СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SOCIAL PSYCHOLOGY
Научная статья / Research Article https://doi.org/10.11621/npj.2024.0106 УДК/UDC 316.614, 316.477
Подходы к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии
М.А. Череменская и
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация н [email protected]
Резюме
Актуальность. Перед молодыми людьми всегда вставал вопрос выбора профессии, но особенно актуальным он стал в последние годы в связи с резким увеличением широты и возможностей в выборе профессионального пути. В статье рассматривается концепт профессионального самоопределения (ПС) в рамках социально-психологического знания, обсуждается проблема свободного выбора в социологии (М. Вебер), философии (М. Хайдеггер, Н.А. Бердяев) и психологии (С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, Т.Г. Анистратенко). Цель. Цель нашей работы состоит в обзорно-аналитическом исследовании представлений о ПС и попытке структурировать существующие подходы к изучению целевого конструкта. Ставятся задачи анализа особенностей операционализации понятия ПС разными авторами.
Методы. Теоретический анализ в форме систематизации и обобщения идей социологов, философов и психологов, обсуждающих проблемы осознанности и свободы выбора в самоопределении.
Результаты. Самоопределение разделяется на 2 составляющие: личностную и социальную. Внутри социальной составляющей целесообразно выделить профессиональное самоопределение. Выделяются 4 подхода к пониманию ПС, а также представители подхода в социальной психологии: 1) профессиональное самоопределение как осознанный выбор жизненного пути (Н.С. Пряжников, И.А. Кох, В.А. Орлов); 2) профессиональное самоопределение как свободный выбор, за который личность несет ответственность (И.С. Кон); 3) профессиональное самоопределение как следствие жизненной ориентации (Т.Г. Анистратенко, Р.М. Шамионов); 4) профессиональное самоопределение как психологическое новообразование (А.Д. Андреева, А.Г. Лисичкина).
Выводы. Профессиональное самоопределение является типом социального самоопределения. Данный конструкт в полной мере можно считать социально-психологическим. Выделенные 4 подхода к пониманию ПС являются перспективными для социально-психологических исследований.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, проблема выбора, личностный выбор, свободный выбор
Для цитирования: Череменская, М.А. (2024). Подходы к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии. Национальный психологический журнал, 19(1), 90-100. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0106
© Череменская, М.А., 2024
шш
Approaches to Professional Self-Determination in Social Psychology
Maria A. Cheremenskaia e
Lomonosov Moscow State University, Faculty of Psychology, Moscow, Russian Federation H [email protected]
Abstract
Relevance. Young people have always been concerned about their choice of profession. Currently, in the context of the sharp increase and expansion of opportunities in the sphere of professional choice, this problem has become even more relevant. This article considers the concept of professional self-determination (PS) through social-psychological knowledge. The problem of free choice is discussed in the approaches of sociology (M. Veber), philosophy (M. Heidegger, N.A. Berdyaev) and psychology (S.L. Rubinstein, I.S. Kon, N.S. Pryazhnikov, A.A. Anistratenko).
Objective. The aim of our work is to conduct an overview and analytical research of the PS construct as well as to structure the existing approaches to the study of the target construct.
Methods. Theoretical analysis in the form of systematization and generalization of the ideas of sociologists and psychologists discussing the problems of awareness and freedom of choice in self-determination was carried out. Results. Self-determination is divided into 2 components: personal and social. The PS is outlined as a subspecies of social self-determination. 4 approaches to understanding PS as well as representatives of these approaches in social psychology are distinguished: 1. professional self-determination as a conscious choice of life path (N.S. Pryazhnikov, I.A. Koch, V.A. Orlov); 2. professional self-determination as a free choice for which a person is responsible (I.S. Kohn); 3 professional self-determination as a consequence of life orientation (T.G. Anistratenko, R.M. Shamionov); 4. professional self-determination as a psychological new formation (A.D. Andreeva, A.G. Lisichkina).
Conclusion. Professional self-determination is a type of social self-determination. This construct can be fully considered socio-psychological. The highlighted 4 approaches to understanding PS are promising for socio-psychological research. Keywords: professional self-determination, professional choice, problem of choice, personal choice, free choice
For citation: Cheremenskaia, M.A. (2024). Approaches to professional self-determination in social psychology. National Psychological Journal, 19(1), 90-100. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0106
Введение
Вопрос самоопределения является актуальным для целостного понимания личностных и поведенческих особенностей человека. В настоящее время вопросы профессионального самоопределения все больше беспокоят молодое поколение. Молодежью в данной работе будут считаться люди от 14 до 35 лет согласно федеральному закону «О молодежной политике в Российской Федерации». Существует множество вариантов профессий, которые могут выбрать молодые люди, при этом, они в праве осуществить свободный выбор будущей профессии или же в любой момент сменить сферу деятельности. Нередко молодежь работает не по специальности или получает дополнительное образование с целью смены профессии.
По статистике научной электронной библиотеки еЫЬгагу, в период с 2017 по 2022 годы было опубликовано более 3000 психологических работ, посвященных профессиональному самоопределению, в то время как в период с 2011 по 2016 годы было опублико-
вано 2208 работ, а в период с 2005 по 2010 годы — 970. Среди исследований чаще встречаются эмпирические статьи. Это может говорить о том, что психологов все больше интересуют процессы профессионального самоопределения. Мы предполагаем, что в дальнейшем вопросы профессионального самоопределения не только не потеряют актуальности, а будут еще более популярным предметом исследования в силу активно меняющегося мира, неопределенности в мировой экономике и быстрых темпов развития высоких технологий.
Несмотря на наличие опубликованных методологических и обзорно-аналитических работ о вопросах профессионального самоопределения (Т.Г. Ани-стратенко, А.А. Мударисов, Н.С. Пряжников и др.), понимание профессионального самоопределения различается, у авторов нет единого концепта, не представлено систематизации существующих подходов, охватывающих современные психологические исследования. Решение данной научной проблемы является актуальным в контексте расширения воз-
© Cheremenskaia, M.A., 2024
можностей выбора профессии молодежью, значительного увеличения числа профессий, а также всемирных экономических и культурных процессов.
Целью нашей работы является систематизация существующих подходов к пониманию профессионального самоопределения в психологии, включающая операционализацию понятия «профессиональное самоопределение» в каждом подходе.
В данной статье будут рассмотрены существующие подходы к пониманию профессионального самоопределения, а также представлен новый подход, философскими основаниями которого являются антропоцентрические представления философов-экзистенциалистов. Экзистенциальный антропоцентризм «акцентирует внимание на авторстве жизни человека, осмыслении ценностей и сути собственного образования как возможности осуществить себя в жизни, преодолении социальной и собственной ограниченности на пути к самоосуществлению, глубокой рефлексивной позиции в познании себя и мира» (Ниязбаева, 2018, с. 133-134). Таким образом, человек вправе выбирать возможности для выбора своего профессионального пути, опираясь на индивидуальное понимание себя и мира.
Профессиональное самоопределение как тип социального самоопределения
В силу того, что самоопределение является широким понятием, разделим его на 2 составляющих: личностную и социальную. Н.С. Пряжников приводит четкие различие между жизненным, личностным и профессиональным самоопределением (Пряжников, 2008), что также подчеркивается и в более современных исследованиях (Шереметова, 2015). Таким образом, личностное самоопределение «может рассматриваться как высший тип жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни» (Шеремето-ва, 2015, с. 105).
Т.Г. Анистратенко считает самоопределение «базисной социальной рефлексией человеческого существования» (Анистратенко, 2017, с. 67), а также выделяет такие грани самоопределения, как социализация, личностная адаптация, ценностные приоритеты, смысловые предпочтения, готовность к социальной жизни, социальный статус. При этом самоопределение «реализуется на уровне повседневных практик, в сфере межличностных отношений, в семейно-быто-вой сфере, в широкой сфере социального пространства, в профессиональной сфере и в сфере гражданского самоопределения» (Там же). Таким образом, можно увидеть очевидную важность социально-психологического аспекта в изучении феномена самоопределения личности.
Внутри социальной составляющей самоопределения стоит выделить тип профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение включается в социальное как тип лишь в некоторых психологических работах. И.С. Кон разделил соци-
альное самоопределение на профессиональное и моральное, в его концепции самоопределение рассматривается как «процесс определения своего положения в мире, оно направлено вовне, но подразумевает и определенную внутреннюю работу» (Кон, 1978, с. 333).
При этом, Н.С. Пряжников выделяет профессиональное самоопределение в отдельный тип (Пряжников, 2008). В его концепции профессиональное самоопределение — это самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, включая выбор, освоение и совершенствование профессиональной деятельности (Пряжников, 2008).
Таким образом, процесс профессионального самоопределения связан с осознанным выбором (что подчеркивается и другими исследователями феномена самоопределения, в частности, С.Л. Рубинштейном), умением планировать свои действия и видеть перспективу.
Стоит подчеркнуть связь социализации личности с профессиональным самоопределением. Р.М. Ша-мионов формулирует и обосновывает соображения о важной роли социализации в процессе профессионального самоопределения (Шамионов, 2012). Социализация включает в себя и профессиональное становление субъекта. Именно профессиональное становление выступает как один из основных процессов в молодом возрасте. Таким образом, причины определенного выбора профессионального пути в рамках самоопределения молодежи могут быть связаны с особенностями социализации этой группы людей.
Таким образом, профессиональное самоопределение можно в полной мере считать социально-психологическим понятием.
Основные подходы к пониманию феномена профессионального самоопределения
В отечественной психологии уже существует классификация подходов к пониманию профессионального самоопределения, представленная Т.В. Кудрявцевым. Он выделял 2 подхода к рассмотрению самоопределения. Первый подход связан с исследованием возрастных особенностей, но имеет ряд существенных ограничений, ведь процесс профессионального самоопределения не ограничивается выбором профессии школьниками. Второй подход рассматривает профессиональное самоопределение как «неотъемлемый и существенный компонент профессионального становления личности» (Кудрявцев, 1983, с. 53).
Мы предлагаем классификацию, дающую возможность операционализировать понятие ПС в первую очередь для социально-психологических исследований. Тем не менее представленная классификация включает подходы, позволяющие проводить междисциплинарные исследования, выходить за рамки исследований в определенной отрасли психологии. Так
как междисциплинарные исследования проводятся все чаще, стоит обратить внимание на новое видение подходов к пониманию профессионального самоопределения.
Рассмотрим основные подходы к пониманию профессионального самоопределения и выделим их представителей.
Профессиональное самоопределение как осознанный выбор жизненного пути
Первый подход к пониманию самоопределения основан на понимании самоопределения как всегда осознанного выбора своего пути, личностного и социального. С.Л. Рубинштейн выделял понятие «сознательное самоопределение», которое означает, что «человек не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение» (Рубинштейн, 1999, с. 151). Здесь самоопределение выступает в качестве внутренней детерминации с сохранением «верности себе», исключается одностороннее подчинение внешнему (Рубинштейн, 1973, с. 382). Таким образом, профессиональное самоопределение также можно считать осознанным выбором своей карьеры и профессионального пути. Такое понимание профессионального самоопределения в полной мере соответствует идеям деятельностного подхода. Помимо С.Л. Рубинштейна, понимание профессионального самоопределения как осознанного выбора придерживались многие известные отечественные психологи (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев и др.).
Данного подхода в социально-психологических исследованиях профессионального самоопределения придерживаются такие исследователи, как Н.С. Пряжников, И.А. Кох, В.А. Орлов. Работы И.А. Коха, В.А. Орлова основываются на деятель-ностном подходе, при этом в одном из исследований отдельно подчеркивается, что чаще всего молодежь совершает профессиональный выбор осознанно (Кох, 2020).
Операционализация понятия ПС в подходе
В рамках понимания профессионального самоопределения как осознанного выбора была проведена операционализация понятия, проводилось много исследований. А.А. Мударисовов основывался в своих работах на мыслях С.Л. Рубинштейна и понимал самоопределение как «саморазвивающийся процесс активного осознанного выбора жизненного пути, детерминируемый изменениями в восприятии ценностей и норм локальной и глобальной социокультурной среды, сопровождающими развитие человека как личности» (Мударисов, 2016, с. 94-95). Следовательно, те же характеристики относятся и к самоопределению в мире профессий. При исследовании профессионального самоопределения стоит использовать следующие методы:
1) психодиагностические методики: анкета «карта интересов» А.Г. Грецова, А.А. Азбель (Гре-цов, 2012); дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова в модификации А.А. Аз-бель (Там же); методика «построение личной профессиональной перспективы» (Пряжников, 2008) и др.;
2) социально-психологические методы: ролевая игра, деловая игра.
С точки зрения практической психологии, данный подход будет особенно эффективен в работе с совершеннолетней молодежью, так как методы подхода всегда предлагают считать выбор профессии сознательным.
При профессиональной ориентации молодежи, во время карьерного консультирования в центрах занятости, при работе психолога со студентами вузов полезным было бы предлагать молодежи осознанные упражнения, игры и практики для уточнения своего ПС или его корректировки.
Профессиональное самоопределение как свободный выбор, за который личность несет ответственность
Второй подход к пониманию профессионального самоопределения как свободного выбора не противоречит первому, а, скорее, дополняет и конкретизирует его. Он основан на включении в понимание профессионального самоопределения контекста свободы. При этом, выбор будущей профессии представляется хоть и свободным, но за который личность несет ответственность. Философскими основаниями подхода выступают идеи зарубежных и отечественных экзистенциальных философов. Именно экзистенциальные философы поднимали проблему свободного выбора при самоопределении личности, далее их идеи развивались в рамках экзистенциального подхода в психологии.
М. Хайдеггер затрагивал такие философские проблемы, как проблема истины, проблема свободы и проблема выбора. Он высказывал идею о том, что человек сам создает критерии истины (Хайдеггер, 1991). Соответственно, человек выбирает свой жизненный путь по своим собственным критериям. Возможность опираться на такие критерии, в свою очередь, дает свобода выбора человека. Позже С.Н. Ставцев, комментируя мысли М. Хайдеггера, подчеркивает, что только через поиски и блуждания (подразумевая под блужданиями осуществление выбора в неизвестности) человек способен определиться со своим жизненным путем (Ставцев, 2000).
Отечественный экзистенциальный философ Н.А. Бердяев подчеркивал, что в основании мира лежит свобода, которая существовала еще до Бога и мира (Бердяев, 1989). При этом, «свобода религиозная, свобода совести не есть право» (Бердяев, 1989, с. 193). Напротив, свобода дает человеку определенные обя-
занности, он несет за нее ответственность. «Человек обязан нести бремя свободы, не имеет права сбросить с себя это бремя» (Бердяев, 1989, с. 193). Эти суждения применимы ко всем жизненным процессам личности, включая выбор во время самоопределения. Человек имеет свободу в самоопределении, он волен стать тем, кем выберет, но будет нести за это ответственность. Л. Шестов также обсуждал вопросы свободы, выбора и ответственности. Философ говорил о том, что любое проявление свободы личности — это основа ее подлинного существования несмотря на то, что свобода не существует сама по себе, а взаимодействует с понятием ответственности. «Человек свободен в связанном законами мире» (Шестов, 1966, с. 242).
Действительно, самоопределение можно считать свободным процессом, что подтверждают мысли экзистенциальных философов. В молодом возрасте человек имеет возможность свободно выбрать ту карьеру и тот путь, который представляется ему близким. Этот выбор, хоть и имеющий статус свободного, дает человеку ответственность, определенные обязательства, поэтому самоопределение неразрывно связано с ответственностью за выбор того профессионального существования, которое представляет интерес для человека.
К представителям данного подхода в социальной психологии косвенно можно отнести идеи И.С. Кона несмотря на то, что напрямую в своих работах он не подчеркивает связь с идеями экзистенциалистов. Несмотря на отсутствие оформленной научной школы в области социальной психологии, представляющей данный подход, его можно считать перспективным.
Операционализация понятия ПС в подходе
В рамках этого подхода профессиональное самоопределение стоит понимать как совокупность свободных выборов, совершенных на профессиональном пути личности, за каждый из которых личность несет ответственность. Эффективным для исследования самоопределения в экзистенциальном подходе нам представляется метод нарративного интервью с целью выяснения основных стадий и этапов жизненного пути, уточнения принятых решений в профессиональной сфере и их влияния на дальнейшую карьеру.
Данный подход также может заинтересовать практических психологов, занимающихся консультированием и психотерапией. Экзистенциальная психотерапия зарекомендовала себя как серьезный метод, ориентированный на принятие личностью ответственности за свой выбор, построение внутренних опор, самоопределение. Целесообразность применения такого подхода в карьерном консультировании и профориентации подчеркивает Л.А. Васильева, в этом подходе «дается свобода для предъявления человека так, как он хочет и может» (Васильева, 2021, с. 174).
Профессиональное самоопределение как следствие жизненной ориентации
Рассмотрим другое представление о самоопределении, в основе которого лежит теория социального действия М. Вебера. М. Вебер ставит вопрос осознанности, осмысленности социального действия (Вебер, 1990). В своей концепции М. Вебер выделяет 4 типа ориентаций, которыми руководствуется человек при совершении выбора, а именно:
1) традиционную, предполагающую следование привычке;
2) аффективную, предполагающую опору на преобладающие эмоции человека;
3) ценностно-рациональную, при которой человек совершает истинно осознанный выбор, руководствуясь рациональностью и последовательным планированием, опорой на сложившиеся ценности;
4) целерациональную, включающую взвешивание собственных приобретений и потерь, выгод и издержек (Вебер, 1990).
Личность руководствуется различными ориента-циями при совершении выбора. В случае исследования факторов профессионального самоопределения это может иметь решающее значение. Человек может остановиться на выборе определенной профессии, так как его семья в нескольких поколениях придерживается этого профессионального пути (традиционная ориентация), определенная профессия вызывает у него яркую эмоциональную реакцию по той или иной причине (аффективная ориентация), профессия соответствует его ценностям и убеждениям (ценностно-рациональная ориентация) или имеет много выгод и преимуществ на определенном жизненном этапе (целерациональная ориентация). Говоря о традиционной и аффективной ориентации, М. Вебер подчеркивал относительную, условную осознанность в совершении выбора, «чисто аффективное действие также находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано» (Вебер, 1990, с. 628). Благодаря этому становится очевидно, что нельзя говорить о полной осознанности любого выбора, в том числе профессионального. Следует обращать внимание, на что именно ориентировался человек, совершая профессиональный выбор.
Представителями данного подхода в социальной психологии можно считать Т.Г. Анистратенко, Р.М. Шамионова, которые также не останавливаются на понимании самоопределения как исключительно осознанного или же полностью свободного выбора.
Операционализация понятия ПС в подходе
В данном подходе профессиональное самоопределение стоит понимать как выбор с условной осознанностью, включающий социальную составляющую (сформированные привычки, социальные эмоции,
ценности, ориентация на других). Данный подход представляется нам эффективным для изучения факторов профессионального самоопределения. Следуя традиции М. Вебера, выбор профессии молодежью можно считать влиянием одной из ориентаций. На основе этого можно выделить 4 группы возможных факторов и использовать их как основу при проведении исследований.
Перспективным мы считаем создание опросника для выявления ориентации социального действия при профессиональном самоопределении, на основании идей М. Вебера. Возможно использование подобного опросника и в практике. Например, дополнительную информацию о кандидате на вакансию может дать именно его ориентация в выборе профессии. Так, если у кандидата аффективная ориентация в выборе своего профессионального пути, то его выбор может быть временным, а кандидат вряд ли станет перспективным и приверженным организации сотрудником.
Профессиональное самоопределение как психологическое новообразование
Особое понимание профессионального самоопределения находит свое место в возрастной психологии. Появление у личности потребности определить свое место в профессиональном мире появляется в определенном возрасте, поэтому это можно считать психологическим новообразованием. Так, Л.И. Бо-жович считала, что сама потребность в самоопределении возникает на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов (Божович, 1968). И.В. Дубровина конкретизировала мысли Л.И. Бо-жович, считая психологическим новообразованием скорее саму готовность к самоопределению, возникающую в юношеском возрасте (Дубровина, 1991). Отметим, что известная концепция профессионального самоопределения Э.Ф. Зеера также подчеркивает особую важность подросткового возраста, ранней юности и юности (Зеер, 2003). Именно в ранней юности (14-15 лет) происходит процесс рефлексии, самоанализа в процессе выбора профессионального пути, а в юности (16-23 года) происходит кристаллизация профессиональной направленности личности (Там же). Тем не менее, концепция Э.Ф. Зеера шире понимания ПС как психологического новообразования. Она включает также и вопрос осознанности профессионального выбора, факторов профессионального самоопределения. Помимо этого, особенностью концепции является и описание факторов ПС от дошкольного возраста до пожилого. Таким образом, концепция Э.Ф. Зеера имеет скорее промежуточный статус и не в полной мере относится к данному подходу, но, при этом, дополняет его более полной возрастной периодизацией.
Данный подход стоит на стыке психологии развития и социальной психологии. Тем не менее, среди
прочих социально-психологических подходов к пониманию ПС он не менее важен. В процессе взросления личность проходит этапы социализации, получая влияние от различных институтов социализации, включая семью, школу, СМИ. В зависимости от особенностей социализации описанные новообразования могут иметь свою специфику, проявляться быстрее или позже выделенного в исследованиях срока. При определении появления новообразования в беседе с подростком необходимо получить информацию и о социальных аспектах его жизни.
Представителями данного подхода в социальной психологии можно считать А.Д. Андрееву и А.Г. Лисичкину, поднимающих проблему ПС юношества. Данные авторы делают акцент на ПС внутри определенных социальных групп, включая современное цифровое экономическое сообщество (Андреева, 2022).
Операционализация понятия ПС в подходе
В рамках данного подхода будем считать профессиональное самоопределение новообразованием, появляющимся на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов. На современном этапе развития психологической науки данному подходу уделяется мало внимания. Тем не менее, исследования в рамках подхода могут изменить взгляд на специфику формирования и развития новообразований в подростковом и юношеском возрасте.
Специально разработанных психодиагностических опросников на наличие и специфику проявления данного новообразования на данный момент не существует, обычно диагностика новообразований совершается в результате беседы и наблюдения за подростками.
Данный подход к понимаю самоопределения особенно применим в рамках школьной социально-психологической службы, а также в работе психологов в колледжах и вузах. В результате беседы квалифицированный психолог способен выявить у личности потребность в ПС и саму готовность к ПС. Благодаря этому можно вовремя предложить подростку набор профориентационных практик или несколько карьерных консультаций, а также сформировать просветительскую программу для школ и других учебных учреждений. Профориентацию, а также тренинги профессионального самоопределения необходимо проводить своевременно. Для определения подходящего периода их проведения и нужно обращаться к данному подходу.
Возможности и ограничения подходов к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии
Обобщим основную информацию, необходимую для детального понимания и разделения существующих подходов к пониманию ПС в социальной психологии с точки зрения возможностей и ограничений подходов. Основные аспекты указаны в Таблице 1.
Череменская М.А.
Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19, № 1 Подходы к пониманию профессионального
самоопределения в социальной психологии
Таблица 1
Основные подходы к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии
ПС как ПС как
ПС как осознанный выбор ПС как психологическое
свободный выбор, за который следствие жизненной
жизненного пути новообразование
личность несет ответственность ориентации
Теоретическая основа подходов (авторы)
С.Л. Рубинштейн М. Хайдеггер М. Вебер Л.И. Божович И.В. Дубровина
Представители в социальной психологии
Н.С. Пряжников И.А. Кох В.А. Орлов „ „ Т.Г. Анистратенко И.С. Кон Р.М. Шамионов А.Д. Андреева
А.Г. Лисичкина
Возможности подходов
Обширный теоретико-методо- Проведение междисциплинар- Прогнозирование мотивации Позволяет точно определить пе-
логический и диагностический ных исследований, применение и действий молодежи при устрой- риод появления новообразования
материал, позволяющий работать экзистенциальной психотерапии в стве на работу. Подходит для ра- и подобрать программу профори-
с детьми, подростками и взрос- карьерном консультировании боты с подростками и взрослыми ентационной работы
лыми
Ограничения подходов
Рассмотрение ПС исключительно как осознанного выбора, не учитывается влияние неосознанных факторов на ПС
Не учитываются обстоятельства возможного несвободного, вынужденного выбора профессионального пути. Не подходит для работы с детьми и подростками
Исследование строго в рамках концепции четырех жизненных ориентаций, сложности в определении комбинированных ориентаций
Не предусмотрено наблюдение за развитием и трансформацией новообразования в более взрослом возрасте
Table 1
The main approaches to understanding professional self-determination in social psychology
PS as a conscious choice of a life path PS as a free choice for which PS as a consequence of life orienta-a person is responsible tion PS as a psychological new formation
The theoretical basis of the approaches (authors)
S.L. Rubinstein M. Heidegger M. Weber L.I. Bozhovich I.V. Dubrovina
Representatives in social psychology
N.S. Pryazhnikov I.A. Koch V.A. Orlov IS к A.A. Anistratenko R.M. Shamionov A.D. Andreeva A.G. Lisichkina
The opportunities of the approaches
Extensive theoretical, methodological and diagnostic material that allows to work with children, adolescents and adults Conducting interdisciplinary Forecasting the motivation and research, the use of existential psy- actions of young people when ap-chotherapy in career counseling plying for a job. Suitable for work with adolescents and adults It allows to accurately determine the period of the appearance of a new formation and select a career guidance programme
The limitations of the approaches
Considering PS solely as a conscious choice, the influence of unconscious factors on PS is not taken into account
The circumstances of a possible unfree, forced choice of a professional path are not taken into account. It is not suitable for working with children and teenagers
The study is strictly within the framework of the concept of four life orientations. There are difficulties in determining combined orientations
There is no provision for monitoring the development and transformation of a new formation in adulthood
Перспективы исследования профессионального самоопределения в социальной психологии
Профессиональное самоопределение является социально-психологическим понятием и создает предпосылки для дальнейшего определения человеком своей жизни и его успешной самореализации. Самоопределение является «определением своего положения в мире...» (Кон, 1978, с. 333), в то время как профессиональное самоопределение отвечает за место человека в профессиональном сообществе. Безусловно, за процессами профессионального самоопределения стоят определенные личностные и социально-психологические факторы. Тем не менее, можно только предполагать о конкретных факторах, влияющих на процесс самоопределения, ведь, как отмечает В.Т. Кудрявцев, «ощущается острый дефицит в работах, представляющих целостную картину влияния различных факторов на динамику профессионального самоопределения на всех стадиях профессионального становления личности» (Кудрявцев, 1983, с. 56). На современном этапе развития психологии все так же ощущается дефицит исследований факторов профессионального самоопределения, это отмечает Ю.П. Поваренков, «факторы, инициирующие и/или останавливающие процессы личностного и профессионального самоопределения, сегодня не исследованы» (Поваренков, 2012, с. 212).
На данном этапе развития психологии все чаще появляются исследования, связанные с факторами ПС. При этом, обычно исследователи сосредоточены на выявлении влияния определенного фактора или группы факторов. Например, в рамках прикладного исследования среди первокурсников-дефектологов была выявлена преобладающая мотивация выбора будущей профессии и освоения необходимых для нее навыков, а также высокие показатели познавательной мотивации (Войлокова, 2021). В рамках исследования профессионального самоопределения молодых единоборцев было установлено, что «большинство студентов-единоборцев после окончания высшего учебного заведения имеют желание работать по профессии, связанной с военной службой» (Вареников, 2020, с. 57). Другие прикладные исследования показывают, что на сегодняшний день студенты не всегда довольны профессиональным выбором, а их профессиональное самоопределение может быть неустойчиво. Так, в исследовании студентов Южно-Уральского государственного колледжа было выявлено, что «не все опрошенные готовы работать по полученной специальности. Наблюдается неопределенность в отношении профессиональных планов» (Мошкина, 2022, с. 135).
Одним из социально-психологических факторов профессионального самоопределения могут служить особенности социализации молодежи. Процесс социализации как таковой, действительно, связан с профессиональным становлением (Шамионов, 2012). Среди факторов, влияющих на профессиональное самоопределение, уже были выявлены и описаны
фактор общения со сверстниками (Калашникова, 2015), фактор семьи (Янгалышева, 2010), влияние ценностных ориентаций (Кох, 2020). Известным является факт того, что ценности человека направляют его деятельность, влияют на выбор профессии. Было показано, каким набором ценностей (терминальных, инструментальных, профессиональных) обладают предприниматели различного типа (Журавлев, 2023). Авторы исследования убедились в важной роли ценностей в процессе профессионального самоопределения на примере ценностей современных предпринимателей традиционного бизнеса и основателей стартапов. «Современный человек для сознательного существования в мире, для того чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство, должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей, которые выступают в качестве потенциальных мотивов» (Луговская, 2009, с. 72).
Таким образом, на формирование своего «Я» в профессии будут оказывать влияние и значимые для жизни личности конструкты, то есть, ценности. При этом, какие именно ценности на сегодняшний день влияют на становление и самоопределение личности в профессиональном плане, стоит уточнять в исследованиях.
Выводы
Процесс, структура и особенности самоопределения представляют междисциплинарный интерес. Самоопределение можно разделить на личностную и социальную составляющие. В рамках социальной составляющей самоопределения выделяется профессиональное самоопределение.
Для операционализации понятия профессионального самоопределения следует определиться с подходом к его пониманию. Мы предлагаем классифицировать существующие работы по четырем подходам:
1) профессиональное самоопределение как осознанный выбор жизненного пути (теоретическая основа подхода — С.Л. Рубинштейн; представители в социальной психологии — Н.С. Пряжников, И.А. Кох, В.А. Орлов);
2) профессиональное самоопределение как свободный выбор, за который личность несет ответственность (теоретическая основа подхода — М. Хайдеггер; представители в социальной психологии — И.С. Кон);
3) профессиональное самоопределение как следствие жизненной ориентации (теоретическая основа подхода — М. Вебер; представители в социальной психологии — Т.Г. Анистратенко, Р.М. Шамионов);
4) профессиональное самоопределение как психологическое новообразование (теоретическая основа подхода — Л.И. Божович, И.В. Дубровина; представители в социальной психологии — А.Д. Андреева, А.Г. Лисичкина).
Выделенные подходы являются социально-психологическими или стоят на стыке социальной психологии и других отраслей психологической науки. Каждый подход является перспективным для исследований. Предлагаются варианты развития подходов, проводится операционализация понятий, анализируются уже опубликованные работы в рамках подхода. Каждый подход имеет ряд своих преимуществ и ограничений и рекомендуется к использованию для различных социальных групп. Так, если первые два подхода применимы для исследований ПС взрослых, то подход 4 может быть полезен и для исследований ПС подростков. Подход 3 можно использовать для исследований и практической работы со всеми возрастными группами молодежи, но особенно эффективным будет в рамках профессиональной диагностики кандидатов на работу.
Подходы, которые мы рассматриваем в данной работе, в большей части основываются на исследованиях отечественных социальных психологов. При этом, перспективным представляется детальное рассмо-
трение современных зарубежных исследований профессионального самоопределения и анализ зарубежных представлений о ПС. Достаточно часто можно встретить зарубежные работы, которые посвящены лишь одному аспекту ПС (например, профессиональным намерениям), а не ПС в целом, что также требует дальнейшего обсуждения и анализа.
Мы предположили, что особенности социализации и сформировавшиеся у личности ценности будут оказывать влияние на самоопределение человека в молодом возрасте. Факторы социализации могут быть неосознанными, и выбор определенной профессии может быть движим не осознанностью и рациональностью, а традициями и убеждениями, привитыми агентами социализации в различные периоды развития личности. Факторы социализации также являются лишь определенной группой социально-психологических факторов ПС, при этом целостную картину социально-психологических факторов профессионального самоопределения еще предстоит уточнить в будущих исследованиях.
Список литературы
Андреева, А.Д., Лисичкина, А.Г. (2022). Проблема профессионального самоопределения юношества в исследованиях сотрудников Психологического института: 1920-2020-е гг. Теоретическая и экспериментальная психология, 3(15), 198-210. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-198-210
Анистратенко, Т.Г. (2017). Индивидуально-личностное самоопределение в повседневных социальных практиках. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 1(194), 66-71.
Бердяев, Н.А. (1989). Смысл творчества. Философия свободы. Москва: Правда.
Божович, Л.И. (1968). Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). Москва: Просвещение.
Вареников, Н.А., Попова, И.Е., Бабуева, М.Г. (2020). Профессиональное самоопределение студентов, занимающихся единоборствами. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 7(185), 53-58. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.7. p. 53-58.
Васильева, Л.А. (2021). Размышления на тему самоопределения и профориентации в рамках экзистенциального подхода. Психологические проблемы смысла жизни и акмеология, (1), 171-175.
Вебер, М. (1990). Основные социологические понятия. Москва: Прогресс.
Войлокова, Е.Ф. (2021). Профессиональное самоопределение студентов-дефектологов. Вестник психофизиологии, (4), 59-64. https://doi.org/10.34985/z1609-4024-4878-m
Грецов, А.Г., Азбель, А.А. (2012). Психологические тесты для старшеклассников и студентов. Санкт-Петербург: Питер.
Даль, В.И. (1994). Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Москва: Прогресс-Универс.
Дубровина, И.В. (1991). Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. Москва: Педагогика.
Журавлев, А.В., Череменская, М.А. (2023). Сравнительный анализ ценностей у предпринимателей традиционного бизнеса и основателей стартапов. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(3), 216-238. https://doi. org/10.11621/LPJ-23-34
Зеер, Э.Ф. (2003). Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.
Калашникова, А.А. (2015). Влияние общения со сверстниками на профессиональное самоопределение старшеклассников. Бюллетень медицинских интернет-конференций, 5(5), 570.
Кон, И.С. (1978). Открытие «Я». Москва: Политиздат.
Кох, И.А., Орлов В.А. (2020). Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи. Образование и наука. 22(2), 141-168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-141-168
Кудрявцев, Т.В., Шегурова В.Ю. (1983). Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. Вопросы психологии, (2), 51-59.
Луговская, Т.В. (2009). Ценностно-смысловое пространство человека. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 1(2), 71-74.
Мударисов, А.А. (2016). Личностно-профессиональное самоопределение как социально-психологическое понятие. Ак-меология, 3(59), 45-49.
Мошкина, Л.Д., Швачко, Е.В., Кочегин, А.Г. (2022). Профессиональное самоопределение студентов профессиональных образовательных организаций: результаты исследования. Инновационное развитие профессионального образования, 1(33), 132-141.
Ниязбаева, Н.Н. (2018). Экзистенциальная антропология как антропология образования. Дискурс-Пи, 2(31).
Орлов, В.А. (1990). Психологическое профконсультационное собеседование как метод интенсификации профессионального самоопределения старших подростков. Москва: Изд-во АПН СССР.
Поваренков, Ю.П. (2014). Психологическое содержание профессионального самоопределения личности: системо-генетический подход. Ярославский психологический вестник, 2(2), 211-217.
Пряжников, Н.С. (2008). Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие. Москва: Академия.
Рубинштейн, С.Л. (1973). Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика.
Рубинштейн, С.Л. (1999). Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер Ком.
Сартр, Ж.-П. (1989). Экзистенциализм — это гуманизм. Сумерки богов. Москва: Политиздат.
Соловьев, B.C. (1988). Философские начала цельного знания. Сочинения: в 2 т. Т. 2. Москва: Мысль.
Ставцев, С.Н. (2000). Введение в философию Хайдеггера. Санкт-Петербург: Лань.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». СПС Консуль-тантПлюс.
Франк, С.Л. (1992). Духовные основы общества. Москва: Республика.
Хайдеггер, М. (1991). Разговор на проселочной дороге. Москва: Высшая школа.
Шамионов, Р.М. (2012). Социализация и ресоциализация личности: нормативность и процессуальность. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития», 12(4), 3-8.
Шереметова, Г.П. Понятие социального самоопределения личности и его сущность. URL: http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=2243 (дата обращения: 07.04.2015)
Шестов, Л. (1966). Sola fide — только верою: греческая и средневековая философия, Лютер и церковь. Париж: YMCA-PRESS.
Щедровицкий, П.Г. (1993). Очерки по философии образования. Москва: Изд-во педагогического центра Эксперимент.
Янгалышева, Г.Х. (2010). Влияние семьи как социального фактора на профессиональное самоопределение молодежи. Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, (1-2), 286-290.
References
Andreeva, A.D., Lisichkina, A.G. (2022). The problem of professional self-determination of youth in the research of the Psychological Institute: 1920-2020. Teoreticheskaya i Eksperimental'naya Psikhologiya (Theoretical and Experimental Psychology), 3(15), 198-210. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-198-210 (In Russ.).
Anistratenko, T.G. (2017). Individual personal self-determination in daily social practices. Vestnik Adygeiskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: Filosofiya, Istoriya, Sotsiologiya, Yurisprudentsiya, Politologiya, Kul'turologiya (Bulletin of Adyghe State University. Series: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Law, Political Science, Cultural Studies), 1(194), 66-71. (In Russ.).
Berdyaev, N.A. (1989). The meaning of creativity. Philosophy of Freedom. Moscow: Pravda. (In Russ.).
Bozhovich, L.I. (1968). Personality and its formation in childhood (Psychological research). Moscow: Prosveschenie. (In Russ.).
Dal', V.I. (1994). Explanatory dictionary of the living Great Russian language, vol. 4. Moscow: Progress-Univers. (In Russ.).
Dubrovina, I.V. (1991). School psychological service: questions of theory and practice. Moscow: Pedagogika. (In Russ.).
Federal'nyi zakon ot 30 dekabrya 2020 g. № 489-FZ "O molodezhnoi politike v Rossiiskoi Federatsii" (Federal Law of December 30, 2020 No. 489-FZ "On youth policy in the Russian Federation.") SPS ConsultantPlus (In Russ.).
Frank, S.L. (1992). The spiritual foundations of society. Moscow: Respublika. (In Russ.).
Gretsov, A.G., Azbel, A.A. (2012). Psychological tests for high school students and students. St. Peterburg: Piter. (In Russ.).
Kalashnikova, A.A. (2015). The influence of communication with peers on the professional self-determination of high school students. Byulleten Meditsinskikh Internet-Konferentsii (Bulletin of Medical Internet Conferences), 5(5), 570. (In Russ.).
Khaidegger, M. (1991). A conversation on a country road. Moscow: Vysshaya shkola. (In Russ.).
Koch, I.A., Orlov, B.A. (2020). Values and professional identity of student-age population. Obrazovanie i Nauka (Education and Science Journal), 2(22), 141-168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-141-168 (In Russ.).
Kon, I.S. (1978). The discovery of "I". Moscow: Politizdat. (In Russ.).
Kudryavcev, T.V., Shegurova, V.Y. (1983). Psychological analysis of the dynamics of professional self-determination of the individual. Voprosypsikhologii, (2), 51-59. (In Russ.).
Lugovskaya, T.V. (2009). The value-semantic space of a person. Istoricheskie, Filosofskie, Politicheskie i Yuridicheskie Nauki, Kul'turologiya i Iskusstvovedenie. Voprosy Teorii i Praktiki (Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art Criticism. Questions of Theory and Practice), 1(2), 71-74. (In Russ.).
Moshkina, L.D. Shvachko, E.V., Kochegin, A.G. (2022). Professional self-determination of students of vocational educational organizations: research results. Innovatsionnoe Razvitie Professional'nogo Obrazovaniya (Innovative Development of Professional Education), 1(33), 132-141. (In Russ.).
Mudarisov, A.A. (2016). Personal-professional identity as sociopsychological concept. Akmeologiya (Acmeology), 3(59), 45-49. (In Russ.).
Niyazbaeva, N.N. (2018). Existential anthropology as an anthropology of education. Diskurs-Pi (Discourse-Pi), 2(31). (In Russ.).
Orlov, V.A. (1990). Psychological professional counseling interview as a method of intensification of professional self-determination of older adolescents. Moscow: APN SSSR Press.
Povarenkov, Yu.P. (2014). The psychological content of professional self-determination of a personality: a systematic genetic approach. Yaroslavskii Psikhologicheskii Vestnik (Yaroslavl Psychological Bulletin), 2(2), 211-217. (In Russ.).
Pryazhnikov, N.S. (2008). Professional self-determination: theory and practice: a textbook. Moscow: Akademiya. (In Russ.).
Rubinshtein, S.L. (1973). Problems of general psychology. Moscow: Pedagogika. (In Russ.).
Rubinshtein, S.L. (1999). Fundamentals of general psychology. St. Petersburg: Peter Com. (In Russ.).
Sartr, Zh.P. (1989). Existentialism is humanism. Twilight of the Gods. Moscow: Politizdat. (In Russ.).
Shamionov, R.M. (2012). Socialization and re-socialization of personality: normativity and processality. Izvestiya Saratovskogo Universiteta. Novaya Seriya. Seriya "Akmeologiya Obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya" (Proceedings of the Saratov University. A New Series. The Series "Acmeology of Education. Developmental Psychology"), 12(4), 3-8. (In Russ.).
Shchedrovitskii, P.G. (1993). Essays on the philosophy of education. Moscow: Experiment Press. (In Russ.).
Sheremetova, G.P. The concept of social self-determination of the individual and its essence. URL: http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=2243 (access date: 04.07.2015) (In Russ.).
Shestov, L. (1966). Sola fide — only by faith: Greek and Medieval philosophy, Luther and the Church. Paris: YMCA-PRESS. (In Russ.).
Solov'ev, B.C. (1988). Philosophical principles of integral knowledge. Op.: in 2 vols. Vol. 2. Moscow: Mysl. (In Russ.).
Stavtsev, S.N. (2000). An introduction to Heidegger's philosophy. St. Petersburg: Lan. (In Russ.).
Varenikov, N.A., Popova, I.E., Babueva, M.G. (2020). Professional selfdetermination of students engaged in martial arts. Uchenye Zapiski Universiteta Imeni P.F. Lesgafta (Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University), 7(185), 53-58. https://doi.org/10.34835/ issn.2308-1961.2020.7. p. 53-58 (In Russ.).
VasiTeva, L.A. (2021) Reflections on the topic of "self-determination and proforientation" in the framework of existential approach. Psihologicheskie Problemy Smysla Zhizni i Akmeologiya (Psychological Problems of the Meaning of Life and Acmeology), (1), 171-175. (In Russ.).
Veber, M. (1990). Basic sociological concepts. Moscow: Progress. (In Russ.).
Voilokova, E.F. (2021). Professional self-determination of students-defectologists. Vestnik Psikhofiziologii (Psychophysiology News), (4), 59-64. https://doi.org/10.34985/z1609-4024-4878-m (In Russ.).
Yangalysheva, G.Kh. (2010). The influence of family as a social factor on the professional self-determination of young people. Sovremennye Tendentsii VEkonomike i Upravlenii: Novyi Vzglyad (Modern Trends in Economics and Management: a New Perspective), (1-2), 286-290.
Zhuravlev, A.V., Cheremenskaia, M.A. (2023). Comparative analysis of the values of traditional business entrepreneurs and startup founders. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. (Lomonosov Psychology Journal), 46(3), 216-238. https://doi. org/10.11621/ LPJ-23-34 (In Russ.).
Zeer, E.F. (2003). Psychology of professions: A textbook for university students. 2nd ed., reprint, add. Moscow: Academic Project; Yekaterinburg: Business Book.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Мария Андреевна Череменская, аспирант кафедры социальной психологии, факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9441-1350
Maria A. Cheremenskaia, Postgraduate in Psychology, Psychologist at the Department of Social Psychology, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9441-1350
Поступила: 11.11.2022; получена после доработки: 06.12.2023; принята в печать: 01.02.2024. Received: 11.11.2022; revised: 06.12.2023; accepted: 01.02.2024.