НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РАЗЛИЧИЕ ПОДХОДОВ
Н.Л. БОРЩЕВА,
кандидат экономических наук, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова;
М.И. ГЛУХОВА,
кандидат экономических наук, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к понятиям в системе непрерывного образования, делается попытка обобщить существующие подходы и сформулировать предложения по формированию единого понятийного аппарата.
Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, образование взрослых.
CONTINUOUS EDUCATION: DIFFERENT APPROACHES
N.L. BORSCHEVA,
the candidate of economic science of First Moscow State Medical University I.M. Sechenov;
M.I. GLUCHOVA,
the candidate of economic science of First Moscow State Medical University I.M. Sechenov
Annotation. Various terminology approaches to continuous education are considered in the article: additional vocational training, adult education, lifelong learning. The article presents an attempt to generalize existing approaches and to formulate offers on development of the unified conceptual framework.
Keywords: continuous education, adult education, continuous vocational training.
Идея непрерывного образования возникла в XX в., но ее истоки можно найти еще во времена древних философов. Зарождение идей непрерывного образования можно обнаружить у Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних ученых. Идеи непрерывного образования представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с достижением полноты человеческого развития. Значимость идеи непрерывного образования очень велика, так как ее смысл заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку возможность постоянного совершенствования, творческого и профессионального развития, обновления знаний, умений, навыков, личностных и профессиональных качеств на протяжении всей жизни. Сумма, знаний, умений и навыков составляет индивидуальный человеческий капитал. Увеличение объема индивидуального человеческого капитала, увеличивает в сумме человеческий капитал общества. Значит, развитие непрерывного образования способствует процветанию всего общества.
Считается, что термин «непрерывное образование» был впервые употреблен в 1968 г. в докладе комиссии под руководством Э. Фора на генеральной конференции ЮНЕСКО [1]. Непрерывное образова-
ние было признано основным принципом, «руководящей конструкцией» для нововведений или реформ в системе образования во многих странах мира. С середины 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах мира.
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблемам непрерывного образования, встречается несколько понятий непрерывного образования.
Среди существующих определений можно выделить три основных направления: образование на протяжении всей жизни (life long learning, LLL), образование взрослых (adult education), непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training). В зависимости от интерпретации непрерывное образование имеет свои особенности.
Образование на протяжении жизни. Это определение непрерывного образования основано на следующих принципах: обучение в течение жизни (lifelong learning); обучение шириною в жизнь (lifewide learning); самомотивация к обучению.
Обучение в течение жизни предполагает постоянное обучение посредством формальных, информаль-ных и неформальных методов обучения. Формальные
методы обучения используются при получении формального образования, связанного с получением определенных квалификаций и научных степеней. Например, получение сертификата, подтверждающего профессиональную квалификацию, диплома об окончании высшего или среднего учебного заведения, диплома кандидата или доктора наук.
Неформальные методы обучения используются при получении неформального образования. Неформальное образование не связано с получением официально признаваемых документов об образовании, хотя и может быть сопряжено с получением какого-либо документа, например, свидетельства об окончании курсов, свидетельства о повышении квалификации.
Информальное образование связано с самообразованием, с приобретением знаний и навыков, ценностей из повседневного опыта, ежедневной деятельности, относящейся к работе, семье.
Обучение шириною в жизнь заключается в совершенствовании разных сторон жизнедеятельности человека, обучение не только профессиональным навыкам и компетенциям, но и другим жизненно важным, необходимым, нужным и просто интересным компетенциям.
Самомотивация к обучению. Получение престижной профессии, а затем престижной работы, и, следовательно, возможность реализации многих потребностей: понимание этого формирует у обучающегося столь мощную мотивацию к обучению, что возникает комплексная способность к самообучению.
Образование взрослых. Понимание непрерывного образования как образования взрослых делает акцент на специфике контингента обучающихся, особенностях запросов и технологий обучения, отличающихся от потребностей молодого поколения.
Современный контингент образования взрослых неоднороден. Если взять за основу социальный статус обучаемых (занятость профессиональным оплачиваемым трудом), их можно подразделить на следующие категории:
♦ работники сферы профессионального труда;
♦ лица, временно незанятые, в том числе безработные;
♦ занятые исключительно в домашнем хозяйстве;
♦ лица, не имеющие определенных оплачиваемых занятий;
♦ люди «третьего возраста» (пенсионеры);
♦ взрослые инвалиды по состоянию здоровья;
♦ люди, изменившие в силу каких-то обстоятельств привычный образ жизни (переселенцы, бывшие военнослужащие и др.).
Главное отличие непрерывного образования взрослого населения связано с тем, что взрослые, как правило, имеют опыт образовательной деятельности и навыки практической работы. Их запросы более конкретны и прагматичны, когда речь идет о программах профессионального образования. Кроме того, образование взрослых имеет особые требования к организации обучения: обычно это жесткие временные рамки, если обучение проходит одновременно с трудовой деятельностью или с отрывом от производства, но в сжатые сроки. Вместе с тем образование взрослых имеет более выраженную мотивацию по сравнению с образованием молодежи.
Непрерывное профессиональное образование. Термин «непрерывное профессиональное образование» подчеркивает функциональную специфику получаемых знаний. Это образование, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков. Во многом такое понимание непрерывного образования совпадает с определением дополнительного профессионального образования (ДПО), поскольку также включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
В Законе «Об образовании в РФ» определено, что «дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [2]. Непрерывное профессионального образование делает акцент на постоянстве процесса обучения в профессиональной среде, тогда как дополнительное профессиональное образование характеризуется эпизодичностью (обучение по необходимости, связанное с изменением места работы, социального статуса, а также для удовлетворения личных потребностей).
В настоящее время непрерывное профессиональное образование обладает свойством периодичности. Медицинские, педагогические работники, а также работники ряда других производств обязаны проходить повышение квалификации, которое является обязательным условием их профессиональной деятельности и должно осуществляться строго периодически.
164
Вестник Московского университета МВД России
№ 12 / 2013
В новой модели образования на период 2008— 2020 гг. непрерывному образованию также отводится важное место. Отмечается, что обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное образование, которое реализуется за счет самообразования граждан.
Таким образом, тематика непрерывного образования становится все более актуальной, и, несмотря на то, что понятие непрерывного образования в России появилось сравнительно недавно, стала очевидна его необходимость как одного из аспектов российской образовательной модели.
В то же время приходится констатировать, что существует много подходов к определению непрерывного образования, но единого понятийного аппарата на сегодня нет. Разработка понятийного аппарата является необходимостью и видится как совместная работа представителей основных заинтересованных групп, результатом которой должна стать система понятий в области непрерывного образования, принимаемая основными группами участников и закрепленная методическими документами Министерства образования и науки РФ.
Литература
1. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: Доклад Всемирного банка. М., 2003.
2. ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В.Ф. ГАЛОНЕНКО,
профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры Академии управления МВД России
E-m ail: profgaponenko@gm ail. com;
З.В. МАРГИЕВ,
адъюнкт заочного обучения кафедры ОФЭ и ТО ААкадемии управления МВД России
E-m ail:za urm argiev@m ail.ru
Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Аннотация. Статья посвящена сущности экономической и финансовой безопасности, как важнейшей функции государства в современных условиях.
Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, объекты безопасности, налоговая система, кризисное состояние государства в экономике, антикризисная экономическая безопасность; экономическая безопасность в условиях мирного времени; экономическая безопасность в условиях конфликтов.
ECONOMIC AND FINANCIAL SECURITY AS THE MOST IMPORTANT FUNCTION OF THE STATE IN TODAY'S
V.F. GAPONENKO,
doctor of economics, professor of chair of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
Z.V. MARGIYEV,
graduated in a military academy of correspondence course of OFE and TO chair of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. Article focuses on the essence of economic and financial security, as the most important function of the State in modern conditions.
Keywords: economic security, financial security, security objects, the tax system, the crisis of the State in the economy, anti-crisis economic security; economic security in peacetime; economic security in the context of conflict.