УДК: 796.011.3:378.147
В.П. Сущенко
ПОДХОДЫ К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ТЕХНОЛОГИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ25
Политехнический Университет Петра Великого Санкт-Петербург, docent-0 7@mail. ru
Аннотация. Техносферные процессы современности, инициированные научно-техническим прогрессом, развернули дидактику профессионально-прикладной физической подготовки студентов в сторону рекреационных, дистанционных образовательных технологий. В основе интеграции образовательных технологий подготовки будущих Hi-tech специалистов с парадигмой гуманизации инжиниринга находится разработка алгоритмов индивидуализации физического развития студента (и студентки) в сетевом формате реализации. Спортивно-педагогический процесс технического вуза наиболее соответствует выполнению подобного социального заказа.
Summary. V.P. Sushchenko The conception of the occupational physical training under distance educational programs of the polytechnic university.
The integration of physical training programs and their medical control raises emotional appeal of lesson to students, creates methodological base of remote education. Thus the didactic task of the modern sport science is to rehabilitate the human health potential under the Technic University distance educational environments.
К прикладной форме физической подготовки, как специализированному направлению развития физической культуры и спорта, традиционно относятся совокупность тех спортивно-технических паттернов, которые обеспечивают высокую физическую работоспособность, соответствующую профессиональной направленности самореализации индивида в экстремальных природных, техногенных и социогенных условиях. Сюда можно отнести, например, профессии военнослужащего, геолога... В условиях информационной поддержки, инжини-
25 V.P. Sushchenko The conception of the occupational physical training under distance educational programs of the polytechnic university / Peter the Great Polytechnic University, Saint-Petersburg.
ринга высокой интенсивности, требование к физической выносливости и оперативности личного состава («человеческий фактор») еще больше повышается [2, 5-7].
В разработке рекреационных алгоритмов физического развития студентов в современных условиях необходимо учитывать, как показывает наш опыт, в первую очередь два фактора: во-первых, необходимость перемещения студента из позиции «объект» в позицию «субъект» спортивно-педагогического процесса [1,3,4]; во-вторых, становясь «субъектом», т.е. активным, вдумчивым участником индивидуализации своего физического развития наравне, в партнёрстве с преподавателем, студент (студентка) вовлекает педагога в информационное пространство развития своего поколения - в технологии дистанционных образовательных программ (http: //dl. spbstu. ru); в Болонском Образовательном Пространстве дистанционные образовательные программы для будущих инженеров наиболее разработаны [1,2]; однако, даже в разделе «разработка, изготовление, применение, эксплуатация [5,6] гаджетов и девайсов», обеспечивающих аппаратно-программными средствами сопровождение бытовых форм физической активности молодежи, отсутствуют звенья сетевой, иерархически организованной интеграции актуализированного социального пула - следующее звено «профессиональное дифференцирование» и завершающее звено «экспертная интеграция» [1,4-6]. В этом отношении спортивно-педагогический процесс в техническом вузе имеет перспективы креативного развития. Обучение инженерным профессиям неразрывно связано с использованием компьютерных технологий, т.н. «электронное обучение» [1, 4]. В отличие от этого, программы учебно-тренировочного занятия, индивидуализация физического развития реализуются непосредственно в спортивном зале, в динамичных и статичных физических нагрузках. Естественным вариантом совмещения двух выше упомянутых педагогических процессов Института Физической Культуры, Спорта и Туризма и многочисленных специализированных кафедр и институтов технического профиля СПбПУ Петра Великого, является вовлечение студента (будущего инженера) в процедуру медико-биологического тестирования до и после окончания физических упражнений непосредственно во время учебно-тренировочного занятия, затем в обработку полученных данных за пределами кафедры физической культуры, совместный с педагогом-тренером анализ данных и получение обоснованных рекомендаций для предстоящего учебно-тренировочного занятия посредством дистанционных образовательных технологий
(http://dl.spbstu.ru/bioadaptive engineering) [6, 7].
Таким образом, подводя итог выше изложенному, необходимо констатировать следующее. Научно-техническому прогрессу, породившему дегуманизи-рованную среду техногенного комфорта, изолировавшую Homo Sapiens от эво-люционно формирующих связей с Биосферой, в современной фазе развития предстоит задача гуманизации техносферы, разработки форм инжиниринга повседневных реализаций биологической совместимости виртуальной и физической реальности индивида. Эта задача может иметь положительное решение в совершенствовании образовательных программ технического вуза путем совмещения парадигм технического и спортивно-педагогического процессов в алгоритмах сохранения адекватности медико-биологической целостности конкретного индивида (студентки, студента), биологической сущности Homo Sapiens в виртуальном, информационном пространстве развития. Ключевой позицией совершенствования спортивно-педагогического процесса вуза в дифференциации спортивно-прикладных направлений рекреационной содержательности, безусловно, являются дистанционные образовательные технологии в разработке дидактических продуктов виртуальной презентации реальных спортивно-технических алгоритмов.
Литература:
1. Будущее дистанционного обучения http://www.web-learn.ru/biblioteka-online/67
2. Гросс Х.Х. Педагогическая кинезиология - одно из направлений в спортивной подготовке и биомеханике / Х.Х. Гросс // Теория и практика физической культуры. 1976. № 11, С. 9-13.
3. Лопатин М.В. Проблемы развития кафедры физической культуры и спорта СПбГПУ в контексте Болонского Образовательного Пространства/ М.В. Лопатин, В.П. Сущенко, И.К. Яичников// Актуальные проблемы современной политехнической науки.- СПб.: 2014.- С.215-225
4. Открытое и дистанционное образование http://journals.tsu.ru
5. Педагогический колледж фитнеса http://www.fitnesstrener.ru/about fitness college/ news.html
6. Сущенко В.П. Аппликации "CDIO" в рекреационных проекциях мониторинга физической работоспособности/ В.П. Сущенко, И.К. Яичников// Рекреационный инжиниринг в парадигме спортивно-педагогического процесса.- СПб.: 2014.- С.5-21
7. Яичников И.К. Инжиниринг в коррекции физического развития студенческой молодежи/ И.К. Яичников, В.П. Сущенко// Теория и практика физической культуры.- 2014.- №7.- С.30-32.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, дистанционные образовательные технологии. Keywords: Hi-tech occupational physical training, distance education.
Р.Г. Тухбатуллина, А.Р. Нагаева
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ - КАК ФАКТОР ПРИОРИТЕТНОГО СОХРАНЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ (на примере ООО «Саулык», КАЗАНЬ)
ГБОУ СПО «Казанский государственный медицинский университет» МЗ РФ ООО» РАН», Казань, [email protected]
На современном этапе развития общества основную опасность здоровью населения и проблему для здравоохранения представляют заболевания сердечно -сосудистой системы, которые являются ведущей причиной заболеваемости, ин-валидизации и смертности взрослого населения. Сердечно-сосудистые заболевания стоят на первом месте по распространенности среди населения экономически развитых стран. Статистика заболеваемости и смертности подтверждает, что общественное здоровье человека в XXI веке во многом определяется наличием или отсутствием сердечно-сосудистой патологии.
Президент РФ В.В. Путин в своем обращении Федеральному собранию 4 декабря 2014 года предложил объявить 2015 год Годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Министр здравоохранения Республики Татарстан А.Ю.Вафин в выступлении подчеркнул, что в структуре смертности в 2014 году 53% занимают заболевания системы кровообращения.
Одним из этапов нашего исследования явилось изучение ассортимента аптечной сети ООО «Саулык» и его влияние на товарооборот аптеки. Однако при