УДК 374
К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЗРОСЛЫХ
Сорокина Елена Львовна.
г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», доцент кафедры физического воспитания и спорта, sol [email protected].
Елинская Янина Алексеевна.
г. Новосибирск, Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор, yanina55555@mail .ru.
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы качества образовательных услуг, предоставляемых частными учреждениями дополнительного профессионального образования взрослых. Авторами предложены критерии оценки деятельности учреждений, реализующих программы повышения квалификации и профессиональной
переподготовки.
Ключевые слова: образовательные услуги, дополнительное профессиональное образование, образовательные результаты, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, профессиональное самоопределение.
CURRENT QUESTION OF THE QUALITY OF CONTINUOUS VOCATIONAL TRAINING FOR ADULTS
Sorokina Elena.
Novosibirsk, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Siberian State Transport University", associate professor of the physical education and sport Department, [email protected].
Yelinskaya Yanina.
Novosibirsk, PEAE Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work, rector, [email protected].
Abstract. The following article describes quality problems of educational services provided by private foundations of vocational education for adults. Authors suggest criteria for performance appraisal of institutes that implement advanced vocational training and occupational retraining programs.
Key words: educational services, further vocational education, educational results, advanced vocational training, occupational retraining, and professional self-determination.
Сегодня дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) и направлено на развитие профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности. При этом к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются не только лица, имеющие, но и получающие, среднее профессиональное и высшее образование, что обеспечивает возможность построения параллельных образовательных траекторий и позволяет человеку реализовывать себя в рамках различных направлений профессиональной деятельности одновременно.
Результаты обучения (сформированные компетенции) в данном случае полностью зависят от качества дополнительных профессиональных программ, которые разрабатываются с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.
Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации [2].
Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации [2].
Необходимо отметить, что освоение дополнительных профессиональных программ осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), причём всё большую привлекательность приобретают дистанционные формы или стажировки. Мы связываем данную тенденцию с общей интенсификацией профессиональной деятельности, а также стремлением потребителей снизить затраты на образование.
По мнению авторов, основной стратегией развития образовательной организации, осуществляющей дополнительное дистанционное образование взрослых, является систематическое инвестирование в педагогические инновации [1, с. 168].
Статья 31 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает право юридических лиц (при наличии соответствующей лицензии) на осуществление образовательной деятельности по программам
профессионального обучения и дополнительным образовательным программам и даёт возможность вести данную деятельность в коммерческих целях. Этот факт, на наш взгляд, с одной стороны создаёт вариативное образовательное поле, с другой, - порождает множество коммерческих учреждений, предоставляющих некачественные образовательные услуги, так как механизмы контроля их деятельности не достаточно отлажены.
На наш взгляд, основными критериями качества образовательных услуг, оказываемых частными учреждениями дополнительного профессионального образования, выступают:
- квалифицированный и стабильный научно-педагогический состав, обеспечивающий качество реализуемых программ;
- научно-методическая и инновационная деятельность учреждения;
- комплексность образовательных услуг;
- мониторинг результатов обучения;
- мониторинг удовлетворённости качеством образовательных услуг. Сегодня просматривается ситуация, когда многие частные
образовательные учреждения, стремясь минимизировать затраты, привлекают к разработке и реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования специалистов невысокого уровня, в конечном счёте обучающиеся, получая документ о повышении квалификации или профессиональной подготовке, проходят обучение формально. Поэтому мы считаем необходимым усиление комплексного контроля и внешний аудит качества со стороны государства.
В целом, на сегодняшний день репутация учреждений, реализующих дополнительные профессиональные программы высока, так как именно они обеспечивают индивидуализацию образовательных программ, непрерывность образования, возможность быстрого перепрофилирования, формируют необходимые компетенции для профессионального самоопределения, а, в конечном счёте, и ориентирование индивида в социальной жизни.
Библиографический список:
1. Сорокина Е.Л. Елинская Я.А. К вопросу о современных стратегиях непрерывного дополнительного профессионального образования взрослых // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 30 января 2017 г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. - 2017. - С. 166-169.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации".