Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / РЕФОРМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / ПЕНСИОННЫЙ ПЛАН / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кештова Д. Р., Магомедова А. И.

Статья посвящена рассмотрению устойчивости пенсионной системы РФ. Так как, в условиях длительного периода экономической рецессии обеспечение функционирования пенсионной системы, ее устойчивости является одной из приоритетных задач финансовой политики Российской Федерации. На основе выполненного автором анализа исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2013-2015 гг. и прогнозных показателей до 2017 г. выявлены причины несбалансированности бюджета Пенсионного фонда, сформулированы недостатки функционирования действующей пенсионной системы, рассмотрен зарубежный опыт пенсионного обеспечения, предложены и обоснованы рекомендации по совершенствованию пенсионного обеспечения и национальной пенсионной системы.Article is devoted to consideration of stability of the pension Russian Federation system. As, in the conditions of the long period of economic recession ensuring functioning of the pension system, its stability is one of priority tasks of financial policy of the Russian Federation. On the basis of the analysis of budget implementation of the Pension Fund of the Russian Federation made by the author in 2013-2015 and forecast indicators till 2017 the reasons of imbalance of the budget of the Pension fund are established, shortcomings of functioning of the existing pension system are formulated, foreign experience of provision of pensions is considered, recommendations about enhancement of provision of pensions and the national pension system are offered and proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

г. по 2030 г. [3].

Итогом проводимой пенсионной реформы будет являться достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при достижение нормативного страхового стажа и среднего уровня заработной платы, реализация принципа социальной справедливости, создание справедливой и прозрачной пенсионной системы.

Использованные источники:

1. Бровчак, С. В. Пенсионное обеспечение: российский и зарубежный опыт/ С.В.Бровчак; Государственный университет / Высшая школа экономики. -М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008. - 78 с.

2. Пенсионный возраст в России [электронный ресурс] - ИЦрУ/ре^а-expert.ru/trudovye-pensii/pensiya-v-2015-godu/pensionnyi -уо2гав1:-у-го88п/.

3. Реформирование пенсионной системы в России [электронный ресурс] -http://www. scienceforum.ru/2014/429/3539.

4. Согласие. Негосударственный пенсионный фонд [электронный ресурс] https://www.soglasie-npf.ru/pension/payment.php -

УДК 336

Кештова Д.Р. студент 3 курса факультет «Учетно - финансовый»

Магомедова А.И. студент 3 курса факультет «Учетно - финансовый»

Глотова, к.э.н.

научный руководитель, доцент, заведующая кафедрой «Финансы,

кредит и страховое дело» Ставропольский государственный аграрный университет

Россия, г. Ставрополь ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья посвящена рассмотрению устойчивости пенсионной системы РФ. Так как, в условиях длительного периода экономической рецессии обеспечение функционирования пенсионной системы, ее устойчивости является одной из приоритетных задач финансовой политики Российской Федерации. На основе выполненного автором анализа исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2013-2015 гг. и прогнозных показателей до 2017 г. выявлены причины несбалансированности бюджета Пенсионного фонда, сформулированы недостатки функционирования действующей пенсионной системы, рассмотрен зарубежный опыт пенсионного обеспечения, предложены и обоснованы рекомендации по совершенствованию пенсионного обеспечения и национальной пенсионной системы.

Ключевые слова: пенсионная система, реформа пенсионной системы,

пенсионные накопления, пенсионный план, пенсионный фонд, зарубежный опыт.

Article is devoted to consideration of stability of the pension Russian Federation system. As, in the conditions of the long period of economic recession ensuring functioning of the pension system, its stability is one of priority tasks of financial policy of the Russian Federation. On the basis of the analysis of budget implementation of the Pension Fund of the Russian Federation made by the author in 2013-2015 and forecast indicators till 2017 the reasons of imbalance of the budget of the Pension fund are established, shortcomings of functioning of the existing pension system are formulated, foreign experience of provision of pensions is considered, recommendations about enhancement of provision of pensions and the national pension system are offered and proved.

Keywords: pension system, reform of the pension system, pension accruals, pension plan, pension fund, foreign experience.

Согласно условиям экономической рецессии и высоких макроэкономических и бюджетных рисков, одной из первостепенных задач, которые требуют решения, служит обеспечение устойчивости пенсионной системы России и гарантий социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения в данном периоде и среднесрочной перспективе. Кажется, что в образовавшихся непростых условиях макроэкономики в ходе прогнозируемого дефицита средств федерального бюджета и роста затрат Пенсионного фонда России, синхронное достижение целей стоящего уровня пенсионного обеспечения граждан РФ, и долгосрочной финансовой устойчивости национальной пенсионной системы, считается мало реалистичным, невзирая на значительный объем расходов Пенсионного фонда России (далее - ПФР).

Так, анализируя динамику расходов ПФР, можно отметить тенденцию их роста: в 2013 году их уровень составил 9,6% ВВП, в 2014 году они были запланированы в объеме, равном 8,8% ВВП1 , а на 2015 г. прогнозируются в объеме 9,8% ВВП2110 .

Представляется труднодостижимым, в условиях экономической рецессии и финансового кризиса в России, изменение данного тренда и снижение доли расходов ПФР в ВВП в 2016-2017 гг., как это прогнозируется Правительством РФ (табл. 1)111.

Таблица 1- Динамика доходов и расходов Пенсионного фонда РФ в

2013-2017 гг.

Показатели 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП

Доходы 6388,4 9,6 6290,0 8,6 6595,2 9,0 7895,2 9,5 8372,2 9,3

110 Куштанок С.А. Финансс вая устойчивость кономических су бъектов: ядро эко! омической безош сности

страны / С.А. Галухин// Новые технологии - 2014. №2 111 Электронный ресурс: http:// minfin.ru

Расходы 6378,5 9,6 6416,4 8,8 7618,1 9,8 7802,1 9,3 8202,8 9,1

Дефицит - - -126,4 - -622,9 0,8 - - - -

При этом размер пенсий в Российской Федерации остается крайне низким и не обеспечивает текущие потребности пенсионеров. Согласно официальным данным Росстата, в составе доходов домохозяйств, состоящих из пенсионеров, пенсии составляют 56,1%, пособия и другие социальные выплаты - 11,3% располагаемого денежного дохода. Достаточно большую долю - 29,5 % в доходах домохозяйств, состоящих из пенсионеров, занимает доход от трудовой деятельности (рис. 1).

Продажи

24% 23% доход от трудовой деятельности

--- доход от собственности

□ пенсии □ пособия, компенсации и др.

44% У выплаты

Рисунок 1 - Доходы домохозяйств, состоящих из пенсионеров (по данным выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах за 2015 год)

Во время анализа структуры затрат Пенсионного фонда Российской Федерации были условно выделены две основные группы. Преимущественное положение занимают затраты на пенсионное обеспечение. К этой группе затрат относятся затраты по обязательному пенсионному страхованию, которые финансируются посредством страховых взносов и затраты по государственному пенсионному обеспечению, которые финансируются посредством трансферт из федерального бюджета, доля которых в течение последних лет стабильно повысилась и в 2015 г. составила 86,3% от общей величины затрат ПФР. Ко второй группе относятся затраты на социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства и т.д., суммарная доля которых в последнее время едва заметно сократилась: с 15,8% от общего объема затрат ПФР в 2013 г., до 13,7% в рассматриваемом периоде (табл. 2).

Таблица 2 - Структура расходов Пенсионного фонда РФ в 2012-2015 _гг., %_

2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Пенсионное 82,7 82,3 82,8 86,4

обеспечение

Расходы на 15,7 15,8 16,2 13,7

социальное

обеспечение

населения,

охрану семьи и

детства и т.д.

Прочие расходы 1,6 1,9 1,0 2,7

Расходы, всего 100 100 100 100

Анализируя структуру доходов пенсионного фонда РФ, можно отметить рост доли страховых взносов в общем объеме доходов ПФР с 51,6% в 2013 г. до 60,2% в 2015 г. (табл. 3).

Таблица 3 - Структура доходов Пенсионного фонда Российской _Федерации в 2013- 2015 г., %_

2013г. 2014г. 2015г.

Доходы, всего 100,0 100,0 100,0

Страховые взносы 51,6 54,5 60,2

Трансферты из федерального бюджета 47,9 44,6 38,9

Прочие доходы 0,5 0,9 0,9

Наряду с этим немало существенная часть пенсионных выплат (и около 39% общего величины затрат ПФР в 2015 г.) финансируется при помощи трансфертов из федерального бюджета (табл. 4). Это говорит о серьезной зависимости пенсионного фонда Российской Федерации от устойчивости федерального бюджета, его стабильного и своевременного исполнения по прибыли и затратам.

Таблица 4 - Доля средств федерального бюджета в доходах бюджета _Пенсионного фонда РФ в 2015 г._

2015 г. Бюджет ПФР, млрд. руб. Удельный вес, %

Общий объем доходов 6290,0 100,0

из них:

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, всего 2448,18 38,9

в том числе:

по обязательствам Российской Федерации 2111,86 33,6

на валоризацию пенсионных прав 624,31

на федеральную социальную доплату к пенсии 40,50

на компенсацию выпадающих доходов 288,22

бюджета ПФР

на ЕДВ (с учетом НСУ) 401,02

на государственное пенсионное обеспечение 423,10

на предоставление материнского (семейного) капитала 300,96

на со финансирование формирования пенсионных накоплений 9,37

на другие выплаты (ДЕМО, проезд северян, меры социальной поддержки, обеспечение специалистам ЯОК и др.) 24,38

на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР по выплате страховой части трудовой пенсии 336,32 5,3

Зависимость российской пенсионной системы от состояния федерального бюджета наглядно демонстрируют данные Министерства финансов Российской Федерации об исполнении бюджета ПФР в 2015 г.: по состоянию на 01 декабря 2015 г. бюджет ПФР исполнен по доходам на 70,3%, а по расходам на 66,9%. Таким образом, за месяц до окончания финансового года в бюджет ПФР не поступило почти 30% запланированного объема доходов, что было обусловило несвоевременное финансирование расходов ПФР и необходимость финансирования трети расходов ПФР в последнем месяце финансового года (табл. 5).

Таблица 5 - Исполнение федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ по доходам и расходам, в %_

Показатели бюджета Федеральный бюджет (по состоянию на 01.10.2015) Бюджет ПФР (по состоянию на 01.12.2015)

Доходы 78,83 70,3

Расходы 68,25 66,9

Таким образом, растрачивая на пенсионное обеспечение большую долю ВВП, пенсионная система РФ предусматривает низкий уровень пенсий не только в абсолютном выражении (в 2014 г. средняя величина трудовой пенсии составила лишь 10,3 тыс. руб., а в 2015 г. ее плановый показатель составляет 11,6 тыс. руб.), но и по отношению к средней з/п (в 2014 г. коэффициент замещения составил 34,4%), что говорит о ее низкой результативности. Основными причинами недостаточной эффективности пенсионной системы РФ в современных условиях являются:

- большая зависимость пенсионной системы России от состояния федерального бюджета. Это связано с большим удельным весом трансфертов федерального бюджета в общем объеме доходов Пенсионного фонда РФ;

- существенная для бизнеса страховая нагрузка при уплате страховых взносов в ПФР. Так, действующая в Российской Федерации номинальная ставка тарифа страховых взносов в ПФР составляет 22% плюс 10% свыше установленного предельного объема базы для начисления страховых

взносов, что превышает средний уровень по ОЭСР, составляющий 19,6%. Учитывая, что в период экономической рецессии и финансового кризиса доходы бизнеса и оплата труда наемных работников сокращаются, можно прогнозировать снижение объема поступлений страховых взносов в 2015 г. и среднесрочной перспективе112;

- отсутствие действенных стимулов и механизмов их реализации, которые направлены на легализацию занятости и, а значит на полную оплату страховых взносов;

- негативный тренд соотношения численности лиц, которые уплачивают пенсионные взносы и числа получателей пенсий, что обусловлено неблагоприятной демографической ситуацией. В соответствии с прогнозом Росстата (2010) к 2030 году численность населения в трудоспособном возрасте снизится на 11 млн., а населения старше трудоспособного возраста вырастет на 9 млн. По прогнозам Росстата, соотношение между числом работников, за которых платятся взносы в пенсионную систему и числом пенсионеров снижается с 1,3 в 2014 г. до 1,2 в 2020 г.; 1,04 - в 2030 г.; 0,95 - 2040 г.; 0,9 - в 2050 г.;

- большая доля пенсионеров (9,4%), которые выходят на пенсию ранее общеустановленного возраста (досрочно): в 2014 г. затраты на финансирование досрочных пенсий составили 0,5% ВВП;

- более низкий, по сравнению с большинством стран с развитой рыночной экономикой, пенсионный возраст (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), что в совокупности с большой долей досрочно вы- шедших на пенсию приводит к большой доле пенсионеров в общей численности населения Российской Федерации;

- не проработанность механизма негосударственного пенсионного обеспечения, выплаты в рамках которого, составляют значительную долю в совокупном доходе пенсионера в странах с развитой рыночной экономикой.

Использованные источники:

1. Аузана А. А., Бобылева С. Н. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации / А. А. Аузана, С. Н. Бобылева - М.: ПРООН в РФ, 2011. - 146 с.

2. Воробьев Ю.Н. Бюджетная политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — №2

3. Кашин, В.А. Панков В.В, Перов В.И. Стратегическое управление финансами: как добиться личного финансового благополучия / - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с.

4. Куштанок С.А. Финансовая устойчивость экономических субъектов: ядро экономической безопасности страны / С.А. Галухин// Новые технологии -2014. №2

112 Кашин, В.А. Панков В.В, Перов В.И. Стратегическое управление финансами: как добиться личного финансового благополучия / - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с.

5. Электронный ресурс: http:// minfin.ru УДК: 300.372:413.231

Кидиралиева Н.М.

ОшГУ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В ПРОЗЕ Ч. АЙТМАТОВА

В этом материале говорится об истории двуязычия, его изучении, закономерностях появления и использования, возможностях. Речь идет о том, как использовал билингвизм в своих произведениях писатель Ч. Айтматов.

This material is about the history of bilingualism, its study, regularity of its appearance, and use of its opportunity. Besides, the material includes how the great writer Ch. Aytmatov used it in his works.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Творчество кыргызского писателя Чингиза Айтматова по праву занимает видное место не только в современной кыргызской прозе, но и во всемирной литературе. Об этом говорит тот факт, что его произведения сегодня переведены на более ста языков мира, так что круг читателя айтматовских произведений очень широк.

Большая популярность произведения Айтматова связана с широтой поставленных в них проблем, выходящих за пределы узконациональной значимости. Почти во всех произведениях изображается национальная среда, но при этом ставятся проблемы общечеловеческой значимости.

Основные проблемы, отраженные в произведениях Ч. Айтматова - это проблемы мира, Вселенной и живущего в ней человека. Созданные им художественные произведения имеют общечеловеческую ценность потому, что в них освещены вопросы, касающиеся всех тех, кто живет на земле.

Русский советский писатель Сергей Залыгин подчеркивает, что когда писатель-кыргыз пишет на русском языке, переводит на русский сам себя, он открывает в этом языке новые возможности, обогащает его своим тоже новым отношением к нему, своим взглядом и своим слухом к нему.

Для Айтматова, о чем бы речь ни шла, важна судьба духовных и нравственных ценностей в современном мире, который воспринимается им как переломный этап, как эпоха взаимодействия культурных традиций Запада и Востока, тысячелетней народной культуры и сегодняшнего опыта человека. Писатель всегда обращается к богатству народного национального опыта, осмысливая его в связи с драматическим опытом современности.

«Его герои, - пишет профессор Ливерпульского университета Арнольд Макмиллин, - простые люди, занимающиеся нелегким трудом... Хотя его герои не интеллектуалы, они склонны к рефлексам и размышляют о прошлом и смысле жизни» (Строилов, с. 105). Верно, герои произведений Айтматова - думающие люди, которые считают себя ответственными за все, что было, есть и будет, что может случиться с людьми, Землей и Вселенной. Его герои всегда пристально вглядываются в свое прошлое, чтобы извлечь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.