Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 4 - 2015 октябрь — декабрь http://mir-nauki.com/issue-4-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/19PDMN415.pdf
УДК 37.017.4; 37.012.1
Соловьева Лариса Владимировна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Российская Федерация, Ростов-на-Дону Аспирант кафедры «Образования и педагогических наук»
E-mail: [email protected]
Подходы к исследованию педагогического наследия политических и общественных деятелей (на примере теории воспитания Антонио Грамши)
i
19PDMN415
Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические вопросы методологического характера, связанные с организацией исследования педагогического наследия политических и общественных деятелей. Автор определяет методологические позиции, которые необходимо учитывать при анализе проблем воспитания и образования в работах политиков, мыслителей, философов, общественных деятелей. Определяются основные подходы к анализу их наследия.
Проблемы образования и воспитания, изложенные в первоисточниках, принадлежащих перу политических и общественных деятелей, должны быть проанализированы в различных версиях изданий. Сравнение текстов, изданных в различные временные периоды, позволяет выявить аспекты идейной позиции, которые актуализируют публикаторы. Исследование педагогических проблем идейного наследия политических и общественных деятелей должно основываться на архивных первоисточниках. Объектом исследования должны стать также архивные материалы, проясняющие позиции соратников, апологетов или противников, не разделяющих систему воззрений политического деятеля. Одним из методологических подходов при исследовании педагогических взглядов политических или общественных деятелей может стать биобиблиографический подход, позволяющий сформировать эмпирический массив для дальнейших количественных и качественных исследований.
Ключевые слова: образование; воспитание; исследование; политический деятель; идейная позиция; методологический подход.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Соловьева Л.В. Подходы к исследованию педагогического наследия политических и общественных деятелей (на примере теории воспитания Антонио Грамши) // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №4 http://mir-nauki.com/PDF/19PDMN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2
19PDMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
В истории педагогических учений большое значение в понимании общественнополитической значимости событий и явлений имеют разные аспекты широкого круга вопросов, связанных с интерпретацией и последующей оценкой системы воззрений политических и общественных деятелей по таким темам, как воспитание, обучение, образование в целом. Каждый член определенной политической партии или общественного движения, представленного в социально-политической истории прошлого, имел, как правило, собственную точку зрения по важным позициям, связанным с педагогическими аспектами деятельности своей организации по продвижению в жизнь значимых идей, оценок и установок мировоззренческого характера. Комплекс идей формировался вокруг ключевой, значимой темы - определения контуров образа человека будущего и изложения взглядов на проблему формирования его взглядов и убеждений, определяющих отношение к реальной действительности и определение своего места в жизни. Именно образ человека, который должен жить в будущем «справедливом обществе» является важнейшей, ключевой проблемой, к которой обращены мысли тех активных представителей общественной и политической жизни, которые стремятся ее переустроить революционным или эволюционным путем [1, 2].
Каждый период в истории педагогики характеризуется определенными особенностями, по которым можно определить оценочные суждения теоретиков и историков в области педагогики в отношении системы взглядов того или иного мыслителя, деятеля культуры, науки, образования. При этом оценка значимости, востребованности, влияния идей определенного автора (и/или представителей определенной школы или социальнополитического направления) в трудах аналитиков и историков педагогики могут существенно отличаться, претерпевать разнонаправленную динамику в зависимости от конкретного идейного контекста. Более того, как показано в работе О. Федотовой и О. Чигишевой, наблюдается феномен самокоррекции системы собственных воззрений. Коррпекция инициативно предпринимается авторами педагогических текстов в контексте изменения политической ситуации [3]. В данном исследовании показано, что изменение автором педагогической концепции своих позиций, своего видения педагогической проблематики может происходить под влиянием смены идеологии государства, наступившей вследствие влияния политических факторов. На примере анализа работы «Задачи и методы народной школы» известного педагога П.П. Блонского, опубликованной им в 1916 г. в двух номерах ведущего русского педагогического журнала «Вестник воспитания» в 1916 г. [4] и отдельной брошюрой в 1917 г. [5], в исследовании показано, что использование П.П. Блонским приемов купирования первоначального варианта текста, а также небольшие по объему добавления в текст и смена коннотаций на противоположные привели к полному отрицанию предыдущей социально-политической системы воззрений. Авторами показано, что П.П. Блонский, будучи членом партии социалистов-революционеров, на заре своего научного творчества отнюдь не являлся последовательным приверженцем коммунистической идеи. Он чистосердечно признавался в том, что его идеология «страдала сбивчивостью». Однако задолго до реформы образования, проведенной в 1918 г. пришедшими к власти большевиками, педагог отказался от позиций, традиционно составляющих основу русской ментальности. «При первой же возможности П.П. Блонский легко отказался от двух из трех составляющих знаменитой триады графа С. Уварова «Православие - Самодержавие - Народность», которая определяла мировоззренческие основы системы образования в дореволюционной России» - отмечают О. Федотова и О. Чигишева [3, с. 79]. Мы разделяем выводы авторов статьи, которые заключаются в том, что методологическая оптика историко-педагогического исследования должна обязательно принимать во внимание как временной, так и идеологический контекст.
Таким образом, при организации исследования авторского теоретического наследия, принадлежащего политическим и общественным деятелям и обращенного к педагогическим
3
19PDMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
проблемам, важным является рассмотрение текстов, опубликованных в различные временные периоды. При этом важно определить, являлись ли данные тексты идентичными, или же в них были внесены определенные изменения. Поэтому важным моментом является обнаружение нескольких версий текста, опубликованных самим автором или публикаторами в разные годы, а также комментарии публикаторов или критические статьи и заметки, проясняющие их оценку к позициям, изложенным в работах педагогов-теоретиков.
Следует отметить, что при этом, безусловно, наиболее предпочтительными являются исследования первоисточника по аутентичным вариантам, относящимся к единицам архивного хранения. В логике историко-педагогического подхода к изучению идей, представленных в теоретическом наследии европейских политических деятелей, сыгравших большую роль в развитии идей образования и воспитания трудящихся масс, важным является обращение к документальным источникам из личных фондов. В Российском государственном архиве социально-политической истории представлены документы, связанные не только с жизнью и творчеством такого выдающегося мыслителя и политического деятеля, как Антонио Грамши (1891 - 1937), который являлся основателем и руководителем Итальянской коммунистической партии (фонд 519, 114 ед. хр., 1920 - 1944) [6], но и его соратников и последователей. Для лучшего понимания идей Антонио Грамши в области воспитания и образования исключительно важно обратиться к архивам, включающим документы о жизни и деятельности национальных секретарей Итальянской коммунистической партии: Пальмиро Тольятти (Togliatti) / М. Эрколи (1893 - 1964) [7], который, будучи генеральным секретарем партии с 1926 по 1943 и с 1938 по 1964 годы, являлся автором некролога и содержательных выступлений, посвященных памяти А. Грамши [8]. Многие теоретические позиции, представленные в педагогическом наследии Антонио Грамши, позволит прояснить обращение к архивным документам Луиджи Лонго / Л. Галло (1900 - 1980). Он не только возглавлял Итальянскую коммунистическую партию в период с 1964 по 1972 годы, но и являлся генеральным инспектором Интернациональных бригад, активно участвовал в социальных преобразованиях [9]. На основе анализа вышеупомянутых первоисточников можно выявить динамику развития идей, высказанных Антонио Грамши, а также определить границы их применимости на практике в версии последователей его политической и педагогической доктрины.
Обращение к педагогическим идеям, высказанным в различное время Антонио Грамши, требует как качественной, так и количественной интерпретации системы его воззрений. В настоящее время не вызывает сомнений, что его труд «Тюремные тетради», который он писал начиная с 1929 года во время тюремного заключения, многие исследователи, изучающие философские, культурологические, политические, правовые и антропологические аспекты его творчества, признают программным. Он был опубликован впервые в Италии в 1948 - 1951 годах. Более полное четырехтомное собрание сочинений Антонио Грамши, снабженное развернутыми комментариями, было выпущено в 1975 году. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза, «с тех пор переиздания на всех языках, кроме русского, следуют одно за другим, а исследовательская литература, посвященная этому труду, необозрима - тысячи книг и статей. На русском языке вышла примерно четверть «Тюремных тетрадей», а с начала 70-х годов, когда на всех парах пошла скрытая подготовка к перестройке, на имя Грамши идеологи КПСС наложили полный запрет (хотя судя по косвенным признакам можно сказать, что самими идеологами перестройки работы Грамши усиленно изучались)» [10].
Утверждение о том, что работы Антонио Грамши изданы в большом объеме, а критико-аналитические работы, посвященные различным аспектам его теоретического наследия из разных сфер науки и общественной практики, насчитывают значительно число публикаций различного уровня и направленности, требует проверки. Поэтому представляется
4
19PDMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
важным найти и систематизировать те работы Антонио Грамши, которые отражают его педагогическую позицию, определить их основную направленность в динамике их появления и фиксации в форме письменного текста. На этой основе могут быть разработаны критерии периодизации его педагогического наследия. Тем самым можно определить смену его отношения к важнейшим компонентам теории воспитания и теории образования: проследить моменты становления и развития определенных педагогических или педагогически значимых идей, их кульминации и спада в их оценке как факторов формирующего воздействия, соотнести их с периодами развития философской, социально-политической и культурфилософской концепций как в период пребывания на свободе, так и в период заключения. В этом отношении возникает возможность рассмотреть динамику становления и развития педагогических взглядов в период жизни мыслителя, связанный с лишением свободы и почти полном отсутствии контактов с внешним миром.
Искусственный герметизм и отсутствие полноценных социальных связей, созданные в период социальной изоляции человека в рамках жесткой пенитенциарной системы, также позволяют поставить вопрос о том, в какой мере предыдущий период жизни Антонио Грамши, связанный с борьбой за создание политической марксисткой партии левого толка, повлиял на развитие его представлений о гражданском обществе и путях формирования человека для жизни в новом мире. Антонио Грамши остро ставит вопрос о средствах активизации простого человека с целью «захвата» власти и культуры, изменения классовых устоев общества. Антонио Грамши также рассматривает вопрос о безболезненной, постепенно-поступательной адаптации «маленького человека» к имеющимся жизненным реалиям.
Для понимания качественного своеобразия системы воззрений Антонио Грамши необходимым, на наш взгляд, является использование элементов различных подходов к исследованию его педагогических идей. В общенаучном плане представляется целесообразным использование концептуальной рамки персоналистски-биографического подхода, который сопровождает различные этапы исследования системы взглядов и установок мыслителей, деятелей культуры, ученых, религиозных философов. Как подчеркнул Р.П. Будаков, данный подход может выполнять не только функцию систематизации, фиксации и описания сведений о важнейших биографических моментах и библиографических материалах, создавая целостный образ интеллектуального наследия. Он успешно может выполнять «“организационную функцию” в эпистемологии, позволяя одним символом, знаком (именем) обозначить целый культурный пласт, эпоху, закрепить то или иное явление, событие в пространственно-временном континууме, позволяя организовать диалог, перекличку эпох, идей, поколений, конкурирующих парадигм» [11, с. 65]. Соглашаясь с данной позицией, подчеркнем, что в последнее время биобиблиографический подход подвергается критике на том основании, что он может приобрести «протокольный», формальный характер. Тем не менее, как справедливо считают методологи, данные, полученные на основе применения данного подхода, могут стать значимым отправным моментом для исследований «вторичного», более высокого уровня. Биобиблиографический подход дает возможность исследователю ориентироваться в информационном пространстве, связанном с деятельностью того или иного автора (персоналии), интеллектуальное наследие или политическая позиция которого изучается [12]. Этот подход также дает возможность сформулировать критико-аналитическую оценку деятельности автора в контексте включенности в историко-методологический пласт интересующей исследователя проблемы.
Без использования элементов биобиблиографического подхода невозможно собрать и систематизировать эмпирический материал, который может быть положен в основу количественного анализа текстов и текстовых массивов. Целью исследования данных систематизированных источников является последующая содержательная интерпретация
5
19PDMN415
Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
выявленных числовых рядов, значений и, в конечном итоге, закономерностей. Данный подход является основой для проведения контент-аналитических исследований и последующего кластерного анализа, позволяющего объединить объекты (однородные элементы) по определенным классификационным основаниям в новые смысловые единицы, обладающие некоторыми заданными свойствами.
Таким образом, систематизируем основные позиции, которые должны определять исходные исследовательские подходы к анализу педагогического наследия политических деятелей, которые рассматривают воспитание и образование как инструмент политического переустройства общества.
1. Проблемы образования и воспитания, изложенные в первоисточниках, принадлежащих перу политических и общественных деятелей, должны быть проанализированы в различных версиях изданий. Сравнение текстов, изданных в различные временные периоды, позволяет выявить аспекты идейной позиции, которые актуализируют публикаторы.
2. Исследование педагогических проблем идейного наследия политических и общественных деятелей должно основываться на архивных первоисточниках. Объектом исследования должны стать также архивные материалы, проясняющие позиции соратников, апологетов или противников, не разделяющих систему воззрений политического деятеля.
3. Одним из методологических подходов при исследовании педагогических взглядов политических или общественных деятелей может стать биобиблиографический подход, позволяющий сформировать эмпирический массив для дальнейших количественных и качественных исследований.
6
19PDMN415
Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
ЛИТЕРАТУРА
1. Оганнисян Л.А., Федотова О.Д. Проблемы этнокультурного воспитания молодежи в концепции М.Л. Налбандяна // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. №3. С. 232 - 240.
2. Федотова О.Д., Катичева М.А. Человек будущего и проблемы образования в прогностическом дискурсе основателя Римского клуба А. Печчеи. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. №9. С. 25 -31.
3. Fedotova, O., Chigisheva, O. Comparative analysis: Methodological optics in the ideological context // International Perspectives on Education and Society, 2015. V. 26, pp. 57-82.
4. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Вестник воспитания, 1916. №1, С. 1 - 36; №2, С. 1-35.
5. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // П.П. Блонский. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, 1979. Том.1. С. 39 - 85.
6. Российский государственный архив социально-политической истории. Грамши (Gramsci) Антонио. Фонд 519, 114 ед. хр.
7. Российский государственный архив социально-политической истории. Тольятти (Togliatti) / Эрколи М. Фонд 527, 27 ед. хр.
8. Эрколи, М. Памяти Грамши. Речь на интернациональном вечере 27 мая, посвященном памяти вождя компартии Италии т. Грамши. М.: Изд-во ЦК МОПР СССР, 1937. - 24 с.
9. Российский государственный архив социально-политической истории. Документы Военного комиссариата интернациональных бригад и генерального комиссар-инспектора интербригад Л. Галло. Фонд 545, ед. хр. 79.
10. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. // http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul_content.htm.
11. Будаков Р.П. Персоналистски-библиографический подход в контексте гуманистической парадигмы образования // Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX - 90-е гг. XX вв.). М.: ИТОиП РАО, 1998. С. 64-67.
12. Fedotova O. The content of a site of the President of Russia as the information indicator of realization of counter-terrorism strategy in Russia // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. №3. С. 392-396.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
7
19PDMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Solov’eva Larisa Vladimirovna
Southern Federal University Russian Federation, Rostov on Don E-mail: [email protected]
Approaches to the study of the pedagogical legacy of political and public figures (on materials of Antonio Gramsci’s
theory of upbringing)
Abstract. The article discusses the theoretical and methodological issues related to the organization of research of pedagogical legacy created in the works of by political and public figures. In the article the main approaches to the analysis of their heritage are determined. Problems of education and training, as set out in primary sources from the pen of political and public figures, must be analyzed in a variety of versions of publications. Comparison of the texts published in different time periods, reveals aspects of ideological positions that actualize publishers. The study of pedagogical issues of the ideological legacy of political and public figures should be based on archival primary sources. The object of study must be archival documents in which positions of apologists or opponents who do not support the views of politician are reflected. One of the methodological approaches in the study of pedagogical views of politicians and public figures can become a bio-bibliographical approach. It allows you to generate empirical data for further quantitative and qualitative research.
One of the methodological approaches in the study of pedagogical views of political or public figure may become bio-bibliographical approach that allows the empirical form-conductive array for further coli quantitative and qualitative research.
Keywords: education; upbringing; research; political figure; ideological position;
methodological approach.
8
19PDMN415
Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
REFERENCES
1. Ogannisyan L.A., Fedotova O.D. Problemy etnokul'turnogo vospitaniya molodezhi v kontseptsii M.L. Nalbandyana // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2011. №3. S. 232 - 240.
2. Fedotova O.D., Katicheva M.A. Chelovek budushchego i problemy obrazovaniya v prognosticheskom diskurse osnovatelya Rimskogo kluba A. Pechchei. // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2011. №9. S. 25 -31.
3. Fedotova, O., Chigisheva, O. Comparative analysis: Methodological optics in the ideological context // International Perspectives on Education and Society, 2015. V. 26, pp. 57-82.
4. Blonskiy P.P. Zadachi i metody novoy narodnoy shkoly // Vestnik vospitaniya, 1916. №1, S. 1 - 36; №2, S. 1-35.
5. Blonskiy P.P. Zadachi i metody novoy narodnoy shkoly // P.P. Blonskiy. Izbrannye pedagogicheskie i psikhologicheskie sochineniya. M.: Pedagogika, 1979. Tom.1. S. 39 - 85.
6. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv sotsial'no-politicheskoy istorii. Gramshi
(Gramsci) Antonio. Fond 519, 114 ed. khr.
7. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv sotsial'no-politicheskoy istorii. Tol'yatti
(Togliatti) / Erkoli M. Fond 527, 27 ed. khr.
8. Erkoli, M. Pamyati Gramshi. Rech' na internatsional'nom vechere 27 maya,
posvyashchennom pamyati vozhdya kompartii Italii t. Gramshi. M.: Izd-vo TsK MOPR SSSR, 1937. - 24 s.
9. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv sotsial'no-politicheskoy istorii. Dokumenty
Voennogo komissariata internatsional'nykh brigad i general'nogo komissar-inspektora interbrigad L. Gallo. Fond 545, ed. khr. 79.
10. Kara-Murza, S.G. Manipulyatsiya soznaniem. // http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul_content.htm.
11. Budakov R.P. Personalistski-bibliograficheskiy podkhod v kontekste
gumanisticheskoy paradigmy obrazovaniya // Gumanisticheskaya paradigma obrazovaniya i vospitaniya: teoreticheskie osnovy i istoricheskiy opyt realizatsii (konets XIX - 90-e gg. XX vv.). M.: ITOiP RAO, 1998. S. 64-67.
12. Fedotova O. The content of a site of the President of Russia as the information indicator of realization of counter-terrorism strategy in Russia // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T. 16. №3. S. 392-396.
9
19PDMN415