Научная статья на тему 'Проблемы интенсификации образовательного процесса в системе перспективных технологий обучения курсантов военного вуза по огневой подготовке'

Проблемы интенсификации образовательного процесса в системе перспективных технологий обучения курсантов военного вуза по огневой подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / INTENSIFICATION / TECHNOLOGY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузякин Вячеслав Владимирович

В статье исследуются направления совершенствования процесса подготовки военных специалистов по огневой подготовке с использованием перспективных технологий обучения. По итогам сделан вывод о том, что цель обучения курсантов по огневой подготовке в СИО система умений, адекватная составу содержания обучения, то есть планируемый (требуемый) результат обучения, достижение которого в ходе интенсивного, дидактического процесса является обязательным. Поэтому СИО является системой гарантированного качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES FOR IMPROVED EDUCATIONAL PROCESSES IN THE ADVANCED TECHNOLOGIES OF TEACHING CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOLS IN FIRE TRAINING

The article investigates ways of improving the process of preparation of military specialists for fire training using advanced learning technologies. According to the results it is concluded that the goal of teaching students on the fire training in SIO skill system that is adequate to the structure of the learning content, i.e. the target (desired) outcomes achieved during the intensive, didactic process is required. Therefore, the SIO is a system of guaranteed quality of education.

Текст научной работы на тему «Проблемы интенсификации образовательного процесса в системе перспективных технологий обучения курсантов военного вуза по огневой подготовке»

УДК 37

КУЗЯКИН Вячеслав Владимирович, кандидат военных наук

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

В статье исследуются направления совершенствования процесса подготовки военных специалистов по огневой подготовке с использованием перспективных технологий обучения. По итогам сделан вывод о том, что цель обучения курсантов по огневой подготовке в СИО - система умений, адекватная составу содержания обучения, то есть планируемый (требуемый) результат обучения, достижение которого в ходе интенсивного, дидактического процесса является обязательным. Поэтому СИО является системой гарантированного качества обучения.

Ключевые слова: интенсификация, технология, обучение.

KUZYAKIN Vyacheslav Vladimirovich, candidate of military sciences

CHALLENGES FOR IMPROVED EDUCATIONAL PROCESSES IN THE ADVANCED TECHNOLOGIES OF TEACHING CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOLS IN

FIRE TRAINING

The article investigates ways of improving the process of preparation of military specialists for fire training using advanced learning technologies. According to the results it is concluded that the goal of teaching students on the fire training in SIO - skill system that is adequate to the structure of the learning content, i.e. the target (desired) outcomes achieved during the intensive, didactic process is required. Therefore, the SIO is a system of guaranteed quality of education.

Keywords: intensification, technology, education.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения радикальность роли систематизации существующих, изыскания и внедрения перспективных технологий обучения курсантов высшей школы в структуре военного образования. В настоящее время интенсификация и индивидуализация обучения являются наиболее эффективными направлениями совершенствования процесса подготовки специалистов. Об этом много говорят, много пишут, однако именно в этом направлении существует ряд проблем и открытых нерешенных вопросов. Одна из причин такого медленного продвижения направлений совершенствования процесса подготовки курсантов военного училища по огневой подготовке является недостаточная оснащенность педагогического труда дидактически оправданными техническими помощниками.

Применение в обучении различного рода технических средств (киноустановок, проекторов, телевидения и т.п.), несомненно, украшает занятие и делает изучаемый предмет более наглядным и доступным в изучении, но редко приносит необходимые результаты. Доска, мел и голосовые связки пока остаются наиболее распространенными, а чаще всего единственными средствами предъявления учебной информации.

При таком оснащении педагогической деятельности трудно рассчитывать на какие-либо существенные продвижения в интенсификации обучения и практически невозможно реализовать индивидуальный подход к обучению. Идеальным вариантом индивидуальной работы может служить ситуация, при которой каждому курсанту будет выделен один преподаватель. Но поскольку «это неосуществимо, потому что этого не может быть никогда», то напрашивается вывод: выход необходимо искать в совершенствовании методов планирования образовательного процесса по учебной дисциплине и оснащении педагога такими техническими средствами, которые на уровне дублера могли бы частично заменить преподавателя в ходе проведения занятия и расширить возможности обучающегося в самостоятельной работе по изучению дисциплины.

Наиболее эффективна для решения этих задач «система интенсивного обучения» (СИО), разработанная и активно внедряемая Ассоциацией «Кадры» факультета повышения квалификации преподавателей при Московском государственном техническом университете гражданской авиации. Эта система интенсивного обучения объединяет в себе научный подход в проектировании и реализации образовательного процесса по учебной дисциплине, гарантирующий достижение требуемого качества обучения и широкого применения новых компьютерных технологий в образовательном процессе.

Концепция интенсивного обучения включает систему взглядов, положенных в основу разработанной теории и методики системы интенсивного обучения, применяемой к любой вузовской учебной дисциплине. В ней учтены положения Закона Российской Федерации об образовании от 10 июля 1992 г., в котором обучение и воспитание рассматриваются как ядро целенаправленного образовательного процесса в интересах личности, общества и государства с

констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней и соответствующих им стандартов.

Исследования [1, 2, 3, 4, 5] показывают, что обучение в СИО целесообразно рассматривать как процесс взаимосвязанной деятельности преподавателей (преподавание) и обучающихся (учение), протекающей в рамках педагогической системы, включающей как преподавателей и обучающихся, так и цели, содержание, методы, средства, формы обучения и учебно-научную материальную базу.

Представление обучения курсантов по огневой подготовке в виде процесса, протекающего в рамках педагогической системы, позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления, в котором можно различать ряд сторон: целевую, содержательную, процессуальную, психологическую, логическую и материально-техническую. В центр внимания при этом ставится деятельность преподавателя, направленная на организацию деятельности обучающихся (учение) по усвоению ими содержания обучения на требуемом уровне.

В СИО предусматривается проектирование преподавателем такой деятельности обучающихся, при которой требуемое качество обучения, определяемое его целью (усвоением содержания обучения на требуемом уровне), достигается ценою собственных усилий обучающихся, их напряженной (интенсивной) интеллектуальной деятельностью [5, 7, 8, 10]. Следовательно, интенсифицировать обучение - значит, прежде всего, обеспечить активизацию мышления обучающихся и их познавательной деятельности в целом.

Система интенсивного обучения является результатом интенсификации процесса обучения, то есть комплексного процесса совершенствования педагогической системы, обеспечивающего повышение эффективности обучения.

Анализ ряда научных работ [7, 8, 10] показывает, что определение интенсификации обучения в вузе не имеет достаточно четкого и однозначного толкования. Вместе с тем во всех определениях есть крайне важная посылка, которая объединяет их все - всемерная активизация учения с целью повышения качества подготовки специалистов.

Таким образом, под интенсификацией обучения в высшем военном учебном заведении следует понимать объективно необходимый комплексный процесс совершенствования педагогической системы с целью достижения требуемого качества обучения за счет всемерной активизации учения.

Результатом интенсификации обучения курсантов по огневой подготовке должно стать завершение преобразования традиционного обучения в активное, а затем - в интенсивное [8].

Традиционное обучение базируется преимущественно на репродуктивных методах, характерных запоминанием, воспроизведением и упражнением как основными способами учебной деятельности курсантов и слушателей [8]. Оно характерно интеллектуальной пассивностью обучаемых и высокой односторонней активностью обучающих. Это обучение хорошо развивает память и воспроизводящее мышление.

Активное обучение - это активное учение и активное преподавание, тесно взаимосвязанные между собой. Анализ работ Ю.С. Арутюнова, Р.Ф. Жукова, В.И. Заговязинского позволяет выделить признаки активного обучения, которые представлены в таблице 1 [6, 9, 10].

Таблица 1 Признаки активности обучения Table 1 Signs of activity training

Наименование признака Роль и место в совокупности признаков

Вынужденная интеллектуально-творческая активность Центральный определяющий

Самостоятельность выработки и принятия решений, проявление себя в этом каждым обучающимся Основной

Тесное взаимодействие обучаемых с преподавателем и между собой Один из основных

Направленность на приобретение профессиональных, поведенческих, социальных навыков Один из основных

Высокая степень мотивации и эмоциональности учебной деятельности Один из основных

Оценка обучаемых без вмешательства в их действия с целью контроля Один из основных для игровых и важный для остальных методов

Следовательно, активное учение - это овладение профессиональной деятельностью в условиях вынужденной высокой эмоциональности (в условиях, максимально приближенных к боевым), взаимодействия с преподавателем и другими обучающимися, проявления себя в принятии и реализации решений активно мыслящей творческой личностью.

В.И. Заговязинский, А.А. Золотарев в своих работах подчеркивают, что активное преподавание - это деятельность преподавателя по созданию и развитию условий для активного учения обучающихся в тесном взаимодействии с ними [7, 10].

Как функциональной системе интенсификации обучения присущи и свои закономерности.

Анализ научно-педагогических трудов [5, 8, 6,3, 10] и практики работы вузов позволяет выделить основные их них. Они следующие:

- зависимость эффективности интенсификации обучения от комплексности и системности проведения мероприятий, их взаимосвязанности и обусловленности;

- зависимость интенсификации от опережающей научной разработки методик интенсивного обучения;

- зависимость интенсификации от системы организации образовательного процесса в

вузе;

- зависимость интенсификации от всестороннего обеспечения необходимыми средствами для реализации информационных технологий и наличия программных продуктов;

- зависимость интенсификации от уровня методического обеспечения и подготовки преподавательского состава;

- зависимость интенсификации от наличия необходимых социальных и мотивационных условий для всех участников образовательного процесса;

- зависимость результатов обучения от рационального сочетания форм, средств и методов традиционного, активного, интенсивного информатизированного обучения.

Рассматривая обучение как деятельность, необходимо в первую очередь определить его цели и выразить их на языке дидактики.

Наиболее предпочтительным при этом является подход, разработанный под руководством профессора А.А. Золотарева [7]. При этом исходными посылками выступает то, что содержание подготовки по дисциплине является частью объема содержания подготовки специалиста, а последнее, в свою очередь - частью накопленного человечеством социального опыта (рисунок 1).

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рисунок 1. Структура содержания обучения Figure 1. The structure of learning content

Следовательно, содержание обучения, будучи частью социального опыта, копирует в существенных чертах его структуру [7] и включает в себя:

- знания о мире (природе, обществе, человеке, технике), то есть теоретические знания -

ЗТ;

- знания о способах деятельности, то есть знания об алгоритмах (правилах) выполнения деятельности (действий, операций) - ЗА;

- опыт практической и интеллектуальной деятельности, то есть умения выполнять дея-

тельность (действия, операции) на основе знаний об алгоритмах - УА;

- опыт творческой деятельности, предполагающий формирование творческих умений осуществлять самостоятельный поиск решения новых для обучающихся проблем - УТв;

- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, формируемый одновременно с усвоением перечисленных выше видов содержания обучения, при учете потребностей и мотивов их деятельности, вызывающих эмоциональные переживания.

При этом, учитывая требование диагносцируемого задания целей обучения каждому содержанию, устанавливается уровень обучения, то есть определяется цель обучения, вполне определенная и выраженная на языке дидактики. Такой наиболее приемлемой формой является, например, такая запись: ЗТ6 , что будет означать усвоение теоретического содержания материала на шестом уровне. Это значит, что обучаемый должен продемонстрировать умение свободно и безошибочно воспроизвести теоретический материал, не обращаясь к источникам информации, то есть без всяких внешних опор. Запись цели обучения в виде УА3 обяжет обучающегося выполнить действие в соответствии с предписанием алгоритма, имеющегося в его распоряжении, а если потребуется, то и с помощью других опор, в том числе и с частичной помощью преподавателя.

Таким образом, цель обучения курсантов по огневой подготовке в СИО - система умений, адекватная составу содержания обучения, то есть планируемый (требуемый) результат обучения, достижение которого в ходе интенсивного, дидактического процесса является обязательным. Поэтому СИО является системой гарантированного качества обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Организационно-методические указания по подготовке слушателей и курсантов в военно-учебных заведениях Сухопутных войск в 2003/2004 учебном году. - М., 2003. - 24 с.

2. Требования Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации к подготовке военных кадров в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации. - М., 2003. - 11с.

3. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (дополнение к государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования) по специальности: 062100

- «Управление персоналом (Сухопутные войска)», по военной специальности: «Применение мотострелковых подразделений». - М.: Министерство обороны Российской Федерации. 2002. - 60 с.

4. Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». - М.: Министерство образования РФ, 2002.

5. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: ВТУ, 1977.

6. Жуков Р.Ф. Активные методы при повышении квалификации на удостоверительных предприятиях. - Л.: ИПК СП, 1980.

7. Золотарев А.А. Сборник методических рекомендаций по разработке содержания обучения и дидактических систем. Часть I, II. - М.: МИИ ГА, 1988.

8. Хрипко В.В. Решение проблемы интенсификации обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений: Монография. - М.: ВАФ., 1991. с. 450.

9. Активные формы обучения - основа интенсификации учебного процесса в вузах: Сборник статей. - Л.: ЛЭФИ, 1980.

10. Заговязинский В.И. О путях разработки теории активного обучения в высшей школе //Научные труды: Сборник 73. - Тюмень: Издательство университета, 1980. - С. 5-16.

REFERENCES

1. Organizational and guidelines for the preparation of students and cadets in military educational institutions of the Ground Forces in the 2003/2004 academic year. Moskva, 2003. 24 p.

2. Requirements Chief of the General Staff to the training of military personnel in military educational institutions of higher education of the Ministry of Defence of the Russian Federation. Moskva, 2003. 11 р.

3. Qualification requirements for military professional-Prep aration graduates (addition to the state educational standard of higher education), specialty: 062100 - "Personnel Management (Land Forces)" on military specialty: "The use of mechanized infantry units". Moskva: The Ministry of Defence of the Russian Federation. 2002. 60 p.

4. The federal program "Reforming the system of military education in the Russian Federation for the period up to 2010". Moskva: Ministry of Education, 2002.

5. Bespal'ko V.P. Fundamentals of the theory of pedagogical systems. Voronezh: WTU, 1977.

6. Zhukov R.F. Active methods in professional development for enterprises of identification. Leningrad: IPK SP, 1980.

7. Zolotarev A.A. Collection of guidelines for the development of training content and teaching systems. Part I, II. Moskva: MII GA, 1988.

8. Hripko V.V. Addressing the intensification of training students and cadets of higher military educational institutions. Monograph. Moskva: VAF., 1991. Р. 450.

9. The active form of training - the basis of an intensification of educational process in higher education: Collection of articles. Leningrad: Leningrad Institute of Electrophysics, 1980.

10. Zagovyazinsky V.I. Ways to develop a theory of active learning in higher education // Proceedings: Proceedings 73. Tyumen: University Press, 1980. pp. 5-16.

Информация об авторе Information about the author

Кузякин Вячеслав Владимирович кандидат Kuziakin Vyacheslav Vladimirovich, Candidate

военных наук, кафедра вооружения и военной of Military Science, Department of Armament

техники. and Military Equipment,

г. Благовещенск, Россия Blagoveshchensk city, Russia

slava.dvoky@mail.ru slava.dvoky@mail.ru

Получена: 17.12.2014 Received: 17.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.