Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ТУРИЗМ"'

ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ТУРИЗМ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилина О.А.

Исследуются подходы к организации проектной деятельности обучающихся. Рассматриваются возможности реализации универсальной проектной компетенции для бакалавров направления подготовки 43.03.02 «Туризм». Предлагаются виды проектов для использования в туристской индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE REALIZATION OF PROJECT COMPETENCE IN THE TRAINING OF BACHELORS OF SPECIALTY "TOURISM"

The article touches upon the approaches to the organization of project activities of students. The possibilities of universal project competences are being considered for bachelors specialty 43.03.02 «Tourism». Types of projects are proposed for use in the tourism industry.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ТУРИЗМ"»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.14 ШИЛИНА О.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономической и социальной географии и туризма, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина E-mail: o.shilina@365.rsu.edu.ru

UDC 378.14 SHILINA O.A.

Candidate of Pedagogical Science, Department of Economic and Social Geography and Tourism of Ryazan State University Named After S.A. Esenin E-mail: o.shilina@365.rsu.edu.ru

ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ»

APPROACHES TO THE REALIZATION OF PROJECT COMPETENCE IN THE TRAINING OF BACHELORS OF SPECIALTY «TOURISM»

Исследуются подходы к организации проектной деятельности обучающихся. Рассматриваются возможности реализации универсальной проектной компетенции для бакалавров направления подготовки 43.03.02 «Туризм». Предлагаются виды проектов для использования в туристской индустрии.

Ключевые слова: универсальная компетенция, компетентностный подход, профессиональный стандарт, метод проектов

The article touches upon the approaches to the organization of project activities of students. The possibilities of universal project competences are being considered for bachelors specialty 43.03.02 «Tourism». Types of projects are proposed for use in the tourism industry.

Keywords: universal competency, skills approach, professional standard, project method.

Подготовка специалистов является одной из важных задач государства, так как оно заинтересовано, в работе профессионалов. В связи с развитием туристской индустрии, возникла необходимость в подготовке специалистов, отвечающих требованиям, предъявляемых работодателями. Эту задачу призвано решить система профессионального образования в туризме, которое направлено на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков через формирование компетенций, необходимых для работы в туристской индустрии и представлено совокупностью программ и государственных стандартов, находящихся в постоянном взаимодействии между собой, а так же образовательными учреждениями, научными организациями, органами, осуществляющими управления в сфере образования и туризма.

Одной из основных целей профессионального образования является необходимость подготовить бакалавров к возможности успешного решения разнообразных профессиональных и жизненных ситуаций, способности работать в коллективе, не бояться брать ответственность на себя, умению представлять результаты своей деятельности.

Для достижения рассматриваемых целей целесообразно применять метод проектов, определяемый Полат Е.С. как «совокупность учебно-познавательных приемов и действий, которые позволяют обучающимся решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий и предполагают презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности» [2].

Применение проектного метода в подготовке бакалавров обусловлено требованиями федерального стандарта направления подготовки 43.03.02 Туризм, предлагающий одним из типов задач профессиональной деятельности - проектный, с соответствующей универсальной компетенцией (УК-2): способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений [4].

Применение проектного метода обучения способствует развитию у обучающихся таких умений и навыков как:

- планировать, разрабатывать, реализовывать проект;

- формировать творческое мышление, желание развиваться;

- умение формулировать адекватные задачи и выбирать способы их решения из имеющейся альтернативы;

- способность анализировать массив специализированной информации;

- следовать профессиональной этике и действующим правовым нормам в туристской индустрии;

- навыки презентации и защиты проекта через аргументацию собственной точки зрения;

- умение рационально организовывать свое время.

- В РГУ имени С.А. Есенина реализуется направление подготовки 43.03.02 Туризм. Для реализации универсальной проектной компетенции в учебный

© Шилина О.А. © Shilina О.А.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020

план в соответствии с требованиями стандарта были введены дисциплины, направленные на формирование необходимых умений и навыков проектной деятельности: Туристско-рекреационное проектирование, Основы проектной деятельности и командной работы, Маркетинг туристских дестинаций, Технология формирования и проведения экскурсий, Маркетинговые исследования в туризме, а также производственные практики, проходящие на предприятиях туристкой индустрии, Туристское краеведение и другие.

Помимо ФГОС ВО в подготовке бакалавров для туристской индустрии необходимо ориентироваться на профессиональный стандарт 04.005 Экскурсовод (гид) предлагает для бакалавров обобщенную трудовую функцию - проведение экскурсий. В соответствии с ней будущий работник туристкой индустрии должен обладать следующими умениями: разработка экскурсионных маршрутов и программ; формирование и использование «портфеля экскурсовода»; обеспечение реализации проектов в соответствии с утвержденной стратегией развития экскурсионной организации и др. [3]. То есть, обучающиеся должны после выпуска обладать умением разрабатывать, организовывать и проводить экскурсии. Однако туристская индустрия имеет разнообразную и сложную структуру, следовательно, только умения разрабатывать экскурсионные программы является недостаточным для работающих в ней.

Войтенко М.В. в своей работе помимо экскурсионных проектов, выделяет также проекты в зависимости от видов туризма и анимационные [1].

Для разработки туристских проектов необходим широкий кругозор, поэтому в учебный план направления подготовки «Туризм» включают дисциплины гуманитарной, экономической и социальной направленности. Помимо широкого круга знаний, разработка проектов предполагает достаточно большие временные затраты. Поэтому, следуя требованиям федерального и профессионального стандартов, проектная деятельность, реализуемая в процессе подготовки бакалавров для туристской индустрии, организуется как в рамках учебных занятий по соответствующим дисциплинам, так и в аудиторной и внеаудиторной работе. Проектный метод приобретает особую актуальность при выходе обучающихся на преддипломную практику. В процессе прохождения которой, бакалавры применяют полученные умения и навыки, для разработки проектной части выпускной квалификационной работы [5].

Обучающимся предлагается разрабатывать проекты разной направленности, способствующие привлечению туристов в Рязанскую область: экскурсия, турпакеты по выбранному виду туризма, проект событийного мероприятия, направленный на привлекательность города и региона, проект туристского предприятия, действующего на региональном рынке.

Первым направлением проектной деятельности является разработка экскурсий разного типа. Студенты получают задание для разработки экскурсионных программ, способных заинтересовать туристов, как групповых, так и индивидуальных. При этом приветствуется нестандартный подход к подбору материала и выборы формы экскурсии.

Следующим направлением является разработка пакетных туров, относящихся к разным видам туризма, просчитанные на несколько дней пребывания в регионе и направленные на привлечение туристов. Также к этой группе можно отнести разработку квестов различной направленности, как для местных жителей, так и для приезжих гостей.

Еще одним направлением в разработке проектов являются мероприятия, направленные на развитие событийного туризма в регионе. К подобным проектам могут относиться мероприятия городского типа, концепции фестивалей (например, связанных с развитием гастрономического или культурно-познавательного туризма). Студентам предлагается разработать концепцию мероприятия, продумать его сценарий, на какие группы туристов оно направлено, за счет чего оно может быть интересным для гостей региона.

К следующей группе проектов следует отнести разработка концепции туристского предприятия, которая должна включать статус предприятия, форму, нишу на туристском рынке региона, характеристику основного сегмента потребителей своих услуг, программу продвижения предлагаемых услуг.

Разработка проектов предполагает деятельность студентов по нескольким этапам:

1) организация предпроектного исследования, выявляющего актуальность и востребованность проекта;

2) разработка содержания проекта, налаживание связей с потенциальными партнерами;

3) представление и защита проекта.

Каждое из направлений требует детальной прогностической проработки действий, а также их четкой координации в пространстве и во времени.

После завершении работы над проектом, у обучающихся есть возможность продемонстрировать полученный результат. Студенты могут представлять свои проекты на соответствующем конкурсе, который проводит вуз с привлечением заинтересованных партнеров из профильной деловой среды. Победившим проектам предоставляются финансовые средства и помощь в реализации. Кроме этого, обучающиеся принимают участие в проектах и мероприятиях, которые предлагаются Министерством культуры и туризма Рязанской области, Туристского информационного центра региона и другие специализированные организации.

Таким образом, при применении проектного метода учебный процесс характеризуется несколькими

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

чертами: деятельностным характером обучения, проявлением творческого подхода при разработке проекта, активное участие обучающихся в учебном процессе. Проектная деятельность наряду с исследовательской, организационно-управленческой, технологической и сервисной в действующих ФГОС ВО зафиксирована как основной вид профессиональной деятельности, к которой должен быть готов выпускник вуза. Соответственно, реализация проектной компетенции в подготовке бакалавров становится одной из основных целей обучения в вузе.

Основными результатами обучения студентов с учетом развития их проектной компетенции являются: развитие разносторонних качеств личности, адаптация к современным социально-экономическим условиям, профессиональное самоопределение, рост самостоятельности и творческой активности, формирование проектной культуры, а также формирование тех умений и навыков, которые востребованы у работодателей, а соответственно помогут выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда в индустрии туризма.

Библиографический список

1. Войтенко М.В. Возможности формирования профессиональных проектных компетенций в высшем туристском образовании // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-1. С. 85-89.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. М. : Изд. Центр «Академия», 2000. С. 22.

3. Профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. N 539н) [электронный ресурс], режим доступа http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/04.005.pdf / дата обращения 07.06.2020

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм [электронный ресурс], режим доступа http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Bak430302_B_3_30062017.pdf / дата обращения 10.06.2020

5. Шилина О.А. Влияние компетентностного подхода на процесс организации преддипломной практики у студентов направления подготовки 43.03.02 «Туризм» // Ученые записки Орловского государственного университета № 1 (82) / 2019. С. 351-354.

References

1. VoytenkoM.V. Possible ways to develop professional project competencies in tourism higher educanion// Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2016. № 5-1. С. 85-89.

2. New pedagogical and information technologies in education: textbook / under the editorship of E. S. Polat. M. : Publishing House. Center "Academy", 2000.

3. Professional'nyj standart «Ekskursovod (gid) (utv. prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 4 avgusta 2014 g. N 539n) [elektronnyj resurs], rezhim dostupa http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/04.005.pdf / data obrashcheniya 07.06.2020

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 43.03.02 Turizm [elektronnyj resurs], rezhim dostupa http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/430302_B_3_30062017.pdf / data obrashcheniya 10.06.2020

5. Shilina O.A. The impact of the competence approach in the process of pre-diploma practice of students of direction of training 43.03.02 «Tourism» // Scientific notes of Orel State University № 1 (82) / 2019. С. 351-354.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.