УДК 378.046.4
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ СТРАТЕГИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЗРОСЛЫХ
Сорокина Елена Львовна.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт», [email protected].
Елинская Янина Алексеевна.
ЧУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», г. Новосибирск, директор, [email protected].
Аннотация. В статье рассмотрены особенности современного образовательного пространства, виды формы и функции непрерывного дополнительного профессионального образования взрослых, а также намечены инновационные стратегии его развития.
Ключевые слова: непрерывное дополнительное профессиональное образование взрослых.
THE ISSUE OF MODERN STRATEGIES OF CONTINUOUS EDUCATION
FOR ADDITIONAL ADULT ONE
Sorokina Elena L.
FGBEI "Siberian State University of Railway Transport", Novosibirsk, Associate Professor of the "Physical education and sport" Department, [email protected].
Elinskaya Yanina A.
Siberian Institute of practical psychology, pedagogy and social work, Novosibirsk, Director.
Abstract. The article describes the features of modern educational space, types of form and continuous additional vocational adult education function, as well as innovative strategies outlined of its development.
Key words: continuous further vocational adult education.
Современное образовательное пространство сегодня переживает существенные трансформации. Это вызвано определёнными объективными тенденциями развития общества, среди которых:
• ускорение темпов глобализации;
• стремительный научно-технический прогресс, ведущий к развитию знаний;
• изменение характера труда, повышение мобильности и гибкости рынка труда вызывающие необходимость постоянного обновления компетенций;
• растущая поляризация между интеллектуальными работниками и лицами, не имеющими достаточного уровня знаний;
• усиление иммиграционных потоков;
• рост социальной ответственности человека.
Все эти изменения, безусловно, требуют систематической актуализации имеющихся компетенций, а значит, построения непрерывных образовательных траекторий.
Непрерывное образование взрослых осуществляется через освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»); обучение по месту работы (в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом и т.д.), а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций («неформальное образование»); индивидуальная познавательная деятельность («самообразование» или «информальное / спонтанное образование»).
При этом непрерывное образование взрослых выполняет профессиональную, социальную и личностно развивающую функции.
Профессиональная функция связана с формированием у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, расширение профессиональных возможностей, повышение его трудовой мобильности, обеспечение карьерного роста.
Социальная функция расширяет процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с общечеловеческими ценностями, языком, культурой, новыми видами деятельности, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя функциональную грамотность взрослого человека в различных сферах (финансовая, бюджетная, языковая, информационная, экологическая, правовая предпринимательская грамотность).
Личностная функция направлена на обеспечение удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, его интересов, увлечений.
«Образование взрослых сегодня перестает быть процессом трансляции знаний: акцент перемещается на формирование готовности к саморазвитию, самообразованию и на самостоятельный поиск способов повышения своей квалификации. Важность знания фактов уступает место необходимости доступа к информации, овладению уме
нием её поиска и интерпретации, а также превращения доступной информации в новое знание, используемое в профессиональной деятельности. И в этом смысле система дополнительного профессионального образования оказывается гораздо более мобильной, чем система основного профессионального образования. Дополнительное образование, исторически выполнявшее компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному, сейчас меняет это соотношение на обратное» [1].
Идея непрерывного образования стала основной идеологической и организационно-практической установкой обеспечивающей, по сути, переход акцентов из сферы образования и образованности в сферу развития, где действуют иные правила. В конечном счёте, меняя и цель непрерывного образования -
предоставление каждому индивиду возможность формирования индивидуально востребованных компетенций. Что в свою очередь должно значительно расширить спектр образовательных продуктов.
Среди особенностей образовательного пространства, сегодня, на наш взгляд, существенно выделяются:
• большее взаимодействие специалистов, формирующих спектр образовательных программ;
• центрированность, смещение акцентов с поставляющей знания стороны на потребляющую их сторону (удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, их специфичности);
• высокие требования к качеству образовательных продуктов;
• нацеленность на реализацию широкого спектра задач, среди которых: личностный рост, формирование современных знаний, экономические, социальные и культурные запросы.
С учётом перечисленных особенностей, основными стратегиями развития образовательной организации, осуществляющей дополнительное дистанционное образование взрослых, являются: систематическое инвестирование в педагогические инновации, развитие образовательной интернет-среды и персонала, что, безусловно, повысит его конкурентные качества на рынке образовательных услуг. Вместе с этим, должны быть учтены потребности профессиональных сред, стимулирующих к созданию новых образовательных продуктов, которые, дистанционное образование (как никакое другое) способно и должно быстро и качественно удовлетворить.
На наш взгляд, потенциал развития учреждений, реализующих дистанционные формы непрерывного профессионального образования взрослых, заключается в выявлении компетенций, обеспечивающих трудоустраиваемость, расширении спектра специфичных образовательных программ, осуществлении мониторинга квалификационных систем, улучшении качества информационной и методической поддержки, повышении гибкости учебных программ.
Сегодня, наблюдается тенденция расширения числа обучающихся, ориентированных на получение новых компетенций, качественное изучение образовательных курсов, а не на формальные показатели. Учитывая это, необходимо создавать все условия для изучения и удовлетворения всех образовательных потребностей потенциальных обучающихся, что, в свою очередь, вызывает необходимость внедрения новых образовательных услуг, таких как: методическая поддержка при прохождении процедур аттестации, сопровождение в подготовке научных статей, методическое сопровождение и консультирование по вопросам профессиональной деятельности, научно-популярные лекции по различным направлениям научного знания. Всё это, безусловно будет способствовать профессиональному, карьерному и личностному росту потребителей образовательных услуг.
Библиографический список: 1. Тарханова ИЮ. Дополнительное профессиональное образование в контексте реализации концепции обучения в течение всей жизни // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. -С.147-151.