Научная статья на тему 'Влияние компетентностного подхода на процесс организации преддипломной практики у студентов направления подготовки 43. 03. 02 "Туризм"'

Влияние компетентностного подхода на процесс организации преддипломной практики у студентов направления подготовки 43. 03. 02 "Туризм" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВРИАТ / ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCES / BACHELOR DEGREE / PRE-DIPLOMA PRACTICE / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилина О.А.

Целью статьи выступает исследование процесса организация преддипломной практики на основе компе-тентностного подхода, направленного на усиление практической направленности обучения как конечного результата формирования компетентного специалиста, соответствующего профессиональным стандартам, предъявляемым к работникам туристской индустрии. Исследован опыт организации преддипломной практики для студентов направления подготовки «Туризм» в РГУ имени С.А. Есенина. Проанализированы этапы практики, способствующие завершению процесса формирование компетенций у студентов. Актуализированы цели и задачи преддипломной практики, в соответствии с формируемыми компетенциями. Изучены задания, помогающие проконтролировать степень сформированности компетенций у студентов. Для изучения опыта применения рассмотренной модели преддипломной практики было проведено исследование среди работодателей региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилина О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE PROCESS OF PRE-DIPLOMA PRACTICE OF STUDENTS OF DIRECTION OF TRAINING 43.03.02 "TOURISM"

The aim of the article is to study the process of organization ofpre-diploma practice on the basis of competence-based approach aimed at strengthening the practical orientation of training as the final result of the formation of a competent specialist that meets professional standards for employees of the tourism industry. The experience of the organization of pre-diploma practice for students of the direction of training «Tourism» in the RSU named after S. A. Yessenin. Analyzed the stages of practice, contributing to the completion of the process of formation of competencies of students. Goals and tasks of pre-diploma practice are actualized, in accordance with the formed competencies. We studied the tasks that help to control the degree of formation of competencies of students. To study the experience of application of the considered model of pre-diploma practice, a study was conducted among employers in the region.

Текст научной работы на тему «Влияние компетентностного подхода на процесс организации преддипломной практики у студентов направления подготовки 43. 03. 02 "Туризм"»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378 ШИЛИНА О.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономической и социальной географии и туризма, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина E-mail: o.shilina@rsu.edu.ru

UDC 378 SHILINA O.A.

PhD, Associate Hrofessor, Departament of Economic and Social Geography and Tourism, Ryazan State University

named after S.A. Esenin E-mail: o.shilina@rsu.edu.ru

ВЛИЯНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 43.03.02 «ТУРИЗМ»

THE IMPACT OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE PROCESS OF PRE-DIPLOMA PRACTICE OF STUDENTS OF DIRECTION OF TRAINING 43.03.02 «TOURISM»

Целью статьи выступает исследование процесса организация преддипломной практики на основе компе-тентностного подхода, направленного на усиление практической направленности обучения как конечного результата формирования компетентного специалиста, соответствующего профессиональным стандартам, предъявляемым к работникам туристской индустрии. Исследован опыт организации преддипломной практики для студентов направления подготовки «Туризм» в РГУ имени С.А. Есенина. Проанализированы этапы практики, способствующие завершению процесса формирование компетенций у студентов. Актуализированы цели и задачи преддипломной практики, в соответствии с формируемыми компетенциями. Изучены задания, помогающие проконтролировать степень сформированности компетенций у студентов. Для изучения опыта применения рассмотренной модели преддипломной практики было проведено исследование среди работодателей региона.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, бакалавриат, преддипломная практика, высшее образование, профессиональные стандарты.

The aim of the article is to study the process of organization ofpre-diploma practice on the basis of competence-based approach aimed at strengthening the practical orientation of training as the final result of the formation of a competent specialist that meets professional standards for employees of the tourism industry. The experience of the organization of pre-diploma practice for students of the direction of training «Tourism» in the RSU named after S. A. Yessenin. Analyzed the stages of practice, contributing to the completion of the process of formation of competencies of students. Goals and tasks of pre-diploma practice are actualized, in accordance with the formed competencies. We studied the tasks that help to control the degree of formation of competencies of students. To study the experience of application of the considered model of pre-diploma practice, a study was conducted among employers in the region.

Keywords: competence approach, competences, bachelor degree, pre-diploma practice, higher education, professional standards.

Высшее образование имеет одной из целей обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [6].

В связи с этим в последнее время в высшем образовании пытаются решить вопрос соответствия уровня подготовки выпускников вузов требованиям экономики и рынка труда. В частности работодатели отмечают, что выпускники не достаточно владеют требуемыми профессиональными навыками, не всегда соответствуют существующим профессиональным стандартам в сфере туризма [5]. Одним из вариантов решения данной проблемы было внедрение компетенций в профессио-

нальное образование личности. Это позволяет обучающимся осваивать на более высоком уровне содержание предметной области по направлению подготовки, а так же овладевать способами деятельности, которые требуются для успешной реализации полученных знаний, умений и навыком в выбранной профессии [1].

Обучение студентов направления подготовки «Туризм» реализуется на основе государственных стандартов, в которых область профессиональной деятельности выпускников включает разработку, продвижение и реализацию туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования потребителей (туристов), организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии [7]. И достаточно большое место в данной подготовке занимает организация и проведение преддипломной практики.

© Шилина О. А. © Shilina O.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

Важность преддипломной практики определяется тем, что она является одной из форм формирования профессиональных навыков у студентов через соединение теории и опыта практической деятельности, а также содержанием, которое в нее вкладывается, поскольку представляет три наиболее важных аспекта деятельности обучающегося: учебная, воспитательная и проектно-исследовательская работа по заданной теме выпускной квалификационной работы [4]. Преддипломная практика позволяет соединить накопленные в процессе обучения теоретические знания с практическим опытом и полученными навыками и умениями в сфере туризма. В процессе прохождения данной практики студенты анализируют системы работы предприятия туристской индустрии, его структуры, применяют навыки при работе с потребителями туристских услуг, демонстрируют умения по созданию туристских проектов, получают практический опыт при общении с наставниками на предприятии, являющимся базой практики.

Реализация компетенций, заложенных в стандарт 43.03.02 «Туризм», является основой для разработки программы преддипломной практики. Предложенные этапы и разработанные задания направлены на проверку сформированности и совершенствование знаний и умений, соответствующих общепрофессиональным и профессиональным компетенциям [3].

В соответствии с компетенциями, реализуемыми при прохождении преддипломной практики, были актуализированы цели:

- закрепление, расширение, углубление и систематизирование теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе изучения деятельности предприятий соответствующей отрасли;

- применение коммуникационных навыков в устной и письменной формах в процессе общения не только с сотрудниками предприятия - базы практики, но и с клиентами фирмы;

- отработка навыков поиска, анализа и обобщения информации, связанной с решением конкретных задач в профессиональной деятельности туристского предприятия - базы практики;

- приобретение необходимого профессионального опыта деятельности специалиста туристского предприятия;

- реализация навыков разработки проектов, направленных на развитие туризма;

- совершенствование навыков разработки турпро-дукта, который будет востребован на туристском рынке региона.

Для того, чтобы достигнуть поставленных целей, при организации преддипломной практики с применением компетентностного подхода, необходимо обеспечение следующих условий:

- нормативные: разработка пакета сопровождающих документов (договор с организацией - базой практики, программа практики, схема анализа туристского предприятия, формы документов, входящих в отчет);

- кадровые: представители вуза (факультетский и групповой руководители), научные руководители, представители туристской организации - базы практики (директор туристской фирмы, менеджер предприятия);

- материально-технические: библиотека РГУ имени С. А. Есенина с комплектом необходимой учебной, научной литературы, а также периодических изданий, помещения туристских предприятий - базы практики, необходимое программное обеспечение студента.

Реализация программы преддипломной практики осуществляется в несколько этапов, способствующих проверке сформированных ранее компетенций, а также совершенствованию полученных навыков в процессе подготовки [2]. На подготовительном этапе проводится подготовка и оформление необходимой документации, выбирается предприятие - база прохождения преддипломной практики, устанавливаются цели и задачи практики, определяется тема научно-исследовательского проекта. На данном этапе студенты демонстрируют навыки работы с документами, самоорганизации.

Следующим этапом является производственный. Во время прохождения данного этапа студенты знакомятся с выбранным туристским предприятием, изучают учредительные и нормативные документы. Исследуют должностные инструкции работников, а также знакомятся со своими обязанностями на время прохождения преддипломной практики на туристском предприятии. На данном этапе практикантам приходится общаться с посетителями туристского предприятия, выполнять обязанности менеджера, изучать данные, необходимые для выполнения полученных заданий. Следовательно, студентам приходится на практике демонстрировать полученные теоретические знания, проявлять профессиональные навыки и умения, разрабатывая и подбирая турпродукт, исходя из пожеланий заказчика и возможностей турпредприятия. Кроме того, на этом этапе студенты собирают, систематизируют и анализируют фактический материал, необходимый для выполнения научно-исследовательского проекта, связанного с темой дипломной работы. Для этого им необходимо провести анализ имеющихся турпродуктов на рынке, выявить потребности в разработке новых проектов, а также провести апробацию разработанного проекта.

Последним этапом преддипломной практике является отчетный. На данном этапе студенты подготавливают и защищают отчет по результатам практики, в соответствии с полученным заданием, анализируют итоги прохождения практики, предоставляют разработанный научно-исследовательский проект. На данном этапе проверяется способность студентов обрабатывать и интерпретировать полученные данные, оформлять необходимую документацию в соответствии с требованиями.

Отчет включает в себя следующие обязательные задания:

- характеристика предприятия - базы практики (анализируется структура предприятия, виды деятельности по соответствующим классификаторам,

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

характеризуется персонал, клиентская база, результаты экономической деятельности предприятия, доля рынка, занимаемая фирмой, проводится анализ основных конкурентов, исследуются деятельность предприятия на основе анализа факторы внешней и внутренней среды предприятия);

- разработка индивидуального проекта, связанного с туристкой сферой и соответствующий теме выпускной квалификационной работы (разработка индивидуального задания включает следующие этапы: анализ состояния туристского рынка региона прохождения практики, исследования туристского предложения на изучаемом рынке, выявление проблем, разработка проекта, способного улучшить ситуацию на изучаемом туристском рынке).

К каждому заданию прилагается подробный план с комментариями, указывающими последовательность действий, которым необходимо следовать при выполнении заданий. Предложенные задания разработаны таким образом, чтобы студентам, находящимся на практике, для их выполнения потребовалось актуализировать теоретические знания, умения и навыки из изученных учебных дисциплин, что, в свою очередь, способствует формированию профессиональных компетенций данного направления подготовки.

Собранный и обработанный материал оформляется в виде отчета по преддипломной практики. Оценку выставляет как руководитель практики от предприятия -базы практики, так и групповым руководителем.

По окончанию преддипломной практики студенты должны быть способны демонстрировать такие умения и навыки как: характеризовать и демонстрировать деловые качества сотрудника туристского предприятия, демонстрировать навыки профессионального общения с потребителями турпродукта, толерантно относится к социальным и этноконфессиональным различиям населения, применять полученные теоретические знания на практике, анализировать туристско-рекреационный потенциал территории, исследовать условия для развития въездного и выездного туризма, применять правила и условия создания качественного турпродукта, организовать общение с потребителями туристских услуг, владеть и применять навыки анализа и обобщения полученной научно-исследовательской информации в области туристкой деятельности [2].

В целях изучения опыта применения компетент-ностной модели было проведено исследование среди руководителей 73 предприятий туристской сферы Рязанской области, в которых студенты проходили преддипломную практику. Анкета из 28 вопросов была разработана таким образом, что ответы дают представление о том, насколько у студентов сформированы компетенции, соответствующие стандарту направления подготовки 43.03.02 Туризм, а также оценивали каче-

ство подготовки выпускников к трудовой деятельности в сфере туризма. По результатам прохождения преддипломной практики работодатели в качестве основных достоинств студентов выпускного курса выделили хорошую теоретическую базу, а также высокий уровень практической подготовки.

По итогам преддипломной практики работодатели отметили следующие результаты.

86% работодателей отметили, что студенты обладают высоким уровнем профессиональных знаний, способность использовать различные источники информации по объекту туристского продукта.

Почти 70% опрошенных работодателей отметили наличие у студентов профессиональных навыков, применяемых при разработке туристского продукта во время прохождении практики в соответствии с нормативными документами по качеству и стандартизации в туристской индустрии.

78% из опрошенных отметили хорошие навыки у студентов, проявленные при организации процесса обслуживания потребителей туристского продукта. Также представители компаний отметили сформированные коммуникационные способности, проявленные практикантами при выстраивании общения с посетителями туристской фирмы.

80% работодателей указали, что студенты смогли сразу приступить к выполнению обязанностей без дополнительного обучения на предприятии.

Среди формируемых компетенций 100% опрошенных указали как наиболее важные компетенции:

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта (ОПК-1),

- способностью обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2),

- способностью организовывать работу исполнителей, принимать решение в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-4).

Таким образом, в процессе прохождения преддипломной практики студенты совершенствуют умения и навыки, сформированные в соответствии с компетенциями направления подготовки 43.03.02 «Туризм». В процессе эффективной организации преддипломной практики вуз решает задачу профессиональной подготовки будущих квалифицированных работников туристской индустрии, которые будут востребованы на рынке труда.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

Библиографический список

1. Королькова С.А. Компетентностный подход в профессиональном обучении // Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 6: Университетское образование. Выпуск № 11 / 2008. С. 29 - 33.

2. Организация учебных и производственных практик (направление подготовки - География). Ружинская Л.А., Беркасова Л.В., Мишнина Е.И., Тихонова Л.И., Шилина О.А. Рязань, 2016. 148 с.

3. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 N 1463 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2016 N 40639) [Электронный ресурс], Режим доступа https://nsuem.ru/sveden/eduStandarts/undergraduate/43.03.02_Туризм (дата обращения 31.01.2018).

4. Тихомирова Н.Г. Особенности организации практики студентов бакалавриата по профилю «Дополнительное образование» // Ярославский педагогический вестник 2015 № 3 С. 120 - 125.

5. Профессиональный стандарт «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг» [Электронный ресурс], Режим доступа https://www.russiatourism.ru/content/3/section/35/detail/3512/ дата обращения 26.06.2018

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс], Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 26.06.2018).

7. Шилина О.А. Подходы к формированию коммуникационных компетенций при реализации программы преддипломной практики направления подготовки «Туризм» // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2018 Сборник трудов международного научно-технического форума: в 11 томах. Под общ. ред. О.В. Миловзорова. Рязань, 2018. С. 16-18

References

1. Korol'kovaS.A. Competence approach in professional education / / Bulletin of Volgograd State University. Series 6: University education. Edition № 11 / 2008. Pp. 29 - 33.

2. Organization educational and industrial practice (direction of preparation - Geografija). Ruzhinskaja L.A., Berkasova L.V., Mishnina E.I., Tihonova L.I., Shilina O.A. Ryazan, 2016. 148 p.

3. Order of the Ministry of education of Russia 14.12.2015 N 1463 " About the approval of the Federal state educational standard of the university education on the direction of preparation 43.03.02 Tourism (bachelor's level)" (Registered in the Ministry ofjustice of Russia 19.01.2016 N 40639) [Electronic resource], Available at: https://nsuem.ru/sveden/eduStandarts/undergraduate/43.03.02_ Tourism.pdf (accessed 31.01.2018).

4. TihomirovaN.G. Characteristic of practice organization students of the bachelor on the profile « Supplementary education » // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik 2015 № 3 Pp. 120 - 125.

5. Professional standard « Specialist in the organization and supply tourist services» [Electronic resource], Available at: https://www. russiatourism.ru/content/3/section/35/detail/3512/ accessed 26.06.2018.

6. Federal act " About education in the Russian Federation " from 29.12.2012 N 273-FZ [Electronic resource], Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 26.06.2018).

7. Shilina O.A. Approaches to the formation of communication competencies when realising the program predegree practice of direction of preparation «Tourism» // Contemporary technologies in science and education - CTNO-2018/ Proceedings of the international scientific and technical forum : in 11 volumes. Responsible editor O.V. Milovzorov. Ryazan, 2018. Pp. 16-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.