Научная статья на тему 'К вопросу о нормативно-правовом регулировании реализации программ профессиональной переподготовки'

К вопросу о нормативно-правовом регулировании реализации программ профессиональной переподготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов П. Ю., Яковлева Е. И.

Изменения в экономике нашей страны оказали огромное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на образование. Внедрение профессиональных стандартов рождает постоянный спрос на программы профессиональной переподготовки, и как ответ на этот спрос появляются многочисленные предложения со стороны как государственных, так и частных образовательных учреждений. В статье проведен анализ существующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, который показывает, что на сегодняшний момент остаются нерешенными некоторые вопросы, позволяющие организациям существенно экономить на качестве предоставляемых образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов П. Ю., Яковлева Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нормативно-правовом регулировании реализации программ профессиональной переподготовки»

7. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб.заведений. - М.: Владос, 2004. - 400 с.

8. Шестакова Л.А. Междисциплинарная интеграция как методологическая основа современного образовательного процесса // Образовательные ресурсы и технологии. - 2013. - №1 (2). - С. 47-52.

9. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сфера, 2017. - 128 с.

10. Дюжакова М.В., Лавлинская О.И., Коломеец А.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 580582.

УДК 377.018.48

К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Иванов П.Ю., 2018

Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, старший преподаватель кафедры права, экономики и

социальных дисциплин, г. Арзамасс Яковлева Е.И., 2018

Дзержинский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин, г.

Дзержинск

Аннотация: изменения в экономике нашей страны оказали огромное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на образование. Внедрение профессиональных стандартов рождает постоянный спрос на программы профессиональной переподготовки, и как ответ на этот спрос -появляются многочисленные предложения со стороны как государственных, так и частных образовательных учреждений. В статье проведен анализ существующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, который показывает, что на сегодняшний момент остаются нерешенными некоторые вопросы, позволяющие организациям существенно экономить на качестве предоставляемых образовательных услуг.

Ключевые слова: образовательная деятельность, дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка.

TO THE ISSUE OF REGULATORY FRAMEWORKS FOR IMPLEMENTING VOCATIONAL RETRAINING PROGRAMS

Ivanov P.Yu., 2018

Arzamas branch of the Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, Senior Lecturer of the chair of Law, Economics and Social Sciences, Arzamas Yakovleva E.I., 2018

Dzerzhinsk branch of the Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, Associate Professor of the chair of humanitarian and legal disciplines, Dzerzhinsk

Abstract: recent changes in our country's influenced all spheres of human life including education. The introduction of professional standards creates a constant demand for retraining programs and as a response to this demand a great supply is being made by both public and private educational institutions. The article analyzes the existing of regulatory frameworks for implementing vocational retraining programs, which shows that some issues allowing organizations to significantly save on the quality of the educational services remain unresolved nowdays.

Keywords: educational activities, further vocational education, vocational retraining programs.

Изменения в экономике нашей страны оказали огромное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на образование. Особую роль в этой связи стала играть система дополнительного профессионального образования (далее по тексту - ДПО). Уже давно стал очевидным тот факт, что высокая квалификация персонала в современных условиях превратилась в одно из важнейших конкурентных преимуществ любой организации. Научно-технический прогресс и стремительное развитие производственных технологий требуют от специалистов перманентного повышения своих профессиональных навыков и компетенций.

Сложившаяся экономическая ситуация и реформы, проводимые в стране, требуют от граждан профессиональной переориентации, овладения новыми компетенциями и специальностями, поэтому системе ДПО отведена важная роль в развитии современного российского общества. В 2014 году была принята государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». В ней наряду с другими задачами рассматривалось формирование системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая развитие региональных систем непрерывного образования.

В этот период Министерство образования и науки России активно включается в процесс формирования системы ДПО: разрабатывается концепция непрерывного образования взрослых, рассылаются методические рекомендации по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации (письмо от 26 декабря 2013 г. № АК-3076/06, письмо от 23 января 2014 № ДЛ-28/06). В 2013 году вышел в свет приказ Министерства образования и науки России 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», который предусматривает разработку новых процедур организации ДПО, оценку качества программ ДПО, новые формы методических и регламентирующих документов в этой сфере. В целях реализации вышеуказанного порядка во все организации были разосланы разъяснения об особенностях законодательного и нормативно-правового обеспечении в сфере дополнительного профессионального образования (письма от 8 октября 2013 г. № 06-731; от 20 мая 2014 г. № АК-1427/06).

В соответствии с действующим законодательством ДПО направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации [1, ст. 76].

Содержание дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки (далее по тексту - ДПП) определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, которая осуществляет образовательную деятельность [2].

В отдельных случаях, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, уполномоченными федеральными государственными органами организовывается разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ или типовых дополнительных профессиональных программ, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы [1, ст. 12].

Типовые и примерные программы разрабатываются для следующих случаев, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ:

• в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;

• в сфере здравоохранения;

• в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями;

• в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой;

• в области международных автомобильных перевозок;

• в области кадастровой деятельности;

• в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных;

• в области информационной безопасности.

В остальных случаях образовательные организации должны самостоятельно разработать ДПП профессиональной переподготовки на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований, соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ [2].

И если в части результатов освоения ДПП профессиональной переподготовки должны соответствовать требованиям ФГОС, то вот остальные разделы ДПП не регламентируются никакими документами, а оставляются на усмотрение самой образовательной организации. Очень актуальным становится этот вопрос, когда мы говорим о таком разделе ДПП, как «организационно-педагогические условия». Отсутствие регламентирующей документации по вопросам условий реализации ДПП означает отсутствие предмета проверки контрольно-надзорных органов в части общесистемных требований к условиям реализации ДПП (материально-техническая база, доступ к электронно-библиотечным системам, формирование электронной информационно-образовательной среды и др.) и требований к кадровым условиям реализации ДПП. Как правило, этот вопрос не возникает, когда речь идет об образовательной организации, которая наряду с ДПП реализует программы высшего образования по этим же направлениям, так как жесткая государственная регламентация деятельности в сфере высшего образования постоянно мобилизует деятельность вузов на развитие материально-технической базы и постоянную работу с научно-педагогическими работниками с целью соответствия федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования [3, с.184].

Другая ситуация наблюдается в организациях, реализующих только программы ДПО, либо программы высшего образования по направлениям, несовпадающим с направленностью программ ДПО. Вышеперечисленные факты позволяют образовательным организациям значительно экономить на материально-техническом обеспечении ДПП (например, на покупке лицензионного обеспечения или на заключении договоров с ЭБС) и дают возможность «облегчить» себе жизнь в вопросе привлечения к образовательному процессу научно-педагогических работников (сократить количество или вовсе не привлекать к образовательному процессу практиков из профильных организаций, максимально отдавать нагрузку не остепенённым преподавателям или преподавателям без профильного образования). Такая «экономия», несомненно, сказывается на качестве ДПП, так как без соответствующего кадрового обеспечения невозможно разработать и реализовать высококачественный образовательный продукт.

Все это привело к тому, что на данный момент на рынке образовательных услуг существует огромное количество сомнительных организаций, предлагающих свои ДПП. Большинство из них предлагают дистанционное обучение, которое при ближайшем рассмотрении не выдерживает никакой критики. Максимально вкладываясь в рекламу своего продукта, такие организации совершенно не заботятся о качестве предоставляемых образовательных услуг и не боятся последствий, так как они зачастую выполняют лицензионные требования, а предмет проверок контрольно-надзорных органов по вопросу качества очень размыт. Вышеуказанная «экономия» и тот факт, что требования к финансовым условиям реализации ДПП также нигде не установлены, позволяют этим организациям значительно снижать стоимость образовательных услуг. Очень часто крупные университеты теряют большую часть потенциальных обучающихся, не выдерживая ценовой конкуренции по этим программам.

Сегодня на смену единым квалификационным справочникам приходит система профессиональных стандартов. Наряду с остальным, профессиональные стандарты зачастую жестко регламентируют уровень и направление образования сотрудника, претендующего на ту или иную должность. Во многих профессиональных стандартах претендовать на определенную должность

могут люди с непрофильным средним профессиональным или высшем образованием при условии наличия у них диплома о профильной профессиональной переподготовке. Многие государственные вузы на данный момент серьезно занимаются разработкой различных инновационных моделей реализации ДПП, преимущество которых заключается в существенной экономии материальных и трудовых ресурсов как заказчиков, так и исполнителей образовательных услуг [4]. Но большинство организаций решают этот вопрос по старинке - снижая свои переменные затраты путем элементарной экономии на приобретении и совершенствовании материально-технической базы, а также при привлечении низкоквалифицированного персонала к реализации программ ДПО. Независимо от того, кто оплачивает это обучение - сам сотрудник или его работодатель - вопрос стоимости обучения по программам ДПО в современных экономических условиях встает крайне остро. При выборе места обучения все вышеперечисленное перевешивает чашу весов не в сторону крупных вузов, которые не позволяют себе реализовывать «сомнительные» ДПП, заботясь о своем имидже.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.

2. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета, № 190, 28.08.2013.

3. Яковлева Е.И., Логутов В.И. Опыт Дзержинского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по реализации прогограмм повышения квалификации в области хроматографии // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 6-1. - С. 183-185

4. Яковлева Е.И., Шобонов Н.А. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.

УДК 37.022:55

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Литвинова И.Н., 2017

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №157 г.Санкт-Петербурга имени принцессы Е.М.Ольденбургской, Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена использованию игровых технологий при обучении математике. В качестве одной из современных форм этой деятельности предлагается использование математического квеста. В статье рассматриваются особенности использования квеста при обучении математики, приводятся примеры заданий из математического квеста «В литературных загадках Британии». Предложены рекомендации по организации математического квеста в урочной и внеурочной деятельности. Отдельное внимание уделено вопросам переноса теоретических знаний по математике в практическую область применения знаний, полученных на уроках.

Ключевые слова: квест, интерес, методика обучения математике, игровая технология

MATH QUEST AS A MODERN FORM OF GAMING TECHNOLOGY TRAINING

Litvinova I.N., 2018

State Government-Funded Comprehensive Educational Institution educational institution gymnasium No.157 St.-Petersburg Princess E. M. Oldenburg, Saint Petersburg

Аннотация: the article is devoted to the use of game technologies in teaching mathematics. As one of modern forms of this activity use of a mathematical quest is offered. The article considers peculiarities of the application of the quest when teaching mathematics. The article gives examples of tasks from the mathematical quest " literary mysteries of Britain». The recommendations on the organization of mathematical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.