Научная статья на тему 'Кинезио-оздоровительные технологии как средство коррекции физического и психологического состояния студенток первого курса'

Кинезио-оздоровительные технологии как средство коррекции физического и психологического состояния студенток первого курса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ 16-17 ЛЕТ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КИНЕЗИО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Венгерова Н.Н., Кудашова Л.Т.

Обучение на первом курсе экономического университета является новой средой для девушек 16-17 лет, что определяется повышенным уровнем личностной тревожности, невротической астении. Разработка кинезиологиче-ских конструктов (программ) с использованием кинезио-оздоровительных технологий позволяет нивелировать негативные психоэмоциональные состо-яния, что будет способствовать успешной учебной деятельности студенток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Венгерова Н.Н., Кудашова Л.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинезио-оздоровительные технологии как средство коррекции физического и психологического состояния студенток первого курса»

рекреационного стиля жизни современного студента // Теория и практика физ. культуры. 2015. № 2. С.18-21.

5. Яичников И.К., Маслова И.Б., Николаева А.С. Критерий качественной оценки физической выносливости спортсменов // Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов.- Волгоград.- 2006.- С.34-42.

6. Яичников И.К. Тестирование общей физической работоспособности по показателям работы сердечно-сосудистой и терморегуляторной систем: учебно-методическое пособие/- Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт Петербург. - СПб.: 2009. - 54с.

7. Chen Yeh, Chia-Ming Chang, Ko-Chia Chen, * and Yu-Hsiung Lu The Influence of Functional Fitness and Cognitive Training of Physical Disabilities of Institutions// Scientific World Journal. 2015; 2015: 686498. Published online 2015 Feb 9. doi: 10.1155/2015/686498 PMCID: PMC4337759.

УДК 796.035

Н.Н. Венгерова1, Л. Т. Кудашова2

КИНЕЗИО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

natalyavengerova@yandex.ru; 2Санкт-Петербургский государственный

экономический университет

Резюме. Обучение на первом курсе экономического университета является новой средой для девушек 16-17 лет, что определяется повышенным уровнем личностной тревожности, невротической астении. Разработка кинезиологиче-ских конструктов (программ) с использованием кинезио-оздоровительных технологий позволяет нивелировать негативные психоэмоциональные состояния, что будет способствовать успешной учебной деятельности студенток.

Ключевые слова: студентки 16-17 лет, психоэмоциональное состояние, учебный процесс, кинезио-оздоровительных технологии.

Summary. Education in the first year of the University of Economics is a new en-

vironment for girls 16-17 years, which is determined by the increased level of per-sonal anxiety, neurotic asthenia. Development of kinesio-logical constructs (pro-grams) with the use of kinesio-health technologies allows to neutralize negative psycho-emotional States, which will contribute to the successful learning activities of students.

Keyword: students 16-17 years old, psychoemotional state, educational process, kinesio-health technologies.

Введение. Проблема гармонизации человека является наиболее актуальной для современной науки. Условия высшей школы определяют высокий темп и интенсивность образовательного процесса студентов, что предъявляет повышенные требования к состоянию их психосоматического здоровья. Проблема адаптации особенно актуальна для лиц юношеского возраста, так как этот возрастной период является кризисным и сопряжен с повышенным риском дезадаптации.

Изменение условий жизнедеятельности и режима труда (учёбы) студенток первого курса определяет активизацию адаптационных (приспособительных) возможностей организма со стороны как физического, так и психологического состояния. Адаптация человека включает в себя психическую адаптацию, обеспечивающую поддержание психологического гомеостаза и сохранение психического здоровья, психофизиологическую адаптацию, реализующую оптимальную организацию психофизиологических соотношений и сохранение соматического (физического) здоровья, а также социально-психологическую адаптацию.

Необходимость повышения стресс - устойчивости организма студенток-первокурсниц определяется недостаточной идентификацией со студенческой средой. Современный студенческий контингент характеризует большая умственная нагрузка в условиях дефицита двигательной активности [4], повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность [2]. Психологическое состояние тревожности является одним из основных показателей психологической готовности студента к действиям в экстремальных ситуациях - на экзаменах [3].

Успешность адаптационного процесса у девушек-первокурсниц к новым условиям обучения определяется результативностью реализации диагностического этапа педагогического проектирования учебного процесса, вообще, и в частности, по дисциплине «Физическая культура». Использование психологического тестирования с целью определения уровня

604

психоэмоционального состояния студенток как диагностического метода позволяет определить наиболее адекватные средства физкультурно-оздоровительных технологий для коррекции не только психологического состояния, но и достижения физической кондиции.

Цель исследования - разработать двигательную программу с использованием кинезио-оздоровительных технологий в рамках учебного процесса по физической культуре в высшей школе, как средство социальной адаптации и коррекции психологического состояния студенток первого курса.

Методика. Педагогическое проектирование учебного процесса определяется этапами разработки, реализации, сбора информации и её интерпретации с целью оптимизации и повышения эффективности периода адаптации молодёжи, поступившей на первый курс высшего учебного заведения. Первый этап является диагностическим, который определяется комплексом мероприятий медико-биологических, педагогических и социологической диагностики. Цель нашего исследования являлось выявление особенностей психоэмоционального состояния первокурсниц, которое определялось по результатам психологического тестирования:

1. Шкала тревожности Спилбергера, которая отражает тревожность как стабильную личностную характеристику, а также ситуативную (реактивную) тревожность как состояние. Результативность тестирования определялась в диапазоне значений «уровней тревожности»: до 30 баллов - низкая тревожность или отсутствие таковой; 31- 44 балла - умеренная тревожность; 45 и более -высокая тревожность.

2. Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. «Алекситимический» тип личности - 74 балла и выше, «неалекситимический» - 62 балла и ниже. Алекситимический радикал в структуре личности характеризуется бедностью фантазии, «душевной слепотой», невозможностью определить и выразить свои чувства. Указанные особенности вызывают трудности когнитивной переработки аффекта, что ведет к усилению физиологических реакций на стресс. Этот механизм лежит в основе соматизации психического напряжения и обусловливает риск формирования психосоматических заболеваний. Алекситимия также имеет значение для общения, успешного взаимодействия.

3. Методика определения уровня невротической астении (УНА) предназначена для определения степени выраженности психического состояния, проявляющегося в субъективном ощущении усталости, вялости, повышенной

605

утомляемости, снижении умственной и физической работоспособности, ухудшении памяти и внимания, сопровождаемом вегетативной дисфункцией и нарушением сна. Данные методики использовались в целях экспресс-диагностики астенических состояний. Полученные результаты обрабатывались по методу Стьюдента с использованием статистического пакета Microsoft Excel. Достоверными считались результаты при р<0,05.

В качестве критериев дезадаптации студенток рассматривались состояния: различные варианты психических, в том числе астенических, психосоматических расстройств пограничного уровня; нарушение общения, ухудшение успеваемости, снижение уровня физической и функциональной подготовленности.

Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского государственного экономического университета среди 157 девушек, обучающихся на первом курсе в различные годы.

Результаты. По результатам психологического тестирования первокурсниц определялся уровень алекситимии, невротической астении, реактивной и личностной тревожности как состояния (таблица 1). Наибольшие значения алекситимии (наличие у 20,0%) и невротической астении (у 53,3%), личностной тревожности (средний уровень у 74,2%, высокий у 12,9%) отмечены у поступивших в вуз в 2011 году. В 2012г. и 2013г. определено однородное соотношение девушек со средним и высоким уровнем личностной тревоги (64,3% и 66,1%; 18,6% и 20,7%, соответственно).

Таблица 1 - Психологическое состояние девушек (16-17 лет), поступивших на первый курс Санкт-Петербургского государственного экономического

университета (начало осеннего семестра)

Учебный год n Алекситимия УНА СРТ СЛТ

Хср. ± G налич ие,% Хср. ± G налич ие,% Хср. ± G Хср. ± G

2015 -16 31 58,3±8,0 20,0 82,4±25,3 53,3 38,9±8,2 42,6±8,5

2016 -17 72 61±7,3 16,7 72±14,5 23,6 37,5±5,3 41,2±7,0

2017 -18 54 59,9±6,8 11,1 66,0±3,2 31,5 38,1±8,2 41,5±8,2

Примечание: УНА - уровень невротической астении; СРТ - уровень реактивной тревожности как состояние; СЛТ - уровень личностной тревожности как состояние.

В результате реализации диагностического этапа педагогического проектирования учебного процесса по физической культуре в различные года обучения выявлена тенденция к некоторому снижению уровня тревожности как реактивной, так и личностной, а также выраженности алекситимии у девушек 1617 лет. Вместе с тем, на начало учебного года отмечается увеличение показателей невротической астения.

Выраженность алекситимического радикала у студенток первого курса колебалась в интервале от 84 до 34 баллов. В 42,22% наблюдений первоначально отмечена повышенная алекситимия. Снижение алекситимического радикала установлено в 51,22% случаев, но только в 23,17% наблюдений оно имело статистически достоверное значение. У 14,63% студенток обнаружено отчетливое повышение выраженности алекситимии в период адаптации к новой жизненной ситуации обучения в вузе.

Полеченные результаты психологического тестировании использовались при разработке проекта (двигательных программы) учебного процесса с комплексным использованием физкультурно-оздоровительных технологий. В зависимости от особенностей психологического состояния студенток (доминирующих подгрупп) в двигательных программах сохранялось определённое соотношение частей занятий по показателю: видов упражнений (оздоровительная аэробика, танцевальная аэробика, стретчинг, пилатес, йога, боди-балет, танцевальные упражнений, силовые тренинги и т.д.) [1]. и интенсивность физической нагрузки (табл. 2).

Таблица 2 - Средства кинезио-оздоровительных технологий, используемые для повышения физической подготовленности

девушек 16-17 лет

Физическое качество Кинезио-оздоровительные (кондиционные) технологий

Скоростно- силовая выносливость А-бокс, Тай-бо, Body combat, тераэробика (Therarobics)

Силовая выносливость Средняя и высокая интенсивность: Тераэробика (Therarobics), ABT, THN, BUMS, TABS. Пилатес (низкой и средней интенсивности), калланетика.

Аэробная (общая) выносливость Средняя и высокая интенсивность: кросс, классическая аэробика (Hi, Low), степ-аэробика, Rope Skipping, восточные танцы (танец живота, индийские), зумба. Интервал (Interval). Функциональный тренинг.

Гибкость Стретчинг, адаптированная йога, Flex

Координационные способности Средняя и высокая интенсивность: классическая аэробика (Hi, Low), степ-аэробика, танцевальная аэробика. Фитбол (Fitball)

В результате проведённого повторного тестирования выявлено, что у девушек отмечены позитивные изменения (53,3%) психологического состояния: - выраженность личностной тревожности составила 43,63 балла, реактивная - 39,60 балла по шкале Спилбергера.

Вывод. Следует отметить, что не зависимо от годов обучения, в результате занятий физкультурно-оздоровительными технологиями у студенток, обучающихся на первом курсе отмечены позитивные изменения в психологическом состоянии - количество девушек с низким уровнем тревожности в группах, занимающихся увеличилось на 23,4%;

Наилучшие результаты изменения психологического состояния (в сторону стабилизации) достигнуты в подгруппах с высоким уровнем тревожности (16,7%). В подгруппах с умеренным уровнем тревожности уменьшилась численность на 13,4%, что свидетельствует о позитивных изменениях психологического состояния студенток в период адаптации к новым условиям учёбы.

Применение средств физической культуры, вообще, и, в частности, кинезио-оздоровительных технологий в режиме рабочего дня (по академическому расписанию) студенток оказывает положительное влияние на снижение уровня их личностной тревожности.

Литература

1. Венгерова, Н.Н. Биоимпедансный анализ состава тела студенток, как диагностический метод проектирования физкультурно-оздоровительных занятий / Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун, Е.Н. Комиссарова, Ю.А. Клюс // Научно-практический журнал ТПФК. 2018.- №9.- С. 33-35;

2. Даниленко, Ю.С. К вопросу профилактики и коррекции повышенной тревожности в студенческой среде / Актуальные вопросы спортивной медицины, ЛФК, физиотерапии и курортологии // Журнал Российской Ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. - 2008. - № 2 (25). -С. 8-9;

3. Жеребина, Л.Ю. Выраженность астении у студентов немедицинского профиля // Актуальные вопросы спортивной медицины, ЛФК, физиотерапии и

курортологии. - 2008. - № 2 (25).- С. 12;

4. Фомин, В.С. Проблема физиолого-педагогического нормирования нагрузок при занятиях физической культурой и спортом // Вестник спортивной медицины России. 1998. - №1. - С. 35-36.

УДК 796.01

В.В. Евсеев1, Л.М. Волкова2

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЕГО

ФОРМИРОВАНИИ

1 Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого 2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

uznik_2001 @mail.ru, volkovalm@bk.ru

Резюме:

В статье показана многозначность понятия «социальное здоровье», проанализированы различные исследовательские подходы. Авторы уделяют внимание факторам формирования социального здоровья. Подчеркивается необходимость использования ценностей физической культуры как одного из доступных средств формирования и поддержания социального здоровья.

Ключевые слова: здоровье; социальное здоровье; факторы формирования; физическая культура; социальный потенциал человека.

Summary.

The article shows the ambiguity of the concept of "social health", analyzed various research approaches. The authors pay attention to the factors of social health. It emphasizes the need to use the values of physical culture as one of the available means of building and maintaining social health.

Key words: health; social health; formation factors; physical education; human social potential.

Введение. Идея приоритета ценностей человеческой жизни, трансформация общественного развития к устойчивости тесно взаимосвязаны с концепцией социального здоровья и необходимостью повышения его параметров. Направленность модернизации должна учитывать личностный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.