Научная статья на тему 'Профессиональные стандарты: от разработки к применению'

Профессиональные стандарты: от разработки к применению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2893
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / УРОВНИ И ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL STANDARD / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS / LEVELS AND TYPES OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинов Владимир Игоревич, Батрова Ольга Фридриховна, Есенина Екатерина Юрьевна, Факторович Алла Аркадьевна

В статье подробно рассматриваются особенности и преимущества профессионального стандарта как документа нового типа, содержащего актуальную информацию о требованиях к современным квалификациям. Авторами представлен пошаговый алгоритм работы по актуализации и разработке образовательных стандартов и образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов для всех уровней и видов профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the professional standards features and benefits. These documents represent the current requirements for modern qualifications. The authors provide step-by-step algorithm for updating and development of educational standards and educational programs to meet the requirements of professional standards.

Текст научной работы на тему «Профессиональные стандарты: от разработки к применению»

г

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

j

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ОТ РАЗРАБОТКИ К ПРИМЕНЕНИЮ

БЛИНОВ Владимир Игоревич - д-р пед. наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования Федерального института развития образования. E-mail: [email protected]

БАТРОВА Ольга Фридриховна - канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образования. E-mail:[email protected]

ЕСЕНИНА Екатерина Юрьевна - д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образования. E-mail: [email protected]

ФАКТОРОВИЧ Алла Аркадьевна - д-р пед. наук, доцент, заместитель руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования. E-mail: [email protected]

Аннотацияя. В статье подробно рассматриваются особенности и преимущества профессионального стандарта как документа нового типа, содержащего актуальную информацию о требованиях к современным квалификациям. Авторами представлен пошаговый алгоритм работы по актуализации и разработке образовательных стандартов и образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов для всех уровней и видов профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные образовательные программы, уровни и виды профессионального образования

Качество образования начинается с точности выбора цели. Если человека обучают не тому, что нужно, то исправить ситуацию путем внедрения в образование новых технологий невозможно. Источником целей образования сегодня не могут выступать только внутренние потребности и интересы научно-педагогического сообщества, так как при этом система образования теряет связь с экономикой и обществом в целом. Необходимым условием обеспечения качества профессионального образования является включение организаций и объединений работодателей в работупо постановке целей, реализации образовательного про- 1

цесса и оцениванию его результатов к Сегодня выполнение этого условия осуществляется на основе разработки и применения профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты (ПС) - документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения тех или иных видов профессиональной деятельности. ПС способствуют повышению авторитета профессии, позволяют решать широкий круг актуальных вопросов формирования и развития кадрового потенциала, а именно:

- актуализировать ФГОС и образова-

1 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования» N 92 от 10.02.2014. URL: http:// profstandart.rosmintrud.ru/

6

Высшее образование в России • № 4, 2015

тельные стандарты, утвержденные образовательной организацией высшего образования самостоятельно 2, программы профессионального обучения, основного и дополнительного профессионального образования;

- разрабатывать средства и процедуры оценки и сертификации профессиональных квалификаций вне зависимости от путей их получения;

- актуализировать перечни должностей и квалификационные характеристики видов профессиональной деятельности;

- разрабатывать должностные инструкции, системы оплаты труда, мотивации и стимулирования работников, проводить отбор, подбор и аттестацию рабочих, специалистов и управленческих кадров, заниматься планированием карьеры [1-4].

Профессиональные стандарты начали разрабатываться в России в середине 1990-х гг. Инициаторами этого процесса выступили представители бизнес-сообщества. В создании единой методологии разработки и механизмов внедрения в практику профессиональных стандартов как одного из элементов национальной системы квалификаций серьезную роль сыграл Российский союз промышленников и предпринимателей. Однако с учетом значительной доли государственных структур и организаций с государственным участием в российской экономике в 2012 г. принято политическое решение об активном вмешательстве государственных институтов в процесс создания национальной системы квалификаций. Сегодня разработку профессиональных стандартов координирует Минтруд России. В течение 2013 г. был принят ряд документов, закрепивших единый макет профессиональ-

ного стандарта, методику его разработки, порядок утверждения и применения 3.

Разработка профессионального стандарта начинается с определения основной цели конкретного вида профессиональной деятельности. Далее проводится анализ ее структуры и с учетом сложившегося в данном производственном процессе разделения труда выделяются так называемые обобщенные трудовые функции (ОТФ). Признаком корректного определения ОТФ является относительная автономность каждой из них, позволяющая рассматривать ее как отдельную должность. Таким образом, при разработке профессиональных стандартов появляется возможность актуализировать существующий перечень должностей, определить и описать квалификации, востребованные современной экономикой и рынком труда, институализировать их как должности.

В состав ОТФ входит несколько трудовых функций (ТФ). Описание каждой из них осуществляется путем указания на действия, ее составляющие, а также на умения и знания, необходимые для их выполнения. Существенной особенностью ПС является то, что, описывая трудовые функции, они не стандартизируют требования к личности, а также должностные обязанности работника. Последние формулируются с учетом особенностей организации, уровня подготовленности, опыта и других индивидуальных характеристик работника [5-6].

Каждой ОТФ профессионального стандарта соответствует тот или иной уровень квалификации. Последний определяется на основании документа, утвержденного приказом Минтруда и социальной защиты России 4. Установление уровня квалифика-

2 Далее ФГОС и образовательные стандарты, утвержденные образовательной организацией высшего образования самостоятельно, будут называться «образовательные стандарты». При необходимости подчеркнуть, что речь идет именно о ФГОС, будет использован данный термин.

3 Макет профессионального стандарта (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 147н). Методические рекомендации о разработке профессионального стандарта (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 апреля 2013 г. № 170н). URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/

Практика модернизации образования

7

ции зависит от степени полномочий и ответственности работника, характера знаний и умений, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. В рамках профессионального стандарта уровень квалификации определяет соответствующие требования к образованию, обучению, практическому опыту.

Для формирования системы профессиональных стандартов уже созданы необходимые научно-методические и организационные инструменты. К настоящему моменту утвержденные профессиональные стандарты включены в Национальный реестр профессиональных стандартов. Он находится в открытом доступе в сети Интернет (http:// profstandart.rosmintrud.ru/ reestr-professionalnyh-standartov).

Последовательное решение задач разработки профессиональных стандартов актуализирует вопросы их внедрения. Одно из наиболее важных направлений применения ПС - разработка и совершенствование образовательных стандартов и образовательных программ профессионального образования и обучения.

Необходимость учета содержания профессиональных стандартов при разработке ФГОС, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ зафиксирована в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 4 5. Аналогичное требование относительно формирования

основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) закреплено Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов 6. В течение января 2015 г. вышел ряд документов, в которых сформулированы конкретные задачи и предложена методика обновления образовательных стандартов и образовательных программ с учетом положений принятых профессиональных стандартов 7. Вместе с тем вопросы сопряжения ПС, образовательных стандартов и программ вызывают некоторую напряженность в профессиональном сообществе. Понятно, что имеет место сопротивление нововведениям (стремление к «охранению » существующих профессиональных ценностей, страх перед неопределенностью, боязнь оказаться несостоятельным в новых условиях, необходимость реагировать на нововведения изменением деятельности и т.п.). Но не менее значима недостаточная информированность. Не позволяя обсуждать суть предлагаемых изменений, она уводит в область догадок и домыслов.

Сюжеты, связанные с профессиональными стандартами, особенностями их разработки и применения, уже не могут быть достоянием узкого круга. Реальные эффекты от использования потенциала ПС для совершенствования профессиональных образовательных программ теперь зависят от степени погруженности в эту проблематику научно-педагогического сообщества.

4 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12 апреля 2013 г. № 148н. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/

5 Закон «Об образовании в Российской Федерации». ФЗ-273 от 29.12.2012. URL: http:// www.consultant.ru/

6 Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/

7 Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (Утверждены министром образования и науки РФ от 22.01.2015 № ДЛ-2/05 вн).

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (Утверждены министром образования и науки РФ от 22.01.2015 № ДЛ-1/05 вн). URL: http://www.consultant.ru/

8

Высшее образование в России • № 4, 2015

Для рынка труда важна модель профессионального образования, которая развивается под влиянием его запросов, сфокусирована на подготовке квалифицированных работников, отвечающих потребностям работодателей. Однако у образования есть и другие функции: социализация выпускников, повышение возможностей людей участвовать в социально-экономической и культурной жизни общества. Таким образом, взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов, образовательных программ не линейна. Поэтому внесение изменений в образовательные программы с учетом положений профессиональных стандартов не может носить характер формальных мероприятий. Эта работа направлена на совершенствование качества профессионального образования, обеспечение его гибкости, мобильности по отношению к вызовам рынка труда, но в то же время она не должна приводить к девальвации собственно образовательных целей, ценностей личностного развития.

Модернизация образовательных стандартов и программ на основе ПС требует продуманных действий, т.е. подразумевает выполнение некоего алгоритма. Его основные шаги включают:

1) формирование рабочей группы;

2) выбор профессионального стандарта (стандартов);

3) определение требований к результатам освоения образовательного стандарта и (или) программы с учетом ПС;

4) разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе;

5) формирование структуры и содержания программы [7].

Остановимся на каждом шаге подробнее, учитывая при этом специфику уровня или вида профессионального образования. Концептуальные различия образовательных стандартов высшего образования и СПО обусловливают различную методику использования профессиональных стандар-

тов при их актуализации и разработке образовательных программ.

Формирование рабочей группы. Гармонизация интересов сферы профессионального образования и сферы труда, одним из инструментов которой становится сопряжение ПС и профессиональных образовательных программ, требует особой организации деятельности экспертов. В состав рабочей группы по разработке образовательной программы и подгрупп, разра-батывающихпрограммы учебныхкурсов и дисциплин (модулей), должны входить педагоги, представители работодателей, специалисты в области методик обучения. Результатом интеграции их усилий является решение следующих задач:

• определение направленности(про-филя) программы, разработка требований к результатам ее освоения;

• определение структуры программы, состава учебных курсов, дисциплин (модулей), практик и результатов их освоения;

• разработка программ учебных курсов, дисциплин, модулей, практик;

• разработка общих подходов и требований к условиям реализации программы в целом и составляющих ее учебных курсов, дисциплин, модулей, практик, в том числе к используемым образовательным технологиям, базам практической подготовки, материально-техническому и кадровому обеспечению образовательного процесса;

• разработка требований к оценочным средствам для промежуточной и итоговой аттестации.

Важно понимать, что профессиональный стандарт содержит общеотраслевые требования, которые могут быть уточнены, конкретизированы или дополнены работодателями в соответствии с особенностями производства на конкретном предприятии, потребностями регионального рынка труда. При разработке образовательной программы недостаточно использовать только текст утвержденного на федеральном уров-

Практика модернизации образования

9

не профессионального стандарта, необходимо изучить требования регионального рынка труда, работодателей, с которыми взаимодействует организация, осуществляющая образовательную деятельность. Разработанная на основе ПС образовательная программа становится отправной точкой для проведения самообследования, анализа соответствия между имеющимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность, материально-техническими, методическими, кадровыми ресурсами и условиями, объективно необходимыми для реализации образовательной программы. Выявленные несоответствия должны стать основой для планирования повышения квалификации педагогических кадров, наставников на производстве, решения вопросов поставки или модернизации учебного оборудования, для определения баз практик, закупки или разработки учебно-методических пособий, учебников и т.д.

Выбор профессионального стандарта (стандартов). В настоящее время ведется работа по установлению соответствия между профессиональными стандартами, внесенными в национальный реестр, и профессиями и специальностями среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199. Очевидно, что аналогичное соотнесение необходимо и по отношению к перечням специальностей и направлений подготовки высшего образования. Это значительно упростит задачу отбора профессиональных стандартов, требования которых должны быть учтены при актуализации или разработке образовательных стандартов и программ. При отсутствии установленных и документально утвержденных соответствий можно руководствоваться следующими соображениями.

В поиске профессионального стандарта для модернизации или разработки образо-

вательного стандарта или программы необходимо учитывать, что направлению подготовки, специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:

- один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;

- часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);

- несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

В предварительно отобранном профессиональном стандарте надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы ОТФ и (или) ТФ, уровень квалификации которых не превышает возможности программы.

Определение требований к результатам освоения программы с учетом ПС. На этом шаге следует учитывать, что ОПОП разрабатываются в соответствии с образовательными стандартами, а дополнительные профессиональные программы, программы профессиональной переподготовки (далее - программы профессиональной переподготовки) - на основании профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС к результатам освоения образовательных программ. Соответственно, уточнение требований к результатам их освоения предполагает соотнесение образовательных и профессиональных стандартов.

В процессе сопоставления требований образовательных и профессиональных стандартов необходимо учитывать различия их терминологии, связанные с предметом описания. В профессиональных стан-

10

Высшее образование в России • № 4, 2015

дартахописывается деятельность; для этого используются термины «вид профессиональной деятельности», «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия». В образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, владеющего деятельностью, а в качестве ключевого используется термин «компетенция ». Формулировки могут формально не совпадать, поэтому в ходе анализа нужно обращать внимание на содержание понятий.

Образовательные стандарты высшего образования носят рамочный характер, что обусловливает большую вариативность соответствующих программ. При разработке и реализации программ высшего образования организация имеет право совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками и объединениями работодателей выбрать вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится выпускник, из перечня, приведенного в ФГОС, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса организации.

На этапе сопоставления образовательных стандартов с профессиональными необходимо определить, какая (какие) квалификация (квалификации) может быть освоена в рамках данной программы. Виды профессиональной деятельности, освоение которых предусмотрено образовательными стандартами высшего образования (научно-исследовательская, проектная, производственная, организационно-управленческая и др.), являются «сквозными», поэтому при разработке программы необходимо выбрать те из них, что служат основой овладения выбранной квалификацией, обычно соотносимой с той или иной обобщенной трудовой функцией. Затем на основе профессионального стандарта необходимо дополнить и (или) конкретизировать перечень профессиональных задач и компетенций (общепрофессиональных, про-

фессиональных, профессионально специализированных - в зависимости от вида программы) так, чтобы в совокупности с имеющимися они обеспечивали готовность к выполнению ОТФ в период введения в должность под руководством специалиста с более высоким уровнем (подуровнем) квалификации, а по окончании периода адаптации - самостоятельно.

Анализ ФГОС ВО показывает различие подходов, использованных разработчиками при составлении характеристики профессиональной деятельности и определении требований к результатам освоения программы, поэтому в каждом конкретном случае при разработке образовательной программы необходимо самостоятельно решать, какие структурные элементы профессионального стандарта и ФГОС нужно сопоставлять.

Для разработки требований к результатам освоения программ СПО в ФГОС применялась та же методика, что и при разработке профессиональных стандартов: проводилась последовательная декомпозиция предмета описания на основе правил относительной автономности элементов, описания на языке действий и т.п. Это позволило установить правило сопоставления структурных элементов ФГОС и профессиональных стандартов. Виды деятельности, перечисленные в ФГОС СПО, в большинстве случаев необходимо сопоставлять с ОТФ (характерно для программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или ТФ (характерно для программ подготовки специалистов среднего звена); профессиональные компетенции, а также практический опыт, необходимый для их освоения - с ТФ или трудовыми действиями. При сопоставлении нужно учитывать, что формулировки требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут не совпадать текстуально, но быть идентичными по содержанию.

На основании сопоставления могут делаться выводы о необходимости:

Практика модернизации образования

11

• введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) и соответствующих профессиональных компетенций;

• дополнения перечня профессиональных компетенций по видам деятельности, предусмотренным ФГОС, и расширения практического опыта, обеспечивающего их освоение;

• углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности);

• конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений,предусмотренных ФГОС;

• выделения приоритетов в формировании общих компетенций, предусмотренных ФГОС, и (или) дополнения их перечня с учетом требований профессиональных стандартов (это может касаться, например, вопросов промышленной, экологической безопасности, трудовой дисциплины, культуры труда, владения иностранными языками).

Сделанные выводы рекомендуется согласовать с работодателями. Внесенные в программу изменения, дополнения и их обоснование могут быть описаны в паспорте образовательной программы, пояснительной записке, в разделе «Общая характеристика образовательной программы» или иных документах, входящих в ее состав.

Программа профессиональной переподготовки в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Для их определения и может использоваться профессиональный стандарт. Как правило, в рамках программы профессиональной переподготовки слушатель готовится к выполнению одной обобщенной трудовой функции, отвечающей присваиваемой квалификации,

или к овладению компетенциями, ей соответствующими. Сопоставление ФГОС и профессиональных стандартов в данном случае проводится подобно тому, как это делается при разработке основных программ СПО или высшего образования, но поскольку требование полного соответствия программы ФГОС отсутствует, использование ПС становится приоритетным.

Программы профессионального обучения разрабатываются на основе профессиональных стандартов. Они направлены на получение или повышение квалификации по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Программы повышения квалификации обеспечивают ее актуализацию (соответствие требованиям профессиональных стандартов) в условиях изменения целей, содержания, технологий, нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности в той или иной сфере. Реализация данных программ не регламентирована ФГОС, и именно профессиональные стандарты задают ориентиры при разработке требований к результатам их освоения.

Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе. Основным результатом освоения профессиональных образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, является профессиональная квалификация (совокупность компетенций). Ее оценка имеет спецификув сравнении с оценкой умений и знаний [8]. Квалификацию необходимо оценивать в целом при выполнении деятельности в реальных условиях или в ситуации, максимально приближенной к ним. Оценивание компетенций подразумевает констатацию способности обучающихся применять знания и умения, осуществлять на рабочем месте действия, необходимые для получения определенного результата (продукта) деятельности.

Объективность оценки квалификации может быть достигнута за счет привлече-

12

Высшее образование в России • № 4, 2015

ния к ее проведению независимых экспертов, стандартизации условий и процедуры оценки, при наличии четко сформулированных (диагностичных) показателей и критериев, значимых для качества выполнения профессиональной деятельности. Определение таких показателей и критериев часто становится камнем преткновения в процессе разработки оценочных средств. Появление профессиональных стандартов позволяет облегчить данную задачу. Для формулировки показателей и критериев оценки процесса и (или) результатов деятельности может оказаться полезным анализ соответствующих умений и знаний, перечисленных в профессиональном стандарте. Кроме того, если объектом оценки выступает процесс деятельности, то одним из показателей его оценки, как правило, выступает соблюдение технологии, прохождение всех предусмотренных ею этапов деятельности. В этом случае критерии оценки могут быть сформулированы на основе перечня трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте и обеспечивающих выполнение трудовой функции.

Формирование структуры и содержания программы. Структура программы зависит от ее вида. Хотя структура программ СПО и высшего образования в целом определяется соответствующими образовательными стандартами, рамочный характер образовательных стандартов не препятствует широкому использованию ПС.

Образовательные стандарты высшего образования задают только объемные характеристики блоков программы, а также соотношение в них базовой и вариативной частей. Последнее изменяется в зависимости от уровня высшего образования: в программах бакалавриата вариативная часть составляет около 50%, в программах магистратуры - около 80%, аспирантуры - около 90%. Организация, реализующая программы высшего образования, определяет набор дисциплин (модулей) самостоятельно: для базовой части - с учетом пример-

ной (примерных) программы (программ), для вариативной - с учетом направленности (профиля) программы.

ФГОС СПО фиксируют структуру программы более подробно, с детализацией до модулей, дисциплин, междисциплинарных курсов. Вариативная часть программ СПО составляет около 20% общего объема времени для программ подготовки квалифицированных рабочих и около 30% - для программ подготовки специалистов среднего звена.

При определении содержания программ важно идти от результатов обучения, определенных на основе образовательного и профессионального стандарта, поэтому прежде всего целесообразно разработать программу учебной и производственной практик, обеспечивающих формирование всех компетенций. С учетом результатов проделанной работы на следующем этапе определяется структура теоретической части образовательной программы. Для этого нужно четко понимать, какие умения и знания соответствуют конкретным компетенциям и группам компетенций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для основных профессиональных образовательных программ, а также программ профессиональной переподготовки профессиональные стандарты служат основой дополнения, конкретизации умений и знаний, освоение которых предусмотрено ФГОС (для программ СПО и соответствующих программ профессиональной переподготовки) и (или) примерными программами. Умения и знания, осваиваемые в рамках программ профессионального обучения и программ повышения квалификации, определяются на основе соответствующих разделов профессиональных стандартов и могут быть дополнены с учетом принципа дидактической целесообразности.

В структуру теоретической части программы будут входить дисциплины, модули, курсы прикладного (ориентированные на овладение умениями и знаниями, применяемыми непосредственно в профессио-

Практика модернизации образования

13

нальной деятельности) и фундаментального (создающие основу для понимания закономерностей профессиональной деятельности, развития общей культуры и т.п.) характера. На этой основе разрабатываются программы каждой дисциплины, модуля, курса.

Использование профессиональных стандартов в сфере образования - задача непростая, но осуществимая. Работа по сопряжению ПС, образовательных стандартов и программ требует вдумчивого, взвешенного анализа, дополнительных методических компетенций всех экспертов, вовлеченных в процесс. Однако главным фактором является мотивированность всех участников образовательных отношений на неформальное обновление представлений о результатах и содержании профессионального образования.

Литература

1. Разработка и применение профессиональ-

ных стандартов: словарно-справочное пособие / Авт.-сост.: Лейбович А.Н., Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев В.М., Прянишникова О.Д., Косаковская Е.И., Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. М.: Перо, 2014. 33 с.

2. Лейбович А.Н., Блинов В.И., Батрова О.Ф.,

Есенина Е.Ю. Профессиональные стан-

дарты как инструменты сопряжения деятельности системы профессионального образования с требованиями рынка труда // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. 2013. № 7. 72 с.

3. Формирование Национальной системы квалификаций: сборник нормативных документов. М.: Перо, 2014. 72 с.

4. Лейбович А.Н., Прянишникова О.Д. Про-

фессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // Промышленник России. 2008. № 3. С. 37-41.

5. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Факторович

А.А. Разработка профессиональных стандартов в области образования и науки: проблемы и перспективы // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2013. № 4(4). С. 14-25.

6. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Как рождают-

ся и внедряются профессиональные стандарты // Образовательная политика. 2014. № 1(63).

7. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю,

Факторович А.А. Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов. М.: Перо, 2014. 53 с.

8. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю,

Факторович А.А. Современные подходы к оцениванию квалификаций // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 100-106.

Статья поступила в редакцию 10.02.15.

PROFESSIONAL STANDARDS: FROM DEVELOPMENT TO IMPLEMENTATION

BLINOV Vladimir I. - Dr. Sci. (Pedagogy), Head of the Center for professional education of the Federal Institute for Development of Education, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

BATROVA Olga F. - Cand. Sci. (Pedagogy), leading researcher of the Federal Institute for Development of Education, Moscow, Russia. E-mail: [email protected].

ESENINA Ekaterina Yu. - Dr. Sci. (Pedagogy), leading researcher of the Federal Institute for Development of Education, Moscow, Russia. E-mail: [email protected].

FAKTOROVICH Alla A. - Dr. Sci. (Pedagogy), Deputy head of the Center for professional education of the Federal Institute for Development of Education, Moscow, Russia. E-mail:[email protected].

Abstract. The article focuses on the professional standards features and benefits. These documents represent the current requirements for modern qualifications. The authors provide

14

Высшее образование в России • № 4, 2015

step-by-step algorithm for updating and development of educational standards and educational programs to meet the requirements of professional standards.

Keywords: professional standard, Federal state educational standard, professional education programs, levels and types of vocational education

References

1. Leybovich A.N., Voloshina I.A., Novikov P.N., Zuev V.M., Pryanishnikova O.D., Kosakovskaya E.I.,

Blinov V.I., Batrova O.F., Esenina E.Yu., Faktorovich A.A. (2008) Razrabotka i primenenie professional’nykh standartov: slovarno-spravochnoeposobie [Development and implementation of occupational standards: dictionary-reference book]. Moscow: PERO Publ., 33 p. (In Russ.)

2. Leybovich A.N., Blinov V.I., Batrova O.F., Esenina E.Yu. (2013) [Occupational standards as tools

for interaction between the vocational education system with the labour market]. Analiticheskie obzory po osnovnym napravleniyam razvitiya vysshego obrazovaniya [Analytical reviews on the main directions of higher education development]. Moscow: FIRO Publ., 72 p. (In Russ.)

3. Formirovanie Natsional’noi sistemy kvalifikatsii: sbornik normativnykh dokumentov [The formation of the National system of qualifications: collection of normative documents]. Moscow: PERO Publ., 72 p. (In Russ.)

4. Leybovich A.N., Pryanishnikova O.D. (2008) [Occupational standards: a brief review ofinternational

experience]. Promyshlennik Rossii [Industrialist]. No. 3, pp. 37-41. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Blinov V.I., Batrova O.F., Faktorovich A.A. (2013) [The development of occupational standards in

the field of education and science: problems and prospects]. Dopolnitel’noe professional’noe obrazovanie v strane i mire [Additional professional education in the country and in the world]. No. 4(4), pp. 14-25. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Blinov V.I., Esenina E.Yu. (2014) [How professional standards are born and implemented]. Obrazovatel’nayapolitika [Educational policy]. No. 1(63). (In Russ., abstract in Eng.)

7. Blinov V.I., Batrova O.F., Esenina E.Yu., Faktorovich A.A. (2014) Metodicheskie rekomendatsii po

razrabotke professional’nykh obrazovatel’nykh programm s uchetom trebovanii professional’nykh standartov [Methodological recommendations for the development of vocational education programmes with the requirements of occupational standards]. Moscow: PERO Publ., 33 p. (In Russ.). Moscow: PERO Publ., 53 p.

8. Blinov V.I., Batrova O.F., Esenina E.Yu., Faktorovich A.A. (2013)[Modern approaches to the assessment of qualifications]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 100-106. (In Russ., abstract in Eng.)

The paperwas submitted 10.02.15.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

ЧУЧАЛИН Александр Иванович - д-р техн. наук, профессор, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются этапы эволюции государственных образовательных стандартов высшего образования и опыт ведущих университетов страны в области разработки и реализации самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. Выявлены особенности создания собственных образовательных стандартов в различных вузах и их основные отличия от ФГОС. Определены тенденции развития образовательных стандартов ведущих университетов. Особое внимание уделено стандартам магистратуры по техническим направлениям подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.