Научная статья на тему 'Подходы к повышению информационно-операционной емкости обучения в вузе'

Подходы к повышению информационно-операционной емкости обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / INTENSIFICATION OF TRAINING / ИНФОРМАЦИОННО-ОПЕРАЦИОННАЯ ЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION AND OPERATING CAPACITY OF TRAINING / ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / INTENSITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завада Г.В.

Сокращение количества аудиторных часов и повышение требований к результатам обучения, основанном на компетентностном подходе ставят проблему интенсификации обучения и ее решения различными путями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завада Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO INCREASE INFORMATION AND OPERATING CAPACITY OF UNIVERSITY EDUCATION

Reducing the number of classroom hours and increase of requirements to results of education based on competence approach put the problem of the intensification of teaching and its solution in different ways.

Текст научной работы на тему «Подходы к повышению информационно-операционной емкости обучения в вузе»

УДК 37.022

ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО - ОПЕРАЦИОННОЙ ЕМКОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Завада Г.В., ФГБОУ ВПО «КГЭУ», канд. пед. наук, доцент Контакты: pppo-kgeu@yandex.ru

Сокращение количества аудиторных часов и повышение требований к результатам обучения, основанном на компетентностном подходе ставят проблему интенсификации обучения и ее решения различными путями.

Ключевые слова: интенсификация обучения, информационно -операционная емкость обучения, интенсивность обучения.

На рубеже XX-XXI веков жизнь требует от людей способности ориентироваться в быстро меняющихся условиях, в постоянно увеличивающемся потоке информации.

Внедрение компетентностного подхода в процесс образования ставит задачу постановки такого подхода к обучению, при котором были бы созданы условия для овладения базовыми компетенциями независимо от профильной направленности обучения и уровня мотивации.

Особое место при этом следует уделить отдельному занятию, как в структурном, так и содержательном плане, как основной единице времени, непосредственно включающей студентов в изучение предметного материала и в освоение компетенций. В то же время сокращение количества часов на аудиторные часы, с одной стороны, и рост потока информации, с другой, приводит к постановке задачи усвоения большого потока знаний, умений в достаточно небольшой промежуток времени, решению проблемы повышения информационно-операционной емкости обучения [1].

116

Проблема поиска такой системы обучения, которая позволила бы обучать быстро, энергично и, одновременно, доступно и основательно, всегда была в центре внимания педагогики. Об этом свидетельствуют труды выдающихся педагогов прошлого И.Ф. Гербарта, Д. Дидро, Ф.В.А. Дистервега, Я.А. Коменского, ИГ. Песталоцци, В.П. Острогорского, К.Д. Ушинского и др.

В трудах советских и современных российских авторов - Ав-чуховойР.Э. [2], Белова Ф.А. [3], БеспалькоВ.Б. [4], Борзенкова В.Л. [5], Е.Я.Григорьевой [6], Канкулова С.Х. [7], Околелова О.П. [8], Рябиновой Е.Н. [9], Шанталовой В.А.[10], ЭрдниеваП.М.[11] -рассматривались различные подходы к решению проблемы интенсификации процесса в России и зарубежом, оптимизационные и интенсивные модели обучения, факторы и критерии интенсификации, способы оптимизации процесса обучения.

Проблема повышения информационно-операционной емкости обучения исследуется нами в направлении интенсификации процесса обучения. Базируются процессы интенсификации на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности. Интенсификация процесса обучения - направление не новое для отечественной педагогической теории и практики. Изначально его связывают с моделью оптимизации процесса обучения, которая была предложена Ю.К. Бабанским в рамках общей теории научной организации человеческой деятельности, в которой актуальность интенсификации обосновывается исчерпанностью практически всех резервов экстенсивной организации труда, опирающейся на решение жизненных задач за счет наращивания ресурсов, времени, средств.

Изучение педагогической и методической литературы показывает, что непосредственно термин «информационно -операционная емкость обучения» практически не встречается или же рассматривается только часть его и упоминается как «информативная емкость содержания». В частности, Л.А.Лукина [12] изучая

117

проблему влияния на воспитание учащихся математических задач, рассматривает информационную емкость математических задач как средство совершенствования умственного воспитания учащихся. Автор определяет понятие информационной емкости задачи через такие показатели сложности, как число высказываний в условии и требовании задачи, в общем и специфическом субтезаурусах (списках высказываний, составляющий соответственно правила образования новых высказываний и относящихся к той области, из которой взята задача), а также в выводах полученных в ходе решения задачи.Е.В.Клименко [13]в своей работе выделяет некоторые направления интенсификации обучения и среди них -«информативную емкость обучения», соответствующую следующим компонентам процесса обучения: содержание обучения и структура знания. Автор выделяет основные шаги по повышению информативной емкости обучения, которые способствуют интенсификации процесса обучения. Однако, строго определения этого понятия, характеристики его структуры Е.В. Клименко не дает.

В свою очередь существует неоднозначность трактовки самого понятия интенсификации обучения, что вызывает неупорядоченность терминологии, подчас подмену одного понятия другим. В целом, анализируя определения, предлагаемые различными авторами интенсификации, можно выделить следующие подходы: методический, информационный, релаксопедический.

При первом подходе интенсификация понимается как использование различных методических приемов (в том числе использование в обучении ТСО), позволяющих повысить эффективность обучения. Так, С.И.Архангельский подходил к трактовке понятия с методической точки зрения. По его мнению, интенсификация - это организация учебного процесса с использованием активизирующих средств, форм и методов обучения, направленная на повышение качества обучения и одновременно снижение затрат времен [14]. Г. А. Китайгородская отмечает, что «интенсивное обуче-

118

ние это: особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого проходит ускоренное овладение предметом и активное развитие личности» [15]. Интенсивное обучение должно предполагать «усиление активности преподавателя, учащихся, их учебного общения и взаимодействия с целью ускоренного усвоения знаний, формирования умений и навыков» [ 15, С.18]. Таким образом, интенсивность обучения прочно связано с его активизацией. Подобная точка зрения отражена в работе Мачневой В.В. [16]. Интересным представляется исследование С.С. Тасмуратовой, в котором выявляются основные научные идеи и концептуальные положения психолого-педагогических наук, позволяющие разработать основы интенсификации процесса обучения, в первую очередь связанные с методическими характеристиками учебного процесса, и, в частности с активизацией самостоятельной деятельности обучающихся [17].

Второй информационный подход связывает интенсификацию с количеством информации, усваиваемым обучаемым. По мнению Григорьевой Е.Я., интенсификация предполагает уплотнение учебного времени, обеспечение усвоения большего объема знаний за отведенные часы [18]. Информационная насыщенность, по мнению Белова Ф.А., это количество информации предлагаемой учащемуся для усвоения, выраженное в соответствующих единицах измерения [18].

Юхименко А.Н. [19] выделяет еще один подход к пониманию интенсификации обучения. Связан он с релаксопедией и характеризуется использованием резервных возможностей человека, приемов аутогенной тренировки для решения педагогических задач.

Представленные подходы, на наш взгляд, соотносятся с интенсификацией как ее отдельные подсистемы и каждый из них в целостности не отражает многосторонний характер рассматриваемого понятия.

Важной составляющей в определении сущности интенсификации является наличие «результативности» как одного из ее кри-

119

териев. В свою очередь результативность самым тесным образом связана с понятиями эффективности и результативности процесса обучения, а также с качеством учебного процесса.

Таким образом, интенсификация педагогического процесса -понятие, относящееся к характеру протекания педагогического процесса, определяющее его напряжение, усиление по ряду своих тенденций, дающее его повышенную производительность и результативность.

Источники

1. Карпизенкова Г.В. Формирование готовности студентов к деятельности по повышению информационно-операционной емкости обучения: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Калуга. 2001. С.187

2. Авчухова Р.Э. Некоторые модельные представления при исследовании системы уравнения процессов обучения: дисс. канд. техн. наук. Рига: РПИ. 1974. 115 с.

3. Белов Ф.А. Педагогические условия реализации принципа информационной насыщенности образовательного процесса: дисс. канд. пед. наук, Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского. 2014. 203 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989. 192 с.

5. Борзенков В.Л. Анализ учебной информации как основа выбора методов и форм организации процесса обучения: дисс. ... канд. пед. наук. Л.: 1987. 120 с.

6. Григорьева Е.Я. Пути интенсификации процесса обучения в начальной школе Франции: автореферат дисс. ... канд. педагогических наук : 13.00.01. М.: Моск. гос. открытый пед. ин-т. 1993

7. Канкулова С.Х. Математическое описание учебного процесса // Сибирский педагогический журнал. 2011. №3. C.186-190

8. Околелов О.П. Оптимизационные методы дидактики // Педагогика. 2000. № 3. С. 21-26.

9. Рябинова Е.Н. Адаптивная система персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов: автореферат ... на соиск. уч. ст. доктора пед. н. Тольятти: 2010. 44 с.

10. Шанталова В.А. Измерение учебной информации, изложенной в течение одной лекции // Научная организация учебного процесса и применение автоматизированных управляющих и ообучающих систем в вузах Латвийской ССР, Рига, 1982. С. 25-32.

11. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М.: Просвещение 1986. 255 с.

12. Лукина Л. А. Информационная емкость математических задач как средство совершенствования умственного воспитания учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Ульяновск. 1998. 210 с.

120

13. Клименко Е.В. Интенсификация обучения математике студентов технических вузов посредством использования новых информационных технологий: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Саранск. 1999. 189 с.

14. Архангельский С.А. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.: Высшая школа. 1976. С. 30.

15. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам: монография. М.: МГУ. 1986. 175 с.

16. Мачнева В.В. К вопросу об интенсификации обучения иностранному языку в условиях университета // Вестник ОГУ. 2000. №2. С. 45-51.

17. Тасмуратова С. С. Методические основы интенсификации обучения по курсу математического анализа в педвузе: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Москва. 1997. 174 с.

18. Белов Ф.А. Педагогические условия реализации принципа информационной насыщенности образовательного процесса : диссерт. ... канд. пед.наук: 13.00.01: Саратов: СГУ им. Н.Г.Чернышевского. 2014. 203 с.

19. ЮхименкоА.Н. Педагогические факторы интенсификации учебного процесса в системе образования взрослых: автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград: Волгогр. пед. ин-т. 1990. 21 с.

APPROACHES TO INCREASE INFORMATION AND OPERATING CAPACITY OF

UNIVERSITY EDUCATION Zavada G.V.

Reducing the number of classroom hours and increase of requirements to results of education based on competence approach put the problem of the intensification of teaching and its solution in different ways.

Keywords: intensification of training, information and operating capacity of training, intensity of training.

Дата поступления 21.12.2015.

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.