сельского хозяйства по стране в целом, по федеральному округу и Республике Дагестан свидетельствуют об отсутствии четкой координированной экономической политики федеральных и региональных органов. Полученные в результате анализа выводы могут использоваться республиканскими органами власти в качестве инструмента при разработке стратегий и программ социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural changes and the trend of de-industrialization of the region''s economy: A comparative analysis

Subject The article deals with the problems of development of the productive sectors of the economy of the North Caucasian Federal District regions, the acute problems of which are reducing and gradual overcoming of subsiding. Objectives The paper aims to analyze the main socio-economic indicators of development of the regional economy and identify the characteristics and trends of these indicators in comparison with the targets of socio-economic development of the region. Methods We used the method of comparative analysis based on official statistics and our assessments, as well as statistical methods. Results We found that in the Russian Federation and North Caucasian Federal District, there is a unidirectional upward trend of the gap between the growth of industrial and agricultural products in favor of industry. We determined that in the Republic of Dagestan, there is a different situation: the growth rate of industrial production lags behind the growth of the gross regional product and agriculture. Conclusions and Relevance The conflicting results of correlations and trends in the development of industry and agriculture in the country as a whole, the Federal District and the Republic of Dagestan indicate the absence of a clearly coordinated economic policy of federal and regional bodies. The analysis findings can be used by Republican authorities as a tool when designing strategies and programs for socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Структурные изменения и тренд деиндустриализации экономики региона. Сравнительный анализ»

ISSN 2311-8733 (Online) Устойчивое развитие регионов

ISSN 2073-1477 (Print)

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ТРЕНД ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ*

Гаджимурат Идзиевич ИДЗИЕВЯ,% Аминат Асадовна РАБАДАНОВАь

1 кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела территориально-отраслевых пропорций в экономике региона, Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, Российская Федерация [email protected]

ь кандидат экономических наук, научный сотрудник отдела социально-экономической политики региона, Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, Российская Федерация [email protected]

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 08.10.2015 Принята в доработанном виде 20.01.2016 Одобрена 22.03.2016

УДК 332.146 JEL: R11

Ключевые слова: экономика, реструктуризация, промышленная политика, модернизация, инновационное развитие

Аннотация

Предмет. В статье рассматриваются проблемы развития производственной сферы экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа, одной из острых проблем для которого является сокращение и постепенное преодоление дотационности. Развитие промышленности может стать реальным и надежным источником налоговых поступлений и обеспечения финансовой самодостаточности региональных бюджетов.

Цели. Анализ основных социально-экономических показателей развития экономики региона, выявление особенностей и тенденций изменения экономических показателей в сравнении с целевыми установками стратегии его социально-экономического развития. Методология. В работе использован метод сравнительного анализа на основе данных официальной статистики и оценок автора, а также статистические методы, в частности расчет коэффициентов опережения, характеризующих изменения рассматриваемых показателей во времени, что позволяет дать качественную оценку структурных тенденций в экономике региона.

Результаты. На основе анализа динамики основных показателей развития экономики региона, а также коэффициентов опережения, рассчитанных как соотношение темпов роста валового регионального продукта и темпов роста объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видно, что в Российской Федерации и Северо-Кавказском федеральном округе наблюдается однонаправленная тенденция увеличения разрыва между ростом промышленной и сельскохозяйственной продукции в пользу промышленности. Определено, что в Республике Дагестан наблюдается иная картина: там темпы роста продукции промышленности отстают от темпов роста валового регионального продукта и сельского хозяйства.

Выводы. Противоречивые результаты динамики соотношений и тенденций в развитии промышленности и сельского хозяйства по стране в целом, по федеральному округу и Республике Дагестан свидетельствуют об отсутствии четкой координированной экономической политики федеральных и региональных органов. Полученные в результате анализа выводы могут использоваться республиканскими органами власти в качестве инструмента при разработке стратегий и программ социально-экономического развития региона.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Сложившиеся в настоящее время экономические условия объективно требуют от государства новых механизмов реализации промышленной политики, ориентированной на экономический рост, основанной на инновациях как на макро-, так и на мезоуровнях экономики. Без высо котехноло гичной промышле нно сти инновации не станут реальным товаром [1]. Эти проблемы могут быть решены только на основе ускоренной комплексной технологической

* Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 14-06-00066-а).

модернизации промышленности, особенно на уровне региона. В этих условиях особенно актуальным становится исследование вопросов, связанных с развитием отраслей, производящих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию [2]. К ним относятся предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которые могут стать «локомотивами», тянущими за собой остальные отрасли промышленности [3].

В условиях значительного перераспределения экономических полномочий от федерального центра к регионам, серьезной трансформации

межбюджетных отношений, развивающегося процесса регионализации особо важен учет региональных аспектов промышленного производства. Когда мы говорим о регионализации, то имеем в виду не только промышленный комплекс отдельного региона -субъекта Федерации, но и объективно складывающиеся промышленные комплексы нескольких граничащих и экономически тесно взаимосвязанных регионов, то есть речь идет о мезоуровне [4].

Для примера рассмотрим один из регионов Северо-Кавказского федерального округа -Республику Дагестан, одной из острых проблем которой является сокращение и преодоление дотационности. Промышленность играет решающее значение для наращивания налоговой базы. В 2012-2013 гг. она давала около 33% собственных налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики. Именно развитие промышленности может стать реальным и надежным источником налоговых поступлений и обеспечения финансовой самодостаточности республиканского бюджета. Необходимость развития промышленности диктуется и перспективой о сво ения месторождений минерального сырья, более полного использования сельскохозяйственного сырья, расширения масштабов добывающей и перерабатывающей промышленности. Крайне важно для Дагестана развитие топливно-энергетического комплекса за счет добычи и переработки нефти и газа, создание дополнительных мощностей в электроэнергетике и т.д. В настоящее время в условиях депрессивной экономики энергетический баланс Дагестана отрицательный. Чтобы выйти на средний российский уровень, например по производству и потреблению электроэнергии на душу населения, Дагестану необходимо увеличить ее производство в 3-4 раза. Поэтому важнейшим приоритетным направлением реструктуризации промышленности является развитие топливно-энергетического комплекса [5].

Приоритетными также являются традиционные для Дагестана пищевая и легкая промышленность. Современная развитая пищевая промышленность должна обеспечивать занятость значительной части населения (причем не только в городах, но и в некоторых сельских районах), создавать рынок сбыта сельскохозяйственной продукции (следовательно, способствовать занятости в сельском хозяйстве), гарантировать продовольственную безопасность республики.

Особая роль легкой промышленности для экономики также заключается в обеспечении занятости. Наряду с этим она имеет в Дагестане собственную сырьевую базу, использование которой весьма актуально [6].

Кроме того, одной из приоритетных отраслей промышленности Дагестана является машиностроение, особенно наиболее трудоемкие и наукоемкие ее подотрасли (электроника, приборостроение и др.). Возможно, что для республики не перспективно создание масштабных металлоемких производств, но весьма актуально развитие адаптированного к местным условиям сельхозмашиностроения, производства оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, бытовой техники и т.д.

Необходимо также учитывать активную роль промышленности в повышении общего профессионального и культурного уровня населения [7].

Стоит отметить, что в последние годы объем промышленной продукции в республике растет (кроме 2010 и 2011 гг.). Индекс промышленного производства в процентах к предыдущему году составил:

• в 2005 г. - 137,15;

• в 2006 г. - 109,21;

• в 2007 г. - 133,1;

• в 2008 г. - 104,1;

• в 2009 г. - 103,2;

• в 2010 г. - 91,2;

• в 2011 г. - 92,3;

• в 2012 г. - 100,4;

• в 2013 г. - 150,6.

При таких темпах роста объемов производства доля промышленности в валовом региональном продукте республики снизилась с 18,5% в 2000 г. до 6,6% в 2013 г. Это свидетельствует о том, что значимость промышленности для экономики Дагестана существенно снижается: доля промышленности в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет 30%, а в валовом региональном продукте СевероКавказского федерального округа - 13,3%.

В промышленности на 01.01.2014 функционировало 2 836 предприятий. Стоимость

основных фондов промышленности на начало 2013 г. составляла 120 млрд руб., или 13,6% от общей стоимости основных фондов республики (в Российской Федерации - 26,2%). В промышленных видах деятельности в 2013 г. было занято 9,5% от общей численности занятых в экономике (в Российской Федерации - 19,3%). В городах Дагестана проживает 1,1% городского населения Российской Федерации, а республика производит лишь 0,12% общего объема промышленной продукции страны [8].

О существенном отставании развития промышленности Дагестана от уровня Российской Федерации и Северо-Кавказского федерального округа, а также регионов округа свидетельствуют данные объемов производства промышленной продукции в расчете на душу населения, а также на душу городского населения (табл. 1). По этим показателям Дагестан отстает от Российской Федерации соответственно в 17,7 раза и в 10,8 раза, от округа - в 2,7 раза и 2,5 раза, а также от всех регионов округа, за исключением Республики Ингушетия и Чеченской Республики.

В 2013 г. объем промышленной продукции в республике составил 47 899 млн руб. и в сопоставимых ценах увеличился на 35,6% по сравнению с 2005 г. и в 4,4 раза по отношению к 2000 г. Высокие темпы роста наблюдаются:

• в швейном производстве; в производстве пищевых продуктов, включая напитки;

• в издательской и полиграфической деятельности;

• в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов;

• в производстве готовых металлических изделий;

• в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

• в производстве транспортных средств и оборудования;

• в производстве резиновых и пластмассовых изделий.

В то же время анализ показывает, что ни одна из отраслей республиканской промышленности все еще не вышла из кризиса после глубокого спада объемов производства с начала 1990-х гг. Объем промышленной продукции в 1998 г. составлял лишь 16,7% к предкризисному 1990 г., а по 15 отраслям и подотраслям из 20 этот объем составлял менее 10% уровня 1990 г. Высокие

проценты вовсе не говорят о реальном переломе в промышленной сфере, учитывая, что в целом объем промышленной продукции в 2009 г., по нашей оценке, составил лишь 72% к уровню 1990 г, а в 2013 г. - около 40%. Таким образом, несмотря на высокие темпы роста, промышленность республики по существу не развивается [9].

Отставание индустриального развития республики наглядно демонстрирует состояние основных фондов промышленных видов деятельности (табл. 2), которые составляют всего 0,36% от подобных фондов Российской Федерации. Ничтожную долю в объеме основных фондов страны (0,06%) имеет республика по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых».

Именно резкое отставание объема инвестиций в основной капитал промышленности республики привело к тому, что основные фонды в расчете на душу населения в Российской Федерации больше в 5,7 раза, чем в Республике Дагестан (табл. 2).

Чрезвычайным следует считать состояние основных фондов в промышленности республики. Значительная их часть морально и физически устарела (табл. 3). Особую тревогу вызывает то, что износ основных фондов по добыче полезных ископаемых составляет 69,8%, при этом 48,4% основных фондов изношено полностью. В республике износ основных фондов в обрабатывающих производствах также существенно выше, чем в целом по стране и Северо-Кавказскому федеральному округу.

Научно-техниче с кий и инже не рно-конструкторский потенциал республики в дореформенные годы был сконцентрирован на оборонных предприятиях машиностроительного комплекса [10]. В настоящее время загрузка производственных мощностей машиностроения составляет около 15-20%, что характеризует наличие значительного потенциала развития отрасли. В частности, имеется возможность для повышения доли наукоемкой продукции, создания системы поддержки инновационной деятельности предприятий, реализации инновационных проектов, использования потенциала науки в индустриальном развитии региона [11].

Легкая промышленность всегда была одной из ведущих отраслей экономики республики. Ее большие перспективы связаны с развитием народных художественных промыслов, где в настоящее время из более 40 предприятий

функционируют только 9. В Республике Дагестан существенный потенциал развития имеет пищевая промышленность, в частности производство плодоовощной, цельномолочной, мясной, мукомольно-крупяной, рыбной, кондитерской, винно-коньячной и безалкогольной продукции, производство минеральной воды и т.д. Республика располагает практически неограниченными запасами сырья для развития промышленности строительных материалов.

Особо следует подчеркнуть, что в республике имеется необходимый человеческий потенциал: неиспользуемые трудовые ресурсы, средние и высшие учебные заведения для подготовки современных специалистов, опытные кадры, которые еще сохранились в отдельных сферах производства.

Это свидетельствует о необходимости развития промышленного сектора региона, модернизации и перевода на инновационную модель как одной из важнейших приоритетных задач для органов власти республики. В Дагестане была разработана и утверждена стратегия социально-экономического развития республики до 2025 г., имеющая важнейшее значение для повышения уровня жизни граждан, обеспечения устойчивого развития экономики региона и ее базовых отраслей. Однако всесторонний анализ, проведенный главным научным сотрудником Ин с ти ту та с о ци а л ь н о - э ко н о м и ч е с к и х исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук А.Ш. Ахмедуевым, выявил ряд недостатков, которые усложняют как восприятие, так и реализацию стратегии. Например, разделы «Стратегии - 2025», включая доктрину, стратегические цели, индикаторы, механизмы реализации, разработаны по комплексам:

• торгово-транспортно-логистический;

• промышленный;

• агропромышленный;

• топливно-энергетический;

• социально-инновационный;

• туристско-рекреационный.

Поскольку статистический учет в стране и регионах ведется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), то анализ, оценка динамики и сравнение показателей социально-экономического развития как внутри

региона, так и с другими регионами, среднероссийскими и мировыми показателями возможны только по разделам ОКВЭД, а не по комплексам, предложенным в «Стратегии - 2025». Промышленный комплекс, представленный в «Стратегии - 2025», охватывает лишь незначительную часть промышленных видов деятельности в республике. При этом судьбоносная отрасль расчленена по комплексам: промышленный (в основном машиностроение и легкая промышленность), агропромышленный (пищевая промышленность), строительный (промышленность строительных материалов), топливно-энергетический (добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство электроэнергии и др.). Таким образом, промышленность как базовая отрасль народного хозяйства республики разделяется по многим комплексам, следовательно, и стратегическое, и программно-целевое управление развитием отрасли из единого центра становится невозможным [12].

На наш взгляд, целесообразнее в качестве основного документа для исследования использовать проект стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г., который был разработан по заказу Правительства Республики Дагестан группой сотрудников Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук. Проект был рассмотрен Правительством Республики Дагестан, но не принят в связи с разработкой стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. Однако ее актуальность и теоретическая обоснованность не вызывает у нас сомнений. В своем исследовании мы опирались именно на нее. В ней, исходя из императивов общемировых и российских тенденций, состояния отрасли и объективных потребностей республики, оценки имеющихся ресурсов, конкурентных преимуществ и ограничений, определены основные прогнозные показатели (табл. 4).

В стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г. приведены прогнозные расчеты и проектные направления реструктуризации и модернизации всех отраслей и видов промышленной деятельности, механизмы реализации предлагаемых мер и достижения стратегических целей. Важнейшим условием прорыва индустрии республики является активизация инвестиционной деятельности и поэтапный переход на инновационный путь развития. В стратегии социально-экономического

развития Республики Дагестан до 2020 г. прогнозировалось довести объем промышленной продукции к 2017 г. до 129,7 млрд руб. (в ценах 2006 г.). Это свидетельствует о реальности высоких темпов роста этого сектора и достижения стратегических целей.

По принятому композиционному сценарию прогнозировалось привлечь в экономику республики 1 684,6 млрд руб. инвестиций, из них 540,8 млрд руб. (32,1%) - в промышленность. Это позволило бы существенно изменить структуру как промышленности, так и всей экономики Даге стана. Планировало сь, что доля промышленности в валовом региональном продукте должна возрасти с 8,3% в 2006 г. до 20,9% в 2020 г.

Существенно должно сократиться отставание республики от среднего показателя по Российской Федерации в производстве промышленной продукции на душу населения (табл. 5).

Анализ приведенных данных показывает, что даже при высоких темпах развития промышленности (в 12,4 раза) Дагестан все еще будет отставать от Российской Федерации по этому показателю в 3 раза.

Наряду с активизацией инновационной деятельности важным фактором достижения стратегических целей является сосредоточение ресурсов и усилий на приоритетных направлениях, к которым относятся:

• опережающее развитие топливно-энергетического комплекса;

• активное развитие пищевой промышленности и переработки сельскохозяйственного сырья;

• формирование развитой индустрии строительных материалов;

• инновационно-технологическая модернизация.

Одним из о сновных направле ний реструктуризации отрасли и реализации стратегических целей является формирование и развитие территориально-производственных комплексов (кластеров) [13]. В республике имеются реальные условия и предпосылки для формирования следующих кластеров:

• винно-коньячного;

• строительных материалов;

• гидрогенерирующего;

• нефтегазового;

• автокомпонентов;

• судостроительного.

В стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г. дано развернутое обоснование, определены структурные звенья, а также проектные направления формирования кластеров в промышленности республики.

В результате развития и поэтапного перевода на инновационную модель, промышленность республики к 2020 г. должна стать конкурентоспособной. Это будет обеспечиваться увеличением доли инновационной продукции в общем объеме продукции промышленности с 4,2% в 2006 г. до 24,5% в 2020 г.

Таким образом, можно говорить о достаточном потенциале регионального промышленного комплекса, однако его современное состояние свидетельствует об отсутствии четкой координированной экономической политики федеральных и региональных органов власти, направленной на развитие данной сферы экономики [14].

Анализ прогнозных расчетов показывает, что для преодоления отставания темпы роста макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 г. должны существенно превышать среднероссийские (табл. 6).

Промышленность и сельское хозяйство всегда были приоритетными отраслями народного хозяйства страны и ее регионов. При этом промышленность, как правило, занимала лидирующие позиции. Не была исключением и Республика Дагестан. Однако в настоящее время промышленность перестала быть лидирующей в экономике республики. Для определения места, которое занимает промышленность в экономике Российской Федерации, Северо-Кавказского федерального округа и Республики Дагестан, нами проведен анализ ряда показателей в разрезе регионов страны за 2008-2013 гг. по данным, опубликованным Росстатом1.

Темпы роста трех важнейших экономических показателей - валового регионального продукта, объема промышленной и сельскохозяйственной продукции приведены в табл. 7. Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что рост темпов почти в 2 раза обусловлен инфляцией

1 Регионы России. Социально-экономические показатели 2014. М.: Росстат, 2014. 693 с.

и рядом других факторов, не связанных с реальным ростом экономики. Данные, представленные в табл. 6, показывают, что темпы роста объема промышленной продукции по Российской Федерации и Северо-Кавказскому федеральному округу выше темпов изменения валового регионального продукта и объема сельскохозяйственной продукции, что можно рассматривать как явление положительное. В Республике Дагестан темпы роста промышленной продукции ниже темпов роста валового регионального продукта и объема сельскохозяйственной продукции, что говорит об уменьшении доли промышленности в валовом региональном продукте. Наибольший рост объема промышленной продукции наблюдается по Российской Федерации, сельскохозяйственной продукции и валового регионального продукта - по Республике Дагестан.

Коэффициенты опережения, рассчитанные как отношение темпов роста объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции к темпам роста валового регионального продукта, также свидетельствуют об опережающем развитии промышленности по сравнению с остальными отраслями экономики в Российской Федерации. Однако в Республике Дагестан темпы роста продукции промышленности отстают от темпов роста валового регионального продукта и сельского хозяйства.

В соответствии с коэффициентами, рассчитанными как отношение темпов роста по Северо-Кавказскому федеральному округу и Республике Дагестан к темпам роста по Российской Федерации, валовой региональный продукт и объем сельскохозяйственной продукции по Республике Дагестан увеличились заметно (в большей степени, чем по федеральному округу и Российской Федерации), но объем промышленной продукции по Российской Федерации выше, чем по федеральному округу и Республике Дагестан.

Данные, характеризующие соотношения, сложившиеся между рассматриваемыми тремя показателями по Российской Федерации, СевероКавказскому федеральному округу и Республике Дагестан, приведены в табл. 8. Анализ этих данных показывает следующее:

• объем промышленной продукции к валовому региональному продукту вырос по Российской Федерации с 58,85 до 76,6%;

• объем промышленной продукции к валовому региональному продукту по Северо-Кавказскому

федеральному округу уменьшился с 34,52 до 29,45;

• объем промышленной продукции к валовому региональному продукту по Республике Дагестан уменьшился с 12,73 до 11,44 %.

Одновре ме нно уме ньшился объе м сельскохозяйственной продукции к валовому региональному продукту:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• по Российской Федерации - с 7,29 до 6,83%;

• по Северо-Кавказскому федеральному округу -с 23,93 до 19,01%;

• по Республике Дагестан - с 18,64 до 17,94%.

При этом суммарный объем продукции промышленности и сельского хозяйства по Российской Федерации вырос с 66,14 до 83,43%, а по Северо-Кавказскому федеральному округу и Республике Дагестан уменьшился соответственно с 58,45 до 48,46% и с 31,37 до 29,38%.

Данные, характеризующие соотношения, сложившиеся между рассматриваемыми тремя показателями по Российской Федерации, СевероКавказскому федеральному округу и Республике Дагестан в 2008 и 2013 гг., представлены в табл. 9. Анализ данных, приведенных в этой таблице, показывает, что при увеличении доли валового регионального продукта федерального округа и Республики Дагестан в общем валовом внутреннем продукте Российской Федерации (с 2,14 до 2,52% и с 0,64 до 0,8% соответственно), процент промышленной продукции в общем объеме промышленности Российской Федерации снизился с 1,26 до 0,97% по Северо-Кавказскому федеральному округу и с 0,14 до 0,12% по Республике Дагестан. Доля сельскохозяйственной продукции округа в общем объеме сельскохозяйственной продукции Российской Федерации за пять лет изменилась незначительно: с 7,08 до 7,01%, а в Республике Дагестан увеличилась с 1,64 до 2,09%.

Интерес представляют соотношения, сложившиеся м е жд у о б ъ е м а м и пр о м ы ш л е н но й и сельскохозяйственной продукции (табл. 10), которые выглядят следующим образом:

1) за 2005 г.:

• по Российской Федерации - 9,11/1;

• по Северо-Кавказскому федеральному округу -1,45/1;

• по Республике Дагестан - 0,7/1;

2) за 2013 г:

• по Российской Федерации - 11,22/1;

• по Северо-Кавказскому федеральному округу -1,54/1;

• по Республике Дагестан - 0,64/1.

Анализ данных, приведенных в табл. 10, показывает, что в Российской Федерации и Северо-Кавказском федеральном округе наблюдается однонаправленная тенденция увеличения разрыва между ростом промышленной и сельскохозяйственной продукции. В Республике Дагестан, напротив, доля промышленности почти в 2 раза меньше, чем сельского хозяйства.

Полученные противоречивые результаты по динамике соотношений и тенденций в развитии промышленности и сельского хозяйства по стране в целом, по Северо-Кавказскому федеральному округу и Республике Дагестан свидетельствуют об отсутствии че ткой скоо рдинированной экономической политики федеральных и региональных органов, направленной на оптимизацию этих соотношений и тенденций.

В связи с этим, по нашему мнению, на федеральном уровне следует уделить больше внимания ре гиональной специфике промышленной политики. Необходимо рассматривать регионы Северо-Кавказского федерального округа как целостную, единую экономическую систему, в которой развитие отдельных территорий (республик Северного Кавказа) должно увязываться с планами промышленного развития Российской Федерации [15]. В то же время они (регионы) должны формироваться в значительной степени под

влиянием внутренних факторов и условий, объективно присущих тому или иному региону. При таком подходе, по нашему мнению, в ближайшем будущем мы сможем говорить о «южном прорыве» [16].

Диверсификация, расширение масштабов и рост объемов продукции промышленности являются материальной основой инновационного развития и повышения производительности труда в других сферах деятельности, следовательно, обеспечения конкурентоспособности всей экономики [17]. Именно промышленность создает современные средства и орудия труда, является базой развития высоких технологий во всех сферах деятельности и перевода экономики на инновационный путь развития [18].

По нашему мнению, в специфических условиях рассматриваемого региона при формировании промышленной политики нецелесообразно придерживаться концепции, основанной на выделении «точек роста», что может привести к концентрации ресурсов в регионах с более развитой промышленной базой и инфраструктурой в ущерб остальным [19]. Однако нежелательно придерживаться и политики выравнивания региональных экономических потенциалов, в том числе промышленных, так как неравномерность развития сферы производства определена объективными внешними и внутренними условиями, а также исторической специализацией экономики регионов [20]. На наш взгляд, в рамках Северо-Кавказского федерального округа не обходима разработка и реализация промышленной политики, направленной на интеграцию экономического пространства и основанная на принципе взаимного дополнения, создания межрегиональной цепочки кластеров.

Таблица 1

Объем промышленной продукции в расчете на душу населения в 2013 г. Table 1

Industrial output per capita in 2013

На душу населения На душу городского населения

По отношению По отношению

Регион Сумма, тыс. руб. к Республике Дагестан, во сколько раз Сумма, тыс. руб. к Республике Дагестан, во сколько раз

Российская Федерация 288,6 17,7 390 10,8

Северо-Кавказский федеральный округ 44,6 2,7 90,6 2,5

Республика Дагестан 16,3 1 36 1

Республика Ингушетия 13,6 0,83 34,2 0,95

Кабардино-Балкарская Республика 36,8 2,3 68 1,9

Карачаево-Черкесская Республика 96,7 6 224,7 6,2

Республика Северная Осетия - Алания 34,2 2,1 53,5 1,5

Чеченская Республика 14,5 0,89 14,5 0,4

Ставропольский край 90 5,5 90 2,5

Источник: данные Росстата Source: Rosstat

Таблица 2

Основные фонды по промышленным видам деятельности на конец 2013 г. Table 2

Fixed-capital assets by industrial activities at the end of 2013

Показатель Республика Дагестан Российская Федерация

Основные фонды по полной учетной стоимости, млн руб. В том числе по видам деятельности: • добыча полезных ископаемых • обрабатывающие производства • производство и распределение электроэнергии, газа и воды 129 679 8 522 68 952 52 205 36 169 694 (0,36) 14 106 953 (0,06) 11 378 966 (0,6) 10 683 775 (0,5)

Основные фонды промышленности в расчете на душу населения, тыс. руб. 44 252 (500,7)

Основные фонды промышленности в расчете на душу городского населения, тыс. руб. 97,6 340,9 (300,5)

Примечание. В скобках приведен удельный вес Республики Дагестан в %. Источник: данные Росстата

Note. In brackets: The share of the Republic of Dagestan, %. Source: Rosstat

Таблица 3

Степень износа основных фондов по промышленным видам экономической деятельности на начало 2013 г., % Table 3

Degree of wear and tear of fixed assets by industrial economic activities at the beginning of 2013, %

Вид деятельности Республика Дагестан Северо-Кавказский федеральный округ Российская Федерация

Всего Полностью изношенные Всего Полностью изношенные Всего Полностью изношенные

Добыча полезных ископаемых 69,8 48,4 52,5 29,2 49,6 20,3

Обрабатывающие производства 51,4 11,9 39,7 9,3 43,4 13,5

Производство и распределение 18,5 1,5 31,3 9,8 39,2 12,2

электроэнергии, газа и воды

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat Таблица 4

Стратегические цели развития промышленности республики в 2006-2020 гг.

Table 4

Strategic objectives of the Republic's industry development in 2006-2020

Показатель 2006 2007 2008 2009 2012 2017 2020

Объем промышленного производства, 19,3 23,4 27,9 31,3 51,5 129,7 238,9

в ценах 2006 г., млрд руб.

Индекс роста к 2006 г., % 100 121 145 162 267 672 1238

Источник: проект стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г. Source: Draft Strategy for socio-economic development of the Republic of Dagestan until 2020

Таблица 5

Планируемый показатель производства промышленной продукции на душу населения Республики Дагестан в сравнении с Российской Федерацией в 2006 и 2020 гг.

Table 5

Planned indicator of industrial production per capita of the Republic of Dagestan in comparison with the Russian Federation in 2006 and 2020

Производство промышленной продукции на душу населения, тыс. руб. 2006 2020

Российская Федерация 119,2 247,4

Республика Дагестан 7,3 83,3

Отношение показателя производства Республики Дагестан к Российской Федерации, % 6,1 33,7

Источник: проект стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г. Source: Draft Strategy for socio-economic development of the Republic of Dagestan until 2020

Таблица 6

Сравнение основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Дагестан (композиционный сценарий) и Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.

Table 6

Comparison of key macroeconomic indicators of socio-economic development of the Republic of Dagestan (a composite scenario) and the Concept of socio-economic development of the Russian Federation up to 2020

Показатель 2006 г. 2020 г.

Российская Федерация Республика Дагестан Российская Федерация Республика Дагестан

1. Валовой региональный продукт, млрд руб. 26 883 118,3 65 277 586,1

Индекс физического объема валового регионального продукта, % к 2006 г. 100 100 242,8 495,4

Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб. 188,3 44,6 455,2 204,4

Отношение показателей Республики Дагестан к показателям Российской Федерации, % 100 23,7 100 45

2. Продукция промышленности, млрд руб. 17 025 19,3 35 481,4 238,9

Индекс физического объема, % к 2006 г. 100 100 208,4 1238

Продукция промышленности на душу населения, тыс. руб. 119,2 7,3 247,4 83,3

Отношение показателей Республики Дагестан к показателям Российской Федерации, % 100 6,1 100 33,7

3. Сельское хозяйство, млрд руб. 1 711,3 29,4 2 611,1 100,7

Индекс физического объема, % к 2006 г. 100 100 152,6 342,5

Продукция сельского хозяйства на душу населения, тыс. руб. 12 11,1 18,2 35,1

Отношение показателей Республики Дагестан к показателям Российской Федерации, % 100 93,3 100 192,8

4. Оборот розничной торговли, млрд руб. 8 693,4 108,6 28 359,6 426,7

Индекс физического объема, % к 2006 г. 100 100 326,2 393

Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб. 61 41 197,8 148,8

Отношение показателей Республики Дагестан к показателям Российской Федерации, % 100 67,2 100 75,2

5. Платные услуги населению, млрд руб. 2 798,8 25,3 6 568,8 74,7

Индекс физического объема, % к 2006 г. 100 100 234,7 295,3

Платные услуги на душу населения, тыс. руб. 19,6 9,5 45,8 26,

Отношение показателей Республики Дагестан к показателям Российской Федерации, % 100 48,4 100 56,8

6. Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 4 730 39,4 22 469,7 259,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс физического объема, % к 2006 г. 100 100 475 658,6

Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. 33,1 14,9 155,7 90,5

Отношение показателей Республики Дагестан к показателям Российской Федерации, % 100 43,5 100 58,1

7. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. 10 183 6 261 29 024,4 23 213,3

Индекс доходов, % к 2006 г. 100 100 285 370,8

Отношение показателей Республики Дагестан к показателям Российской Федерации, % 100 61,5 100 80

8. Население, тыс. чел. 142 487,2 2 649,8 143 400 2 867,7

В % к 2006 г. 100 100 100,6 108,2

Источник: проект стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г. Source: Draft Strategy for socio-economic development of the Republic of Dagestan until 2020

Таблица 7

Темпы изменения показателей валового регионального продукта, объема промышленной и сельскохозяйственной продукции в 2013 г. по сравнению с 2008 г.

Table 7

Rate of change in gross regional product, volume of industrial and agricultural production in 2013 compared to 2008

Показатель Российская Федерация СевероКавказский федеральный округ Республика Дагестан

Темпы роста, во сколько раз

Валовой региональный продукт 1,6 1,9 2

Объем промышленной продукции 2,1 1,6 1,8

Объем сельскохозяйственной продукции 1,5 1,5 2

Коэффициенты опережения

Валовой региональный продукт 1 1 1

Объем промышленной продукции 1,3 0,8 0,9

Объем сельскохозяйственной продукции 0,9 0,8 1

Коэффициенты опережения

Валовой региональный продукт 1 1,2 1,3

Объем промышленной продукции 1 0,8 0,9

Объем сельскохозяйственной продукции 1 1 1,3

Примечание. Расчеты проведены на основе данных в текущих ценах. Коэффициенты опережения рассчитаны как отношение темпов роста объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции к темпам роста валового регионального продукта. Коэффициенты опережения рассчитаны как отношение показателей Северо-Кавказского федерального округа и Республики Дагестан к показателям Российской Федерации. Источник: данные Росстата

Note. Calculations are based on data at current prices. Lead ratios are calculated as the ratio of the rate of growth in industrial and agricultural products to the growth rates of the gross regional product. Lead ratios are calculated as the ratio of indicators of the North Caucasian Federal District and the Republic of Dagestan to the indicators of the Russian Federation. Source: Rosstat

Таблица 8

Объем промышленной и сельскохозяйственной продукции к валовому региональному продукту в 2008 и 2013 гг., % Table 8

Volume of industrial and agricultural production to the gross regional product in 2008 and 2013, %

2008 2013

Показатель Российская СевероКавказский Республика Российская СевероКавказский Республика

Федерация федеральный округ Дагестан Федерация федеральный округ Дагестан

Валовой региональный 100 100 100 100 100 100

продукт

Объем промышленной 58,85 34,52 12,73 76,6 29,45 11,44

продукции

Объем 7,29 23,93 18,64 6,83 19,01 17,94

сельскохозяйственной

продукции

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat

Таблица 9

Соотношения, сложившиеся между валовым региональным продуктом, объемами промышленной и сельскохозяйственной продукции Северо-Кавказского федерального округа и Республики Дагестан к Российской Федерации в 2008 и 2013 гг., %

Table 9

Ratio between the gross regional product, volumes of industrial and agricultural products of the North Caucasian Federal District and the Republic of Dagestan to the Russian Federation in 2008 and 2013, %

2008 2013

Показатель Российская СевероКавказский Республика Российская СевероКавказский Республика

Федерация федеральный округ Дагестан Федерация федеральный округ Дагестан

Валовой региональный 100 2,14 0,64 100 2,52 0,8

продукт

Объем промышленной 100 1,26 0,14 100 0,97 0,12

продукции

Объем 100 7,08 1,64 100 7,01 2,09

сельскохозяйственной

продукции

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat Таблица 10

Соотношения объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции по Российской Федерации к Северо-Кавказскому федеральному округу и Республике Дагестан за 2005-2013 гг.

Table 10

Ratio of the volumes of industrial and agricultural production in the Russian Federation to the North Caucasian Federal District and the Republic of Dagestan for 2005-2013

Регион 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Российская 9,11 13,46 9,82 8,11 8,94 10,74 10,75 11,44 11,22

Федерация

Северо- 1,45 1,42 1,37 1,44 1,51 1,54 1,52 1,55 1,54

Кавказский

федеральный

округ

Республика 0,7 0,69 0,72 0,68 0,74 0,68 0,73 0,65 0,64

Дагестан

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat

Список литературы

1. Алексеев А.В. Производственный аппарат промышленности: от деградации к модернизации // Экономист. 2011. № 2. С. 31-44.

2. Зуев В.Е. Факторы экономического развития и структурные реформы в России // Вопросы экономики. 2013. № 5. С. 56-72.

3. Хрусталёв Е.Ю., Балашова С.А. Комплексная оценка показателей инновационного развития методами многомерного статистического анализа (на примере стран Европейского союза) // Экономика и математические методы. 2014. Т. 50. № 2. С. 73-87.

4. Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно-ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3. С. 19-30.

5. Идзиев Г.И. Инновационное развитие промышленности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 151-158.

6. Юнусова П.С. Институциональные проблемы развития системы государственных заказов продовольствия // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 1. С. 179-187.

7. Корнейчук Б.В. Теоретические и идеологические основы доктрины «новой индустриализации» // Вопросы экономики. 2014. № 3. С. 141-149.

8. Рабаданова А.А. Состояние и тенденции изменения структуры экономики в регионах СевероКавказского федерального округа // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 9. С.74-82.

9. Багомедов М.А. Реструктуризация экономики региона: актуальность и возможные направления // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 4. С. 22-28.

10. Боткин О.И., Гребёнкин И.В. Формирование конкурентного потенциала машиностроительного комплекса региона // Экономика региона. 2014. № 1. С. 125-132.

11. Кутаев Ш.К., Гордеев О.И. Развитие промышленности и формирование инновационной экономики региона // Апробация. 2014. № 6. С. 58-61.

12. Ахмедуев А.Ш. Проблемы актуализации и направления корректировки Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 128-140.

13. Дроздова Н.В. Территориально-производственные комплексы и региональные кластеры: преемственность и перспективы развития // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 1. № 3. С. 125-129.

14. Идзиев Г.И. Особенности формирования региональной промышленной политики при проведении реструктуризации экономики Республики Дагестан // Проблемы современной экономики. 2008. № 4. С.380-382.

15. Арсланова Х.Д., Арсланов Ш.Д. Основные проблемы развития промышленного производства регионов Северо-Кавказского Федерального Округа // Фундаментальные исследования. 2015. № 5-2. С.379-383.

16. Арсланов Ш.Д., Арсланова Х.Д., Идзиев Г.И., Рабаданова А.А. Системная модернизация регионального промышленного комплекса // Вопросы структуризации экономики. 2014. № 3. С.72-77.

17. Рязанов В.Т. Импортозамещение и новая индустриализация России, или как преодолеть стагнацию // Экономист. 2014. № 11. С. 3-19.

18. Сухарев О.С., Стрижакова Е.Н. Новая индустриализация - путь к повышению производительности труда в промышленности // Экономист. 2014. № 5. С. 6-18.

19. Смирнов С.В. Динамика промышленного производства в СССР и России. Ч. 1. Опыт реконструкции, 1861-2012 годы // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 59-83.

20. Романова О.А. Стратегический вектор экономической динамики индустриального региона // Экономика региона. 2014. № 1. С. 43-56.

ISSN 2311-8733 (Online) Sustainable Development of Regions

ISSN 2073-1477 (Print)

STRUCTURAL CHANGES AND THE TREND OF DE-INDUSTRIALIZATION OF THE REGION'S ECONOMY: A COMPARATIVE ANALYSIS

Gadzhimurat I. IDZIEVa% Aminat A. RABADANOVAb

a Institute of Socio-Economic Research, Dagestan Science Centre of RAS, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation [email protected]

b Institute of Socio-Economic Research, Dagestan Science Centre of RAS, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Corresponding author

Article history:

Received 8 October 2015 Received in revised form 20 January 2016 Accepted 22 March 2016

JEL classification: R11

Keywords: economy, strategy, restructuring, industrial policy, modernization, innovative development

Acknowledgments

The research was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 14-06-00066-a.

References

1. Alekseev A.V. [The productive apparatus of industry: from degradation to modernization]. Ekonomist = Economist, 2011, no. 2, pp. 31-44. (In Russ.)

2. Zuev V.E. [Factors of economic development and structural reform in Russia]. Voprosy Ekonomiki, 2013, no. 5, pp. 56-72. (In Russ.)

3. Khrustalev E.Yu., Balashova S.A. [Integrated assessment of indicators of innovation development using multivariate statistical analysis methods: A case study of the European Union countries]. Ekonomika i matematicheskie metody = Economics and Mathematical Methods, 2014, vol. 50, no. 2, pp. 73-87. (In Russ.)

4. Khrustalev E.Yu., Slavyanov A.S. [Problems of formation of an investment strategy of innovation-oriented economic growth]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2011, no. 3, pp. 19-30. (In Russ.)

5. Idziev G.I. [Innovative development of the industry in the region]. Regional'nyeproblemypreobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2012, no. 2, pp. 151-158. (In Russ.)

6. Yunusova P.S. [Institutional problems of development of the system of State orders of food]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2011, no. 1, pp. 179-187. (In Russ.)

Abstract

Subject The article deals with the problems of development of the productive sectors of the economy of the North Caucasian Federal District regions, the acute problems of which are reducing and gradual overcoming of subsiding.

Objectives The paper aims to analyze the main socio-economic indicators of development of the regional economy and identify the characteristics and trends of these indicators in comparison with the targets of socio-economic development of the region.

Methods We used the method of comparative analysis based on official statistics and our assessments, as well as statistical methods .

Results We found that in the Russian Federation and North Caucasian Federal District, there is a unidirectional upward trend of the gap between the growth of industrial and agricultural products in favor of industry. We determined that in the Republic of Dagestan, there is a different situation: the growth rate of industrial production lags behind the growth of the gross regional product and agriculture.

Conclusions and Relevance The conflicting results of correlations and trends in the development of industry and agriculture in the country as a whole, the Federal District and the Republic of Dagestan indicate the absence of a clearly coordinated economic policy of federal and regional bodies. The analysis findings can be used by Republican authorities as a tool when designing strategies and programs for socio-economic development of the region.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

7. Komeichuk B.V. [Theoretical and ideological foundations of the new industrialization doctrine]. Voprosy Ekonomiki, 2014, no. 3, pp. 141-149. (In Russ.)

8. Rabadanova A.A. [Status and trends in the structure of the economy of the regions of the North Caucasian Federal District]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2015, no. 9, pp. 74-82. (In Russ.)

9. Bagomedov M.A. [Restructuring of the region's economy: the relevance and possible directions]. Voprosy strukturizatsii ekonomiki = Questions of Structuring of the Economy, 2012, no. 4, pp. 22-28. (In Russ.)

10. Botkin O.I., Grebenkin I.V. [The formation of competitive capacity of a machine-building complex of the region]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2014, no. 1, pp. 125-132. (In Russ.)

11. Kutaev Sh.K., Gordeev O.I. [Industrial development and the formation of the innovation economy of the region]. Aprobatsiya = Approbation, 2014, no. 6, pp. 58-61. (In Russ.)

12. Akhmeduev A.Sh. [Issues of updating the Strategy for socio-economic development of the Republic of Dagestan till 2025]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2012, no. 2, pp. 128-140. (In Russ.)

13. Drozdova N.V. [Clusters and regional clusters: continuity and development prospects]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2011, vol. 1, no. 3, pp. 125-129. (In Russ.)

14. Idziev G.I. [Peculiarities of the formation of a regional industrial policy under the restructuring of the economy of the Republic of Dagestan]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2008, no. 4, pp. 380-382. (In Russ.)

15. Arslanova Kh.D., Arslanov Sh.D. [The main challenges to the development of industrial production regions of the North Caucasian Federal District]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 5-2, pp. 379-383. (In Russ.)

16. Arslanov Sh.D., Arslanova Kh.D., Idziev G.I., Rabadanova A.A. [System-based modernization of a regional industrial complex]. Voprosy strukturizatsii ekonomiki = Questions of Structuring of the Economy, 2014, no. 3, pp. 72-77. (In Russ.)

17. Ryazanov V.T. [Import substitution and the new industrialization of Russia, or how to overcome the stagnation]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 11, pp. 3-19. (In Russ.)

18. Sukharev O.S., Strizhakova E.N. [A new industrialization path to the higher productivity in industry]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 5, pp. 6-18. (In Russ.)

19. Smirnov S.V. [Dynamics of the industrial production in the Soviet Union and Russia. Part 1. Experience of reconstruction, 1861-2012]. Voprosy Ekonomiki, 2013, no. 6, pp. 59-83. (In Russ.)

20. Romanova O.A. [A strategic vector of economic dynamics of the industrial region]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2014, no. 1, pp. 43-56. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.