УДК 338.24
о м. Шаталова ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ СТИМУЛИРУЮЩИХ
МЕР ФИСКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме оптимизации налогообложения инновационно-активных предприятий. Рассмотрены меры фискального регулирования, направленные на стимулирование инновационной активности, и задачи контроллинга инноваций в обеспечении реализации стимулирующихмер. Изложенные в статье результаты могут найти свое применение при решении управленческих задач, связанных с организацией научных исследований иразработок, их промышленным освоением.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, контроллинг инновационных процессов, налогообложение, стимулирование инноваций, эффективность инноваций.
Olga ShaMova APPROACHES TO THE REALIZATION OF
STIMULATING MEASURES OF FISCAL ADJUSTMENT IN THE SYSTEM OF CONTROLLING OF INNOVATIVE PROCESSES AT THE ENTERPRISE
Annotation. The article is devoted to the problem of tax optimization of innovation-active enterprises. The measures of the fiscal adjustment, directed to the stimulating of innovation activity, and the tasks of controlling of innovations in ensuring the realization of stimulating measures are examined. The results presented in the article can find their application in solving management tasks, connected with the organization of scientific research and development and their industrial development.
Keywords: innovations, investments, controlling of innovative processes, taxation, stimulation of innovations, efficiency of innovations.
Процессы генерации и коммерциализации новшеств сопряжены с высокой степенью неопределенности и рисков, как в отношении ресурсного обеспечения, так и в отношении достижимости целевых результатов. В этой связи возрастает роль информационного обеспечения управленческой деятельности на всех стадиях жизненного цикла конкретного инновационного проекта, а также корпоративного пакета инвестиционных проектов. Задачи сбора, систематизации и интерпретации управленческой информации о научно-исследовательских разработках и/или промышленном освоении новшеств находят успешное решение в системе контроллинга инвестиций и инноваций. Данная система, охватывая все функциональные сферы управления инновационными проектами (планирование, организация, учет, контроль), должна включать также функцию оптимизации налогообложения.
Обоснованное налоговое планирование и администрирование становится особенно актуальным в современных условиях хозяйствования, характеризуемых высокой налоговой нагрузкой предпринимательской деятельности. В частности, по данным Doing Business 2013 г. общая налоговая ставка модельной компании в РФ составляет 54,1 % прибыли от продаж (profit) [6, с. 190], что значительно превышает средний уровень данного показателя для стран Организаций экономического сотрудничество и развития (ОЭСР) и «Большой двадцатки» (G20) (42,2 % и 49,8 %, соответственно) [3, с. 33]. Отмечается, что в условиях глобального кризиса «общей тенденцией развития налоговых систем большинства стран в последние годы продолжают оставаться меры, направленные на бюджетную консолидацию» [3]. Тем не менее, заявленная в налоговой политике РФ направленность на стимулирование инвестиций и инновационного предпринимательства определяет продолжение и развитие «налогового маневра, который заключался в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал» [3, с. 2].
© Шаталова О.М., 2014
В настоящее время к основным направлениям государственного стимулирования инновационной активности методами фискального регулирования относятся: освобождение от налогов, снижение ставок налогов, списание затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), специальные налоговые режимы (в том числе упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения), инвестиционный налоговый кредит.
Следует отметить также меры государственной поддержки в отношении специально выделенных территорий - особые экономические зоны и Инновационный центр «Сколково» - в целях формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях ведения предпринимательской деятельности. Льготы организациям, получившим статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов на территории инновационного центра «Сколково», льготы резидентам промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, а также меры инфраструктурной поддержки инновационного предпринимательства на данных территориях за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов рассмотрены в работе [5].
В числе последних по времени новелл налогового законодательства необходимо отметить до -полнительные категории:
1) зоны территориального развития;
2) региональный инвестиционный проект, который был введен в целях стимулирования инновационного предпринимательства и обеспечения адресности налоговых льгот.
Данные категории ориентированы на определенные территории, на которых за счет предоставления мер государственной поддержки, в том числе налоговых преференций резидентам, формируются благоприятные условия для привлечения инвестиций и обеспечивается ускорение социально-экономического развития региона. Состав налоговых преференций и возможности их реализации экономическими агентами рассмотрены ниже.
В целом, анализ законодательного и нормативно-правового регулирования налоговой системы РФ позволяет выявить ряд актуальных для инновационного предприятия норм. Отдельные нормы, являющиеся, по нашему мнению, наиболее существенными в налоговом планировании и администрировании на инновационном предприятии, применяющем общий режим налогообложения, приведены в таблице.
Таблица
Характеристика основных норм налогового стимулирования инновационной активности
Виды налогов Меры фискального регулирования, направленные на стимулирование инновационной активности Задачи контроллинга инновационных процессов в обеспечение реализации стимулирующих мер фискального регулирования
1 НДС не подлежит налогообложению реализация исключительных прав, а также прав на использование объектов промышленной собственности, программ для ЭВМ, баз данных 1.1.1 данная мера может быть использована в организации систем оплаты труда, при этом необходимо соблюдение правовых норм о служебном произведении, о правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и норм делового оборота в отношении передачи прав на объекты интеллектуальной собственности
не облагается НДС выполнение НИОКР за счет средств бюджетов, а также отдельных внебюджет- 1.2.1 организация раздельного учета капитальных вложений, расходов, доходов, резуль-
Виды налогов Меры фискального регулирования, направленные на стимулирование инновационной активности Задачи контроллинга инновационных процессов в обеспечение реализации стимулирующих мер фискального регулирования
ных фондов татов по соответствующим проектам
не облагается НДС выполнение организациями НИОКР и технологических работ, относящихся к созданию новых или усовершенствованных продукций и технологий (при определенных условиях) 1.2.2 контроль за обеспечением содержания работ, расходов и результатов условиям научной новизны и норм ФЗ № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г.
не подлежат налогообложению суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования организациями по утверждаемым Правительством РФ перечням 2.1.1 контроль результатов на предмет соответствия фактических и требуемых результатов; обеспечение правовой охраны научных результатов 2.1.2 обеспечение раздельного учета доходов,
2. НДФЛ право на профессиональный налоговый вычет лицам, получающим авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, либо по нормативам, указанным в ст. 221, гл. 23 НК РФ расходов, результатов по проектам 2.1.3 обеспечение в системе управленческого учета своевременной спецификации прав на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе по служебным произведениям) 2.1.4 использование возможности оптимизации системы оплаты труда
не включаются в налогооблагаемую базу доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования в виде грантов и средств, предоставленных при определенных в условиях (пп. 14, п. 1, ст. 251, гл. 25 НК РФ) 3.1.1 аналогично п. 1.2.1, 1.2.2
« к расходы НИОКР включаются в состав затрат на производство и реализацию 3.2.1 организация системы учета в соответствии с условиями ПБУ 17/02 «Учет НИОКР» и положениями ст. 262, гл. 25 НК РФ 3.2.2 аналогично п. 1.2.1, 1.2.2
я ^ со « и а к расходам на НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ, может применяться повышающий коэффициент - 1,5 3.3.1 аналогично п. 3.2.1, 1.2.1, 1.2.2
о л ч ю « а а ^ и и организации, осуществляющие деятельность в области ИТ, имеют право расходы на приобретение электронно-вычислительной техники относить к материальным расходам 3.4.1 обеспечение положений п. 6, ст. 259, гл. 25 НК РФ 3.4.2 организация контроля наличия, сохранности, результатов использования в порядке ПБУ 6/01
О ч л X налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше трех, в отношении объектов ОС, используемых только для осуществления научно-технической деятельности 3.5.1 организация внутрипроизводственного учета использования ОС в обеспечение положений пп.2, п.2, ст. 259.3, гл. 25 НКРФ и в соответствии с ПБУ 6/01
налогоплательщик вправе создавать резервы предстоящих расходов на НИОКР в пределах лимита: 3 % сумм доходов от реализации за налоговый (отчетный) период 3.6.1 обеспечение условий, предусмотренных ст. 267.2, гл. 25 НК РФ. 3.6.2 организация контроля за целевым использованием средств резерва на НИОКР (в томчисле аналогично п.п. 1.2.1, 1.2.2)
Виды налогов Меры фискального регулирования, направленные на стимулирование инновационной активности Задачи контроллинга инновационных процессов в обеспечение реализации стимулирующих мер фискального регулирования
применение налоговой ставки 0 % организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (при наличии лицензии) и доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90 % ее доходов, в штате не менее 15 работников и ряд других условий 3.7.1 обеспечение условий, предусмотренных п. 1.1, ст. 284, ст. 284.1, гл. 25 НК 3.7.2 аналогично п.п. 1.2.1, 1.2.2
инвестиционный налоговый кредит (по налогу на прибыль) может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет; для резидентов зоны территориального развития (ЗТР) - до десяти лет; предельный размер ИНК - 50 % от суммы налога 3.8.1 Применяется для кредитования инвестиционных проектов с инновационной предметной областью, либо социально значимых проектов, либо направленных на повышение энергоэффективности, либо выполнение госу-
ставка процента на сумму кредита должна быть в пределах менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ; для резидентов ЗТР - проценты на сумму задолженности не начисляются дарственного оборонного заказа, либо для резидентов ЗТР 3.8.2 обеспечение условий, предусмотренных ст. 66-68 НК РФ (в части ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет РФ) 3.8.3 по региональным налогам и налогу на прибыль (в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ) - обеспечение условиям законов субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам
для организаций - участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 %; ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, не может превышать 10 % в течение первых пяти налоговых периодов получения доходов от реализа-ции товаров, произведенных в результате регионального инвестиционного проекта, и не может быть менее 10 % в течение следующих пяти налоговых периодов 3.9.1 льгота применима для территории ДФО и субъектов РФ, определенных гл. 3.3 НК РФ (часть 1) 3.9.2 организации, применяющие данную льготу должны обеспечивать исполнение норм Федерального Закона № 267-ФЗ от 30 сентября 2013 г., гл. 3.3 НК РФ (часть 1), ст. 284 НК РФ (часть 2)
ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, при этом налоговая ставка не может быть ниже 13,5 % 3.10.1 мониторинг регионального налогового законодательства (на уровне субъектов РФ и муниципальных образований) 3.10.2 обеспечение условий и требований, содержащихся в соответствующих законодательных и нормативно-правовых актах 3.10.3 активное участие в соответствующих программах и конкурсах на уровне субъекта РФ
Виды налогов Меры фискального регулирования, направленные на стимулирование инновационной активности Задачи контроллинга инновационных процессов в обеспечение реализации стимулирующих мер фискального регулирования
3.10.4 анализ территориальных образований, обеспечивающих более привлекательные условия инновационного предпринимательства
4. Налог на имущество организаций исключено из объекта налогообложения движимое имущество (машины, оборудование), принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г. 4.1.1. соответствующая детализация в учете основных средств
установлены налоговые льготы организациям в отношении ядерных установок, используемых для научных целей (п. 9), имущества государственных научных центров (п. 15) 4.2.1 ст. 381, гл. 30 НК РФ
допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения; как правило, законами субъектов РФ предусматривается снижение ставки в рамках поддержки инновационно-активных предприятий [1; 4] 4.3.1 аналогично п.п. 3.10.1, 3.10.2, 3.10.3, 3.10.4
Представленный обзор государственных мер стимулирования инновационной активности методами фискального регулирования позволяет заключить, что к настоящему времени сложилась определенная система налоговых преференций для инновационно-активных экономических агентов. Как следует из проведенного анализа, значительная роль в этом вопросе отводится органам государ -ственного управления на уровне субъектов РФ (например, в части налога на прибыль и в части налога на имущество) и органам местного самоуправления. Очевидно, что при решении задач налогового планирования требуется отдельное исследование существующей на конкретной территории системы поддержки инновационного предпринимательства [2]. Также следует отметить, что в сложившейся национальной системе налоговых преференций инновационного предпринимательства недостаточно представлены отдельные направления: например, представляются недостаточными меры, направленные на стимулирование притока новых технологий, на стимулирование долгосрочных инновационных проектов и программ, на стимулирование отдельных (приоритетных) отраслей и технологий, ит.д.
Практическое применение новелл налогового законодательства, направленного на стимулирование инновационной активности, требует решения целого ряда дополнительных задач. Комплексное и результативное решение задач данного рода становится возможным лишь при условии корректировки учетной политики в сфере НИОКР и промышленного освоения инноваций, а также наличия политической воли со стороны руководителей инновационно-активных предприятий. Следует отметить и определенные риски в экономико-правовой сфере, поскольку по вопросам практического применения ряда новых норм налогового стимулирования в настоящее время не сложилась судебная практика, а органы налоговой службы не всегда трактуют данные нормы в пользу инновационно-активных предприятий.
Вместе с тем, успешное решение задач, направленных на реализацию законодательно предусмотренных стимулирующих мер фискального регулирования в сфере инноваций, создает предпосылки к реализации законодательно предусмотренных возможностей экономии на налоговых платежах. Это тем более важно, если учитывать, что в условиях формирующейся национальной
инновационной системы инновационное предпринимательство зачастую сталкивается с проблемами финансового обеспечения, обусловленными недостаточным развитием финансовой инфраструктуры (слабые институты венчурного финансирования, высокая стоимость заимствований) при низком уровне платеже- и кредитоспособности субъектов инновационной деятельности. Обоснованное налоговое планирование инновационной деятельности, обеспечивающее оптимизацию налоговых выплат с учетом сложившихся преференций, становится существенным фактором роста экономической эффективности соответствующих проектов вследствие отмеченной выше потенциально высокой налоговой нагрузки в предпринимательстве.
Библиографический список
1. Изотова Г.С. Об инвестиционном климате в Приволжском федеральном округе: доклад [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pfo.ru/?id=52410 (дата обращения: 11.04.2014).
2. Киселева О.В. Инструменты стимулирования инвестиционной активности на примере регионов Приволжского федерального округа // Российское предпринимательство. - 2013. - № 15 (237). - С. 23-31.
3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ 30 мая 2013 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (датаобращения: 11.04.2014).
4. Радыгина С.В. Результаты деятельности по формированию инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики // Вестник Удмуртского университета. - 2011. - №1. - С. 86-91.
5. Шаталова О.М. Инфраструктура и инструменты управления в системе промышленного освоения технологических инноваций: монография / О.М. Шаталова, И.Н. Тестова. - Ижевск : Изд-во ИжГТУ , 2013. -204 с.
6. Doing Business 2013: Smarter Regulations for Small and Medium-Size Enterprises [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.d0ingbusiness.0rg/~/media/GIA WB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/English/DB 13-full-report.pdf