Научная статья на тему 'Проблемы пенсионного обеспечения России'

Проблемы пенсионного обеспечения России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5625
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
PENSION SYSTEM / PENSION PROVISION / PENSIONS / PENSION PROVISION LEVEL / PENSION FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басангова Д.А.

Пенсионная система Российской Федерации имеет множество проблем, среди которых: низкий уровень пенсионного обеспечения, недостаточность страховых доходов, зависимость от межбюджетных трансферов. В статье рассматриваются новые пенсионные правила, эффект от введения которых отразится на параметрах бюджета Пенсионного фонды и уровне пенсионного обеспечения. В статье определяются основные целевые ориентиры пенсионного обеспечения, перспективы развития пенсионного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pension system of the Russian Federation has many problems, among which are: low level of pension provision, insufficiency of insurance incomes, dependence on inter-budget transfers. The article discusses new pension rules, the effect of the introduction of which will affect the budget parameters of the Pension Fund and the level of pension provision. The article defines the main targets of pension provision, the prospects for the development of pension provision.

Текст научной работы на тему «Проблемы пенсионного обеспечения России»

УДК 336.14

Экономические науки

Басангова Д. А., специалист филиала № 27 МРО ФСС РФ

Москва, Россия

ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ

Аннотация: Пенсионная система Российской Федерации имеет множество проблем, среди которых: низкий уровень пенсионного обеспечения, недостаточность страховых доходов, зависимость от межбюджетных трансферов. В статье рассматриваются новые пенсионные правила, эффект от введения которых отразится на параметрах бюджета Пенсионного фонды и уровне пенсионного обеспечения. В статье определяются основные целевые ориентиры пенсионного обеспечения, перспективы развития пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное обеспечение, пенсии, уровень пенсионного обеспечения, Пенсионный фонд.

Summary : The pension system of the Russian Federation has many problems, among which are: low level of pension provision, insufficiency of insurance incomes, dependence on inter-budget transfers. The article discusses new pension rules, the effect of the introduction of which will affect the budget parameters of the Pension Fund and the level of pension provision. The article defines the main targets of pension provision, the prospects for the development of pension provision.

Keywords: pension system, pension provision, pensions, pension provision level, Pension Fund.

Пенсионная система, являясь важным элементом экономической системы, выступает инструментом социальной защищенности и обеспечения достойного уровня жизни граждан пенсионного возраста. Ключевой целью

реформирования системы пенсионного обеспечения является повышение качества функционирования пенсионной системы и улучшение социальной защищенности пенсионеров [2; 3]. Основные изменения пенсионной системы определяются Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020, указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», изменениями с 2018 г. пенсионного законодательства РФ «О страховых пенсиях», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [1; 3]. В связи с этим дадим оценку достижения ориентиров развития системы пенсионного обеспечения.

Целевые ориентиры в части замещения трудовой пенсией утраченного дохода на уровне не менее 40 % дохода и повышения размера средней трудовой пенсии до величины не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера. Практическая реализация данных ориентиров в период с 2016 г. по 2020 г. представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1. Показатели замещения пенсионными выплатами части заработной платы [1; 2; 7].

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. (план) 2020 г. (план)

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 36709 39167 40876 42550 43280

Минимальная страховая пенсия, руб. 5227 5700 8703 8846 9600

Минимальная страховая пенсия, % от средней заработной платы 14 15 21 21 22

Социальная пенсия по старости, руб. 4960 5034 8726 9226 9834

Социальная пенсия по старости, в % от средней заработной платы 13 13 21 22 23

Минимальная трудовая пенсия, руб. 10187 10734 17429 18072 19434

Минимальная трудовая пенсия, % от средней заработной платы 28 27 43 42 45

Таблица 2. Сопоставление минимальной трудовой пенсии и прожиточного минимума пенсионера [1; 2; 7]

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. (план) 2020 г. (план)

Минимальная трудовая пенсия, руб. 10187 10734 17429 18072 19434

Прожиточный минимум пенсионера, руб. 8803 8540 8726 8846 9183

Доля прожиточного минимума пенсионера в объеме минимальной трудовой пенсии 86 80 50 49 47

На протяжении 2016-2020 гг. наблюдается рост среднего номинального размера пенсий в среднем на 5,0 %. Однако в связи недостаточным индексированием пенсий средний реальный размер пенсионных выплат сокращается.

Рисунок 1. Уровень индексации пенсий по видам в 2014-2020 гг.[1; 2; 5; 7]

16% 14% 12% 10% 8% 6% 4% 2% 0%

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

_ Страховая пенсия _Социальная пенсия

Материнский капитал ИПЦ

На основании данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что величина коэффициента замещения достигает установленного уровня и должна превысить в 2020 г. на 5 п.п. Исходя из таблицы 2, можно сказать, перспектива доведения размера трудовой пенсии до 2 - 3 прожиточных минимумов пенсионера будет также достигнута. Выполнение этих ориентиров

Г,,......

будет обеспечено при условии, если пенсионные права застрахованных лиц не будут увеличиваться. Достижение заданных ориентиров будет определяться соотношением численности застрахованных лиц и получателей страховых пенсий, тарифами страховых взносов, дифференциацией заработной платы, суммой трансфертных платежей из федерального бюджета.

Развитие негосударственного пенсионного обеспечения. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества негосударственных пенсионных фондов, которые предлагают своим клиентам осуществление пенсионных выплат в условиях наступления пенсионного случая, размер которых будет сформирован за счет страховых взносов. Наибольшую популярность негосударственное пенсионное обеспечение имеет у неработающих граждан, которые не имеют возможности увеличения своей пенсии за счет отчислений, осуществляемых в процессе трудовой деятельности.

На рисунке 2 показано увеличение удельного веса количества получателей негосударственных пенсий в общей численности пенсионеров и плановые значения данного показателя.

Рисунок 2. Доля получателей негосударственных пенсий в общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (%) [4; 7]

4,5 -

4 -

3,5

3,5 —

3

2,5 -

2 -

1,5 -

1 -

0,5 -

0 -

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Из рисунка 2 видно, что количество пенсионеров, получающих негосударственные пенсии, на протяжении периода с 2016 по 2020 гг. с учетом фактических и плановых показателей увеличивается. Существенное повышение

данного показателя планируется с 2019 г., в котором ожидаются значительные изменения функционирования пенсионной системы в результате повышения пенсионного возраста. Однако уровень вовлеченности граждан в систему негосударственного пенсионного обеспечения будет зависеть от степени благосостояния населения и личной заинтересованности граждан в формировании своих пенсионных прав. В связи с этим необходимо предпринять меры по восстановлению накопительного элемента системы обязательного пенсионного страхования.

С 2014 года в России с целью повышения сбалансированности пенсионной системы установлен мораторий на формирование накопительной пенсии. Благодаря направлению страховых взносов по тарифу 6 % не на формирование накопительной пенсии, Пенсионный фонд дополнительно получает от 1,0 до 1,5 трлн. рублей в год, которые направляет на выплату пенсий по солидарной составляющей. Данная мера обеспечивает сбалансированность Пенсионного фонда по распределительной составляющей и снижает его зависимость от федерального бюджета. Отмена «заморозки» накопительной пенсии приведет к риску роста дефицита бюджета Пенсионного фонда по распределительной составляющей. Модификация накопительного элемента системы обязательного пенсионного страхования может связана с введением индивидуального пенсионного капитала, представляющего собой личные добровольные пенсионные накопления граждан. В качестве стимула для самостоятельного формирования накопительной пенсии можно использовать пониженную ставку НДФЛ 10 %, например. Данная мера позволит уменьшить расходы Пенсионного фонда на социальные доплаты к пенсиям для их доведения до прожиточного минимума, сделает пенсии более зависимыми от заработка граждан и сформирует более ответственное отношение населения к собственному пенсионному обеспечению [3; 6].

Среди отрицательных моментов трансформации современной пенсионной системы можно отметить следующие:

1. Увеличении уровня безработицы в результате того, что пенсионеры еще несколько дополнительных лет будут оставаться на своих рабочих местах, снизится уровень безработицы среди молодежи, а также произойдет дисбаланс на рынке труда среди устроенных на работу групп экономически активного населения.

2. Снижение объема ВВП. С учетом изложенного в предыдущем пункте, можно сказать, что государство недополучит объемы товаров и услуг, которые могли бы быть произведены молодыми специалистами, обладающими производительностью, мобильностью, энергичностью и инициативой в большей степени, чем работники предпенсионного и пенсионного возрастов.

3. Сокращении объема бюджета Пенсионного фонда, так как работники, чей возраст приближен к пенсионному, в силу возрастных характеристик и ухудшения здоровья, часто берут больничные отпуска, что влечет за собой увеличение выплат со стороны Пенсионного фонда.

4. Снижение уровня заработной платы. Повышение пенсионного возраста повлечет за собой снижение уровня оплаты труда, так как в настоящее время и так большинство пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию, а анализируемая пенсионная реформа будет способствовать тому, что пожилые сотрудники будут крепче держаться за свои места, особенно это касается высокооплачиваемых должностей. В результате увеличения предложения рабочей силы, произойдет сокращение ее цены - заработной платы. В частности, это коснется молодых специалистов, устраивающихся на работу.

Учитывая влияние пенсионной системы на общую социально-экономическую динамику развития России, помимо повышения пенсионного возраста, новых пенсионных и предпенсионных правил необходимо реализовать комплекс мер по изменению механизма расчета страховой пенсии, восстановлению системы накопительного пенсионного страхования, уточнению условий досрочной пенсии.

Таким образом, перспективы развития пенсионной системы должны определяться общей стратегией развития страны, ключевой целью которой должно стать превращение пенсионной системы в действенный инструмент обеспечения достойного уровня пенсионного обеспечения, повышения уровня благосостояния пенсионеров, перераспределения пенсионных накоплений в экономику. Заявленные ориентиры в части повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, индексации размеров пенсий выше уровня инфляции, адаптация пенсионной системы к новым демографическим условиям могут быть реализованы в условиях функционирования эффективной пенсионной системы.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

2. Государственные и муниципальные финансы. Баженова В.И., Гришина О.А., Киреева Е.В., Омшанова Э.А., Чалова А.Ю., Слепов В.А. Учебник под редакцией В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой. - Москва, 2019. - 336 с. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36419707.

3. Омшанова Э.А. Новые пенсионные правила: сбалансированность или эффективность бюджета Пенсионного фонда // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 10. - С. 240-242. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36388890 (дата обращения: 19.08.2019).

4. Синявская О. В. Российская пенсионная система в контексте демографических вызовов и ограничений // Экономический журнал ВШЭ. -2017. - Т. 21. - № 4.

5. Терентьева И. В. Современный этап реформирования пенсионной системы России: оценка результатов и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. - 2019. - №72. [Электронный ресурс] -

Режим доступа - URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/sovremennyy-etap-reformirovaniya-pensionnoy-sistemy-rossii-otsenka-rezultatov-i-perspektivy (дата обращения: 19.08.2019).

6. Чалова А.Ю., Омшанова Э.А. Бюджет стимулирования экономического роста, или как не выйти за рамки бюджетного правила // Федерализм. - 2018. - № 4(92). - С. 115-133. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36729517 (дата обращения: 19.08.2019).

7. Пенсионный фонд Российской Федерации. [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 19.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.