УДК 373.2/.5
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КАРЬЕРЫ ПЕДАГОГА
Сорокина Елена Львовна.
г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт», [email protected].
Елинская Янина Алексеевна.
г. Новосибирск, Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор, [email protected].
Аннотация. В статье раскрыты пути решения важнейшей задачи дополнительного профессионального образования взрослых - формирование научно-методической компетентности педагога и обеспечение условий для развития профессиональной карьеры.
Ключевые слова: профессиональная карьера, педагог, дополнительное профессиональное образование взрослых.
ACTUAL ASPECTS OF A TEACHER'S PROFESSIONAL CAREER
DEVELOPMENT
Sorokina Elena.
Novosibirsk, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Siberian State Transport University", associate professor of the physical education and sport Department, [email protected].
Yelinskaya Yanina.
Novosibirsk, PEAE Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work, director, [email protected].
Abstract. Ways of solving the most important problem of additional professional education for adults - the formation of a teacher scientific and methodological competence and the provision of conditions for the professional career development are described in the article.
Key words: professional career, teacher, additional professional education of adults.
Сегодня закономерно встал вопрос о подготовке специалистов новой формации, способных быть продуктивными в своей профессиональной деятельности, что должно послужить стимулом к созданию и внедрению в практику дополнительного профессионального образования взрослых новых
образовательных продуктов и услуг, необходимым также является «...систематическое инвестирование в педагогические инновации» [1, с. 168].
Опираясь на профессиональные стандарты, нами сформирована база качественных образовательных продуктов, отвечающих потребностям рынка труда, направленных на: формирование индивидуальной образовательной траектории; развитие профессиональных компетенций; сопровождение в получении смежных профессий; оказание помощи кадровым службам, а также, развитие карьеры и организацию научно-методической деятельности для стимулирования профессионального роста педагогов.
Понимая запросы современного общества, сегодня, значительная часть педагогов настроена на глубинное, существенное обновление профессиональной деятельности. В этой устремленности видна тенденция вызревания нового образа педагога, которая связана с четким пониманием многопозиционной структуры педагогического труда. Новая позиция педагога обнаруживается в его способности включать в свою деятельность ряд значимых профессиональных функций: методолога и возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических ситуаций, исследователя.
Поэтому, одной из важнейших задач дополнительного профессионального образования взрослых мы определяем формирование научно-методической компетентности педагога, которая, на наш взгляд, существенно повышает качество образовательных результатов обучающихся.
Раскрывая понятия «научно-методическая работа» и «научно-методическая деятельность», необходимо указать на их различия. Научно-методическая работа - это, по сути, научное исследование, целью которого является получение своих собственных, авторских выводов и результатов теоретического и практического характера. Научно-методическая деятельность - сфера профессионально-педагогической деятельности, необходимая для формирования нового знания об образовательно-воспитательном процессе, обеспечивающая появление новых технологий и педагогических приемов.
Научно-методическая деятельность педагога, включает: систематическое повышение квалификации; участие в научно-практических конференциях; проведение собственных мастер-классов; подготовку научных публикаций и работу в научных объединениях; самообразование; разработку новых технологий и их внедрение в образовательный процесс; разработку и апробацию новых образовательных программ, основанных на междисциплинарной и межпредметной интеграции.
Современный педагог-профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объеме и темпе, который необходим каждому, а это возможно только в условиях самостоятельной, самообразовательной деятельности и логично в организации непрерывного дистанционного образования.
Определяя две траектории профессионального развития педагога (вертикальную и горизонтальную) можно отметить значимые факторы, которые обеспечивают успешность и результат:
- относительно горизонтальной траектории - это: накопление, обобщение, обмен опытом, формирование профессиональных компетенций, получение специализированных и уникальных компетенций, формирование «портфеля» результатов, научно-методическая деятельность, повышение профессиональной категории;
- относительно вертикальной траектории профессионального развития педагога: достижение высокого уровня сформированности общекультурных и профессиональных и управленческих компетенций (системное мышление), получение специализированных и уникальных компетенций, высокий научно -методический уровень и значимый научный статус, наличие лидерских качеств, самообразование.
Особенно важным, на наш взгляд, является построение индивидуальных образовательных траекторий педагогов, что обеспечивает избирательность в приобретении новых компетенций и быстрый рост профессиональной карьеры, как в горизонтальном, так и вертикальном направлении.
Библиографический список: 1. Сорокина Е.Л. Елинская Я.А. К вопросу о современных стратегиях непрерывного дополнительного профессионального образования взрослых // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 30 января 2017 г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. -Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. - 2017. - С. 166-169