ОБЩИЕ ВОПРОСы СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОй
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 377.018.46 DOI: 10.22412/1999-5644-10-4-9
ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКА КАК ИНСТРУМЕНТ
повышения результативности очного корпоративного повышения квалификации
Роговкин Сергей Владимирович,
аспирант кафедры педагогики, [email protected],
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Статья посвящена вопросу повышения результативности процесса очного корпоративного повышения квалификации. В условиях информационного общества объективная потребность корпораций в современной организации подготовки персонала, основанной на принципах непрерывного образования, сталкивается с необходимостью преодоления ряда трудностей традиционной очной организацией корпоративного повышения квалификации. Необходимость совершенствования обучения в системе очного корпоративного повышения квалификации, результативность которого является одним из факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны, делает важным и своевременным поиск педагогического инструмента, позволяющего, не увеличивая частоту и продолжительность очных занятий, обеспечить непрерывность процесса обучения, увеличить объем, актуальность и улучшить качество усвоения учебного материала в условиях психологически комфортной образовательной среды. В статье обосновывается выбор интернет-поддержки в качестве инструмента совершенствования профессиональной подготовки специалистов в системе корпоративного обучения. Интернет-поддержка естественным образом интегрируется в существующую систему очного обучения, совершенствуя и развивая ее. Возможности, предоставляемые интернет-поддержкой процесса обучения в системе очного корпоративного повышения квалификации, можно использовать в целях повышения результативности формирования теоретико-информационной и опытной компонент профессиональной компетентности специалистов. Использование модульного подхода позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ, развивающих сходные компетенции. В результате происходит формирование среды и процесса активного обучения и самообучения на основе постоянно обновляемых ресурсов, создание естественной мотивации обучающихся к активному освоению знаний, повышение уровня усвоения учебного материала. В статье показывается, что включение интернет-поддержки в процесс очного корпоративного повышения квалификации способствует повышению психологической комфортности обучения и удовлетворенности его результатами, положительно влияет на уровень профессиональной компетентности слушателей.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, повышение квалификации, очное обучение, интернет-поддержка, корпоративное обучение, электронное обучение
Согласно статистическим данным, до 40% валового внутреннего продукта (ВВП) в Российской Федерации создается крупными производственными объединениями (корпорациями).
Важнейшим производственным ресурсом информационного постиндустриального общества является квалификация специалистов. Для корпорации поддержание необходимого уровня квалификации персонала и систематическое его повышение является конкурентным
преимуществом и необходимым условием дальнейшего развития.
Классическое высшее образование нацелено на фундаментальную подготовку специалистов, но не обеспечивает в полной мере готовность к профессиональной деятельности и условиям ведения бизнеса в конкретной корпорации. В связи с этим в современных условиях подготовка персонала корпораций реализуется преимущественно в собственных образовательных
подразделениях, удовлетворяющих производственные потребности предприятия в компетентных специалистах и служащих накоплению и оперативной передаче знаний для эффективного достижения целей компании.
Современное корпоративное образование во многом отличается от традиционного обучения работников предприятия, основанного на принципах производственной педагогики, созданной С.Я. Батышевым [3].
Так, А.С. Минзов считает, что главное отличие высшего профессионального образования от корпоративного в том, что последнее проводится внутри корпорации за счет самостоятельного финансирования, не зависит от государственных образовательных стандартов и имеет практическое направление на развитие бизнеса путем специального обучения сотрудников корпорации разного уровня [10, с. 5]. По мнению исследователя, «основным содержанием корпоративного образования является развитие человеческого капитала организации, связанное с совершенствованием его знаний, умений, навыков и формированием системы мотиваций» [11].
Для Российской педагогической науки понятие «корпоративное образование» является достаточно новым и не получило пока общепринятого определения.
A.С. Минзов определяет корпоративное образование как «систему обучения персонала корпорации: от рядового работника до топ-менеджмента, которая позволяет обеспечить эффективную подготовку персонала с определенной целью и способствует достижению миссии корпорации; как систему накопления и трансляции (передачи) разного рода знаний: экономических, технологических, производственных, организационных знаний в области корпоративной культуры, профессионально-этических, управленческих и других для эффективного достижения поставленных перед корпорацией целей» [10, с. 63].
Е.В. Караман, исследуя феномен корпоративного образования, определяет его как «механизм осуществления крупными и крупнейшими корпорациями функций профессионального образования в условиях функционального кризиса, несоответствия корпоративным потребностям отечественной системы образования» [8].
B.В. Кузнецов определяет корпоративное образование как «часть системы образования, представляющую совокупность образовательных структур и учебных программ предприятий,
компаний, обеспечивающих производственные потребности в высококвалифицированных рабочих и специалистах, руководящем составе, необходимых для успешного функционирования и развития финансово-промышленных составляющих корпорации-заказчика» [9, а 7].
В условиях современного информационного общества эффективное корпоративное образование должно обеспечивать непрерывность образовательного процесса, создавая условия для профессионально-личностного роста каждого сотрудника.
Е.В. Тараканова трактует непрерывное корпоративное образование как «образовательный процесс в интегрированной структуре высшего профессионального и корпоративного, способствующей образовательной профессионально-личностной реализации каждого субъекта образовательного процесса, определяющей стратегические цели профессиональной отрасли и создающие условия для их достижения» [13].
Вместе с тем, для корпоративного повышения квалификации характерна краткосрочная очная форма обучения с выраженным практи-ко-ориентированным характером и большими интервалами между учебными курсами.
Обязательное повышение квалификации в российских корпорациях проводится, как правило, с периодичностью в три года, что снижает его эффективность, не всегда позволяя быть в курсе новых технологий и разработок. Резкая смена характера и содержания деятельности: с трудовой на учебную, имеющую свои специфические особенности, вызывает психологический дискомфорт у слушателей и отрицательно влияет на результаты обучения.
Формирование профессиональных компетенций слушателей не заканчивается с окончанием учебных занятий, но закономерно продолжается во время применения полученных знаний и умений в профессиональной деятельности. В этот период у слушателей появляются дополнительные вопросы, ответы на которые они не всегда могут найти самостоятельно. Возникает необходимость в экспертной поддержке слушателей со стороны преподавателей и методистов.
Таким образом, потребность корпораций в современной организации подготовки персонала, основанной на принципах непрерывного образования, сталкивается с необходимостью преодоления традиционной очной организацией корпоративного повышения квалификации ряда трудностей. К общим проблемам
функционирования очного корпоративного повышения квалификации можно отнести:
• запаздывание в повышении квалификации специалистов в связи с естественными ограничениями «пропускной способности» традиционной системы образования;
• дискретный характер повышения квалификации с большими интервалами между курсами обучения;
• излишнюю затратность очной формы обучения, требующей длительных командировок большого числа работников.
В ходе исследования, проводившегося в Филиале «Газпром корпоративный институт» в Санкт-Петербурге, были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты очного повышения квалификации:
• отсутствие у слушателей четкого представления о содержании предстоящего обучения;
• трудности в восприятии лекционного материала, обусловленные высокой информационной насыщенностью программ обучения;
• недостаточный объем практических занятий, нацеленных на решение производственных задач, связанных с тематикой обучения.
В то же время преподаватели отмечают в качестве проблемы разный начальный уровень подготовки слушателей и, как следствие, сложность осуществления индивидуального подхода к каждому слушателю.
В процессе корпоративного повышения квалификации субъектами образовательной деятельности являются взрослые люди, имеющие законченное профессиональное образование, опыт практической работы, осознающие собственные профессиональные потребности и потому стремящиеся к профессиональному развитию как важному условию дальнейшей профессиональной самореализации.
Согласно принципам андрагогики [15], обучение будет эффективным, если взрослый обучающийся будет знать зачем, что и как он будет изучать, в процессе обучения будет учитываться стремление взрослого обучающегося к самостоятельности, и у него будет возможность влиять на темп обучения.
Итак, объективная потребность корпораций в совершенствовании обучения в системе очного корпоративного повышения квалификации, результативность которого, в соответствии с вышесказанным, является одним из факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны, делает важным и своевременным поиск
педагогического инструмента, позволяющего, не увеличивая частоту и продолжительность очных занятий, обеспечить непрерывность процесса обучения, увеличить объем, актуальность и улучшить качество усвоения учебного материала в условиях психологически комфортной образовательной среды.
Полагаем, что осуществлять такой поиск в условиях информационного общества необходимо с опорой на возможности современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Вопросы сетевой поддержки на основе сети Интернет взаимодействия субъектов образовательного процесса при решении различных задач исследовались в научно-педагогических работах А.А. Ахаяна, С.А. Маркеловой, И.Н. Нахметова, А.В. Мосиной и др. Однако вопрос использования сетевой поддержки в целях совершенствования процесса очного корпоративного повышения квалификации в этих исследованиях не рассматривался.
Таким образом, решение задачи повышения результативности корпоративного повышения квалификации видится в дополнении очной формы организации учебного процесса возможностями, предоставляемыми средствами сетевой поддержки на основе сети Интернет. Следуя терминологии, предложенной в ряде предыдущих исследований [1, 2], будем называть такую форму организации учебного процесса очным обучением с интернет-поддержкой.
В исследовании [12] было показано, что использование интернет-поддержки очного обучения позволяет, не увеличивая продолжительность очных занятий, улучшить актуальность и качество усвоения учебного материала.
В современных условиях обучение в системе очного корпоративного повышения квалификации направлено на профессиональное развитие специалистов, результатом которого должно быть формирование профессионально значимых компетенций. Рассмотрим процесс очного корпоративного повышения квалификации с позиций компетентностного подхода. В структуре профессиональной компетентности специалиста можно выделить ценностно-целевую, теоретико-информационную (компетентностные знания), деятельностно-практическую (компе-тентностные умения и навыки) и опытную компоненты [14].
Анализ корпоративных программ повышения квалификации показывает преобладание активных методов в процессе обучения,
направленных на формирование умений и навыков. При этом развитию теоретико-информационной и опытной компонент профессиональной компетентности специалистов уделяется недостаточно внимания.
Представляется, что формирование у слушателей профессиональных компетенций будет результативным, если в структуре, содержании и технологиях реализации программы повышения квалификации учтен компонентный состав профессиональной компетентности специалиста и особенности освоения каждой из ее компонент.
Для проектирования такой программы целесообразно использовать модульный подход, где нами под модулем понимается целостная и логически завершенная часть учебного материала, ориентированная на развитие компонент профессиональной компетентности специалиста.
В соответствии с логикой процесса приобретения компетентности первый модуль программы должен быть ориентирован преимущественно на формирование теоретико-информационной компоненты профессиональной компетентности специалиста и содержать упорядоченные и систематизированные базовые теоретические знания для освоения каждой компетенции.
Интеграция такого модуля в программу традиционного очного повышения квалификации закономерно приведет к увеличению времени аудиторного обучения и, как следствие, к увеличению прямых и косвенных финансовых расходов для корпорации.
Целью же последнего модуля должна быть экспертная поддержка со стороны преподавателей и методистов формирования опытной компоненты во время применения полученных знаний и умений в профессиональной деятельности слушателей.
Представляется перспективным разделение компонент профессиональной компетентности на компоненты, формируемые в основном с помощью интернет-поддержки (до начала и после окончания очного обучения) и компоненты, формируемые в основном во время очных занятий с интернет-поддержкой. К компонентам, формируемым в основном до начала и после окончания очного обучения, можно отнести теоретико-информационную и опытную компоненты.
Интернет-поддержка изменяет содержание и организацию очного корпоративного повышения квалификации, способствуя:
• непрерывности процесса подготовки специалистов;
• своевременной адаптации слушателей к учебной деятельности;
• индивидуальности процесса обучения;
• доступу к постоянно обновляемой ресурсной базе дидактических материалов по тематике обучения;
• своевременной и независящей от дистанции экспертной поддержке слушателей после окончания очного обучения.
Интернет-поддержка естественным образом интегрируется в существующую систему очного обучения, совершенствуя и развивая ее. К новым возможностям, предоставляемым интернет-поддержкой, можно отнести:
• поддержку в распределенном режиме обучения изменения роли преподавателя от «источника знаний» к менеджеру процесса обучения (управление стимулированием и мотивацией, управление скоростью и качеством процесса обучения, управление процессом накопления коллективных знаний группы и др.);
• изменение роли слушателя от пассивной «читатель» к активной «исследователь и создатель знаний»;
• поддержку в распределенном режиме коллективной работы в учебной группе, снижение психологических межличностных барьеров для перехода от индивидуальных действий к эффективному общению и сотрудничеству в команде (преодоление проблемы неоднородности команды по возрасту, опыту и должностному положению ее членов, поощрение открытости к передаче собственных знаний и опыта, мотивация дискуссионной активности);
• поддержку командной работы над коллективным решением общей задачи (поиск решения, формирование документа, работа над проектом и др.);
• динамическое коллективное формирование базы взаимосвязанных информационных и других образовательных ресурсов (например, создание аннотированных каталогов со ссылками на сетевые и локальные, в том числе собственные ресурсы с оценками слушателей);
• постоянное информирование о новостях в процессе распределенного обучения;
• адаптацию среды обучения к объективным и субъективным особенностям восприятия каждого слушателя.
В результате происходит формирование среды и процесса активного обучения и самообучения на основе постоянно обновляемых ресурсов, создание естественной мотивации обучающихся
к активному освоению знаний, повышение уровня усвоения учебного материала.
Формирование профессиональных компетенций слушателей не заканчивается с окончанием учебных занятий, но закономерно продолжается во время применения полученных знаний и умений в профессиональной деятельности. В этот период формирования опытной компоненты профессиональной компетенции у слушателей появляются дополнительные вопросы, ответы на которые они не всегда могут найти самостоятельно. Возникает потребность в экспертной поддержке слушателей со стороны преподавателей и методистов.
К задачам, решаемым после окончания очного обучения, могут быть отнесены:
• поддержка двусторонних и многосторонних консультаций слушателей;
• организация и мажорирование среды тематического общения слушателей (форумы);
• накопление и структуризация результатов самостоятельных работ, сведений о полезном опыте, сообщений и других результатов активного обучения и форм передачи собственных знаний от слушателей.
Итак, можно сделать вывод, что возможности, предоставляемые интернет-поддержкой процесса обучения в системе очного корпоративного повышения квалификации, можно использовать в целях повышения результативности формирования теоретико-информационной и опытной компонент профессиональной компетентности специалистов. Использование модульного подхода дает возможность использовать модули, развивающие сходные компетенции как элементы сразу нескольких учебных программ.
Корпоративное повышение квалификации, являясь подсистемой непрерывного корпоративного образования, должно быть направлено не только на формирование компетенций, но и на развитие профессионально значимых ценностей.
В контексте формирования ценностного отношения специалиста к профессиональной деятельности важной задачей является создание психологически комфортной образовательной среды, учитывающей потребности всех субъектов учебного процесса.
Для корпоративного повышения квалификации характерна краткосрочная очная форма обучения с выраженным практико-ориентиро-ванным характером. Отметим, что обязательное повышение квалификации проводится раз в три года.
При такой организации обучения проблемой является обеспечение своевременной и оптимальной адаптации слушателей к учебной деятельности. Происходит резкая смена содержания и характера деятельности: с трудовой на учебную, имеющую свои специфические особенности. Это вызывает психологический дискомфорт у слушателей и отрицательно влияет на результаты обучения.
В настоящий момент существует много трактовок понятия «комфортность». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова комфортность определяется как условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.
В словаре С.М. Вишняковой «комфортность (англ. удобство, поддержка) обучения — совокупность условий, в которых протекает учебная деятельность, характеризуемая с точки зрения их способности обеспечить нормальный социально-психологический климат и необходимые удобства» [4].
В научной литературе готовность к деятельности рассматривается как результат адаптации [5]. О комфортной учебной деятельности можно судить по уровню психологической адаптации в образовательной среде [7].
Очное корпоративное обучение не предусматривает реальных механизмов обеспечения своевременной готовности слушателей к учебной деятельности.
Решение задачи создания психологически комфортной образовательной среды видится в дополнении очного обучения новыми возможностями, предоставляемыми средствами интернет-поддержки.
Включение разработанной модели интернет-поддержки в процесс очного корпоративного повышения квалификации в Филиале «Газпром корпоративный институт» в Санкт-Петербурге показало, что предложенная модель результативна.
Проведение очного корпоративного повышения квалификации в соответствии с предложенной моделью способствует повышению психологической комфортности обучения и удовлетворенности его результатами, положительно влияет на уровень профессиональной компетентности слушателей.
Результаты исследования инвариантны для корпоративного повышения квалификации специалистов любого профиля и могут быть обобщены на различные типы корпоративных образовательных учреждений.
Литература
1. АхаянА.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. СПб.: Корифей, 2001. 172 с.
2. Ахаян А.А. К вопросу о технологии подготовки специалистов в области образования: информационно-образовательная среда педагогической магистратуры // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2009. № 10 (октябрь) ART 1362. URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1362. htm (дата обращения: 27.07.2016).
3. Батышев, С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984. 572 с.
4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО,1999. 538 с.
5. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.
6. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике: монография / А.В. Ки-рьякова [и др.]. М.: Дом педагогики. ИПК ГОУ ОГУ, 2008. 578 с.
7. Котрухова Р.И. Педагогические условия организации комфортной учебной деятельности студентов вуза: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Челябинск, 2004. 274 с.
8. Караман Е.В. Институционализация корпоративного образования в современной России: Дис. канд. соц. наук: 22.00.04. Екатеринбург, 2009. 173 с.
9. Кузнецов В.В. Корпоративное образование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. — пед. ун-та, 2010. 227 с.
10. МинзовА.С. Высшее профессиональное и корпоративное образование: парадигма взаимного влияния. М.: МЭИ, 2008.
11. Минзов А.С. Корпоративное образование в России: сущность и цели. М.: МЭИ, 2007.
12. Роговкин С.В. О предпосылках организации интернет-поддержки процесса профессиональной подготовки специалистов в системе корпоративного обучения // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2014. № 11 (ноябрь). ART 2290. URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2290. htm (дата обращения: 27.07.2016).
13. Тараканова Е.В. Взаимодействие вуза и корпорации в условиях становления непрерывного корпоративного образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Тюмень, 2004. 220 с.
14. Хуторской А.В., ХуторскаяЛ.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компе-тентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С. 117-137.
15. Knowles, M. The Adult Learner / M. Knowles, E. Holton, R. Swanson. San Diego: Elsevier Inc., 2011. 378 c.
INTERNET support As A TooL For iNCREAsiNG THE EFFECTivENEss
of enterprise full-time corporate training
Sergej V. Rogovkyn, PhD student
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The article is devoted to increasing the effectiveness of full-time corporate training. In the conditions of informational society the objective need of corporations in the modern staff training based on the principles of continuing education, faces with the need to overcome the several difficulties of the traditional face-to-face corporate training. The need to improve the full-time corporate training, the effectiveness of which is one of the factors ensuring sustainable economic growth of the country makes an important and timely search of pedagogical tool, which allows, without increasing the frequency and duration of face-to-face classes, to ensure continuity of the learning process, to increase the relevance and improve the quality of learning in terms of psychologically comfortable learning environment. The article substantiates the choice of the online support tool for improving professional training of specialists in the system of corporate training. Internet support is naturally integrated into the existing system of full-time training as well as improves and develops it. The opportunities provided by the Internet support
of the learning process in full-time corporate training can be used in order to improve the efficiency of formation of information-theoretical and experimental component of professional competence of experts. The modular approach allows using the same modules as elements of several training programs, developing similar competence. The results are the formation of the environment and the process of active teaching and learning on the basis of constantly updated resources, the natural motivation of students to active learning, the increasing level of assimilation of educational material. The article shows that the inclusion of Internet support in the process of full-time corporate training contributes to the psychological comfort of learning and satisfaction with the results, a positive effect on the level of professional competence of students.
Keywords: professional training, training, full-time education, classroom training, Internet support, corporate training, e-learning
References:
1. Akhayan A.A., Virtual educational institution. Theory of formation. St. Petersburg: Korifei, 2001, 172 p. (In Russ).
2. Akhayan A.A., On the question of technology training in the field of education: information andeducational environment teaching graduate. Pis'ma v Emissiya.Offlain (The Emissia.Offline Letters), 2009, no. 10. (In Russ) Available at: http://www.emissia.org/offline/2009/1362.htm.
3. Batyshev S. Ya., Proizvodstvennayapedagogika (Production pedagogy). Moscow: Mashinostroenie, 1984, 572 p. (In Russ).
4. Vishnyakova S.M., Professional'noe obrazovanie: Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika (Professional education: Dictionary. Key notions, terms, relevant vocabulary). Moscow: NMTs SPO,1999, 538 p. (In Russ).
5. D'yachenko M. I., Kandybovich L.A., Psikhologicheskieproblemy gotovnosti k deyatel'nosti (Psychological problems of readiness for activity). Minsk: Izd-vo BGU, 1976, 176 c. (In Russ).
6. Kir'yakovaA.V., Aksiologiyaobrazovaniya. Fundamental'nyeissledovaniyavpedagogike:monografiya(Axiology of education. Fundamental research in pedagogy: monograph). Moscow: Dom pedagogiki. IPK GOU OGU, 2008, 578 p. (In Russ).
7. Kotrukhova R.I., Pedagogicheskie usloviya organizatsii komfortnoi uchebnoi deyatel'nosti studentov vuza: Dis. kand. ped. Nauk (Pedagogical conditions of organization the comfort of learning activities of University students: Candidate of Pedagogic' thesis), Chelyabinsk, 2004, 274 p. (In Russ).
8. Karaman E.V., Institutsionalizatsiya korporativnogo obrazovaniya v sovremennoi Rossii: Dis. kand. sots. Nauk (The insti-tutionalization of corporate education in modern Russia: Candidate of Sociology' thesis), Ekaterinburg, 2009, 173 p. (In Russ).
9. Kuznetsov V.V., Korporativnoe obrazovanie: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. Zavedenii (Corporate education: a textbook for students of higher educational institutions), Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof. — ped. un-ta, 2010, 227 p. (In Russ).
10. Minzov A.S., Vysshee professional'noe i korporativnoe obrazovanie:paradigma vzaimnogo vlijanija (Higher professional and corporate education: a paradigm of mutual influence). Moscow: MJeI, 2008. (In Russ).
11. Minzov A.S., Korporativnoe obrazovanie vRossii:sushhnost'i celi (Corporate education in Russia: the essence and purpose). Moscow: MJeI, 2007. (In Russ).
12. Rogovkin S.V., On the premises of becoming internet support for full-time training of specialists in corporate training. Pis'ma v Emissiya.Offlain (The Emissia.Offline Letters), 2014, no. 11. (In Russ) Available at: http://www.emissia.org/of-fline/2014/2290.htm.
13. TarakanovaE.V., Vzaimodejstvie vuza i korporacii v uslovijah stanovlenija nepreryvnogo korporativnogo obrazovanija: Dis. kand. ped. Nauk (The interaction of the University and corporations in the formation of continuous corporate training: Candidate of Pedagogic' thesis), Tyumen, 2004, 220 p. (In Russ).
14. KhutorskoiA.V., KhutorskayaL.N., Kompetentnost' kak didakticheskoe ponjatie: soderzhanie, struktura i modeli konstru-irovanija (Competence as a didactic concept: content, structure and model design). The design and organization of independent work of students in the context of competence approach: the interuniversity collection of scientific works, 2008, no. 1. Tula: Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, pp. 117—137. (In Russ).
15. Knowles M., Holton E., Swanson R., The Adult Learner. San Diego: Elsevier Inc., 2011,. 378 p.
Роговкин С.В. Интернет-поддержка как инструмент повышения результативности очного корпоративного повышения квалификации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т 10. 2016. № 4. С. 76-82. DOI: 10.22412/1999-5644-10-4-9. Дата поступления статьи: 26.08.2016.
Rogovkyn S.V., Internet support as a tool for increasing the effectiveness of enterprise full-time corporate training. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2016, vol. 10, no. 4, pp. 76—82 (In Russ). DOI: 10.22412/1999-5644-10-4-9. Received 26 August 2016.