Научная статья на тему 'Проектирование содержания подготовки педагогов к разработке и использованию интенсивных методических систем'

Проектирование содержания подготовки педагогов к разработке и использованию интенсивных методических систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ИНТЕНСИВНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / СПЕЦКУРС / CONTENTS OF TEACHERS' TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS INTENSIFICATION / INTENSIVE TEACHING SYSTEM / SPECIAL COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сопин Виктор Иванович

В статье обосновывается необходимость активизации учебного процесса подготовки педагогов к разработке и использованию интенсивных методических систем, раскрываются концептуальные положения создания системы такой подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сопин Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing the teachers' training contents in the field of development and use of intensive methodological systems

The article substantiates the necessity of promotion of teachers' training in the field of development and use of intensive methodological systems, reveals the conceptual statements for creating an appropriate training system

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания подготовки педагогов к разработке и использованию интенсивных методических систем»

Научные проекты. Концепции

В. И. Сопин

(Санкт-Петербург)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье обосновывается необходимость активизации учебного процесса подготовки педагогов к разработке и использованию интенсивных методических систем, раскрываются концептуальные положения создания системы такой подготовки

Достижения научно-технического прогресса и ускорение социально-экономических преобразований в обществе, возрастающий объем знаний, предлагаемых к усвоению, диктуют необходимость интенсификации учебного процесса, развития у обучаемого самостоятельности, критичности мышления, творческого подхода к учению в оптимально короткие сроки и без потери качества обучения.

В современных условиях особый акцент делается на обеспечении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, на оптимизации программ профессионального образования и сокращении сроков профессиональной подготовки специалистов.

Сегодня в образовании фактически исчерпаны возможности экстенсивного развития учебных заведений. В условиях постоянного увеличения объема содержания обучения не приходится говорить об увеличении сроков обучения, поэтому интенсификация обучения в настоящее время может характеризоваться не столько количественными, сколько качественными изменениями в образовательном процессе при сохранении прежних сроков обучения.

Одним из важнейших направлений современной модернизации педагогического образования является создание, освоение и использование педагогических инноваций, к числу которых относится разработка новой,

интенсивной системы организации образовательного процесса.

Интенсификация учебного процесса - это оптимальная организация обучения, позволяющая добиваться качественных результатов в сокращенные сроки обучения или при неизменной продолжительности без снижения требований к качеству обучения.

Исходя из этого, под интенсивной методической системой (ИМС) следует понимать такую модель процесса обучения, которая направлена на достижение целей обучения в условиях интенсификации и оптимизации составляющих ее системообразующих компонентов и позволяет обучаемым качественно усваивать учебный материал в необходимом объеме в сокращенные сроки или при неизменной продолжительности обучения с повышением результативности процесса обучения.

Человеческий фактор является одним из важнейших в решении проблемы интенсификации как общественного производства, так и образовательного процесса. Активизация человеческого фактора в деятельности педагога и обучающихся является в настоящее время одной из определяющих в решении проблемы интенсификации учебного процесса: сокращении сроков и повышении качества обучения. В активизации человеческого фактора заключаются резервы и психолого-педа-гогические механизмы интенсификации учебного процесса.

В активизации и индивидуализации самостоятельной учебной познавательно-практи-

ческой деятельности обучаемых, в использовании современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) сегодня главный путь в интенсификации процесса обучения.

Поскольку все учащиеся имеют индивидуальные различия в познавательном процессе усвоения учебной информации, то необходимо каждому из них дать свой маршрут (траекторию) обучения с учетом индивидуальных личностных особенностей, которые гарантировали бы положительные результаты усвоения в условиях продвижения к нему каждого учащегося в том интенсивном темпе и ритме, которые отвечают его личным возможностям и способностям.

Становится вполне очевидным, что педагоги образовательных учреждений должны иметь соответствующую педагогическую подготовку в области интенсификации учебного процесса, владеть такими компетенциями, которые позволят им на основе педагогических теорий обучения и воспитания овладеть принципами, методами и технологиями самостоятельного проектирования интенсивных методических систем в своей предметной педагогической деятельности. Педагоги должны владеть теорией и методикой проектирования и применения интенсивных методических систем, оптимизацией и интенсификацией ее компонентов.

Известно, что методическая система - это сложная динамическая, деятельностная система обучения, являющаяся моделью методики обучения по предмету, имеющая целенаправленный, управляемый характер и состоящая из определенной совокупности связанных и взаимодействующих между собой компонентов: целей, содержания, форм, методов, средств и технологий обучения, обучающей деятельности педагога и учебной деятельности обучающихся, результатов обучения.

Сущность любой методической системы заключается в том, что каждый ее компонент выполняет свое функциональное назначение во взаимодействии с другими компонентами, и в этом взаимодействии они образуют единое целое - процесс преподавания и учения.

Исходя из этого важнейшей закономерностью методической системы обучения является взаимосвязь и равновесное соответствие ее компонентов, из чего вытекает правило о том, что изменение или ликвидация одного из компонентов методической системы влияет на изменение других взаимосвязанных

компонентов или разрушает всю методическую систему в целом. Это правило важно учитывать при решении задач по разработке интенсивных методических систем на основе учета факторов и условий интенсификации составляющих их компонентов.

Недостаточность теоретической разработки научно-методических основ этой проблемы, отсутствие в содержании педагогической подготовки будущих преподавателей-пред-метников этих вопросов являются одним из основных противоречий и одной из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями интенсификации, повышения эффективности и качества процесса обучения в учебных заведениях.

Разработка научно-методических основ создания и использования интенсивных методических систем предметного обучения и подготовка педагогов к этому на курсах повышения квалификации являются сегодня актуальными и востребованными направлениями инновационного развития системы образования.

Таким образом, и процесс проектирования и использования интенсивных методических систем, процесс подготовки педагогов в этой области не могут быть стихийными и требуют научного и содержательно-технологического обеспечения, специальной организации такой подготовки, ведущая роль которой должна быть отведена системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников разных уровней образования.

Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров являются неотъемлемой составной частью системы непрерывного профессионального образования, позволяющей вносить существенный вклад в дело модернизации социально-экономического развития страны.

В основе системы подготовки педагогических кадров в области разработки и использования ИМС лежат следующие исходные положения:

1. Подготовка педагогических кадров и формирование готовности педагогов к разработке и использованию интенсивных методических систем связаны с преодолением противоречий:

между потребностью интенсификации образовательного процесса (предметного обучения) в целях сокращения времени и повышения качества обучения и недостаточным

уровнем знаний и умений педагогов в области психолого-педагогических механизмов интенсификации учебного процесса; между востребованностью практики в использовании в процессе предметного обучения инновационных интенсивных форм, методов, средств и технологий обучения, в том числе информационных и коммуникационных технологий, дистанционного обучения, и низким уровнем подготовленности педагогических кадров к их практическому внедрению и применению; между массовостью реализации фронтальных форм и методов организации обучения и недостаточностью учета индивидуальных особенностей каждого учащегося в процессе обучения; между возрастающим объемом учебных знаний, получаемых учащимися в процессе обучения, и потребностью их усвоения в сжатые сроки за счет больших трудозатрат.

2. Организация системы подготовки педагогических кадров предполагает научно-методическое обеспечение системы повышения квалификации педагогических кадров в области разработки и использования ИМС, для чего необходимо осуществить анализ современного состояния и направлений подготовки педагогов в области проектирования ИМС; определить научные методологические подходы и принципы, в соответствии с которыми должна осуществляться такая подготовка; разработать содержание и учебно-программную документацию подготовки педагогов в области разработки и использования ИМС; прогнозировать ожидаемые результаты; выявить образовательные технологии и средства инновационного научно-методического обеспечения интенсификации процесса обучения.

3. В основу организации и реализации системы подготовки педагогических кадров должны быть положены системный, комплексный, личностно-ориентированный, компетентностный, деятельностный и проектный научные подходы, обеспечивающие всесторонний анализ имеющихся научнопрактических разработок в данной области, обеспечивающих целевое обучение слушателей, обогащение результатов повышения квалификации педагогических кадров частными методиками и технологиями проектирования ИМС, а именно:

- содержание и процесс подготовки педагогов в области разработки и использования интенсивных методических систем необходи-

мо рассматривать как целостную методическую систему, в которой используются интенсивные формы, методы, средства и технологии обучения(системный подход);

- реализация такой интенсивной методической системы подготовки педагогов предполагает гармоничное сочетание и комплексное применение традиционных и электронных форм, методов, средств и технологий интенсивного обучения (комплексный подход);

- педагоги будут учиться проектировать интенсивные методические системы предметного обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся для реализации возможностей персонализации образования путем создания и применения индивидуальных образовательных траекторий эффективного формирования профессиональных знаний, умений и навыков (личностно-ориентированный подход);

- в основу создания программы в области разработки и использования инновационных интенсивных методических систем будет положен анализ профессиональной деятельности педагога на основе выявления его функций, действий и операций, знаний, умений и навыков, составляющих содержание профессиональной деятельности (компетентност-ный подход);

- усиление деятельностной составляющей предполагает такую организацию процесса обучения педагогов, при которой они на всех этапах занятия включаются в активную познавательную деятельность, самостоятельно открывают для себя психолого-педа-гогические механизмы интенсификации учебного процесса, проектируют интенсивные методические системы предметного обучения [7];

- активное использование в процессе подготовки педагогов метода проектов, в основе которого лежит проектная деятельность по разработке ИМС, в ходе которой обучающиеся приобретают новый опыт (знания, умения и т.д.) в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий предметно-целевой направленности в области интенсификации учебного процесса [8]. Метод проектов позволяет рационально сочетать полученные педагогом теоретические знания и их практическое применение в процессе создания проекта модели интенсивной методической системы, так как он ориентирован на самостоятельную проектную деятельность педагога.

При подготовке педагогов целесообразно использовать личностно ориентированные технологии обучения [9], которые обеспечат развитие и саморазвитие педагога, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и профессионала в педагогической деятельности; предоставят каждому обучающемуся педагогу, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и учебный педагогический опыт, возможность реализовать себя в познании изучаемой области разработки и использования ИМС;

- осуществить отбор содержания, форм, методов, средств и технологий обучения с учетом их возможностей интенсификации процесса подготовки педагогов.

Личностно ориентированное обучение при этом должно строиться на принципе вариативности, т.е. на признании разнообразия и специфики содержания, форм и методов процесса предметного обучения, выбор которых должен осуществляться с учетом освоения технологии проектирования инновационных интенсивных методических систем, а индивидуальные образовательные траектории подготовки педагогов должны быть сориентированы на реализацию проектной деятельности педагога в разработке своих моделей интенсивных методических систем и их оптимальное использование.

Результатом подготовки педагогических кадров в области разработки и использования интенсивных методических систем является формирование знаний о психолого-педа-гогических механизмах интенсификации учебного процесса и практических умений самостоятельно проектировать и применять такие методические системы в условиях специфики своей предметной профессиональной педагогической деятельности.

Проектирование и использование ИМС необходимо рассматривать как один из важнейших видов профессиональной деятельности педагогов-предметников, и поэтому эти вопросы должны быть включены в систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В процессе такой подготовки у педагогов должна быть сформирована профессионально-педагогическая готовность (мотивационная, когнитивная, операционно-деятельностная) к работе с использованием современных форм, методов, средств и технологий интенсивного обучения.

На основе этих целевых установок определяется содержание и осуществляется разработка учебно-программной документации повышения квалификации педагогических кадров в этой области, отражающих объективно необходимый объем теоретических знаний, практических умений и навыков, призванных обеспечить успешное решение педагогических задач по интенсификации учебного процесса и повышению качества процесса обучения.

Учебные программы подготовки педагогов в области разработки и использования ИМС должны быть гибкими (на модульной основе), учитывающими индивидуальные особенности и потребности педагогических кадров. Большая часть времени должна отводиться на самостоятельное индивидуальное овладение педагогами теоретическими знаниями и практическими умениями.

Педагоги должны обладать следующими основными знаниями и умениями в области разработки и использования инновационных интенсивных методических систем: знать основные понятия и определения в области интенсификации учебного процесса и педагогического проектирования интенсивных методических систем; психолого-педагогические механизмы, законы и закономерности, принципы и требования, факторы и условия интенсификации учебного процесса и знать технологию проектирования интенсивных методических систем; уметь проводить психологическую диагностику и учитывать индивидуальные личностные особенности учащихся; разрабатывать проекты интенсивных методических систем по предмету с учетом их специфики и особенностей; знать и применять новые виды форм, методов, средств и технологий, в том числе средств информационных и коммуникационных технологий, дистанционного обучения, знать их дидактические возможности в интенсификации процесса обучения; критерии эффективности использования интенсивных методических систем и уметь реализовывать методику эффективного использования интенсивных форм, методов, средств и технологий обучения.

Наряду с общедидактическими принципами, соблюдение которых необходимо при использовании любых, как традиционных, так и интенсивных форм, методов, средств и технологий обучения, необходимо также знать и использовать специфические принципы обучения, определяющие содержание, ориента-

цию и методику обучения как педагогов, так и учащихся в условиях использования интенсивных методических систем, к числу которых относятся принципы:

- профессиональной направленности, заключающийся в том, чтобы освоение технологий разработки и использования инновационных интенсивных методических систем было реализовано в процессе решения прак-тико-ориентированных проектных задач из конкретной профессиональной области педагогической деятельности преподавателя-предметника, что позволит ему более прочно усвоить и закрепить основные базовые знания и разработать конкретные модели интенсивных методических систем;

- краткосрочности и интенсивности обучения (предстоит качественно усвоить значительный объем теоретических знаний, новой учебной информации, приобрести необходимые профессиональные компетенции в области разработки ИМС и сформировать готовность у педагогов их применять в своей предметной области). Краткосрочность процесса обучения обеспечивает также физическую и интеллектуальную способность слушателей к интенсивному обучению;

- учета неоднородного состава учебных групп преподавателей по уровню образования, опыту работы, индивидуальным психофизиологическим особенностям, это требует использовать в процессе повышения квалификации личностно ориентированный подход в обучении, а коллективное (групповое) взаимодействие слушателей обеспечивает развитие их коммуникативной компетентности в рамках непосредственного общения и информационной компетентности при контактах, например, в дистанционной форме;

- принципы активности и динамичности, индивидуализации и дифференциации процесса обучения педагогов за счет широкого использования активных методов и современных средств информационных и коммуникационных технологий. При этом активизация учебной деятельности обучающихся системы повышения квалификации в урочное и внеурочное время должна обеспечиваться за счет использования приемов и методов обучения активизации познавательной деятельности, а учет индивидуальных особенностей развития типа мышления слушателей будет определяться в результате использования соответствующих диагностических тестов;

- информационной насыщенности обучения и концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса, учет различных типов восприятия информации слушателями, что обеспечивает широким включением в процесс обучения информационных и коммуникационных технологий: (интерпретация учебной информации в различных форматах представления, использование дистанционных образовательных технологий при интенсивном обучении слушателей; обеспечение дистанционного психологопедагогического сопровождения слушателей с целью осуществления постоянной коммуникации в рамках интенсивного обучения; интеграция ИКТ и образовательных технологий, приемы и методы которых способствуют активизации познавательной деятельности слушателей и интенсификации обучения).

В соответствии с целями и задачами подготовки педагогических кадров в области разработки и использования интенсивных методических систем подготовлен авторский модульный курс «Теория и практика проектирования и применения интенсивных методических систем» для преподавателей-пред-метников общим объемом 144 учебных часа. Цель курса - сформировать базовые знания и практические умения в объеме, достаточном для самостоятельного решения конкретных профессиональных задач в области проектирования предметных интенсивных методических систем и их эффективного применения.

Блочно-модульное содержание предметного спецкурса включает следующие основные тематические разделы и их модули:

Раздел 1. Методология интенсивных методических систем. «Методолого-теоретиче-ские подходы к интенсификации обучения и проектированию интенсивных методических систем». «Психофизиологические и педагогические механизмы интенсификации обучения». «Технология проектирования интенсивных методических систем» «Методика использования интенсивных методических систем».

Раздел 2. Методы интерпретации содержания обучения и активизации мыслительной деятельности обучающихся в интенсивных методических системах. «Методы оптимизации содержания обучения». «Суггестологическая подготовка содержания обучения». «Создание видеофильмов». «Мыслительные умения высокого уровня». «Приемы визуализации информации».

Раздел 3. Насыщенная образовательная среда интенсивных методических систем. «Информационная образовательная среда». «Электронные образовательные ресурсы в интенсивной методической системе». «Дистанционные образовательные технологии и возможности их использования». «Технологии Web 2.0. и возможности их использования».

Раздел 4. Образовательные технологии, обеспечивающие интенсификацию обучения. «Технология развития критического мышления». «Кейс-технология». «Проектная технология». «Модульная технология». «Использование тестирования». «Использование формирующего оценивания».

Все модули содержания образовательной программы подготовки педагогов в области разработки и использования интенсивных

методических систем могут быть реализованы отдельно от других, а в совокупности их темы и модули связаны между собой, и их реализация позволит достичь поставленной цели подготовки педагогов к разработке и использованию ИМС.

В результате освоения данной программы можно будет ожидать получения от педагогов следующих важнейших результатов: достижение учащимися более высоких результатов обучения, полученных за заданное учебное время; экономии учебного времени, затрачиваемого на получение заданных результатов; повышение качества обучения в условиях экономия времени; сокращение сроков обучения; увеличение объема усваиваемой учебной информации; ускорение процесса формирования знаний, умений и навыков, заданных компетенций.

Литература

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61).

2. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее (Методологические и социокультурные проблемы). - Рос-тов-н/Д : Ростов. обл. ИПКиПРО, 2001. - 176 с.

3. Гусевская О. В. Психолого-педагогические аспекты влияния интенсификации образовательного процесса вуза на личностнопрофессиональное становление будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 5. - С. 63-68.

4. Бессонов Р. В. Интенсификация и оптимизация процесса обучения школьников профильных классов // Педагогика. -2007. - № 1. - С. 28-32.

5. Безбородова С. В. Технологии интенсификации учебного процесса в образовательном учреждении : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Н. Новгород, 2008. - 22 с.

6. Лебедев О. Е. Компетентностный подход // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

7. Лебедева М. Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей в области информационно-коммуникационных технологий : моногр. - СПб.: УМЦ Комитета по образованию Санкт-Петербурга, 2006. - 260 с.

8. Косенко С. И. Роль социальной информатики и метода проектов в повышении эффективности информационной деятельности // Информатика и образование. - 2008. - № 7. - С. 103-106.

9. Камалов Р. Р., Борисов В. С. Использование личностно ориентированных технологий обучения для формирования информационной культуры учителей-предметников // Информатика и образование. - 2008. - № 6. - С. 99-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.