Научная статья на тему 'Педагогическое наследие Антонио Грамши как объект зарубежного научного дискурса'

Педагогическое наследие Антонио Грамши как объект зарубежного научного дискурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ANTONIO GRAMSCI / ISSUES OF EDUCATION / PUBLICATION ACTIVITY / PEDAGOGICAL RESEARCH / THEORETICAL HERITAGE / PROQUEST DISSERTATIONS & THESES / SCOPUS / АНТОНИО ГРАМШИ / ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Ольга Дмитриевна, Соловьева Лариса Владимировна

Статья посвящена проблеме определения уровня исследования и оценки теоретического наследия итальянского политического деятеля Антонио Грамши в трудах зарубежных и российских ученых-педагогов. В качестве эмпирического массива избраны данные, содержащиеся в реферативных и библиографических электронных базах исследователей, посвященных наследию А. Грамши. Вторая серия исследования конкретизирует позиции первой серии и включает позиции, связанные с принадлежностью публикаций по критерию «Грамши и образование». Показано, что публикационная активность педагогов может быть рассмотрена в рамках трех временных периодов. Анализ эмпирического массива по критерию «Грамши и образование» позволяет сделать содержательные выводы относительно хронологического распределения публикационной активности современных педагогов за рубежом по базам «ProQuest Dissertations & Theses» и «Scopus». В статье отражены результаты двух серий исследования публикационной активности педагогов по проблемам оценки теоретического наследия А. Грамши. Первая серия посвящена определению состояния и динамики публикационной активности в целом. Вторая серия уточняет динамику публикационной активности исследований по критерию «Грамши и проблемы образования». Результаты исследования, представленные в статье, показывают, что публикации по педагогической тематике могут быть представлены в виде трех кластеров, отражающих временные периоды. Эмпирические данные, полученные в соответствии с критерием «Грамши и проблемы образование» позволяют сделать значимые выводы о хронологическом распределении и содержании тематических публикаций зарубежных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL HERITAGE OF ANTONIO GRAMSCI AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC DISCOURSE BY MODERN RESEARCHERS ABROAD

In this article the problems of research and evaluation of Antonio Gramsci's theoretical heritage are considered. Empirical data were taken from electronic bibliographic abstract databases «ProQuest Dissertations & Theses» and «Scopus». The article presents the results of two series of research concerning researchers' publications on Antonio Gramsci's theoretical heritage issues. The first series aims at defining the state and dynamics of publications by the categories of «Gramsci's heritage studies». The second series specifies the points of the first series, and contains the issues of using «Gramsci and Education» criterion for defining the authorship of the publications on his theoretical heritage. The article shows that publication activity of teachers can be considered within three clusters of time period. Empirical data analysis by «Gramsci and Education» criterion allows for some meaningful conclusions about chronological distribution and content of publications by modern teachers abroad.

Текст научной работы на тему «Педагогическое наследие Антонио Грамши как объект зарубежного научного дискурса»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-32 УДК 37.013.46

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АНТОНИО ГРАМШИ КАК ОБЪЕКТ ЗАРУБЕЖНОГО НАУЧНОГО ДИСКУРСА

Федотова О.Д., Соловьева Л.В.

Статья посвящена проблеме определения уровня исследования и оценки теоретического наследия итальянского политического деятеля Антонио Грамши в трудах зарубежных и российских ученых-педагогов. В качестве эмпирического массива избраны данные, содержащиеся в реферативных и библиографических электронных базах исследователей, посвященных наследию А. Грамши. Вторая серия исследования конкретизирует позиции первой серии и включает позиции, связанные с принадлежностью публикаций по критерию «Грамши и образование». Показано, что публикационная активность педагогов может быть рассмотрена в рамках трех временных периодов. Анализ эмпирического массива по критерию «Грамши и образование» позволяет сделать содержательные выводы относительно хронологического распределения публикационной активности современных педагогов за рубежом по базам «ProQuest Dissertations & Theses» и «Scopus». В статье отражены результаты двух серий исследования публикационной активности педагогов по проблемам оценки теоретического наследия А. Грамши. Первая серия посвящена определению состояния и динамики публикационной активности в целом. Вторая серия уточняет динамику публикационной активности исследований по критерию «Грамши и проблемы образования». Результаты исследования, представленные в статье, показывают, что публикации по педагогической тематике могут быть представлены в виде трех кластеров, отражающих временные периоды. Эмпирические данные, полученные в соответствии с критерием «Грамши и проблемы образование» позволяют сделать значимые выводы о хронологическом распределении и содержании тематических публикаций зарубежных исследователей.

Ключевые слова: Антонио Грамши; проблемы образования; публикационная активность; педагогические исследования; теоретическое наследие; ProQuest Dissertations & Theses, Scopus.

PEDAGOGICAL HERITAGE OF ANTONIO GRAMSCI AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC DISCOURSE BY MODERN RESEARCHERS ABROAD

Fedotova O.D., Solovyva L.V.

In this article the problems of research and evaluation of Antonio Gramsci's theoretical heritage are considered. Empirical data were taken from electronic bibliographic abstract databases «ProQuest Dissertations & Theses» and «Scopus». The article presents the results of two series of research concerning researchers 'publications on Antonio Gramsci's theoretical heritage issues. The first series aims at defining the state and dynamics ofpublications by the categories of «Gramsci's heritage studies». The second series specifies the points of the first series, and contains the issues of using «Gramsci and Education» criterion for defining the authorship of the publications on his theoretical heritage. The article shows that publication activity of teachers can be considered within three clusters of time period. Empirical data analysis by «Gramsci and Education» criterion allows for some meaningful conclusions about chronological distribution and content of publications by modern teachers abroad.

Keywords: Antonio Gramsci; the issues of education; publication activity; pedagogical research; theoretical heritage; ProQuest Dissertations & Theses; Scopus.

Изменения, происходящие в ценностной, смысловой и коммуникативной сферах современной социальной практики, обусловливают интерес к теоретическому наследию мыслителей, жизнь и творчество которых совпали с переломными периодами европейской истории. К числу мыслителей, оставивших значительный след в истории евромарскизма, безусловно, относится итальянский философ, основатель и руководитель Итальянской коммунистической партии Антонио Грамши (1891-1937). Его наследие является теоретическим источником как европейских движений «новых левых», так и «новых правых», что свидетельствует о неординарности, оригинальности и глубине его идейных воззрений. Вместе с тем тот вклад, который, по мнению отечественных и зарубежных ученых, внес Антонио Грамши в развитие теории воспитания членов будущего справедливого гражданского общества, не находится в соответствии со степенью разработанности его теоретического педагогического наследия.

В целом вектор разработки прогностической проблематики в трудах неортодоксальных представителей различных идейных течений уже являлся объектом специального рассмотрения в работах отечественных исследователей [2, 8, 11, 14]. Имя Антонио Грамши упоминается

в отечественных исследованиях в контексте изучения его позиции по проблеме формирования политического сознания населения различных типологических групп [6], идейной борьбы вокруг его теоретического наследия [5], роли партии как воспитателя и коллективного интеллигента [13]. Вместе с тем зарубежные исследователи, помимо изучения системы его политических воззрений, исследуют прикладной аспект разработанной им «философии практики» -педагогическое наследие Антонио Грамши, которое еще не стало объектом специального рассмотрения в отечественной науке о воспитании. Целью данной статьи является определение основных направлений исследования педагогического наследия Антонио Грамши за рубежом. При реализации цели исследования мы исходим из гипотетического представления о том, что наиболее полное представление о том, какие аспекты педагогического творчества А. Грамши актуализированы в зарубежных научных исследованиях, можно получить на основании анализа контента, содержащегося в крупнейших международных базах данных диссертаций и научной периодики, наиболее полно отражающих результаты научных изысканий по заявленной тематике.

Источниками исследования являются:

1. Коллекция докторских (PhD) диссертаций ProQuest Dissertations & Theses (далее -ProQuest), которая является официальным репозитарием диссертаций Библиотеки Конгресса США и крупнейшей в мире полнотекстовой базой, содержащей информацию о зарубежных исследованиях диссертационного уровня различной направленности, выполненных в различных странах мира и постоянно пополняющая свой контент [7].

2. Универсальная библиографическая база Scopus, разработчиками и владельцами которой является издательская корпорация Elsevier. Являясь крупнейшей наукометрической базой, данный ресурс позволяет индексировать и отслеживать цитируемость более 18 тысяч научных публикаций, выходящих в пяти тысячах издательств, что обеспечивает значительный охват научной периодики и монографических изданий. При этом в базе Scopus индексируются не все публикации, выходящие в научной периодике, но только те, которые включены в журналы данной базы на основе критериев, определенных издательской корпорацией Elsevier, что в определенной мере суживает границы охвата научных публикаций по определенной тематике, но свидетельствует об их высоком качестве.

Методика и организация исследования определяется необходимостью выделения из вышеперечисленных баз данных сведений, сопряженных с педагогической проблематикой, со-

держащейся в творчестве Антонио Грамши, и ее качественного анализа. Логика исследования определяет его этапы, задача каждого из которых определяет специфику выборки. Методами исследования являются анализ, контент-анализ, кластерный анализ, интерпретация, сравнение, абстрагирование, генерализация. При проведении контент-аналитического исследования учитывались концептуально значимые методические подходы, представленные в трудах отечественных исследователей В.И. Добренькова и А.И. Кравченко [1], Г.Г. Татаровой [10], О.Д. Федотовой О.Д. [18], Е.А. Николаевой [4], О.Д. Федотовой и В.В. Латуна В.В. [12] и др.

Данные представлены в графическом виде путем построения гистограмм на основе использования возможностей и инструментов, содержащихся в программе EXEL, или же используются аналитические инструменты вышеупомянутых зарубежных наукометрических баз, позволяющие визуализировать результаты поиска данных. Особенности применения исследовательских процедур и их качественное своеобразие характеризуются при описании каждого исследовательского этапа.

Исследование проводилось в сентябре 2015 года, что позволило представить актуальные эмпирические данные.

Первый этап исследования. На первом этапе исследования ставилась задача выявления ведущих трендов, определяющих рост или спад интереса к теоретическому наследию Антонио Грамши. Для получения сведений использовались вышеупомянутые библиографические бызы ProQuest Dissertations & Theses и Scopus. Категория контент-аналитического исследования совпадает с формулировкой поискового запроса и включает один термин - фамилию Антонио Грамши в англоязычном варианте ее написания «Gramsci». Единица счета - количество публикаций, в название которых вынесена фамилия политического и общественного деятеля. При использовании электронного ресурса ProQuest было введено ограничение, согласно которому исключались магистерские диссертации и подсчитывались только названия докторских диссертаций (PhD). Для соблюдения единообразия и возможности дальнейшего сравнения данные были сгруппированы по десятилетиям. На основе подсчета частотности упоминаний категории анализа в публикациях, представленных в наукометрических базах, построены гистограммы (рис. 1 а, б).

Как показано на гистограммах, интерес зарубежных ученых к теоретическому наследию Антонио Грамши на диссертационном уровне возник в конце пятидесятых годов, в то время как публикационная активность исследователей по данной тематике, зарегистрированная в наукометрической базе Scopus, наблюдается с конца семидесятых годов двадцатого века.

ЯИВ

■ooo

TWO ЫКО

ИХИ

■two

НИИ НПО IWO 0

ли

ж

ВВП iSlb

но

10 1™ щ

Jp

tjp J>

.V „V

✓ 4

if

/ / /

a) 6)

Рис. 1. Полигон распределений источников по категории поиска «Gramsci» в а) ProQuest (http://search.proquest.com/pqdt/results/369439BB9DC54EDEP) и б) Scopus (http://www.scopus.com/term/analyzer.url)

Пик интереса к данной проблематике не совпадает - в диссертационных исследованиях он приходится на первое десятилетие XXI века, а в научной публицистике, представленной в базе Scopus, - на второе десятилетие. На рисунке 2 представлены результаты сравнения эмпирических массивов и их динамика.

Рис. 2. Отражение динамики интереса исследователей к теоретическому наследию Антонно Грамши согласно данным баз ProQuest (Ш) и Scopus (Я)

Согласно рисунке 2, наблюдается рост исследовательского интереса к политической, философской, педагогической и культурологической проблематике, связанной с творчеством Ан-тонио Грамши. При этом более резкий восходящий тренд, характеризующий рост интереса зарубежных ученых на уровне представления результатов исследований в виде диссертаций, превалирует над более «спокойной», не содержащей резких взлетов и падений положительной динамикой, свойственной публикациям, представленным в базе Scopus. На основании анализа данных первого этапа исследования можно сделать вывод о том, что имеет место нарастание интереса зарубежных исследователей к системе теоретических воззрений Антонио Грамши, которое усиливается с конца XX века. Следует отметить, что количество зарубежных диссертационных исследований, посвященных Антонио Грамши, на порядки больше количества отечественных диссертаций, которые, согласно данным Российской государственной библиотеки, насчитывают одну докторскую диссертацию по философским наукам, выполненную в 1990 году [14] и две кандидатских диссертации по философским (2012) и социологическим (2003) наукам [3, 9].

Второй этап исследования посвящен определению публикационной активности, жанрового и тематического своеобразия проблематики, относящейся к педагогическому наследию Антонио Грамши. Особенностью использования исследовательских процедур на данном этапе является изменение категории анализа и поискового запроса, которые сформулированы как «Gramsci and Education» в соответствии с «выпадающим» контекстом уточнений поиска, предлагаемых базой ProQuest. Таким образом, единицей счета являются публикации, в названии которых одновременно представлены фамилия теоретика и концепт «education». Введено ограничение, согласно которому рассмотрена первая тысяча публикаций из 15545, содержащихся в базе ProQuest, в связи с тем, что интересующие варианты, содержащие интересующие нас концепты, представлены уже в первой сотне названий, а затем система поиска автоматически отражает названия всех диссертационных работ, содержащих понятие «education».

На рисунке 3 представлены результаты контент-аналитического исследования данных, содержащихся в базе ProQuest.

На гистограмме показано, что зарубежные исследователи уделяют определенное внимание педагогическим проблемам, представленным в теоретическом наследии А. Грамши. Всего защищено 10 диссертаций, посвященных данной тематике, что, несмотря на малый процент от общего количества диссертаций, посвященных его наследию, является существенным для анализа отечественными исследователями в связи с тем, что в отечественном научном дискурсе диссертационного уровня работы по данной тематике полностью отсутствуют.

Y2010-2019 Y2000-2009 Y1990-1999 Y19B0-19B9 Y1970-1979 Y1960-1969 Y1950-1959 — 3 5

_

1 3 5 6

Рис. 3. Полигон распределений диссертаций зарубежных исследователей, посвященных педагогическим проблемам в творчестве Антонио Грамши (http://search.proquest.com/pqdt/results/EBD5F17A52B54CC7PQ)

Тематическое содержание диссертаций может быть представлено в виде трех кластеров, которые отражают динамику интереса зарубежных ученых к различным аспектам педагогической проблематики (рис. 4).

Y2010-2019

Y2000-2009 1

Y1990-1999

У1980-1989 5|

У1970-1979 1

У 1960-1969 У1950-1959

0 1 2 3 4 5 6

Рис. 4. Тематические кластеры диссертационных исследований по педагогической проблематике в наследии А. Грамши, представленные в базе ProQuest

К первому кластеру, отражающему тематику диссертаций в период с 1960 по 1959 гг., относится одна работа, выполненная в 1976 г. Ее автор W.L. Adamson посвятил свое исследование анализу марксистской концепции политического воспитания в интерпретации А. Грамши [15]. Следует отметить, что обращение к идеям марксизма и пост-марксизма в их педагогическом контексте также содержится в диссертации H. McNeill, рассмотревшем в 2000 г. данную проблему, в отличие от W.L. Adamson, не как самостоятельную, но в логике использования марксистских идей в целях образования взрослых [24].

Второй кластер, разработка тематики которого приходится на период с 1980 по 1989 гг., посвящен теоретическим проблемам методологического характера и затрагивает вопросы теории образования: причины возрождения интереса к педагогическим идеям А. Грамши [17, 20], влияние его идей на становление и развитие педагогических систем в Италии и Боливии [19, 25], вопросы современной социологии образования [21].

Третий кластер (1990-2009) охватывает работы, тематика которых посвящена исключительно проблемам образования взрослых [16, 22, 23, 24]. Несмотря на значительный тематический разброс, данные работы объединяет оценка авторами диссертаций педагогического наследия Антонио Грамши как теоретика, изменившего представления европейских мыслителей и педагогов, ориентированных на идеи радикального пересмотра системы образования для детей и взрослых. Об этом свидетельствует рядоположное упоминание в двух из четырех диссертаций имен Антонио Грамши и радикального педагога Паулу Фрейре (Paulo Freire), в «педагогике угнетенных» которого отражена марксистская позиция борьбы народных масс с колониализмом за свое право на полноценное образование.

Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что имеет место определенная закономерность в обращении зарубежных исследователей к педагогическим проблемам научного творчества Антонио Грамши.

Анализ публикаций по проблемам образования, представленным в наследии А. Грамши, в базе Scopus, проводился в соответствии с тем же самым поисковым запросом «Gramsci and Education». Электронные ресурс Scopus показал наличие 13 тематических публикаций по проблемам образования (http://www.scopus.com/results/results.url). На Рис. 5 и 6 представлены жанры научных публикаций, содержащиеся в базе данных Scopus и сведения и наиболее цитируемых авторах.

Рис. 5. Жанры научных публикаций по проблемам образования в творчестве А. Грамши

Рис. 6.Наиболее цитируемые авторы, разрабатывающие педагогическую

проблематику в наследии А. Грамши.

Согласно данным, приведенным на рисунке 5, анализ педагогического творчества А. Грамши объективирован в различных научных жанрах, в том числе монографического плана, а также в рецензиях как жанре научной критике при безусловном доминировании научной статьи как способа изложения авторской концепции. Наличие широкого спектра цитирований авторов статей по воспитательной и образовательной тематике, изложенной в различных жанровых источниках, свидетельствует о наличии стойкого интереса исследователей к творчеству А. Грамши и вариантам его научного анализа.

В логике решения поставленной задачи представляется целесообразным провести сравнение трендов, отраженных в двух типах информационно-аналитических баз - ProQuest и Scopus. Они представлены на рисунке 7.

Анализ гистограммы показывает следующее. Наблюдается четко выраженная восходящая линия тренда, характеризующая рост публикационной активности исследователей по педагогической проблематике, обращенной к творчеству А. Грамши, в научных источниках, индексируемых в базе Scopus. В то же время наполняемость данными о диссертациях докторского уровня, представленных в электронном ресурсе ProQuest, имеет тенденцию не только к снижению интереса зарубежных исследователей, но и к полному исчезновению с учетом того факта, что последняя из них была зафиксирована в 2000 г. Из десяти авторов, осуществивших диссертационные исследования, работы которых представлены в базе ProQuest, два имеют достаточно высокий уровень цитирования результатов своих исследований в базе Scopus.

Рис. 7. Результаты сравнения публикационной активности исследователей по проблемам образования в педагогическом наследии А. Грамши

в электронных ресурсах ProOuest (Я) и Scopus (Щ)

Выводы

Анализ контента, представленного в базах ProQuest и Scopus, показал, что, несмотря на однозначное признание зарубежными учеными социально-гуманитарного и педагогического наследия Антонио Грамши источником неомарксизма и разнообразных радикалистских течений, его творчество активно исследуется в самых различных аспектах. Российская педагогическая мысль еще сделала объектом своего научного дискурса проблемы теории образования в теоретическом творчестве Антонио Грамши, о чем свидетельствует отсутствие сведений в отечественных научно-аналитических и информационных базах Российской государственной библиотеки и Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), содержащего сведения о публикациях аналитического характера по философским, социологическим и культурологическим аспектам его творчества. Поэтому представляется целесообразным актуализировать исследования педагогического содержания теоретического наследия Антонио Грамши в современных условиях.

Список литературы

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 3 Методика и техника исследования. М.: ИНФРА-МБ 2004. XII, 932 с.

2. Коломиец В.К. Винко Р. Вера без будущего? Религия и католический мир У Грамши (VINCO R. UNA FEDE SENZA FUTURO? RELIGIONE E MONDO CATTOLICO IN GRAMSCI / PREF. DI MOLINARO A. VERONA: CASA EDITRICE MAZZIANA, 1983. 160 р. BIBLIOGR. P. 157-159) // Общественные науки за рубежом. Серия 5: История. 1985. № 1. С. 115-117.

3. Кранк И.И. Культурфилософская концепция Антонио Грамши. Дисс. ...канд. философских наук. Ростов-на-Дону, 2012.

4. Николаева Е.А. Зарубежная радикальная педагогика в наукометрическом дискурсе // Современные исследования социальных проблем. № 7. 2015. http://joumal-s.org/index.php/sisp/ article/view/6644/pdf_1167

5. Павлова Т.В. Идейная борьба вокруг теоретического наследия А. Грамши // Рабочий класс в мировом революционном процессе. М., 1987. С. 281-300.

6. Пантин И.К. Проблема политического в концепции Антонио Грамши // Философия и этика. Сборник научных трудов: к 70-летию академика А.А. Гусейнова. М.: РАН, 2009. С. 312-325.

7. Пивунов Е.Н., Федотова О.Д. Европа и Азия: геокультурные факторы в историко-педагоги-ческом контексте // Гуманизация образования. 2008. № 2. С. 90.

8. Плеханов П.А. Антонио Грамши - неортодоксальный теоретик-марксист // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 22. С. 15-19.

9. Рисмухамедов И.А. Концепция идеологии А. Грамши и Л. Альтюссера и их рецепция в современном неомарксизме. Дисс. .канд. социологических наук. Санкт-Петербург, 2003.

10. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М.: Nota Bene, 1999. 224 c.

11. Федотова О.Д., Катичева М.А. Человек будущего и проблемы образования в прогностическом дискурсе основателя Римского клуба А. Печчеи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 9. С. 25-31.

12. Федотова О.Д., Латун В.В. Образование в Китае: психолого-педагогическая проблематика диссертационных исследований // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 204.

13. Шабалин В.А. «Тюремные тетради» Антонио Грамши: партия - «коллективный интеллигент» // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2008. № 3. С. 105-112.

14. Шабалин В.А. Развитие теории социализма в трудах А. Грамши и П. Тольятти. Дисс. на соискание ... д-ра философских наук. М., 1990.

15. Adamson W.L. The political thought of Antonio Gramsci: a study in the marxist conception of political education. Brandeis University. ProQuest Dissertations Publishing, 1976.

16. Coben D.C. Radical heroes: Gramsci, Freire and the liberal tradition in adult education. University of Kent at Canterbury (United Kingdom), ProQuest Dissertations Publishing, 1992.

17. Dammery T. The educational relevance of the writings of Antonio Gramsci, with particular reference to education as institutionalised in schooling. The University of Manchester (United Kingdom), ProQuest Dissertations Publishing, 1982.

18. Fedotova O. The content of a site of the President of Russia as the information indicator of realization of counter-terrorism strategy in Russia // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 16. № 3. C. 392-396.

19. Hall, J.R. Antonio Gramsci, Italian communism and education. Michigan State University, Pro-Quest Dissertations Publishing, 1980.

20. Kaskaris I. Antonio Gramsci (1891-1937): the revival of Gramscian thought in the theory of education and pedagogy. The University of Edinburgh (United Kingdom), ProQuest Dissertations Publishing, 1987.

21. Keen M.F. Investigations towards the foundations for a sociology of knowledge in Gramsci's «Prison Notebooks» (hegemony, education, intellectuals, party). University of Notre Dame, Pro-Quest Dissertations Publishing, 1985.

22. Ledwith M.A. Antonio Gramsci: the application of his theoretical concepts to working-class adult education. The University of Manchester (United Kingdom), ProQuest Dissertations Publishing, 1990.

23. Mayo P. Synthesising Gramsci and Freire: Possibilities for a theory of transformative adult education. University of Toronto (Canada), ProQuest Dissertations Publishing, 1994.

24. McNeill H. Antonio Gramsci - reformist or revolutionary? Marxism, post-Marxism and adult education. National University of Ireland, Maynooth (Ireland), ProQuest Dissertations Publishing, 2000.

25. Subirats J. Antonio Gramsci's thought and mass education in Bolivia: an interpretative analysis of educational developments since the 1952 revolution. The University of Wales College of Cardiff (United Kingdom), ProQuest Dissertations Publishing, 1981.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Dobren'kov V.I., Kravchenko A.I. Fundamental'naya sotsiologiya: v 15 vol. Vol. 3 Metodika i tekhnika issledovaniya. M.: INFRA-MB 2004. XII, 932 c.

2. Kolomiets V.K. Vinko R. Vera bez budushchego? Religiya i katolicheskiy mir U Gramshi (VINCO R. UNA FEDE SENZA FUTURO? RELIGIONE E MONDO CATTOLICO IN GRAMSCI / PREF. DI MOLINARO A. VERONA: CASA EDITRICE MAZZIANA, 1983. 160 p. BIBLI-

OGR. P. 157-159) // Obshchestvennye nauki za rubezhom. Seriya 5: Istoriya. 1985. № 1. P. 115117.

3. Krank I.I. Kul'turfilosofskaya kontseptsiya Antonio Gramshi. Diss. ...kand. filosofskikh nauk. Rostov-na-Donu, 2012.

4. Nikolaeva E.A. Zarubezhnaya radikal'naya pedagogika v naukometricheskom diskurse // Sovre-mennye issledovaniya sotsial'nykh problem. № 7. 2015. http://journal-s.org/index.php/sisp/ar-ticle/view/6644/pdf_1167

5. Pavlova T.V. Ideynaya bor'ba vokrug teoreticheskogo naslediya A. Gramshi // Rabochiy klass v mirovom revolyutsionnom protsesse. M., 1987. P. 281-300.

6. Pantin I.K. Problema politicheskogo v kontseptsii Antonio Gramshi // Filosofiya i etika. Sbornik nauchnykh trudov: k 70-letiyu akademika A.A. Guseynova. M.: RAN, 2009. P. 312-325.

7. Pivunov E.N., Fedotova O.D. Evropa i Aziya: geokul'turnye faktory v istoriko-pedagogicheskom kontekste // Gumanizatsiya obrazovaniya. 2008. № 2. P. 90.

8. Plekhanov P.A. Antonio Gramshi - neortodoksal'nyy teoretik-marksist // Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyy vzglyad. 2013. № 22. P. 15-19.

9. Rismukhamedov I.A. Kontseptsiya ideologii A. Gramshi i L. Al'tyussera i ikh retseptsiya v sovre-mennom neomarksizme. Diss. .kand. sotsiologicheskikh nauk. Sankt-Peterburg, 2003.

10. Tatarova G.G. Metodologiya analiza dannykh v sotsiologii. M.: Nota Bene, 1999. 224 c.

11. Fedotova O.D., Katicheva M.A. Chelovek budushchego i problemy obrazovaniya v prognos-ticheskom diskurse osnovatelya Rimskogo kluba A. Pechchei // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2011. № 9. P. 25-31.

12. Fedotova O.D., Latun V.V. Obrazovanie v Kitae: psikhologo-pedagogicheskaya problematika dis-sertatsionnykh issledovaniy // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2013. № 6 (19). P. 204.

13. Shabalin V.A. «Tyuremnye tetradi» Antonio Gramshi: partiya - «kollektivnyy intelligent» // Sotsial>nye i gumanitarnye nauki na Dal>nem Vostoke. 2008. № 3. P. 105-112.

14. Shabalin V.A. Razvitie teorii sotsializma v trudakh A. Gramshi i P. Tol>yatti. Diss. na soiskanie . d-ra filosofskikh nauk. M., 1990.

15. Adamson W.L. The political thought of Antonio Gramsci: a study in the marxist conception of political education. Brandeis University. ProQuest Dissertations Publishing, 1976.

16. Coben D.C. Radical heroes: Gramsci, Freire and the liberal tradition in adult education. University of Kent at Canterbury (United Kingdom), ProQuest Dissertations Publishing, 1992.

17. Dammery T. The educational relevance of the writings of Antonio Gramsci, with particular refe-

rence to education as institutionalised in schooling. The University of Manchester (United Kingdom), ProQuest Dissertations Pub-lishing, 1982.

18. Fedotova O. The content of a site of the President of Russia as the infor-mation indicator of realization of counter-terrorism strategy in Russia // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 16. № 3. Р. 392-396.

19. Hall J.R. Antonio Gramsci, Italian communism and education. Michigan State University, Pro-Quest Dissertations Publishing, 1980.

20. Kaskaris I. Antonio Gramsci (1891-1937): the revival of Gramscian thought in the theory of education and pedagogy. The University of Edinburgh (United Kingdom), ProQuest Dissertations Publishing, 1987.

21. Keen M.F. Investigations towards the foundations for a sociology of knowledge in Gramsci>s «Prison Notebooks» (hegemony, education, intellectuals, party). University of Notre Dame, Pro-Quest Dissertations Publishing, 1985.

22. Ledwith M.A. Antonio Gramsci: the application of his theoretical concepts to working-class adult education. The University of Manchester (United Kingdom), ProQuest Dissertations Publishing, 1990.

23. Mayo P. Synthesising Gramsci and Freire: Possibilities for a theory of transformative adult education. University of Toronto (Canada), ProQuest Dissertations Publishing, 1994.

24. McNeill H. Antonio Gramsci - reformist or revolutionary? Marxism, post-Marxism and adult education. National University of Ireland, Maynooth (Ireland), ProQuest Dissertations Publishing, 2000.

25. Subirats J. Antonio Gramsci>s thought and mass education in Bolivia: an interpretative analysis of educational developments since the 1952 revolution. The University of Wales College of Cardiff (United Kingdom), ProQuest Dissertations Publishing, 1981.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Федотова Ольга Дмитриевна, зав. кафедрой образования и педагогических наук, доктор педагогических наук, профессор

Южный федеральный университет

ул. Большая Садовая, 105, г. Ростов-на-Дону, 344000, Россия

e-mail: [email protected]

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 4963-9339

Соловьева Лариса Владимировна, аспирант кафедры образования и педагогических наук Южный федеральный университет

ул. Большая Садовая, 105, г. Ростов-на-Дону, 344000, Россия DATA ABOUT THE AUTHORS

Fedotova Olga Dmitrievna, Head of the Department of Education and Pedagogical Sciences, Doctor of Pedagogy, Professor South Federal University

st. Bolshaya Sadovaya, 105, Rostov-on-Don, 344000, Russia e-mail: [email protected] SPIN-code SCIENCE INDEX: 4963-9339

Solovyov Larisa Vladimirovna, graduate student education and Pedagogical Sciences South Federal University

st. Bolshaya Sadovaya, 105, Rostov-on-Don, 344000, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.