Научная статья на тему 'Коррекция физического развития студентов-первокурсников с проблемами здоровья в мониторинге эмоционально-волевой сферы'

Коррекция физического развития студентов-первокурсников с проблемами здоровья в мониторинге эмоционально-волевой сферы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕРВЫЙ КУРС ВУЗА / ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бякова Т. Г., Митенкова Л. В., Юля-пойкелус Яна-ольга

Студенты-первокурсники высшего образовательного учреждения по определению имеют психологическую установку на приоритет интеллектуальных форм самосовершенствования. При всем разнообразии форм отклонений в состоянии здоровья Человека, существует единая парадигма спортивно-физкультурных образовательных технологий для реализации базовой программы психосоматического развития молодого организма. основой рекреационной деятельности профессорско-преподавательского состава Методологической института Физической Культуры, Спорта и Туризма (ИФКСТ) Политехнического университета Петра Великого является вовлечение каждого студента в личное участие в поиске индивидуальных решений оптимизации своего здоровья на основе корректировки разновидности и интенсивности физической нагрузки. С этой целью производится адаптация академических подходов индивидуального психологического тестирования в экспресс оценочные методы прикладного мониторинга управления текущей целесообразностью построения программы каждого конкретного учебно-тренировочного занятия семестра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бякова Т. Г., Митенкова Л. В., Юля-пойкелус Яна-ольга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция физического развития студентов-первокурсников с проблемами здоровья в мониторинге эмоционально-волевой сферы»

УДК 615.825.1

Т.Г. Бякова1, Л.В. Митенкова 2, Яна-Ольга Юля-Пойкелус3

КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ В МОНИТОРИНГЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский

университет;3 Санкт-Петербургский государственный Университет

[email protected]

Резюме.

Студенты-первокурсники высшего образовательного учреждения по определению имеют психологическую установку на приоритет интеллектуальных форм самосовершенствования. При всем разнообразии форм отклонений в состоянии здоровья Человека, существует единая парадигма спортивно-физкультурных образовательных технологий для реализации базовой программы психосоматического развития молодого организма. основой рекреационной деятельности профессорско-преподавательского состава Методологической института Физической Культуры, Спорта и Туризма (ИФКСТ) Политехнического университета Петра Великого является вовлечение каждого студента в личное участие в поиске индивидуальных решений оптимизации своего здоровья на основе корректировки разновидности и интенсивности физической нагрузки. С этой целью производится адаптация академических подходов индивидуального психологического тестирования в экспресс оценочные методы прикладного мониторинга управления текущей целесообразностью построения программы каждого конкретного учебно-тренировочного занятия семестра.

Ключевые слова: коррекция, физическое развитие, первый курс вуза, проблемы здоровья

Summary.

First-year students of higher educational institutions, by definition, have a psychological setting on the priority of intellectual forms of self-improvement. With

all the variety of forms of deviations in the state of human health, there is a single paradigm of sports and sports educational technologies for the implementation of the basic program of psychosomatic development of a young organism. The basis of the recreational activities of the faculty of the Methodological Institute of Physical Culture, Sport and Tourism (IFXT) of the Peter the Great Polytechnic University is the involvement of each student in personal involvement in finding individual solutions to optimize their health based on adjusting the type and intensity of physical activity. For this purpose, the academic approaches of individual psychological testing are adapted into express assessment methods of applied monitoring to manage the current feasibility of building a program for each specific training session of a semester.

Keywords: correction, physical development, first year of high school, health problems

Актуальность. Общепризнано, что Потенциал Здоровья современной молодежи не достигает уровня такового своих родителей, предыдущего поколения. Как на одну из причин такого явления можно указать на сложившийся малоподвижной стиль жизни за монитором компьютера, т.н. «Screen Time» [1, 2]. Для студентов Политехнического университета, будущих профессионалов информационных технологий, принципиально важно, с первых дней обучения, на практике, погрузиться в образовательную среду интеграции в Real Time режиме управления алгоритмами развивающих физических нагрузок с применением компьютерных технологий мониторинга своего текущего психофизического состояния на учебно-тренировочных занятиях в спортивных залах ИФКСТ Политехнического университета Петра Великого [3; 4].

Цели и задачи работы. Целью нашего исследования было обучение студентов с проблемами здоровья алгоритмам его коррекции с помощью компьютерного мониторинга своего текущего психофизического состояния и последующей индивидуализации физической нагрузки в основной части учебно-тренировочного занятия. Поставленная цель достигалась решением следующих задач: селективный мониторинг текущего эмоционально-волевого состояния, целенаправленный отбор индивидуально предпочитаемых физических упражнений для основной части учебно-тренировочного занятия, индивидуализация релаксирующей заключительной части учебно-тренировочного занятия.

Методы исследования. Исследования проводились в совместном

предметно-ориентированном физкультурно-образовательном процессе с 24

600

юношами в возрасте 17-18 лет с различными отклонениями в здоровье, зафиксированными врачебно-экспертным заключением с допуском к физическим нагрузкам в объеме, предусмотренном спортивно-педагогическим процессом Специального Медицинского Отделения вуза по программе «72 часа» [1; 4]. Мониторинг в компьютерном пакете «Личностная и Ситуационная Тревожность» по «Спилбергеру-Ханину» осуществлялся самими студентами непосредственно в учебном процессе; корректировка (выбор физических упражнений из представленных тренером-преподавателем в водной части занятия) программы текущего учебно-тренировочного занятия осуществлялась по актуальным локусам мониторинга. Предпочтение отдавалось выявленным статистическим анализом достоверным показателям при уровне значимости Р<0,05, X (по Фишеру-Стьюденту) [5; 6].

Результаты и заключение. На рис.1 представлены сводные данные статистической обработки результатов спортивно-педагогической работы за

Рис. 1. Среднестатистические показатели уровня Личностной и Ситуационной тревожности тестов Спилбергера-Ханина по результатам выполнения месячной рекреационной программы физических упражнений.

первый месяц учебно-тренировочных занятий.

Обращает на себя внимание, что выполнение скорректированных личностно-ориентированных программ физического развития всего за один месяц уже позволило выявить статистическую тенденцию к снижению уровня ситуационной тревожности (позиция «ВЕРНО» на рис. 1). По шкале ординат даны значения средней арифметической (М) индивидуального выбора по группе

601

24 студента; вертикальными линиями даны доверительные границы (±mt) при уровне значимости Р<0,05, t. По шкале абсцисс обозначены номинации теста в четырех позициях выбора [2]. Для сравнения приводим строчки из таблиц [2], иллюстрирующие семантическую содержательность выявленного направления успешной спортивно-педагогической работы (Бланк опросника ситуативной «п.3 - Я нахожусь в напряжении» и личностной тревожности «п. 22 - Я обычно быстро устаю»). Другими методами, но в том же направлении, подобных успехов достигают коллеги в рекреационном фитнес-программировании [7].

Таким образом, вовлечение молодых людей, студентов технического вуза в содержательность рекреационных физкультурно-оздоровительных технологий открывает креативную перспективу не только в успех спортивно-педагогического процесса восстановления их Потенциала Здоровья, но также и вселяет надежду в то, что полученные ими навыки цифрового мониторинга текущего здоровья Человека окажутся полезными в их профессиональной инженерно-технической деятельности для Потенциала Здоровья окружающей их популяции Homo Sapience.

Литература

1.Сущенко В.П., Смирнова Т.В., Яичников И.К. Дидактика профессионально-прикладной физической культуры студентов в расписании учебного дня кампуса политехнического университета Петра Великого/ Ежегодный сборник «Вопросы методики преподавания в вузе. //Teaching methodology in higher education». Изд-во Политехн. Ун-та Петра Великого, Санкт-Петербург. СПб: 4 (18) 2015.- С.138-141.

2.http://sportfiction.ru/upload/iblock/9ee/b390c304 b322 46a2 95ab a71d05c9 effa.pdf/ Методические рекомендации для оценки психологической и эмоциональной устойчивости московских спортсменов в летних олимпийских видах спорта во время учебно-тренировочного и соревновательного этапов спортивной подготовки (дата доступа 12 сентября 2018 г.)

3. Митенкова Л.В., Волков В.Н., Яичников И.К. Спортивно-педагогический мониторинг физического развития студентов с проблемами здоровья в образовательных технологиях вуза // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Физическая реабилитация в спорте, медицине и адаптивной физической культуре» (7, 8, 9 июня 2018 года) / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург: 2018.- С. 84-87

4. Яичников И.К., Ефимов А.А., Бондарчук И.Л. Приоритеты

602

рекреационного стиля жизни современного студента // Теория и практика физ. культуры. 2015. № 2. С.18-21.

5. Яичников И.К., Маслова И.Б., Николаева А.С. Критерий качественной оценки физической выносливости спортсменов // Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов.- Волгоград.- 2006.- С.34-42.

6. Яичников И.К. Тестирование общей физической работоспособности по показателям работы сердечно-сосудистой и терморегуляторной систем: учебно-методическое пособие/- Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт Петербург. - СПб.: 2009. - 54с.

7. Chen Yeh, Chia-Ming Chang, Ko-Chia Chen, * and Yu-Hsiung Lu The Influence of Functional Fitness and Cognitive Training of Physical Disabilities of Institutions// Scientific World Journal. 2015; 2015: 686498. Published online 2015 Feb 9. doi: 10.1155/2015/686498 PMCID: PMC4337759.

УДК 796.035

Н.Н. Венгерова1, Л. Т. Кудашова2

КИНЕЗИО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

[email protected]; 2Санкт-Петербургский государственный

экономический университет

Резюме. Обучение на первом курсе экономического университета является новой средой для девушек 16-17 лет, что определяется повышенным уровнем личностной тревожности, невротической астении. Разработка кинезиологиче-ских конструктов (программ) с использованием кинезио-оздоровительных технологий позволяет нивелировать негативные психоэмоциональные состояния, что будет способствовать успешной учебной деятельности студенток.

Ключевые слова: студентки 16-17 лет, психоэмоциональное состояние, учебный процесс, кинезио-оздоровительных технологии.

Summary. Education in the first year of the University of Economics is a new en-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.