Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ АЛИМЕНТАРНОЙ НАГРУЗКИ ЧУЖЕРОДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ'

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ АЛИМЕНТАРНОЙ НАГРУЗКИ ЧУЖЕРОДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.А. Хопшмченко, И.А. Алексеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents approaches to estimating alimentary load with foreign substances. At the same time some substances that are strenuously controlled in environmental objects are essential nutrients, this makes it necessary to evaluate a possible adverse effect not only in terms of their toxic significance, but in terms of their physiological requirements. The study lias indicated that truly available deficiencies of nutrients may reasonably substantially modify the toxicity of foreign substances, this, if any data on deficiency of essential dietary substances, makes it necessary to specify the storage coefficient of foreign substances by taking into account a possible modifying action on their toxic effects. These data may be also used as an approach to clarifying physiological requirements for essential nutrients.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ АЛИМЕНТАРНОЙ НАГРУЗКИ ЧУЖЕРОДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ»

страненность патологического процесса, наличие сопутствующей патологии — фокальной инфекции и пр. Однако сами по себе такие высокие уровни заболеваемости по сравнению с контрольными группами свидетельствуют о производственно-обусловленной или профессионально-зависимой патологии.

Таким образом, необходимо последовательно изучать особенности проявления и действия на организм тех или иных вредных веществ, содержащихся в окружающей среде, а также всех компонентов, ухудшающих экологическую обстановку.

Приоритетность этих исследований определяется тем, что эксперты отводят мерам по защите окружающей среды к 2010 г. 3-е место среди факторов, определяющих состояние здоровья населения.

Литература

1. Беляев Е. И., Халатов Р. И. // Материалы VII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 1991. - С. 3-8.

2. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1997 г. // Здраво-охр. Рос. Федерации. — 1999. — № 2. — С. 7—26.

3. Здоровье населения и среда обитания // Вторая Европейская конференция по окружающей среде и охране здоровья. — Хельсинки, 1994. — № 7 (16). — С. 1-12.

4. Капцов В. А. // Медицина труда и пром. экол. — 1994. - № 12 - С. 21-24.

5. Концепция радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской

Федерации, подвергшегося аварийному облучению // Вестн. науч. программы "Семипалатинский полигон - Алтай' . - 1995. — № 3 (7). - С. 16-22.

6. Косенко М. М. Медицинские последствия облучения населения вследствие радиационных инцидентов на Южном Урале: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1990.

7. Пешкова В. // Новости оториноларингол. и логопа-тол. - 1999. - № 2 (18). - С. 21-24.

8. Потапов А. И., Гильденскиольд Р. С., Волкотруб JI. П. и др. // Гиг. и сан. - 2000. - № 2. - С. 12-15.

9. Совершенствование методической схемы гигиенического прогнозирования влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье городского населения: Метод, рекомендации МЗ РСФСР. — М., 1990.

10. Состояние здоровья населения Российской Федерации и территорий с неблагополучной экологической обстановкой 'ЭКОАССПРОФ". - М., 1994.

11. Шойхет Я. И., Лазарев А. Ф. // Вестн. науч. программы "Семипалатинский полигон — .Алтай". — 1999. - № 2. - С. 59-56.

Поступила 30.03.01

SII m in а г у. The paper presents data on environmental factor-induced changes in human health. The health status was studied in rail workers living and working in the areas exposed to radiation. This demonstrated a higher incidence of neoplasms, anemias, alimentary and circulatory diseases. Children had a high incidence of chronic lymphodenoid tissue diseases and anemias. It is suggested that a complex of negative environmental factors is formed not only by radiation, but also by industrial pollution of the areas and by adverse and hazardous occupational factors.

© С. Л. ХОТИ МЧ EH КО. И. Л. АЛЕКСЕЕВА. 2001 УДК 613.2:615.9

С. А. Хопишченко, И. А. Алексеева

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ АЛИМЕНТАРНОЙ НАГРУЗКИ ЧУЖЕРОДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

ПИИ питания РАМН, Москва

В системе оценки риска важнейшее место занимают расчет и оценка нагрузки чужеродными веществами на организм, которую можно определить, имея данные по частоте и уровням загрязнения пищевых продуктов и по структуре питания (1, 5—8]. Однако существует и другой аспект этой проблемы: некоторые вещества, которые достаточно жестко контролируются в объектах окружающей среды, являются для организма и эссенциальными пищевыми веществами. Анализ данных литературы и результаты собственных исследований позволили нам условно распределить все эти вещества на 3 основные группы.

В 1 -ю группу отнесены истинные контаминанты продовольственного сырья и пищевых продуктов — вещества и соединения, не имеющие физиологического значения для организма человека и либо являющиеся естественными компонентами природной среды, либо полученные химическим, микробиологическим, биотехнологическим или другими способами. К этой группе относятся токсичные элементы и их соединения, пестициды, микоток-сины, полихлорированные бифенилы, диоксины, антибиотики, полициклические ароматические углеводороды, фитотоксины, фикотоксины и т. д. Все они могут поступать в организм человека с водой, воздухом и продуктами питания. При этом их

содержание в каждой конкретной среде может существенно различаться. Так, микотоксины содержатся исключительно в продуктах питания, а пестициды могут поступать в организм как с последними, так и с водой и воздухом. Практически все вещества из этой группы содержатся в продовольственном сырье и пищевых продуктах в больших или меньших количествах, что и предопределяет возможность их поступления во внутреннюю среду организма и влияния на здоровье. В то же время их уровень в значительной мере можно регулировать: от агротехнических и агрохимических мероприятий до увеличения плотности контроля конечной продукции.

Во 2-ю группу входят вещества и соединения, возможно имеющие какое-либо физиологическое значение и общая нагрузка которыми определяется как их поступлением в составе воды, воздуха и пищевых продуктов, так и эндогенным синтезом в организме. Представителями этой группы соединений являются нитраты, нитриты и 1Ч-нитрозосое-динения (N0). В организме животных и человека одним из путей биотрансформации нитратов является восстановление их в нитриты и образование N0. В организме человека происходит также эндогенный синтез нитратов. Необходимость этих соединений для организма человека не доказана, бо-

Среднесуточное поступление меди, цинка и железа с рационами питания

Показатель Городское население Сельское тселение

мужчины женщины мужчины женщины

весна весна осень весна осень

Медь, мг/сут 0,93 0,67 1,27 1,26 0,88 0,89

мг/кг массы тела 0.014 0.010 0,018 0,018 0,013 0,013

% от ДСД 2,8 2,0 3,6 3,6 2,6 2,6

% от ФП 46,5 33,5 63,7 63,1 43,9 44,6

Цинк, мг/сут 14,16 11,47 14,48 17,03 10,09 10,07

мг/кг массы тела 0,208 0,176 0,207 0,237 0,148 0,144

% от ДСД 20,8 17,6 20,7 23,7 14,6 14,4

% от ФП 94,4 76,5 96,5 113,5 67,3 67,1

Железо, мг/сут В,43 5.8S 9,64 — 6,85 —

мг/кг массы тела 0,124 0,090 0,138 — 0,099 —

% от ДСД 15,5 11,3 17.3 — 12,4 —

% от ФП 84,3 32,7 96,4 — 38,1 —

Примечание. Тире — данные отсутствуют.

лее того, N0 обладают определенными токсическими свойствами и выраженной канцерогенной активностью. Тем не менее нельзя исключить возможность какого-либо физиологического значения этих соединений для организма. Примером этому является открытие физиологической роли оксида азота, который долгое время рассматривался как высокореакционноспособное соединение в синтезе 1ЧС.

К 3-й группе относятся вещества, являющиеся в первую очередь эссенциальными для организма человека, но поступление которых в высоких дозах может вызвать токсически значимые эффекты. К ним относятся селен, фтор, витамины А и Э, железо, кальций, цинк, медь и т. д. Когда рассматривается эта группа веществ, то речь может идти как об их недостаточности, так и о избыточном поступлении; и то, и другое может оказаться нежелательным для здоровья. Так, дефицит селена приводит к снижению антиоксидантной зашиты, а недостаточность железа — к снижению активности ряда ферментов монооксигеназной системы, что, в свою очередь, может оказывать существенное влияние на метаболизм и механизм действия чужеродных соединений. Поэтому для ряда веществ необходимо оценить возможный отрицательный эффект с точки зрения не только их токсической значимости, но и физиологической потребности (ФП).

В связи с этим на модели одного из экологически неблагополучных регионов России было рассчитано алиментарное среднесуточное поступление некоторых эссенциальных пищевых веществ (см. таблицу). При этом мы использовали 2 подхода — соотнесение к допустимой суточной дозе (ДСД) и к рекомендуемой ФП. Результаты исследований показывают, что поступление меди в составе рационов питания составило в среднем 2,0— 3,6% от ДСД. В то же время оно было значительно ниже рекомендуемой ФП в этом микроэлементе и составляло в среднем 33 — 63,7%. Таким образом, поступление с рационами питания меди не удовлетворяло ФП в этом микроэлементе, что особенно выраженно проявлялось у женщин. Значительно лучше дело обстояло с цинком: его содержание в рационах питания составляло у мужчин 94,4—

113,5% от ФП (20,7-23,7% от ДСД), а у женщин -67,1-76,5% от ФП (14,4-17,6% от ДСД). Аналогичная картина имела место и в отношении железа: если у мужчин с рационами питания поступление железа практически соответствовало ФП (84,3— 96,4%) и было существенно ниже ДСД (15,5— 17,3%), то у женщин оно также было ниже ДСД (11,3—12,4%), но и значительно ниже рекомендуемой ФП (32,7—38,1%). Таким образом, в отношении этих 3 минеральных веществ речь скорее идет не об избыточном их поступлении, а об имеющем место дефиците — в среднем их уровни были ниже, а в ряде случаев значительно ниже рекомендуемых величин ФП, что и определяет их приоритетный риск для здоровья. Таким образом, в реальных условиях поступление чужеродных веществ в организм человека происходит на фоне существующих пищевых дефицитов, что, в свою очередь, требует уточнения токсикологической характеристики приоритетных загрязнителей пищевых продуктов.

Для большинства чужеродных соединений суточная нагрузка складывается из их поступления в составе воды, воздуха и рационов питания. Однако для NC общая суточная нагрузка определяется как экзогенным их поступлением, гак и эндогенным синтезом из предшественников, всегда реально присутствующих и в объектах окружающей среды, и в пищевых продуктах. При этом некоторые авторы считают, что эндогенная нагрузка на человека N-нитрозодиметиламином превышает экзогенную в 1,5—2 раза [11], а другие указывают, что 45—70% общего количества NC, циркулирующих в организме человека, образуются in vivo [13|. Поэтому существуют определенные трудности в оценке эндогенного синтеза этих соединений, хотя в последние годы с этой целью используют нитрозопролиновый тест.

В течение ряда лет в лаборатории пищевой токсикологии Института питания РАМН была проведена серия исследований по изучению влияния некоторых микронутриентов на токсичность нитритов и эндогенный синтез N-нитрозоаминов (N-НА) [2—4, 9, 10, 12]. Результаты этих исследований показывают, что при дефиците железа введение нитритов приводит к усилению проявления токсического действия последних, что проявляется, в частности, в резком увеличении образования метге-моглобина в крови и снижении содержания цито-хрома Р-450 в печени. Аналогичные эффекты были получены и при сочеганном введении нитритов и свинца на фоне дефицита железа. При этом важно отметить, что поступление свинца способствовало вытеснению железа и большему накоплению свинца в печени. Но наиболее значимые изменения были получены при изучении эндогенного синтеза N-HA. Так, введение нитритов и диэтиламина (ДЭА) как предшественников образования N-нит-розодиэтиламина (N-НДЭА) резко, более чем в 30 раз, увеличивало содержание N-НДЭА в желудке, что сопровождалось выраженным снижением содержания цитохрома Р-450 в печени. Введение этих же соединений в тех же дозах на фоне дефицита железа приводило к еще большему синтезу N-НДЭА в желудке — его содержание увеличивалось более чем в 2 раза по сравнению с показателем у животных предыдущей группы и более чем в 70 раз по сравнению с показателем у животных контрольной группы. Таким образом, на фоне же-

лезодефицитной анемии происходило резкое усиление образования Ы-НА.

Абсолютно противоположная динамика в уровне эндогенного синтеза Ы-НА наблюдалась при изучении влияния селена. Было установлено, что увеличение эндогенного синтеза Ы-НА при введении предшественников сопровождалось тенденцией к снижению концентрации селена в сыворотке крови и существенным увеличением его экскреции с мочой. Дополнительное введение биотрансфор-мированной формы селена ("Биоселен") крысам, полностью обеспеченным этим микроэлементом, в дозе 1,5 мг/кг корма довольно резко (в 2,2 раза) снижало синтез Ы-НА в желудке. Увеличение содержания селена до 3,0 мг/кг корма не только не приводило к дальнейшему снижению образования Ы-НА, но даже несколько его увеличивало по сравнению с показателем у животных предыдущей группы. Интересно отметить, что практически такие же результаты были получены при использовании нитрозопролинового теста: ингибирование эндогенного синтеза Ы-нитрозопролина было выше более чем в 2 раза у животных, получавших корм с содержанием селена 1,5 мг/кг корма, и незначительным у крыс, находившихся на рационе с содержанием селена 3,0 мг/кг корма. Полученные данные указывают на возможное увеличение потребности организма в селене в условиях усиления эндогенного синтеза Ы-НА.

Таким образом, реально имеющие место дефициты микронутриентов могут существенно изменять токсичность чужеродных веществ. В этом случае, если имеются убедительные данные о недостаточности эссенциальных пищевых веществ, возникает необходимость в уточнении коэффициентов запаса (коэффициентов неопределенности) для некоторых чужеродных соединений с учетом возможного модифицирующего влияния на проявление их токсических эффектов. С другой стороны, эти данные могут быть использованы и как один из подходов для уточнения ФП в эссенциальных пищевых веществах. И в том, и в другом случае они необходимы для обоснования допустимой нагрузки на организм человека чужеродными веществами.

Л итература

1. Батурин А. К. Разработка системы оценки и характеристика структуры питания и пищевого статуса населения России: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. — М., 1998.

2. Властна С. Г., Жукова Г. Ф., Алексеева И. А. и др. // Вопр. питания. - 1996. - № 6. - С. 27-30.

3. Дерягина В. П., Жукова Г. Ф., Властна С. Г. и др. // Там же. - № 3. - С. 31-33.

4. Мамаева Е. М., Жукова Г. Ф., Властна С Г. и др. // Там же. - 1994. - № 4. - С. 32-34.

5. Монисов А. А., Тутельян В. А., Хотимченко С. А., Терешкова Л. П. // Там же. - № 3. - С. 33-39.

6. Покровский В. И.} Беляев Е. И., Тутельян В. А. // Вести. РАМН. - 1995. - № 12. - С. 9-13.

7. Принципы оценки безопасности пищевых добавок и контаминантов в продуктах питания. ВОЗ. — Женева, 1991.

8. Тутельян В. А., Бондарев Т. И., Мартинчик А. Н. Питание и процессы биотрансформации чужеродных веществ. — М., 1987.

9. Хотимченко С. А., Дерягина В. П., Жукова Г. Ф. // Тезисы материалов 1 съезда онкологов стран СНГ.

- М., 1996. - Ч. 1. - С. 71-72.

10. Хотимченко С. А., Жукова Г. Ф., Дерягина В. П. и др. // Вопр. питания. - 1997. - № 4. - С. 16-18.

11. Hasegawa R., Futakuchi М., Mizoguchi Y. et al. // Cancer Lett. - 1998. - Vol. 123, N 2. - P. 185-191.

12. Khotimchenko S. // V International Conference on Mechanisms of Antimutagenesis and Anticarcinogenesis.

- Okayamo. - 1996. - P. 47.

13. TrickerA. R. // Eur. J. Cancer Prev. - 1997. - Vol. 6, N 3. - P. 226-268.

Поступила 30.03.01

Summary. The paper presents approaches to estimating alimentary load with foreign substances. At the same time some substances that are strenuously controlled in environmental objects are essential nutrients, this makes it necessary to evaluate a possible adverse effect not only in terms of their toxic significance, but in terms of their physiological requirements. The study lias indicated that truly available deficiencies of nutrients may reasonably substantially modify the toxicity of foreign substances, this, if any data on deficiency of essential dietary substances, makes it necessary to specify the storage coefficient of foreign substances by taking into account a possible modifying action on their toxic effects. These data may be also used as an approach to clarifying physiological requirements for essential nutrients.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2001 УДК 614.2:616=084

М. П. Захарченко, В. X. Хавинсон, О. А. Нагибович, В. В. Закурдаев, В. Г. Морозов, М. М. Захарченко, В. М. Захарченко

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова; Санкт-Петербургский институт бнорсгуляции и геронтологии; Международный институт экологии человека и профессионального здоровья, Санкт-Петербург

Донозологические состояния (ДС) встречаются у немалого числа так называемых практически здоровых людей, которые находятся вне сферы медицинского наблюдения до тех пор, пока не обратятся к врачу по поводу какого-либо очевидного заболевания |2, 12]. Эти состояния отличаются от заболеваний преобладанием неспецифических изменений над специфическими [8, 13, 16]. Существующие методы диспансерного и клинического обследования человека направлены в основном на диагностику нозологических форм патологии и не позволяют распознавать и дифференцировать ДС, тогда как об-

следование "практически здоровых лиц" показало, что 37,9% обследованных имеют напряжение механизмов адаптации, 25,8% — неудовлетворительную адаптацию, а 8,9% — срыв адаптации. Лица с напряжением адаптации и неудовлетворительной адаптацией составляют 52—80%, причем наивысший показатель приходится на возраст 20—40 лет, среди рабочих ряда производств — до 69%, в том числе от 4 до 43% лиц со срывом адаптации. Что касается детского населения, то число детей в возрасте 4—6 и 7— 8 лет, имеющих те или иные нарушения адаптации, колеблется от 11 до 26% и даже до 39% соответст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.