Научная статья на тему 'Дидактика профессионально-прикладной физической культуры студентов в расписании учебного дня кампуса политехнического Университета Петра великого'

Дидактика профессионально-прикладной физической культуры студентов в расписании учебного дня кампуса политехнического Университета Петра великого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / STUDENF S PHYSICAL ACTIVITY / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL DIGITAL ENVIRONMENT / МОНИТОРИНГ / HEALTH POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сущенко Валерий Петрович, Смирнова Татьяна Владимировна, Яичников Игорь Константинович

Бытовая физическая нагрузка в расписании учебного дня студента представляет собой самостоятельную дидактическую единицу спортивно-педагогического процесса. Мониторинг физиологической стоимости перемещения по кампусу Университета студентов трех основных групп физического здоровья посредством их сетевой идентификации во время учебного процесса в цифровой образовательной среде инженерно-технических кафедр, открывает перспективу организации дистанционного управления физическим развитием организма. Тем самым создается методология формирования здорового стиля жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сущенко Валерий Петрович, Смирнова Татьяна Владимировна, Яичников Игорь Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On integration of physical training and educational programs in Peter the Great Polytechnic University Campus schedule

Studenf s physical activity due to their movement from building to building, from chair to chair at the Peter The Great Polytechnic Campus every day sets up the very useful kind of physical loading for Healthy Life Style. The integration of the biomedical investigation and polytechnic educational digital environment may be devoted to recreation of the Human Health Potential

Текст научной работы на тему «Дидактика профессионально-прикладной физической культуры студентов в расписании учебного дня кампуса политехнического Университета Петра великого»

иностранного языка, и в основном это английский. Объясняют они это тем, что лучше хорошо знать один язык, чем «все понемногу».

В настоящее время перед учащимися из РФ открыты перспективы работы и путешествий по России и миру, поэтому они стремятся овладеть иностранными языками для расширения кругозора и карьерных возможностей. В целом в России студенты осознают важность изучения иностранного языка. Продолжительность изучения иностранного языка составляет в среднем 10 лет, что уже позволяет студенту - первокурснику читать литературу в оригинале, но на этом студенты не останавливаются, и многие из опрошенных хотят изучать второй иностранный язык — французский или немецкий. Некоторые берутся осваивать восточные языки. При этом большинство студентов первого курса СПбГУТ довольствуются изучением только одного иностранного языка - английского, объясняя это тем, что для них на первом месте технические дисциплины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Павловская А.В. Образование в России: история и традиции. М., 2003.

2. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики. М., 2007.

УДК: 796.078

В.П. Сущенко, Т.В. Смирнова, И.К. Яичников

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

ДИДАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В РАСПИСАНИИ УЧЕБНОГО ДНЯ КАМПУСА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Бытовая физическая нагрузка в расписании учебного дня студента представляет собой самостоятельную дидактическую единицу спортивно-педагогического процесса. Мониторинг физиологической стоимости перемещения по кампусу Университета студентов трех основных групп физического здоровья посредством их сетевой идентификации во время учебного процесса в цифровой образовательной среде инженерно-технических кафедр, открывает перспективу организации дистанционного управления физическим развитием организма. Тем самым создается методология формирования здорового стиля жизни.

Ключевые слова: физическая культура, цифровая образовательная среда, мониторинг.

Объектно-ориентированное образование [1, 2] или, иначе, развивающее обучение, включает в себя, прежде всего, деятельный тип получения студентом знаний и навыков в замещение объяснительно-

иллюстративному типу [2, 6]. В отношении физического развития современной студенческой молодежи, которую, вполне, можно соотнести с некоторыми положениями концепции «Дети Миллениум», индивидуализация «разлучения» каждого с привычной компьютерно-информационной средой самоидентификации, представляет собой дидактическую задачу, ранее не имевшую приоритетов решения. В наших предыдущих работах мы показали характер выявленной нестабильности работы механизмов жизнеобеспечения организма в тестирующих упражнениях учебно-тренировочного занятия [4, 5, 7]. При этом была обоснована необходимость постоянного «отслеживания», мониторинга спортивно-технических, медико-биологических качеств каждого конкретного студента в динамике выполнения учебно-тренировочной программы. Одновременно были обнаружены объективные трудности мониторинга потенциала здоровья, обусловленные отсутствием современных таблиц «должных величин» регистрируемых параметров; при этом были сформулированы алгоритмы мониторинга этих параметров, включающие в себя неразрывную технологическую связь с аппаратно-программными, сетевыми информационными решениями [1, 3, 5]. Таким образом, накопленный ИКФСТ дидактический материал позволяет обоснованно предположить, что для выявленной (и персонифицированной корректировки) функциональной нестабильности исполнения простейших физических нагрузок первокурсниками СПбПУ, уже само перемещение по территории Университета в перерывах между «парами» представляет некий бытовой вариант физической нагрузки более чем «умеренной мощности» [5, 8]; при этом их естественная педагогическая вовлеченность в цифровые, сетевые Университетские технологии образовательных услуг на протяжении учебного расписания всего дня (и в домашней самоподготовке) открывает определенные возможности объединения программ инженерно-технического образования и спортивно-педагогических программ увеличения Потенциала Здоровья, т.е. реализации концепции культуры профессионально-прикладного физического развития молодежи. Поэтому целью настоящего исследования было исследование физиологической стоимости перемещения студентов по различным «дистанциям» учебного дня в СПбПУ Петра Великого.

В исследовании принимали участие юноши и девушки первого и второго семестра обучения, «допущенные медициной к такого рода физической работе» (67 студентов) [4, 5, 7]. Старт пешего перемещения в индивидуальном, свободно выбираемом темпе давался в Спортивном Комплексе СПбПУ в 8.20, 10.20, 12.20 на дистанциях от 700м до 3500 -4200м для всех трех групп здоровья одинаково, т.е. к кафедрам в Главном Корпусе, ИМОП, Парголовская 8 (через парк Лесотехнического Университета); на финише фиксировалось время перемещения и пульс в пересчете на 1мин. Экспресс мониторинг функционального состояния проводился подсчетом частоты пульса за 1мин и проведением теста САН до старта и на финише, перед входом в учебный корпус. Данные

обрабатывались статистически с выявлением диапазона доверительных значений отличий по критерию Стьюдента при уровне значимости P<0,05,t.

В результате проведенных исследований выявлено следующее. На дистанции до 1000 м учебная группа (25-35 студентов) перемещалась компактно во всех трех стартах. На дистанциях более 1000м все участники произвольно, непреднамеренно образовывали подгруппы «лидеров» и «замыкающих», т.е. достигавших финиша в разное время; причем в составе обеих подгрупп находились и девушки, и юноши всех трех групп здоровья. Средняя скорость перемещения во всех стартах была 5-8км/час - 6-8км/час для лидеров, 5-7км/час для замыкающих (без разницы для осеннего и весеннего семестров P>0,05,t); по тесту САН [7, 8] осенью коэффициент «Самочувствие» равнялся 5,7, «Активность» - 4,3, «Настроение» -4,9, а весной соответственно - 4,3, 5,5, 5,6 (разница для коэффициента «Самочувствие» достоверна - P<0,05,t). Пульс пред стартом в 8.20 равнялся всреднем 81±4 (M±mt) и был выше (P<0,05,t), чем таковой в последующие старты; причем по пульсу в старте 8.20 можно выделить из общего числа две подгруппы - в диапазоне 68-85 в 1мин и в диапазоне 83-102 в 1мин. Пульсовая стоимость (разница между показаниями на старте и финише) пешеходной физической нагрузки в пересчете на 1000м дистанции во всех стартах изменялась в диапазоне от 5 до 47 ударов в 1 мин.; причем для девушек в осеннем семестре наибольшей пульсовая стоимость нагрузки была в ранних стартах, а для юношей во всех, но, однако, в составе подгруппы «замыкающих»; в весеннем семестре - у юношей специальной медицинской группы здоровья, в составе обеих пешеходных подгрупп, также как и девушек всех групп здоровья, пульсовая стоимость повседневной, неизбежно исполняемой пешеходной физической нагрузки, достоверно (P<0,05,t) увеличивалась в стартах 8.00 и 10.00 по сравнению со стартом в 12.20 в обоих семестрах.

При обобщении всего полученного массива данных обращает на себя внимание, во-первых, низкая физиологическая стоимость преодолевавшейся физической нагрузки для юношей основной медицинской группы спортивной специализации - «Спортивное ориентирование», которая составляла по пульсу 0-5 ударов в одну минуту на дистанции 1500м со скоростью 7 км/час; это существенно ниже (P<0,05,t) по сравнению с результатами по специализации «Туризм», «Футбол», «Общая физическая подготовка»; во-вторых, высокая физиологическая стоимость для выполнения банальной бытовой физической нагрузки пешеходного перемещения самих себя по Кампусу СПбПУ Петра великого - диапазон 2537 ударов для девушек всех трех групп здоровья в старте 8.20 в любом случае, а в старте 10.20 в прогестеронной фазе ОМЦ для девушек специальной медицинской группы, прямо наводит на предположение о нецелесообразности ранних часов занятий физическими упражнениями.

Таким образом, проведенное исследование показало (а) высокую дидактическую ценность систематического мониторинга психофизических нагрузок студентов-политехников, обусловленных расписанием учебного

дня, даже в простейшем исполнении, (b) создало обоснованность предложения кафедрам инженерно-технического профиля со стороны спортивно-педагогического процесса Института Физической Культуры, Спорта и Туризма СПбПУ включения в цифровые студенческие работы в качестве учебного материала освоения ими, например, программ "EXCEL", «База данных», «Статистический анализ», «Информационная безопасность» и т.п., данные мониторинга, проводимые лабораторией «Биоадаптивный Инжиниринг» ИФКСТ; (с) подобная интеграция учебных программ создаст предпосылки дальнейшей сетевой поддержки Здорового Стиля жизни во все возрастные периоды личной жизни, а также членов молодой семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Всемирная инициатива CDIO (Версия 2.0)»: http://www.cdio.org

2. Новый подход к проектно-ориентированному образованию - Всемирная инициатива CDIO: http://cdio.aspu.ru/

3. Сущенко В.П. Дидактика включения методологии биомониторинга студентов в структуру проведения учебно-тренировочного занятия//В.П. Сущенко, Ю.В. Рузанов, И.К. Яичников. Неделя науки СПбГПУ: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье студентов»: Изд-во Политехн. Ун-та.- СПб.: 2014. С. 141-146.

4. Сущенко В.П. Концептуальные подходы в построении системы физической подготовки личного состава подразделений специального назначения/ В.П. Сущенко.- YI Международный Конгресс «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ»; Под ред. дпн, проф. В.А. Таймазова.- 18-20 октября 2013 года, Санкт-Петербург, Россия.- СПб, 2013.- С.85-86.

5. Сущенко Г.В. Актуальные задачи совершенствования структуры учебно-тренировочного занятия по физической культуре студентов технического ВУЗа/ Г.В. Сущенко, В.П. Сущенко, А.А. Ефимов, В.В. Бакаев, О.С. Давыдова, В. Пузович, И.К. Яичников// Неделя науки СПбГПУ: материалы научно-практической конференции с международным участием. Лучшие доклады.- СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014.- 411-416с.

6. Технологии развивающего обучения: http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=4133/

7. Яичников И.К. Система мониторинга резервных возможностей человека при физических нагрузках//И.К. Яичников. Состояние и перспективы технического обеспечения спортивной деятельности. Матер. III Междунар. науч.-техн. конф.- Минск: Изд-во БНТУ - 2013. С. 117-120.

8. Яичников И.К. Тестирование общей физической работоспособности по показателям работы сердечно-сосудистой и терморегуляторной систем: учебно-методическое пособие/ И.К. Яичников// Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт Петербург.- СПб.: 2009.- 54с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.