I
ш
*
ci ш I ш
CK
Подходы к формированию стратегии инновационного развития малого предпринимательства
Forming a strategy of Innovative small Business Development
УДК 334.7:005.9
CK
s 0. o
ш
Кошелева Татьяна Николаевна
профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Kosheleva Tat'yana Nikolaevna
St. Petersburg University of Management and Economics
Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103
Настоящее исследование направлено на обоснование этапов формирования стратегии инновационного развития малого предпринимательства, предложен авторский подход к понятию стратегии.
Цель. Обосновать актуальность и структурировать этапы формирования стратегии инновационного развития малого предпринимательства.
Задачи. Раскрыть авторский подход к понятию стратегии; уточнить понятие механизма формирования стратегии инновационного развития малой предпринимательской деятельности; проанализировать программы развития малого предпринимательства; обосновать алгоритм выстраивания механизма своеобразной мотивации предпринимательских структур; рассмотреть новые направления развития предпринимательской деятельности, в том числе социальное и молодежное предпринимательство.
Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена стратегия инновационного развития малой предпринимательской деятельности; обобщены программы развития малого предпринимательства; структурированы этапы формирования стратегии инновационного развития малого предпринимательства, характерные для современного состояния и развития проводимой политики.
Результаты. Без нового экономически обоснованного подхода к стратегии инновационного развития практически невозможно реально создать и новые экономические отношения, которые должны предусматривать: предварительный анализ готовности малых предпринимательских структур к активному участию в формировании новых направлений развития, в том числе и внедрению инноваций; составление специальной программы по инновационному развитию; формирование особых методов и форм контроля, позволяющих корректировать ход инновационного развития. Основными этапами формирования стратегии инновационного развития малых предпринимательских структур выступают комплексный анализ состояния малых предпринимательских структур с точки зрения основных его составляющих, а также факторов и ограничений инновационного роста малых предпринимательских структур; формирование механизма инновационного роста на основе выявления инновационных стимулов на уровне малых предпринимательских структур, на уровне регионов, отраслей и государства в целом; выявление и активизация факторов инновационного роста развития малых предпринимательских структур; формирование направлений инновационного развития в соответ-
Ачба Любовь Викторовна
профессор Санкт-Петербургского филиала
Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации,
доктор экономических наук
197198, Санкт-Петербург, Съезжинская ул.,
Д. 15-17
Achba Lyubov' Viktorovna
St. Petersburg branch of the Financial University Under the Govermeht of the Russian Federation S'ezginskaya Str. 15-17, St. Petersburg, Russian Federation, 197198
ствии с разработанным механизмом инновационного роста; выбор приоритетных направлений инновационного развития малых предпринимательских структур; мониторинг инновационного развития, включающий в себя этапы и методы контроля над реализацией приоритетных направлений инновационного развития, а также процедуры внесения в них корректив.
Выводы. Обоснование этапов формирования стратегии инновационного развития малого предпринимательства позволило сформировать представление о новых экономических отношениях, которые должны предусматривать предварительный анализ готовности малых предпринимательских структур к активному участию в формировании новых направлений развития, в том числе и внедрению инноваций; составление специальной программы по инновационному развитию; формирование особых методов и форм контроля, позволяющих корректировать ход инновационного развития.
Ключевые слова: малое предпринимательство, стратегия развития, инновационное развитие, государственная стратегия инновационного развития, управление инновационным развитием
The paper presents the stages of strategy formation for innovative development of small businesses.
Aim. The study's goal is to demonstrate the urgent need for a structured strategy of innovative small business developments and describe the steps of forming such a strategy.
Tasks. The paper presents the author's approach to the concept of strategy, clarifies the mechanism by which the innovative development strategy for small businesses is formed, analyzes programs of small business development, and considers new directions for entrepreneurial development, including social and youth entrepreneurship.
Methodology. In this paper, various strategic aspects of innovative development for small businesses are considered using common scientific methods.
Results. Without a new, economically sound approach to innovative development strategies, it is almost impossible to create new economic relations. Such an approach should include a preliminary analysis of the readiness of small- and medium-sized enterprises (SMEs) for active participation in the formation of new areas of development, including (1) innovation, (2) preparation of a special program of innovative development, and (3) establishing special methods and forms of control that allow SMEs to adjust the course of innovative development.
The main stages of developing an innovative strategy for SMEs are (1) a comprehensive analysis of the
current state of small businesses; (2) development of mechanisms of innovative growth by identifying effective incentives at various levels, including those of small businesses, regions, industries, and the state as a whole; (3) identification and activation of the factors behind innovative development by SMEs; (4) guiding the direction of innovative development in accordance with the mechanisms of innovation-based growth; (5) selection of priority directions for innovative development of small businesses; and (6)monitoring the progress of innovative development, which includes utilizing steps and methods to control implementation of the priority directions of innovative development as well as procedures for corrections.
Conclusions. The author(s) suggested a strategic approach to achieve these goals. Clarification of the stages of development necessary for the implementation of an innovative strategy for small business required forming the concept of new economic relations, which should include a preliminary analysis of the readiness of small businesses for active participation in the formation of new areas of development, including innovation, preparation of a special program for innovative development, and development of special methods of control that allow adjustments in the course of innovative development.
Keywords: small business, strategy development, innovative development, the state strategy of innovative development, management of innovation development
Формирование стратегии инновационного развития с использованием инновационных возможностей устойчивого развития субъектов малого предпринимательства на сегодняшний день не имеет достаточно проработанной методологической и методической основы. Причин этому несколько, одной из них является недостаточная оценка возможностей инновационной деятельности, в том числе социальных и экологических [1, с. 56-58].
Прежде чем перейти к рассмотрению механизма формирования стратегии инновационного развития малой предпринимательской деятельности, необходимо определиться с понятием «стратегия» развития. Этот термин сегодня используется с нескольких позиций: «стратегия» как направление движения на длительном временном отрезке и как деятельность, относящаяся к выбору генерального направления движения, определяющий вектор самого направления движения к определенной заранее цели. Под стратегией предлагается понимать выбор генерального направления движения к заранее выбранной долговременной цели, что включает в себя оба значения понятия «стратегия» [2, с. 62-67]. Механизм формирования стратегии инновационного развития малой предпринимательской деятельности определяется в том числе инновационнообразующими факторами, под которыми авторы понимают механизм организации (в том числе ресурсообеспечения и стимулирования) инновационной деятельности, разработки, трансфера и внедрения инноваций, уровень развития мирового порога научных знаний, инновационный климат в стране и регионе, а также механизм коммерциализации результатов малой инновационной деятельности [3, с. 22-23].
Таким образом, под инновационнообразующими факторами (факторами инновационного роста) мы понимаем факторы, которые обеспечивают и стимулируют интенсивное развитие и инновационный рост (событие или установленную тенденцию), основой которого выступает поступательное развитие, направленное на создание, внедрение и распространение инноваций, повышение конкурентоспособности, а также свидетельствующее о зафиксированном качественном росте субъекта малого предприниматель-
ства, основанном на разработке или использовании < инновации [Там же, с. 22-24]. Факторы инновацион- ш ного роста в сравнении с факторами экономического | роста основаны на ускорении темпов совершенство- ^ вания производственных факторов благодаря техни- □= ческому прогрессу в виде инновационных изменений, 5 которые обеспечивают качественный скачок и самих х технологий, и научных представлений о них [Там же, ! с. 23-24]. В отличие от факторов экономического ш роста, которые включают в себя технический прогресс т в качестве самостоятельного фактора производства и 2 в качестве фактора роста самих факторов производ- > ства, факторы инновационного роста определяются не 2 просто техническим прогрессом, а инновационными н изменениями, которые характеризуют качественный < скачок и самих технологий, и научных представлений 1= о них [3].
СХ
Минэкономразвития РФ в настоящее время осу- х ществляет разработку стратегии развития малого о предпринимательства на период до 2030 г. с учетом н-положений федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ [4]. Разработка стратегии направлена на привлечение внимания государственной политики к таким проблемам, как увеличение доли граждан, вовлеченных в предпринимательскую деятельность на легальной основе, включение малых предпринимательских структур в производственно-технологические цепочки государственных компаний, реформирование системы финансовой, кредитной и ресурсной поддержки малых предпринимательских структур, укрепление межотраслевого и межрегионального взаимодействия, формирование устойчиво и эффективно функционирующей инфраструктуры поддержки предпринимательских структур, в том числе поддержки инновационной инфраструктуры [5]. Будущая стратегия должна позволить увеличить долю малого и среднего предпринимательства к 2030 г. в 2 раза по отношению к сегодняшней доле, а долю в ВВП страны довести до 40% (т. е. примерно до 100 трлн руб.) и обеспечить базу роста сектора малого и среднего предпринимательства на 7% в год [Там же].
В 2015 г. Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ ведет работу по созданию Федеральной корпорации по развитию малых предпринимательских структур, основными целями функционирования которой должно стать выстраивание структурной цепочки малых предпринимательских структур (субподрядчиков) для обеспечения потребностей крупных государственных компаний и реализация механизма диверсификации и аутсорсинга [6].
Механизм встраивания малых предпринимательских структур в цепочку производственно-технологического взаимодействия государственных компаний должен при определении победителя на аукционе по государственным закупкам учитывать принцип победы не просто «сильнейшего», но и определенную квоту среди участников в лице наиболее успешных малых предпринимательских структур в определенной сфере деятельности, в том числе из смежных отраслей и других регионов страны. Победа на аукционе по госзакупкам и соответствующие инвестиции должны доставаться только тем, кто работает в сфере социально-экономических глобальных интересов конкретного региона и отрасли. В том числе компании, некачественно и несвоевременно выполнившие госзаказ, должны исключаться из перечня участников как минимум следующего аукциона как не справившиеся
< с госзаданием, а компании, качественно и в срок ш решившие все поставленные госзаказом задания, в | первую очередь малые предпринимательские структу-^ ры, должны получать определенный бонус, например в
форме преимуществ при следующем аукционе. Таким 2 образом, надо выстраивать механизм своеобразной х мотивации предпринимательских структур [7], в пер-х вую очередь субъектов малого предпринимательства, ш формировать новый регламент выполнения работ, так т называемую транспортную карту, в которую необхо-£ димо включать кроме количественных и качественные > параметры оценки выполнения госзаказа (например, 2 своевременность и полнота выполнения договорных н обязательств).
< В целях обеспечения предпосылок для роста доли 1= малого предпринимательства региональными влах стями разрабатываются местные программы разви-х тия, которые будут согласовываться и встраиваться о в общую стратегию планового роста предпринима-н- тельских структур. Например, Правительством Санкт-
Петербурга в 2015 г. поддержка развития малого предпринимательства реализуется по следующим блокам поддержки [8]:
• расширение инфраструктуры поддержки;
• упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и кредитным ресурсам;
• обеспечение поддержки выхода субъектов малого предпринимательства на внешний по отношению к региону и международный рынки;
• информационно-консультационная поддержка;
• включение субъектов малого предпринимательства в программы социального партнерства и взаимодействия между собой и с исполнительными органами государственной власти.
К сожалению, данные блоки поддержки не учитывают направления молодежного предпринимательства и не выделяют отдельно поддержку социального предпринимательства, рассматривая лишь сферу социального партнерства и взаимодействия.
Правительством Санкт-Петербурга в 2015 г. также предусмотрены субсидии в рамках специальных программ поддержки субъектов малого предпринимательства, которые им предоставляются в целях возмещения уже понесенных затрат. Среди таких субсидий можно выделить субсидии в рамках следующих специальных программ поддержки субъектов малого предпринимательства: затраты на приобретение основных средств в лизинг; затраты на сертификацию продукции; затраты субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов; затраты субъектов малого предпринимательства на организацию и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста; затраты в рамках социального предпринимательства; затраты, связанные с кредитованием коммерческими банками субъектов малого предпринимательства [Там же].
Несмотря на новые перспективные проекты по развитию малого предпринимательства, среди основных проблем, которые сдерживают и даже тормозят предпринимательскую деятельность, можно выделить следующие: недостаток свободных помещений, в том числе предназначенных для осуществления промышленного производства, и их высокая стоимость; низкая квалификация свободных специалистов на рынке и их дефицит; недостаток ресурсов, в том числе финансовых, для беспрепятственного ведения предпринимательской деятельности, тем более
средств не хватает на обучение или переподготовку сотрудников; практически неподъемные процентные ставки на кредитные ресурсы; недостаточная предпринимательская активность, в первую очередь за счет неуверенности в успехе запуска собственного бизнеса. Уровень предпринимательской активности, тесно увязанной с экономической активностью, определяется удаленностью от границ крупного города, что в условиях протяженности России и значительного числа региональных различий можно изменить, расширив радиус предпринимательского воздействия на экономически активное население страны.
Развитие предпринимательской деятельности, в том числе производственного предпринимательства, не сможет принести позитивные результаты, пока кредитные организации будут играть на валютном рынке и принимать решения по выбору того, каким предприятиям и отраслям выдавать кредиты и в какие вкладывать инвестиции, а каким ограничивать допуск к финансовым ресурсам, основываясь только на собственной выгоде. ВВП экономически развитых стран в значительной степени зависит от уровня развития малого и среднего предпринимательства, в том числе производственного предпринимательства. Введение моратория на проверку предприятий малого бизнеса, поддержка малого предпринимательства в сельскохозяйственном секторе экономики (правительство планирует направить на поддержку малого сельскохозяйственного предпринимательства в 2015 г. около 8 млрд руб. [9]) является позитивным моментом, но нужны более решительные и глобальные мероприятия.
Такие, например, как создание необходимой производственной инновационной инфраструктуры, как в Новосибирской области, где власти области выстроили инфраструктуру промышленного логистического парка Новосибирской области и инновационного медико-технологического центра (первого в России медицинского технопарка) [10]. В связи с этим руководство страны дало поручение руководству местных и региональных властей создать специальные штабы, которые должны будут заниматься разработкой и внедрением региональных «дорожных карт» по развитию и совершенствованию инвестиционного климата конкретного региона [11]. Региональные «дорожные карты» по улучшению инвестиционного климата для функционирования субъектов малого предпринимательства конкретного региона должны включать механизм инфраструктурных элементов поддержки социального и социально ориентированного малого предпринимательства.
О необходимости разработки законодательного регулирования и системы государственной поддержки социально ориентированного малого предпринимательства уже задумались в руководстве страны; Госдума уже в ближайшем будущем будет рассматривать законопроект «О внесении изменений в федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"», который может сформировать базовые предпосылки для выстраивания структуры государственной поддержки становления малого социального предпринимательства в российских регионах и в стране в целом, в то время как его отсутствие приводит к недостатку всех видов ресурсов для решения проблем в социальной сфере и является одним из важнейших ограничений для развития малой предпринимательской деятельности. О важности и значимости малого предпринимательства социальной направленности говорит и тот факт, что социально ориентированные малые компании имеют
законодательно закрепленную в нормативных актах поддержку в Великобритании, Франции, Португалии, Испании, Греции, Бельгии, Польше.
Предлагаемый к рассмотрению в Госдуме законопроект должен определить направления социально ориентированной предпринимательской деятельности и виды специальных мер господдержки, а также наметить формы, с помощью которых будут реали-зовываться направления господдержки социально ориентированного малого предпринимательства (финансово-кредитное, имущественно-ресурсное, информационно-консультационное направления, поддержка в образовательной сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов предпринимательской сферы). Отечественный рынок социальных услуг, по расчетам Агентства стратегических инициатив, должен увеличиться к 2020 г. до 15 трлн руб. и привлечь вовлечь в малое социальное предпринимательство до 10% предпринимателей [12].
Социальное предпринимательство наряду с молодежным предпринимательством может послужить основой для деятельности территорий опережающего развития (ТОР), в первую очередь в моногородах, о значении которых свидетельствует проведенное Д. А. Медведевым совещание в городе Усолье-Сибир-ское Иркутской области в июле 2015 г. В 2014 г. в РФ запустили Фонд развития моногородов и профинансировали его на 3 млрд руб. (в 2016-2017 гг. запланировано финансирование на уровне 10,8 млрд руб. ежегодно) [13]. Эти средства направлены на цели совместного финансирования и инвестирования расходов региональных и муниципальных властей на инфраструктурное развитие и образовательные проекты по подготовке управленческих команд.
Процесс формирования ТОРов в моногородах несколько отличается от программы, которая уже реализуется на Дальнем Востоке, где такими «территориями» выступают производственные площадки, в то время как в моногородах статус ТОРа получает муниципалитет, что раскрывает больше возможностей для управленческих решений. Такие возможности власти моногорода могут получить на срок до 10 лет и при необходимости с продлением еще на 5 лет с использованием льгот по налогу на прибыль, льготы по уплате страховых взносов, а также субъекты РФ имеют право освободить своих предпринимателей на таких территориях от налога на имущество.
Потребность в создании предпосылок для формирования новой инновационной экономики, основанной на знаниях и на интеллектуальных продуктах, дополняется в последнее время необходимостью становления молодежного и социального малого предпринимательства. И в становлении молодежного и социального малого предпринимательства не последнюю роль должно сыграть усовершенствование инвестиционного имиджа конкретного региона в определенных сферах предпринимательской активности субъектов малого предпринимательства, т. е. необходимо разработать «инвестиционную дорожную карту», включив в нее информацию о перспективных инвестпроектах и объектах инновационной инфраструктуры (информацию об инициаторе проекта, о самом проекте, о его текущем состоянии и краткое инвестиционное предложение).
Сегодня уровень развития инвестиционного климата в регионах оставляет желать лучшего. Например, в Псковской области, где оценку деятельности поддержки региональной власти в сфере развития инвестклимата давали сами предприниматели, Агент-
ством стратегических инициатив был проведен опрос. < Оценивались 50 показателей по ряду направлений, ш в первую очередь: регулятивная среда, институты | для предпринимательских структур, инфраструктура ^ и ресурсы, а также поддержка малых предпринима- □= тельских структур. В результате была выявлена низкая 5 доля учащихся в промышленном и сельскохозяйствен- х ном производстве, на транспорте и в связи — всего х 1,65% от доли занятых в указанных отраслях. Не- ш достаточно эффективно показали себя и властные т структуры области, были негативные отзывы пред- 2 принимателей на регулятивные показатели: период > регистрации и лицензирования юридических лиц, 2 время подключения к газовым и электросетям [14]. н
Подходы к формированию стратегии инновацион- < ного развития малых предпринимательских структур 1= определяются механизмом управленческого воз- х действия на микро- и макроуровне, в этой связи х необходимо выстроить соответствующий алгоритм о управленческого воздействия, включающий выполне- н-ние следующих функций [15, с. 183-190]: направляющую — обоснование целевого вектора и алгоритма выбора методов достижения выбранных целей; координирующую — выстраивание взаимодействующих элементов системы управления, учитывающих критерии ресурсных ограничений и позволяющих приводить к единому вектору противоречивые интересы всех участников производственного процесса; стимулирующую — направленную на максимальное полное раскрытие потенциально возможных ресурсов малых предпринимательских структур в условиях поддержки движущих сил развития. Проблемы реализации вышеозначенных задач сводятся в целом к выстраиванию механизма стимулирования инновационной активности малых предпринимательских структур, направленного на максимальное полное раскрытие их потенциальных возможностей. Малые предпринимательские структуры, по нашей оценке, используют менее половины своего ресурсного потенциала и творческих возможностей своих сотрудников.
В вопросе о целях и побуждающих стимулах инновационной деятельности мнения представителей делового сообщества неодинаковы: большинство считает, что главной целью и основным стимулом является снижение издержек производства, второй по значимости целью является повышение производительности труда, следующее место занимает завоевание новых рынков сбыта, затем следуют увеличение прибыли и объемов выпуска товаров, повышение экологичности производства продукции, замена устаревшей продукцией и др. [Там же]. Т. е. мы видим, что предпринимателей толкает на разработку и внедрение инноваций, на раскрытие инновационного потенциала малых предпринимательских структур. Прежде всего, это сокращение собственных издержек, которые имеют конечные значения. Инновации, определяющие сокращение издержек, не способны раскрыть полностью инновационный потенциал малых предпринимательских структур.
Управленцы ожидают от инновационного процесса достижения краткосрочных тактических целей в большей степени, чем решения стратегических долгосрочных задач полной модернизации производства и завоевания новых рынков, поэтому необходимо формирование стратегии инновационного развития малых предпринимательских структур. Главной целью формирования стратегии инновационного развития малых предпринимательских структур является раскрытие инновационного потенциала и усиление
< экономического эффекта при постоянном снижении ш удельного веса затрат и, что не менее важно, обе-| спечение снижения рисков инновационного процесса. ^ Задачи, обозначенные в проекте «Основ политики
Российской Федерации в области развития науки и 2 технологий на период до 2020 года и дальнейшую пер-х спективу» перед хозяйствующими субъектами и эко-х номикой РФ в целом для достижения стратегической ш цели госполитики в области инновационного развития, т определяют вектор формирования инновационной £ стратегии поступательного развития: качественное > ускорение запуска инновационных процессов и рост 2 эффективности господдержки инновационного раз-н вития [16, с. 2], но, по мнению авторов, к одной из
< важнейших задач необходимо отнести на сегодняшний 1= день и задачу формирования спроса на инновации. х Кроме того, к основным задачам формирования страх тегии инновационного развития малых предпринимаем тельских структур авторы относят:
н- • выявление ограничений, определяющих развитие малых предпринимательских структур;
• определение факторов инновационного роста;
• формирование системы финансирования инновационного развития и разработка приоритетных направлений инновационного развития малых предпринимательских структур [17, с. 407-415; 18]. Процесс формирования стратегии инновационного развития определяет совершенствование форм и методов управления малыми предпринимательскими структурами, а, следовательно, повышение эффективности управления. Задача, которая возникает перед малыми предпринимательскими структурами, состоит в том, чтобы найти свой профиль деятельности, свое место в деловом мире и свой стиль поведения, позволяющий обеспечить основы долгосрочного поступательного предпринимательского успеха и надежного финансового благополучия с целью устойчивого инновационного развития. Формирование стратегии инновационного развития малых предпринимательских структур требует изменения не только и не столько форм и методов хозяйствования, но и перестройки мышления участников. Очевидно, что без нового экономически обоснованного подхода к стратегии инновационного развития практически невозможно реально создать и новые экономические отношения.
В управлении такими изменениями можно выделить несколько характерных моментов:
• предварительный анализ готовности малых предпринимательских структур к активному участию в формировании новых направлений развития, в том числе и внедрению инноваций;
• составление специальной программы по инновационному развитию;
• формирование особых методов и форм контроля, позволяющих корректировать ход инновационного развития.
Основными этапами формирования стратегии инновационного развития малых предпринимательских структур выступают:
• комплексный анализ состояния малых предпринимательских структур с точки зрения основных их составляющих, а также факторов и ограничений инновационного роста;
• формирование механизма инновационного роста на основе выявления инновационных стимулов на уровне малых предпринимательских структур, на уровне регионов, отраслей и государства в целом;
• выявление и активизации факторов инновационного роста малых предпринимательских структур;
• формирование направлений инновационного развития в соответствии с разработанным механизмом инновационного роста;
• выбор приоритетных направлений инновационного развития малых предпринимательских структур;
• мониторинг инновационного развития, включающий в себя этапы и методы контроля над реализацией приоритетных направлений инновационного развития, а также процедуры внесения в них корректив.
Литература
1. Хеймо Т. Устойчивое развитие — стимул или препятствие для инноваций? // Инновации. Журнал об инновационной деятельности. № 9 (107). 2007. С. 56-58.
2. Кошелева Т. Н. Выбор стратегии малых инновационных венчурных предприятий (на материалах химической промышленности): Дисс. ... канд. экон. наук. СПб., 2007. 220 с.
3. Кошелева Т. Н. Управление формированием инновационной среды малого предпринимательства: Дисс. ... д-ра экон. наук. СПб., 2014. 404 с.
4. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ru/70684666/#help.
5. Предприниматели и эксперты могут принять участие в разработке стратегии развития малого и среднего бизнеса // Официальный сайт издания «Экономика и жизнь»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.eg-online.ru/news/286172/.
6. Федеральная корпорация по развитию МСП сформирует систему поставщиков малых предприятий вокруг крупных российских компаний. Информагентство INFOLine: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy. gov.ru/minec/about/structure/depmb/2015060703.
7. Кочетова М. Малый бизнес нужно мотивировать к участию в госзакупках // Парламентская газета: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pnp.ru/news/detail/89864.
8. Малый бизнес является приоритетным направлением политики Санкт-Петербурга // Информационное агентство «Невские новости»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nevnov.ru/city/officialnews/malyj-biznes-yavlyaetsya-prioritetnym-napravleniem-politiki-sankt-peterburga/.
9. На поддержку малых предприятий на селе могут выделить 8 млрд рублей // Информагентство «РИА Новости»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/ economy/20150721/1140185988.html.
10. Медведев отметил значимость развития новых технопарков в России // Информагентство «РИА Новости»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/ economy/20150721/1139912692.html.
11. Путин поручил создать штабы по улучшению инвесткли-мата в регионах // Информагентство «РИА Новости»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/ economy/20150720/1138049695.html.
12. Социальное предпринимательство поддержат законодательно // Официальный сайт издания «Экономика и жизнь»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.eg-online.ru/news/286353/.
13. Российские власти обсудили создание ТОР в кризисных моногородах // Информагентство «РИА Новости»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/ economy/20150722/1142189362.html.
14. Бизнес положительно оценивает инвестиционную инфраструктуру Псковской области // Информационное агентство «Портал государственных органов Псковской области»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.pskov.ru/novosti/02.07.15/58860.
15. Кошелева Т. Н. Методологические основы формирования стратегии инновационного развития малого предпринимательства // Экономика и управление инновационными процессами, проектами, программами: Мат-лы Междунар. заочной науч.-практич. конф. / Науч. ред. С. Н. Апенько; Отв. ред. Ю. А. Фомина. Омск, 2015. С. 109-113.
16. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу // Сайт Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.miiris.ru/texts/policy2020_draft.pdf.
17. Кошелева Т. Н. Инновационная инфраструктура как важнейшая предпосылка развития малого предпринимательства в условиях становления национальной инновационной системы // European Social Science Journal. 2013. N 6. С. 407-415.
18. Ачба Л. В. Экономическое обоснование эффективности лизинговых операций // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 15 (201). С. 14-21.
References
1. Kheymo T. Ustoychivoe razvitie — stimul ili prepyatstvie dlya innovatsiy? [Sustainable development - a stimulus or a hindrance to innovation?]. Innovatsii, 2007, no. 9, pp. 56-58.
2. Kosheleva T. N. Vybor strategii malykh innovatsionnykh venchumykh predpriyatiy (na materialakh khimicheskoy pro-myshlennosti). Kand. ekon. nauk diss. [Choosing a strategy of small innovative ventures (on materials of the chemical industry). Cand. econ. sci. diss.]. St. Petersburg, 2007. 220 p.
3. Kosheleva T. N. Upravlenie formirovaniem innovatsionnoy sredy malogo predprinimatel'stva. Dokt. ekon. nauk diss. [Management of formation of innovative environment of small business. Dr. econ. sci. diss.]. St. Petersburg, 2014. 404 p.
4. On the strategic planning in the Russian Federation. Federal Law of June 28, 2014 № 172-FZ. Available at: http://base. garant.ru/70684666/#help. (in Russ.).
5. Entrepreneurs and experts can participate in the development of strategy of small and medium businesses. Ekonomika i zhizn', July 21, 2015. Available at: http://www.eg-online.ru/ news/286172/. (in Russ.).
6. Federal corporation on the development of small and medium business will create a system of suppliers of small businesses around major Russian companies. July 06, 2015. Available at: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depmb/2015060703. (in Russ.).
7. Kochetova M. Small businesses need to be motivated to take part in public procurement. Parlamentskaya gazeta, July 08, 2015. Available at: http://www.pnp.ru/news/detail/89864. (in Russ.).
8. Small business is a priority policy of St. Petersburg. Information < Agency "Nevskie novosti", July 02, 2015. Available at: http:// ^ nevnov.ru/city/officialnews/malyj-biznes-yavlyaetsya-prioritet- 2 nym-napravleniem-politiki-sankt-peterburga/. (in Russ.). ^
9. 8 billion rubles could be allocated to support small businesses lu in rural areas. July 21, 2015. "RIA Novosti" Information Agency. ^ Available at: http://ria.ru/economy/20150721/1140185988. ^ html. (in Russ.). x
10. Medvedev stressed the importance of the development x of new technology parks in Russia. July 21, 2015. "RIA ^ Novosti" Information Agency. Available at: http://ria.ru/ ^ economy/20150721/1139912692.html. (in Russ.). <
11. Putin ordered to create headquarters to improve the invest- c ment climate in the regions. July 20, 2015. "RIA Novosti" ^ Information Agency. Available at: http://ria.ru/econo- ^ my/20150720/1138049695.html. (in Russ.). k
12. Social entrepreneurship will be supported by law. Ekonomika < i zhizn', July 22, 2015. Available at: http://www.eg-online. ^ ru/news/286353/. (in Russ.). x
13. The Russian authorities have discussed the creation of ter- ^ ritories of priority development in crisis monocities. July 22, 2015. "RIA Novosti" Information Agency. Available at: http:// ° ria.ru/economy/20150722/1142189362.html. (in Russ.). ^
14. Business positively assesses the investment infrastructure of the Pskov region. July 02, 2015. Information Agency "Portal of the state bodies of the Pskov region". Available at: http://www.pskov.ru/novosti/02.07.15/58860. (in Russ.).
15. Kosheleva T. N. Metodologicheskie osnovy formirovaniya strategii innovatsionnogo razvitiya malogo predprinimatel'stva [Methodological bases of formation of strategy of innovative development of small business]. Ekonomika i upravlenie in-novatsionnymi protsessami, proektami, programmami. Mat. mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. [Economics and management of innovation processes, projects, programs. Proc. int. distance sci.-pract. conf.]. Omsk, 2015, pp. 109-113.
16. The policy framework of the Russian Federation in the field of science and technology for the period up to 2020 and beyond. Available at: http://www.miiris.ru/texts/policy2020_ draft.pdf. (in Russ.).
17. Kosheleva T. N. Innovatsionnaya infrastruktura kak vazhney-shaya predposylka razvitiya malogo predprinimatel'stva v usloviyakh stanovleniya natsional'noy innovatsionnoy sistemy [The innovative infrastructure as a vital prerequisite for the development of small business in the conditions of formation of the national innovation system]. European Social Science Journal, 2013, no. 6, pp. 407-415.
18. Achba L. V. Ekonomicheskoe obosnovanie effektivnosti liz-ingovykh operatsiy [Economic substantiation of efficiency of leasing operations]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya, 2014, no. 15, pp. 14-21.
Российский научный журнал «Экономика и управление» включен в международную базу данных EBSCO
В мире изданий, посвященных проблемам экономики, российский научный журнал «Экономика и управление» по праву признан одним из ведущих научных изданий. Журнал включен в Перечень ВАК, в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Сведения о публикациях издания представлены в международной справочной системе по периодическим и продолжающимся изданиям Ulrich's Periodical Directory.
Важным показателем признания и оценки научного статуса журнала в международном сообществе стало его включение в международную базу данных EBSCO.
EBSCO — один из ведущих поставщиков электронных сервисов и баз данных на рынке информационных услуг, который представляет более 200 научных, технических и медицинских баз для различных групп пользователей. База данных EBSCO содержит более 30 000 полнотекстовых журналов, книг, брошюр, газет, справочников и аналитических обзоров.
В результате рецензирования журнала редакцией было получено подтверждение о включении РНЖ «Экономика и управление» в базы EBSCO: Business Source International и Business Source Corporate Plus, которые содержат обширную коллекцию библиографических сведений и полных текстов. К числу разнообразных изданий, предлагаемых этими базами данных, относятся указатели и рефераты наиболее важных научных журналов по бизнесу за период с 1886 г. по настоящее время.
Несомненно, что это только первый шаг издания и в последующем журнал по праву займет свое место в многочисленных реферативных базах данных.