УДК 378.1245
МАРШРУТЫ МОНИТОРИНГА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ
Яичников Игорь Константинович кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, доцент,
заведующий лабораторией Политехнический Университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия
THE APPROACHES TO THE PERSON PHYSICAL DEVELOPMENT MONITORING IN
MODERN TRENDS OF ONTOGENESIS
Yaitchnikov Igor Konstantinovich PhD, senior researcher, Associate Professor,
Head of the laboratory
Polytechnic University of the Peter the Great, St. Petersburg, Russia
Аннотация. Представлена мнемоническая схема эффективного объединения научно-исследовательских разработок специалистов различного профиля в создании алгоритмов рекреационного стиля жизни студенческой молодежи. Представлены подходы к вариантам решений в спортивно-педагогических образовательных технологиях Политехнического Университета Петра Великого.
Summary. The mnemonic scheme of the effective multidisciplinary research integration in achievement of algorithms of the student's youth recreational lifestyle is submitted. The variants of sport engineering and physical training combinations are given.
Ключевые слова. Рекреационный стиль жизни, инжиниринг, спортивно-педагогические образовательные технологии.
Keywords. Recreational lifestyle, sport engineering, physical training.
Онтогенез, уникальный процесс индивидуального прохождения каждым Человеком маршрута Филогенеза на дистанции от своего первого до последнего вздоха; условием прогрессивного развития популяции Homo Sapience является перекрытие нескольких возрастных переходных периодов одновременно тремя поколениями - юное, зрелое и пожилое; под Перекрытием здесь подразумевается успешное пользование потенциалом жизнеспособности организма, для сохранения биологической самодостаточности сопряженной с «инстинктивной коллинеарностью вектору Инстинкта Цели», индивидуально каждым представителем своего поколения в одних и тех же биосферных, техносферных процессах социогенеза [2,5]; филогенетический месседж (послание) одного поколения другому оформляется процедурой преодоления Проблемы, т.е. назревшей неизбежностью организации принципиально иных отношений выживания внутри социума; преодоление Проблемы возникает как сверхсуммарный (эмерджентный) эффект от
минимально достаточного количества решенных задач развития; причем, алгоритмы решения задач наработаны, зрелым (репродуктивным) поколением, а состоявшееся преодоление Проблемы констатируется юным поколением в прецеденте нового, иного образа жизни; причем внешне наблюдаемым феноменом, индикатором окончательно состоявшегося преодоления Проблемы, может рассматриваться продолжительность жизни старшего, пожилого поколения; таким образом, Проблема является, своего рода, эстафетным отношением поколений. Многогранность Проблемы Отношения Поколений в настоящем материале рассматривается в аспекте мониторинга биологической целостности индивида в онтогенетическом отрезке студенчества согласно периодизации онтогенеза [1,3,5] -переход от отрочества к юности, от юности к первому взрослому возрасту за шестилетний период обучения в вузе (бакалавриат, магистратура).
«Дети Миллениум» - этим понятием констатируется необратимость комплекса изменений психофизического статуса современного молодого поколения постиндустриального социума как наблюдаемых в быту результатов работы естественных адаптационных механизмов жизнедеятельности организма.
В целом, подобная ситуация переходного состояния социума уже находила формулировки, которые в перефразировании могут выглядеть следующим образом: «Ситуация, когда подрастающее поколение уже не может жить «по-старому», живущие «по-старому» не понимают, как и, тем более, зачем жить «по-новому», а бесперспективность сосуществования в неразрешенных противоречиях делает неотложным достижение консенсуса в созидательном поиске совместной перспективы дальнейшего развития вида Homo Sapience». Отличие современной
Проблемы Отношения Поколений от всех предыдущих состоит в том, что в современных информационных векторах развития социума, молодое поколение погружается в виртуальную реальность (трансперсональный тренд) в таких аппаратно-программных технологиях, которых доселе небывало; поэтому их стремительная утрата биологической самодостаточности [4,7,9] может быть приостановлена и рекуперирована, главным образом, ими самими в те сроки, пока старшим поколением может еще поддерживаться целостность Социума в рамках совместимости с законами развития Биосферы. Выше изложенное мы обобщили схематически в виде «Карты Маршрутов» поиска решений современной Проблемы
Отношений Поколений, которая представлена на рис.1. Ориентировка целей, задач научного поиска, полученных результатов и степени их приближения к научной обоснованности разрабатываемого рекреационного стиля жизни современного Человека по мнемоническим позициям Карты Маршрутов позволяет, как показывает практика, более эффективно объединять усилия различных исследовательских групп [6,7,8].
Спортивно-педагогические программы физического развития студентов вуза дифференцируются по трем категориям - основная, подготовительная и специальная медицинская (группа здоровья). Если в первых двух программах контроль освоения двигательных навыков общей и специальной физической подготовки осуществляется по нормативным зачетным упражнениям (маршрут 7^Б-Окм), то для студентов с проблемами здоровья требуется индивидуальный подход (маршрут 7^G-Ikm), методология которого до сих пор в полной мере не разработана [2,3,5].
в
н
1J
2
3J
4
5
6
7.
8.
9
10 I
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ "HOMO SAPIENCE
ГИПОДИНАМИЯ ГИПОКИНЕЗИЯ
МОТОРНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ МЕНТАЛЬНАЯ НЕОДСТАТОЧНОСТЬ
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
БЛАГОПОЛУЧИЕ
РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ФИЗИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ
КОЛЛЕКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
О О
ФАКТОР ВЕЛИЧИНА
ЭМЕРДЖЕНТНОСТИ ИЗМЕРЯЕМАЯ
О
ЧЕЛОВЕКА
ПОТЕНЦИАЛ ЗДОРОВЬЯ
О
ПОПУЛЯЦИИ
Рис.1. Карта Маршрутов рекуперации Потенциала Здоровья Человека
В этой связи для разработки оперативных критериев медико-биологического мониторинга физического развития студентов в Политехническом Университете Петра Великого при Институте Физической Культуры, Спорта и Туризма создана лаборатория «Биоадаптивного Инжиниринга» в задачу которой входит, в частности, разработка методологии совмещения программ учебно-тренировочных занятий и образовательных технологий подготовки инженеров по многочисленным кафедрам Университета [2,4].
Не менее актуальной является задача создания таблиц т.н. Должных Величин (маршрут 4^Р-\км) параметров жизнедеятельности организма и алгоритмов их применения в тестирующих условиях физической работоспособности -интегрального выражения измеряемых паттернов физиологических характеристик жизнедеятельности организма [6,7,8,9]. Именно несоответствие до некоторой степени нормативных характеристик физического развития современной молодежи по отношению к таковым для их сверстников недавнего прошлого (теперешнего поколения взрослого и пожилого периодов онтогенеза) послужило основанием для развертывания современной программы подготовки и выполнения нормативов Комплекса ГТО РФ.
В этой связи разработка студентами систем сбора и обработки информации, ее математический анализ, статистические предикторы эффективности управления производственным процессом, как в инженерной реализации, так и в применении к контролю психофизического развития по результатам самотестирования в пакете простейшего медико-биологического мониторинга, открывает перспективу
гуманизации научно-технического прогресса. Актуализация технологий электронного и дистанционного форматов образования не только в освоении теоретических материалов, но также в интерактивном развитии двигательных качеств и навыков, осуществляется лабораторией Биоадаптивного Инжиниринга на портале Дистанционных Обраозвательных Технологий СПбПУ Петра Великого по адресу ИКр^/^врЬвШти/рекреационный инжиниринг (разработчик Яичников И.К.).
Таким образом, социальные запросы современности, позиционированные в развиваемых международных программах Те!еНеаКИ и Те!еМе^о1пе, вполне обеспеченных аппаратно-программными ресурсами, остро нуждаются в разработке алгоритмов сопряжения информационной насыщенности профессиональной и бытовой среды развития современного Человека с разработкой естественных форм поддержания эволюционно заданных объемов физической загрузки, сбалансированного сочетания статических и динамических ее форм. Образовательная среда современного политехнического вуза является наиболее адекватной, как в области подготовки мотивированных профессионалов, так и в области разработки технических объектов и технологических процессов с
приоритетом «человеческого фактора» во всех периодах онтогенеза.
_0
Список литературы
1. Лопатин, М. В. Основные направления в формировании концепции развития кафедры физической культуры и спорта в университете на период до 2018 г. / М. В. Лопатин, В. П. Сущенко, И. К. Яичников // Неделя науки СПбГПУ: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура, спорт и здоровье студентов». Изд-во Политехн. ун-та. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 3-15.
2. Переходко, Ф. Г. Управление физическим воспитанием студентов вузов с использованием интерактивных методов педагогического воздействия: монография / Ф. Г. Переходко; под ред. В. А.Щеголева. - Санкт-Петербург : СПбНУ ИТМО, 2012. - 204 с.
3. Сущенко, В. П. Дидактика включения методологии биомониторинга студентов в структуру проведения учебно-тренировочного занятия / В. П. Сущенко, Ю. В. Рузанов, И. К. Яичников // Неделя науки СПбГПУ: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура, спорт и здоровье студентов». Изд-во Политехн. ун-та. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 141-146.
4. Сущенко, В. П. Развитие современных форм обучения студентов технического вуза в парадигме физической культуры / В. П. Сущенко, Ю. В. Рузанов, А. А. Ефимов, И. К. Яичников // Неделя науки СПбГПУ: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура, спорт и здоровье студентов». Изд-во Политехн. ун-та. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 132-140.
5. Щеголев, В. А. Физическая культура и спорт как средство профессионально-ориентированного воспитания студенческой молодежи: монография /В. А. Щеголев, Ю. Н. Щедрин. - Санкт-Петербург : СПбГУ ИТМО, 2011. - 216 с.
6. Яичников, И. К. «ФОРСТЕП» в подготовке футболистов / И. К. Яичников, М. С. Данилов, А. А. Лотоненко // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 3(28). - С. 49-56.
7. Яичников, И. К. Инжиниринг в коррекции физического развития студенческой молодежи / И. К. Яичников, В. П. Сущенко // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 30-32.
8. Яичников, И. К. Тестирование общей физической работоспособности по показателям работы сердечно-сосудистой и терморегуляторной систем: учеб.-метод. пособие / И. К. Яичников. - Санкт-Петербург : НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2009. - 54 с.
9. Яичников, И. К. Физиологические индикаторы гомеостатической надежности организма спортсмена - «температура» / И. К. Яичников // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта, 2009. - Вып. 6(52), - С.102-107.
References
1. Lopatin, M. V. Trends in the formation of the concept of the university department of physical culture and sport for the period up to 2018/ M. V. Lopatin, V. P. Suschenko, I. K. Yaitchnikov //Week of science of SPbSPU: Proceedings of the All-Rus. theor.-pract. conf. "Physical culture, sport and health of students". Publ. h-se of Polytechnic un-ty. - St. Petersburg, 2014. - P. 3-15. (In Russian)
2. Perekhodko, F. G. Management of physical education of university students using interactive teaching methods: monograph / F. G. Perekhodko; ed. by V. A. Schegolev. -St. Petersburg: SPbSU ITMO, 2012. - 204 p. (In Russian)
3. Schegolev, V. A. Physical culture and sport as a means of professionally-centered education of students: monograph / V. A. Schegolev, Yu.N. Schedrin. - St. Petersburg: SPbSU ITMO, 2011. - 216 p. (In Russian)
4. Suschenko, V. P. The didactics of the introduction of the student biomonitoring methodology into the structure of training sessions /V. P. Suschenko, Yu. V. Ruzanov, I. K. Yaitchnikov //Week of science of SPbSPU: Proceedings of the All-Rus. theor.-pract. conf. "Physical culture, sport and health of students". Publ. h-se of Polytechnic un-ty. - St. Petersburg, 2014. - P. 141-146. (In Russian)
5. Suschenko, V. P. Development of modern forms of teaching students in technical universities within the physical culture paradigm / V.P. Suschenko, Yu.V. Ruzanov, A. A. Efimov, I. K. Yaitchnikov // Week of science of SPbSPU: Proceedings of the All-Rus. theor.-pract. conf. "Physical culture, sport and health of students". Publ. h-se of Polytechnic un-ty. - St. Petersburg. - St. Petersburg, 2014. - P. 132-140. (In Russian)
6. Yaitchnikov, I. K. "FourStep" in training of footballers / I. K. Yaitchnikov, M. S. Danilov, A. A. Lotonenko // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2010. - № 3(28), - P. 49-56. (In Russian)
7. Yaitchnikov, I. K. Engineering in correction of physical development of students / I. K. Yaitchnikov, V. P. Suschenko // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2014. - № 7.
- P. 30-32. (In Russian)
8. Yaitchnikov, I. K. Physiological indicators of homeostatic reliability of athlete's body
- "temperature" /1. K. Yaitchnikov // Uchenye zapiski Univer. P. F. Lesgafta, 2009. - Iss. 6(52), - P. 102-107. (In Russian)
9. Yaitchnikov, I. K. Testing of general physical working capacity in terms of cardiovascular and thermoregulatory systems: teaching aid / I. K. Yaitchnikov. - St. Petersburg: Lesgaft NGU, 2009. - 54 p. (In Russian)