Научная статья на тему 'Антонио Грамши: актуальность и особенности интеллектуального наследия итальянского мыслителя'

Антонио Грамши: актуальность и особенности интеллектуального наследия итальянского мыслителя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1307
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТОНИО ГРАМШИ / ПАЛЬМИРО ТОЛЬЯТТИ / ИКП / "ТЮРЕМНЫЕ ТЕТРАДИ" / ОРДИНЕ НУОВО / АВАНТИ / ГРИДО ДЕЛЬ ПОПОЛО / АНТИФАШИЗМ / ANTONIO GRAMSCI / PALMIRO TOGLIATTI / ICP / PRISON NOTEBOOKS / ORDINE NUOVO / AVANTI / GRIDO DEL POPOLO / ANTI-FASCISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коскова А.С., Щевелев С.С.

Рассматриваются общие вопросы биографии и творчества теоретика-марксиста и практикареволюционера, коммунистического деятеля, основателя Итальянской коммунистической партии Антонио Грамши. Авторы статьи рассматривают актуальность практического и теоретического наследия итальянского мыслителя, который в своем творчестве затрагивает проблемы исторические, экономические, социально-политические аспекты современной ему действительности, а также анализирует исторические реалии. Рассматриваются периодика творчества Грамши, источники влияния его мыслительной и практико-политической деятельности 20-30-хх гг. в Италии. Обозначаются проблемы и особенности изучения текстов Грамши для российского исследователя. Особо подчеркивается многогранность и широта затрагиваемой тематики в работах Грамши, которыми он вносит интеллектуальный вклад в развитие исторической науки, философии, политологии, культурологии, в марксистской критики, что одновременно дает и требует от исследователя эрудированности и универсальности мышления в восприятии теоретико-идейного массива итальянского мыслителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antonio Gramsci: relevance and features of the intellectual heritage of the Italian thinker

This article deals with the general issues of biography and creativity of the Marxist theorist and practicerevolutionary, Communist leader, founder of the Italian Communist party Antonio Gramsci. The author examines the relevance of the practical and theoretical heritage of the Italian thinker, who in his work touches upon the problems of historical, economic, socio-political aspects of the contemporary reality, as well as analyzes the historical realities. We consider the periodicals of Gramsci's work, the sources of influence of his mental and practical-political activity of 20-30 years of the XX century in Italy. There are identified issues and features of study of the texts of Gramsci for the Russian researchers. The versatility and breadth of the topics covered in Gramsci's works, with which he makes an intellectual contribution to the development of historical science, philosophy, political science, cultural studies, and Marxist criticism, are emphasized, which at the same time gives and demands from the researcher erudition and universality of thinking in the perception of the theoretical and ideological massive of the Italian thinker.

Текст научной работы на тему «Антонио Грамши: актуальность и особенности интеллектуального наследия итальянского мыслителя»

УДК 9.94

АНТОНИО ГРАМШИ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ИТАЛЬЯНСКОГО МЫСЛИТЕЛЯ

Коскова А. С.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация E-mail: annakoskova@gmail.com

Щевелев С. С.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация E-mail: k0507622530@gmail.com

Рассматриваются общие вопросы биографии и творчества теоретика-марксиста и практика-революционера, коммунистического деятеля, основателя Итальянской коммунистической партии Антонио Грамши. Авторы статьи рассматривают актуальность практического и теоретического наследия итальянского мыслителя, который в своем творчестве затрагивает проблемы исторические, экономические, социально-политические аспекты современной ему действительности, а также анализирует исторические реалии. Рассматриваются периодика творчества Грамши, источники влияния его мыслительной и практико-политической деятельности 20-30-хх гг. в Италии. Обозначаются проблемы и особенности изучения текстов Грамши для российского исследователя. Особо подчеркивается многогранность и широта затрагиваемой тематики в работах Грамши, которыми он вносит интеллектуальный вклад в развитие исторической науки, философии, политологии, культурологии, в марксистской критики, что одновременно дает и требует от исследователя эрудированности и универсальности мышления в восприятии теоретико-идейного массива итальянского мыслителя.

Ключевые слова: Антонио Грамши, Пальмиро Тольятти, ИКП, «Тюремные тетради», Ордине нуово, Аванти, Гридо дель пополо, антифашизм.

Со второй половины ХХ века фигура и теоретическое наследие Антонио Грамши интересуют и политиков, и ученых разных стран мира и разных мировоззрений. Идейное наследие мыслителя включает в себя исторические, экономические, социально-политические аспекты действительности, постоянную рефлексию практики в теории и применение теоретического осмысления реалий в политической практике. Каждый, кто касается интеллектуального наследия Грамши, должен отдавать себе отчет в многогранности и широте затрагиваемой тематики - от проблем исторического материализма до вопросов литературной критики и итальянского языка, что одновременно дает и требует от исследователя эрудированности и универсальности мышления в восприятии теоретико-идейного массива итальянского мыслителя. Несомненно, Антонио Грамши внес интеллектуальный вклад в историческую науку, философию, политологию, культурологию, в марксистскую критику [14, с. 164].

Творчество Антонио Грамши продолжет вызывать значительный интерес, который обусловлен масштабностью оригинальных идей мыслителя, отразивших насущные проблемы исторической реальности XX и остающихся актуальными для современной действительности начала XXI века. Анализ этих проблем культуры проводится в его работах в историко-национальном контексте. На наш взгляд, идеи Антонио Грамши опережали время своей страны и всей мировой историко-философской мысли.

Теоретическое наследие А. Грамши - философа-теоретика и революционера-практика - выдающееся явление итальянской и в целом мировой истории XX в. Его жизнь и работы продолжают вызывать полемику в общественных и научных кругах, притом различных гуманитарных направлений (философии, социологии, истории, культурологи, политологии, филологии и др.). Им посвящаются многочисленные исследования, но, к сожалению, в основном зарубежные [13, с. 14].

Творческое наследие Грамши можно разделить на три периода. Ранние статьи, которые Грамши начал писать будучи студентом Туринского университета, датируются 1913-1918 гг. А начало публикаций соотносится с датой вступления мыслителя в ряды Итальянской социалистической партии. С его ранними работами, в которых начинают формироваться зачатки будущих концепций «Тюремных тетрадей», можно ознакомиться в таких газетах, как «Grido del Popolo» («Глас народа»), «Avanti!» («Вперед»), в одном номере «Город будущего» 1917 г. [7, с. 27].

Как замечает исследователь творчества А. Грамши М. Н. Грецкий, его работы раннего периода - «не просто периода освоения культурного наследия и формирования марксистских взглядов. В ранних статьях Грамши намечаются многие мотивы его последующих, зрелых разработок [...] в то же время, выступая в партийной печати, он уже участвует в политической борьбе, откликается на самые актуальные проблемы, стремится решать их по-своему» [4, с. 14].

В это время намечается и складывается круг чтения, вдохновения и критики Грамши в виде наследия Б. Кроче, А. Лабриолы, Дж. Джентиле, К. Маркса, Ф. Энгельса, И. Ленина, идейные позиции которых Грамши интерпретирует, критикует, берет взаймы на осмысление и рефлексию, опровергает или соглашается [8, с. 82].

Второй период мыслительно-публикационной деятельности Грамши выпадает на активную политическую деятельность, когда автор переходит от превалирующе теоретической работы к практике, - с 1919 по 1926 гг. [11, с. 6]. В этот период происходит зарождение идеи по созданию Итальянской коммунистической партии и ее реализация. Свои статьи Грамши публикует в журнале «Ordine Nuovo», в котором революционный философ-практик высказывает свои концепции нового справедливого мирового порядка, говорит о создании фабрично-заводских советов и др. и который стал центром формирования идейного ядра Итальянской коммунистической партии под руководством Грамши, Тольятти, Террачини, Таска, ярко проявившись в 1920-1921 гг., периоде, который получил в итальянской историографии название «Красное двухлетие» [6, с. 17-21].

Третий и последний период его творчества, который заканчивается в 1937 г. в связи с безвременной смертью Грамши, приходится на годы его тюремного

19

заключения (1929-1935) фашистским режимом, который не сумел даже в душной камере остановить, «задушить» мыслительную работу Грамши [3, с. 5]. Все годы, проведенные в тюрьме, Грамши переписывался со своей русской семьей, а не только делал переводы Маркса. Главным произведением этих лет и апогеем творческой жизни мыслителя стали так называемые «Тюремные тетради». Всего Грамши составил 33 тетради, которые были написаны с февраля 1929 по лето 1935 гг., после чего последние два года своей жизни Грамши провел в больнице и не мог уже полноценно работать [9, с. 15]. Грамши получает разрешение писать в тюрьме только через три года следствий и заключения - в январе 1929 г. - и сам помечает тетрадь (первую запись) 8 февраля того же года. 4 тетради посвящены полностью переводам, переводы встречаются также в 7 и 9 тетради. Остальные тетради - сборные (разнотематические) и специальные [10, с. 12].

Свои тетради Антонио Грамши называл заметками из-за незаконченности некоторых из них или же неразработанности некоторых концепций. Он считал, что это - подготовка к настоящему теоретическому труду, а заметки, в свою очередь, нужны для памяти [2, с. 3]. Название отражает место и форму написания. В тюрьме Грамши несколько часов в день мог записывать свои идеи в тетрадях, которые ему выдавал директор тюрьмы, что определило форму написания и название и одновременно обусловило трудности в чтении и интерпретации разнородных по тематике отрывков.

Большим заблуждением является первое впечатление многих читателей и начинающих исследователей о том, что, например, «Тюремные тетради» являются простой записной книжкой, «открытым произведением» в традиции писателей XIX века, которое предлагает читателю диалогическое восприятие текста и работу с ним. Действительно, так, на первый взгляд «Тюремные тетради» могут показаться произведением в высшей степени фрагментарным, состоящим из бесконечного числа отрывочных мыслей.

Однако подобная «фрагментарная» форма вполне объяснятся лишь теми жесткими условиями, в которых работал мыслитель [15, с. 63-65]. По своему же содержанию произведение в целом органично, оно представляет собой как бы процесс, программу исследования, о которой автор заявляет изначально. Концепты Грамши в тексте представляют из себя стройную систему идей, «концептуальную сеть» [10, с. 2]. Видимость того, что отдельные концепции, отрывки можно выдернуть из контекста и исследовать автономно при глубоком рассмотрении и вычитывании, оказывается на поверку ошибочной, так как появляется риск далекой от верной интерпретации смыслов идей Грамши. Произведение, очевидно, является комплексным, многослойным, как бы «спиральным» текстом, что проявляется в языке и тематическом и содержательном расширении одной и той же концепции на протяжении текста. Стоит учитывать, что текст тетрадей выпестовывался не один год, в нем присутствует фундаментально диахроническое измерение, кроме того, текст никогда не был обработан, подготовлен самим автором к публикации. Грамши считал, что у него будет время для доработки и обработки. Следовательно, для правильного понимания текст необходимо читать в личном и социальном контексте, т. е. контексте биографии автора и мировых реалий, его окружавших.

20

Из-за подобной диахроничности стали возможны и многочисленные и разнообразные интерпретации Грамши в научных кругах разных стран. На настоящий момент библиография Грамши насчитывает более 20.000 исследований, что позволило ЮНЕСКО назвать Грамши наиболее известным итальянским эссеистом после Макиавелли [10, с. 3].

Открытие А. Грамши в СССР произошло в конце 1950-х гг., несмотря на теснейший прижизненный диалог и нахождение в едином дискурсе Коминтерна с Лениным, Богдановым, Гастевым, Троцким, а также принадлежность жены и детей Грамши к советской действительности [5, с. 1]. Тогда отечественный читатель мог ознакомиться с трудами Грамши в редакции Пальмиро Тольятти и Феличе Платоне 1948-1951 гг., которая прошла определенно избыточную обработку и в наше время считается уже устаревшей. Все тетради были ими скомпонованы не в хронологическом порядке, а в тематическом, многие фрагменты (несущественные по мнению П. Тольятти), а также переводы были исключены. Таким образом, итальянское первое издание «тетрадей» состояло из следующих разделов: 1) «I! materialismo storico e !a fi!osofia di Benedetto Croce» («Исторический материализм и философия Бенедетто Кроче»), 2) «Gli intellettuali e I'organizzazione della cultura» («Интеллектуалы и организация культуры»), 3) «Il Risorgimento» («Рисорджименто»), 4) «Note sul Machiavelli, sulla politica e sullo Stato moderno» («Заметки о Макиавелли, политике и современном государстве», 5) «Letteratura e vita nazionale» («Национальная литература и жизнь»), 6) «Passato epresente» («Прошлое и настоящее») [12].

На современном этапе развития исторической науки и грамшистских исследований считается моветоном, да и практически невозможным и бесполезным занятием в среде ученых знакомиться с Грамши и исследовать его по данному изданию. Все грамшисты современности, в подавляющем большинстве являющиеся соотечественниками великого сардинца, изучают его идейное наследие в «оригинальной редакции», т. е. в хронологическом порядке без разделения на определенные тематические блоки. Такое прочтение стало возможным с изданием тетрадей Грамши в 1975 г. Валентино Джерратана при Институте А. Грамши в г. Риме. Издание включило в себя уже 29 тетрадей, были опущены 4 тетради -переводы Грамши. Читатель впервые увидел пронумерованные в хронологическом порядке, максимально близко к варианту самого Грамши тетради. Уже на основе этого более полноценного издания в 2009 г. стали выходить тома тетрадей с переводами под редакцией Джанни Франчони, Джузеппе Коспито и Фабио Фрозини в академическом итальянском издательстве «Треккани». В перспективе предусмотрено и полное издание «Quaderni miscellanei» («Сборные тетради») и «Quaderni speciali» («Особые тетради»). В некоторых тетрадях имеется изменение хронологии записи согласно мнению редактора, но такие изменения предварительно помечаются и обосновываются [10, с. 11-12].

Новое прочтение Грамши на высоком научном уровне и в рамках русского литературного пространства пока затруднено и требует кропотливой работы переводчиков и исследователей-грамшистов, что, в свою очередь, позволило бы со

21

временем сформировать собственную российскую школу изучения творческого наследия А. Грамши.

На сегодняшний день под грузом все больше и острее нарастающих социальных противоречий современное общество стало часто обращаться или возвращаться к политически «левым» идеям и идеалам. В том варианте общественно-исторического развития, который был задан буржуазным вектором, как никогда явно наблюдается «гуманитарная» проблема, которая проявляется в отчуждении граждан друг от друга, культе эгоизма, корысти, бездушия, главенства формы над пустым содержанием.

Об этом задумываются, в частности, отечественные ученые-методологи: «...и в нашем Отечестве, и в других странах нарастает разочарование либеральной теории. Предсказания четверть вековой давности - конца истории и идеологий, классового мира, всеобщего демократического процветания и торжества прав человека - явно не сбываются. США [...] все больше мечтают о новой империи. Войны остаются правилом. Глобальные проблемы и не думают уходить в прошлое. И главное: люди мучительно ищут общественный идеал, который бы хоть немного отличался от людоедского: делайте деньги и конкурируйте! И тут "вдруг" вспоминается Маркс с его обоснованием возможности движения к миру, в котором "свободное" развитие каждого есть условие свободного развития всех» [1, с. 14].

Развитие подобного организма представляется тупиковым вариантом развития истории, что, в свою очередь, подталкивает всех думающих и стремящихся к общественному благу людей и ученых на поиск альтернатив, вариантов и моделей позитивного развития. В поисках «идеального» строя помогает обращение к коммунистическим идеологам, в частности, к масштабному итальянскому мыслителю А. Грамши, который в своих работах «программировал» итальянское общество на построение государства, в котором человек был не средством, но целью многоуровневого развития общества, основой общества, в котором предполагалась не вражда его членов, но дополнение их друг другом, где нет места эксплуатации и насилию и т. д. Сегодня политическую мировую ситуацию можно в каком-то смысле сравнить с ситуацией после Первой мировой войны - ситуацией переходного состояния общества, которое требовало быстрого решения и кардинальной смены парадигмы, а это, в свою очередь, то, о чем писал Грамши в своем главном труде -«Тюремных тетрадях». Он размышлял над центральной проблемой современной переходной эпохи - «проблемой фундаментального преобразования общества» [4, с. 3]. Вопросы, которые им затрагиваются, - это вечные социально-исторические вопросы как теоретического, так и практического уровня, например такой, как роль человека. Т. е. роль субъективного фактора - воли и сознания в истории, управления массами людей и приведение их в движение, возвышения одних классов над другими, законы и механика разделения обществ на руководимых и руководителей. Исходя из вышесказанного, идеи итальянского философа представляются особенно востребованными в современном обществе и требуют особого внимания и переоценки в отечественной науке.

Актуализация и переоценка в современной, по крайней мере в исторической, науке требуют и методологии, основой которой был один из главных источников и базисов творчества Грамши - марксизм, творческим интерпретатором которого и был

22

итальянский мыслитель. В постсоветское время ее отрицали резко и невдумчиво, опрометчиво, со стремлением забыть (как и все якобы отставшее от жизни, а на самом деле - настоящее по сути и требующее трезвого лидера) ее идеологизированность и догматизированность, не взяв всего того положительного и стабильного («критически осмысленный, рассматриваемый во всем богатстве противоречий в его развитии марксизм в новом веке становится едва ли не единственной целостной системой, имеющей более чем полуторавековую историю всемирного развития методологией») [1, с. 4], что делало советскую науку одной из наиболее передовых и цельных научных систем мира. Так, российский исследователь творчества Антонио Грамши А. В. Бузгалин считает, что «реактуализация этого наследия, превращение его современных версий в рабочий инструмент ученого и вместе с тем - поле исследования представляется нам одной из важнейших задач в области современной методологии» [1, с. 4].

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, идеи итальянского философа, безусловно, требуют актуализации и исследования в современных условиях и с учетом критериев современной науки.

Список использованных источников и литературы

1. Бузгалин А. В. Марксизм после «Капитала»: российский контекст: доклад на международной конференции «"Капитал" - XXI: философия, методология, теория», посвященной 150-летию выхода 1-го тома «Капитала» К. Маркса. - М.: Культурная революция, 201l. - 48 с.

Buzgalin A. V. Marksizm posle «Kapitala»: rossiiskii kontekst. Doklad na mezhdunarodnoi konferentsii ««Kapital» - KhKhI: filosofiya, metodologiya, teoriya», posvyashchennoi 150-letiyu vykhoda 1-go toma «Kapitala» K. Marksa. M.: Kul'turnaya revolyutsiya, 201l. - 48 s.

2. Грамши А. Дань истории. - М.: Госполитиздат, 19б0. - 12l с.

Gramshi A. Dan' istorii. - M., Gospolitizdat, 19б0. - 12l s.

3. Грамши А. Тюремные тетради. Т. 3 / Пер. с итал. И. Я. Бондарчука. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. - 2б9 с.

Gramshi A. Tyuremnye tetradi. T. 3 / Per. s it. I.Ya. Bondarchuka. - M., Izdatel'stvo Inostrannoi literatury. - 1959. - 2б9 s.

4. Грецкий М. Н. Антонио Грамши - политик и философ. - М., Наука, 1991. - 159 с.

Gretskii M. N. Antonio Gramshi - politik i filosof. - M., Nauka, 1991. - 159 s.

5. Коломиец В. К. Теоретическая мысль Грамши и современность [Электорнный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Kolomiez_199l_3.pdf (Дата обращения: 13.09.2018).

Kolomiets V. K. Teoreticheskaya mysl' Gramshi i sovremennost' [Elektornnyi resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Kolomiez_199l_3.pdf (Data poslednego dostupa: 13.09.2018)

6. Комолова Н. П. Новейшая история Италии. - М.: Просвещение, 19l9. - 319 с.

Komolova N. P. Noveishaya istoriya Italii. - M., Prosveshchenie, 19l9. - 319 s.

I. Baldan A. Gramsci come storico : Studio sulle fonti del "Quaderni del carcere". - Bari : Dedalo libri, 1

8. D'Anna G. La scoperta di Antonio Gramsci: le Lettere e i Quaderni del carcere nel dibattito italiano del dopoguerra (1944-1952) : tesi di laurea in Storia contemporanea / laureando Giovanni D'Anna, relatore Pietro Scoppola Roma : Universita degli studi La Sapienza, 199l. - 84 p.

9. Gramsci A. Quaderni del carcere / A cura di Valentino Gerratana. - Roma : Editori riuniti, stampa 19ll. - 380 p.

10. Liguori G. Genesi e struttura dei Quaderni del carcere di Gramsci. Laboratorio permanente di studi gramsciani dell'Unical. - Seminario dell'8 ottobre 2013. - 13 p.

II. Liguori G. Gramsci conteso: interpretazioni, dibattiti e polemiche, 1922-2012. - Roma: Editori Riuniti university press 2012. - 116 p.

12. Mordenti R. Gramsci e la rivoluzione necessaria. - Roma : Editori riuniti, 200l. - 20б p.

23

13. Thomas P. D. The Gramscian moment : philosophy, hegemony and Marxism. - Leiden ; Boston : Brill, 2009. - XXV, 477 p.

14. Vacca G. Modernita alternative. Il Novecento di Antonio Gramsci, Torino, Einaudi, 2017. - 235 p.

15. Vacca G.Vita e pensieri di Antonio Gramsci. 1926-1937, Collana Storia. - Torino, Einaudi, 2012. -

215 p.

Koskova A. S., Schevelev S. S. Antonio Gramsci: relevance and features of the intellectual heritage of the Italian thinker

This article deals with the general issues of biography and creativity of the Marxist theorist and practice-revolutionary, Communist leader, founder of the Italian Communist party Antonio Gramsci. The author examines the relevance of the practical and theoretical heritage of the Italian thinker, who in his work touches upon the problems of historical, economic, socio-political aspects of the contemporary reality, as well as analyzes the historical realities. We consider the periodicals of Gramsci's work, the sources of influence of his mental and practical-political activity of 20-30 years of the XX century in Italy. There are identified issues and features of study of the texts of Gramsci for the Russian researchers. The versatility and breadth of the topics covered in Gramsci's works, with which he makes an intellectual contribution to the development of historical science, philosophy, political science, cultural studies, and Marxist criticism, are emphasized, which at the same time gives and demands from the researcher erudition and universality of thinking in the perception of the theoretical and ideological massive of the Italian thinker.

Keywords: Antonio Gramsci, Palmiro Togliatti, ICP, Prison notebooks, Ordine Nuovo, Avanti, Grido del Popolo, Antifascism.

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.