Научная статья на тему 'Подходы к пониманию государственности'

Подходы к пониманию государственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВА / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / STATE / NATIONAL STATEHOOD / THE STATE MODEL / RESEARCH METHODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Северухин Владимир Александрович

В юридической литературе понятия государство и государственность не тождест венны. Государственность - более широкое и емкое понятие, которое охватывает значительный временной период. Позиция автора: возможность исследования государственности в относительно короткие периоды времени при использовании математического, кибернетического, синергетического методов и программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to Understanding the National Statehood

The notions state and national statehood in law literature are not equal. The national statehood is a broader and more capacious notion which has a considerable time span. The author's position is to look into the national statehood in relatively short time spans using mathematic, cybernetic, synergetic methods and software.

Текст научной работы на тему «Подходы к пониманию государственности»

В.А. Северухин

Подходы к пониманию государственности

В юридической литературе понятия государство и государственность не тождественны. Государственность — более широкое и емкое понятие, которое охватывает значительный временной период. Позиция автора: возможность исследования государственности в относительно короткие периоды времени при использовании математического, кибернетического, синергетического методов и программного обеспечения.

Ключевые слова: государство; государственность; модель государства; методы исследования.

Термин «государственность» изначально использовался в исторической, позднее политологической науках, а во второй половине ХХ века был воспринят юридической наукой. Этот термин рассматривался отдельными учеными в «узком» значении как синоним государства вообще, как структура власти и властных отношений, как система институтов и правил их взаимоотношений, определенных Конституцией [8: с. 164]. Ученые, занимающиеся проблемами государственности, в зависимости от методологических предпочтений приписывают этому термину различный смысл. Так, И.А. Исаев с позиции системного подхода рассматривает государственность как сложный государственный организм, а российскую государственность как «идеологию властвования, ее структуру и аппарат» [5: с. 172].

А.Б. Венгеров акцентирует внимание на способах решения государством проблем, исторически сложившихся в развитии общества. Исследователь рассматривает государственность как определенную государственно организованную форму общества [3: с. 106]. К российской государственности, подчеркивает А.Б. Венгеров, надо подходить не только с политических, экономических, социальных позиций, но и с культурологических, религиозных, а также с позиций уровня духовного развития России на определенном этапе, общих мировых государственно-правовых процессов в те или иные периоды, российских традиций, национальной и социальной психологии и т.п. [3: с. 203-204].

Сама государственность рассматривалась ученым как исторический процесс, охватывающий значительный промежуток времени.

А.В. Воронин в курсе «История российской государственности» отмечает, что понятие государственности заметно шире понятия государства. В него

входят такие составляющие, как государственная идеология, взаимоотношения государства с обществом, полигосударственное образование и т.д.1.

Таким образом, большинство авторов считает понятие «государственность» более широким и более глубоким, чем понятие «государство».

Л.А. Морозова рассматривает государственность как свойство, качество, состояние общества на конкретном историческом этапе. Она выделяет следующие элементы государственности: само государство, экономический строй общества и его социальную организацию, духовно-нравственную (культурную) организацию общества, правовую, информационную системы и человека как субъекта человеческого развития [6: с. 10-11].

В специфику государственности некоторые авторы включают наличие в ее истории пяти перманентно обостряющихся вопросов: крестьянского, национального, геополитического, питейного и модернизационного.

Ряд ученых, подчеркивая специфику российской государственности, отмечают особый менталитет народов России, проявляющийся в своеобразии экономического уклада, политико-правовой жизни, духовных и психологических особенностях восприятия мира. Отторжение демократических институтов в российском обществе эти авторы пытаются объяснить, ссылаясь на самобытность народов России. Не вступая в полемику, следует подчеркнуть, что современные проблемы российской государственности коренятся не столько в особом менталитете российского народа, сколько в отступлении от конституционных принципов и в тех известных проблемах, которые явились результатом этих отступлений.

Характеристика государственности должна содержать научную оценку и суждения о ее эффективности и полезности для населения по критериям качества жизни.

Термин «государственность» наиболее эффективен при исследовании значительного временного диапазона политико-правовой действительности, т.е. когда периоды осмысливания измеряются не 5-10 годами, а более продолжительными промежутками времени [9: с. 223].

В юридической литературе отмечается, что теоретическое обобщение не должно подменять или заменять историческое знание, не должно сводиться к истории государства.

Изучение государственности должно иметь свой предмет и свои ограничения по срокам, по конкретике и выводам. В современной науке, в том числе и в теории государства и права, эта методологическая задача решена далеко не в полной мере [10: с. 89].

Тем не менее, можно сделать некоторые предварительные выводы. Понятие государственности дает более объемное отражение процессов, происходящих в государстве. Сложившиеся в теории государства и права традиционные

1 Воронин А.В. История Российской Государственности: уч. пособие / А. В. Воронин // Юридическая интернет-библиотека [сайт]. URL: http://yuridlit.narod.ru/20/01/p00.html (дата обращения 25.05.2010).

институты, такие как типология государства, его формы, функции, система права, правоотношения, правоприменение и др. не в полной мере раскрывают понимание государственности и отражают отдельные ее стороны [4: с. 162].

Понимание государственности с изложенных позиций не дает четкого представления о ее состоянии в относительно короткие с точки зрения исторической науки периоды времени.

Думается, что данную задачу в определенной мере можно решить с использованием описания состояния государства и событий в системе с помощью диаграмм или таблиц, а также метода моделирования. Этот метод стал возможен для использования и описания цикла сложных социальных объектов.

Для анализа социальных процессов успешно используются также математический и кибернетический методы. Создаются компьютерные программы анализа, оценки и прогнозирования развития социальных процессов.

В повседневную лексику вошли такие понятия, как экономическая модель государства, финансовая, социальная модель, модель правового государства и др. Обращает на себя внимание то, что применительно к государству каждый автор сам подбирает определение, которое, по его мнению, наиболее полно отражает сущностные аспекты состояния государства в период исследования: универсальное, либертарианское, силовое, идеальное и др. Поскольку отсутствует какой-либо признанный классификатор различных моделей государства и государственности.

Появились термины «модель государства», «модель государственности». Использование понятия «модель государственности» стало возможным в последние годы благодаря способности выражения информации о состояниях и событиях в относительно небольшие промежутки времени. Введение этого понятия дает возможность сравнительного анализа реально существующего государства с моделью какого-либо идеального государства [2: с. 107-117]. Например: известны параметры модели либерально-демократической государственности. Имеются основные сущностные параметры, характеристики государственности этой модели. Формы правления, формы национально-государственного устройства могут быть различны. Но есть характеристики, которые отражают сущностные свойства государства: политико-правовой режим, верховенство закона, развитость институтов гражданского общества, плюрализм форм собственности, уровень демократии, уровень жизни граждан и др. В рамках привычных институтов, изучаемых юриспруденцией, ряд этих показателей не используется. По-видимому, это считается прерогативой политологии. Думается, что такая позиция неоправ-дана. Различные показатели, рейтинги в экономической, финансовой, социальной сферах дают реальную возможность оценки разумности, обоснованности и эффективности действия не только нормативно-правовых актов, но и всей правовой системы в целом.

В настоящее время уже созданы обьективно-ориентированные подходы к исследованию государственности. Началась разработка программного обеспечения и методов проектирования этих моделей. Четыре подхода к моделированию государства предлагает Ян Фостер в своей работе «Модели парал-

лельного программирования»1. Наиболее оптимальным с позиции гуманитариев является модульный подход к проектированию, в соответствии с которым сложные программы создаются на основе простых компонентов, а сами компоненты структурированы в терминах высокоуровневых абстракций, таких как структуры данных, циклы и процедуры. Это делает использование модульного подхода более легким, позволяя манипулировать объектами, не вникая в их внутреннюю структуру.

Для юридической науки соотношение систем и подсистем — категории вполне понятные и используемые. Диаграммы и таблицы также вошли в оборот и востребованы. Хотелось бы обратить внимание на другой аспект. Математические методы стали широко применяться не только в социологии и экономике, но и в сфере юриспруденции, в том числе и в сфере государственной деятельности. Эти данные успешно могут быть использованы для программного обеспечения и создания как модели государственности в целом, так и ее подсистем.

Появляется возможность сравнительного анализа государственности зафиксированной в Конституции и государственности реально существующей. Определить причину отклонений, спрогнозировать перспективу и установить, какие подсистемы смоделированы с отклонениями и каково их возможное воздействие на другие подсистемы государства.

Немалую роль для понимания реально происходящего в государстве дают различные оценки и рейтинги неправительственных организаций, в том числе и международных организаций и агентств. Специализированные учреждения ООН также публикуют свои оценки социальных процессов в государствах мира. Правительства отдельных государств готовят рейтинги по различным социальным вопросам.

В последние десятилетия стали публиковаться рейтинги государств по отдельным, конкретным позициям. Например: свобода слова, коррумпированность, соблюдение прав человека, успешность предпринимательской деятельности и др. Можно соглашаться или не соглашаться с этими оценками, но вряд ли кто-либо будет оспаривать в официальном порядке публикуемые данные. Эти данные не всегда сопровождаются комментариями, где были бы названы источники, показатели, которые легли в основу предлагаемых оценок [1: с. 21-30]. Методология оценивания названных явлений разнообразна: официальные статистические данные государств, социологические опросы населения, журналистов, предпринимателей, а также статистика количества обращений в международные учреждения и организации (например, в Страсбургский суд) и т.д. [7: с. 60].

Таким образом, использование современных технологий и методов помогает исследовать государственность за относительно короткий период времени. Думается, что применительно к юридической науке это возможно с учетом анализа следующих уровней восприятия и оценки государственности:

1 Foster I. A Parallel Programming Model / I. Foster // Designing and Building Parallel Programs, by Ian Foster [сайт]. URL: http://www.mcs.anl.gov/~itf/dbpp/text/node9.html (Дата обращения: 01.06.2010 г.).

1. Конституционная модель — это основные идеи, основополагающие начала государственности.

2. Конституционно-правовая модель государства — это не только конституционные положения, но и анализ действующего законодательства. Применительно к РФ можно констатировать наличие определенных отклонений, прежде всего от основополагающих принципов, заложенных в Конституции.

3. Сфера правоприменения — административной и судебной юрисдикции. На этом уровне просматриваются наибольшие отклонения от уровня конституционной модели.

Существует понимание, что третий и второй уровни не могут быть идентичны по отношению к первому, но в то же время сущностные положения должны находиться в соответствии.

Необходимо сделать еще одно замечание. В юриспруденции Соединенных Штатов Америки встречается положение, суть которого в том, что каждое поколение имеет право на свою трактовку смысла конституционных положений. С таким подходом нельзя не согласиться. Но трактовать его, думается, можно лишь с позиций эволюции общества, т.е. сущностные положения остаются неизменными, а меняться могут уровни обеспечения прав и свобод человека и гражданина, естественно, в сторону улучшения качества жизни, а также совершенствования юридических механизмов обеспечения этих прав.

Таким образом, анализ государственности можно провести по каждому из трех названных уровней в отдельности или в целом. Последнее даст более объемное представление о социально-правовой реальности происходящего в государстве.

В последние годы в политологической и юридической литературе и средствах массовой информации применительно к российской действительности отмечалось инициирование исполнительной властью создания различных институтов гражданского общества. Это позитивное явление, однако просматривается реальная зависимость их от исполнительной власти и попытка власти как-то улучшить имидж страны. Поэтому отдельные политологи отмечают имитационный характер этих институтов и их незначительную эффективность. Применительно к предлагаемым трем уровням государственности это есть попытка представить нашу государственность как можно ближе к первому уровню.

Можно высказать предположение, что использование математических и кибернетических методов, а также показателей различных рейтингов и опросов, компьютерных технологий может дать объективную картину происходящего.

Конституция РФ предполагает формирование модели либерально-демократической государственности с наличием всех институтов современного государства: обеспечение прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона, разделение властей, защита частной собственности, независимость СМИ, свобода слова и т.д.

Второй и третий уровни дают оценку социально-правовых процессов, происходящих в Российской Федерации. В целом это и есть модель нынеш-

ней государственности. Такие подходы позволяют объективно оценить происходящее в нашей государственности и, быть может, будут способствовать ускорению необходимых изменений.

Литература

1. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность / И.Л. Бачило // Государство и право. - 1993. - № 7. - С. 21-30.

2. ВеденеевЮ.А. Теория и практика переходных процессов в развитии российской государственности / Ю.А. Веденеев // Государство и право. - 1995. - № 1. - С. 107-117.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2004. - 607 с.

4. Гулеев В.Е. Государственность / В.Е. Гулеев // Большая советская энциклопедия: в 30-ти тт. / Под ред. А.М. Прохорова. - 3-е изд. - Т. 7. - М.: Сов. энциклопедия, 1972. - 607 с.

5. ИсаевИ.А. История государства и права России: учеб. пособие / И.А. Исаев. -4-е изд. - М.: Проспект, 2010. - 800 с.

6. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: учеб. пособие / Л.А. Морозова. - М.: Юрид. лит., 1998. - 253 с.

7. Северухин В.А. Проблемы оценки правовых явлений / В.А. Северухин // Глобализация, права человека и право: сборник материалов международной научнопрактической конференции. - М.: МГПУ, 2007. - С. 57-62.

8. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы. - М.: УРСС, 1996. - 232 с.

9. ЧиркинВ.Е. Государствоведение: учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2000. -384 с.

10. Чиркин В.Е. Современное государство / В.Е. Чиркин. - М.: МНИМП, 1997. - 128 с. Severuxin V.A.

Approaches to Understanding the National Statehood

The notions state and national statehood in law literature are not equal. The national statehood is a broader and more capacious notion which has a considerable time span. The author’s position is to look into the national statehood in relatively short time spans using mathematic, cybernetic, synergetic methods and software.

Key-words: state; national statehood; the state model; research methods.

References

1. Bachilo I.L. Faktory’, vliyayushhie na gosudarstvennost’ /LL. Bachilo // Gosudarstvo i pravo. - 1993. - № 7. - S. 21-30.

2. Vedeneev Yu.A. Teoriya i praktika perexodny’x processov v razvitii rossijskoy’ gosudarstvennosti / Yu.A Vedeneev // Gosudarstvo i pravo. - 1995. - № 1. - S. 107-117.

3. Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. dlya yurid. vuzov I A.B. Vengerov. - М.: Омеgа-L, 2004. - 607 с.

4. Guleev VE. Gosudarstvennost’I V.E. Guleev II Bol’shaya sovetskaya e’nciklopediya: v 30-ti tt. I Pod. red. А.М. Proxorova. - 3-e izd. - Т. 7. - М.: Sovetskaya e’nciklopediya, 1972. - 607 s.

5. Isaev 1А. Istoriya gosudarstva i prava Rossii: ucheb. posobiye I IA. Isaev. -4-e izd. - М.: Prospekt, 2010. - 800 s.

6. Mоrоzоvа L.A. Problemy’ sovremennoj rossijskoj gosudarstvennosti: ucheb. posobiye I L.A. Mоrоzоvа. - М.: Yurid. Lit., 1998. - 253 s.

7. Severuxin V.A. Problemy’ ocenki pravovy’x yavlenij I VA. Severuxin II Globalizaciya, prava cheloveka i pravo: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - М.: MGPU, 2007. - S. 57-62.

8. Stanovleniye novoj rossijskoj gosudarstvennosti: real’nost’ i perspektivy’. - М.: URSS, 1996. - 232 s.

9. Chirkin V.E. Gosudarstvovedenie: uchebnik I V.E. Chirkin. - М.: Yurist, 2000. -384 s.

10. Chirkin V.E. Sovremennoe gosudarstvo I V.E. Chirkin. - М.: МNIМP, 1997. -128 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.