Научная статья на тему 'Модель научно-методического сопровождения и опыт реализации программ дополнительного профессионального образования (взрослых)'

Модель научно-методического сопровождения и опыт реализации программ дополнительного профессионального образования (взрослых) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
883
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное пространство / дополнительное профессиональное образование взрослых / модель научно-методического сопровождения / educational space / additional vocational education of adults / the model of scientific and methodological support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елинская Янина Алексеевна, Сорокина Елена Львовна, Шушакова Наталья Анатольевна, Новоселова Анна Сергеевна

В статье представлена модель научно-методического сопровождения деятельности учреждения дополнительного профессионального образования взрослых, раскрыты особенности современного образовательного пространства и виды непрерывного образования взрослых, а также стратегические направления его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елинская Янина Алексеевна, Сорокина Елена Львовна, Шушакова Наталья Анатольевна, Новоселова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT MODEL AND EXPERIENCE OF PROGRAMM DOPOLNITELNOGO EDUCATION (ADULT) REALIZATION

The article presents a model of scientific and methodological support of additional vocational education institution for adults, features of a modern educational environment and the types of continuing education for adults, as well as the strategic directions of its development were discussed.

Текст научной работы на тему «Модель научно-методического сопровождения и опыт реализации программ дополнительного профессионального образования (взрослых)»

УДК 374+37.0+378

МОДЕЛЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВЗРОСЛЫХ)

Елинская Янина Алексеевна.

ЧУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор, yanina55555@mail.ru.

Сорокина Елена Львовна.

ЧУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», зам. директора по научно-исследовательской работе, so117@yandex.ru.

Шушакова Наталья Анатольевна.

ЧУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», руководитель научно-методического отдела, philipss@mail.ru.

Новоселова Анна Сергеевна.

ЧУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», специалист, novoselovaanna9@gmail.com.

Аннотация. В статье представлена модель научно -методического сопровождения деятельности учреждения дополнительного профессионального образования взрослых, раскрыты особенности современного образовательного пространства и виды непрерывного образования взрослых, а также стратегические направления его развития.

Ключевые слова: образовательное пространство, дополнительное профессиональное образование взрослых, модель научно-методического сопровождения.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT MODEL AND EXPERIENCE OF PROGRAMMDOPOLNITELNOGO EDUCATION (ADULT)

REALIZATION

Elinskaya Yanina A.

PIAPE SIPPPSW, Novosibirsk, Director, yanina55555@mail.ru.

Sorokina Elena L.

PIAPE SIPPPSW,,Novosibirsk, Deputy of The research work. Director, so117@yandex.ru.

Shushakova Natalia A.

PIAPE SIPPPW, Novosibirsk, Head of the scientific and methodical Department, philipss@mail.ru.

Novoselova Anna S.

PIAPE SIPPPW, Novosibirsk, specialist for scientific methodological work, novoselovaanna9 @gmail. com.

Abstract. The article presents a model of scientific and methodological support of additional vocational education institution for adults, features of a modern educational environment and the types of continuing education for adults, as well as the strategic directions of its development were discussed.

Key words: educational space, additional vocational education of adults, the model of scientific and methodological support.

Современное образовательное пространство сегодня переживает существенные трансформации. Это вызвано определёнными объективными тенденциями развития общества, среди которых:

• ускорение темпов глобализации;

• стремительный научно-технический прогресс, ведущий к развитию знаний;

• изменение характера труда, повышение мобильности и гибкости рынка труда вызывающие необходимость постоянного обновления компетенций;

• растущая поляризация между интеллектуальными работниками и лицами, не имеющими достаточного уровня знаний;

• усиление иммиграционных потоков;

• рост социальной ответственности человека.

Все эти изменения, безусловно, требуют систематической актуализации имеющихся компетенций, а значит, построения непрерывных образовательных траекторий.

Непрерывное образование взрослых осуществляется через освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»); обучение по месту работы (в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом и т.д.), а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций («неформальное образование»); индивидуальная познавательная деятельность («самообразование» или «информальное / спонтанное образование»). При этом непрерывное образование взрослых выполняет профессиональную, социальную и личностно развивающую функции.

Профессиональная функция связана с формированием у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, расширение профессиональных возможностей, повышение его трудовой мобильности, обеспечение карьерного роста.

Социальная функция расширяет процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с общечеловеческими ценностями, языком, культурой, новыми видами деятельности, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя функциональную грамотность взрослого человека в различных сферах (финансовая, бюджетная, языковая, информационная, экологическая, правовая предпринимательская грамотность).

Личностная функция направлена на обеспечение удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, его интересов, увлечений.

Образование взрослых сегодня перестает быть процессом трансляции знаний: акцент перемещается на формирование готовности к саморазвитию, самообразованию и на самостоятельный поиск способов повышения своей квалификации. Важность знания фактов уступает место необходимости доступа к информации, овладению умением её поиска и интерпретации, а также превращения доступной информации в новое знание, используемое в профессиональной деятельности. И в этом смысле система дополнительного профессионального образования оказывается гораздо более мобильной, чем система основного профессионального образования. Дополнительное образование, исторически выполнявшее компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному, сейчас меняет это соотношение на обратное.

Идея непрерывного образования стала основной идеологической и организационно-практической установкой обеспечивающей, по сути, переход акцентов из сферы образования и образованности в сферу развития, где действуют иные правила. В конечном счёте, меняя и цель непрерывного образования -предоставление каждому индивиду возможность формирования индивидуально востребованных компетенций. Что в свою очередь должно значительно расширить спектр образовательных продуктов.

Среди особенностей образовательного пространства, сегодня, на наш взгляд, существенно выделяются:

• большее взаимодействие специалистов, формирующих спектр образовательных программ;

• центрированность, смещение акцентов с поставляющей знания стороны на потребляющую их сторону (удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, их специфичности);

• высокие требования к качеству образовательных продуктов;

• нацеленность на реализацию широкого спектра задач, среди которых: личностный рост, формирование современных знаний, экономические, социальные и культурные запросы.

С учётом перечисленных особенностей, основными стратегиями развития образовательной организации, осуществляющей дополнительное дистанционное образование взрослых, являются: систематическое инвестирование в педагогические инновации, развитие образовательной интернет-среды и персонала, что, безусловно, повысит его конкурентные качества на рынке образовательных услуг. Вместе с этим, должны быть учтены потребности профессиональных сред, стимулирующих к созданию новых образовательных продуктов, которые, дистанционное образование (как никакое другое) способно и должно быстро и качественно удовлетворить.

На наш взгляд, потенциал развития учреждений, реализующих дистанционные формы непрерывного профессионального образования взрослых, заключается в выявлении компетенций, обеспечивающих трудоустраиваемость, расширении спектра специфичных образовательных программ, осуществлении мониторинга

квалификационных систем, улучшении качества информационной и методической поддержки, повышении гибкости учебных программ.

Сегодня, наблюдается тенденция расширения числа обучающихся, ориентированных на получение новых компетенций, качественное изучение образовательных курсов, а не на формальные показатели. Учитывая это, нами созданы все условия для изучения и удовлетворения всех образовательных потребностей потенциальных обучающихся, что, в свою очередь, вызывало необходимость внедрения новых образовательных услуг, таких как: методическая поддержка при прохождении процедур аттестации, сопровождение в подготовке научных статей, методическое сопровождение и консультирование по вопросам профессиональной деятельности, научно-популярные лекции по различным направлениям научного знания. Всё это, безусловно, способствует профессиональному, карьерному и личностному росту потребителей образовательных услуг.

ЧУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы» (ЧУДПО СИПППИСР), следуя современным тенденциям и используя технологии дистанционного образования, осуществляет профессиональную переподготовку и повышение квалификации психологов, учителей, педагогов дошкольного образования, социальных работников, логопедов, дефектологов, специалистов дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений, секретарей-референтов, офис-менеджеров, управленцев-менеджеров, специалистов социально -культурного сервиса, медиаторов и других специалистов.

Образовательная деятельность ЧУДПО СИПППИСР осуществляется на основе лицензии и следующих нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность в области дополнительного профессионального образования:

^ Федеральный закон от 29.12.2012 №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

^ Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

^ Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков, путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

^ Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».

Профессиональное обучение направлено на приобретение профессиональных компетенций без изменения уровня образования.

Миссия учреждения - организация и предоставление качественного и востребованного дополнительного профессионального образования, с учётом индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Цели:

• удовлетворять потребность людей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в самоопределении и самореализации посредством получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, осуществлять профессиональную подготовку кадров в дистанционной форме обучения;

• развивать психологические, педагогические, социологические, информационно-технологические и управленческие науки посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использовать полученные результаты в образовательном пространстве;

• сохранять и распространять научные ценности общества;

• распространять знания среди населения, повышать его образовательный и культурный уровень;

• формировать всестороннее развитие профессиональных навыков у участников образовательного процесса и умение применять его в современных условиях;

• развивать международное сотрудничество в области профессионального образования.

Институт проводит обучение слушателей по программам дополнительного профессионального образования, в том числе основанным на дистанционных системах обучения, также проводит теоретические исследования, научные разработки по вопросам своей сферы деятельности, подготавливает, издаёт и учебные пособия, научные и другие работы по соответствующей тематике, осуществляет экспертно-консультационную деятельность.

Основой образовательной деятельности служат программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработанные квалифицированными научно-педагогическими работниками ЧУДПО СИПППИСР.

Эксклюзивность и качество процесса обучения гарантировано высоким уровнем профессионализма профессорско-преподавательского состава (рис. 1).

К преимуществам образовательной деятельности, осуществляемой ЧУДПО СИПППИСР можно отнести следующие: ^ доступность обучения; ^ достоверность сертификации знаний;

> концентрация на потребностях и личных задачах обучающихся; ^ различные способы доставки информации;

> возможность выбирать удобное время работы над материалом курса;

> методическую поддержку и контакт с обучающимися;

^ детальное планирование образовательной деятельности, индивидуальную разработку учебных материалов;

> интерактивность;

^ модульную структуру дистанционного обучения;

> широкий спектр информационных ресурсов (учебные курсы, справочные, методические материалы, электронная библиотека).

5%

■ Доктора наук

52% 43% ■ Кандидаты наук

■ Преподаватели

Рис. 1. Профессорско-преподавательский состав СИПППИСР

Кроме реализации программ дополнительного образования (повышение квалификации и профессиональная подготовка), изучив образовательные потребности, ЧУДПО СИПППИСР осуществляет широкий спектр научно -методической деятельности:

^ Проводит научные конференции с публикацией сборников материалов в РИНЦ (сборники конференций размещены на сайте http://sispp.ru/publications, ссылка на сборник «Наука и социум» (РИНЦ) -http://elibrary.ru/item.asp?id=26593089).

> Методические мероприятия (конкурсы) для педагогов: «Фестиваль педагогического опыта», «Лучший методический материал» (http://sispp.ru/conference ), которые дают возможность трансляции педагогического опыта.

^ Рецензирование и публикация монографий и диссертационных исследований, научных публикаций, учебно-методических пособий и образовательных программ. ^ Сопровождение в разработке образовательных программ. ^ Профессиональное консультирование.

^ Сопровождение научно-исследовательской и научно-методической работы учреждений и педагогов.

^ Подготовка и сопровождение педагогов в процессе прохождения аттестационных процедур.

> Семинары-практикумы для педагогов, начинающих исследователей и молодых ученых.

> Фонопедические практикумы.

Образовательная деятельность осуществляется с использованием двух образовательных порталов

Результативность и качество образовательного процесса обеспечены организацией научно-методического сопровождения процесса реализации программ дополнительного профессионального образования. На рисунках 2-7 представлены функциональные модели центров, реализующих данную деятельность.

Рис. 2. Модель научно-методического центра СИПППИСР

<и S

m S« Я Я « О H

еЗаа"

¡Г « se Ч

о« g S

S Я et о

Л « н

я s

M SSce л я а а <и Í-

Ssb i & a

° к «

CR

se

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

u н

1 л U

О о

S <и s

Т н л

^ я п

se н <и

Я 05 н CR

о «

о t

а

с

К И

я 2 3¿ B« ят2 я

sese^ « usan & о О Я

Я § ,

^ 3 и

я

=

5 м ^ tt

S а н

gsSC g âà

§"Z 85

fe M §22

<u

XS *

«s S 5 ом® ^я до 5 и н S a « о «

^яя н-т

g « о

Э^я а

i

° и

я S

vo Й

ss§g

a i- с

<и S

s

« M

£ И i

s S о

ы

Я ¿ Чо

« M <U в

и я ч S

& ga S5 ° 5ч

о S

Р С И П П

С

а рат

н

е ц

о г о к с ь л е

ета

в

о

д

е л с с -и

н нчуа

н ь

л

е

д

о

! g 1 t 5 « ^ «С

Ё^Ц&И

se se Й -S« И

Я S П S я«

/_,

«

CR <u M fc о se

S

Я e H

se sâ °

a Я Я

s а ы

n « Я

vo « £ vo u

e

CR «

S S

я ы я

« й Я

2 Л Ï

5 Ï а

О a

яа н т с о н ь л е т я

е еД

m'

.с и Р

Общее консультирование

Помощь в оформлении конкурсных материалов (отчёты, списки публикаций и другие материалы)

Помощь в подготовке статей к публикации (в том числе, публикаций РИНЦ и ВАК)

Сопровождение регистрации в РИНЦ

Научно-исследовательский центр осуществляет деятельность научного характера, связанную с организацией и проведением исследований, экспериментальной работы, научного обоснования проектов, организации мониторинговой и проектной деятельности учреждений.

Исследовательская деятельность является своеобразным связующим звеном теории и практики, и неотъемлемой частью формирования теоретического знания, при этом учтено, что большинство исследований имеют в качестве основной своей цели улучшение практической деятельности, обобщение и распространение накопленного опыта, объективной оценки результатов деятельности.

В рамках деятельности центра научно-педагогические работники, обучают специалистов-практиков методам сбора и анализа информации, её обобщения, технологиям организации исследовательской работы и публикации её результатов.

Деятельность Методического центра представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях повышения методической грамотности и развития профессиональных компетенций педагогов. Организуя семинары по проблемам профессиональной деятельности, конкурсы, мероприятия по сопровождению методической работы ЧУДПО СИПППИСР повышает результативность образовательных учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Персональное методическое сопровождение педагогов, которое предлагает Методический центр, приводит к росту профессионального мастерства, повышению качества образовательного процесса.

Аттестация педагогов - важная процедура, с помощью которой обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования.

Аттестационный центр предлагает услуги сопровождения педагогов в подготовке к реализации требований аттестационных процедур (таблица 1).

Таблица - 1. Направления деятельности Аттестационного центра

Аттестационные требования Деятельность Аттестационного центра

Дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности. Курсы повышения квалификации или профессиональная переподготовка.

Мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности. Статьи, представляющие результаты научно-исследовательской работы и практический опыт, мониторинг, сертификаты о заочном участии в профессиональных конкурсах.

Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией. Организация мониторингов, подбор методик, анкет, анализ результатов.

Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Конкурсы для обучающихся, печатные сборники школьных научных сообществ, организация исследовательской и проектной деятельности школьников.

Личный вклад в повышение качества Методические разработки, проекты,

образования, совершенствования методов обучения и воспитания. программы (разработка и публикация).

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности Организация и участие в научных конференциях, публикация статей, методическая помощь в сопровождении подготовки мастер-классов

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса участие в профессиональных конкурсах. Сопровождение в подготовке авторских и модифицированных программ и их рецензирование

Участие в профессиональных конкурсах Разработка материалов и сопровождение участия в заочных конкурсах профессионального мастерства, организованных СИШПШСР: «Всероссийский фестиваль педагогического опыта». Всероссийский Конкурс «Лучший методический материал».

Консультационный центр предлагает услуги квалифицированной помощи руководителям, специалистам, педагогам, обучающимся, родителям оказываемые учёными, экспертами и специалистами высокого уровня.

Центр рецензирования осуществляет процедуры независимой экспертной оценки образовательных проектов, научных и методических трудов, которая позволяет оценить персональный вклад в науку. Процедура рецензирования помогает авторам переосмыслить направленность и содержание профессиональной деятельности в целом и выявить возможности потенциального развития.

Деятельность единственного в Сибири Фонопедического центра, который является структурным подразделением ЧУДПО СИПППИСР, направлена на формирование у педагогов компетенций связанных с реализацией комплекса коррекционных и реабилитационных мероприятий по возвращению полноценной голосовой функции, формированию навыков интонационной составляющей речи, которым сегодня, в существующей системе дошкольного и школьного образования, уделяется недостаточно внимания. Так как, в России, наблюдается недостаток квалифицированного кадрового состава, можно с уверенностью сказать, что центр оказывает уникальные, по своей сути, услуги.

Деятельность Фонопедического центра осуществляется на основе авторской программы «Способ выявления патологии голосоведения в речи». Авторы: С.С. Дериглазов, Е.М. Воронин, В.К. Макуха, А.В. Марков, О.Г. Фетисова. Патент на изобретение №2433488, зарегистрирован 10 ноября 2011 года.

Содержание профессионального образования ЧУДПО СИППИСР определяется образовательными программами, разработанными и утвержденными учреждением, с учетом требований федеральных

государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к программам профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) и с учетом потребностей лиц, организаций, по инициативе которых осуществляется профессиональное образование.

На диаграммах (рис. 1, 2, 3) представлены результаты реализации образовательных программ ЧУДПО СИПППИСР за период 2015-2017 г.г.

2014

2015

2016

2017

| Инклюзивное образование

Тифлопедагогика

Социальная работа

Дошкольное образование

I Экономика

ФГОС

Дефектологическое образование

Физическая культура и спорт

Судебная экспертиза

9

8

5

4

3

2

1

0

Рис. 1. Очно-дистанционное обучение (объём выездных курсов 2014-2017 г.

г.)

Опыт реализации программ дополнительного профессионального образования (взрослых), который можно с уверенностью назвать успешным демонстрируют: востребованность учреждения на рынке образовательных услуг, положительные отзывы обучающихся, научная обоснованность деятельности, широкий спектр образовательных услуг и их эксклюзивность.

Успех ЧУДПО СИПППИСР, обусловлен реализацией идей непрерывного образования, переносом акцентов из сферы образования и образованности в сферу развития, предоставления каждому обучающемуся возможности формирования индивидуально востребованных компетенций, что обеспечено значительным объёмом и качеством образовательных программ и их значимой научной составляющей.

Основными стратегиями дальнейшего развития СИПППИСР являются: систематическое инвестирование в педагогические инновации; развитие образовательной интернет-среды и персонала; учёт профессиональных потребностей, стимулирующих к созданию новых образовательных продуктов; а самое главное, увеличение объёмов образовательных услуг, позволяющих расширить профессиональные компетенции и квалификации, профессиональные возможности, обеспечить карьерный рост обучающихся.

600

500

400

300

200

100

2015

2016

2017

Биологические науки

Ветеринария

Дефектология

Дошкольное образование

Документационное обеспечение управления Доп. образование

Инклюзивное образование

Иностранные языки

Информационные

системы

Культурология

Медицина

Музыкальное образование

Педагогика

Профессиональное

обучение

Психология

Религиозное образование

Социальная работа

Физическая культура и спорт

Философия, этика,

елигиоведение кономика и управление

0

Рис. 2. Объём реализации программ дистанционных курсов профессиональной переподготовки

1400

1200

1000

800

600

400

200

Биологические науки

Ветеринария

Дефектология

Дошкольное образование

Документационное обеспечение управления Доп. образование

Инклюзивное образование

Иностранные языки

Информационные системы

Культурология

Медицина

Музыкальное образование Педагогика

Профессиональное обучение Психология

Религиозное образование

Социальная работа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физическая культура и спорт

Философия, этика, религиоведение Экономика и управление

2015

2016

2017

0

Рис. 3. Объём реализации программ дистанционных курсов повышения

квалификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.