нинградский НИИСХ «Белогорка»; Упелниек Владимир Петрович, ФГБУН Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, ФГБУН Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН; Градсков Сергей Матвеевич, Завгородний Сергей Владимирович, ФГБУН Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН; Кузнецова Лина Ивановна, Лаврентьева Наталья Сергеевна, СПбФ ФГБНУ НИИ хлебопекарной промышленности; Варапаев Валерий Валерьевич, ФГБНУ АФИ
Ключевые слова: хлеб, озимые тритикале, пшеница, пырей, элимус, физико-биохимические свойства, белок.
Key words: bread, winter triticale, wheat, Elymus L., Agropyron L, physico-chemical and baking quality, protein.
УДК: 796.011.3:378.132
И.К. Яичников, В.Д. Костенко
КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПРЕСС-МОНИТОРИНГА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ СТОИМОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ28
Политехнический Университет Петра Великого, Санкт-Петербург, [email protected]
Аннотация. Современный парк аппаратно-программных миниатюрных, беспроводных систем сбора и обработки информации возводит ценность Real Time мониторинга спортивно-технических и медико-биологических характеристик физической работоспособности человека в степень измерительной достоверности классического лабораторного исследования. Нагрузки общей физической подготовки под контролем физиологических обеспечивающих механизмов жизнедеятельности организма человека являются одинаково перспективными для разработки спортивно-педагогических программ обеспечения высокого уровня, как бытовой активности, так и профессиональной деятельности. Спортивно-педагогические образовательные программы технического вуза в формате
28 I.K. Yaitchnikov, V.D. Kostenko On physiological cost of the physical working capacity under polytechnic university educational environments / Peter the Great Polytechnic University, Saint-Petersburg.
дистанционных, сетевых технологий является оптимальным для развития концепции биоадаптивного инжиниринга, гуманизации техносферных процессов
Summary. I.K. Yaitchnikov, V.D. Kostenko On physiological cost of the physical working capacity under polytechnic university educational environments The integration of physical training programs and their physiological control raises emotional appeal of lesson to students, creates methodological base of remote education. Thus the didactic task of the modern sport science is to rehabilitate the human health potential under the Technic University distance educational environments.
В наиболее значительной части декремента потенциала здоровья современного молодого поколения выявляется объем снижения показателей физического здоровья; низкий уровень потенциала физического здоровья студенческой молодежи в тоже время является и инициирующим фактором снижения многих других характеристик жизнеспособности организма относительно филогенетически обусловленных объемов; к первопричине отмеченных явлений следует отнести достижения научно-технического прогресса; характерной особенностью этого феномена является наблюдаемая профессиональная и бытовая вовлеченность индивида в использование информационно-технического оборудования, которое все в большей степени определяет темпы и качество выполняемой работы, содержательность и характер человеческих отношений; ярко это проявляется в уже привычном диагнозе - «компьютерная зависимость» подростков [1,4,5].
Большинство студенческой молодежи, однако, недостаточно подготовлены к выполнению физических нагрузок, соответствующих их возрасту даже по нормативам недавнего прошлого [1,2,4]. Поэтому с целью разработки спортивно-физиологических алгоритмов стабилизации и управления физическим развитием организма студентов в Институте Физической Культуры, Спорта и Туризма СПб Политехнического Университета Петра Великою была создана «Лаборатория Биоадаптивного Инжиниринга (БИЛаб)». Одним из результатов деятельности БИЛаб явилась разработка теста «ФОРСТЕП» [2], который совмещает в себе основные спортивно-технические и медико-биологические традиционные шкалы оценок и применим к основным, наиболее распространенным вариантам исходной физической работоспособности, дает возможность контролировать феномен «врабатыва-ние», «скрытый период утомления» и «гипервосстановление» и тем самым корректировать физическое развитие студентов всех трех групп здоровья [1,3,5]. В
задачу БИЛаб (http://sport.spbstu.ru) входит также разработка дидактических решений объединения учебных процессов различных кафедр на основе одновременного фокусирования их разнопрофильных педагогических креативов на одном и том же студенте. В парадигму разрабатываемого БИЛаб комплекса экспресс-мониторинга в качестве обязательного минимума входит регистрация (a) термодинамических векторов «кранио-торакальный» и «дорсо-палмарный», (b) показатели гемодинамики «РУЗМАД», вариации сердечного ритма с обязательной корреляцией с параметрами ЭКГ "PQ", "QS", "ST" и параметрами «внешнего» дыхания, (с) респираторной системы «ЧД», «Скважность ЧД», «МВЛ», (d) психофизическое тестирование в полуавтоматическом режиме on-line на приоритетах оригинального алгоритма «Цветовое Предпочтение»., (e) хронобиоло-гический анализ актуальности физиологических характеристик физической работоспособности в факторном анализе сочетаний фаз многодневных физиологических ритмов, фаз индивидуального эндогенного года, а для женского организма (обязательно) еще и фаз овариально-менструального цикла (http://sport.spbstu.ru/lab.html) [1,3,5,6]. Находясь в постоянном профессиональном взаимодействии со спортивными клубами. командами, фитнес центрами Санкт-Петербурга и за его пределами, ИФКСТ СПбПУ Петра Великого оказывает очную, заочную и дистанционную интернет поддержку выпускникам спортивных вузов и факультетов, работающих, в частности, но программе «фитнес-инструк-тор», «индивидуальный тренер» (http: //dl. spbstu. ru).
Таким образом, в совершенствовании спортивно-педагогического процесса технического вуза дистанционные образовательные технологии виртуальной презентации реальных спортивно-технических алгоритмов являются основополагающими. Разработанный комплекс физиологических характеристик термодинамической предикции биологической адекватности тестирующей физической нагрузки оптимально подходит для дистанционного управления физическим развитием студенческой молодежи.
Литература:
1. Сущенко В.П. Аппликации "CDIO" в рекреационных проекциях мониторинга физической работоспособности / В.П. Сущенко, И.К. Яичников / Рекреационный инжиниринг в парадигме спортивно-педагогического процесса.- СПб.: 2014.- С.5-21.
2. Яичников И.К. «ФОРСТЕП» в подготовке футболистов / И.К. Яичников, М.С. Данилов, А.А. Лотоненко // Культура физическая и здоровье. 2010. Т.28. №23.
С.49-56.
3. Яичников И.К. Инжиниринг в коррекции физического развития студенческой молодежи / И.К. Яичников, В.П. Сущенко // Теория и практика физической культуры.- 2014.- №7.- С.30-32.
4. Яичников И.К. Тестирование общей физической работоспособности по показателям работы сердечно-сосудистой и терморегуляторной систем: учебно-методическое пособие / И.К. Яичников / Из-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. СПб.: 2009. - 54 с.
5. Яичников И.К. Физиологические индикаторы гомеостатической надежности организма спортсмена - «температура» / И.К. Яичников // Ученые записки: Научно-теор. журн. НГУ им. П.Ф. Лесгафта. СПб.: 2009.- С.102-107.
6. Yaitchnikov I.K. Temperature interhemispheric brain asymmetry as a sign of functional activity / I.K. Yaitchnikov, V.S. Gurevich // Temperature regulation: recent physiological and pharmacological advances: ed. Anthony Stuart Milton: Birkhouser Verlag, Basel: 1994. P. 133-138.
Ключевые слова: физическая работоспособность, физиологический мониторинг, дистанционные образовательные технологии.
Keywords: physical training, physiological control, digital and distance education, engineering.