Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - С. 489-499.
УДК 342.951:351.82
ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пономарев А. В., Русанова С. Ю.
Крымский филиал Российского государственного университета правосудия
В статье анализируется административная ответственность военнослужащих РФ их предупреждение, в частности особенности профилактики данного вида правонарушения среди военнослужащих. В результате проведенного анализа авторы приходят к выводу, что для профилактики административных правонарушений среди военнослужащих характерны определенные особенности, которые проявляются в объектах профилактики, субъектах профилактики, а также в отдельных мероприятиях профилактического воздействия. Для предупреждения административных правонарушений среди военнослужащих необходимо использовать предохранительные свойства административной ответственности, которая должна предусматриваться для военнослужащих за совершение административных правонарушений.
Ключевые слова.: административная ответственность, административное правонарушение, военнослужащие, профилактика, служба, Вооруженные Силы РФ, правовое воспитание, военная деятельность, административная деликтность.
Административная ответственность является важным средством борьбы с правонарушениями, которые совершают военнослужащие. Такое свойство этого института административного права вытекает из задач, которые ставятся перед ним. Наряду с этим, определяющее место следует отвести такому направлению борьбы с антисоциальными явлениями, как предупреждение правонарушений, нейтрализация или устранение причин и условий, их порождающих. Такая позиция в правовых учениях возникла еще в давние времена, однако остается актуальной и сегодня.
Значительное внимание в отечественном правоведении сосредоточено на проблемах профилактики преступности. Сравнительно недавно это понятие стало применяться к административной деликтности. В военно-юридической литературе такая тенденция не прослеживается. В учебной и научной литературе освещаются вопросы, касающиеся только предотвращение преступности среди военнослужащих, а также в некоторых случаях - предотвращение дисциплинарным проступкам.
Такое положение вещей, по нашему мнению, вызван тем, что подавляющее большинство административных правонарушений, совершаемых
военнослужащими, караются в дисциплинарном порядке. В данном случае трансформация административной ответственности в дисциплинарную для военнослужащих обуславливает применение форм и методов профилактической деятельности по предупреждению дисциплинарных нарушений при осуществлении однородной деятельности по предупреждению административных нарушений.
Однако профилактика административной деликтности военнослужащих имеет самостоятельное значение. Салищева Н. Г., например, указывает, что «выделение
489
профилактики административной деликтности в отдельный вид профилактики правонарушений, приведет практический и научный поиск оптимальных специфических средств превенции административных проступков» [1, с. 101].
Термин «профилактика» происходит от греческого слова, дословно переводится как «мера», и применяется преимущественно в медицине [2].
В юридической литературе однозначности взглядов относительно понятия профилактики нет. Однако большинство ученых как в области криминологии, так и административного права указывают при конструировании этого понятия в определенную деятельность, предусматривает проведение мероприятий, которые имеют своей задачей недопущение, нейтрализацию или ликвидацию причин и условий, порождающих или способствующих правонарушениям.
Наряду с этим, для профилактики административных правонарушений среди военнослужащих характерны определенные особенности. Во-первых, это обусловлено тем, что профилактика административных правонарушений отделена в отдельный вид профилактики. На самостоятельность административной деликтности в системе правонарушений обращает внимание Салищева Н. Г., используя при этом такие признаки, как всеобщность объекта совершаемых административных проступков и характер общественной опасности этих проступков.
Во-вторых, профилактическая деятельность направлена на конкретную группу лиц, а именно - военнослужащих. Это порождает определенную специфику, касается субъектов профилактики, конкретных мер предупреждения, правовой регламентации по предотвращению деликтности, устранения причин и условий, ее порождающих.
Таким образом, используя общепризнанные теоретические подходы, следует признать профилактику административных правонарушений среди военнослужащих как деятельность государства в целом, ее правоохранительных органов, органов местного самоуправления в сфере государственного управления, а также соответствующего командования и военной общественности с целью проведения общих и специальных мероприятий, которые имеют своим задачей недопущения, нейтрализации или ликвидации причин и условий, порождающих административных правонарушениях среди военнослужащих или способствуют им.
Исходя из вышеприведенного определения, следует обратить внимание на причины и условия, приводящие к совершению административных правонарушений. Причина - это явление, непосредственно приводит, порождает другое явление (следствие). Условия - это совокупность тех независимых от причины явлений, которые превращают в действительность помещенные в причине возможности порождения следствия.
В специальной литературе в отношении военнослужащих приводятся следующие причины, порождающие правонарушения этой категории лиц и условия, способствующие их совершению: «неблагоприятные факторы формирования личности молодого человека в семье, школе, на производстве, пьянство, пережитки прошлого в сознании, а в условиях армии - плохое знание лица воина отдельными командирами, начальниками, потерянные им, безответственность, в отдельных случаях - несоблюдение уставной требовательности к подчиненным и т. д.» [3, с. 45].
490
Следует сказать, что эти причины и условия сформулированы в отношении военных преступлений и касаются они в основном лиц, проходящих срочную службу. Поэтому, не отрицая против действия некоторых из этих факторов, представляется, что для административных правонарушений, пусть даже такой специфической группы субъектов, которыми являются военные, характерны общие детерминанты административной деликтности.
Действительно, проанализировав составы проступков, за совершение которых военнослужащие могут нести административную ответственность, можно сделать вывод, что в большинстве случаев субъектами этих действий будут выступать офицеры, прапорщики, а также лица рядового состава по контракту. Такая ситуация объясняется тем, что такие административно-наказуемые поступки военных, как нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, обычно не связанные с выполнением служебных обязанностей и совершаются во внеслужебное время (хотя не исключается противоположного).
Условия же срочной службы практически не предусматривают для лиц, ее проходят такого, внеслужебного времени, за исключением отпусков и увольнений.
Другие, кроме указанных выше, составы административных правонарушений, установленных КоАП РФ, предусматривают в качестве необходимого признака специального субъекта, которым, как правило, должностное лицо [4]. В условиях армии за военнослужащим срочной службы может признаваться этот статус, но это временное явление. Более того, как уже указывалось выше, субъектами коррупционных деяний и других правонарушений, связанных с коррупцией, солдаты, сержанты и старшины срочной службы вообще не могут признаваться.
В случае совершения военнослужащими проступков, за которые для них предусмотрено применение административных взысканий, они будут выступать как обычные граждане или должностные лица с определенными общими характеристиками. Именно поэтому можно предположить, что причины и условия, в результате которых совершено эти правонарушения, существенно отличаться от общих.
К общим причинам административных правонарушений относятся: недостаточный учет в содержании принимаемых решений, прогрессивных тенденций экономического и социального развития, а также законов управления; неполнота или нечеткость правового регулирования общественных отношений; слабость социального контроля, который должен охватывать все виды воздействия на гражданина, служащего аппарата управления или исполнительно-распорядительный орган; недостаточно высокий уровень правосознания участников административных правоотношений; отклонена от правовых и моральных норм поведение отдельных граждан, может быть обусловлена отсутствием должного воспитательного воздействия на человека, некоторые виды заболеваний (например, психические расстройства, пьянство, наркомания) и другие.
Специфика военно-управленческих отношений влияет и на детерминации коррупционных деяний и других правонарушений, связанных с коррупцией, а также такого административно-наказуемого деяния, как неправомерное использование государственного имущества. Для этих противоправных поступков иметь значение «жестокая зависимость ситуации в армии от государственного обеспечения (любая инициатива военнослужащих по поиску средств к существованию, конечно, имеет
491
криминальный (противоправный - характер)» [5, с. 17-18]. При таких обстоятельствах, например, нарушение запрета военнослужащим заниматься предпринимательской деятельностью может быть обусловлено систематической невыплатой денежного, вещевого и продовольственного содержания [6].
Приобретают также значение морально-этические аспекты административных правонарушений рассматриваемой группы. Так, Мнении А. Э., рассматривая проблемы причинности нарушений законности в деятельности аппарата государственного управления, обращал внимание на то, что «субъективный момент в поведении государственного служащего в ряде случаев имеет решающее значение для конечного результата» [7, с. 25-27.] и «что какие бы проступки ни осуществлялись, в их основе чаще всего лежит моральная проблема» [8, с. 187 с.]. Так или иначе это имеет значение и для военного среды. Условия, когда «формирование духовного мировоззрения личности защитника Отечества, сплочение воинских коллективов проходит в обстановке политической разно полярности, духовной истощенности, деформации многих морально-ценностных ориентиров, когда в воинские коллективы приходит определенная часть негативно настроенных новобранцев», не могут не влиять на отношение к служебным обязанностям.
Обстоятельства, приводящие к совершению других видов административных проступков военнослужащими, существенных особенностей не имеют. Для них в основном характерны причины и условия административной деликтности в целом.
Профилактика правонарушений как определенная деятельность предусматривает осуществление ее со стороны определенных субъектов. Блувштейн Ю. Д. рассматривает профилактику преступлений как систему управления, имеет соответственно определенную подсистему, которая управляет -субъект управления [9, с. 287]. В широком смысле к субъектам профилактики «принадлежат все государственные и общественные институты, формирования граждан, которые своей деятельностью влияют на предупреждение преступности», «участвуют в создании предпосылок или в непосредственном процессе устранения или ликвидации криминогенных факторов, а также в коррекции личностных деформаций, которые могут вызвать переход на преступный путь». Такая ситуация обусловлена тем, что «задача борьбы с преступностью реализуются во всех сферах жизни общества и государства».
Вместе с тем, в специальной литературе высказано мнение о том, что к субъектам профилактики необходимо относить только органы, которые в своей деятельности имеют целью непосредственное выполнение профилактических задач. Это утверждение обосновывается тем, что субъекты профилактической деятельности должны образовывать определенную систему, вне которой возможно осуществление определенных предупредительных функций, но они нецеленаправленный, хаотичный и случайный характер. Такие меры не могут существенно влиять на объекты профилактики как отдельный элемент системы.
Действующее административное законодательство стоит на позициях всеобъемлющего влияния государства, а в некоторых случаях - общественных формирований на общественные отношения. Именно поэтому к субъектам профилактики отнесены практически любые органы - органы исполнительной
492
власти и органы местного самоуправления, общественные организации и трудовые коллективы.
Такая же тенденция прослеживается и в военном законодательстве РФ. Общие обязанности командиров (начальников) дает основания говорить, что подавляющее большинство из них и являются профилактическими мерами. Установлена обязанность указанных воинских должностных лиц постоянно воспитывать подчиненных и «проводить работу по укреплению военной дисциплины, предотвращения чрезвычайных событий и преступлений среди личного состава, своевременно выявлять и устранять их причины; анализировать состояние воинской дисциплины и объективно докладывать об этом старшему командиру (начальнику). Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ вообще относит к субъектам профилактической деятельности каждого военнослужащего, поскольку обязывает его «вести себя с достоинством и честью, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков».
Итак, состояние нормативной базы дает возможность для отнесения к субъектам профилактики административных проступков среди военнослужащих любых государственных органов и общественных формирований, а также отдельных граждан (военнослужащих), которые так или иначе могут осуществлять предупредительную деятельность, направленную на устранение причин и условий этой разновидности правонарушений и предотвращения отдельным из них. Вместе с тем следует указать, что вышеперечисленные органы, организации, граждан следует рассматривать как субъекты общественного контроля.
В сфере профилактики правонарушений, как одного из направлений социального контроля, система субъектов «является более узкой и охватывает те органы государства и общественные организации, на которые возлагаются задачи охраны общественного порядка и предупреждение». Кроме того, систему субъектов предупреждения административных правонарушений среди военнослужащих можно охарактеризовать следующим образом. Ее составляют органы и должностные лица так называемой общей компетенции, осуществляющих профилактическую деятельность не только в отношении военнослужащих, но и по другим категориям граждан, а также органы и должностные лица, условно специальной компетенции, в круг обязанностей которых входит профилактика правонарушений только среди военнослужащих. К первой группе можно отнести такие специализированные субъекты, как органы внутренних дел (милиция), органы Службы безопасности РФ, а также органы исполнительной власти, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях. Вторая группа субъектов профилактики включает военные суды, военные прокуратуры, военные комендатуры и их должностных лиц, командование воинских частей, учреждений, предприятий, учреждений и организаций.
Достаточно большое значение в предупреждении правонарушений играет общественное мнение. При этом имеется в виду осуждение общественностью не только преступлений, но и любой без исключения противоправного поведения. Общественное мнение должно выработать у неустойчивых граждан понимание опасности и недопустимости антиобщественных проступков, неотвратимости ответственности за них перед коллективом, обществом, государством.
493
Военная деятельность, как никакая другая, носит яркий коллективный характер. Военное законодательство, исходя из принципа единоначалия, предоставляет командному составу широкие полномочия по привлечению армейской общественности для предупреждения правонарушений среди военнослужащих.
Деятельность этих общественных формирований, кроме указанного, включая такие направления:
- разъяснение содержания правовых норм и порядка их реализации;
- индивидуальная воспитательная работа с военнослужащими на основе знания психологических особенностей личности, учета конкретных ситуаций, концентрации внимания и усилий на решении актуальных задач;
- выполнение общественных поручений по объединению людей, обеспечение добросовестного отношения к службе, соблюдение правопорядка на основе повышения личной ответственности каждого военнослужащего за состояние дел в подразделении, части.
Именно поэтому военная общественность (общее собрание офицеров, прапорщиков, рядового состава, военнослужащих-женщин) относится к субъектам профилактики второй группы.
Представляет определенный интерес классификация физических лиц как субъектов профилактики. Это объясняется тем, что в административном праве должностным лицам определенных юрисдикционных органов предоставляется самостоятельное значение, поскольку они могут непосредственно налагать административные взыскания и применять административно-предупредительные меры. В военной сфере командиры (начальники), а также отдельные военнослужащие занимают определенное место в предупреждении правонарушений, о чем упоминалось выше.
Другие перечисленные группы субъектов профилактики административных правонарушений среди военнослужащих есть. К лицам, которые сочетают профилактическую функцию с деятельностью по борьбе с правонарушениями, следует отнести прежде всего сотрудников правоохранительных органов, а также военнослужащих военных комендатур. Командиры (начальники), заместители командиров по воспитательной работе, некоторые другие военные должностные лица входят в группу лиц, осуществляющих профилактическую деятельность как труд, сочетается с выполнением других должностных функций. Для представителей общего собрания по различным категориям военнослужащих характерно применение профилактических мероприятий на общественных началах и одновременное выполнение обязанностей военной службы. К субъектам, которые неформально осуществляют специально-предупредительную деятельность, относят лиц, действующих в состоянии необходимой обороны, принимают меры к задержанию правонарушителя.
Поэтому круг в профилактической деятельности определяется мерами, не имеющие непосредственной целью предупреждения правонарушений. Для характеристики в-социологического предупреждения важно определить его границы.
С одной стороны, общим мерам социального предупреждения административной деликтности нельзя предоставлять специальную антиделиктная
494
направленность [10, с. 149]. Подобный подход превратил бы предупреждения административных деликтов в главная задача нашего общества.
Наряду с этим, предупреждение правонарушений всегда рассматривалось как некая система. Поэтому эта система не охватывает мер, которые не имеют профилактического значения. Для вооруженных формирований принятия профилактических мер в-социальной направленности имеет особое значение.
Это связано с жестокой зависимости ситуации в армейской среде от ситуации в стране. В этих условиях в-социальная профилактика как комплексная, многогранная, всесторонняя деятельность способна существенно влиять на состояние деликтности среди военнослужащих.
Конечно, одними из основных остаются социально-экономические проблемы военных. Государство должно обеспечить надлежащий уровень материально-технического обеспечения вооруженных сил и других военных формирований [11, с. 49-50]. Но наряду с этим должно происходить усиление социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей, улучшение материально-бытовых условий воинов, следует соблюдать законодательство о льготах военнослужащих. Современное состояние также требует от органов местной государственной власти и самоуправления поддержки военных частей, учреждений и организаций в решении экономических проблем.
В-социальные мероприятия профилактической деятельности могут осуществляться не только в масштабах целой страны. В специальной литературе указывалось, что профилактическая работа проводится на нескольких уровнях.
Характерно это и для деятельности по предупреждению административных правонарушений среди военнослужащих. Вышеприведенные идеологические и социально-экономические меры, хотя и направлены на специфическую среду, каков армия, осуществляются на высшем общем уровне.
Наряду с этим профилактическая направленность характерна для организации работы любого командного состава. Как уже указывалось выше, это следует из анализа норм Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, устанавливающие общие должностные обязанности начальников (командиров) [12]. Именно эту деятельность можно рассматривать как такую, которая осуществляется на специальном и индивидуальном уровнях.
Спектр мероприятий морально-профилактического направления в рамках этих двух уровней достаточно широк: от контроля за состоянием воинского правопорядка индивидуальной работы с каждым военнослужащим. Профилактическое воздействие этой деятельности носит комплексный характер, поскольку под его действие попадают причины и условия самых правонарушений. Важно также сосредоточить внимание на специальной профилактике административной деликтности среди военного контингента. Это важно еще и потому, что имеет значение для выяснения влияния административной ответственности на поведение военнослужащих.
Для органов военного управления и воинских должностных лиц характерно использование правового воспитания с основной целью предупреждения правонарушений в армейской среде. Способствует этому соответствующая нормативная регламентация такой деятельности.
495
Концепция воспитательной работы в Вооруженных Силах и других воинских формированиях РФ предусматривает нарушения военнослужащими воинской дисциплины, совершения ими преступлений и других правонарушений как следствие серьезных недостатков в воспитательной работе, осуществляемой в Вооруженных Силах и других воинских формированиях РФ.
Организация и непосредственное руководство правовым воспитанием в воинских частях возлагается на командиров, их заместителей по воспитательной работе при непосредственном участии подразделений юридической службы.
Сегодня правовое воспитание приобрело особую актуальность. Решение задач формирования правового государства и создание армии, соответствующей характеристикам такого государства, предусматривает кардинальное изменение отношения к праву, закону, существенное повышение правовой культуры военнослужащих. Для этой категории граждан важно знание не только норм об уголовной и дисциплинарной ответственности.
Специальная профилактика правонарушений предусматривает, наряду с мерами убеждения и общественного воздействия, использование мер государственного принуждения. При предупреждении административных проступков наибольшее распространение получили меры административного принуждения. В частности, административно-предупредительные меры имеют непосредственное назначения для недопущения, предупреждения правонарушений при определенных чрезвычайных условиях и когда есть реальные основания предположить, что может осуществиться правонарушения, и нужно его не допустить.
В связи с этим необходимо определить возможность применения мер административного пресечения к военнослужащим, в случае совершения ими административных правонарушений, за которые предусматривается не административное, а дисциплинарная ответственность. Это вопрос не стал предметом рассмотрения специалистов в области административного права, а потому следует руководствоваться определенными общими теоретическими подходами, а также учитывать содержание норм, предусматривающих рассматриваемые меры.
Таким образом, административно-предупредительные меры и меры административного пресечения входят в систему специальной профилактики административных правонарушений среди военнослужащих. Но эта деятельность невозможна без использования еще одной составляющей административного принуждения, а именно - меры административной ответственности (административных взысканий). Административная ответственность как разновидность юридической ответственности является тем юридическим средством, локализует, блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно-полезные действия людей в правовой сфере.
Следовательно, можно предположить, что вывод военнослужащих из-под компетенции гражданских органов власти и установления для них дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений обусловлена определенным состоянием агрессивности армии. Термин «агрессивность» является несколько условным и означает в данном случае повышенную боеготовность, дисциплинированность и единоначалие для выполнения особых, боевых задач.
496
Такое положение обеспечивается расширением полномочий военных начальников и командиров, в том числе и на большинство правонарушений, совершаемых их подчиненными.
Однако такое положение не характерно для современной армии РФ. Военные части РФ не задействованы в любых вооруженных конфликтах и могут направляться в другие государства только временно на основании международных договоров РФ. Более того, согласно с принципами внешней политики, которой придерживается Россия, а также положений Военной доктрины не планируется использование Вооруженных сил, кроме как с целью защиты независимости, территориальной целостности и неприкосновенности государства.
Именно поэтому, в современных условиях целесообразно расширить компетенцию гражданских органов власти по привлечению военнослужащих к административной ответственности за административные правонарушения, составляют для общества определенный уровень опасности.
Вывод военнослужащих из-под компетенции органов военного управления в таких случаях установления общей, наряду с другими гражданами, ответственности можно расценивать как введение одной из составляющих гражданского контроля над армией. Такая разновидность социального контроля рассматривается как действенный предупреждения правонарушений в военной среде. И эта действенность должна обеспечиваться гражданской (административной), а не военной (дисциплинарной) ответственностью за правонарушения, не касающиеся военной службы и, по своей сути, является общегражданским.
Профилактика административных правонарушений, совершаемых военнослужащими, определяется как деятельность в целом государства, его правоохранительных и других органов, органов местного самоуправления в области государственного управления, а также соответствующего командования и военной общественности, что предусматривает проведение общих и специальных мер, которые должны своей задачей недопущение, локализацию или ликвидацию причин и условий, порождающих административных правонарушениях среди военнослужащих или способствуют им. Эта деятельность характеризуется специфическими особенностями, объясняются особым правовым статусом такой категории граждан, как военнослужащие. Специфика проявляется в объектах профилактики (причины и условия правонарушений), субъектах профилактики, а также мероприятиях профилактического воздействия.
Причины конкретных правонарушений следует выводить из определенных субъективных факторов, то есть таких, которые зависят от воли человека. Ведь любое поведение, противоправное правомерно, проходит через волю и сознание человека. Наряду с этим, способствовать процессу формирования антиобщественной направленности лица могут факторы, которые относятся к категории объективных. На разных уровнях они могут существенно влиять на мотивацию поведения. К специфическим детерминантам правонарушений военнослужащих следует отнести смену морально-ценностных ориентиров, неудовлетворительное финансово-материальное обеспечение военных формирований, сокращение численности армии, незнание лица воина отдельными командирами, начальниками, потерянные им, безответственность, в отдельных
497
случаях - несоблюдение уставной требовательности к подчиненным и тому подобное.
Для административных правонарушений военнослужащих характерны общие факторы, обусловливающие целом такое явление, как административная деликтность и конкретные административных правонарушениях. Объясняется это тем, что в случае совершения военнослужащим проступков, за которые для них предусмотрено применение административных взысканий, они будут выступать как обычные граждане или должностные лица с определенными общими характеристиками.
Меры профилактики административных правонарушений, в том числе и среди военнослужащих, делятся на общие и специальные. Мероприятия обще профилактического направления влияют косвенно на детерминанты не только административных деликтов, но и других противоправных проявлений. О специальные профилактические мероприятия, то они применяются с непосредственной целью предупреждения административных проступков.
Правовое воспитание широко используется в военно-управленческих отношениях с целью предупреждения правонарушений. В этой деятельности следует обратить внимание на изучение норм, устанавливающих запреты в сфере управленческой деятельности, в частности тех, что устанавливают административную ответственность.
В применении административно-предупредительных мер и мер пресечения к военнослужащим каких-либо особенностей нет. Специфика их правового статуса проявляется при применении мер административной ответственности. Обусловлено это особым местом армии, которое она занимает в государственном механизме, что влечет за собой вывод военнослужащих из-под компетенции гражданских органов власти, в случае совершения ими большинства административных правонарушений.
Административная ответственность имеет важные профилактические свойства. Их необходимо использовать и для предупреждения административных правонарушений, совершаемые военнослужащими. В частности, административная ответственность должна быть установлена за административные проступки.
Список литературы
1. Салищева, Н. Г. Состояние и перспективы развития науки административного права / Н. Г. Салищева. - Текст : непосредственный // Государство и право. - 2012. - №11. - С. 98-107.
2. Словарь международного права / Т. Г. Авдеева, В. В. Алешин, Б. М. Ашавский и др. ; отв. ред. С. А. Егоров. - М. : Статут, 2014. - 495 с. - Текст : непосредственный.
3. Серков, П. П. Административная ответственность: проблемы и пути их совершенствования: специальность 12.00.14 «Административное право; административный процесс» : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Серков Петр Павлович ; Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - М., 2010. - 45 с. -Текст : непосредственный.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. - 2001., 31 декабря. - Текст : непосредственный.
5. Старилов, Ю. Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции / Ю. Н. Старилов. - Текст : непосредственный // Государство и право. - 2016. -№ 6. - С. 11-25.
6. Мнении, А. Э. О некоторых вопросах административной ответственности военнослужащих / А. Э. Мнении. - Текст : непосредственный // Юридический мир. - 2012. - № 4. - С. 25-27.
7. Королева, Ю. А. Ответственность военнослужащих за административные правонарушения : специальность 12.00.14 «Административное право; административный процесс» : дис. на соиск. ...
498
канд. юрид. наук / Королева Юлия Александровна ; Всерос. науч.-исслед. ин-т МВД РФ. - М. 2004. -187 с. - Текст : непосредственный.
8. Профилактика преступлений: учеб. пособие / Ю. Д. Блувштейн, М. И. Зырин, В. В. Романов. -Мн. : Изд-во "Университетское", 1986. - 287 с. - Текст : непосредственный.
9. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации : утв. Указом Президента Российской Федерации от 14.12.1993 г. № 2140. // САПП РФ. - 1993. - № 51. - Ст. 4931. - Текст : непосредственный.
10. Николаева, Л. А. Административная ответственность как охранительное правоотношение / Л.А. Николаева. - Текст : непосредственный // Административная ответственность: вопросы теории и практики. - М. : Изд-во ИГИП РАН, 2011 - С. 24-31.
11. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации : утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 г. № 2140 // САПП. - 1993. - № 51. - Ст. 4931. - Текст : непосредственный.
Ponomarev A. V., Rusanova S. Y. Prevention of administrative offenses among the military service of the Russian Federation / A. V. Ponomarev, S. Y. Rusanova // // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - Р. 489-499.
The article analyzes the administrative responsibility of the RF military personnel and their prevention, in particular, the specifics of preventing this type of offense among military personnel. In the course of the analysis, the authors conclude that the prevention of administrative offenses among military personnel is characterized by certain features that are manifested in the objects of prevention, subjects of prevention, as well as in individual preventive measures. To prevent administrative offenses among military personnel, it is necessary to use the protective properties of administrative responsibility, which should be provided for military personnel for committing administrative offenses.
Keywords: administrative responsibility, administrative offense, military personnel, prevention, service, Armed Forces of the Russian Federation, legal education, military activity, administrative tort.
Spisok literatury'
1. Salishheva, N. G. Sostoyanie i perspektivy' razvitiya nauki administrativnogo prava / N. G. Salishheva. - Tekst : neposredstvenny'j // Gosudarstvo i pravo. - 2012. - №11. - S. 98-107.
2. Slovar' mezhdunarodnogo prava / T. G. Avdeeva, V. V. Aleshin, B. M. Ashavskij i dr. ; otv. red. S. A. Egorov. - M. : Statut, 2014. - 495 s. - Tekst : neposredstvenny'j.
3. Serkov, P. P. Administrativnaya otvetstvennost': problemy' i puti ix sovershenstvovaniya: special'nost' 12.00.14 «Administrativnoe pravo; administrativny'j process» : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk / Serkov Petr Pavlovich ; Mosk. gos. yurid. akad. im. O.E. Kutafina. - M., 2010. - 45 s. - Tekst : neposredstvenny'j.
4. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativny'x pravonarusheniyax ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ // Rossijskaya gazeta. - 2001., 31 dekabrya. - Tekst : neposredstvenny'j.
5. Starilov, Yu. N. Administrativny'j process v sisteme sovremenny'x nauchny'x predstavlenij ob administrativnoj yusticii / Yu. N. Starilov. - Tekst : neposredstvenny'j // Gosudarstvo i pravo. - 2016. - № 6. - S. 11-25.
6. Mnenii, A. E'. O nekotory'x voprosax administrativnoj otvetstvennosti voennosluzhashhix / A. E'. Mnenii. - Tekst : neposredstvenny'j // Yuridicheskij mir. - 2012. - № 4. - S. 25-27.
7. Koroleva, Yu. A. Otvetstvennost' voennosluzhashhix za administrativny'e pravonarusheniya : special'nost' 12.00.14 «Administrativnoe pravo; administrativny'j process» : dis. na soisk. ... kand. yurid. nauk / Koroleva Yuliya Aleksandrovna ; Vseros. nauch.-issled. in-t MVD RF. - M. 2004. - 187 s. - Tekst : neposredstvenny'j.
8. Profilaktika prestuplenij: ucheb. posobie / Yu. D. Bluvshtejn, M. I. Zy'rin, V. V. Romanov. - Mn. : Izd-vo "Universitetskoe", 1986. - 287 s. - Tekst : neposredstvenny'j.
9. Disciplinarny'j ustav Vooruzhenny'x Sil Rossijskoj Federacii : utv. Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 14.12.1993 g. № 2140. // SAPP RF. - 1993. - № 51. - St. 4931. - Tekst : neposredstvenny'j.
10. Nikolaeva, L. A. Administrativnaya otvetstvennost' kak oxranitel'noe pravootnoshenie / L.A. Nikolaeva. - Tekst : neposredstvenny'j // Administrativnaya otvetstvennost': voprosy' teorii i praktiki. - M. : Izd-vo IGIP RAN, 2011 - S. 24-31.
11. Ustav vnutrennej sluzhby' Vooruzhenny'x Sil Rossijskoj Federacii : utv. Ukazom Prezidenta RF ot 14.12.1993 g. № 2140 // SAPP. - 1993. - № 51. - St. 4931. - Tekst : neposredstvenny'j.
499