Научная статья на тему 'Организация обучения работников сферы физической культуры и спорта как один из факторов эффективного внедрения профессиональных стандартов'

Организация обучения работников сферы физической культуры и спорта как один из факторов эффективного внедрения профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Е. И., Немцев С. А.

При внедрении профессиональных стандартов на практике появляются проблемы, которые возникают из-за отсутствия у руководителей достаточных знаний нормативно-правовой базы в области образования. В данной статье представлен ряд типичных ошибок, допускаемых при выборе образовательной организации в процессе обучения сотрудников, которые возможно избежать на начальном этапе применения профессиональных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Е. И., Немцев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация обучения работников сферы физической культуры и спорта как один из факторов эффективного внедрения профессиональных стандартов»

2. Федеральный законом РФ №7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года (в редакции от 29.07.2017 г.). [Электронный ресурс]: сайт - электрон, дан. - ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2018. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw

3. Федеральный законом РФ №7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года (в редакции от 29.07.2017 г.). [Электронный ресурс]: сайт - электрон, дан. - ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2018. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw

4. Федеральный законом РФ №7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года (в редакции от 29.07.2017 г.). [Электронный ресурс]: сайт - электрон, дан. - ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2018. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw

5. Русская академия ремесел [Электронный ресурс]: сайт. - Электрон, дан. - Москва, 2018. - Режим доступа: http://artkursy.ш/index.php?page=material&section_id=637

6. Школа художественных ремёсел ГБОУ г. Москвы «Школа № 109» [Электронный ресурс]: сайт. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа: http://col09.mskobr.ru/add_edu/shkola_hudozhestvennyh_remesel

УДК 377.018.48

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Яковлева Е.И., 2018

Дзержинский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного

университета им. Н. И. Лобачевского, Ооцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин, г.

Дзержинск Немцев С.А., 2018

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И.

Лобачевского, старший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физической

культуры и спорта, г. Нижний Новгород

Аннотация: при внедрении профессиональных стандартов на практике появляются проблемы, которые возникают из-за отсутствия у руководителей достаточных знаний нормативно-правовой базы в области образования. В данной статье представлен ряд типичных ошибок, допускаемых при выборе образовательной организации в процессе обучения сотрудников, которые возможно избежать на начальном этапе применения профессиональных стандартов.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, профессиональный стандарт, физическая культура и спорт.

THE ORGANIZATION OF EMPLOYEE TRAINING IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS ONE OF THE FACTORS FOR THE EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL STANDARDS

Yakovleva E.I., 2018

Dzerzhinsk branch of the Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, Associate Professor of the chair of humanitarian and legal disciplines, Dzerzhinsk

Nemtsev S.A., 2018

the Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, Senior lecturer of the chair ofphysical education, faculty of physical education and sport, Nizhni Novgorod

Abstract: when introducing professional standards in practice, there are some essential problems that arise due to the lack of sufficient knowledge of the regulatory framework in the field of education. This article presents a number of typical mistakes made when choosing an educational organization in the process of employee retraining that can be avoided at the initial stage of professional standard implementation.

Keywords: further vocational education, vocational retraining programs, professional Standard, physical culture and sport.

Современные изменения в экономике охватывают все сферы жизни общества, в том числе и сферу физической культуры и спорта. Особую роль в этой связи играет процесс введения профессиональных стандартов. Тот факт, что высокая квалификация персонала в современных условиях является одним из важнейших конкурентных преимуществ любой организации, стал более чем очевидным. Исключение не стала и индустрия спорта и красоты. Актуальность вопроса правового урегулирования данной отрасли и необходимость введения требования профильного образования для сотрудников этих организация стали предметом рассмотрения депутатов Госдумы. В этой связи более чем актуальным представляется совместное заседание членов правления «Национального фитнес-сообщества» с экспертами фитнес-индустрии, состоявшееся 19 сентября 2018 года.

Основой проблемой, обсуждавшийся на этом заседании, стал проект профессионального стандарта «Специалист в области фитнеса». Необходимо подчеркнуть, что эта тема не является новой - необходимость привлечения профессиональных тренеров в сферу фитнес-индустрии впервые была обсуждена еще в 2017 году в ходе круглого стола в Ульяновске, затем этот вопрос поднимался на заседании Общественной палаты РФ. Актуальность данной проблемы подтверждается данными Росстата, по которым количество людей, занятых в организациях, оказывающих такие услуги, превышает 26 тысяч человек. Количество тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта, трудоустроенных в данном сегменте, составляет 69,4%, при этом 20,6% штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования. И это при постоянном увеличении объема платных спортивных услуг - в 2017 году согласно официальным статистическим данным, представленным Росстатом, объем платных спортивных услуг составил 72 018,9 млн рублей, а число людей, занимающихся фитнесом, превысило 5,2 млн человек.

В данный момент профессиональный стандарт «Специалист в области фитнеса» сформирован предварительно. Уже разработаны обобщенные трудовые функции, уровни квалификаций, наименование трудовых функций, наименование должностей, а также сформированы требования к обучению и образованию, опыту работы. Согласно проекту этого профессионального стандарта при отсутствии профильного базового образования необходимым условием трудоустройства в фитнес-центр станет наличие среднего профессиональное либо высшего образования подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам переподготовки по специальностям в области физической культуры и спорта по профилю деятельности.

В рамках этой статьи мы бы хотели обратить внимание на проблемы практического применения профессионального стандарта руководителями на начальном этапе - организации обучения своих сотрудников в соответствии с предъявляемыми требованиями. Данные проблемы были выявлены в ходе реализации дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной подготовки в области физической культуры и спорта для тренеров-преподавателей в связи с введение профессионального стандарта «Тренер», утвержденного приказом Минтруда России № 193 н от 7 апреля 2014 г. Согласно нашим социологическим опросам в течении 2016-2017 годов 53 % руководителей спортивных учреждений выделяли средства на обучение своих сотрудников, но это не привело в итоге к достижению показателя соответствия работников вышеуказанному стандарту, так как это оказались в лучшем случае дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации, а чаще всего в рамках оказания консультационных услуг сотрудникам были выданы сертификаты участников тренингов или вебинаров, которые не могут быть приравнены к документу о профессиональном образовании. При этом 73 % опрошенных остались недовольны качеством предоставленных образовательных услуг, так как они не способствовали качественному изменению профессиональных компетенций сотрудников, что и сложно было ожидать от организаций, обещающих «супербыстрое и качественное обучение» новой профессии. В соответствии с существующим законодательством, дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. [1, ст. 76]. Следовательно, обучение не по всем программам дополнительного

профессионального образования может являться решением проблемы соответствия требованиям к образованию сотрудников рассматриваемых организаций.

Основная проблема этого этапа внедрения профессионального стандарта - это низкий уровень правовой грамотности как руководителей, так и персонала финес-центров. Давайте рассмотрим основные моменты, на которые необходимо обратить внимание руководителям фитнес-центров при выборе организации для обучения своих сотрудников:

1. Наличие у организации лицензии на ведение образовательной деятельности. Согласно существующему законодательству, реализовывать программы дополнительного профессионального образования могут организаций дополнительного профессионального образования; образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица [2]. У организации, ведущей образовательную деятельность, должна быть оформлена лицензия на дополнительное профессиональное образование. Если лицензия на ведение образовательной деятельности у организации имеется, необходимо проверить срок ее действия. Необходимо подчеркнуть, что филиалы образовательного учреждения должны иметь свою лицензию, полученную отдельно от головной организации. Особое внимание нужно обратить на представительства образовательной организации, которые, согласно российскому законодательству, вообще не имеют права вести образовательную деятельность.

2. Предмет заключаемого договора. Образовательные организации, как показывает существующая практика, заключают договора двух видов: на оказание образовательных или консультационных услуг. Выданный по окончанию обучения документ (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке) будет признан документом об образовании только при заключении договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации [2].

3. Срок обучения по программам дополнительного образования. Минимальные сроки освоения программ дополнительного профессионального образования установлены Федеральным законом №273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». Минимально допустимый объем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ. Так для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов. Все программы, нарушающие минимально допустимый объем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, автоматически не могут быть программами, в результате которых будет выдан документ о дополнительном профессиональном образовании.

4. Нарушение требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации. Данный пункт не является автоматическим доказательством того, что образовательная организация не имеет право на осуществление образовательной деятельности, но отсутствие раздела «Сведения об образовательной организации», структура которого чётко оговорена в Приказе Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, а именно следующие разделы: основные сведения, структура и органы управления образовательной организацией, документы, образование, образовательные стандарты, руководство. педагогический (научно-педагогический) состав, материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса, стипендии и иные виды материальной поддержки, платные образовательные услуги, финансово-хозяйственная деятельность, вакантные места для приема (перевода), чаще всего говорит либо об отсутствии лицензии, либо о наличии других нарушений при предоставлении образовательных услуг или о низком качестве этих услуг. По результатам анализа 100 сайтов организаций, предлагающих свои услуги по обучению фитнес-тренеров, которые были представлены поисковой системой Яндекс по запросу «обучение фитнес-

тренеров» 16 организаций имели соответствующий раздел, но только 10 из них соответствовали по своей структуре Приказу Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785. Большинство из этих организаций обещают качественное обучение «интересной и прибыльной профессии тем, у кого нет фитнес-образования или практикующим тренерам без диплома». Детальная информация об анализе вышеуказанных сайтов представлена на Рисунке 1.

Анализ сайтов организаций, предлагающих услуги по обучению фитнес-тренеров в сети Интернет

■ Есть раздел "Сведения об образовательной организации", структура соответствует законадательству

■ Есть раздел "Сведения об образовательной организации", структура не соответствует законадательству

■ Нет раздела "Сведения об образовательной организации", представлена действующая лицензия по ДПО

Нет раздела "Сведения об образовательной организации", представлена лицензия без приложений

■ Нет раздела "Сведения об образовательной организации", представлена старая лицензия

■ Нет раздела "Сведения об образовательной организации", не представлена лицензия

Рас. 1. Анализ сайтов организаций, предлагающих услуги по обучению фатнес-тренеров в сети Интернет

Сложившаяся ситуация показывает, что на данный момент на рынке образовательных услуг в сфере физической культуры и спорта существует огромное количество сомнительных организаций, предлагающих свои дополнительные профессиональные программы. Многие из них предлагают дистанционное обучение, которое при ближайшем рассмотрении не выдерживает никакой критики. Максимально вкладываясь в рекламу своего продукта, такие организации совершенно не заботятся о качестве предоставляемых образовательных услуг и не боятся последствий, так как они зачастую выполняют лицензионные требования, а предмет проверок контрольно-надзорных органов по вопросу качества очень размыт. Вышеуказанная «экономия» и тот факт, что требования к финансовым условиям реализации дополнительных профессиональных программ также нигде не установлены, позволяют этим организациям значительно снижать стоимость образовательных услуг. Очень часто крупные университеты теряют большую часть потенциальных обучающихся, не выдерживая ценовой конкуренции по этим программам [3].

Популяризация спорта и рост количества людей, вовлеченных в занятия физической культурой, в том числе, посетителей различных фитнес-клубов и тренажерных залов являются, безусловно, положительными тенденциями. Но при этом неоспоримым является и тот факт, что важным

элементом в данной сфере является безопасность здоровья и жизни граждан. А это возможно только при условии высокого уровня профессионализма сотрудников этих организаций, которое во много м зависит от качественного обучения. Многие государственные вузы на данный момент серьезно занимаются разработкой различных инновационных моделей реализации ДПП, преимущество которых заключается в существенной экономии материальных и трудовых ресурсов как заказчиков, так и исполнителей образовательных услуг [4]. Но зачастую все эти усилия остаются невостребованными, потому что руководители при организации процесса обучения своих сотрудников ошибаются при выборе образовательной организации и попадаются на различные маркетинговые уловки. Тем важнее, на наш взгляд, является необходимость консультационной помощи руководителям организаций, которые стремятся соответствовать всем современным требованиям.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» //Российская газета, № 303, 31.12.2012.

2. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» //Российская газета, № 190, 28.08.2013.

3. Яковлева Е.И., Иванов П.Ю. Образовательный кластер как ресурс инновационного развития регионов // Санкт-Петербургский образовательный вестник. № 5 (9). 2017. С. 9-13.

4. Яковлева Е.И., Шобонов H.A. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.

УДК:373.33

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ О ГРИБАХ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА

Габдулинова КГ., 2018 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, дог^ент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, г. Киров

Терехова Е.А., 2018

МБОУ «Средняя обгцеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 58», учитель начальных классов, г. Киров

Аннотация: в статье представлен педагогический опыт использования цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в 3 классе при изучении темы о грибах. Предложены возможные объекты (дрожжи, плесень мукор) для ознакомления детей с грибами, приемы реализации наглядных методов с использованием цифрового микроскопа. Статья сопровождается авторскими фотографиями, выполненными с помощью цифрового микроскопа.

Ключевые слова: цифровой микроскоп, грибы, окружающий мир, начальная школа.

THE STUDY OF THE TOPIC OF MUSHROOMS ON THE LESSON OF ENVIRONMENT IN THE 3rd GRADE OF PRIMARY SCHOOL USING A DIGITAL MICROSCOPE

GabdulinovaK.G., 2018

Vyatka State University, candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and methods ofpreschool and primary education, Kirov

Terekhova E.A, 2018.

MBOU «Secondary General School with in-depth study of individual subjects № 58», primary

school teacher, Kirov

Abstract: the article presents the pedagogical experience of using a digital microscope at the lessons of the environment in the 3rd grade in the study of mushrooms. Possible objects (yeast, mold Mucor) for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.