Научная статья на тему 'Дидактическая иллюстрация как средство педагогической превенции радикализма в молодежной среде: наукометрический анализ'

Дидактическая иллюстрация как средство педагогической превенции радикализма в молодежной среде: наукометрический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА / ГИСТОГРАММА / ПУБЛИКАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАДИКАЛИЗМ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / DIDACTIC ILLUSTRATION / SCREEN CULTURE / HISTOGRAM / PUBLICATION / VISUALIZATION / EDUCATION / RADICALISM / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котляренко Юлия Юрьевна

Данная статья посвящена актуальной и мало изученной в отечественной педагогике проблеме дидактической иллюстрации в наукометрической базе SCOPUS. Автор считает, что переход к экранной культуре диктует необходимость теоретической разработки проблематики, связанной с эффективным использованием различных наглядных образов при передаче и усвоение информации. В статье была исследована публикационная активность зарубежных авторов в период с 1961 года по настоящее время. Проведенный контент анализ статистических данных позволил построить гистограмму, которая ярко отражает восходящий тренд опубликованных исследований об использовании дидактической иллюстрации в образовательном процессе. Это связано со сменой технологического уклада, в рамках которого наблюдается тенденция к смене информационного кода. Ученым, занимающимся исследованиями в области современной педагогики, приходится отвечать вызовам современного общества и находить новые средства разговора с молодежью. Автор считает средства дидактической иллюстрации удачным способом привлечь внимание молодых людей к проблемам экстремизма, радикализма и терроризма. Содержательный материал иллюстраций (комиксов, графических новелл и т.д.) может быть использован как вспомогательный ресурс формирования критического мышления и гражданской позиции в обществе. Сочетание слова и наглядности это одно из самых распространенных явлений в современной педагогической практике во многих европейских странах, США и Японии. Автор приходит к заключению, что в последние десятилетие значительно увеличилась публикационная активность зарубежных авторов о пользе современной дидактической иллюстрации в целях превенции радикалистских настроений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic illustration as a means of the pedagogical prevention of radicalism among the youth: the scientometric analysis

This article is devoted to the topical and unexplored in the Russian pedagogy issue didactic illustration in scientometric database SCOPUS. The author believes that the transition to the screen culture dictates the need for the development of theoretical researches related to the effective use of various visual images transmission and assimilation of information. The article was investigated the publication activity of foreign authors in the period from 1961 to the present. This content analysis of statistical data allowed us to construct a histogram, which clearly reflects the upward trend of the published studies on the use of didactic illustration in the educational process. This is due to the change of technological structure which tends to change the information code. Scientists involved in research in the field of the modern pedagogy, have to meet the challenges of the modern society and to find new means of talking with the youth. The author considers the didactic illustration is the best way to attract the attention of young people to the problems of extremism, radicalism and terrorism. Substantial material of illustrations (comics, graphic novels, and so on) can be used as an auxiliary resource of the formation of critical thinking and civic society. The combination of words and clarity this is one of the most widespread phenomena in modern teaching practice in many European countries, the USA and Japan. The author concludes that the publication activity of foreign authors has significantly increased the last decade concerning the application of modern didactic illustrations for prevention of the radicalism.

Текст научной работы на тему «Дидактическая иллюстрация как средство педагогической превенции радикализма в молодежной среде: наукометрический анализ»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/07PVN415.pdf DOI: 10.15862/07PVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/07PVN415)

УДК 37.026.4

Котляренко Юлия Юрьевна

ФГБОУ ВПО «Ростовский Государственный Университет Путей Сообщения»

Россия, Ростов-на-Дону1 Старший преподаватель E-mail: kotlakot@rambler.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=814352

Дидактическая иллюстрация как средство педагогической

превенции радикализма в молодежной среде:

1 344038, Южный федеральный округ, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2

наукометрический анализ

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной и мало изученной в отечественной педагогике проблеме - дидактической иллюстрации в наукометрической базе SCOPUS. Автор считает, что переход к экранной культуре диктует необходимость теоретической разработки проблематики, связанной с эффективным использованием различных наглядных образов при передаче и усвоение информации. В статье была исследована публикационная активность зарубежных авторов в период с 1961 года по настоящее время. Проведенный контент - анализ статистических данных позволил построить гистограмму, которая ярко отражает восходящий тренд опубликованных исследований об использовании дидактической иллюстрации в образовательном процессе. Это связано со сменой технологического уклада, в рамках которого наблюдается тенденция к смене информационного кода. Ученым, занимающимся исследованиями в области современной педагогики, приходится отвечать вызовам современного общества и находить новые средства разговора с молодежью. Автор считает средства дидактической иллюстрации удачным способом привлечь внимание молодых людей к проблемам экстремизма, радикализма и терроризма. Содержательный материал иллюстраций (комиксов, графических новелл и т.д.) может быть использован как вспомогательный ресурс формирования критического мышления и гражданской позиции в обществе. Сочетание слова и наглядности - это одно из самых распространенных явлений в современной педагогической практике во многих европейских странах, США и Японии. Автор приходит к заключению, что в последние десятилетие значительно увеличилась публикационная активность зарубежных авторов о пользе современной дидактической иллюстрации в целях превенции радикалистских настроений.

Ключевые слова: дидактическая иллюстрация; экранная культура; гистограмма; публикация; визуализация; образование; радикализм; молодежная среда.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Котляренко Ю.Ю. Дидактическая иллюстрация как средство педагогической превенции радикализма в молодежной среде: наукометрический анализ // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/07PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/07P VN415

Вопросы современной педагогики в области воспитания требуют особого внимания специалистов, разрабатывающих стратегию образовательной деятельности в условиях возрастающей геополитической конкуренции. В связи с этим появилась необходимость поиска новых средств и методов, позволяющих помочь молодежи определить своё место в жизни, оценить её реалии с перспективных, прогностических позиций. Задача общества и специалистов, участвующих в образовательном процессе контролировать процесс патриотического воспитания и созревания новых молодых граждан. Автора статьи особенно интересует ситуация ухода российской молодежи в радикальные террористические организации. Молодые люди - это уязвимая часть общества, которая ищет ответы на многие вопросы. Молодое поколение всегда стоит перед сложным выбором жизненного пути. Необходимость самоопределения, поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Что делать?» диктует молодым людям необходимость решения сложнейшей задачи. Анализ накопленного багажа знаний проецируется на окружающую реальность. Общество стремится создать условия для того, чтобы направить новую смену на лояльную интервенцию и осуществить плановое вливание «свежей крови» в существующий организм для поддержания его дальнейшего развития и функционирования. К сожалению, в последнее время наблюдается резкий рост поддержки идей радикального ислама, особенно в молодежной среде. Многие европейские страны озабочены вопросом, чем привлекает людей в возрасте от 20 до 30 лет из благополучных семей ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта)2? Июньские выпуски СМИ пестрят статьями о студентке - отличнице философского факультета МГУ Варваре Карауловой и ей подобным, пытавшимся уехать в Сирию через Турцию, чтобы присоединиться к радикалистам нового «Исламского государства». По мнению ГУ МВД по СКВО С.М. Ченчика одной из главных угроз целостности и безопасности страны становится "идеология терроризма, распространяемая через Интернет, через проповеди духовенства под прикрытием ислама фундаментального толка, через неофициальные сектантские учебные заведения, лагеря подготовки террористов"[18]. Педагоги, воспитатели, психологи, политологи заинтересованы в проведении исследований и поиске новых форм, средств и методов превенции идеологии терроризма, особенно в молодежной среде. Автор статьи отмечает, что современное медиаобразование должно помочь формированию медиаграмотности, разумному анализу современной действительности. Согласно документу ЮНЕСКО - «медиаобразование - это изучение средств массовой коммуникации — прессы,... как в рамках профессиональной подготовки работников этой сферы, так и как необходимое любому современному человеку освоение существующих информационных технологий, формирующее медиаграмотность — развитую способность к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов.. ,»3. Медиаобразование, по мнению Жака Гонне (J.Gonnet), выполняет важную функцию «становления личности», способствует воспитанию ответственности за порученное дело, экспериментальному поиску, свободному самовыражению, раскрывает творческие способности, инициативу, критическое мышление [2]. Он убежден, что в процессе занятий медиаобразовательного цикла нужно одновременно развивать толерантность, способность услышать другого человека, поощряя при этом «активность учащегося не только в плане анализа «чужих» медиатекстов, но также в создании собственных» [2]. Экранная культура, комиксы, графические новеллы, демотиваторы и мемы - это средства визуализации, понятные современной молодежи, они являются посредниками,

2 ИГИЛ - Исламское государство Ирака и Леванта - международная исламистская суннитская террористическая организация, действующая преимущественно на территории Сирии (частично контролируя её северо-восточные территории) и Ирака, фактически с 2013 года. Электронный ресурс // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

3 UNESCO [Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p. 273-274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p. 152].

транслирующими коды массовой культуры, позволяющие донести серьезные проблемы общества в простой, порой комической форме. Способность «снимать кино на бумаге» - один из новых способов выражения мысли, причем законченно и красиво. Данная проблема приобрела особую актуальность в настоящее время и стала объектом научных исследований и общественных дискуссий. Так, разработкой понятия «экранная культура» и её роли и сущности занимались такие исследователи, как Богомолов Ю.А., Борев В.Ю., А.С. Вартанов А.С., Ивлев А.А., Колоскова Н.И., Костина А.В., Рогозянский М.Э.,Сальникова Е.В. и др., обоснованием педагогических условий и механизмов формирования аспектов экранной культуры - Ищенко Е.В., Разлогов К.Э., Хренов Н.А. и др., вопросами взаимосвязи использования аудиовизуальных образовательных средств и развития экранной культуры -Котенко Е.Н., Хилько Н.Ф., и др. [1,3,4,5,6,7,19].

Значительный вклад в изучение принципа наглядности и его использование в учебном процессе внесли концепции восприятия аудиовизуальной информации и механизмов трансформации виртуального пространства (С.В. Олейников, К.Э. Разлогов, Н.П. Усова, Н.Ф. Хилько и др.), а также работы, посвященные вопросам совершенствования образовательного процесса в связи с использованием новых информационных технологий и мультимедиа-технологий (А.В. Могилев, А.В. Шеховцов, Е.С. Полат, Б.Е. Стариченко и др.). [10,14,17,19]. Тем не менее, работ, предметно рассматривающих современные подходы к использованию разнообразных визуальных единиц культурной информации как средств педагогической превенции идеологии антитеррора, радикализма и экстремизма в образовательной деятельности явно недостаточно. Именно это и послужило основанием для выбора темы и гипотезы исследования. Мы исходим из гипотетического представления о том, что актуальность определенной тематики отражается в публикационной активности авторов, обращающихся к тем или иным аспектам избранной проблемы. При этом учитываем тот факт, что в настоящее время популярной в научной среде и достаточно полной по праву считается информационная база SCOPUS [20]. В ней как в крупнейшей зарубежной библиографической и реферативной базе данных проиндексированы более 22000 названий научных изданий высокого уровня. Широкий охват тематических первоисточников дает возможность выявить публикационную активность в том или ином направлении в различные периоды времени. Российские журналы в данной базе не представлены как не имеющие высокого импакт-фактора.

Цель исследования: проанализировать публикационную активность представленности дидактических иллюстраций в статьях, включенных в наукометрическую базу SCOPUS.

Эмпирическим объектом исследования избрано содержание публикаций по проблеме использования дидактических иллюстраций, представленных в наукометрической базе данных SCOPUS. Наукометрический аппарат базы SCOPUS позволяет проводить автоматизированный анализ тематических публикаций. Для анализа были отобраны журналы, тематика которых была сопряжена с проблемами конфликтологии, психологии и педагогики.

Для установления количества публикаций по избранной теме была использована поисковая система данного электронного ресурса, которая показала наличие 68 публикаций в период с 1961 года по настоящее время. Обращает на себя внимание тот факт, что в данном источнике представлены статьи зарубежных авторов; отечественные материалы полностью отсутствуют.

Публикации были расположены в хронологическом порядке. На основании полученных статистических данных была построена гистограмма, отражающая частотность представленности дидактических иллюстраций в статьях, включенных в наукометрическую базу SCOPUS.

Методика контент-аналитического исследования. При разработке концепции проведения контент-аналитического исследования мы определили категорию и единицы анализа. В качестве категории анализа избрано понятие «Дидактическая иллюстрация». Единицей счета являлась статья, в названии которой содержался соответствующий концепт. При использовании данных баз мы принимали во внимание то обстоятельство, что в систему поиска включены как названия публикаций, содержащие интересующие нас концепты, так и ключевые слова, обладающие распознавательной силой (key words), что позволило провести расширенный поиск. Полученные данные были занесены в программу EXCEL.

Результаты применения наукометрической методики (тезаурусного метода) показали следующую динамику проявления публикационной активности специалистов.

8

7

Рис. 1. Полигон распределений публикаций по проблеме использования дидактических иллюстраций в образовании (на материалах информационной базы SCOPUS)

Как следует из гистограммы, представленной на рисунке, наблюдается ярко выраженный восходящий тренд, отражающий возрастающую публикационную активность исследователей проблемы использования визуализации в образовании в последнее десятилетие, о чем свидетельствует повышенное внимание к данной проблеме с 1961 по первую половину 2015 года. С определенной долей условности можно выделить три этапа публикационной активности специалистов, каждый из которых характеризуется следующими показателями. На первом этапе (1961 - 1980 гг.) наблюдается слабый рост количества публикаций, максимальное количество которых в год не превышает двух работ. Второй этап (1981-2000 гг.) характеризуется нарастанием интереса специалистов к дидактической проблематике, обращенной к реализации требований принципа наглядности. Третий этап (2001 г. - по настоящее время) демонстрирует существенное повышение интереса исследователей ко всем аспектам проблемы визуального образа в познании.

Анализ содержания публикаций показал, что проблемы, связанные с агрессией, насилием, ксенофобией, шовинизмом широко представлены в исследованных работах. Наблюдается значительное увеличение иллюстративного материала, посвященного проблемам радикализма и экстремизма в молодежной среде. Это свидетельствует об

обеспокоенности конфликтологов, психологов и педагогов теми процессами, которые остаются вне зоны контроля специалистов в области реализации молодежной политики и национальной безопасности.

Как отчетливо показывает гистограмма, публикационная активность исследователей возрастает, что свидетельствует о росте интереса к проблемам использования средств визуализации в образовательном процессе.

Подводя итог сказанному, отметим, что переход к экранной культуре связан со сменой технологического уклада, в рамках которого наблюдается тенденция к смене информационного кода. Современная молодежь владеет технологиями доставки и получения информации по лини использования новейших технических средств, в числе которых интернет и различные виды мобильной связи. Преобладание экранной культуры диктует необходимость теоретической разработки проблематики, связанной с эффективным использованием различных наглядных образов при передаче и усвоении информации. Современный образовательный процесс невозможно представить без использования средств визуализации. Проведенное исследование показало, что в настоящее время повышается интерес зарубежных педагогов и психологов к исследованию образовательных эффектов, полученных при помощи средств визуализации. При этом активно исследуются и предлагаются к использованию материалы, содержательный потенциал которых может быть использован как в экстремистских, так и в превентивных целях, направленных на формирование гражданского самосознания.

В связи с наличием радикалистских умонастроений определенной части молодежи, проживающей как за пределами Российской Федерации, так и в нашей стране, разработка проблематики, обращенной к педагогической превенции идеологи террора, представляется необходимой и своевременной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вартанов А.С. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура / [Отв. ред. А.С. Вартанов. М: Искусство, 1983.-21 см. [Ч.1]. Становление средств массовой коммуникации в художественной культуре первой половины XX века / [Богомолов Ю.А., Борев В.Ю., Вартанов А.С. и др.; Отв. ред. Н.М. Зоркая]. - М.: Искусство, 1983. - 311 с.

2. Гонне, Ж. (2001). Образование на СМИ: Плодотворные споры. Париж: Изд.: Hachette, 2001, 144 с.

3. Ищенко Е.В. Принцип окна в современной экранной культуре: диссертация ... кандидата культурологии: 24.00.01. - Москва, 2006. - 247 с.

4. Ивлев А.А. Формирование экранной культуры студентов университета: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ивлев Андрей Анатольевич; [Место защиты: Оренбург. гос. ун-т]. - Оренбург, 2010. - 22 с.

5. Колоскова Н.И. Экранная культура в контексте информатизации общества: диссертация ... кандидата философских наук: 24.00.01. - Ростов-на-Дону, 2002. -135 с.

6. Костина А.В. Соотношение и взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности: автореферат дис. ... доктора культурологиии: 24.00.01 / Костина Анна Владимировна. - Москва, 2009. - 38 с.

7. Котенко Е.Н. Аудиовизуальная поддержка студентов при решении профессионально-педагогических задач: На примере педагогических дисциплин: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Омск, 2003. - 186 с.

8. Котляренко Ю.Ю. Превенции идеологии и пропаганды терроризма среди молодежи / Ю.Ю. Котляренко / Труды 11-й международной научно-практической Интернет конференции «Преподаватель высшей школы XXI веке»: Сборник 11, Ростов н/Д: ФГБОУ ВПО РГУПС, 2014 г. - с. 253-255.

9. Котляренко Ю.Ю. Борьба с терроризмом в деятельности общественных и неправительственных международных организаций / Ю.Ю. Котляренко / Актуальш проблеми психологично!' теори i практики: Матерiали мiжнародноï науково-практично'1 конференци студенев, астранпв i молодихвчених (м. Донецьк, 4 кв^ня 2014 р.) / За заг. ред. Кафедри психологи ДонНУ. - Донецьк: ТОВ «Схщний видавничий дiм», 2014. - с. 116-119.

10. Могилев А.В. Технологии обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации [Текст]: [теоретический материал, задания и упражнения, контрольные вопросы и лабораторные работы, темы рефератов и вопросы для обсуждения] / Могилев А.В., Листрова Л.В. -Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2010. - 293 с.: ил., табл.; 23 см. -(Профильная школа).

11. Олейников С.В. СМИ в процессе системной трансформации информационного пространства Приднестровья: диссертация ... кандидата политических наук: 10.01.10. - Санкт-Петербург, 2006. - 236 с.

12. Рогозянский М.Э. Функциональный подход к взаимодействию телевидения и учреждений культуры по патриотическому воспитанию молодежи: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Рогозянский Марат Эдуардович; -Орел, 2010. - 178 с.

13. Сальникова Е.В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры: автореферат дис. ... доктора культурологии: 24.00.01 / Сальникова Екатерина Викторовна; - Москва, 2012. - 52 с.

14. Усова Н.П. Средства массовой информации как механизм регулирования межнациональных отношений: На примере Удмуртской Республики: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02. - Москва, 2004. - 200 с.

15. Федотова О.Д., Сафонцев С.А., Чигишева О.П., Пивненко П.П., Бутенко В.С., Дядиченко Е.А., Биржева Б.М., Николаева Е.А., Черных О.В. Психолого -педагогические превентивные технологии противодействия экстремизму в социокультурной практике Европейских стран. 2013, Ростов-на-Дону 263 стр. Изд. Общество с ограниченной ответственностью Международный издательский центр «Научное сотрудничество» ББК 66.041.33 УДК 316.346.32-053.81:37.015.3(4) Тип: монография Язык: русский ISBN: 978-5-4419-0028-7.

16. Федотова О.Д., Николаева Е.А. Идеи радикализма в современной педагогической проекции // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №6(25) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. стр. 185 УДК 37.06 ISSN 2223-5167.

17. Хилько, Н.Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии: Учеб. пособие для студентов твор. и пед. вузов по специальностям: "Соц.-культур. деятельность", "Журналистика", "Нар. художеств. творчество", "Педагог дополн. образования", "Медиаобразование", "Режиссура" / Н.Ф. Хилько. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003 (Тип. ОмГТУ). - 102 с.: табл.; 21 см.

18. Ченчик, С.М. МВД: В молодёжной среде СКФО растет поддержка идей радикального ислама [Электронный ресурс]-1 ноября 2013 - Режим доступа: http://news.1777.ru/society/17481-mvd-v-molodezhnoy-srede-skfo-rastet-podderzhka-idey-radikalnogo-islama.html Яз. рус.

19. Шеховцов М.В. Развитие рынка информационных технологий: Мировой опыт и российская практика: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.14. -Москва, 2004. - 153 с.

20. Наукометрическая база данных SCOPUS. Режим доступа: http://www.scopus.com/(дата обращения 28.06.2015).

21. Российская государственная библиотека. Режим доступа: http://www.rsl.ru (дата обращения 26.06.2015).

Рецензент: Сафонцев Сергей Александрович, профессор, доктор педагогических наук, академия психологии и педагогики Южного федерального университета.

Kotliarenko Yuliia Yurievna

Rostov State Transport University Russia, Rostov-on-Don E-mail: kotlakot@rambler.ru

Didactic illustration as a means of the pedagogical prevention of radicalism among the youth: the scientometric analysis

Abstract. This article is devoted to the topical and unexplored in the Russian pedagogy issue - didactic illustration in scientometric database SCOPUS. The author believes that the transition to the screen culture dictates the need for the development of theoretical researches related to the effective use of various visual images transmission and assimilation of information. The article was investigated the publication activity of foreign authors in the period from 1961 to the present. This content - analysis of statistical data allowed us to construct a histogram, which clearly reflects the upward trend of the published studies on the use of didactic illustration in the educational process. This is due to the change of technological structure which tends to change the information code. Scientists involved in research in the field of the modern pedagogy, have to meet the challenges of the modern society and to find new means of talking with the youth. The author considers the didactic illustration is the best way to attract the attention of young people to the problems of extremism, radicalism and terrorism. Substantial material of illustrations (comics, graphic novels, and so on) can be used as an auxiliary resource of the formation of critical thinking and civic society. The combination of words and clarity - this is one of the most widespread phenomena in modern teaching practice in many European countries, the USA and Japan. The author concludes that the publication activity of foreign authors has significantly increased the last decade concerning the application of modern didactic illustrations for prevention of the radicalism.

Keywords: didactic illustration; screen culture; histogram; publication; visualization; education; radicalism; the youth.

REFERENCES

1. Vartanov A.S. Sredstva massovoy kommunikatsii i sovremennaya khudozhestvennaya kul'tura / [Otv. red. A.S. Vartanov. M: Iskusstvo, 1983.-21 sm. [Ch.1]. Stanovlenie sredstv massovoy kommunikatsii v khudozhestvennoy kul'ture pervoy poloviny XX veka / [Bogomolov Yu.A., Borev V.Yu., Vartanov A.S. i dr.; Otv. red. N.M. Zorkaya]. - M.: Iskusstvo, 1983. - 311 s.

2. Gonne, Zh. (2001). Obrazovanie na SMI: Plodotvornye spory. Parizh: Izd.: Hachette, 2001, 144 s.

3. Ishchenko E.V. Printsip okna v sovremennoy ekrannoy kul'ture: dissertatsiya ... kandidata kul'turologii: 24.00.01. - Moskva, 2006. - 247 s.

4. Ivlev A.A. Formirovanie ekrannoy kul'tury studentov universiteta: avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.01 / Ivlev Andrey Anatol'evich; [Mesto zashchity: Orenburg. gos. un-t]. - Orenburg, 2010. - 22 s.

5. Koloskova N.I. Ekrannaya kul'tura v kontekste informatizatsii obshchestva: dissertatsiya ... kandidata filosofskikh nauk: 24.00.01. - Rostov-na-Donu, 2002. - 135 s.

6. Kostina A.V. Sootnoshenie i vzaimodeystvie traditsionnoy, elitarnoy i massovoy kul'tur v sotsial'nom prostranstve sovremennosti: avtoreferat dis. ... doktora kul'turologiii: 24.00.01 / Kostina Anna Vladimirovna. - Moskva, 2009. - 38 s.

7. Kotenko E.N. Audiovizual'naya podderzhka studentov pri reshenii professional'no-pedagogicheskikh zadach: Na primere pedagogicheskikh distsiplin: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.08. - Omsk, 2003. - 186 s.

8. Kotlyarenko Yu.Yu. Preventsii ideologii i propagandy terrorizma sredi molodezhi. / Yu.Yu. Kotlyarenko / Trudy 11-y mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy Internet konferentsii «Prepodavatel' vysshey shkoly XXI veke»: Sbornik 11, Rostov n/D: FGBOU VPO RGUPS, 2014 g. - s. 253-255.

9. Kotlyarenko Yu.Yu. Bor'ba s terrorizmom v deyatel'nosti obshchestvennykh i nepravitel'stvennykh mezhdunarodnykh organizatsiy / Yu.Yu. Kotlyarenko / Aktual'ni problemi psikhologichnoi teorii i praktiki: Materiali mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferentsii studentiv, aspirantiv i molodikhvchenikh (m. Donets'k, 4 kvitnya 2014 r.) / Za zag. red. Kafedri psikhologii DonNU. - Donets'k: TOV «Skhidniy vidavnichiy dim», 2014. - s. 116-119.

10. Mogilev A.V. Tekhnologii obrabotki tekstovoy informatsii. Tekhnologii obrabotki graficheskoy i mul'timediynoy informatsii [Tekst]: [teoreticheskiy material, zadaniya i uprazhneniya, kontrol'nye voprosy i laboratornye raboty, temy referatov i voprosy dlya obsuzhdeniya] / Mogilev A.V., Listrova L.V. - Sankt-Peterburg: BKhV-Peterburg, 2010. - 293 s.: il., tabl.; 23 sm. - (Profil'naya shkola).

11. Oleynikov S.V. SMI v protsesse sistemnoy transformatsii informatsionnogo prostranstva Pridnestrov'ya: dissertatsiya ... kandidata politicheskikh nauk: 10.01.10. -Sankt-Peterburg, 2006. - 236 s.

12. Rogozyanskiy M.E. Funktsional'nyy podkhod k vzaimodeystviyu televideniya i uchrezhdeniy kul'tury po patrioticheskomu vospitaniyu molodezhi: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.05 / Rogozyanskiy Marat Eduardovich; -Orel, 2010. - 178 s.

13. Sal'nikova E.V. Fenomen vizual'nosti i evolyutsiya vizual'noy kul'tury: avtoreferat dis. ... doktora kul'turologii: 24.00.01 / Sal'nikova Ekaterina Viktorovna; - Moskva, 2012. - 52 s.

14. Usova N.P. Sredstva massovoy informatsii kak mekhanizm regulirovaniya mezhnatsional'nykh otnosheniy: Na primere Udmurtskoy Respubliki: dissertatsiya ... kandidata politicheskikh nauk: 23.00.02. - Moskva, 2004. - 200 s.

15. Fedotova O.D., Safontsev S.A., Chigisheva O.P., Pivnenko P.P., Butenko V.S., Dyadichenko E.A., Birzheva B.M., Nikolaeva E.A., Chernykh O.V. Psikhologo -pedagogicheskie preventivnye tekhnologii protivodeystviya ekstremizmu v sotsiokul'turnoy praktike Evropeyskikh stran. 2013, Rostov-na-Donu 263 str. Izd. Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu Mezhdunarodnyy izdatel'skiy tsentr «Nauchnoe sotrudnichestvo» BBK 66.041.33 UDK 316.346.32-053.81:37.015.3(4) Tip: monografiya Yazyk: russkiy ISBN: 978-5-4419-0028-7.

16. Fedotova O.D., Nikolaeva E.A. Idei radikalizma v sovremennoy pedagogicheskoy proektsii // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014 №6(25) [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2014. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/pdf, svobodnyy. -Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl. str. 185 UDK 37.06 ISSN 2223-5167.

17. Khil'ko, N.F. Ekrannaya kul'tura: mediasistemy i tekhnologii: Ucheb. posobie dlya studentov tvor. i ped. vuzov po spetsial'nostyam: "Sots.-kul'tur. deyatel'nost'", "Zhurnalistika", "Nar. khudozhestv. tvorchestvo", "Pedagog dopoln. obrazovaniya", "Mediaobrazovanie", "Rezhissura" / N.F. Khil'ko. - Omsk: Izd-vo OmGTU, 2003 (Tip. OmGTU). - 102 s.: tabl.; 21 sm.

18. Chenchik, S.M. MVD: V molodezhnoy srede SKFO rastet podderzhka idey radikal'nogo islama [Elektronnyy resurs]-1 noyabrya 2013 - Rezhim dostupa: http://news.1777.ru/society/17481-mvd-v-molodezhnoy-srede-skfo-rastet-podderzhka-idey-radikalnogo-islama.html Yaz. rus.

19. Shekhovtsov M.V. Razvitie rynka informatsionnykh tekhnologiy: Mirovoy opyt i rossiyskaya praktika: dissertatsiya ... kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.14. -Moskva, 2004. - 153 s.

20. Naukometricheskaya baza dannykh SCOPUS. Rezhim dostupa: http://www.scopus.com/(data obrashcheniya 28.06.2015).

21. Rossiyskaya gosudarstvennaya biblioteka. Rezhim dostupa: http://www.rsl.ru (data obrashcheniya 26.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.