УДК 37.012.4
О. В. Зайцева
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В условиях возрастающего значения непрерывного образования в развитии экономики, общества и отдельного человека резко увеличивается внимание исследователей к данной сфере. В то же время необходимо отметить отсутствие устоявшейся терминологии, касающейся непрерывного образования. В статье рассматриваются различные подходы к понятиям в сфере непрерывного образования: дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, образование на протяжении всей жизни и др. Делается попытка обобщить существующие подходы и сформулировать предложения по выработке единого понятийного аппарата в данной сфере.
Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, определения и понятия, законодательство в сфере непрерывного образования.
В условиях переходного состояния российской экономики, идущей по пути интеграции в мировое пространство, определяющим фактором развития становится человеческий капитал. Именно поэтому решающую роль в обеспечении экономического роста нашей страны будет играть своевременная и качественная подготовка специалистов для удовлетворения потребностей науки, экономики, общества в целом и отдельных его граждан. В условиях стремительного накопления знаний и обновления технологий это означает, что одной из наиболее важных задач становится обеспечение непрерывности образования. В связи с этим представляется необходимым разобраться с основными понятиями, используемыми в этой сфере.
Идея непрерывного образования возникла в XX в., но ее истоки можно найти еще во времена древних философов. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как ее смысл заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку возможность постоянного совершенствования, творческого и профессионального развития, обновления знаний, умений, навыков и качеств на протяжении всей жизни, а значит, способствовать процветанию всего общества.
Считается, что термин «непрерывное образование» был впервые употреблен в 1968 г. в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО (см. [1]). После опубликования доклада комиссии под руководством Э. Фора (1972 г.) ЮНЕСКО было принято решение, признавшее непрерывное образование основным принципом, «руководящей конструкцией» для нововведений или реформ образования во всех странах мира. С середины 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится доминирующим вектором образовательных реформ.
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблематике непрерывного образования, встречается несколько различающихся между собой понятий непре-
рывного образования. Среди существующих определений можно выделить три основных направления:
1. Образование на протяжении всей жизни (lifelong learning, LLL).
2. Образование взрослых (adult education).
3. Непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training).
В зависимости от трактовки непрерывного образования оно будет иметь свою специфику.
Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.
1. Образование на протяжении жизни.
Данная концепция понятия непрерывного образования базируется на следующих принципах:
- обучение длиною в жизнь (lifelong learning);
- образование шириною в жизнь (lifewide learning);
- самомотивация к образованию.
Обучение длиною в жизнь может рассматриваться как обучение, продолжительность которого равна продолжительности жизни человека. Обучение в течение жизни предполагает, что людям необходимо продолжать учиться, возобновлять свое обучение в течение всей жизни, и не только посредством информальных (informal) методов, что делает каждый гражданин в любом случае (ежедневное обучение), но и путем неоднократного получения формального (formal) образования, обновления знаний, умений и навыков, присущих уже имеющемуся у человека уровню образования. Наряду с этим, люди также могут принимать участие в неформализованном (non-formal) образовании, проходя обучение вне пределов формального сектора образования: на рабочих местах, общественных центрах, спортивных клубах и др.
Что же такое формальное, неформальное и ин-формальное образование?
Формальное образование связано с получением определенных квалификаций и степеней (например, диплом об окончании учебного заведения среднего или высшего профессионального образования, диплом кандидата или доктора наук, серти-
фикат, подтверждающий профессиональную квалификацию и признаваемый на рынке труда).
Неформальное образование (дошкольное образование детей в детских дошкольных учреждениях, дополнительное образование детей, дополнительное профессиональное образование и т.д.) не связано с получением формальных квалификаций, хотя и может быть сопряжено с получением какого-либо документа (свидетельство об окончании языковых курсов, свидетельство о повышении квалификации и т. п.).
Информальное образование реализуется за счет самообразования человека в ходе ежедневной деятельности, относящейся к работе, семье или досугу. Как правило, информальное образование не ведет к получению документа.
Обучение шириною в жизнь предполагает охват обучением различных сторон жизнедеятельности человека, совершенствование не только его профессиональных навыков, но и других не менее важных, обусловленных необходимостью или просто интересных для него видов деятельности.
Самомотивация к обучению подразумевает, что человек сознательно стремится повысить уровень своих знаний, что, несомненно, окажет влияние как на его общее интеллектуальное развитие, так и на возможность занять конкурентоспособную позицию на рынке труда.
2. Образование взрослых
Понимание непрерывного образования как образования взрослых делает акцент на специфике контингента обучающихся, особенностях его запросов и технологий обучения, разнящихся с потребностями молодого поколения.
Главное отличие непрерывного образования взрослого населения связано с тем, что взрослые, как правило, имеют уже как опыт образовательной деятельности, так и навыки практической работы. Их запросы более конкретны и прагматичны, когда речь идет о программах профессионального образования. Кроме того, в отличие от образования детей и молодежи, образование взрослых имеет особые требования к организации обучения. Очень часто оно имеет жесткие временные рамки, поскольку либо протекает одновременно с трудовой деятельностью, либо отрыв от нее предельно сжат по срокам. Вместе с тем образование взрослых обычно имеет более выраженную мотивацию по сравнению с образованием молодежи.
Помимо этого, при анализе образования взрослых возникает проблема, на которой не акцентируется внимание при рассмотрении непрерывного образования как образования на протяжении всей жизни. Это проблема выделения взрослого контингента. В нормативах Европейского союза и Международной организации труда (МОТ) взрослый - это
человек в возрасте от 25 до 60 лет. В России же до сих пор нет четкого определения, кто относится к числу взрослых. Известно лишь, что установленные возрастные рамки молодежи простираются от 14-15 до 25-29 лет, в отдельных случаях - и до 35 лет. Однако следует отметить, что в этот промежуток попадает получение и общего образования, и различных уровней профессионального образования, включая послевузовское (аспирантура), которое не рассматривается как специфически взрослое.
Отнесение к образованию взрослых после-школьного образования, т.е. обучение лиц, уже имеющих опыт практической деятельности или диплом общего среднего (формального) образования, также не решает проблемы, поскольку к данной системе, например, может быть отнесен работающий студент, получающий первое высшее образование. Но данный контингент, как правило, не включается в рассмотрение при анализе образования взрослых.
3. Непрерывное профессиональное образование
Термин «непрерывное профессиональное образование» подчеркивает функциональную специфику получаемых знаний. Это образование, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков.
Во многом такое понимание непрерывного образования совпадает с дополнительным профессиональным образованием (ДПО), поскольку также включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Отличие состоит в том, что ДПО согласно принятому определению [2] (это образование, получаемое на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в учреждениях дополнительного профессионального образования и в структурных подразделениях образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным государственным стандартом, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей слушателю соответствующего документа) должно соотноситься с основным, в то время как непрерывное профессиональное образование делает акцент на постоянстве процесса обучения в профессиональной сфере, но никак не связывает его с характером базового образования.
Рассмотрим нормативные документы, в которых встречается упоминание о непрерывном образовании.
В России отражение вопроса о непрерывном образовании на уровне законодательства недостаточно четко, поскольку понимание непрерывного образования во всех официальных документах различно, а нормативное определение появилось
лишь в сентябре 2005 г. в концепции «Федеральная целевая программа развития образования на 20062010 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ. Согласно этому документу непрерывное образование определяется как процесс роста образовательного (профессионального и общего) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Данное определение является актуальным и на сегодняшний день.
Впервые же понятие «непрерывное образование» появилось в СССР в Постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР 1986 г. «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве». В этом документе было сформулировано требование обеспечить «непрерывное, на протяжении всего периода обучения, экономическое образование, а также правовую и экономическую подготовку студентов». В следующем году теми же органами была поставлена задача «осуществить перестройку подготовки научно-педагогических и научных кадров, рассматривая ее как неотъемлемую часть единой системы непрерывного образования в стране». Среди ступеней непрерывного образования данное постановление выделяет повышение квалификации, окончание аспирантуры и докторантуры.
В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», в котором говорилось о «непрерывном повышении квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов».
Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» говорит о принципах непрерывности и преемственности процесса образования. Наряду с этим Законом выходит Постановление РФ «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1996-1997 годы», в котором непрерывное образование фигурирует в качестве системы: среди ключевых направлений деятель-
ности правительства появляется «развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержки качества рабочей силы».
После 1999 г. стали ежегодно появляться нормативные документы, посвященные непрерывному образованию, в том числе Федеральный закон «О федеральной программе развития образования» (2000 г.). Среди основных мероприятий программы появляется «совершенствование системы непрерывного образования».
В новой модели образования на 2008-2020 годы непрерывному образованию также отводится значительная роль. Отмечается, что обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное образование, которое реализуется за счет самообразования граждан.
Таким образом, тематика непрерывного образования становится все более актуальной, и, несмотря на то, что понятие непрерывного образования в России появилось сравнительно недавно, стала очевидна его необходимость как одного из аспектов образовательной модели.
В то же время приходится констатировать, что единого понимания нет, но оно необходимо в связи с развитием теории, практики, методической и нормативной базы непрерывного образования.
Разработка и согласование понятийного аппарата представляются насущной необходимостью и видятся как совместная работа представителей основных заинтересованных групп, координируемая авторитетной учебной, научной или общественнопрофессиональной организацией, результатом которой должна стать система понятий в области непрерывного образования, принимаемая основными группами участников и закрепленная методическими документами Министерства образования.
Список литературы
1. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка. М.: Весь мир, 2003; Непрерывное образование и потребность в нем / Отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: Наука, 2005.
2. Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. Утвержден Приказом Минобразования России от 01.08.2000 N 2370.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 годы» от 3 сентября 2005 г. № 1340-р. Собрание законодательства Российской Федерации от 12 сентября 2005 г. № 37. Ст. 3752.
4. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О совершенствовании практики подготовки и переподготовки кадров для освоения новой техники и технологии в отраслях народного хозяйства» от 23 октября 1986 г. № 1300 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями ЦК КПСС и Совета министров СССР от 3 августа 1988 г. № 953 и от 30 марта 1990 г. № 322. (Текст официально опубликован не был.)
5. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров» от 13 марта 1987 г. № 327. Собрание постановлений Правительства СССР. 1987. № 24. Ст. 85.
6. Концепция непрерывного образования. Утверждена Государственным комитетом СССР по народному образованию 18 марта 1989 г. Бюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию. 1989. № 7. С. 9-20.
7. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями от 16 марта 2006 г. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., № 30, ст. 1797.
8. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ с изменениями и дополнениями на 31 декабря 2005 г. Собрание законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 года, № 35, ст. 4135.
9. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной программе содействия занятости населения в Российской Федерации на 1995 год» от 31 мая 1995 г. № 540. Собрание законодательства Российской Федерации от 12 июня 1995 г. № 24. Ст. 2275.
10. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы» от 8 мая 1996 г. № 570 в редакции от 3 января 1997 г. Собрание законодательства Российской Федерации от 13 мая 1996 г. № 20. Ст. 2357.
11. Приложение к письму Министерства образования РФ от 8 мая 2008 г. № 03-946 «Актуальные задачи современной модели образования».
12. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / Науч. рук. А. Е. Карпухина; Сер. «Мониторинг. Образование. Кадры». М.: МАКС Пресс, 2006. 340 с. С. А. Беляков, В. С. Вахштайн, В. А. Галичин, А. А. Иванова, Е. А. Карпухина, Т. Л. Клячко, Д. Л. Константиновский, Д. Ю. Куракин, Е. А. Полушкина, Ю. А. Яхин.
Зайцева О. В., старший научный сотрудник.
Центр мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования.
Ул. Черняховского, 9, г. Москва, Московская область, Россия, 125319.
E-mail: ozay@firo.ru
Материал поступил в редакцию 07.05.2009.
O. V. Zaitseva
CONTINUOUS EDUCATION: MAIN DEFINITIONS AND TERMINOLOGY
The attention of researchers to continuous education is sharply increased because of growing impact of continuous education on the development of economy, society and individuals. At the same time it is necessary to stress that there is a lack of settled terminology concerning continuous education. Various terminology approaches to continuous education are considered in the article: additional vocational training, adult education, lifelong learning, etc. The article presents an attempt to generalize existing approaches and to formulate offers on development of the unified conceptual framework in the given sphere.
Key words: continuous education, adult education, continuous vocational training, terminology, definition, legislation in the sphere of continuous education.
Monitoring and Statistics Centre of Education of the Federal Institute of Education Development.
Ul. Chernyakhovskogo, 9, Moscow, Moscow Region, Russia, 125319.
E-mail: ozay@firo.ru