-Economy and Business-
135
ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шмиголь Н.Н., студент
Научный руководитель: О.Б. Буздалина, канд. экон. наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
Аннотация. В условиях длительного периода экономической рецессии обеспечение функционирования пенсионной системы, ее устойчивости является одной из приоритетных задач финансовой политики Российской Федерации. На основе выполненного автором анализа исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2012-2014 гг. и прогнозных показателей до 2017 г. выявлены причины несбалансированности бюджета Пенсионного фонда, сформулированы недостатки функционирования действующей пенсионной системы, рассмотрен зарубежный опыт пенсионного обеспечения, предложены и обоснованы рекомендации по совершенствованию пенсионного обеспечения и национальной пенсионной системы.
Ключевые слова: пенсионная система, реформа пенсионной системы, пенсионные накопления, пенсионный план, пенсионный фонд, зарубежный опыт.
В условиях экономической рецессии и высоких макроэкономических и бюджетных рисков, одной из первоочередных задач, требующих решения, является обеспечение устойчивости пенсионной системы Российской Федерации и гарантий социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения в текущем периоде и среднесрочной перспективе. Представляется, что в сложившихся непростых макроэкономических условиях при прогнозируемом дефиците средств федерального бюджета и росте расходов Пенсионного фонда РФ, одновременное достижение целей достойного уровня пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, и долгосрочной финансовой устойчивости нацио-
нальной пенсионной системы, является малореалистичным, несмотря на значительный объем расходов Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР). Так, анализируя динамику расходов ПФР, можно отметить тенденцию их роста: в 2013 году их уровень составил 9,6% ВВП, в 2014 году они были запланированы в объеме, равном 8,8% ВВП1, а на 2015 г. прогнозируются в объеме 9,8% ВВП . Представляется труднодостижимым, в условиях экономической рецессии и финансового кризиса в России, изменение данного тренда и снижение доли расходов ПФР в ВВП в 2016-2017 гг., как это прогнозируется Правительством РФ (табл. 1).
Таблица 1. Динамика доходов и расходов Пенсионного фонда РФ в 2013-2017 гг.
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Показатели млрд. % млрд. % млрд. % млрд. % млрд. %
руб. ВВП руб. ВВП руб. ВВП руб. ВВП руб. ВВП
Доходы 6388,4 9,6 6290,0 8,6 6995,2 9,0 7895,2 9,5 8372,2 9,3
Расходы 6378,5 9,6 6416,4 8,8 7618,1 9,8 7802,1 9,3 8202,8 9,1
Дефицит - - - 126,4 - - 622,9 0,8 - - - -
При этом размер пенсий в Российской Федерации остается крайне низким и не обеспечивает текущие потребности пенсионеров. Согласно официальным данным Росстата, в составе доходов домохозяйств, состоящих из пенсионеров, пенсии составляют 56,1%, пособия и другие социальные вы-
Journal of Economy and Business, vol.8
136
-Economy and Business-
платы - 11,3% располагаемого денежного дохода. Достаточно большую долю - 29,5 % в доходах домохозяйств, состоящих из пенсионеров, занимает доход от трудовой деятельности (рис. 1).
11,30% 2'40%
г
0,70%
■ доход от трудовой деятельности
■ доход от собственности
■ пенсии
■ пособия, компенсации и др. социальные выплаты
денежные поступления от частных лиц и организаций
Рис. 1. Доходы домохозяйств, состоящих из пенсионеров (по данным выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах
за 2011 год)
В ходе анализа структуры расходов Пенсионного фонда РФ было условно выделено две основные группы. Доминирующее положение занимают расходы на пенсионное обеспечение (в эту группу расходов включаются расходы по обязательному пенсионному страхованию, финансируемые за счет страховых взносов и расходы по государственному пенсионному обеспечению, финансируемые за счет трансфертов из федерального бюджета),
доля которых за последние годы стабильно увеличивалась и в 2014 г. составила 86,3% от общей величины расходов ПФР. Вторую группу составляют расходы на социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства и т.д., суммарная доля которых за последнее время незначительно сократилась: с 15,8% от общего объема расходов ПФР в 2012 г., до 13,7% в рассматриваемом периоде (табл. 2).
Таблица 2. Структура расходов Пенсионного фонда РФ в 2011-2014 гг., %4
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Пенсионное обеспечение 82,7 82,3 82,8 86,3
Расходы на социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства и т.д. 15,7 15,8 16,2 13,7
Прочие расходы 1,6 1,9 1,0 2,7
Расходы, всего 100 100 100 100
Анализируя структуру доходов Пенси- доходов ПФР с 51,6% в 2012 г. до 60,2% в онного фонда РФ, можно отметить рост 2014 г. (табл. 3). доли страховых взносов в общем объеме
Journal of Economy and Business, vol.8
-Economy and Business-
137
Таблица 3. Структура доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в 20122014 г., %5_________________________________________________________________
2012 г. 2013 г. 2014 г.
Доходы, всего 100,0 100,0 100,0
Страховые взносы 51,6 54,5 60,2
Трансферты из федерального бюджета 47,9 44,6 38,9
Прочие доходы6 0,5 0,9 0,9
При этом достаточно существенная часть пенсионных выплат (и около 39% общего объема расходов ПФР в 2014 г.) финансируется за счет трансфертов из федерального бюджета (табл. 4), что свиде-
тельствует о серьезной зависимости Пенсионного фонда РФ от устойчивости федерального бюджета, его стабильного и своевременного исполнения по доходам и расходам.
Таблица 4. Доля средств федерального бюджета в доходах бюджета Пенсионного фонда РФ в 2014 г.
2014 г. Бюджет ПФР, млрд. руб. Удельный вес, %
Общий объем доходов 6290,0 100,0
из них:
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, всего 2448,18 38,9
в том числе:
по обязательствам Российской Федерации 2111,86 33,6
на валоризацию пенсионных прав 624,31
на федеральную социальную доплату к пенсии 40,50
на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР 288,22
на ЕДВ (с учетом НСУ) 401,02
на государственное пенсионное обеспечение 423,10
на предоставление материнского (семейного) капитала 300,96
на софинансирование формирования пенсионных накоплений 9,37
на другие выплаты (ДЕМО, проезд северян, меры социальной поддержки, обеспечение специалистам ЯОК и др.) 24,38
на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР по выплате страховой части трудовой пенсии 336,32 5,3
Зависимость российской пенсионной системы от состояния федерального бюджета наглядно демонстрируют данные Министерства финансов Российской Федерации об исполнении бюджета ПФР в 2014 г.: по состоянию на 01 декабря 2014 г. бюджет ПФР исполнен по доходам на 70,3%, а по расходам на 66,9%. Таким об-
разом, за месяц до окончания финансового года в бюджет ПФР не поступило почти 30% запланированного объема доходов, что было обусловило несвоевременное финансирование расходов ПФР и необходимость финансирования трети (!) расходов ПФР в последнем месяце финансового года (табл. 5) .
Таблица 5. Исполнение федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ по доходам и расходам, в %_________________________________________________________
Показатели бюджета Федеральный бюджет (по состоянию на 01.10.2014) Бюджет ПФР (по состоянию на 01.12.2014)
Доходы 78,83 70,3
Расходы 68,25 66,9
Journal of Economy and Business, vol.8
138
-Economy and Business-
Таким образом, расходуя на пенсионное обеспечение значительную долю ВВП , пенсионная система России обеспечивает низкий уровень пенсий как в абсолютном выражении (в 2013 г. средняя величина трудовой пенсии составила лишь 10,3 тыс. руб., а в 2014 г. ее плановый показатель составляет 11,6 тыс. руб.), так и по отношению к средней заработной плате (в 2013 г. коэффициент замещения составил 34,4%), что говорит о ее низкой результативности.
Основными причинами недостаточной эффективности пенсионной системы РФ в современных условиях являются:
- большая зависимость пенсионной системы Российской Федерации от состояния федерального бюджета, что связано с большим удельным весом трансфертов федерального бюджета в общем объеме доходов Пенсионного фонда РФ;
- существенная для бизнеса страховая нагрузка при уплате страховых взносов в ПФР. Так, действующая в Российской Федерации номинальная ставка тарифа страховых взносов в ПФР составляет 22% плюс 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, что превышает средний уровень по ОЭСР, составляющий 19,6%9. Учитывая, что в период экономической рецессии и финансового кризиса доходы бизнеса и оплата труда наемных работников сокращаются, можно прогнозировать снижение объема поступлений страховых взносов в 2015 г. и среднесрочной перспективе;
- отсутствие действенных стимулов и механизмов их реализации, направленных на легализацию занятости и, соответственно, полную оплату страховых взносов;
- негативный тренд соотношения численности лиц, которые уплачивают пенсионные взносы и числа получателей пенсий, что обусловлено неблагоприятной демографической ситуацией. Согласно прогнозу Росстата (2010) к 2030 году численность
населения в трудоспособном возрасте снизится на 11 млн., а населения старше трудоспособного возраста вырастет на 9 млн. По прогнозам Росстата, соотношение между числом работников, за которых платятся взносы в пенсионную систему и числом пенсионеров снижается с 1,3 в 2013 г. до 1,2 в 2020 г, 1,04 - в 2030 г., 0,95 - 2040 г., 0,9 - в 2050 г.;
большая доля пенсионеров (9,4%), выходящих на пенсию ранее общеустановленного возраста (досрочно): в 2013 г. расходы на финансирование досрочных пенсий составили 0,5% ВВП;
- более низкий, по сравнению с большинством стран с развитой рыночной экономикой, пенсионный возраст (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), что в совокупности с большой долей досрочно вышедших на пенсию приводит к большой доле пенсионеров в общей численности населения Российской Федерации;
- непроработанность механизма негосударственного пенсионного обеспечения, выплаты в рамках которого, составляют значительную долю в совокупном доходе пенсионера в странах с развитой рыночной экономикой.
Рассмотрим в качестве примера пенсионную систему ФРГ. Обязательное пенсионное страхование в Германии - сердцевина всей системы социальной защиты и одновременно сфера, в которой оказывается большинство услуг со стороны государства и частного сектора. Для того, чтобы работники после прекращения трудовой деятельности могли сохранить адекватный уровень жизни, была создана система, насчитывающая около 50 миллионов застрахованных и имеющая ежегодный бюджет, превышающий 230 миллиардов евро. Около 80% работающего населения ФРГ охвачены системой обязательного пенсионного страхования. В целом, основные звенья системы пенсионного обеспечения в Германии представлены на рис. 2.
Journal of Economy and Business, vol.8
-Economy and Business-
139
Рис. 2. Элементы пенсионного обеспечения в Германии
Государственная пенсия по возрасту до настоящего времени составляет основу немецкой системы поддержки пожилых граждан. Она рассчитана на то, что работающее население с помощью отчислений в пенсионную кассу финансирует нынешних пенсионеров. На практике это означает, что внесенные деньги не накапливаются, а сразу же используются для осуществления текущих выплат. Частное пенсионное страхование помогает дополнительно увеличить размер выплат пожилым людям. Оно традиционно пользуется в ФРГ боль-
шой популярностью. При этом говорить о том, что договоры о дополнительном пенсионном страховании заключают люди только определенных социальных групп, нельзя. В этих программах участвуют представители почти всех слоев населения.
Сравнивая отдельные показатели пенсионных систем ФРГ и Российской Федерации, можно отметить, что по ряду из них российская пенсионная система значительно отстает (табл. 6).
Таблица 6. Сравнение отдельных показателей пенсионных систем ФРГ и Российской Федерации10_________________________________________________________________________
Показатели Россия Германия
мужчина женщина мужчина женщина
Минимальный возраст выхода на пенсию, годы 60 55 65 65
Средняя продолжительность жизни пенсионера после выхода на пенсию, годы (2013 г.) 15,7 25,4 15,6 19,3
Коэффициент замещения, % 34,4 64
Тариф страхового взноса, % 22 19,9
Средний размер пенсий 11 тыс. руб. (2014 г.)11 1200 евро
Анализируя статистику пенсионного метить, что, несмотря на сопоставимую с
обеспечения по странам ОЭСР можно от- Россией долю расходов на пенсионную
Journal of Economy and Business, vol.8
140
-Economy and Business-
систему в общем объеме ВВП (средний показатель по странам ОЭСР - 8,4% ВВП), средний размер пенсий там составляет 384 евро, а коэффициент замещения в среднем равен 60,8%.
В целях обеспечения стабильности функционирования пенсионной системы Российской Федерации в условиях экономической рецессии и в долгосрочной перспективе нам представляется необходимым провести ряд процедур, часть из которых уже была осуществлена в странах с развитой рыночной экономикой:
- разработать действенные стимулы более позднего выхода на пенсию после достижения пенсионного возраста, что непосредственно связано с адекватным ростом величины предполагаемой пенсии;
- поэтапно увеличить число лет требуемого страхового стажа до 15 лет, вместо действующей нормы - 5 лет: в настоящее время при таком минимальном стаже сумма выплачиваемой пенсии (даже минимальной) многократно превышает вклад застрахованного лица в части уплаченных страховых взносов за 5 лет, что усугубляет несбалансированность пенсионной системы по доходам и расходам;
- ввести ограничения на формирование пенсионных прав работающих пенсионеров, что позволит в большей мере увеличить пенсии неработающим пенсионерам, поскольку это отвечает природе пенсий как страховки от утраты заработка в связи с выходом на пенсию12;
- поэтапно, в условиях экономического роста, повысить предельный размер заработной платы, с которой увеличатся и страховые взносы;
- обеспечить действенные стимулы вовлечения граждан в формирование своих отчислений в негосударственные внебюджетные фонды. В настоящее время численность получателей негосударственных пенсий в нашей стране составляет 3,8% от общего числа пенсионеров, зарегистрированных в ПФР.
Представляется, что выявленные причины недостаточной эффективности национальной пенсионной системы и предложенные на основе анализа российского и зарубежного опыта пенсионного обеспечения, направления ее совершенствования, будут способствовать устойчивости пенсионной системы РФ в долгосрочной перспективе.
Сноски в тексте
1. Рассчитано на основе данных Федерального закона от 02.12.2013 г. № 320-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период
2015 и 2016 годов».
2. Рассчитано на основе данных Федерального закона от 01.12.2043 г. № 385-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период
2016 и 2017 годов».
3. Рассчитано на основе данных федеральных законов о бюджете Пенсионного фонда РФ на текущий финансовый год и плановый период, принятых в 2012 -2014 гг.
4. Составлено по: С.В. Морозова О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. //Пенсия. - № 1, 2014. - С.43.; Об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2013 году (аналитическая записка) / URL: http://www.ranepa.ru/
5. Составлено по данным Пенсионного фонда РФ и Министерства Финансов Российской Федерации о бюджете ПФР в 2012-2014 гг.
6. К прочим доходам ПФР относятся трансферты из региональных бюджетов, доходы от временного размещения и переданные от Управляющей компании и НПФ и др.
7. По данным Министерства финансов Российской Федерации об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2014 г. / URL: http://info.minfin.ru/pf.php
8. Горлин Ю. Дефекты действующей пенсионной формулы //Экономическая политика. -№ 4, 2014. - С.99-101.
9. Данные ПФР.
Journal of Economy and Business, vol.8
-Economy and Business-
141
10. Горлин Ю. Дефекты действующей пенсионной формулы //Экономическая политика. — № 4, 2014. - С.113.
Библиографический список
1. Морозова С.В. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов // Пенсия. - №1, 2014. - С.43.
2. Федеральный закон от 02.12.2013 г. № 320-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
3. Федеральный закон от 01.12.2043 г. № 385-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
4. Об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2013 году (аналитическая записка) [Электронный ресурс] // URL: http://www.ranepa.ru/
5. Горлин Ю. Дефекты действующей пенсионной формулы //Экономическая политика. - № 4, 2014. - С.99-101.
6. Данные официального сайта Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.minfin.ru/ru/
7. Данные официального сайта Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.pfrf.ru/
8. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/
APPROACHES TO ENSURE THE SUSTAINABILITY OF THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
NN Shmigol, student
Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. Under conditions ofprolonged period of economic recession, the functioning of the pension system, its sustainability is one of the priorities of the financial policy of the Russian Federation. Based on the analysis of execution of the budget of the Pension Fund of the Russian Federation in 2012-2014 and forecast indicators until 2017 author revealed the reasons of imbalance of the budget of the Pension Fund, formulated the operational deficiencies of the current pension system, considered international experience of pension provision, and offered recommendations for improving pension provision and national pension system.
Key words: pension system, pension reform, pension savings, provision of pensions, pension fund, foreign experience.
Journal of Economy and Business, vol.8