Научная статья на тему 'Актуальные аспекты развития профессиональной карьеры педагога'

Актуальные аспекты развития профессиональной карьеры педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная карьера / педагог / дополнительное профессиональное образование взрослых / professional career / teacher / additional professional education of adults

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Елинская Янина Алексеевна

В статье раскрыты пути решения важнейшей задачи дополнительного профессионального образования взрослых – формирование научно-методической компетентности педагога и обеспечение условий для развития профессиональной карьеры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Елинская Янина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ASPECTS OF A TEACHER’S PROFESSIONAL CAREER DEVELOPMENT

Ways of solving the most important problem of additional professional education for adults the formation of a teacher scientific and methodological competence and the provision of conditions for the professional career development are described in the article

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты развития профессиональной карьеры педагога»

УДК 373.2/.5

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КАРЬЕРЫ ПЕДАГОГА

Сорокина Елена Львовна.

г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт», so117@yandex.ru.

Елинская Янина Алексеевна.

г. Новосибирск, Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор, yanina55555@mail.ru.

Аннотация. В статье раскрыты пути решения важнейшей задачи дополнительного профессионального образования взрослых - формирование научно-методической компетентности педагога и обеспечение условий для развития профессиональной карьеры.

Ключевые слова: профессиональная карьера, педагог, дополнительное профессиональное образование взрослых.

ACTUAL ASPECTS OF A TEACHER'S PROFESSIONAL CAREER

DEVELOPMENT

Sorokina Elena.

Novosibirsk, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Siberian State Transport University", associate professor of the physical education and sport Department, so117@yandex.ru.

Yelinskaya Yanina.

Novosibirsk, PEAE Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work, director, yanina55555@mail.ru.

Abstract. Ways of solving the most important problem of additional professional education for adults - the formation of a teacher scientific and methodological competence and the provision of conditions for the professional career development are described in the article.

Key words: professional career, teacher, additional professional education of adults.

Сегодня закономерно встал вопрос о подготовке специалистов новой формации, способных быть продуктивными в своей профессиональной деятельности, что должно послужить стимулом к созданию и внедрению в практику дополнительного профессионального образования взрослых новых

образовательных продуктов и услуг, необходимым также является «...систематическое инвестирование в педагогические инновации» [1, с. 168].

Опираясь на профессиональные стандарты, нами сформирована база качественных образовательных продуктов, отвечающих потребностям рынка труда, направленных на: формирование индивидуальной образовательной траектории; развитие профессиональных компетенций; сопровождение в получении смежных профессий; оказание помощи кадровым службам, а также, развитие карьеры и организацию научно-методической деятельности для стимулирования профессионального роста педагогов.

Понимая запросы современного общества, сегодня, значительная часть педагогов настроена на глубинное, существенное обновление профессиональной деятельности. В этой устремленности видна тенденция вызревания нового образа педагога, которая связана с четким пониманием многопозиционной структуры педагогического труда. Новая позиция педагога обнаруживается в его способности включать в свою деятельность ряд значимых профессиональных функций: методолога и возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических ситуаций, исследователя.

Поэтому, одной из важнейших задач дополнительного профессионального образования взрослых мы определяем формирование научно-методической компетентности педагога, которая, на наш взгляд, существенно повышает качество образовательных результатов обучающихся.

Раскрывая понятия «научно-методическая работа» и «научно-методическая деятельность», необходимо указать на их различия. Научно-методическая работа - это, по сути, научное исследование, целью которого является получение своих собственных, авторских выводов и результатов теоретического и практического характера. Научно-методическая деятельность - сфера профессионально-педагогической деятельности, необходимая для формирования нового знания об образовательно-воспитательном процессе, обеспечивающая появление новых технологий и педагогических приемов.

Научно-методическая деятельность педагога, включает: систематическое повышение квалификации; участие в научно-практических конференциях; проведение собственных мастер-классов; подготовку научных публикаций и работу в научных объединениях; самообразование; разработку новых технологий и их внедрение в образовательный процесс; разработку и апробацию новых образовательных программ, основанных на междисциплинарной и межпредметной интеграции.

Современный педагог-профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объеме и темпе, который необходим каждому, а это возможно только в условиях самостоятельной, самообразовательной деятельности и логично в организации непрерывного дистанционного образования.

Определяя две траектории профессионального развития педагога (вертикальную и горизонтальную) можно отметить значимые факторы, которые обеспечивают успешность и результат:

- относительно горизонтальной траектории - это: накопление, обобщение, обмен опытом, формирование профессиональных компетенций, получение специализированных и уникальных компетенций, формирование «портфеля» результатов, научно-методическая деятельность, повышение профессиональной категории;

- относительно вертикальной траектории профессионального развития педагога: достижение высокого уровня сформированности общекультурных и профессиональных и управленческих компетенций (системное мышление), получение специализированных и уникальных компетенций, высокий научно -методический уровень и значимый научный статус, наличие лидерских качеств, самообразование.

Особенно важным, на наш взгляд, является построение индивидуальных образовательных траекторий педагогов, что обеспечивает избирательность в приобретении новых компетенций и быстрый рост профессиональной карьеры, как в горизонтальном, так и вертикальном направлении.

Библиографический список: 1. Сорокина Е.Л. Елинская Я.А. К вопросу о современных стратегиях непрерывного дополнительного профессионального образования взрослых // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 30 января 2017 г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. -Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. - 2017. - С. 166-169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.