Научная статья на тему 'Подходы к разработке дополнительных профессиональных программ с учетом требований профессиональных стандартов'

Подходы к разработке дополнительных профессиональных программ с учетом требований профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительные профессиональные программы / профессиональные стандарты / профессиональная квалификация / additional professional programs / professional standards / professional qualifications

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Елинская Янина Алексеевна

Дополнительные профессиональные программы разрабатываются на основе профессиональных стандартов и требований, соответствующих ФГОС. Результаты их освоения представлены как характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности. Объективность оценки квалификации обеспечивается диагностичными критериями, стандартизацией условий и процедур оценки и независимостью экспертов. В структуру теоретической части программы должны быть включены дисциплины, модули, курсы прикладного и фундаментального характера. Разработка учебного плана и календарного графика позволяет расставить приоритеты в освоении того или иного вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Елинская Янина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS TAKING INTO ACCOUNT REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARDS

Additional professional programs are developed based on professional standards and requirements of the GEF. The results of their development are presented as a characteristic of a new qualification and related professional activities. Objectivity in the assessment of qualifications is provided by diagnostic criteria, standardization of conditions and assessment procedures, and the independence of experts. The structure of the theoretical part of the program should include disciplines, modules, applied and fundamental courses. Development of the curriculum and schedule allows you to prioritize the development of a particular activity.

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке дополнительных профессиональных программ с учетом требований профессиональных стандартов»

УДК 37

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Сорокина Елена Львовна.

г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», кафедра «Физическое воспитание и спорт», доцент, [email protected].

Елинская Янина Алексеевна.

г. Новосибирск, АНО ДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор, [email protected].

Аннотация. Дополнительные профессиональные программы разрабатываются на основе профессиональных стандартов и требований, соответствующих ФГОС. Результаты их освоения представлены как характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности. Объективность оценки квалификации обеспечивается диагностичными критериями, стандартизацией условий и процедур оценки и независимостью экспертов. В структуру теоретической части программы должны быть включены дисциплины, модули, курсы прикладного и фундаментального характера. Разработка учебного плана и календарного графика позволяет расставить приоритеты в освоении того или иного вида деятельности.

Ключевые слова: дополнительные профессиональные программы, профессиональные стандарты, профессиональная квалификация.

APPROACHES TO DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS TAKING INTO ACCOUNT REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARDS

Sorokina Elena Lvovna.

Novosibirsk, Russia, FSBEI of HE "Siberian State University of Communications", Associate Professor of the Department "Physical Education and Sport", [email protected].

Elinskaya Yanina Alekseevna.

Novosibirsk, "Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work", Director, [email protected].

Abstract. Additional professional programs are developed based on professional standards and requirements of the GEF. The results of their development are presented as a characteristic of a new qualification and related professional activities. Objectivity in the assessment of qualifications is provided by diagnostic criteria, standardization of conditions and assessment procedures, and the independence of experts. The structure of the theoretical part of the program should include disciplines, modules, applied and

fundamental courses. Development of the curriculum and schedule allows you to prioritize the development of a particular activity.

Key words: additional professional programs, professional standards, professional qualifications.

«Потенциал развития учреждений, реализующих дистанционные формы непрерывного профессионального образования взрослых, заключается в выявлении компетенций, обеспечивающих трудоустраиваемость, расширении спектра специфичных образовательных программ» [2], а главное, - учёта требований профессиональных стандартов.

В структуре программы профессиональной переподготовки обязательно должны быть представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

В программе повышения квалификации даётся описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Обязательными элементами структуры дополнительной профессиональной программы также являются: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы [1].

Алгоритм разработки дополнительных профессиональных программ предполагает использование одного или нескольких соответствующих профессиональных стандартов, при необходимости возможен дополнительный анализ реестра трудовых функций.

При поиске профессионального стандарта оптимальным является использование Национального реестра профессиональных стандартов, так как он дополнительно включает реестр областей и видов профессиональной деятельности, а также, реестр трудовых функций.

Как правило, в рамках программы профессиональной переподготовки может быть освоена одна обобщенная трудовая функция (трудовая функция).

Проанализировав функциональную карту вида профессиональной деятельности и выбрав соответствующие программе трудовые функции, необходимо определить уровень квалификации, к которому будет готовить разрабатываемая программа.

Оценивая требования к знаниям и умениям, целесообразно также обратиться к подразделу профессионального стандарта «Дополнительные характеристики», в котором указаны коды и направления подготовки, специальности, профессии по Общероссийскому классификатору начального профессионального образования (ОКНПО) и (или) Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО).

Констатируемая связь образовательной программы с соответствующими профессиональными стандартами обязательно должна быть отражена в одном из разделов: «Общая характеристика образовательной программы», «Паспорт образовательной программы», «Пояснительная записка».

Так как «... программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании профессиональных стандартов и требований, соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ» [3], необходимо учесть различия терминологии, используемой в ФГОС и профессиональных стандартах. Следует понимать, что, по сути, вид профессиональной деятельности во ФГОС, в большинстве случаев соответствует обобщенной трудовой функции или трудовой функции в профессиональном стандарте.

По каждой трудовой функции в профессиональном стандарте, кроме трудовых действий, умений и знаний, приведены дополнительные характеристики, которые в ряде случаев можно использовать для дополнения перечня формируемых общих компетенций.

При разработке программ профессиональной переподготовки для лиц, имеющих или получающих высшее образование, содержание сравнительной таблицы выглядит следующим образом (таблица 1).

Таблица 1

Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с

требованиями ФГОС ВО

Профессиональный стандарт ФГОС ВО

Обобщенная трудовая функция или трудовая функция Виды профессиональной деятельности

Трудовые функции или трудовые действия Профессиональные задачи, профессиональные компетенции и (или) профессионально-специализированные компетенции

Умения, другие характеристики трудовых функций Общепрофессиональные компетенции

При разработке программ профессиональной переподготовки для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, используется аналогичная методика.

Формулировки требований к результатам освоения программы должны обеспечивать их соответствие как ФГОС ВО (СПО), так и профессиональным стандартам. В каждом конкретном случае разработчики программы самостоятельно определяют, как единицы профессионального стандарта корреспондируют с единицами ФГОС ВО (СПО).

Результаты освоения дополнительных профессиональных программ должны быть представлены как характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций или характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций [1].

Как отмечено выше, основным результатом освоения образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, является

профессиональная квалификация. Её оценивание должно носить целостный, интегративный характер, при выполнении деятельности в реальных условиях или максимально приближенных к ним.

Объективность оценки получаемой квалификации должна быть обеспечена диагностичными критериями, стандартизацией условий и процедур оценки, независимостью экспертов.

Оценка квалификации может проводиться единовременно или по накопительной схеме в рамках промежуточной и итоговой аттестации, что определяется организацией самостоятельно (законом не предусматривается никаких ограничений на разработку содержания и организации квалификационных экзаменов).

Разработка средств оценки квалификации имеет итерационный характер, но в целом соблюдается определённая последовательность этапов. Сначала предмет оценивания - характеристика новой квалификации, декомпозируется до компетенций. В этом случае целесообразно разрабатывать комплексные задания, проверяющие группу связанных компетенций. Затем определяют объекты оценивания (продукт деятельности, процесс деятельности, продукт и процесс одновременно) для каждой компетенции или группы компетенций.

Конкретными объектами оценивания могут выступать: изготовленные продукты, процесс деятельности, а также документированные подтверждения результатов выполнения соответствующей деятельности.

Далее следует выбор методов оценивания (выполнение практического задания на экзамене, защита проекта, анализ случая (кейс-стади), анализ портфеля документов, собеседование, анализ видеозаписи выполнения работ, защита проекта) и разработка процедур оценивания.

Следующим этапом является определение показателей и критериев оценки и формирование типового задания, которое обычно представляет собой фрагмент профессиональной деятельности, реализуемой в реальной или моделируемой среде.

Обязательным условием является формирование фонда оценочных средств на основе типового задания за счет видоизменения предмета, материалов, технологий и прочих условий.

Структура теоретической части дополнительной профессиональной программы определяется формируемыми компетенциями, они группируются в соответствии с осваиваемыми видами (профессиональной) деятельности.

В структуру теоретической части программы должны входить дисциплины, модули, курсы прикладного и фундаментального характера.

Разработка учебного плана и календарного графика позволяет расставить приоритеты в освоении того или иного вида деятельности, путем перераспределения объемов времени, отводимых на освоение того или иного модуля.

Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки и предусматривать самостоятельную работу с учебными изданиями; изучение технологии производства, видов работ; планирование работы организации; работу с

документацией; выполнение в качестве дублёра функциональных обязанностей должностных лиц; участие в совещаниях, деловых встречах. Содержание и сроки стажировки определяются организацией самостоятельно.

Экспертиза образовательной программы предполагает её оценку всеми участниками образовательного процесса.

Библиографический список:

1. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444)

2. Сорокина Е.Л. Елинская Я.А. К вопросу о современных стратегиях непрерывного дополнительного профессионального образования взрослых // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 30 января 2017 г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. -Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. - 2017. - С. 166-169.

3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.