Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова С. И., Бут Т. П.

Представлены различные подходы к понятию содержания административно-правового режима, выделены его признаки и характерные особенности, рассмотрены некоторые виды основных административных режимов.Various approaches to the concept of the content of the administrative-legal regime are presented, its features and characteristic features are highlighted, and some types of the main administrative regimes are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Петрова С.И., Бут Т.П.

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: административно-правовой режим, правовое регулирование, нормы административного права.

Key Words: administrative and legal regime, legal regulation, rules of administrative law.

Аннотация: представлены различные подходы к понятию содержания административно-правового режима, выделены его признаки и характерные особенности, рассмотрены некоторые виды основных административных режимов.

Abstract: various approaches to the concept of the content of the administrative-legal regime are presented, its features and characteristic features are highlighted, and some types of the main administrative regimes are considered.

Важным и незаменимым элементом в обеспечении определенного правопорядка в государстве является система административно -правовых режимов. В современных правовых актах законодательного и подзаконного характера на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти закреплено большое число комплексных административно-правовых средств и методов. Они используются для специального режима регулирования охраны правопорядка, обеспечения безопасности и защиты общественных отношений, которые способствуют их развитию в нужном направлении, для ограничения и пресечения негативных действий и последствий на личность, а также для обеспечения ее прав и свобод в соответствующих условиях.

Рассматривая административно-правовой режим, необходимо четко понимать, что он собой представляет. Поэтому для начала проанализируем различные подходы к пониманию содержания административно-правовых режимов, которые представляют российские исследователи этой области знаний.

Изучая точку зрения С.Н. Керамовой и М.М. Абдуллаева можно выделить следующее: административно-правовой режим рассматривается как определенный нормами административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на

упорядочение общественных отношений в сфере государственного управления [1].

По мнению профессора А.Ф. Ноздрачева административно -правовой режим является особым и чрезвычайно важным элементом российского правопорядка, закрепленным в административно -правовых актах законодательного и подзаконного характера, и который обеспечивает достижение целей государственного управления, поддержание устойчивого состояния системы управления и протекающих в ней процессов [2].

Как считают в своих работах Д.Н. Шурухнова и Л.С. Комовкина, административно-правовой режим представляет собой регулятивные свойства системы государственного управления, предназначенные для выполнения отдельных возложенных на нее задач и функций и обеспечивающих стабильность государства в обычных и особых условиях его жизнедеятельности [3].

И.Ф. Сюбарева определяет административно-правовой режим как глубокое, содержательное правовое явление, которое связывает в одно целое определенный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования и его типами. Причем значение и социальная ценность их состоит в том, что устанавливаемые государством способы регулируют и упорядочивают общественные отношения, а также обеспечивают осуществление их субъектами своих прав и обязанностей, защиту своих интересов [4].

Как отмечает А.Н. Шепелёв, административно-правовой режим представляет собой особый порядок правового регулирования, который выражается в определенном сочетании юридических средств и создает необходимое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права [5].

О.В. Зиборов рассматривает административно-правовой режим как официально установленный особый порядок правового регулирования, который отражает совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия, и который направлен на обеспечение их устойчивого функционирования [6].

Принимая во внимание тот факт, что в работах исследователей представлено большое количество определений понятия «административно-правовой режим», однако все они имеют похожие черты, выражающиеся в определенных признаках. Так, к примеру, А.В. Константинов определил следующие основные признаки административно-правовых режимов [7]:

- установление в законодательстве и обеспечение правовых режимов государством;

- наличие целевой направленности на регламентирование отдельных конкретных областей общественных отношений, при этом выделяя те или иные субъекты и объекты права в определенных временных и пространственных границах;

- определенное сочетание юридических средств, характеризующих собой особый порядок правового регулирования;

- создание конкретной степени благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Обобщая вышеупомянутое, для характеристики административно -правовых режимов выделяют ряд особенностей:

- они устанавливаются в сфере публичного управления и в сфере деятельности органов исполнительной власти;

- они регламентируются, в основном, нормами административного права;

- они закрепляют и детализируют правила поведения граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и общественных объединений;

- на них вводятся дополнительные ограничения и возлагаются дополнительные обязанности;

- они широко используют административные методы воздействия;

- над ними вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;

- нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.

Итак, административно-правовой режим - это совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативно-правовых актах, это порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления. Данные правила направлены на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

Основной целью административно-правовых режимов является предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

Таким образом, по мнению Зиборова А.В., во-первых, правовой режим, объединяет разнообразный юридический инструментарий и заставляет его работать на единых правовых началах. Во-вторых, он обеспечивает его специализацию и некоторое разграничение, создает различные условия реализации прав и обязанностей субъектов в зависимости от целей и задач, времени и места совершения деятельности, обстановки, которая складывается под влиянием внешних факторов [6].

В настоящее время с учетом кризисной ситуации в мире в Российской Федерации произошли определенные изменения в социально-экономической, культурной, демографической сфере. Причем, эти перемены не могли не сказаться на правовой системе государства, что, в свою очередь, способствовало трансформации юридической формы одного из наиболее сложных и востребованных элементов, которым является правовой режим.

Подобные изменения практически во всех сферах государственного управления наглядно показывают, что без постоянного учета регулятивных свойств правовых режимов система государственного управления не может выполнять возложенные на нее задачи и функции. В большей степени это проявляется при осуществлении государственного управления в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных техногенными, природными и социальными факторами.

На основании вышеизложенного следует, что исследование специальных административно-правовых режимов является своевременным и актуальным. Следует подчеркнуть, что изучение проблем, связанных с реализацией специальных административно -правовых режимов, имеет в России довольно продолжительную историю. Первые работы по исследованию административно-правовых режимов были опубликованы в нашей стране в конце XIX и начало XX вв. В советский период снова вырос интерес к этой проблеме из-за техногенных аварий, межнациональных конфликтов, которые вызвали необходимость разработки и принятия ряда законодательных актов, содержащих в себе правовые нормы специальных административно -правовых режимов.

Важным этапом в становлении и развитии института специальных административно-правовых режимов, которые в настоящее время занимают значимое место в системе административно-правовых средств предупреждения и пресечения чрезвычайных ситуаций, было принятие Конституции Российской Федерации.

Для обеспечения административно-правовых режимов используют совокупность средств и приемов на основе норм административного права, при помощи которых реализуется административно-правовой режим [1]:

- специальное государственное регулирование, которое направлено на формирование нормативных условий функционирования отдельных объектов;

- разрешительный способ реализации прав и свобод, выполнение определенных работ, осуществление деятельности при условии предварительного согласования;

- широкое применение прямого государственного принуждения;

- постоянный мониторинг уполномоченных субъектов за функционированием объектов государственного управления;

- организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил.

В качестве примера рассмотрим несколько правовых режимов, действующих в Российской Федерации: паспортный режим, таможенный режим, пограничный режим, режим военного и чрезвычайного положения.

Паспортный режим представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов, а также правила регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства. Паспортная система Российской Федерации выполняет важнейшую роль в системе учета населения, в реализации прав и обязанностей граждан, в охране общественного порядка и гарантирует общественную безопасность, т.е. используется в борьбе с преступностью, в розыске лиц и в профилактике различных правонарушений [2].

Таможенный режим является таможенной процедурой, которая определяет порядок применения в отношении некоторых товаров таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в законодательстве РФ. Участник внешнеэкономической деятельности вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара.

Пограничный режим - это режим пограничной зоны, территориальных вод, а также внутренних вод, имеющих выход к государственной границе Российской Федерации. Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны государственной границы и включает следующее:

- правила хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне;

- условия въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне;

- нормы учёта и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и судов (средств) передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;

- правила ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Установление иных правил пограничного режима не допускается.

Чрезвычайное положение представляет собой такой особый правовой режим, который предполагает ограничение установленных Конституцией РФ и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Данный режим объявляется в исключительных случаях в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Установленный при введения чрезвычайного положения правовой порядок помогает устранять обстоятельства, которые являются факторами угрозы, а также восстанавливать законность и правопорядок для нормализации чрезвычайной ситуации. Правовая основа чрезвычайного положения определена в статьях 56, 88, 102 Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и некоторых других законов [8].

Военное положение - это особый правовой режим, который может вводиться на территории Российской Федерации (или в отдельных ее регионах) согласно Конституции РФ по указу Президента РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против России.

Действие режима военного положения обусловлено конкретной датой и временем начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, а заканчивается датой и временем прекращения действия военного положения.

Во время действия режима военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом для обеспечения обороны страны и безопасности государства могут в той или иной

мере, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. Причем, на граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности [9].

Правовые и административно-правовые режимы выполняют важнейшую функцию в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации. Благодаря этим режимам обеспечивается комплексное противодействие угрозам и опасностям, защита интересов личности, общества и государства. Причем особую практическую ценность имеют законодательно закрепленные режимы, вводимые актом исполнительного органа власти. По своей сути, это представляет собой заранее подготовленные планы мероприятий, активизируемые при возникновении тех или иных опасных обстоятельств.

Таким образом, вопросы правовых режимов постоянно будут в зоне пристального внимания не только ученых, но и практиков, т.к. современное общественное развитие в кризисных условиях требует необходимости совершенствования правового регулирования различных видов общественных отношений.

Список литературы

1. Керамова С.Н, Абдуллаев М.М. Вопросы правового регулирования режима государственной тайны в России // Вестник Дагестанского гос.университета. С.3. Общественные науки. - 2018, Т.33, вып. 1. - С. 50-55.

2. Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика: монография / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТАРКТ, 2017. - 528с.

3. Шурухнова Д.Н., Комовкина Л.С. Особенности реализации специальных административно-правовых режимов в деятельности органов внутренних дел // Вестник экономической безопасности. -2017, N 2. - С.138-142.

4. Сюбарева И.Ф. К вопросу о правовых режимах // Вестник ВУиТ. - 2014, N 4 (81). - С.48-51

5. Шепелёв А.Н. Понятие правового режима и его связь с юридическим языком // Вестник ТГУ. - 2014, N 1 (129). - С. 146-153.

6. Зиборов О.В. Отдельные аспекты соотношения понятий «режим», «правовой режим» и «административно-правовой режим» //

Административное и муниципальное право. - 2015. - № 4. - С. 400404. URL:https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=13176

7. Константинов А.В. Специфика юридической природы правового режима в административном праве // Наука, техника и образование. -2015. N 11 (17). - С. 271-273.

8. О чрезвычайном положении: федер. конституц. закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

9. О военном положении: федер. конституц. закон от 30 янв. 2002 г. № 1-ФКЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

Рябоконь А.А., Черникова Г.В.

АСОЦИАЛЬНОЕ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ФОРМЫ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ

Воронежский государственный университет, Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: асоциальное девиантное поведение, военнослужащие, формы, факторы, профилактические мероприятия.

Key words: antisocial deviant behavior, military personnel, forms, factors, preventive measures.

Аннотация: в статье обозначаются ключевые формы, факторы и меры профилактики асоциального девиантного поведения военнослужащих России.

Abstract: the article identifies the key forms, factors and measures of prevention of asocial deviant behavior of military personnel in Russia

В целом любые процессы, происходящие в обществе, могут отражаться на состоянии и функционировании вооруженных сил как социального института. Это суждение одинаково применимо как к положительным тенденциям, так и к негативным трендам и феноменам общественного бытия. Одним из таких феноменов выступает асоциальное девиантное поведение военнослужащих и система его профилактики. Последняя не отвечает в полней мере современным требованиям, предъявляемым к Вооруженным силам РФ. Прежде всего потому, что субъекты военного управления недооценивают роль социально-психологических мер в профилактике асоциальных девиаций военнослужащих, в том числе, в выявлении их факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.